| Много раз я говорил пред чашей Завета Твоего: не дам Тебе лобзания, яко Иуда, и опять возвращался безумно в плен дьявола. Есть ли мне и после сего надежда покаяния? Отверзутся ли мне еще двери милосердия Твоего? Приимешь ли паки предателя Своего, тясячекратно распинавшего Тебя грехами своими? Но слышу вожделенный глас Твой, Человеколюбче: яко не призвати праведные, но грешные в покаяние взыскати и спасти погибшего приходил Ты на землю. Верую, что бесконечная благость Твоя ищет и меня заблудшего, что бездна милосердия Твоего покроет все множество и моих бесчисленных зол. Буди убо Спаситель и мне погибшему; не отврати лица Твоего и от меня оскверненного; яви человеколюбие и на мне, достойном всех мучений ада! Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей! Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче! Чего требует истинное покаяние? Требует совершенного оставления греха, совершенного изменения образа жизни – мыслей, чувствований и действий, совершенного обновления и возрождения духовного. Но совлечься ветхого человека не так легко, братья мои, как переменить изветшавшую одежду на новую. Здесь предстоит подвиг тяжкий и болезненный, брань жестокая и упорная. Враг наш дьявол не упускает своей добычи без ожесточенного сопротивления; самая плоть наша вопиет с болезнью при неизбежных в покаянии лишениях и трудах; самый мир, т.е. окружающие нас люди, руководимые еще духом века сего или по легкомыслию, или по неразумному усердию ставят преграды и препоны подвизающемуся в покаянии. Нужно возненавидеть грех до того, чтобы одна мысль о нем приводила нас в трепет, чтобы каждый злой помысл, появляющийся в душе, ужасал нас как змея, готовая ужалить. Нужно вооружиться всей силой духа против собственной греховной природы, чтобы никакие вопли ее, самые болезненные, не могли совратить нас от пути заповедей Божиих. Нужно укрепиться всем мужеством и терпением против наветов мира, до того, чтобы быть в состоянии не увлечься никакими соблазнами, перенести всякое уничижение, презрение, оклеветание, разорвать, если нужно, самые нежные узы родства и дружбы. |
| Теперь один взгляд на бренное, по существу своему, тело, многие веки пребывающее, благодатью Божией, нетленным, вопреки всем так называемым законам природы, уничтожает все сомнения, теперь не веруешь только, а видишь, что для Всемогущего вся возможна суть, что пред Господом жизни, и умершие живы. – Ибо, если и умирают, повидимому, святые и почиют во гробах, но кто живее их? Из гробов своих они совершают такие дела, каких не может совершить вся сила и вся мудрость живущих людей. При сем чуде нетления, нет места вопросам: возможно ли, и как возможно бессмертие тела? Прииди, и виждь; осяжи, и веруй! Не какое-либо чуждое, а подобострастное нам тело, по глаголу Божию, пребывает нетленным и по смерти: по тому же всемогущему глаголу, и наше нетленное тело облечется в нетление, и смертное сие облечется в бессмертие, и самая смерть, как ни страшна и ни сильна она теперь, пожерта будет животом. Не одна, впрочем, смерть, а и жизнь наша покрыта не малым мраком, для рассеяния коего нужен постоянно свет свыше. Кто мы и откуда? Зачем рождаемся и живем? Что будет с нами по смерти? Как жить и действовать нам сообразно существу своему и цели бытия своего? Подобные вопросы, которые так неотразимо теснятся в душу в часы уединенной беседы с своей совестью, всегда оставались и навсегда останутся неразрешимой загадкой для человеческого разума. Правда, Господь Бог, благоволивший искупить нас от смерти, не оставил нас в неведении нашей жизни: Он послал нам свет истинный, просвещающий всякого человека грядущего в мир, открыл нам цель бытия нашего – на небе, указал прямой и верный путь к этой цели в своем Божественном законе. Но прельстивший нас в начале враг наш продолжает обольщать и доселе; он устроил множество распутий порока, гладких и приятных для вида. Куда же идти? По пути ли закона Божия, который – по большей части усыпан колючим тернием, или по распутьям порока, которые вначале всегда усеяны цветами? Господь Бог – в подкрепление нашей немощи, в ограждение воли нашей от соблазнов, предупредил нас своими обетованиями и угрозами. |
| Не смотря на то, что и самому В.В. Латышеву он «на первый взгляд представляется весьма странным, чтобы не сказать загадочным», – исследователь его принимает и всячески подкрепляет – и самоотверженным характером еп. Ермона, готового положить душу свою за паству Христову (но при таком настроении святителя естественнее было ему самому отправиться на проповедь в угрожаемые гонением места, чем посылать других миссионеров), и сравнительным спокойствием в Палестине, когда на остальном пространстве империи свирепели преследования. «При таких обстоятельствах, когда христиане в самой Палестине могли жить сравнительно спокойно 20 , тогда как из других стран до них, без сомнения, доходили вести о жестоких гонениях на христиан и усилении «эллинизма», Ермон Иерусалимский, если он действительно отличался такой энергией и ревностью к вере Христовой, как рисует вышеприведенная характеристика 21 , естественно мог возыметь благую мысль избрать из окружающей среды наиболее надежных и твердых в вере лиц и, посвятив их в епископы, разослать в качестве миссионеров в те страны, где христианство подвергалось особенно сильной опасности от гонителей» (36–37). Как видим, в доказательствах г. Латышева фактов нет, а есть одни предположения, сами нуждающиеся в подтверждениях. И психологически и логически нельзя допустить, чтобы из мест, менее затронутых гонением, посылались миссионеры в места, всего более страдавшие от него, для проповеди Христова учения, т. е. для еще большего возбуждения языческой злобы и ненависти. Естественнее допустить уклонение от гонений, как это сделал св. Киприан карфакенский. По показанию древнейшего жития, принимаемому г. Латышевым, Ермон иерусалимский первоначально послал пятерых епископов – Ефрема, Василея, Евсения, Елпидия и Агафодора на северо-запад Малой Азии, где находилась столица Диоклетиана, и уже отсюда первые двое отделились и отправились в «страны Тавроскиоския» (37). Но как ни бушевало здесь гонение, посылать сюда миссионеров и притом в звании епископов нельзя было никому со стороны, потому что здесь давно уже было утверждено христианство (припомним свидетельство Плиния Младшего) и существовала своя иерархия. |
| С. не делало его прогрессистским ( Дестивель. 2008. С. 107). Кроме того, на 3-й сессии миряне (без учета относившихся к клиру псаломщиков) уже не составляли большинства (из числа действительных участников их было 49%). С каждой сессией снижалась посещаемость заседаний П. С.: общее количество присутствовавших на пленарных заседаниях членов Собора, по подсчетам исследователя П. С. свящ. Е. А. Агеева, на 1-й сессии составило 533 чел. при среднем числе участвовавших в заседаниях 363 чел., на 2-й сессии - 330 чел. при среднем - 245 чел., на 3-й сессии - 227 чел. при среднем - 162 чел. Если на 2-й сессии на П. С. оказались не представленными Киевская, Тифлисская, Финляндская, Полтавская, Кубанская, Омская, Благовещенская, Варшавская и Японская епархии, то на 3-й сессии к этому перечню добавились Волынская, Североамериканская, Самарская, Симбирская, Оренбургская, Донская, Владикавказская, Ставропольская, Туркестанская, Уфимская, Тобольская, Томская, Иркутская, Енисейская и Забайкальская епархии. Средний возраст членов П. С. в период его 1-й сессии составлял 46 лет, большая часть делегатов принадлежала к возрастной категории от 40 до 49 лет (201 чел.) при 31 чел. в младшей возрастной категории (от 20 до 29 лет). Самым молодым участником Собора был 25-летний Д. А. Лащенков, самым пожилым - архиеп. Агафодор (Преображенский ; впосл. митрополит), к-рому во время Собора исполнилось 80 лет. Большинство членов Собора имели высшее образование: не менее 275 чел.- духовное, не менее 104 чел.- светское, итого не менее 379 чел. окончили ун-т или Духовную Академию. Среди них было как минимум 28 докторов наук и 43 магистра, более 40 участников были практикующими учеными. 59% членов П. С. происходили из духовенства, 13% - из крестьян, 10% - из дворян, 5% - из мещан, 4% - из чиновников, 2% - из купцов, 1% - из казаков, в отношении 6% членов Собора сословное происхождение не ясно. Работа на 1-й сессии П. С. (авг.-дек. 1917) П. С. открылся в Успенском соборе Московского Кремля в его престольный праздник (15 авг. |
| 1987. P. 257). Неизвестно, на каком основании Евсевий датировал гибель Л. м. (иногда, обращаясь к сказаниям о мучениках, он приводил произвольные датировки; см. статьи Карп, Папил(а), Агафодор и Агафоника ; Пионий ). Высказывалось мнение, что в использованных им источниках не было четких хронологических указаний; он знал только то, что Л. м. пострадали в годы правления Марка Аврелия (161-180), после избрания Римского еп. Елевферия (170/7-185/93) (см.: Barnes. Pre-Decian. 1968. P. 518; Birley. 1987. P. 201, 261). П. Нотен полагал, что гонение в Лугдуне могло произойти ок. 175 г. ( Nautin. 1961. P. 62-65), а Барнс считал возможной более позднюю датировку ( Barnes T. D. Eusebius and the Date of the Martyrdoms//Les martyrs. 1978. P. 137-143). Т. о., Л. м., вероятнее всего, погибли между 175 и 180 гг., но исследователи обычно принимают традиц. дату - 177 г. (см.: Dehandschutter. 2005. Р. 7-8). Из Послания неясно, как долго продлилось гонение на христиан. В частности, нет сведений о том, сколько времени заняло получение легатом ответа от императора (это зависит от того, где находился Марк Аврелий; если он был в Риме, ответ мог быть получен в короткий срок). Окончательный суд над Л. м. состоялся незадолго до 1 авг., когда начинался лугдунский праздник в честь Рима и Августа, а последние мученики скорее всего погибли не позднее сер. авг. Критика Послание Лугдунской Церкви считается одним из важнейших источников по истории гонений на христиан во II в., однако некоторые исследователи высказывали сомнения в его достоверности. Так, Дж. У. Томпсон предположил, что Евсевий ошибочно датировал гибель Л. м.; в действительности эти события произошли при имп. Аврелиане (270-275) ( Thompson. 1912). Эта гипотеза подверглась критике (см.: Idem. 1913). И. Делеэ назвал сомнения в аутентичности Послания «совершенно неправдоподобными» ( Delehaye. Passions. P. 90-91). Однако Нотен высказал мнение, что в тексте присутствуют интерполяции и недостоверные сведения. В Послании говорится, что легат попросил у императора указаний относительно того, как следовало поступать с римскими гражданами; ответ «христиан казнить, отрекшихся отпустить на свободу» не соответствовал вопросу наместника. |
| О том, что доброе всеяно в самой природе нашей От природы благочестие в нас. И благоугождающим Богу было открыто ведение того, чего исполнение соблюдается напоследок в течение многого времени. Всему этому да научат тебя и Енос, который сам собою познал Бога, и Енох, который не только благоугодил Богу, но даже перешел к жизни лучшей и доныне пребывает в живых, и Мельхиседек, который священнодействовал, принося хлеб и вино ( Быт.14:18 ), и предуказал тем образ Божественных Таин. 432. Кельсу Земледельцы с корнем выдергивают вырастающие вместе с пшеницею плевелы, чтобы иметь в руках во время жатвы чистый плод. Посему и тебе надлежит отсекать помрачающие ум пороки, чтобы здравая и не причастная никакой страсти совесть возделывала брашно, пребывающее в живот ( Ин.6:27 ). 433. Соломону Если неистовствует и с яростью восстает на тебя пожелание плоти твоей и разгорячает ее зной лености, то напомни ей о будущем огне – и угаснет, потому что здешнее распаление блуда имеет концом тамошнюю печь. 434. Криспу Если действует в тебе яд сребролюбия, этот корень всем злым ( 1Тим.6:10 ), и, к себе обратив все чувства, приводит в такое неистовство, что вдаешься в идолослужение, то отвечай ему богопреданным словом: Господу Богу моему поклонюсь и Тому единому послужу ( Мф.4:10 ). И действие яда кончится, а ты вполне отрезвишься. 435. Агафодемону С ожесточением выведываешь ты о жизни монахов и иереев, ища в ней безгрешности, которая свойственна одному Богу и преуспевающего в которой нет между людьми. Но если желаешь найти сообразное с природою, то вот оно: не вдаваться ни в какую произвольную неправду, что возможно человеку святому; не впадать во многие невольные неправды, что свойственно вознамерившимся приблизиться к Богу; а меньшее этого, но весьма удобное для многих – не оставаться надолго в грехах. 436. Зосиме О пришествии Божием Пришествие Сына Божия во плоти, соделавшееся целебным для грехов человеческих, устрашило всех: и людей, и демонов: одних – уверив в пощаде их естества, как вступившего в единение с Богом, а других – понудив отказаться от злоумышления против сего естества, как соделавшегося наконец безгрешным. Но тебя и это все же не смягчило, не привело в страх, не научило целомудрию. Посему, если ты человек, то да вразумит тебя первое пришествие, а если демон, – то да научит второе – не употреблять во зло прекрасной природы своей, предаваясь страстям. Ибо предстанешь на Суд дать отчет во всем этом и за долговременное бесчувствие подвергнуться продолжительной ответственности. 437. Врачу Оривасию |
| В Горловке сотрудники московской больницы святителя Алексия провели курс первой помощи для студентов Горловка, 11 марта 2025 г. Учебный центр столичной Центральной клинической больницы святителя Алексия, митрополита Московского, провел в Горловке курс по оказанию первой помощи с элементами тактической медицины для студентов Донецкого государственного педагогического университета имени В. Шаталова. Курс первой помощи с элементами тактической медицины Учебный центр больницы святителя Алексия проводит в Горловке уже второй раз. Он организован по благословению митрополита Горловского и Славянского Митрофана при поддержке отдела по делам молодежи Горловской епархии, сообщает Патриархия.ru . «В нашем прифронтовом городе развитие навыков оказания первой помощи себе и другим не просто актуально, а жизненно необходимо. Почему важно именно для молодежи, для прошедших обучение студентов? Молодежь — самая активная категория населения. Многие ребята занимаются волонтерской деятельностью. По этой причине подобные курсы являются прекрасной возможностью уменьшить риски для жизни как самих обучающихся, так и всех тех, кто в случае опасности будет находиться рядом с человеком, обладающим навыками оказания первой помощи», — рассказал руководитель отдела по делам молодежи Горловской епархии архимандрит Агафодор (Поляков). Для обучения горловских студентов из Москвы с 23 по 27 февраля 2025 года приезжали три преподавателя Учебного центра больницы святителя Алексия. Они привезли с собой манекены и тренажеры для отработки сердечно-легочной реанимации, приема Геймлиха, тампонады ран и другое оборудование. Студенты научились расставлять приоритеты в оказании первой помощи, на практике освоили, как накладывать жгуты и давящие повязки для остановки кровотечений, делать сердечно-легочную реанимацию, эвакуировать из опасной зоны. Особое внимание было уделено обеспечению собственной безопасности и самопомощи. На практических отработках слушатели получили навык работы в команде, что важно для эффективной организации помощи в чрезвычайной ситуации. Больница святителя Алексия — медицинское учреждение Русской Православной Церкви, многопрофильное лечебное учреждение на 290 мест. В больнице лечатся люди из всех регионов России вне зависимости от вероисповедания. Открыты филиалы в Ивановской, Московской и Ярославской областях. Работает лицензированный Учебный центр по подготовке младших медсестер по уходу за больными. Больница является одним из главных центров в России по обучению сестер по уходу и по развитию сестричеств милосердия. 11 марта 2025 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку |
| 12. Закрытие доступа окончившим семинарию в высшие светские учебные заведения, из-за чего задерживались озлобившиеся за это насилие и заражавшие своим озлоблением других (Сергий Финляндский). 13. Отсутствие воспитания в собственном смысле (Владимир Московский, Гурий Новгородский, Тихон Пензенский, Иннокентий Тамбовский). Кроме этого, делу воспитания сильно мешало: 14. Многолюдность семинарий и училищ (Питирим Курский, Иннокентий Тамбовский). 15. Назначения на ответственные должности лиц с неустановившимся еще, вследствие их возраста, характером и взглядами (Евлогий Холмский). 16. Постоянная перемена начальствующих лиц, особенно монахов (Арсений Харьковский, Архангельский Комитет, Гурий Новгородский, Дмитрий Херсонский). 17. Общежития с большим количеством воспитанников (Назарий Нижегородский). Отсюда следовали: 18. Рознь и неприязнь между воспитателями и воспитанниками (Архангельский Комитет, Иоаким Оренбургский, Гурий Новгородский, Евлогий Холмский). 19. Упадок дисциплины (Арсений Харьковский, Евлогий Холмский, Владимир Екатеринбургский). 20. Светские преподаватели богословских наук, не знающие глубины пастырского служения, не одушевленные пастырскими идеалами (Тихон Костромской, Агафодор Ставропольский). «Преподаватель практических дисциплин по пастырству хотя и добрый, религиозный человек, не внушал нам большое доверие. Когда он в вицмундире иногда горячо говорил нам о задачах пастырства или учил церковному проповедничеству, невольно в душе возникал искусительный вопрос: почему же он, так просто трактующий о пастырстве, сам не идет по этому пути? Когда один из наших преподавателей на наших глазах сделался священником, мы почувствовали к нему особое уважение, которым он дотоле у нас не пользовался», - пишет митр. Евлогий (Георгиевский). 21. Возложение на одних и тех же лиц обязанностей учебно-административных и хозяйственных (Дмитрий Херсонский, Владимир Московский). 22. Чрезмерная нагрузка воспитателей (Дмитрий Херсонский). 23. Материальная необеспеченность преподавателей (Дмитрий Херсонский). |
| Никто не среагировал и ближе не подошел. Боялись. Фото: Tomi Tapio K/flickr.com Наконец кот вырвался, быстро и энергично начал пересекать пространство правой стороны алтаря, собираясь выскочить в южную боковую дверь. Выбранный маршрут кота проходил прямо под ногами о. Трифона, и тот вдруг сделал какой–то совершенно неестественный книксен, думая, что кот, накрытый архимандричьей рясой, потеряет направление, устрашится монашеской темноты, и мы его снова поймаем. Не тут–то было. Кот нисколько не был смущен ни темнотой, ни рясой Его Высокопреподобия и, выскользнув, с прежней скоростью бежал по намеченному пути. В это время началась ектения по третьей песни канона. И все бы обошлось, если бы не громадное зеркало, которое было встроено в дверцу шкафа для облачений. Оно было так чисто, так аккуратно протерто чьей-то заботливой тряпочкой, что кот, увидев отражение приоткрытой двери в зеркале, бросился в эту щель, чтобы выбежать из алтаря. Раздался глухой стук – это кот врезался головой в зеркало. Его буквально отбросило метра на полтора назад. Кот понял, что отсюда, через, так сказать, боковую дверь, ему не уйти, и побежал к Царским вратам главного алтаря. В это время завершалась ектения и о. Николай Воробьев, ключарь Патриаршего собора, заканчивал говорить возглас по третьей песне канона. По уставу полагается повернуться в конце возгласа и поклониться Святейшему Патриарху, который в это время помазывал народ. Во время помазания Патриарх не глядел в сторону Царских врат. Но на возглас священника он как раз должен был поднять глаза и благословить его, как полагается по уставу. Все совпало до секунды! Поклон священника, поднятый взор Патриарха и кот, пулей выскакивающий из Царских врат как раз в это мгновение. Фото: snim.net Отцы впали в отчаяние и стали нещадно обвинять меня: – Ну, конечно, это все из-за тебя, это ты виноват, звероловец несчастный. Сейчас Патриарх будет в таком гневе, что достанется всем! Что делать? – Надо упредить Святейшего, и как только он войдет в алтарь, сразу же просить у него прощения, он и смягчится,– сказал о. Агафодор. |
| и П. пыткам в случае отказа совершить жертвоприношение. Придя в Фиатиру, проконсул призвал жителей города в храм Зевса для совместного поклонения божеству. К. и П. не захотели войти в святилище, после чего случилось землетрясение и храм рухнул. Тогда мучеников заковали в цепи и привели в преторий. Там они снова отказались подчиниться приказу императора, обличили языческих богов и исповедовали Христа. Проконсул повелел привязать К. и П. к коням и т. о. тащить в Сарды. За мучениками следовали их слуги, в числе к-рых был Агафодор. Ночью К. и П. явился ангел и укреплял их. В Сардах К. и П. заключили в темницу, а на следующий день доставили в преторий. Проконсул пытался склонить мучеников принести жертву богам, обещая им почести и славу. Т. к. К. и П. оставались непреклонными, их вновь бросили в темницу, а Агафодора били воловьими жилами и мучили до тех пор, пока он не скончался. Жители Сард похоронили останки святого в пещере. На следующий день проконсул вызвал К. и П. на допрос, но мученики вновь отказались выполнить имп. повеление. Тогда проконсул приказал привязать их к коням и тащить т. о. в Пергам. Во время следующего допроса Коккиан, узнав, что К.- сын языческого жреца, предложил епископу последовать примеру отца, но он не согласился. Тогда его подвергли страшным мучениям: истязали крюками, опаляли светильниками, раны посыпали солью, а затем бросили в темницу. После этого на допрос привели П. Он сказал, что родом из Фиатиры и по профессии врач. Проконсул стал убеждать П. поклониться Асклепию, Гиппократу и Галену - покровителям медицины. На это мученик предложил Валлериану, чтобы языческие врачеватели исцелили его советника Коккиана, слепого на один глаз. Однако все их попытки оказались тщетными, тогда П. сотворил чудо: по его молитве невидящий глаз советника прозрел, и многие уверовали во Христа. В тот же день П. исцелил мн. др. тяжелобольных, а Коккиан крестился и остался в Пергаме среди христиан. Через 3 дня П. был подвергнут страшным пыткам: его жгли горящими светильниками и бросали в него камни, однако мученик оставался непреклонен. |
| |