Дабы не остаться при одном общем месте, я представляю некоторые примеры на удачу. Возьмем образчик из догматов о порядках богов и их разрядах. Египет. Развернем Гёрреса об Египте: «Бог, по религии египетской, прежде всего создал Кнефа (Кнуфиса, Нуфи, Агафодемона), создателя духа, света и мира. Он сам – первый свет; он – Гермес, чистый дух, написавший священные книги прежде сотворения мира. Был свет и была тьма; явилось слово и началось создание мира». 29 «Первое произведение был Ффа, долженствующий совершать творение Кнефа, устроитель мира, дух жизни всех творений». 30 «От Кнефа произошло семь божеств небесных. Из них – первое Ффа; второе Пан-Мендес, всеобщий производитель, мужеская сила порождения, старший из сих богов. Из них Ифестобула, огнь, проникнутый влажностью, дщерь, первобытная земля оплодотворенная, женская сила порождения. Солнце – Озирис есть третий Демиург, составляющий, вместе с Кнефом и Ффою, троицу одну из троиц египетских». 31 «Потом созданы восемь Кабиров. 32 Эти Кабиры, великие сильные боги, суть: Ремфан; царь неба (Сатурн); Пи-Зевс; Звезда Озириса (Юпитер); Артес (Марс); Созрот (Венера); Пи-Гермес (Меркурий); Солнце, царь Кабиров; Луна, царица Кабиров; Имутес (Звезда неба, Звездное небо), ведущий вселенную, поддерживающий в ней гармонию и жизнь». «Каждый из Кабиров имеет свою сферу, которою управляет. Луна занимает сферу низшую, между небом и землею, сферу стихий. 33 Солнце и пять планет, его окружающих, составляют первую, мужескую половину Кабиров; Луна и пять стихий (эфир, огонь, воздух, вода, земля) – вторую, женскую половину: все вместе образуют 12 богов небесных, второго порядка, происшедших от восьми богов Эмпирея первого порядка. Они приняты в Зодиак». 34 «Двенадцати богам – Кабирам, подчинены 36 Деканов и бесчисленные звезды, рассеянные в эфире, и разделенные – на 4 ополчения, по четырем странам света, из которых каждое имеет своего владыку». И так далее. Может быть я, уже слишком сократил рассказ Гёрреса; но, кажется, это не повредит ясности. Теперь развернем Анкетиля, и выпишем из него о богах персидских.

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

Переходим теперь к языку священному . Тут различаются три голубые цвета; один, происходящий от красного , другой – от белого , и третий – близящийся к черному . Эти цвета то разнятся оттенками, то сливаются в одном. Голубой, происходящий из красного , представляет эфирный огонь; его значение – небесная любовь к истине . В мистериях он относится к крещению огнем. – Голубой, происходящий из белого , указывает истину веры; он относится к Библейским водам живым, или к крещению духом. Голубой, близящийся к черному , приводит нас к космогонии, к Духу Божиему, плавающему над хаосом; он относится к крещению естественному. Эти три вида одного и того же цвета соответствуют трем главным степеням античного посвящения и троякому крещению христианскому: водою, Духом и огнем. Эти же три степени изображались, в большей раздельности, окрасками: красною, голубою и зеленою. Зеленый, черный и темно-голубой (– все это один символ –) указывают на мир, рождающийся в лоне первобытных вод, и первую степень посвящения. Лазурь представляет возрождение или духовное образование человека, a красный – освящение. Первобытный хаос, над которым носился Дух, сотворение Адама и освящение субботы – вот эти три ступени в Библии. Языческие божества были символами атрибутов Бога и возрождения человека. Поэтому, когда Вишну представляет последнюю степень возрождения, то он – зеленоватого или темно-голубого цвета. Сатурн, как и Мемнон, как и Озирис-Серапис , как и Кнеф-Аммон-Агафодемон-Нил , как и Вишну-Нарайяна , Кришна , Будда , был черным или темно-голубым; a все эти боги имеют некоторое отношение к воде. Кришна – воплощение божественной истины, и поэтому тело его – лазоревое; но, низойдя в условия человеческого существования, он подвержен искушениям зла, и индийская символика посвящает ему также цвета темно-голубой и черный. Плутарх говорит, что Озирис был черного цвета, ибо вода делает темными вещества, которые напитывает. Под этим народным обяснением легко схватить основную мысль, – о Боге, приводящем в движение хаос.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Радуйтеся, Священные Отцы, за Христа кровь свою излившие! Кондак 9 Вси лицы Ангельские, зрящее подвиги ваша, Святые Священномученики, по вере Христовой подъятые, радостью велией радовахуся, вы же по страдании своем на земле, вошедшее в славу Божию на небеси, и сами исполнилися есте радостью неизглаголанною. Тем же, водворившиеся в небесных обителях, вкупе со Архангелы и Ангелы, присно воспеваете Богу: Аллилуйя! Икос 9 Витии многовещанные, аще бы и многи языки имели и глаголати восхотели, не возмогут исчести ваших трудов и воздыханий, скорбей и лишений, гонений и страданий, яже имели есте, учащее и проповедующее, настоящее благовременне и безвременне, умоляюще и запрещающее, обличающее и увещавающе люди непокоривые, за добро злом воздающие. Мы же, дивящееся подвигом вашим, умиленно взываем к вам: Радуйтеся, трудами вашими нас ленивых к доброделанию возбуждающие; радуйтеся, воздыханиями вашими нас унылых к молитве окрыляющие; радуйтеся, скорбями вашими нас малодушных в пренесении скорбей утверждающие. Радуйтеся, гонениями, вами претерпенными, нас слабых укрепляющие; радуйтеся, лишениями вашими нас нетерпеливых к воздержанию подвизающие. Радуйтеся, страданиями вашими нас боязливых ободряющие; радуйтеся, учением и проповедью вашей нас темных просвещающие. Радуйтеся, наставлением вашим благовременным и безвременным нас нерадивых ко стыду приводящие. Радуйтеся, умолением вашим по Христе нас беспечных безответными творящие; радуйтеся, прещением вашим нас бесстрашных устрашающие. Радуйтеся, обличением вашим нас непослушных посрамляющие; радуйтеся, увещанием вашим нас противляющихся к Богу приводящие. Радуйтеся, Священные Отцы, за Христа кровь свою излившие! Кондак 10 Спасти хотя страну нашу, иже всем хотящий спастися и в разум истины прийти, всемилостивый Господь и Бог наш, избрал и послал вас к нам, Святители Христовы, да ясно укажете всем здесь живущим и хотящим спастись пути спасения, и всех научите петь Богу: Аллилуйя! Икос 10 Стена крепка и непоколебима есть, угодницы Божии, нам влающимся и обуреваемым в море житейстем, да выну зря море сие, воздвизаемое напастей бурею, к тихому пристанищу, ходатайству и заступлению вашему грешнии прибегаем, и из глубины души с любовью вопием к вам: Радуйтеся, поборницы веры Христовой непоколебимые; радуйтеся, покровители наши некрыющиеся от нашего притекания.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Поэтому нередко его можно видеть в библиотеке над сличением греческих творений рукописных по лучшим изданиям этих творений западных ученых – Маия, Гоара, Свойнсона, Питры, Миня и др., и в самых рукописях и на полях их разного рода замечания и варианты, сделанные его рукою и весьма интересные для ученого исследователя. Отсюда о. Матвей обнаруживает замечательно богатую эрудицию, которой может позавидовать всякий ученый, и своею начитанностью и знакомством с рукописями и печатной литературой поражает многих ученых путешественников. Но о. Матвей не только знаток богословской письменности, опытный палеограф, издатель некоторых произведений древней письменности с собственными примечаниями и предисловиями (ему в новом издании афонского патерика принадлежит открытие и издание весьма многих сказаний об отцах, подвизавшихся на Афоне), а также страстный нумизмат, будучи хорошо знаком с восточною нумизматикою, имеет сведения в греческой эпиграфике и любитель древностей классических и церковных. Жажда знаний у этого простого, в высшей степени скромного инока, чуждого всяких почестей и отличий, отказывающегося даже от принятия сана иеромонаха, неоднократно ему предлагаемого, – поразительная: нет такого предмета, которым бы он не интересовался, о чем бы он не желал выслушать разумную речь заезжего специалиста, чтобы потом приобретенные им случайною беседой сведения он не старался приметить на деле, при своих непрерывных книжных или ученых работах. Можно только сожалеть о том, что этот даровитый инок не прошел настоящей систематической школы, без которой самые его занятия двигаются медленно и едва ли даже в полном виде сделаются когда-нибудь достоянием людей науки. Свойственная о. Матвею скромность и флегматичность его характера будут всегда стоять на дороге его благих намерений и всех прекрасных планов 158 . О. Агафодор, родом москвич 159 , еще сравнительно молодой иеромонах и антипросоп русской Пантелеимоновской обители в карейском протате. Своим возвышением в монастыре он обязан природному уму, всегда истому стремлению к образованию, ради которого он прошел полный курс наук в карейской школе и легко победил всю эллинскую премудрость, а также мягкому симпатичному характеру, образцовой монашеской жизни и вообще прирожден ной ем у рассудительности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Потому что не отвращаюсь ни от кого из обращающихся ко Мне со слезами и прибегающих к Моему милосердию. 149. Нилу Иногда на не желающих покаяться в своих грехопадениях Господь посылает скорбь и телесные страдания. Чтобы, видя их страдание, люди рачительные исправлялись, прежде чем потерпят что-либо горестное, и не коснели в недостатках. 150. Падшему иподиакону Квинту Прекрасно было бы вовсе не осквернять чистоты хитона. Прекрасно было бы не омрачать света. Прекрасно было бы пребывать не уязвлённым и не иметь нужды во Враче. Прекрасно было бы окроплённое Христовой кровью цветущее подобно розе сердце не погружать в тину сластолюбия. Но и теперь, обленившись и не радея о спасении, ты уступил победу над собой грязному и горькому греху. Побеждённый дьяволом, ты стал его пленником, но не отчаивайся. Покаявшись, прибегни к человеколюбивому Христу, и тебе возможно возвращение к лучшему. Он благосклонно примет твоё покаяние, приносимое посредством молитв, постов, плача, исповеди, бдения. Не теряй надежды на спасение по милосердию Христову. Вот и теперь говорит Христос устами пророка: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от своего пути и жив был ( Иез. 33:11 ). Поэтому восстанем. 151. Монаху Агафодору Всегда надлежит возводить свой ум к небу, а наипаче, когда мы в горестных обстоятельствах, должно нам благодарить Бога, укрепляющего наши силы. Ибо и блаженный Давид говорит: Благословлю Господа во всякое время ( Пс. 33:2 ). И святой Исаия от лица нашего взывает: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня ( Ис. 12:1 ). Потому что Господь в точности знает и видит, сколько дурного внушают нам нечистые демоны. Так, он говорит Моисею: Я увидел страдания народа Моего в Египте ( Исх. 3:7 ). Но Он выжидает и долготерпит для нашей пользы. Ждёт, чтобы многократно умножить награду за наше терпение. Ждёт, чтобы возросли и увеличились больше щедроты Его к нам, несчастным. Этим Он побуждает нас к неотступным молитвам перед Ним, чтобы не отвращали взор от Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Радуйтеся, Священные Отцы, за Христа кровь свою излившие! . Кондак 12 Благодать от Бога данная вам, угодницы Божии и страстотерпцы Христовы, веруем, яко неистощима есть и николиже иждиваема. Сего ради, с несомненной надеждой к вам, яко приснотекущим и независтным источникам притекаем; почерпающее же от вас воду живую, утоляющую нашу жажду духовную, вся наши нечистоты омывающую и наши горести житейские услаждающую, Богу, спасающему нас вами, с любовью вопием: Аллилуйя! Икос 12 Поюще ваши подвиги и страдания, блаженную кончину и водворение со святыми в небесных обителях, восхваляем ваши добрые дела, ими же угодили есте Господу Богу, им же и нас научите, молимся, да прославляем Отца нашего небесного купно с вами, да видят доброе житие наше заблуждающиеся братья наши, от нас исшедшие, но не бывшие от нас, и вразумляются, яко ходим во свете, они же в обольстительной лжи пребывают, да негли купно с нами возопиют когда к вам: Радуйтеся, за Христа на земле страдавшие и со Христом на небеси царствующие; радуйтеся, с высоты небесной милостивно на нас недостойных призирающие. Радуйтеся, похвалы наши, аще и недостойные вас, благосердно приемлющие; радуйтеся, молитвам нашим, аще и немощным, с любовью внемлющие. Радуйтеся, от всей души и сердца возносимые к вам прошения наши исполняющие; радуйтеся во всех нуждах, бедах и обстояниях нам помогающие. Радуйтеся, безвестные и тайные премудрости Божии нам открывающие; радуйтеся, благие мысли и чувства в недоумении нам сущим внушающие. Радуйтеся, святые желания и намерения ко спасению нашему в сердца нам влагающие; радуйтеся, добрыми плодами веры, надежды и любви души наши исполняющие. Радуйтеся, в час кончины вас на помощь призывающим предстательствующие; радуйтеся, по кончине нашей, с любовью души наши в свое общение пред Богом приемлющие. Радуйтеся, Священные Отцы, за Христа кровь свою излившие! Кондак 13 О, всеблаженные угодницы Божии, Святители Христовы и страстотерпцы Василий, Ефрем, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон, услышите моления наша и благохваления к вам возносимые, призрите на вся наша нужды – душевные и телесные, помогите нам странствующим в море житейском и далече отстоящим от вас, возвышайте наши мысли, чувства, желания и намерения от земного к небесному, да безбедно прешедше сланное страстей море и минувше без боязни тени смертные, преселимся радостно во страну живых. Идеже представше пред лице Бога вечного, выну поем с вами: Аллилуйя! Приложение

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Он сказал нам, что не один конец праведному и грешному, что за верное исполнение заповедей Его, ожидает нас вечное блаженство в небесном Его царстве; за преступление заповедей Божиих и нечестие – вечное мучение с дьяволом . Но эти обетования и угрозы так отдаленны, а обольщения порока так близки и так обаятельны для сердца! Блаженство небесное закрыто от нас непроницаемой завесой, а наслаждения и блага мира всегда пред глазами нашими. Решившиеся идти путем закона Божия чаще всего проводят жизнь свою в лишениях, скорбях и слезах, а шествующие противным путем самоугождения наслаждаются и блаженствуют; праведные Лазари умирают пред вратами в смерти, а немилосердые богачи оканчивают жизнь среди весели и роскоши. Какое сердце не поколебалось бы при сем обольщении! Сколько потребно мужества, чтобы устоять против сих козней вражиих! Какая нужна сила веры, чтобы, презрев видимое, всею силой духа устремиться к невидимому! И вот милосердый Господь, для подкрепления нашей немощи, для оживления нашей веры в жизнь будущую, в нетлении тел св. угодников Своих благоволит являть нам видимое и осязаемое доказательство той вечной неизреченной славы, которая ожидает по смерти всех, творящих святую волю Его. Теперь мы не веруем только, а и видим, что не один конец праведному и грешному, что упование праведных бессмертия исполнено, а пути грешных зрят прямо во дно адово. В прославлении праведных подъемлется завеса видимого, чувственного, и сквозь отверстое над ними небо является новый мир – невидимый. Взирая на прославленного праведника, видимо и осязательно удостоверяемся, что ни наша жизнь, ни наша деятельность, ни вся судьба наша не ограничивается пределами временной жизни нашей на земле; что весь видимый нами порядок дел продолжается только до гроба, а за гробом начинается новый, где все величие земное, вся слава мира является яко ничто, а открывается слава Божия всесовершенная и всеблаженная, никогда не померкающая и никогда не умаляющаяся; где буя мира и немощная и худородная мира посаждаются на престолах, а превозносившиеся и высившиеся яко кедры ливанские грешники изгоняются во тьму кромешную.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

И послали в заточение епископов, состарившихся в клире, много лет епископствовавших еще со времени Епископа Александра: Аммония, Ерма, Анагамфа и Марка послали в верхний Оазис, а Муия, Псеносириса, Ниламмона, Плиния, Марка, Афинодора в Аммониаку, не с иною какою мыслию, но чтобы, проходя пустыню, кончили они жизнь; потому что не сжалились и над больными, но гнали и тех, которые по немощи с трудом переносили это, почему несли их на носилках, и по причине болезни их за ними же следовало и нужное к погребению. Один из них умер, и не позволили, чтобы тело его несли свои. Поэтому и Епископа Драконтия заточили в пустынные места около Клисмы, а Филона в Вавилон, Аделфия в фиваидскую Псинаблу; Иеракса же и Диоскора пресвитеров сослали в Сиену; Аммония, Агафона, Агафодемона, Аполлония , Евлогия, Аполлоса, Пафнутия, Гаия и Флавия, престарелых Епископов, и также Епископов Диоскора, Аммония, Ираклида и Псаия принудили к бегству. И одних послали в каменоломню, других гнали, желая довести до смерти, многих же иных ограбили. Даже, сорок человек мирян и дев, сперва поставив на огонь, послали потом в заточение. Девам наносили раны финиковыми жезлами, отчего иные через пять дней умерли, а у других, по причине вонзившихся в тело спиц, надлежало их вырезывать, и они терпели мучения тягчайшие смерти. Но для всякого имеющего здравый смысл еще ужаснее, как ни свойственно это нечестивым: когда мучимые призывали имя Христово, ариане еще более скрежетали на них зубами. Даже, тела отшедших не отдавали своим для погребение, но скрывали, чтобы утаить убийство; однако же, не утаили, потому что видел целый город, и все отвращались от них, как от кровопийц, от злодеев и разбойников. Разоряли они и монастыри; и монахов покушались бросать в огонь; грабили домы; остатки денег, положенные епископом на сохранение в дом свободных граждан, расхищали и присвояли себе; вдов били по пятам; запретили подаяние милостыни. 73) Таковы злодейские поступки ариан. Кто же не ужаснется, услышав, каковы предприятия их безбожия? Довели они до заточения столь почтенных великих старцев и многолетних епископов; а на место их молодых распутных язычников, еще неоглашенных, думая вдруг сделать совершенными, даже двуженцев, обвиняемых в тяжких преступлениях, по причине окружающего их богатства или их силы в гражданском обществе, если давали золото, как бы с торга посылали, именуя их епископами.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Немного придя в себя, мы решили хотя бы задокументировать размеры и состояние склепа. Но когда кто-то стал измерять его длину, прут длиной два метра неожиданно полностью ушел и вправо, и влево. То же произошло и с восьмиметровым прутом. Мы поспешили обследовать подземное сооружение и вскоре поняли, что обнаружили не склеп, а часть отопительной системы храма — каменных труб, расположенных под полом, по которым проходил горячий воздух от печи. На месте могилы патриарха калорифер значительно расширили, так что действительно образовывалось подобие склепа. Да и кладка здесь выглядела новой по сравнению с другими частями каменной подземной трубы. Возможно, это действительно был разоренный склеп. Но, может быть, могила располагалась намного глубже. А то, что мы обнаружили, представляло собой ложный склеп, устроенный, чтобы сбить с толку большевиков и навести их на мысль, что гроб с телом патриарха уже изъят и где-то перезахоронен. А тут еще отец Даниил привел одного старичка, который утверждал, что ему якобы доподлинно известно святитель Тихон похоронен пятью метрами восточнее известной его гробницы. Мнения разделились, и наутро мы отправились к Святейшему — испрашивать благословения, как поступать дальше. Выяснив все подробности, патриарх благословил продолжать поиски на том же месте. Наконец уже ближе к ночи перед нами предстал настоящий склеп патриарха. Сомнений в этом не было. Он являл собой мощное сооружение, покрытое огромной плитой, на наше счастье, оказавшейся не цельной, а состоящей из нескольких массивных каменных секций. Мы подняли одну из этих глыб. Я лег на живот и опустил свечу внутрь. Помню, меня неожиданно поразил аромат весенней свежести, исходящий из подземной усыпальницы. Все сгрудились вокруг. Передо мной был тонкой, изысканной резьбы дубовый гроб, описание которого я хорошо знал. На нем лежала мраморная табличка. При мерцании свечи я прочел: «Патриарх Московский и всея России Тихон». Мы не верили своему счастью. Отец Агафодор сразу ушел звонить патриарху Алексию. Было уже поздно, около полуночи, но только что закончилось заседание Священного Синода. Минут через двадцать Святейший был в Донском. К его приезду мы подняли остальные плиты над склепом и встречали патриарха праздничным колокольным звоном. В полночь он звучал как на Пасху.

http://azbyka.ru/fiction/nesvyatye-svyat...

– Почему вы не явились вместе с другими для принесения жертвы богам? – и потом прибавил – Поспешите пред моими глазами исправить ваш проступок, чтобы ненависть оклеветавших вас обратилась на их собственную голову, а ваша слава чрез то умножилась более прежнего. Святые же, не боясь страха и не ища человеческой славы, мужественно отвечали на сие: – Не должно нам, о судия, прогневлять нашего Бога и быть неблагодарными за Его к нам благодеяния! Ибо самые скоты были бы обличителями нашей неблагодарности, – ведь и они знают своего хозяина; мы же оказались бы не знающими нашего Создателя, если бы почтили ложных богов, оставив Истинного Господа нашего. Когда они так говорили, Бог подтвердил слова их следующим знамением: внезапно произошло сильное землетрясение, и все идолы были низвергнуты и рассыпались в прах. Но злоба Валерия была сильна и непреклонна: вместо того, чтобы подивиться неизреченной силе Божией и посмеяться крайнему ничтожеству ложных богов, он оказался лишь еще более безумным и несмысленным. Пристыженный благородством и кротостью тех мужей, он удержался от причинения им тогда же самых тяжких мук и повелел возложить на шеи их железные цепи и водить их нагими по городу. Так доблестные подвижники, достойные высокой чести, были водимы по улицам с бесчестием, достойные неисчислимых похвал были осмеиваемы и подвергались поруганиям. Судия же, думая, что, наказанные таким бесчестием, они изменят теперь твердости своего исповедания, замыслил привлечь их на свою сторону льстивыми речами и начал говорить: – Если бы я не считал вас благоразумными, то никогда не стал бы подавать вам доброго совета, а склонил бы вас к нашей вере мучениями, против вашей воли. Но так как ваше благоразумие и благонравие указывают на ваше, свойственное великим людям, уменье здраво судить о деле, то я вознамерился быть для вас добрым советником. Не безызвестно, я думаю, вам, что слава и честь воздаются бессмертным богам с древних времен, и это остается так до сего времени не только у нас, знающих греческий и римский языки 6635 , но и у варваров; ибо чрез такое усердие к богам города управляются добрыми законами, одерживаются победы над врагами и укрепляется мир. Почему же цари и князья Римские достигли такой славы, что ниспровергли города и народы и подчинили своей власти всех врагов? – не потому ли, что почитали богов и поклонялись им? – Почтите же их и вы. И если, через слова невежественных людей, вы прельстились неразумной и только недавно появившейся христианской верой, то образумьтесь ныне и возвратитесь к тому, что лучше. Тогда и боги помилуют вас, и вы насладитесь многими благами, имеющимися у нас; от царя же ожидают вас великие милости. Но если вы останетесь при прежнем упорстве, то и блага эти утратите и нас заставите поступить с вами с крайнею жестокостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010