Поэтому нередко его можно видеть в библиотеке над сличением греческих творений рукописных по лучшим изданиям этих творений западных ученых – Маия, Гоара, Свойнсона, Питры, Миня и др., и в самых рукописях и на полях их разного рода замечания и варианты, сделанные его рукою и весьма интересные для ученого исследователя. Отсюда о. Матвей обнаруживает замечательно богатую эрудицию, которой может позавидовать всякий ученый, и своею начитанностью и знакомством с рукописями и печатной литературой поражает многих ученых путешественников. Но о. Матвей не только знаток богословской письменности, опытный палеограф, издатель некоторых произведений древней письменности с собственными примечаниями и предисловиями (ему в новом издании афонского патерика принадлежит открытие и издание весьма многих сказаний об отцах, подвизавшихся на Афоне), а также страстный нумизмат, будучи хорошо знаком с восточною нумизматикою, имеет сведения в греческой эпиграфике и любитель древностей классических и церковных. Жажда знаний у этого простого, в высшей степени скромного инока, чуждого всяких почестей и отличий, отказывающегося даже от принятия сана иеромонаха, неоднократно ему предлагаемого, – поразительная: нет такого предмета, которым бы он не интересовался, о чем бы он не желал выслушать разумную речь заезжего специалиста, чтобы потом приобретенные им случайною беседой сведения он не старался приметить на деле, при своих непрерывных книжных или ученых работах. Можно только сожалеть о том, что этот даровитый инок не прошел настоящей систематической школы, без которой самые его занятия двигаются медленно и едва ли даже в полном виде сделаются когда-нибудь достоянием людей науки. Свойственная о. Матвею скромность и флегматичность его характера будут всегда стоять на дороге его благих намерений и всех прекрасных планов 158 . О. Агафодор, родом москвич 159 , еще сравнительно молодой иеромонах и антипросоп русской Пантелеимоновской обители в карейском протате. Своим возвышением в монастыре он обязан природному уму, всегда истому стремлению к образованию, ради которого он прошел полный курс наук в карейской школе и легко победил всю эллинскую премудрость, а также мягкому симпатичному характеру, образцовой монашеской жизни и вообще прирожден ной ем у рассудительности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Потому что не отвращаюсь ни от кого из обращающихся ко Мне со слезами и прибегающих к Моему милосердию. 149. Нилу Иногда на не желающих покаяться в своих грехопадениях Господь посылает скорбь и телесные страдания. Чтобы, видя их страдание, люди рачительные исправлялись, прежде чем потерпят что-либо горестное, и не коснели в недостатках. 150. Падшему иподиакону Квинту Прекрасно было бы вовсе не осквернять чистоты хитона. Прекрасно было бы не омрачать света. Прекрасно было бы пребывать не уязвлённым и не иметь нужды во Враче. Прекрасно было бы окроплённое Христовой кровью цветущее подобно розе сердце не погружать в тину сластолюбия. Но и теперь, обленившись и не радея о спасении, ты уступил победу над собой грязному и горькому греху. Побеждённый дьяволом, ты стал его пленником, но не отчаивайся. Покаявшись, прибегни к человеколюбивому Христу, и тебе возможно возвращение к лучшему. Он благосклонно примет твоё покаяние, приносимое посредством молитв, постов, плача, исповеди, бдения. Не теряй надежды на спасение по милосердию Христову. Вот и теперь говорит Христос устами пророка: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от своего пути и жив был ( Иез. 33:11 ). Поэтому восстанем. 151. Монаху Агафодору Всегда надлежит возводить свой ум к небу, а наипаче, когда мы в горестных обстоятельствах, должно нам благодарить Бога, укрепляющего наши силы. Ибо и блаженный Давид говорит: Благословлю Господа во всякое время ( Пс. 33:2 ). И святой Исаия от лица нашего взывает: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня ( Ис. 12:1 ). Потому что Господь в точности знает и видит, сколько дурного внушают нам нечистые демоны. Так, он говорит Моисею: Я увидел страдания народа Моего в Египте ( Исх. 3:7 ). Но Он выжидает и долготерпит для нашей пользы. Ждёт, чтобы многократно умножить награду за наше терпение. Ждёт, чтобы возросли и увеличились больше щедроты Его к нам, несчастным. Этим Он побуждает нас к неотступным молитвам перед Ним, чтобы не отвращали взор от Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Радуйтеся, Священные Отцы, за Христа кровь свою излившие! . Кондак 12 Благодать от Бога данная вам, угодницы Божии и страстотерпцы Христовы, веруем, яко неистощима есть и николиже иждиваема. Сего ради, с несомненной надеждой к вам, яко приснотекущим и независтным источникам притекаем; почерпающее же от вас воду живую, утоляющую нашу жажду духовную, вся наши нечистоты омывающую и наши горести житейские услаждающую, Богу, спасающему нас вами, с любовью вопием: Аллилуйя! Икос 12 Поюще ваши подвиги и страдания, блаженную кончину и водворение со святыми в небесных обителях, восхваляем ваши добрые дела, ими же угодили есте Господу Богу, им же и нас научите, молимся, да прославляем Отца нашего небесного купно с вами, да видят доброе житие наше заблуждающиеся братья наши, от нас исшедшие, но не бывшие от нас, и вразумляются, яко ходим во свете, они же в обольстительной лжи пребывают, да негли купно с нами возопиют когда к вам: Радуйтеся, за Христа на земле страдавшие и со Христом на небеси царствующие; радуйтеся, с высоты небесной милостивно на нас недостойных призирающие. Радуйтеся, похвалы наши, аще и недостойные вас, благосердно приемлющие; радуйтеся, молитвам нашим, аще и немощным, с любовью внемлющие. Радуйтеся, от всей души и сердца возносимые к вам прошения наши исполняющие; радуйтеся во всех нуждах, бедах и обстояниях нам помогающие. Радуйтеся, безвестные и тайные премудрости Божии нам открывающие; радуйтеся, благие мысли и чувства в недоумении нам сущим внушающие. Радуйтеся, святые желания и намерения ко спасению нашему в сердца нам влагающие; радуйтеся, добрыми плодами веры, надежды и любви души наши исполняющие. Радуйтеся, в час кончины вас на помощь призывающим предстательствующие; радуйтеся, по кончине нашей, с любовью души наши в свое общение пред Богом приемлющие. Радуйтеся, Священные Отцы, за Христа кровь свою излившие! Кондак 13 О, всеблаженные угодницы Божии, Святители Христовы и страстотерпцы Василий, Ефрем, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон, услышите моления наша и благохваления к вам возносимые, призрите на вся наша нужды – душевные и телесные, помогите нам странствующим в море житейском и далече отстоящим от вас, возвышайте наши мысли, чувства, желания и намерения от земного к небесному, да безбедно прешедше сланное страстей море и минувше без боязни тени смертные, преселимся радостно во страну живых. Идеже представше пред лице Бога вечного, выну поем с вами: Аллилуйя! Приложение

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Он сказал нам, что не один конец праведному и грешному, что за верное исполнение заповедей Его, ожидает нас вечное блаженство в небесном Его царстве; за преступление заповедей Божиих и нечестие – вечное мучение с дьяволом . Но эти обетования и угрозы так отдаленны, а обольщения порока так близки и так обаятельны для сердца! Блаженство небесное закрыто от нас непроницаемой завесой, а наслаждения и блага мира всегда пред глазами нашими. Решившиеся идти путем закона Божия чаще всего проводят жизнь свою в лишениях, скорбях и слезах, а шествующие противным путем самоугождения наслаждаются и блаженствуют; праведные Лазари умирают пред вратами в смерти, а немилосердые богачи оканчивают жизнь среди весели и роскоши. Какое сердце не поколебалось бы при сем обольщении! Сколько потребно мужества, чтобы устоять против сих козней вражиих! Какая нужна сила веры, чтобы, презрев видимое, всею силой духа устремиться к невидимому! И вот милосердый Господь, для подкрепления нашей немощи, для оживления нашей веры в жизнь будущую, в нетлении тел св. угодников Своих благоволит являть нам видимое и осязаемое доказательство той вечной неизреченной славы, которая ожидает по смерти всех, творящих святую волю Его. Теперь мы не веруем только, а и видим, что не один конец праведному и грешному, что упование праведных бессмертия исполнено, а пути грешных зрят прямо во дно адово. В прославлении праведных подъемлется завеса видимого, чувственного, и сквозь отверстое над ними небо является новый мир – невидимый. Взирая на прославленного праведника, видимо и осязательно удостоверяемся, что ни наша жизнь, ни наша деятельность, ни вся судьба наша не ограничивается пределами временной жизни нашей на земле; что весь видимый нами порядок дел продолжается только до гроба, а за гробом начинается новый, где все величие земное, вся слава мира является яко ничто, а открывается слава Божия всесовершенная и всеблаженная, никогда не померкающая и никогда не умаляющаяся; где буя мира и немощная и худородная мира посаждаются на престолах, а превозносившиеся и высившиеся яко кедры ливанские грешники изгоняются во тьму кромешную.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

И послали в заточение епископов, состарившихся в клире, много лет епископствовавших еще со времени Епископа Александра: Аммония, Ерма, Анагамфа и Марка послали в верхний Оазис, а Муия, Псеносириса, Ниламмона, Плиния, Марка, Афинодора в Аммониаку, не с иною какою мыслию, но чтобы, проходя пустыню, кончили они жизнь; потому что не сжалились и над больными, но гнали и тех, которые по немощи с трудом переносили это, почему несли их на носилках, и по причине болезни их за ними же следовало и нужное к погребению. Один из них умер, и не позволили, чтобы тело его несли свои. Поэтому и Епископа Драконтия заточили в пустынные места около Клисмы, а Филона в Вавилон, Аделфия в фиваидскую Псинаблу; Иеракса же и Диоскора пресвитеров сослали в Сиену; Аммония, Агафона, Агафодемона, Аполлония , Евлогия, Аполлоса, Пафнутия, Гаия и Флавия, престарелых Епископов, и также Епископов Диоскора, Аммония, Ираклида и Псаия принудили к бегству. И одних послали в каменоломню, других гнали, желая довести до смерти, многих же иных ограбили. Даже, сорок человек мирян и дев, сперва поставив на огонь, послали потом в заточение. Девам наносили раны финиковыми жезлами, отчего иные через пять дней умерли, а у других, по причине вонзившихся в тело спиц, надлежало их вырезывать, и они терпели мучения тягчайшие смерти. Но для всякого имеющего здравый смысл еще ужаснее, как ни свойственно это нечестивым: когда мучимые призывали имя Христово, ариане еще более скрежетали на них зубами. Даже, тела отшедших не отдавали своим для погребение, но скрывали, чтобы утаить убийство; однако же, не утаили, потому что видел целый город, и все отвращались от них, как от кровопийц, от злодеев и разбойников. Разоряли они и монастыри; и монахов покушались бросать в огонь; грабили домы; остатки денег, положенные епископом на сохранение в дом свободных граждан, расхищали и присвояли себе; вдов били по пятам; запретили подаяние милостыни. 73) Таковы злодейские поступки ариан. Кто же не ужаснется, услышав, каковы предприятия их безбожия? Довели они до заточения столь почтенных великих старцев и многолетних епископов; а на место их молодых распутных язычников, еще неоглашенных, думая вдруг сделать совершенными, даже двуженцев, обвиняемых в тяжких преступлениях, по причине окружающего их богатства или их силы в гражданском обществе, если давали золото, как бы с торга посылали, именуя их епископами.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Немного придя в себя, мы решили хотя бы задокументировать размеры и состояние склепа. Но когда кто-то стал измерять его длину, прут длиной два метра неожиданно полностью ушел и вправо, и влево. То же произошло и с восьмиметровым прутом. Мы поспешили обследовать подземное сооружение и вскоре поняли, что обнаружили не склеп, а часть отопительной системы храма — каменных труб, расположенных под полом, по которым проходил горячий воздух от печи. На месте могилы патриарха калорифер значительно расширили, так что действительно образовывалось подобие склепа. Да и кладка здесь выглядела новой по сравнению с другими частями каменной подземной трубы. Возможно, это действительно был разоренный склеп. Но, может быть, могила располагалась намного глубже. А то, что мы обнаружили, представляло собой ложный склеп, устроенный, чтобы сбить с толку большевиков и навести их на мысль, что гроб с телом патриарха уже изъят и где-то перезахоронен. А тут еще отец Даниил привел одного старичка, который утверждал, что ему якобы доподлинно известно святитель Тихон похоронен пятью метрами восточнее известной его гробницы. Мнения разделились, и наутро мы отправились к Святейшему — испрашивать благословения, как поступать дальше. Выяснив все подробности, патриарх благословил продолжать поиски на том же месте. Наконец уже ближе к ночи перед нами предстал настоящий склеп патриарха. Сомнений в этом не было. Он являл собой мощное сооружение, покрытое огромной плитой, на наше счастье, оказавшейся не цельной, а состоящей из нескольких массивных каменных секций. Мы подняли одну из этих глыб. Я лег на живот и опустил свечу внутрь. Помню, меня неожиданно поразил аромат весенней свежести, исходящий из подземной усыпальницы. Все сгрудились вокруг. Передо мной был тонкой, изысканной резьбы дубовый гроб, описание которого я хорошо знал. На нем лежала мраморная табличка. При мерцании свечи я прочел: «Патриарх Московский и всея России Тихон». Мы не верили своему счастью. Отец Агафодор сразу ушел звонить патриарху Алексию. Было уже поздно, около полуночи, но только что закончилось заседание Священного Синода. Минут через двадцать Святейший был в Донском. К его приезду мы подняли остальные плиты над склепом и встречали патриарха праздничным колокольным звоном. В полночь он звучал как на Пасху.

http://azbyka.ru/fiction/nesvyatye-svyat...

Всё в этом памятнике замечательно: и связь с классическими пророчествами древних времён, связь и в форме, и в изложении, и в идее, и несомненные следы переработки в эллинистическое время, когда вставили пророчество о запустении «Града у моря», т.е. Александрии, виновник благополучия которой Агафодемон (по Псевдокаллисфену), а вместе с ним и величие перейдут к древним египетским городам; не забыл автор и общего места эпохи – мотива о возвращении из Азии египетских святынь. Таким же образом даже это произведение египетской национальной реакции дошло до нас в греческом облике и является продуктом «эллинистической мелкой литературы», которая любила небольшие рассказы в форме протоколов, судебных актов, записок. Мы очень хорошо знаем, что именно такой род литературы процветал в Египте издревле – к нему относятся и официальные царские надписи, и многие литературные папирусы. Интерес к чудесному, к пророчествам, вообще к необычайному, также весьма сильный повсюду в эту эпоху, находил себе удовлетворение в подобного рода произведениях; египетская «помесь» могла быть исправным поставщиком богатого запаса своей сказочной литературы, приспособленное к потребностям времени и среды и оказавшей могущественное влияние и по форме, и отчасти по содержанию не только на эллинистические ареталогии 232 , но и на христианские апокрифы и памятники апологии 233 . К этому же роду литературы относятся и отрывки двух произведений в папирусах из Оксиринха. Первый из них, повествующий о силе и чудесах Имхотепа-Асклепия, возводится к тому же Нектанебу и также выдаёт себя за переводе египетского; второй озаглавлен «Зевса Великого Сераписа 234 доблесть, или о сирийце-кормчем» и уже был, вероятно, чисто греческим произведением, написанным под влиянием египетских рассказов о чудесах богов, столь знакомых нам особенно со времени XXI династии. В том же собрании опубликован ещё один любопытный греческий текст – длинные «славословия Исиды», представляющие типичный египетский гимн с нагромождением эпитетов, перечислением мест культа и т.п. Здесь египетская богиня выступает почитаемой во всём мире; кроме различных мест Египта, она известна и на Крите, и в Риме и сопоставляется со всеми греческими богинями. Автор – несомненно грек, усвоивший приёмы египетской богослужебной поэзии и этим открывший им распространение в эллинистических, гностических и христианских сферах.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Он держал свое слово, если что-то кому-то обещал, и предпочитал обделить себя отдыхом, нежели это обещание по каким-то причинам не выполнить. Если уместно здесь такое сравнение, этот человек до глубокой старости, до того самого момента, когда его сосуды просто не выдержали нагрузки, трудился как чернорабочий, как раб неключимый, как должник всем и во всем. И это было повседневной нормой его жизни. Нормой, о которой многие даже и не догадывались. То подлинно монашеское, смиренное, собранное и вместе – дружелюбное устроение духа, какое стяжал архимандрит Кирилл, практически не имея келейного уединения и постоянно находясь, что называется, на юру , – великая, необъяснимая тайна его внутреннего подвига, феномен. И еще батюшка умел быть от души благодарным всем, кто помогал ему, когда он заболевал И еще батюшка умел быть от души благодарным всем людям: и тем, что со слезами вымаливали его, когда он тяжело заболевал (а болел он часто); и лечащим врачам, что не единожды спасали ему жизнь; и тем, кто находился рядом с ним и бескорыстно разделял часть его трудов, – совершенно разные по складу характеров люди, но способность забывать о себе, скромность и безупречная порядочность отличали каждого из них. Архимандрит Агафодор (Маркевич), архимандрит Мефодий (Ермаков), Любовь Владимировна Пьянкова… О них нельзя не сказать особо. Как и всякому келейнику, отцу Мефодию приходилось оказываться в непростых ситуациях в период служения батюшки в Лавре, приходилось ограничивать посетителей и братию, напоминать о времени, заботясь об отдыхе старца, а это вызывало порою ропот и недовольство. Все это он умел переносить благодушно и со своей стороны никогда не обременял старца жалобами на личные неприятности, огорчения и усталость – берёг. «Я не встречал более исполнительного и честного человека, чем отец Мефодий», – говорил о своем последнем келейнике батюшка. Более 40 лет несла свое особое послушание Любовь Владимировна Пьянкова – человек безукоризненного чувства долга и ответственности. Собственно, последние двенадцать лет, когда старец был уже недвижим, сложная и грамотная организация ухода за тяжелобольным – ее несомненная заслуга. Она и в прежние годы своих забот о батюшке не раз выхаживала его после изнуряющих болезней – после язвенной болезни, крупозного воспаления легких, после операций на кишечнике. Это всегда требовало напряжения всех душевных сил, воли, внимания, какой-то неженской стойкости. При этом Любовь Владимировна, скромно оставаясь в тени, щедро делилась опытом с окружающими, с радостью откликалась на любую просьбу о помощи… Видимо, всегдашняя бескорыстная готовность помочь другому – еще одна отличительная черта того, кто прошел большую жизненную школу в непосредственной близости с батюшкой.

http://pravoslavie.ru/110816.html

Так, на съезде депутатов Ставропольского училищного округа был заслушан доклад о мерах борьбы с распространяющимся неверием при современном положении православия на Руси. Сущность доклада сводится к тому, что при развитии естественных наук, разрушающих своими выводами основы христианского вероучения, неверие в настоящее время распространяется всё более и более в народных массах путем популяризации отрицательных идей. Идеи, бывшие прежде достоянием немногих сравнительно лиц из образованного класса, в настоящее время получили распространение в широкой народной среде. С этим злом духовенство может бороться только на почве тех же естественно-научных знаний, на которых основаны и отрицательные идеи; а этого духовенство не может сделать, так как получает в школе самые скудные и отрывочные сведения из области естественных наук. Поэтому, по мнению докладчика, весьма целесообразно было бы организовать так называемые пастырские курсы, на которые для чтения лекций в течении 3–4 недель можно было бы пригласить лучших профессоров. Расходы на организацию этих курсов, по мнению докладчика, могут быть покрыты из добровольных взносов курсистов; аудиториями и квартирами для курсистов могли бы служить местные учебные заведения. Обсудив этот доклад, съезд депутатов постановил признать проект священника И. Сальского заслуживающим полного внимания духовенства, а практиче- —401— ское осуществление его желательным; но так как этот проект имеет общеепархиальное значение, то подвергнуть его первоначально на обсуждение и заключение духовенства на благочиннических съездах, о чём на этих съездах должны быть составлены обязательные акты. Постановление это утверждено высокопреосвященным Агафодором. Мысль о таких пастырских курсах заслуживает самого серьезного внимания со стороны всего нашего духовенства. Борьба с неверием является главнейшей обязанностью православных пастырей. Борьба эта нелегкая. Чтобы достигнуть желанных результатов, необходимо позаботиться о приобретении нужных знаний в той области, откуда идут разрушительные идеи.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Синод». в) 23 сентября – 7 октября, 14: «1909 г. Окт. 25. По ст. I. Совершенно согласен с особым мнением Преосвященного Ректора. Преподаватель Московской Семинарии Димитрий Введенский, коего и я знаю с самой лучшей стороны, на основании 53 § академического устава утверждается доцентом по кафедре библейской истории с освобождением его от чтения пробных лекций. С постановлениями по остальным статьям согласен». г) 7 октября, 15: «1909 г. Окт. 31. По ст. II. Согласен ходатайствовать. По ст. III и XI. Разрешается. По ст. X. Студент Зверев Александр утверждается в степени кандидата богословия с правом не держать новых устных испытаний при искании степени магистра. С прочими постановлениями согласен». Определили: Резолюции Его Высокопреосвященства принять к сведению и исполнению, сообщив оные лицам, коих они касаются, и Правлению Академии – для зависящих распоряжений. VI. Письмо Высокопреосвященного Агафодора, Архиепископа Ставропольского и Екатеринодарского, от 9 октября за 3207: —370— «Глубоко тронутый благосклонным вниманием к моей скромной деятельности Совета Московской Духовной Академии, избравшего меня Почетным членом Академии, приношу Совету сердечную мою благодарность за столь лестное для меня выражение внимания. Диплом на звание Почетного члена мною получен». Определили: Письмо хранить при делах Совета Академии. VII. Ведомости Преосвященного Ректора о пропущенных наставниками Академии лекциях в сентябре и октябре месяцах текущего 1909 года, из которых видно, что: 1) в сентябре месяце – а) по болезни: доцент и лектор английского языка И.М. Громогласов и и. д. доцента священник Д. В. Рождественский опустили по 8 лекций, Инспектор Академии – и. д. ординарного профессора А.П. Шостьин – 6 лекций, ординарный профессор С.С. Глаголев и и. д. доцента С. П. Знаменский – по 4 лекции. – Совсем не читали лекций: ординарный профессор А.И. Введенский (по нахождению в командировке), доцент М. М. Богословский (по болезни) и и. д. доцента Н.Л. Туницкий (по нахождению в отпуске). – Доцент А.П.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010