Мало бы кто оказался способен послужить батюшке с такой самоотдачей и кротостью, как служил ему архимандрит Агафодор (Маркевич). Наверное, только на страницах древних патериков мы нашли бы примеры подобного самоотречения. Отцу Агафодору безо всякого стеснения и неловкости можно было позвонить хоть ночью и не сомневаться, что он откликнется. А в Переделкине поддержка отца Агафодора была неоценимой. Нужно было отвозить батюшку на службу или к врачу, нужны были подарки для народа (отец Кирилл, мы помним, любил угощать сладостями, дарить книги, иконки, церковные календари)… Все это и становилось заботой отца Агафодора. И помощь он оказывал с такой скромностью, с такой тихостью и сыновней преданностью, что у отца Кирилла просто наворачивались слезы благодарности. Когда же батюшка Кирилл слег, серьезный и немногословный отец Агафодор поднял на свои плечи колоссальную нагрузку по обеспечению тяжелобольного всем необходимым, регулярно служил и причащал парализованного старца. И несомненно, что в лице архимандрита Агафодора вся братия Троице-Сергиевой Лавры служила своему дорогому духовнику. Ведь все эти долгие двенадцать лет, что отец Кирилл был прикован к одру болезни и, как сам он говорил, «не мог быть никому полезен», для Лавры он по-прежнему оставался братским духовником. Все эти двенадцать лет лаврские монахи на автобусах по нескольку раз в год приезжали к своему авве, чтобы только постоять у его кровати и приложиться к руке, – слабея с каждым разом, батюшка не мог уже ни слова произнести им в утешение. Но они приезжали… А место архимандрита Кирилла на духовном соборе и на монастырской трапезе не было занято никем – пустовало в знак того, что духовник все равно незримо присутствует здесь и находится со своей братией, что он по-прежнему в сердце каждого инока, а в его большом сердце навсегда – и каждый лаврский брат, и все мы, каждый из нас. Так и было. Так и осталось теперь навеки. Рейтинг: 10 Голосов: 1525 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также

http://pravoslavie.ru/110816.html

Впоследствии он так писал о своем опыте общения с духовником: «В прелесть впадают лишь те, которые верят своему рассуждению. Поэтому никто без благословения своего старца, которому обязан иметь откровение, не должен ничего начинать своевольно или верить своему мнению или видению, не открыв ему всего. Надо следовать его мнению и указанию (одобрению), полагаясь без сомнения на его суждение... Когда кто руководствуется такими указаниями своего старца, и все делает по его благословению, и самые мысли не иначе принимает, как предварительно вопросив того о них, таковой, будучи охраняем его благословением, не может впасть в прелесть, легко избегает коварства расставленных врагом сетей, как бы они ни были прикрыты тонко и хитро, ибо раз держится правила, указанного ему старцем, – не доверять себе, пока не вопросит старца, – то как может обмануть его дьявол ? Он по смирению считает себя недостойным никакого явления от Бога, вопрошая о всем таковом старца. Если же и последует что либо от Бога, то он сочтет это [как дар] по молитвам старца, а не за свое достоинство, чем и избегает возношения. А кто без благословения, самочинно, хотя бы и доброе что либо делал, легко может попасть в прелесть, и если вскоре не скажет об это старцу, то может и совсем повредиться, и, будучи обольщен врагом (ложным светом, благоуханием, разными видениями во сне и наяву, запрещением от врага открывать об этом старцу), может совсем потерять рассудок и остаться навсегда неисправимым» 120 . 21 ноября 1882 года отец Агафодор был рукоположен в иеродиакона, а затем 10 апреля следующего года – в иеромонаха. С того времени начинается его деятельность сначала как антипросопа, а потом духовника. Прекрасно изучив греческий язык, он с успехом выполнял ответственное послушание в Киноте. Потрудившись в Карее около 10 лет, отец Агафодор по болезни (бронхит) должен был навсегда оставить это послушание. Но главная заслуга отца Агафодора – это духовничество. На этом святом серьезном поприще он не имел равных. Всегда внимательный, ласковый, он сумел привлечь к себе сердца многих иноков – как новичков-послушников, так и убеленных сединами старцев. Двери его кельи были всегда открыты для желающих очистить свою совесть таинством покаяния. Скорбящие, малодушествующие находили в нем заботливого, внимательного отца, и редко кто из них уходил неуспокоенным, неудовлетворенным. Большинство его духовных чад искренне любили своего старца и готовы были пойти за него на любое самопожертвование. Его отцовская любовь и забота о своих духовных детях отчетливо видна в его переписке с ними 121 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

б) Положение о стипендии имени покойного профессора Императорского Московского Университета, Алексея Петровича Лебедева при Московской Духовной Академии: 1 . На проценты с капитала, поступившего по духовному завещанию покойного заслуженного ординарного профессора Императорского Московского Университета, Действительного Статского Советника, Алексея Петровича Лебедева и заключающегося в четырех облигациях Государственного внутреннего 5% займа 1905 года на номинальную сумму восемь тысяч рублей (8000 р.), учреждается при Московской духовной Академии стипендия имени завещателя – профессора А. П. Лебедева . 2 . Капитал этот составляет неотъемлемую собственность Московской духовной Академии и хранится вместе с прочими её капиталами, оставаясь навсегда неприкосновенным. 3 . Стипендия назначается Советом академии ежегодно одному из лучших по успехам и поведению студентов IV курса. 4 . Размер стипендии определяется в четыреста рублей (400), из коих установленная сумма употребляется на годичное содержание стипендиата в академическом общежитии, а остаток выдается ему при окончании курса на руки для приобретения полезных книг и на удовлетворение других нужд. 5 . Пользование стипендией не налагает на стипендиата никаких обязательств. Настоящее положение утверждено определением Святейшего Синода от 30 июня – 20 июля 1909 г. за 5527». Определили: Принять к сведению и руководству. —315— IV. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1909 г. Авг. 7. В Совет Московской Дух. Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 31 июля за 10547: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: представление Вашего Преосвященства, от 1 сего июля за 237, по ходатайству Совета Московской Духовной Академии об утверждении Преосвященного Агафодора, Архиепископа Ставропольского, в звании почетного члена сей академии. Приказали: Избранного Советом Московской духовной академии в звание почетного члена сей академии Преосвященного Агафодора, Архиепископа Ставропольского, утвердить в означенном звании; о чём и послать Вашему Преосвященству указ».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но увы! Семя доброго совета падало на каменистую почву гордых сердец, ожесточенных против истины “новоисповедников”. Ораторы монастырской революционной партии, противореча и с шумом прерывая речь господина Щербины, предъявляли свои излюбленные требования: удалить якобы для общего мира в обители вышеозначенных лиц правления, а именно иеросхимонахов Агафодора и Вероника, и других, обвиняя их в распространении рецензии схимонаха Хрисанфа (Ильинского скита), одобренной, как сказано выше, архиепископом Волынским. Господин Щербина заявлял о недопустимости насилия в таком деле и в святом месте – обители. Совещание продолжалось около двух часов и не привело ни к какому решению. Господин Щербина в тот же день уехал в Андреевский скит и перед отъездом предупредил отца игумена не делать собрания в его отсутствие во избежание могущих быть каких-либо беспорядков. Но не так решила противная партия. Пользуясь отсутствием господина Щербины, главари революции оповестили своих единомышленников о назначении ими (самовольно) на следующий день собрания, о чем будет дано знать ударом в колокол. Действительно, 23 января, в 4 часа дня, раздался звук колокола. Партия поспешила в собор. Приглашен был и отец игумен, и старшая братия. Впереди встали главари и участники заговора. Отцу игумену было вручено ими свое новое “исповедание” о имени Иисус и постановление об изгнании старцев и братии обители (иеросхимонахов Агафодора, Вероника, Кирика, Алексия, схимонахов Леона, Пинуфрия и монаха Денасия) и приказано под угрозой печальных последствий в случае сопротивления их требованию во всеуслышание прочитать оные и подписать. Конечно, дерзость, с одной стороны, страх и малодушие – с другой, сделали свое дело: беззаконное требование было исполнено… Не избежал суда своих лжечад и сам отец игумен: он был лишен власти. По инициативе иеромонаха Иорама и сотрудника его – распорядителя собрания монаха Иринея (певчего) тут же на собрании были избраны 12 новых старцев, которые по ранее намеченному плану действий не замедлили показать свою власть: по расходе собрания они все направились к отцу игумену и отобрали от него монастырскую печать, ключ от кассы, а также и более важные монастырские бумаги.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/afo...

Дабы не остаться при одном общем месте, я представляю некоторые примеры на удачу. Возьмем образчик из догматов о порядках богов и их разрядах. Египет. Развернем Гёрреса об Египте: «Бог, по религии египетской, прежде всего создал Кнефа (Кнуфиса, Нуфи, Агафодемона), создателя духа, света и мира. Он сам – первый свет; он – Гермес, чистый дух, написавший священные книги прежде сотворения мира. Был свет и была тьма; явилось слово и началось создание мира». 29 «Первое произведение был Ффа, долженствующий совершать творение Кнефа, устроитель мира, дух жизни всех творений». 30 «От Кнефа произошло семь божеств небесных. Из них – первое Ффа; второе Пан-Мендес, всеобщий производитель, мужеская сила порождения, старший из сих богов. Из них Ифестобула, огнь, проникнутый влажностью, дщерь, первобытная земля оплодотворенная, женская сила порождения. Солнце – Озирис есть третий Демиург, составляющий, вместе с Кнефом и Ффою, троицу одну из троиц египетских». 31 «Потом созданы восемь Кабиров. 32 Эти Кабиры, великие сильные боги, суть: Ремфан; царь неба (Сатурн); Пи-Зевс; Звезда Озириса (Юпитер); Артес (Марс); Созрот (Венера); Пи-Гермес (Меркурий); Солнце, царь Кабиров; Луна, царица Кабиров; Имутес (Звезда неба, Звездное небо), ведущий вселенную, поддерживающий в ней гармонию и жизнь». «Каждый из Кабиров имеет свою сферу, которою управляет. Луна занимает сферу низшую, между небом и землею, сферу стихий. 33 Солнце и пять планет, его окружающих, составляют первую, мужескую половину Кабиров; Луна и пять стихий (эфир, огонь, воздух, вода, земля) – вторую, женскую половину: все вместе образуют 12 богов небесных, второго порядка, происшедших от восьми богов Эмпирея первого порядка. Они приняты в Зодиак». 34 «Двенадцати богам – Кабирам, подчинены 36 Деканов и бесчисленные звезды, рассеянные в эфире, и разделенные – на 4 ополчения, по четырем странам света, из которых каждое имеет своего владыку». И так далее. Может быть я, уже слишком сократил рассказ Гёрреса; но, кажется, это не повредит ясности. Теперь развернем Анкетиля, и выпишем из него о богах персидских.

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

Переходим теперь к языку священному . Тут различаются три голубые цвета; один, происходящий от красного , другой – от белого , и третий – близящийся к черному . Эти цвета то разнятся оттенками, то сливаются в одном. Голубой, происходящий из красного , представляет эфирный огонь; его значение – небесная любовь к истине . В мистериях он относится к крещению огнем. – Голубой, происходящий из белого , указывает истину веры; он относится к Библейским водам живым, или к крещению духом. Голубой, близящийся к черному , приводит нас к космогонии, к Духу Божиему, плавающему над хаосом; он относится к крещению естественному. Эти три вида одного и того же цвета соответствуют трем главным степеням античного посвящения и троякому крещению христианскому: водою, Духом и огнем. Эти же три степени изображались, в большей раздельности, окрасками: красною, голубою и зеленою. Зеленый, черный и темно-голубой (– все это один символ –) указывают на мир, рождающийся в лоне первобытных вод, и первую степень посвящения. Лазурь представляет возрождение или духовное образование человека, a красный – освящение. Первобытный хаос, над которым носился Дух, сотворение Адама и освящение субботы – вот эти три ступени в Библии. Языческие божества были символами атрибутов Бога и возрождения человека. Поэтому, когда Вишну представляет последнюю степень возрождения, то он – зеленоватого или темно-голубого цвета. Сатурн, как и Мемнон, как и Озирис-Серапис , как и Кнеф-Аммон-Агафодемон-Нил , как и Вишну-Нарайяна , Кришна , Будда , был черным или темно-голубым; a все эти боги имеют некоторое отношение к воде. Кришна – воплощение божественной истины, и поэтому тело его – лазоревое; но, низойдя в условия человеческого существования, он подвержен искушениям зла, и индийская символика посвящает ему также цвета темно-голубой и черный. Плутарх говорит, что Озирис был черного цвета, ибо вода делает темными вещества, которые напитывает. Под этим народным обяснением легко схватить основную мысль, – о Боге, приводящем в движение хаос.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Радуйтеся, Священные Отцы, за Христа кровь свою излившие! Кондак 9 Вси лицы Ангельские, зрящее подвиги ваша, Святые Священномученики, по вере Христовой подъятые, радостью велией радовахуся, вы же по страдании своем на земле, вошедшее в славу Божию на небеси, и сами исполнилися есте радостью неизглаголанною. Тем же, водворившиеся в небесных обителях, вкупе со Архангелы и Ангелы, присно воспеваете Богу: Аллилуйя! Икос 9 Витии многовещанные, аще бы и многи языки имели и глаголати восхотели, не возмогут исчести ваших трудов и воздыханий, скорбей и лишений, гонений и страданий, яже имели есте, учащее и проповедующее, настоящее благовременне и безвременне, умоляюще и запрещающее, обличающее и увещавающе люди непокоривые, за добро злом воздающие. Мы же, дивящееся подвигом вашим, умиленно взываем к вам: Радуйтеся, трудами вашими нас ленивых к доброделанию возбуждающие; радуйтеся, воздыханиями вашими нас унылых к молитве окрыляющие; радуйтеся, скорбями вашими нас малодушных в пренесении скорбей утверждающие. Радуйтеся, гонениями, вами претерпенными, нас слабых укрепляющие; радуйтеся, лишениями вашими нас нетерпеливых к воздержанию подвизающие. Радуйтеся, страданиями вашими нас боязливых ободряющие; радуйтеся, учением и проповедью вашей нас темных просвещающие. Радуйтеся, наставлением вашим благовременным и безвременным нас нерадивых ко стыду приводящие. Радуйтеся, умолением вашим по Христе нас беспечных безответными творящие; радуйтеся, прещением вашим нас бесстрашных устрашающие. Радуйтеся, обличением вашим нас непослушных посрамляющие; радуйтеся, увещанием вашим нас противляющихся к Богу приводящие. Радуйтеся, Священные Отцы, за Христа кровь свою излившие! Кондак 10 Спасти хотя страну нашу, иже всем хотящий спастися и в разум истины прийти, всемилостивый Господь и Бог наш, избрал и послал вас к нам, Святители Христовы, да ясно укажете всем здесь живущим и хотящим спастись пути спасения, и всех научите петь Богу: Аллилуйя! Икос 10 Стена крепка и непоколебима есть, угодницы Божии, нам влающимся и обуреваемым в море житейстем, да выну зря море сие, воздвизаемое напастей бурею, к тихому пристанищу, ходатайству и заступлению вашему грешнии прибегаем, и из глубины души с любовью вопием к вам: Радуйтеся, поборницы веры Христовой непоколебимые; радуйтеся, покровители наши некрыющиеся от нашего притекания.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Поэтому нередко его можно видеть в библиотеке над сличением греческих творений рукописных по лучшим изданиям этих творений западных ученых – Маия, Гоара, Свойнсона, Питры, Миня и др., и в самых рукописях и на полях их разного рода замечания и варианты, сделанные его рукою и весьма интересные для ученого исследователя. Отсюда о. Матвей обнаруживает замечательно богатую эрудицию, которой может позавидовать всякий ученый, и своею начитанностью и знакомством с рукописями и печатной литературой поражает многих ученых путешественников. Но о. Матвей не только знаток богословской письменности, опытный палеограф, издатель некоторых произведений древней письменности с собственными примечаниями и предисловиями (ему в новом издании афонского патерика принадлежит открытие и издание весьма многих сказаний об отцах, подвизавшихся на Афоне), а также страстный нумизмат, будучи хорошо знаком с восточною нумизматикою, имеет сведения в греческой эпиграфике и любитель древностей классических и церковных. Жажда знаний у этого простого, в высшей степени скромного инока, чуждого всяких почестей и отличий, отказывающегося даже от принятия сана иеромонаха, неоднократно ему предлагаемого, – поразительная: нет такого предмета, которым бы он не интересовался, о чем бы он не желал выслушать разумную речь заезжего специалиста, чтобы потом приобретенные им случайною беседой сведения он не старался приметить на деле, при своих непрерывных книжных или ученых работах. Можно только сожалеть о том, что этот даровитый инок не прошел настоящей систематической школы, без которой самые его занятия двигаются медленно и едва ли даже в полном виде сделаются когда-нибудь достоянием людей науки. Свойственная о. Матвею скромность и флегматичность его характера будут всегда стоять на дороге его благих намерений и всех прекрасных планов 158 . О. Агафодор, родом москвич 159 , еще сравнительно молодой иеромонах и антипросоп русской Пантелеимоновской обители в карейском протате. Своим возвышением в монастыре он обязан природному уму, всегда истому стремлению к образованию, ради которого он прошел полный курс наук в карейской школе и легко победил всю эллинскую премудрость, а также мягкому симпатичному характеру, образцовой монашеской жизни и вообще прирожден ной ем у рассудительности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Потому что не отвращаюсь ни от кого из обращающихся ко Мне со слезами и прибегающих к Моему милосердию. 149. Нилу Иногда на не желающих покаяться в своих грехопадениях Господь посылает скорбь и телесные страдания. Чтобы, видя их страдание, люди рачительные исправлялись, прежде чем потерпят что-либо горестное, и не коснели в недостатках. 150. Падшему иподиакону Квинту Прекрасно было бы вовсе не осквернять чистоты хитона. Прекрасно было бы не омрачать света. Прекрасно было бы пребывать не уязвлённым и не иметь нужды во Враче. Прекрасно было бы окроплённое Христовой кровью цветущее подобно розе сердце не погружать в тину сластолюбия. Но и теперь, обленившись и не радея о спасении, ты уступил победу над собой грязному и горькому греху. Побеждённый дьяволом, ты стал его пленником, но не отчаивайся. Покаявшись, прибегни к человеколюбивому Христу, и тебе возможно возвращение к лучшему. Он благосклонно примет твоё покаяние, приносимое посредством молитв, постов, плача, исповеди, бдения. Не теряй надежды на спасение по милосердию Христову. Вот и теперь говорит Христос устами пророка: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от своего пути и жив был ( Иез. 33:11 ). Поэтому восстанем. 151. Монаху Агафодору Всегда надлежит возводить свой ум к небу, а наипаче, когда мы в горестных обстоятельствах, должно нам благодарить Бога, укрепляющего наши силы. Ибо и блаженный Давид говорит: Благословлю Господа во всякое время ( Пс. 33:2 ). И святой Исаия от лица нашего взывает: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня ( Ис. 12:1 ). Потому что Господь в точности знает и видит, сколько дурного внушают нам нечистые демоны. Так, он говорит Моисею: Я увидел страдания народа Моего в Египте ( Исх. 3:7 ). Но Он выжидает и долготерпит для нашей пользы. Ждёт, чтобы многократно умножить награду за наше терпение. Ждёт, чтобы возросли и увеличились больше щедроты Его к нам, несчастным. Этим Он побуждает нас к неотступным молитвам перед Ним, чтобы не отвращали взор от Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Радуйтеся, Священные Отцы, за Христа кровь свою излившие! . Кондак 12 Благодать от Бога данная вам, угодницы Божии и страстотерпцы Христовы, веруем, яко неистощима есть и николиже иждиваема. Сего ради, с несомненной надеждой к вам, яко приснотекущим и независтным источникам притекаем; почерпающее же от вас воду живую, утоляющую нашу жажду духовную, вся наши нечистоты омывающую и наши горести житейские услаждающую, Богу, спасающему нас вами, с любовью вопием: Аллилуйя! Икос 12 Поюще ваши подвиги и страдания, блаженную кончину и водворение со святыми в небесных обителях, восхваляем ваши добрые дела, ими же угодили есте Господу Богу, им же и нас научите, молимся, да прославляем Отца нашего небесного купно с вами, да видят доброе житие наше заблуждающиеся братья наши, от нас исшедшие, но не бывшие от нас, и вразумляются, яко ходим во свете, они же в обольстительной лжи пребывают, да негли купно с нами возопиют когда к вам: Радуйтеся, за Христа на земле страдавшие и со Христом на небеси царствующие; радуйтеся, с высоты небесной милостивно на нас недостойных призирающие. Радуйтеся, похвалы наши, аще и недостойные вас, благосердно приемлющие; радуйтеся, молитвам нашим, аще и немощным, с любовью внемлющие. Радуйтеся, от всей души и сердца возносимые к вам прошения наши исполняющие; радуйтеся во всех нуждах, бедах и обстояниях нам помогающие. Радуйтеся, безвестные и тайные премудрости Божии нам открывающие; радуйтеся, благие мысли и чувства в недоумении нам сущим внушающие. Радуйтеся, святые желания и намерения ко спасению нашему в сердца нам влагающие; радуйтеся, добрыми плодами веры, надежды и любви души наши исполняющие. Радуйтеся, в час кончины вас на помощь призывающим предстательствующие; радуйтеся, по кончине нашей, с любовью души наши в свое общение пред Богом приемлющие. Радуйтеся, Священные Отцы, за Христа кровь свою излившие! Кондак 13 О, всеблаженные угодницы Божии, Святители Христовы и страстотерпцы Василий, Ефрем, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон, услышите моления наша и благохваления к вам возносимые, призрите на вся наша нужды – душевные и телесные, помогите нам странствующим в море житейском и далече отстоящим от вас, возвышайте наши мысли, чувства, желания и намерения от земного к небесному, да безбедно прешедше сланное страстей море и минувше без боязни тени смертные, преселимся радостно во страну живых. Идеже представше пред лице Бога вечного, выну поем с вами: Аллилуйя! Приложение

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010