Скачать epub pdf Страдание святых мучеников Карпа, Папилы, Агафодора и Агафоники, Память 13 октября Весьма полезно бывает вспоминать о тех, кои страдали за Христа, ибо самое воспоминание об их мучениях может возбудить в нашей душе любовь к Богу и дать нашему стремлению к добродетели как бы некоторые крылья, – дабы мы, ради будущего воздаяния, мысленно претерпели те самые страдания, которые мученики понесли плотью. К сонму страстотерпцев, подъявших в сей жизни мученические подвиги, принадлежат Карп и Папила – великие столпы и основание Церкви 6631 . Оба они родились в славном городе Пергаме 6632 от благочестивых родителей и своею добродетельною жизнью обнаружили добродетель родивших их: ибо святая ветвь растет от святого корня, добрый плод указывает на доброе дерево и чистый поток доставляет славу источнику. Оба они довольствовались в пище и питии только самым необходимым отвергая все, что служит к разнообразию и излишеству; да и необходимого они употребляли столь мало, что отличались от ангелов только плотью, так что по своему великому воздержанию казались почти бесплотными. Когда они достигли чрез такую жизнь совершенства в добродетели, то были найдены достойными того, чтобы им было вручено церковное управление: Карп был поставлен епископом и проповедовал слово Божие жителям Фиатиры 6633 , Папила же, которого Карп почтил степенью диакона, обнаруживал ревность, согласно своему званию, в подобных же трудах. Слава о святых Карпе и Папиле распространилась по всем окрестным странам, – как и вообще добродетель обыкновенно не может укрыться, но всегда делается явной. Посему к сим святым мужам стало стекаться великое множество народа, который, слушая с усердием их учение, обращался в христианство. Ненавистник всякого добра, Диавол (ср. Иоан.8:44 ), видя сие, не мог оставаться спокойным; найдя усердных служителей своей злобы, он внушил им сделать на святых донос нечестивому царю Декию 6634 . И вот на Карпа и Папилу было донесено, что они не только не поклоняются богам, напротив – проклинают их и следуют христианскому учению. Декий, услышав о сем, сильно разгневался и послал в Азию советника своего Валерия, – ревностного язычника и жестокого человека; при этом царь сообщил ему все, что знал о святых и дал полную власть над ними. Валерий, получив приказ, поспешно отправился в путь и, прибыв на место, где жили святые, захотел принести жертвы богам своим. От него тотчас же вышло повеление во все пределы Фиатирской страны, чтобы все жители ее немедленно собрались на место жертвоприношения для поклонения богам. Так, нечестивый не только сам был ревностным почитателем языческих богов, но и других хотел склонить к тому же. Когда все собрались на место жертвоприношения, то между ними не оказалось двух христиан, Карпа и Папилы, ибо они на ином месте приносили Истинному Богу истинную жертву, то есть, молитву. Не найдя их среди собравшихся, мучитель повелел искать их; когда затем они были найдены и приведены к нему, то он с гордостью спросил их: |
„По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: представление Преосвященного Митрополита С.-Петербургского, от 4 сего февраля за 206–1367, о предоставлении начальству С.-Петербургской духовной академии права давать студентам, изъявившим желание отправиться на место военных действий на Дальнем Востоке, в качестве братьев милосердия, отпуск на время войны без увольнения из академии, считая их в составе тех курсов, с которых они выбыли. Приказали: Уведомить указами как Ваше Преосвященство, так равно Преосвященных Митрополитов С.-Петербург- —26— ского и Киевского и Архиепископа Казанского, что Святейший Синод предоставляет начальствам духовных академий право, в случаях желания академических студентов отправиться на место военных действий на Дальнем Востоке, в качестве братьев милосердия, разрешать таким студентам отпуск на время войны, не увольняя их из числа академических воспитанников, с оставлением их в составе тех курсов, с которых они выбывают“. Справка: Из студентов Московской Духовной Академии изъявили желание отправиться на место военных действий на Дальнем Востоке четверо: священник Владимир Боголюбов (III курса), священник Николай Часоводов (II курса), Вячеслав Лисицын (I курса) и Христофор Соболев (I курса); из них первые двое – в качестве священников походных церквей, а последние – в качестве псаломщиков означенных церквей и братьев милосердия. – Всем означенным студентам Преосвященным Ректором Академии и разрешён отпуск на время войны, с оставлением их в списках студентов Академии. Определили: Принять к сведению. IV. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: „1904 г. Марта 4. В Московскую Духовную Академию“ – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 3 марта за 2103: „По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: представление Вашего Преосвященства, от 13 минувшего февраля за 95, по ходатайству Совета Московской духовной академии об учреждении стипендии имени Преосвященного Ставропольского Агафодора на пожертвованный им капитал в 6 тысяч рублей и об утверждении проекта положения сей стипендии. Приказали: Согласно представлению Вашего Преосвященства, 1) учредить при Московской духовной академии стипендию имени Преосвященного Агафодора, Епископа Ставропольского и Екатеринодарского, на проценты с пожертвованного им капитала, заключающегося в свидетельствах Государственной 4% ренты на сумму в шесть тысяч рублей, и 2) проект положения о сей стипендии утвердить; о чём, для зависящих распоряжений, послать Вашему Преосвященству указ“. |
б) Положение о стипендии имени покойного профессора Императорского Московского Университета, Алексея Петровича Лебедева при Московской Духовной Академии: 1 . На проценты с капитала, поступившего по духовному завещанию покойного заслуженного ординарного профессора Императорского Московского Университета, Действительного Статского Советника, Алексея Петровича Лебедева и заключающегося в четырех облигациях Государственного внутреннего 5% займа 1905 года на номинальную сумму восемь тысяч рублей (8000 р.), учреждается при Московской духовной Академии стипендия имени завещателя – профессора А. П. Лебедева . 2 . Капитал этот составляет неотъемлемую собственность Московской духовной Академии и хранится вместе с прочими её капиталами, оставаясь навсегда неприкосновенным. 3 . Стипендия назначается Советом академии ежегодно одному из лучших по успехам и поведению студентов IV курса. 4 . Размер стипендии определяется в четыреста рублей (400), из коих установленная сумма употребляется на годичное содержание стипендиата в академическом общежитии, а остаток выдается ему при окончании курса на руки для приобретения полезных книг и на удовлетворение других нужд. 5 . Пользование стипендией не налагает на стипендиата никаких обязательств. Настоящее положение утверждено определением Святейшего Синода от 30 июня – 20 июля 1909 г. за 5527». Определили: Принять к сведению и руководству. —315— IV. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1909 г. Авг. 7. В Совет Московской Дух. Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 31 июля за 10547: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: представление Вашего Преосвященства, от 1 сего июля за 237, по ходатайству Совета Московской Духовной Академии об утверждении Преосвященного Агафодора, Архиепископа Ставропольского, в звании почетного члена сей академии. Приказали: Избранного Советом Московской духовной академии в звание почетного члена сей академии Преосвященного Агафодора, Архиепископа Ставропольского, утвердить в означенном звании; о чём и послать Вашему Преосвященству указ». |
Но увы! Семя доброго совета падало на каменистую почву гордых сердец, ожесточенных против истины “новоисповедников”. Ораторы монастырской революционной партии, противореча и с шумом прерывая речь господина Щербины, предъявляли свои излюбленные требования: удалить якобы для общего мира в обители вышеозначенных лиц правления, а именно иеросхимонахов Агафодора и Вероника, и других, обвиняя их в распространении рецензии схимонаха Хрисанфа (Ильинского скита), одобренной, как сказано выше, архиепископом Волынским. Господин Щербина заявлял о недопустимости насилия в таком деле и в святом месте – обители. Совещание продолжалось около двух часов и не привело ни к какому решению. Господин Щербина в тот же день уехал в Андреевский скит и перед отъездом предупредил отца игумена не делать собрания в его отсутствие во избежание могущих быть каких-либо беспорядков. Но не так решила противная партия. Пользуясь отсутствием господина Щербины, главари революции оповестили своих единомышленников о назначении ими (самовольно) на следующий день собрания, о чем будет дано знать ударом в колокол. Действительно, 23 января, в 4 часа дня, раздался звук колокола. Партия поспешила в собор. Приглашен был и отец игумен, и старшая братия. Впереди встали главари и участники заговора. Отцу игумену было вручено ими свое новое “исповедание” о имени Иисус и постановление об изгнании старцев и братии обители (иеросхимонахов Агафодора, Вероника, Кирика, Алексия, схимонахов Леона, Пинуфрия и монаха Денасия) и приказано под угрозой печальных последствий в случае сопротивления их требованию во всеуслышание прочитать оные и подписать. Конечно, дерзость, с одной стороны, страх и малодушие – с другой, сделали свое дело: беззаконное требование было исполнено… Не избежал суда своих лжечад и сам отец игумен: он был лишен власти. По инициативе иеромонаха Иорама и сотрудника его – распорядителя собрания монаха Иринея (певчего) тут же на собрании были избраны 12 новых старцев, которые по ранее намеченному плану действий не замедлили показать свою власть: по расходе собрания они все направились к отцу игумену и отобрали от него монастырскую печать, ключ от кассы, а также и более важные монастырские бумаги. |
Мученичество Агафодора и Агафоники. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат, Афон. 1547 г. Мастер Зорзис Критянин Мученичество Агафодора и Агафоники. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат, Афон. 1547 г. Мастер Зорзис Критянин Наиболее ранняя греч. редакция (А), так же как и лат. текст, имеет форму судебного протокола, однако в ней не указаны время событий, имя проконсула и священный сан К. и П.; местом суда назван г. Пергам. Описание допроса, пыток и казни мучеников в редакции А несколько отличается от описания в редакции В (напр., П. назван жителем Фиатиры), при этом речи П., приведенные в лат. тексте, греч. редактор с нек-рыми изменениями приписал К. Более значительные разночтения касаются Агафоники. Согласно редакции А, она выразила готовность последовать за К. и П. и взошла на костер добровольно. Как следует из криков толпы, у Агафоники был один, а не неск. сыновей. Фразу: «Страшный суд, несправедливые постановления», к-рую повторяли присутствующие, вероятно, можно истолковать как намек на то, что мученица также была допрошена проконсулом, однако в тексте об этом не говорится ( Delehaye. 1940. P. 147-148). По мнению нек-рых исследователей, различия в описании кончины Агафоники в греч. и лат. редакциях могут быть связаны с возникшим во 2-й пол. II в. во Фригии (пров. Асия) еретическим учением монтанизм, частью к-рого была пропаганда добровольного мученичества ( Harnack. 1888. S. 451-452. Nt. 42; Lietzmann. 1958. S. 247), однако др. агиографы отвергают наличие элементов монтанизма в греч. редакции ( Franchi de " Cavalieri. 1920. P. 26). В греч. редакции V, представляющей собой более позднюю переработку изначального текста, содержатся многочисленные детали, отсутствующие в редакции А: время событий относится к периоду правления имп. Деция; К. назван сыном языческого жреца, он уверовал во Христа и был назначен епископом в Фиатире; П., сына рим. чиновника, К. рукоположил во диакона. Далее в тексте рассказывается, как Деций после донесения о том, что К. и П. являются христианами, отправил в Асию Валерия (Οαλριος, далее в тексте Валлериан, Οαλλεριανς) в качестве проконсула вместе с помощником Коккианом, поручив им подвергнуть К. |
Мало бы кто оказался способен послужить батюшке с такой самоотдачей и кротостью, как служил ему архимандрит Агафодор (Маркевич). Наверное, только на страницах древних патериков мы нашли бы примеры подобного самоотречения. Отцу Агафодору безо всякого стеснения и неловкости можно было позвонить хоть ночью и не сомневаться, что он откликнется. А в Переделкине поддержка отца Агафодора была неоценимой. Нужно было отвозить батюшку на службу или к врачу, нужны были подарки для народа (отец Кирилл, мы помним, любил угощать сладостями, дарить книги, иконки, церковные календари)… Все это и становилось заботой отца Агафодора. И помощь он оказывал с такой скромностью, с такой тихостью и сыновней преданностью, что у отца Кирилла просто наворачивались слезы благодарности. Когда же батюшка Кирилл слег, серьезный и немногословный отец Агафодор поднял на свои плечи колоссальную нагрузку по обеспечению тяжелобольного всем необходимым, регулярно служил и причащал парализованного старца. И несомненно, что в лице архимандрита Агафодора вся братия Троице-Сергиевой Лавры служила своему дорогому духовнику. Ведь все эти долгие двенадцать лет, что отец Кирилл был прикован к одру болезни и, как сам он говорил, «не мог быть никому полезен», для Лавры он по-прежнему оставался братским духовником. Все эти двенадцать лет лаврские монахи на автобусах по нескольку раз в год приезжали к своему авве, чтобы только постоять у его кровати и приложиться к руке, – слабея с каждым разом, батюшка не мог уже ни слова произнести им в утешение. Но они приезжали… А место архимандрита Кирилла на духовном соборе и на монастырской трапезе не было занято никем – пустовало в знак того, что духовник все равно незримо присутствует здесь и находится со своей братией, что он по-прежнему в сердце каждого инока, а в его большом сердце навсегда – и каждый лаврский брат, и все мы, каждый из нас. Так и было. Так и осталось теперь навеки. Рейтинг: 10 Голосов: 1525 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также |
13 октября Святые мученики Карп и Папила родились в Пергаме, городе Малой Азии, и были с юности христианами. Они подавали всем жителям страны пример христианских добродетелей, и многие, видя их честную и праведную жизнь, обращались к Богу истинному. Карп был впоследствии избран в епископы города Фиатиры; Папила же принял звание диакона. Настало жестокое гонение на христиан. Император Декий прислал в Малую Азию одного из верных служителей своих, Валерия, чтобы понуждать христиан к отречению, а ослушников предавать казни. Устроили торжество в честь идолов и велели всем жителям Фиатиры участвовать в нем. Когда Валерий узнал, что Карп и Папила не пришли на праздник, то велел призвать их и спросил о причине их отсутствия; они объяснили, что веруют в Бога истинного и потому не могут принять участия в языческом жертвоприношении. Валерий велел водить их на цепи по городу на посмеяние язычников, думая тем опозорить их; но это не могло смутить христиан, которые считали позорными только дела бесчестные, а не наказания ради истины. Потом Валерий призвал к себе обоих христиан и стал убеждать их поклониться богам. «Если бы я не видел, что вы люди умные и рассудительные, – говорил он, – я бы не стал заботиться о том, чтобы спасти вас, а просто предал бы вас казни; но мне вас жаль, и я желаю вам добра». Вслед за тем он начал восхвалять могущество и мудрость богов, приписывая им и благоденствие страны, и великие победы римлян над врагами своими; но христиане бесстрашно опровергали слова его, доказывая бессилие и ложность идолов и проповедуя Бога истинного, Создателя вселенной и Спасителя людей. Валерий очень озлобился на христиан и велел разграбить имущество их и отослать их в Сардику, куда и сам намеревался ехать. Привязали святых к коням и погнали в Сардику, не давая им отдыха на пути; но они находили утешение в молитве, и Господь Бог, всегда милостивый к верным служителям Своим, явился им в видении и укрепил их на трудный подвиг. Прибыв в Сардику, Валерий вновь призвал их и стал убеждать их к отречению, но напрасно. За святыми последовал в Сардику верный слуга их Агафодор, также христианин и очень любивший господ своих. Валерий стал допрашивать и убеждать его, а потом предал его жестоким мучениям. Под ударами мучителей скончался верный Агафодор. Валерий велел было оставить тело его без погребения, но христиане ночью похоронили честное тело мученика. Валерий же говорил Карпу и Папиле: |
Впоследствии он так писал о своем опыте общения с духовником: «В прелесть впадают лишь те, которые верят своему рассуждению. Поэтому никто без благословения своего старца, которому обязан иметь откровение, не должен ничего начинать своевольно или верить своему мнению или видению, не открыв ему всего. Надо следовать его мнению и указанию (одобрению), полагаясь без сомнения на его суждение... Когда кто руководствуется такими указаниями своего старца, и все делает по его благословению, и самые мысли не иначе принимает, как предварительно вопросив того о них, таковой, будучи охраняем его благословением, не может впасть в прелесть, легко избегает коварства расставленных врагом сетей, как бы они ни были прикрыты тонко и хитро, ибо раз держится правила, указанного ему старцем, – не доверять себе, пока не вопросит старца, – то как может обмануть его дьявол ? Он по смирению считает себя недостойным никакого явления от Бога, вопрошая о всем таковом старца. Если же и последует что либо от Бога, то он сочтет это [как дар] по молитвам старца, а не за свое достоинство, чем и избегает возношения. А кто без благословения, самочинно, хотя бы и доброе что либо делал, легко может попасть в прелесть, и если вскоре не скажет об это старцу, то может и совсем повредиться, и, будучи обольщен врагом (ложным светом, благоуханием, разными видениями во сне и наяву, запрещением от врага открывать об этом старцу), может совсем потерять рассудок и остаться навсегда неисправимым» 120 . 21 ноября 1882 года отец Агафодор был рукоположен в иеродиакона, а затем 10 апреля следующего года – в иеромонаха. С того времени начинается его деятельность сначала как антипросопа, а потом духовника. Прекрасно изучив греческий язык, он с успехом выполнял ответственное послушание в Киноте. Потрудившись в Карее около 10 лет, отец Агафодор по болезни (бронхит) должен был навсегда оставить это послушание. Но главная заслуга отца Агафодора – это духовничество. На этом святом серьезном поприще он не имел равных. Всегда внимательный, ласковый, он сумел привлечь к себе сердца многих иноков – как новичков-послушников, так и убеленных сединами старцев. Двери его кельи были всегда открыты для желающих очистить свою совесть таинством покаяния. Скорбящие, малодушествующие находили в нем заботливого, внимательного отца, и редко кто из них уходил неуспокоенным, неудовлетворенным. Большинство его духовных чад искренне любили своего старца и готовы были пойти за него на любое самопожертвование. Его отцовская любовь и забота о своих духовных детях отчетливо видна в его переписке с ними 121 . |
Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Как я перестал читать Евангелие и что из этого вышло — рассказ священника 3 мин., 31.10.2022 Во время моего начального монашеского служения в Донском монастыре Москвы был такой период, когда я перестал читать Евангелие. Работы у меня тогда было очень много, и не хватало времени, чтобы, сосредоточившись, открыть Священное Писание, погрузиться в смысл слов. Я не придавал этому большого значения, а просто продолжал выполнять послушания, работал с четырех утра и до самого позднего вечера. Никаких внешних изменений не происходило, но я постепенно начал замечать, что меня всё больше и больше тяготит чувство сильной духовной и телесной усталости, которое не мог «скинуть» ни сном, ни едой, ни отдыхом. Я засыпал и просыпался, ходил на братские службы, трудился, но ощущение, что кто-то будто впился в шею и сосет из меня все силы, не покидало. Я хожу — ноги подгибаются, сажусь за руль — руки трясутся. Тело и душа истощались с каждым днем, а я всё не мог понять причину. Однажды в таком состоянии я пришёл в кабинет наместника, отца Агафодора, чтобы обсудить некоторые трудовые вопросы. Он, как человек проницательный, чуть только я начал разговор, спрашивает меня: «Что с тобой происходит?» Я уже практически обессиленным голосом, тихо отвечаю: «Не знаю… Плохо мне что-то, тяжело». Он остановил на мне пристальный взгляд, словно за пару секунд смог разглядеть мою душу и найти источник болезни, и неожиданно задал вопрос: «А ты Евангелие давно читал?» Я стал вспоминать: действительно, я перестал читать Евангелие. Каким образом это могло произойти? Как давно я живу без главной духовной пищи? Начал вспоминать и с ужасом обнаружил, что не помню, когда последний раз брал в руки книгу. С сильнейшим внутренним волнением я прибежал в келью, схватил Евангелие и стал читать. Открыл его и, как умирающий от жажды человек, читал и читал, читал и читал… Удивительное впечатление: чем больше я прочитывал, тем острее чувствовал, что мне становится лучше. Зубы, впившиеся в шею и высасывающие мои силы, постепенно разжимались, дышалось свободнее. С каждой новой главой (а я прочел разом около десяти) становилось всё легче и легче. Я перелистывал страницу за страницей, пока не понял, что полностью освободился от недуга. Чувство угнетенности прошло. Порабощение, в котором я находился всё то время, стало для меня большим уроком, который не нужно повторять дважды. С тех пор я прочитываю 365 глав в году — то есть читаю по главе каждое утро. |
Если мы теперь развернём буддийскую книгу бытия вселенной, называемой ими сансарой, то здесь не встретим не только речи о Творце вселенной, но и о Боге вообще, понимаемом в христианском смысле. „В начале существовали 3 стихии: земля, вода и свет или воздух (называемый буддистами-калмыками „кей“ или „кий“); из них-то и составился по определению (по счастью?) всех живых существ мир внешний (саба) и внутренний (шиме)“ 208 . Таким образом здесь мир представляется происшедшим не от Бога, а по счастью каких-то неведомых живых существ – из материи в 3-х её состояниях: твёрдом (земля), жидком (вода) и газообразном (свет или воздух). Поэтому буддисты, вместо Истинного Бога, стали почитать своих мудрецов, называемых ими буддами или бурханами. На место Всесовершенного Бога у них явились само-боги или обоготворённые человеки, которые не сами привели к бытию материю, а материя произвела их на свет Божий и ради их, как живых существ, образовала из себя и всю вселенную. Но так как, по буддийской религии, каждый человек, живя праведно, может сделаться божеством, то сонм их богов нельзя ограничить числом. Вот поэтому-то у буддистов из года в год число богов или бурханов всё растёт и растёт; напр., у калмыков Болыпедербетовского улуса, Ставропольской губернии, недавно явился новый бурхан – в лице умершего главного бакши ставропольских калмыков Санджии Иванова. Когда в 1895 г. Ставропольский епископ Агафодор посетил Чоносский хурул (капище), то к своему удивлению увидел в числе бурханов портрет умершего бакши Санджи Иванова, лично знакомого преосвященному. На его вопрос хурульный бакша Дорже Сетевов ответил, что покойный бакша Санджп „бурак болбо“ (сделался богом). 209 Но и это олицетворение идеала жизни в будде или бурхане так же бессодержательно, как мертва самая апофеоза человека. Сам будда есть существо не столько действительное, сколько призрачное. В самом деле, с одной стороны, он есть нечто непреходящее, вечное, сама сущность бытия, представляющаяся в различных формах или состояниях материи, а с другой – он только человек и при том совершенно непонятно, каким образом в лице его человеческое ничтожество превратилось в мировую силу. Но оно и превратилось-то в эту силу только призрачно, фиктивно. Будда не есть лицо живое, он, так сказать, есть спящий бог, он существо, принадлежащее нирване, он даже пустой звук, пустая мечта, слово без значения, слава без сияния, короче – одно имя, нечто вроде Торичеллиевой пустоты 210 или отображения в зеркале. Будда не действует, не живёт, а только исчезает в нирване 211 . |
| |