Свое признание и расцвет Святой источник получил при архиепископе Кавказском и Ставропольском Агафодоре, всеми любимом и уважаемом архипастыре. Источник был признан чудотворным. В начале XX века у Святого источника построили часовню, каменные купели. Родник был каптажирован в каменный грот, закрываемый дубовой, окованной железом дверью. Дверь в грот находилась в центре каменной стены, украшенной карнизами и многочисленными нишами для икон. Над дверью располагался большой каменный крест. Вода из грота по глиняной трубе попадала в каменную башенку, украшенную портиком, полуколоннами, карнизами. В одной из ниш находилась скульптура Иисуса Христа. Далее по двум трубам вода сначала попадала в восьмигранный бассейн, а уже из него - в каменные купели. Каменными плитами была выложена площадка у каптажа и часть ведущей к источнику дороги. В церковные праздники здесь собирались тысячи верующих. Молитвы на Святом источнике возносились и в тяжелые годы Первой мировой войны, и после революции. Несмотря на запреты новой безбожной власти, простые люди шли к святому месту за утешением. Набирали родниковую воду в разнообразную тару, окунались в купели, молились за страну и своих близких. Богослужения шли на источнике вплоть до 30-х годов. Служил в это сложное время священник татарской Казанской церкви отец Михаил Ксенофонтов (1882 года рождения). В 1933 году он был арестован по обвинению в том, что проводил среди верующего населения контрреволюционную работу по организации кулацкого саботажа, «широко развернул работу по сбору денежных средств в пользу ссыльных попов и монахов (которые были высланы как «мученики за веру». - Прим. ред.), ведя активную агитацию среди верующих». Отец Михаил заявил на следствии: «...деньги собирались для посылки на поддержку нашего ссыльного духовенства, о котором мы должны беспокоиться». Батюшка был расстрелян 02.04.1933 года (реабилитирован посмертно 31.05.1990 г.). Святой источник постигла общая печальная участь других православных мест. Часовню закрыли, богослужения запретили, иконы и церковную утварь изъяли. После военного лихолетья последовала новая волна гонений на Церковь. 28.11.1958 года ЦК КПСС принял новое постановление «О мерах по прекращению паломничества к так называемым «святым местам». Чтобы прекратить паломничества верующих к 700 учтенным властями святым местам, принимались самые разные меры: засыпались источники и разрушались часовни над ними, они огораживались заборами, около которых ставилась милицейская охрана, чтобы не пускать верующих. Активно велась антирелигиозная пропаганда. Верующих людей высмеивали, запугивали, отравляли им жизнь, используя все виды и средства идеологического оружия. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Немного статистики Первая цитата – из 16-го тома Военно-статистического обозре­ния Российской империи. Его 1-я часть посвящена Ставрополь­ской губернии, вышла в 1851 году. Читаем: «Николаевская, с приделом во имя св. апост. Петра и Павла церковь по­строена в 1849 году, каменная. Стоимость здания – 100 000 р., иконостаса – 6 000 р. Церков­ных сумм бил. 6008 р. Состав причта (с 1851 г.): 2 свящ., 1 диак. и 1 псал. Казённого жало­ванья положено: двум священни­кам по 120 р. и двум псаломщи­кам по 45 р. Причтовой земли 132 дес. (в 12 вёрст), земля бо­лее удобна для яровых посевов, арендуется по 6 р. за десятину. Оба священника помещаются в церковных домах, причём квар­тира настоятеля «не совсем удобна по причине своей ветхо­сти». Диакон имеет квартиру в здании церковно-приходской школы. Псаломщикам выдаётся квартирное пособие от обще­ства в размере 30 р. каждому. Капиталов причта 2300 р. Сбор «новины» даёт незначительный доход, в последние годы всё более и более уменьшающийся. Церковно-приходских школ 2: мужская и женская. Первая поме­щается в собственном здании, вторая в церковной сторожке». «Грандиознейший» Второй источник, предложен­ный отцом Виктором, – книга Г. Беликова и Б. Синельникова «Соборы златоглавые» (издана в Ставрополе в 2006 году). Авторы опираются на архивные матери­алы. Читаем: «Храм Святителя Николая Мирликийского, чудо­творца, в городе Светлограде. Город назывался ранее селом Петровским. По преданию, село берёт своё начало с 1750 года, а по официальным документам, основание его считается с 1786 года… Сначала была сооружена деревянная церковь, которая довольно скоро перестала вме­щать верующих, и в 1849 году в центре села из штучного камня, завезённого из села Бурлацкого Благодарненского уезда, был построен новый храм, освя­щённый в честь святителя Николая Чудотворца. Второй престол храма был освящён в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Стоимость храма, по данным А. Твалчрелидзе, исчислялась в 100 000 рублей. Согласно житию святителя Игнатия (Брянчани­нова), будучи на Кавказской ка­федре, он посещал этот храм. В отчёте о поездке в 1903 году Преосвященного Агафодора по Ставропольской епархии храм назван «грандиознейшим, каких немного в епархии». 1937 год – начало разрушения храма. Одну часть церкви разрушили до вой­ны; во время войны в уцелевшей части хранили хлеб, а служба проходила в сторожке (она сне­сена в 1970-е годы). После войны храм разрушили совсем».

http://sobory.ru/article/?object=61148

Цель чтения имябожниками зажигательной литературы была та, чтобы возбудить братство против о. игумена и его православных чад, и тем приблизить, давно желаемую ими развязку – захватить монастырь в свои руки, предварительно выгнав игумена с его верными чадами. Православное братство во главе с отцом игуменом, понимая их цель, молчало, не желая дать им повода к открытому бунту, и тем спасло монастырь до приезда комиссии архиепископа Никона. По отношению всех имябожников по совести рящи, что они нарушали все Божеские и человеческие законы и приличия, поносили православных: еретиками, масонами, жидами, арианами и прочими безумными глаголы. Предавали анафеме святейших Патриархов Иоакима III и Германа V и архиепископов Никона и Антония, называли их не только еретиками, но драконами, вышедшими из моря, проповедовали, что остров Халки, (где находится богословская школа) нужно читать «Халкие», что по славянскому исчислению букв это число апокалипсического зверя 666; словом, нет слов для оправдания сих злохудожных душ. Им нет места на Св. Горе по § 20 канонизма, где говориться, что на Св. Афоне не могут пребывать монашествующие не повинующиеся постановлениям Великой Христовой Константинопольской церкви. Игумен Афонско-Русского Пантелеймонова монастыря архимандрит Мисаил с братиею во Христе. Подлинник. НИОРРГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 40. Заметки архимандрита о. Мисаила, игумена Пантелеимоновского монастыря «Описание событий в Пантелеимоновском монастыре за время религиозных брожений в 1913 году» 65 [Начало января 1914 года] До выхода в свет известной книги кавказского пустынника, схимонаха Илариона «На горах Кавказа», автор ее обращался в 1908 году к одному из старцев – духовников нашей обители иеросхимонаху Агафодору с просьбой: просмотреть его сочинение и обратить, главным образом, строгое внимание на его мнение о обоготворении им имени «Иисус», что в имени «Иисус» находится Сам Господь наш Иисус Христос всеми Своими совершенствами, качествами и свойствами. А потому Имя сие «Иисус Христос» есть Сам Он, дражайший Искупитель наш и Господь...

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

Управляет Моквинской Успенской обителью игуменья. Теклатский Рождество-Богородичный монастырь в Сенакском уезде. Общежительная второклассная Рождество-Богородичная обитель расположена при селении Теклати, на берегу р. Цивы, у подошвы горы Сикуки, в 3 в. от местечка и станции Закавказской ж. д. «Ново-Сенаки». Она основана в 1869 г. под именем общины на месте запустившего мужского монастыря. С 1884 года община получала содержание от Св. Синода, а в 1897 г. переименована в монастырь. В Теклатском монастыре один храм, построенный в 1889 г. в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Управляется игуменьей. Ставропольская губерния Мужеская обитель 1, женская 1. Мужская обитель Мамай-Маджарский Воскресенский монастырь в Прасковейском уезде. Эта нештатная общежительная обитель расположена близ заштатного города Св. Креста (Карабаглы), при реке Куме, недалеко от развалин татарского города Мамап-Маджары и в 180 в. от Ставрополя. Мамай-Маджарский монастырь основан в 1882 г. Ставропольским братством Св. ап. Андрея Первозванного на том месте, где временно пребывало тело кн. Михаила Ярославича Тверского, убитого в Орде татарами в 1819 году. Братство, создавая обитель, имело в виду ее миссионерские задачи и просветительную деятельность среди калмыков. Первый по времени монастырский храм в честь Воскресения Христова отличался простотой. Он был создан иером. Рувимом из необожженного кирпича и покрыт камышом. Строитель воспользовался обрывистой горой, к которой пристроил три стены, и таким образом получался храм, имевший 7 саж. в длину и столько же в ширину. В 1890 г. ставропольский епископ Владимир заложил в обители трехпрестольный величественный каменный храм в честь Преображения Господня, оконченный в 1900 г. и 23 апреля того же года освященный преосвящ. Агафодором. В обители есть еще небольшой деревянный храм Св. кн. Михаила, с приделом во имя Св. равноап. кнг. Ольги. Управляет Мамай-Маджарским монастырем игумен. Женская обитель Иоанно-Мариинский монастырь в Ставропольском уезде. Иоанно-Мариинская общежительная обитель, находящаяся в 3 в. к северу от Ставрополя, учреждена в 847 г. под именем женской общины кавказским еп. Иеремию. Община эта в 1859 году переименована была во второклассный монастырь. При этой обители есть школа для девочек. Управляет ею игуменья. Терская область

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Синода – В. К. Саблера; из Тифлиса – от экзарха Иннокентия; из Ставрополя губерн. – от архиепископа Агафодора; из Калараша – от архиепископа Кишиневского Серафима; из Ессентуки – от епископа Никона (ныне архиепископа, Члена Св. Синода); из Рязани – от епископа Димитрия; из Балты – от еп. Амвросия; из Тифлиса – от г. Архипова; из Новороссийска – от протоиерея Гофмана; из Гагр – от г. Шульгина; из С.-Петербурга – от г. Рафаловича. В телеграммах этих оплакивали о. Иерона, как «пастыря Церкви», «драгоценного советника», «насадителя отечественной культуры», «великого труженика», «настоящего русского человека», «великого старца», «дорогого отца», «подвижника», «всю жизнь, все силы… отдавшего на устроение святой обители», как «пример трудолюбия», «великий столп монашества», «великого ученика великих старцев», «выдающегося по уму и святости«… Его кончину считали «невознаградимой потерей не только для обители, но и для всех»…, для всего «православного мира», лишившегося такого «светоносного земного ангела " … При этом некоторые лица посылали по три телеграммы, желая узнать о времени отпевания старца 54 … Прекрасные строки посвящены о. Иерону в «Церковных Ведомостях» (1912 г., статья архиеп. Пикона, члена Св. Синода: «Верный послушник Матери Божией»; его же статья в 36: «Кончина и погребение о. архимандрита Иерона»), в «Кавказском Благовестнике» (1912 г., 11, статья: «Громадная потеря для русского монашества»; 13, статья: «Кончина великого Кавказского старца»), в журн. «Воскресенье» (1912 г., 189; статья Е. Поселянина: «Два крестьянских самородка») и во многих других повременных изданиях. Даже такие издания, как газета «Петербургский Листок», которая в свое время (в дни монашеского съезда) пыталась 55 всячески уколоть о. Иерона (о нем «прошлой зимой писали», – читаем в 183-м «Листка» от 7 июля 1909 г., – «что он устроил у себя в обители… каземат, где держал не угодивших ему монахов по 40–60 и даже 90 дней на хлебе и на воде, заставляя спать на голом полу " …), – и те по смерти старца отзывались о нем с похвалами необычайными (он-де был «великий труженик»: благодаря ему, «монастырь стал культурнейшим уголком всего Черноморского побережья»; «что сделано при о.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

В ладыко Многомилостиве, Господи Иисусе Христе, Боже наш, молитвами Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, силою Честнаго и Животворящаго Креста и честныя и многоцелебныя ризы Твоея, предстательством честнаго Архистратига Михаила и прочих небесных Сил безплотных, честнаго славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных и всехвальных апостолов: Андрея Первозваннаго, Симона Кананита, Варфоломея и прочих святых славных и всехвальных апостолов, святаго славнаго пророка Илии, святых славных и добропобедных мучеников Иоанна младенца, от Ирода убиеннаго, Инны, Пинны и Риммы Готфских, Трифона, Парфения и Калогера, Саввы стратилата и с ним седмидесяти воинов мучеников Готфских, Космы и Дамиана Римских, Василиска Команскаго, Саввы чтеца, Готфскаго, мучеников Готфских Вафусия и Верка пресвитеров, Арпилы монаха, Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла, Констанса,, царевича Агафона и мучениц Готфских Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы, Гаафы царицы Готфския и прочих, и Дуклиды, царевны Готфския, Ерминингельда, царевича Готфскаго, воина Исаии, князя Мангупскаго, Готфскаго, святых великих мучеников Георгия Победоносца, Пантелеимона целителя, Димитрия Солунскаго, Никиты Готфскаго, святыя великомученицы Варвары и прочих святых мучеников, преподобных и богоносных отец наших, Максима Исповедника и прочих преподобных отец, иже во святых отец наших и вселенских великих учителей и святителей: Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, святых священномучеников, в Херсоне епископствовавших: Василия, Ефрема, Капитона, Евгения, Еферия, Елпидия и Агафодора, иже во святых отец наших Климента с Фивою и Мартина, Пап Римских, Фотия и Григория, Патриархов Константинопольских, Стефана, Саввы и Василия архиепископов Сурожских, и Иоанна, епископа Готфскаго, Георгия, митрополита Митиленскаго, исповедника, святаго блаженнаго Андрея, Христа ради юродиваго, славянина, святыя равноапостольныя Нины, просветительницы Иверии, святых благоверных царя Давида Возобновителя и царицы Тамары, Грузинских, и всех святых, в странах Кавказских просиявших, святаго священномученика Григория Просветителя и прочих святых великия Армении

http://pravoslavie.ru/2368.html

Епархиальный съезд духовенства Ставропольской епархии, состоявшийся 24 августа 1893 года, избрал отца Иоанна членом совета Ставропольского епархиального женского училища на три года. В этом же 1893 году, 2 октября, он был избран членом правления Ставропольской Духовной семинарии. 14 мая 1894 года преосвященный Агафодор за усердную службу наградил отца Иоанна бархатной фиолетовой скуфьей. В том же году в жизни отца Иоанна совершилась перемена: с согласия высокопреосвященного архиепископа Владимира (Богоявленского) , экзарха Грузии, попечитель Кавказского учебного округа телеграммой от 29 сентября назначает его законоучителем гимназии в Елисаветполе (ныне г. Гянджа в Азербайджане). Он покидает родную епархию и начинает деятельность на Кавказе. Всякое дело отец Иоанн Восторгов освящал молитвой, согревал теплотою сердца, оживотворял любовью. Так и четырехлетний труд по возделыванию молодой, чистой нивы соединил его с воспитанниками сердечными узами. Поэтому таким задушевным и одновременно печальным было его прощальное слово в Ставропольской гимназии: «Последний раз я молился сегодня с вами, братие и дети, в этом храме, в той семейной обстановке, в которой мы сходились сюда каждый праздник более четырех лет сряду... В эти памятные для меня и для вас годы вступили мы с вами в общение веры и молитвы, к которому присоединилось общение любви. Не знаю, как вы – хотя и могу судить по тем слезам, с которыми вы слушали меня, – но я сроднился с вами, милые дети, сроднился с этим храмом и братиями его. Вот почему в настоящие минуты сердце мое полно скорби, слезы застилают мне очи, вся душа моя трепещет во мне... В эту минуту я помню только то доброе, светлое и чистое, что я видел здесь за четыре года службы. Незабвен буди этот святой храм и в нем таинственный престол благодати, к которому я предстоял, недостойный. Незабвенны будьте те светлые минуты, когда ваших душ касался Ангел молитвы, и я видел вас здесь поверженными пред алтарем в сердечном умилении. Буду вспоминать, как вы говели, как многие со слезами исповедовались, какими умиленными подходили ко Святой Чаше. Памятны будут мне те минуты внимания, которым вы отвечали на мое проповедное слово, когда я сам чувствовал, что оно дошло до сердца. Отрадою наполнялось все существо мое, когда, посещая пансион, иногда в поздний послеполуночный час я видел пред иконою, в сумраке лампады, склоненных в молитве детей. От всей души призывал я тогда на вас благословение неба...» 22

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

«Начало имябожническому движению на Афоне положено в скиту Фиваида. Причиной (вернее, поводом. – И. П.) ему послужила книга “На горах Кавказа”, написанная выходцем из Пантелеимонова монастыря в кавказскую пустыню схимонахом Иларионом. В книгу легло учение отца Илариона об имени Божием Иисус: “Имя Господа Иисуса Христа есть Сам Он, Господь Бог . В имени Божием присутствует Сам Бог – всем Своим Существом и (всеми) Своими бесконечными свойствами” (“На горах Кавказа”, 1-е изд., с. 11, 13). Эти выражения – точное учение отца Илариона. Его он называет “догматом”» 11, с. 8–9 . В 1908 году схимонах Иларион обратился к духовнику Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря иеросхимонаху Агафодору с просьбой просмотреть его сочинение [см.: 7, с. 172]. «Войдите своим вниманием, – писал отец Иларион, – в коренное положение нашего произведения. Не доверяя своему разуму, ищем у многих совета, но никто нас не утоляет: писал я к трем иерархам, и только один ответил, и то укоризненно. “Ищите, – говорит, – разрешение своим вопросам по их догматической стороне у епископа Феофана в книгах, а по практической – в своем сердце, если оно смиренно”. Видимо, уклонился от разрешения. Положение догмата, сделанное нами, важное, необычное, чрезвычайное и в таком виде, как мы его поставили, не встречается нигде, кроме как только у отца Иоанна Кронштадтского . И когда были в Глинской пустыни, и там не встретили ни в ком подтверждения своему мнению, а еще два бывших там академика восстали сему решительным противоречием… Но мы, утверждаясь на опыте сердечных чувств, говорим, что в имени Иисус находится Сам Господь наш Иисус Христос всеми Своими совершенствами, качествами и свойствами. А поэтому имя сие – Иисус Христос – есть Сам Он, дражайший Искупитель наш Господь. Как во плоти Христа обитала вся полнота Божества, так и здесь. Как Вам сие видится? Рассудите и с духовными отцами, каких только обретете, посоветуйтесь о сем добре… Ведение сие очень важно для делателей Иисусовой молитвы. Потому что тогда бывают все чувства, нужные для правильного течения молитвы…» 22, с. 28

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/afo...

Споры об Имени Божием на Св. горе начались более трёх лет тому назад. Главными противниками почитания Его были иноки, предавшиеся чтению еретика Фаррара, сочинений по спиритизму и оккультизму, газет и другой литературы, убивающей истинный дух монашества и Православия. К числу таких иноков принадлежат иеромонахи: Агафодор, Иоакинф, Алексий Киреевский, Феофан, Меркурий, Питирим, и др.; монахи: Динасий, Хрисанф, Климент, Вениамин; архимандриты: Мисаил, Иероним; келлиоты-иеромонахи: Нифонт, Антонин, Пётр, Георгий, Вениамин, Авраамий, Герасим и проч. Все эти лица, усвоившие неправославные мысли вышепоименованных западных еретиков, увлекли за собой многих доверчивых братий и произвели на Св. горе тот страшный раскол, о котором ныне уже оповещён весь мир и о котором пророчествовал преподобный Нил Мироточивый. Появилось это учение так: лет десять тому назад жила в России некая прельщённая женщина Наталия, воображавшая, будто она ежедневно, когда только захочет, видит Божию Матерь, с Которою свободно, о чём ей вздумается, беседует. Её рассказам поверили некоторые должностные святогорцы, игумены, епитропы, духовники и прочие, которые, для назидания, к великой святой ездили на пароходе, когда та проезжала мимо Афона в Иерусалим и обратно, а также сами сопровождали её и проч. Узнавши о подобной хуле на Божию Матерь, известный ныне (пустынник Кавказских гор) схим. Иларион, живший раньше на Афоне, написал старцам, поддавшимся обману, увещательное послание, прося их не верить этой несчастной. Но письмо образумило только Наталию, и та, говорят, покаялась и по-христиански скончалась. Что же касается иноков, то о них можно сказать: «не обличай злых, да не возненавидят тебя» ( Притч. 9:8 ). Их самолюбие, как они считают, было уязвлено, и они весьма оскорбились на о. Илариона. Спустя несколько лет после этого о. Иларион издал свою книгу «На горах Кавказа», где между прочим поместил и своё письмо против Натальи, которое и было одной из главных причин, вызвавших нынешнее движение на Афоне.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

11 декабря 1918 года отца Онисифора постригли в схиму с тем же именем. Еще 20 лет в ангельском образе схимника он жил в Старом Руссике, являясь примером монашеского смирения и ангельской кротости для всей братии монастыря. Он постоянно помнил поучения своего духовного отца иеросхимонаха Агафодора (Буданова): «Иисусова молитва должна сопровождаться крайним смирением, ибо без смирения молитва будет фарисейской и плоды ее будут гордость, осуждение, самооправдание. И враг не боится такой молитвы и легко уловляет в прелести, поэтому только смиренная молитва угодна Господу, молитва мытаря приемлема бывает от подвижника, только она охраняет от прелести» 366 . Внутренняя жизнь монаха, особенно кроткого и молчаливого, является нераскрытой книгой, и знать о ее деталях внешним наблюдателям не дано. Но так как истинное смирение невозможно без любви, то даже самый скрытный подвижник не сможет удержать в себе порывов сей добродетели. Преставился отец Онисифор 28 сентября 1938 года. Схимонах Вивиан (Обухов) Схимонах Вивиан (в миру Владимир Андреевич Обухов) – крестьянин из села Борецкого Сапожковского уезда Рязанской губернии родился в 1864 году. Родители его – Андрей и Акулина – жили очень благочестиво и детей воспитывали в страхе Божием. У Владимира было два старших брата. Когда ему исполнилось 16 лет, родители умерли. Вот как он впоследствии вспоминал свою тогдашнюю жизнь: «Дома я занимался крестьянскими работами совместно с братьями. Гулять не любил, а, кое-как научившись грамоте, имел прилежание читать духовные книжки. Посещал храм Божий. В плотские грехи, по милости Божией, не впадал. Меня имели намерение женить, но я уклонился, потому что еще в юности был расположен оставить мир и быть монахом на Афонской Горе. Затем поступил служить на Кавказскую железную дорогу. Получал хорошее жалованье, в год по 300 рублей, из которого посылал братьям деньги на уплату податей. В продолжении 8 лет моей службы я им выслал 600 рублей. Не имея возможности ходить в церковь по служебным обстоятельствам, я часто скорбел и наконец уволился со службы, дабы оставить совсем мир и уйти в монахи. Когда я прибыл домой и родные узнали, что я бросил службу, то набросились на меня с руганью. Я же их спросил: „Что вам сделал дурного, что вы меня так браните? Смотри, брат Алешка, и ты, брат Николай, ответите на Страшном Суде Божием, это так вам не пройдет!“ А они на мои слова расхохотались.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010