Донской и Новочеркасский Митрофан (Симашкевич), товарищами председателя - архиеп. Таврический и Симферопольский Димитрий (Абашидзе), протопр. Г. Шавельский и кн. Г. Трубецкой. В состав Собора вошли 11 архиереев (митр. Херсонский и Одесский Платон (Рождественский), архиепископы Кавказский и Ставропольский Агафодор (Преображенский), Донской и Новочеркасский Митрофан (Симашкевич), Таврический и Симферопольский Димитрий (Абашидзе), Екатеринославский и Мариупольский Агапит (Вишневский), епископы Владикавказский и Моздокский Макарий (Павлов), Челябинский и Троицкий Гавриил (Чепур), Кубанский вик. Ставропольской епархии Иоанн (Левицкий), Приазовский и Таганрогский вик. Екатеринославской епархии Арсений (Смоленец), Аксайский вик. Донской и Новочеркасской епархии Ермоген (Максимов), Александровский вик. Ставропольской епархии Михаил (Космодемянский)), протопр. Г. Шавельский, 11 протоиереев, 10 священников, 1 монах, 2 мирянина. По предложению руководителя редакционной комиссии П. В. Верховского Собор усвоил себе наименование «Юго-восточный русский церковный собор» вместо определенного Предсоборной комиссией «Южно-Русский Поместный Церковный Собор». В заседаниях первого дня принял участие ген. Деникин, а также генералы и офицеры его штаба. В ходе работы Собора был рассмотрен и утвержден проект «Положения о ВВЦУ ЮВР», принято решение о преобразовании бывш. Приазовского вик-ства Екатеринославской епархии в Ростовскую и Таганрогскую епархию, Кубанского вик-ства Ставропольской епархии и Сухумского вик-ства Черноморской епархии в самостоятельные епархии, ввиду того что соответствующие викарии давно управляли своими вик-ствами самостоятельно при участии епархиальных советов. Обсуждались также вопросы о приходах (способы оживления и организации церковноприходской жизни), о духовных учебных заведениях, о церковной дисциплине и др. (в частности, предсоборная комиссия предлагала к рассмотрению вопросы об отношении большевиков к Церкви, о положении священников-беженцев и привлечении их к пастырским трудам и др.).

http://pravenc.ru/text/155428.html

Святейший Патриарх и Священный Синод 2(15) марта сего года за 86 постановили: избранную сёстрами Казанского Богородицкого монастыря на должность настоятельницы сего монастыря казначею того же монастыря монахиню Рахиль утвердить в означенной должности, с возведением её в сан игумении, о чем Преосвященному митрополиту Казанскому послать указ, а в редакцию «Церковных Ведомостей» передать выписку. Церковные Ведомости. 1918. 13/14 02(15).03.1918. 299. Отношение Святейшего Патриарха Тихона к архиепископу Ставропольскому и Кавказскому Агафодору [Преображенскому], с приложением «Инструкции о деятельности духовенства в современной жизни» Кандидов В. Церковь и гражданская война на юге России: Материалы к истории религиозной контрреволюции в годы гражданской войны. М., 1931 Послание Святейшего Патриарха Тихона по поводу Брестского мира Смиренный Тихон, Божиею милостию Патриарх Московский и всея России, возлюбленным о Господе архипастырям, пастырям и всем верным чадам Православной Церкви Российской «Посрамились мудрецы, смутились и запутались в сеть; вот, они отвергли слово Господне; в чем же мудрость их. Они говорят: «мир, мир! а мира нет». ( Иер.8:9:11 ) Благословен мир между народами, ибо все братья, всех призывает Господь мирно трудиться на земле, для всех уготовал Он Свои неисчислимые блага. И Святая Церковь непрестанно возносит молитвы о Мире всего мира, уповая, что восторжествует на земле правда Христова и соединит враждующих братьев в единое стадо под водительством единого Небесного Пастыря. И несчастный русский народ, вовлечённый в братоубийственную кровавую войну, нестерпимо жаждал мира, как некогда народ Божий жаждал воды в палящей зноем пустыне. Но не было у нас Моисея, который бы напоил свой народ чудодейственной водой, и не ко Господу, своему Благодетелю, воззвал народ о помощи, – явились люди, отрёкшиеся от веры, гонители Церкви Божией, и они дали народу мир. Но тот ли это мир, о котором молится Церковь , которого жаждет народ? Заключённый ныне мир, по которому отторгаются от нас целые области, населённые православным народом, и отдаются на волю чужого по вере врага, а десятки миллионов православных людей попадают в условия великого духовного соблазна для их веры, мир, по которому даже искони Православная Украина отделяется от братской России, и стольный град Киев, мать городов русских, колыбель нашего крещения, хранилище святынь, перестаёт быть городом державы Российской, мир, отдающий наш народ и Русскую землю в тяжкую кабалу, такой мир не даст народу желанного отдыха и успокоения, Церкви же Православной принесёт великий урон и горе, а Отечеству неисчислимые потери.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

церковной эклектики. Собор сооружен в память окончания Кавказской войны (1864) и посвящен небесному покровителю вел. кн. Михаила Николаевича, наместника Кавказа и главнокомандующего Кавказской армией. С его посещением Черноморского края в мае 1871 г. связывают начало строительства собора. Организатором строительства выступил статский советник агроном Н. В. Верещагин, финансирование осуществлял почетный гражданин, купец 1-й гильдии, один из крупнейших землевладельцев Черноморского побережья - Н. Н. Мамонтов. Они и привлекли к проектированию К. 8 апр. 1874 г. Кавказское наместничество одобрило проект собора, 26 мая была совершена закладка храма. Строительство приостанавливалось в окт. 1876 г. из-за нехватки средств, из-за начавшейся в 1877 г. русско-тур. войны и позже - из-за отсутствия финансирования. Весной 1879 г. строительные работы возобновились, в 1881 г. была возведена колокольня, в дек. 1888 г. Синод выделил 10 тыс. р. на завершение строительства, устройство иконостаса и написание икон. 24 сент. 1891 г. еп. Агафодор (Преображенский) совершил освящение храма. Композиция собора достаточно необычна: крестообразный в плане храм (25,6×17 м, высота 34 м) увенчан массивным полусферическим куполом на низком барабане, что вызывает ассоциации с русскими церквами XVIII в. Купол завершен фонариком с луковичной главкой, 4 малые главки размещены также в основании барабана по сторонам света. Над притвором возвышается шатровая колокольня со слухами. В насыщенном декоре (кронштейны, сухарики, поребрик, наличники окон с мотивами рус. деревянной резьбы) присутствуют черты рус. стиля и ренессанса, преобладающего в отделке. Роскошь декоративной отделки, особенно свойственная купеческому и гражданскому строительству и декоративно-прикладному искусству, в наибольшей степени проявилась в проекте собора вышневолоцкого Казанского жен. мон-ря (1877-1882). В 70-80-х гг. XIX в. в жен. общине, получившей статус мон-ря в 1881 г., развернулось каменное строительство на средства благотворителей (купцов Е.

http://pravenc.ru/text/1470133.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КУБАНСКОЕ И ЕКАТЕРИНОДАРСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Ставропольско-Кавказской епархии, существовало в 1916-1919 гг. Образовано вместо ранее существовавшего Ейского викариатства по указам Синода от 12 и 24 окт. 1916 г. как вик-ство с полусамостоятельным статусом, с особыми полномочиями архиерея в границах Кубанской обл. Этому предшествовало решение Синода от 5 окт. 1916 г., к-рым в связи с предоставлением епископу Ейскому полномочий по управлению приходами Кубанской обл. Ставропольско-Кубанская епархия была переименована в Ставропольско-Кавказскую. Тем же решением Ставропольскому еп. Агафодору (Преображенскому) было дано указание ввести в действие на территории Кубанской обл. синодальную инструкцию от 13 сент. 1916 г. об институте «викарных епископов с особыми в епархиях полномочиями» (ЦВед. 1916. 40. С. 357-359). Такие особые полномочия получил бывш. Ейский еп. Иоанн (Левицкий) , занявший 12 окт. 1916 г. Кубанскую и Екатеринодарскую кафедру. Резиденцией архиерея стало Екатеринодарское подворье Екатерино-Лебяжского муж. мон-ря (см. Лебяжский во имя святителя Николая Чудотворца монастырь ). 31 дек. 1916 г. Синод одобрил проект образования полусамостоятельной Черноморско-Новороссийской епископии для 32 приходов Черноморской губ., к-рые с 1886 г. относились к Сухумской епархии Грузинского Экзархата. После получения Кубанской епархией самостоятельного статуса эти приходы могли войти в ее состав. Однако благочинный Новороссийского округа прот. Владимир Львов 7 февр. 1917 г. просил Синод об учреждении самостоятельной Черноморско-Новороссийской епархии (РГИА. Ф. 796. Оп. 445. Д. 220). Тогда решение не было принято. Также не было поддержано прошение Кубанского еп. Иоанна от 9 дек. 1916 г. о возобновлении Ейского викариатства с подчинением его Кубанской кафедре (Там же. Д. 221. Л. 7). 15 нояб. 1916 г. состоялся епархиальный съезд духовенства по вопросу выделения Кубанской обл. из Ставропольской епархии в Кубано-Екатеринодарское вик-ство с особыми полномочиями главы вик-ства, но разделения тогда не произошло. В янв. 1917 г. Синод дал разрешение на учреждение при Кубанской кафедре пресвитерского совета духовенства Кубанской обл. (аналог епархиального совета) и епископской канцелярии (РГИА. Ф. 796. Оп. 204. Д. 36). 13 апр. 1917 г. съезд духовенства и мирян Кубанской обл. обратился в Синод с очередным прошением образовать отдельную Кубанскую епархию, аналогичные обращения от кубанского духовенства поступали и позднее. 30 сент. 1917 г. Синод принял решение о подготовке процесса выделения из Ставропольской епархии приходов Кубанской обл. в самостоятельную епархию. При этом Кубанский еп. Иоанн поставил вопрос о передаче 4 благочиннических округов в Черноморской губ. из Сухумской епископии Кубанской епархии.

http://pravenc.ru/text/2462171.html

Ставропольский край Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православие в Ставропольском крае [ править править код ] История Православной Церкви на Северном Кавказе уходит к апостольским временам. Есть свидетельства что здесь проповедовали апостолы Андрей Первозванный, Симон Кананит и Варфоломей, о раннем укоренении Христианства говорят многочисленные материальные памятники. Впоследствии ослабление Восточной Римской империи, распространение ислама и монголо-татарское нашествие привело к угасанию Христианства на Северном Кавказе после XII-XIII веков. Возрождение его началось со времен царя Иоанна IV Васильевича, когда, после взятия Астрахани, русское казачество поставило тут свои форпосты, а за ними пришли переселенцы, воздвигавшие православные храмы. В 1602 году была основана Астраханская епархия, в состав которой впоследствии вошла и Терская область. По территории епархия была огромна и, при отсутствии безопасных и удобных путей сообщения, связь Терского края с кафедрой была слаба, вероятно, не простираясь далее хиротонии Астраханским архиереем священнослужителей для казачьих поселений. Для более успешного окормления края в 1829 году была учреждена Новочеркасская епархия, а уже из неё в 1842 или 1843 году была выделена Кавказская епархия с кафедрой в Ставрополе. Первый епископ Кавказский Иеремия (Соловьев) нашел свою паству в недобром и колеблющемся состоянии, но за менее чем десятилетний срок епископства он устроил духовную семинарию (в 1846 году) и развернул строительство храмов. Среди его преемников особо выделяются святители Игнатий (Брянчанинов) и Феофилакт (Губин), правившие епархией с 1857 по 1872 год. С развитием церковной жизни возникла нужда разделения епархии для лучшего управления. 23 апреля 1885 года Терская область была выделена из состава епархии и присоединена к Владикавказской. Вскоре другая часть Кавказской епархии была присоединена к Сухумской, а сама кафедра переименована в Ставропольскую. При последнем дореволюционном Ставропольском архиерее митрополите Агафодоре (Преображенском) особенно развернулась миссионерская работа среди народов Северного Кавказа. 12 октября 1916 года Кубанская викарная епархия стала полусамостоятельной.

http://azbyka.ru/palomnik/Ставропольский...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Николай Кандауров, свящ., с дочерью. Фотография. 10-е гг. XX в. Андреевич Кандауров (21.01.1886, ст-ца Барсуковская Баталпашинского у. Кубанской обл.- 17.02.1938, полигон Бутово Московской обл.), сщмч. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Сын учителя, оставного военного, к-рый после выхода в отставку был назначен инспектором народных уч-щ в Кавказском учебном окр. (убит террористами в 1898). Со стороны матери предки Н. были священнослужителями. Н. окончил Ставропольское ДУ, затем поступил в Ставропольскую ДС, к-рую оставил по окончании 5 классов. 4 июня 1907 г. определен на должность псаломщика к Вознесенской ц. с. Прасковея Прасковейского у. Ставропольской губ. 22 окт. того же года Ставропольским и Екатеринодарским архиеп. Агафодором (Преображенским ; впосл. митрополит) рукоположен во диакона к Спасо-Преображенской ц. ст-цы Старощербиновской Ейского отдела Кубанской обл. С 1908 по 1911 г. одновременно состоял там законоучителем женской церковноприходской школы и одноклассного уч-ща Министерства народного просвещения. 21 авг. 1911 г. рукоположен во иерея к Казанской ц. в ст-це Ясенской Ейского отдела и там же был законоучителем одноклассного министерского муж. уч-ща. 19 февр. 1914 г. перемещен к Крестовоздвиженской ц. с. Ореховского Благодарненского у. Ставропольской губ. 25 апр. 1917 г. переведен в Петропавловскую ц. ст-цы Петропавловской Лабинского отдела Кубанской обл. Сщмч. Николай Кандауров. Икона. 10-е гг. XXI в. Сщмч. Николай Кандауров. Икона. 10-е гг. XXI в. С 1919 г. настоятель Троицкого храма в ст-це Воздвиженской Майкопского отдела Кубанской обл. В 1924 г. переведен в Михаило-Архангельский храм в ст-цу Новоалександровскую Армавирского отдела Кубано-Черноморской обл., в 1929 г.- в Казанскую (Троицкую) ц. в ст-це Новорождественской Тихорецкого р-на Северо-Кавказского края. В 1930 г. Н. был арестован и приговорен к 2 годам ИТЛ. В заключении он работал сначала грузчиком торфа, затем кладовщиком на Шатурской электростанции. Во время заключения овдовел, дома умерла от голода его жена.

http://pravenc.ru/text/2565728.html

Ставропольская епархия Дата создания: 1842 г. (по др. сведениям 1843 г.) Описание: Входит в состав  Ставропольской митрополии Ставропольская епархия была выделена из Астраханской епархии в 1842 году, первоначально именовалась Кавказская и Черноморская. Ко времени открытия епархии (первый епископ — Преосвященный Иеремия (Соловьев)) в Кавказской области было 126 храмов и 180 причтов, в Черноморской — 66 храмов и 96 причтов. За менее чем десятилетний срок пребывания на кафедре епископа Иеремии была открыта Ставропольская духовная семинария (1846 г.), развернуто строительство храмов. При последнем дореволюционном архиерее митрополите Агафодоре (Преображенском) (1893-1919 гг.) особенно развернулась миссионерская работа среди народов Северного Кавказа; в его же бытность в г. Ставрополе в мае 1919 года состоялся Юго-Восточный Русский Церковный Собор, на котором было образовано Временное Высшее Церковное Управление Юго-Востока России (впоследствии оформившееся как Русская Православная Церковь Заграницей). В 1920-1930-е гг. в епархии были разрушены или отобраны у верующих большинство храмов. В г. Ставрополе остался один действующий храм — Успения Божией Матери, в то время как до 1917 года православных храмов в городе было более 20 при численности населения 45 тыс. человек. С 1936 по 1943 гг. деятельность епархии была прекращена. Послевоенное возрождение церковной жизни в епархии связано с именем митрополита Антония (Романовского) (1943-1962 гг.). При нем были открыты некоторые храмы и Ставропольская духовная семинария. После 1988 года количество приходов в епархии увеличилось в четыре раза, возродилась Ставропольская духовная семинария, открылись православные общеобразовательные гимназии, школы, детские сады. Возрождение епархии продолжилось при митрополите Ставропольском Гедеоне (Докукине) (1990-2003 гг.). Решением Священного Синода от 28 декабря 1998 года (журнал на территории Дагестана и Азербайджана, ранее входивших в Ставропольскую епархию, была восстановлена Бакинская и Прикаспийская епархия.

http://patriarchia.ru/db/text/31131.html

Сочи. Собор Михаила Архангела. Михайловская церковь, Архангельская церковь. Собор. Действует.   Престолы: Михаила Архангела Год постройки:Между 1874 и 1891. Архитектор: А.С. Каминский Ссылки:   Адрес: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, ул. Москвина, 12 Координаты: 43.579516, 39.722266 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Первый православный храм на территории Черноморского округа. Сооружен в память окончания Кавказской войны. Начало сооружения собора связывают с прямым указанием великого князя наместника Кавказа Михаила Николаевича. Заметную роль в организации строительства сыграл начальник Черноморского округа генерал Д.В.Пиленко. Возводился храм на территории бывшего Нанагинского укрепления в Даховском посаде. В качестве строителя собора выступил статский советник агроном А.В. Верещагин, взявший обязательство соорудить его на частные средства. Первоначально работы финансировал круп-ный черноморский землевладелец Н.Н. Мамонтов. План и рисунки храма выполнял московский архитектор Александр Степанович Каминский. Закладка церкви состоялась 26 мая 1874 года. Через четыре года было завершено возведение каменных стен церкви и трапезной с железной крышей. По разным обстоятельствам строительство храма затянулось на долгие годы, несмотря на помошь известного мецената С.И.Мамонтова, графа Ф.Ф.Сумарокова-Эльстона. 25 октября 1890 года сооружение храма завершилось. 24 сентября 1891 года состоялось торжественное освящение нового собора. Здание храма выполнено в форме четырехконечного креста с вытянутой фасадной ветвью. Ветви креста здания перекрыты сводами, а центр - куполом. Длина здания - 25,6 метра, ширина - 17,1 метра, высота, включая крест на колокольне, - 34 м. В 1993-1994 годах собор отреставрирован. В мае 1871 года посетивший Черноморский округ наместник Кавказа великий князь Михаил Николаевич высказал мысль о необходимости постоянного православного храма на Даховском посту. Закладка храма, который задумывался 2-престольным, с посвящениями престолов в честь Михаила Архангела и Марии Магдалины, состоялась 26 мая 1874 года в центральной части Даховского поста, на месте бывшего Навагинского укрепления. 24 сентября 1891 года епископ Сухумский Агафодор (Преображенский) совершил чин освящения построенного в эклектическом стиле по проекту московского архитектора А. С. Каминского третьего сочинского храма во имя святого архистратига Михаила.

http://sobory.ru/article/?object=13527

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СОЧИНСКИЙ МИХАИЛО-АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Сочинский Михаило-Архангельский собор и водосвятная часовня, ок. 2010 г. Первый православный храм на территории Черноморского округа. Сооружен в память окончания Кавказской войны 1817-1864 годов . Начало сооружения собора связывают с прямым указанием Великого князя наместника Кавказа Михаила Николаевича. Заметную роль в организации строительства сыграл начальник Черноморского округа генерал Д.В. Пиленко. Возводился храм на территории бывшего Навагинского укрепления в Даховском посаде. В качестве строителя собора выступил статский советник агроном А.В. Верещагин, взявший обязательство соорудить его на частные средства. Первоначально работы финансировал крупный черноморский землевладелец Н.Н. Мамонтов. Закладка храма состоялась 26 мая 1874 года. Через четыре года было завершено возведение каменных стен церкви и трапезной с железной крышей. По разным обстоятельствам строительство храма затянулось на долгие годы, несмотря на помощь известного мецената С.И. Мамонтова, графа Ф.Ф. Сумарокова-Эльстона. 25 октября 1890 года сооружение храма завершилось. 24 сентября 1891 года состоялось торжественное его освящение епископом Сухумским Агафодором (Преображенским) . В 1927 году собор был закрыт, в помещениях оборудовано зернохранилище. Возвращен Русской Православной Церкви в 1943 году и больше не закрывался. Сочинские верующие своими силами отремонтировали собор. В 1990-х годах собор был отреставрирован. В 2007 - 2008 годах закрыт на капитальную реконструкцию: была отремонтирована кровля, фасад здания, полностью заменена система отопления, установлены современные кондиционеры. На территории собора расположены: воскресная школа имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия , крестильный храм во имя Иверской Иконы Божией Матери (заложен 19 октября 1995 года), водосвятная часовня в честь иконы Божией матери " Живоносный Источник " (построена ок. 2008 года), источник святой воды и иконная лавка.

http://drevo-info.ru/articles/13671721.h...

«Очерки по истории Кавказской епархии» (епархия в момент создания именовалась Кавказской и Черноморской) ставропольского краеведа Леонида Польского. Эту работу он написал по просьбе епископа Ставропольского и Бакинского Ионы (Зырянова) к 130-летию епархии. В силу разного рода обстоятельств того времени, книгу опубликовать тогда не удалось. Автор — сын священника, казак, православный христианин, очевидец событий, современник владыки Агафодора. Еще одно представленное издание — книга о последнем дореволюционном архиерее Ставропольской епархии архиепископе Агафодоре (Преображенском). Она издана к 125-летию со дня назначения на Ставропольскую кафедру и 100-летию со дня кончины владыки. Монография ставропольского историка Павла Немашкалова «Образование Кавказской епархии и ее роль в жизни Северного Кавказа 1840-е годы» рассказывает о том, что произошло в 1843 году, как была образована епархия и что представляла она из себя на момент своего создания. Справочник «Священнослужители Кавказской и Черноморской епархии» содержит послужные списки каждого клирика епархии на момент ее образования. Это не только священники и диаконы, но и причетники — люди, которые несли послушание псаломщика и тоже составляли клир храма. Представленные здесь издания переданы в библиотеки и архивы города. Выставка «Свет Православия над землей ставропольской» рассчитана на самый широкий круг музейной аудитории. Она поможет создать целостное представление об истории епархии, осознать ее место в истории Северо-Кавказского региона. Выставка будет работать до 20 января 2019 года. Время работы с 10.00 до 17.00, выходной — понедельник, вторник. В этом году, объявленном в России Годом добровольцев, форум ВРНС получил название «Традиции Кавказа — дела людей доброй воли» и объединил сразу несколько направлений: социальное служение, духовный поиск в культурных ценностях  и укрепления веры через созидание. Митрополит Кирилл приветствовал гостей и участников форума, выразив полную уверенность в том, что озвученные идеи и помыслы найдут скорейшее применение и воплощение в жизни. В этом году проведение форума совпало с 175-летием Ставропольской епархии и освящением собора в честь Святого равноапостольного князя Владимира. По этому случаю заместитель председателя Государственной думы Ольга Тимофеева выразила свои искренние поздравления в официальном письме. Это не единственное послание от официальных лиц политического эшелона, зачитанное в рамках пленарного заседания. В своих выступлениях важность форума отметили заместитель председателя правительства СК Иван Ковалев, главный федеральный инспектор по Ставропольскому краю Аппарата полномочного представителя Президента РФ в СКФО Сергей Ушаков, исполняющий обязанности председателя Думы Ставропольского края Дмитрий Судавцов. После приветственного слова глава краевой столицы Андрей Джатдоев вручил высшую награду города Ставрополя медаль «За усердие и полезность» митрополиту Кириллу.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010