001   002     003    004    005    006    007    008    009    010
Ранее (в 1879 году) в двух номерах журнала «Православное Обозрение» выходит статья «Позднее слово о преждевременном деле», подписанная «М. П-ъ», то есть «Милославский Петр» 67 . Рецензия Милославского носит доброжелательный характер. Автор отмечает, что труд архиеп. Никанора «не представляет цельного, стройного систематического исследования, которое легко укладывалось бы в голове» 68 . Далее он пишет: «Дело в том, что почтенный автор изложил в своем труде не только результат своих философских изысканий, но и их оснований, а и самый процесс своей работы, часто в его мелочных, случайных подробностях» 69 . Несмотря на это, труд архиеп. Никанора «носит печать свободной, оригинальной и глубокой мысли» 70 . Милославский раскрывает успешность решения проблемы возможности познания «сверхчувственного» у архиеп. Никанора, который обосновывает эту возможность путем расширения понятия о чувственном (введя понятие о «внутреннем душевном чувстве»). Знать идеальное, высшее, абсолютное можно, по мысли архиеп. Никанора, так же «чувственно», как и материальное. Милославский показывает, что архиеп. Никанор логически подходит к тому, что истинное знание и истинное бытие – это бытие идеальное. И в плане онтологическом это подтверждается тем, что в мироздании существует либо бытие конкретное, либо бытие абсолютное, либо ничто (абсолютное небытие). И собственно бытие конкретное является бытием идеальных единиц-эйдосов, которые есть результат самоограничения абсолютного бытия абсолютным небытием. Все эти элементы учения архиеп. Никанора П.А. Милославский считает вполне связанными, а наибольшее возражение вызывает у него учение архиеп. Никанора о «сознательном и бессознательном космическом разуме». К этой части своего учения архиеп. Никанор подходит, рассуждая о том, что любое конкретное бытие есть бытие идеальное, один из видов которого представлен человеком как чувствующим и сознающим существом. Из этого следует вопрос: «…имеют ли чувства и смысл существа бессловесные, животные и растения, предметы неодушевленные и неорганизованные?» 71 . Отвечая, архиеп. Никанор говорит о существовании разума («смысла») даже и у «неодушевленных» вещей, полагая, что это – разум «неосознанный», в отличие от человеческого осознанного разума. Обще-эйдосный разум автор «Позитивной философии…» называет «космическим», выделяя в нем бессознательную и сознательную стороны.

https://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovkovich/idej...

13 сентября утром архиеп. Григорий еще раз был у «дедушки», как архиереи ласково называли Святейшего, и распрощался с ним, обещав выслать из Саратова доклад о богословской школе. 1 октября по почте Патриарху был выслан всесторонне подготовленный Проект учреждения Духовных школ, «Положение» о Православном Богословском Институте и «Положение» о Богословско-Пастырских Курсах, с планами учебных занятий в них, сметами расходов на содержание, с указанием учебных руководств и пособий для курсов, а также программы для ищущих священства. с указанием учебников для мест, где невозможно открыть курсы. Известив о высылке материалов о.Н.Ф.Колчицкого телеграммой-молнией, архиеп. Григорий продолжил готовить бумаги для Москвы – «Инструкцию» в развитие «Положения» о Богословском Институте, дабы утвердить ее вместе с «Положением» на сессии Синода. Прибыв в Москву днем 17 октября, архиеп. Григорий с великим прискорбием узнал, что 54-летний архиеп. Горьковский и Арзамассий Сергий, его ученик (выпускник Олонецкой ДС 1911 г. Алексей Гришин), постоянный член Св. Синода, правая рука Блаженнейшего, находившийся с ним в эвакуации в Ульяновске, неоднократно управлявший Московской епархией, скончался от крупозного воспаления мозга, проболев всего 8 дней, и уже похоронен 16 октября, а управделами Московской Патриархии протопресвитер Н.Ф.Колчицкий внезапно заболел. В связи с этими печальными событиями Св. Патриарх назначил архиеп. Григория временным исполняющим обязанности управделами Московской Патриахии (побыл с 17 окт. по 29 ноя. 1943 г.). 20 октября началась сессия Св. Синода, а 22 октября был заслушан доклад архиепископа Григория о богословских школах с «Положениями» о Богословском Институте, Богословско-пастырских курсах, планом учебных занятий и проч.

http://bogoslov.ru/article/2041545

П.А. Милославский, резюмируя эти идеи архиеп. Никанора, пишет о том, что тот подходит к дилемме: «Как скоро мы внесем в область психических явлений бессознательную деятельность организма (и следовательно, всех вещей), мы не можем выйти из древней альтернативы: или в каждом предмете, в каждом камне и каждой пылинке есть душа такая же, какая у человека, или и в человеке нет души так же, как в камне» 72 . Милославский убежден, что архиеп. Никанор не является сторонником материализма, но опасается, что, сделав первый выбор, философ придет к крайнему идеализму и к учению о всеобщей одушевленности. Рецензент предостерегает от смешения бессознательных законов деятельности организмов (вещей) с бессознательной деятельностью психики человека. Завершая рецензию, Милославский еще раз отмечает высокое апологетическое значение труда архиеп. Никанора для православного вероучения в контексте современности. Не менее интересным оказывается то, что, пожалуй, у самого известного представителя казанской духовно-академической школы В.И. Несмелова (1863–1937) можно обнаружить прямые ссылки на философский трактат архиеп. Никанора. Непосредственно они не могли соприкасаться. Несмелов закончил КазДА в 1887 году и, видимо, даже не застал лекций по метафизике Милославского. По кафедре метафизики Милославского заменял проф. В.А. Снегирев – замечательный психолог и логик, мыслитель, которого Несмелов и считал своим учителем. Пожалуй, именно Снегирев оказывается тем связующим звеном, которое позволяет провести линию от архиеп. Никанора к Несмелову. Снегирев окончил КазДА и был оставлен для преподавания в 1868 году, накануне прибытия архим. Никанора на ректорство в академию. Но несомненно и то, что молодой начинающий преподаватель не мог не оказаться под влиянием ректора-философа.

https://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovkovich/idej...

Никанора. «Идея» как «предчувствие» и «предзнание» истины – это у архиеп. Никанора регулятивный принцип и критерий всякого познания. Воронцов делает резкие замечания в отношении тех параллелей между математикой и метафизикой, которые проводит архиеп. Никанор. Архиерей-философ предлагает понимать в метафизическом ключе математическое положение, согласно которому любое явление есть произведение бесконечности на ноль 0). Воронцов это положение оценивает так: «…перенесение математики в метафизику привело преосв. Никанора к тому, что его система представляет из себя совокупность абстрактных понятий, за которыми он сам же отрицает всякую реальность; а построить свою систему путем «идеального созерцания» ему не удалось по той простой причине, что самое созерцание это есть простое недоразумение» 84 . Конечно же, это крайне категоричное и одностороннее суждение рецензента, основанное на понимании математического знания как знания отвлеченного. Но необходимо понимать, что архиеп. Никанор онтологизирует математическое знание и тем самым предчувствует дальнейшие пути русской философии. В целом же Воронцов, при негативной оценке отдельных аспектов философии архиеп. Никанора, положительно характеризует ее как попытку синтеза науки и богословия. Он пишет: «Такое впечатление, выносимое от метафизики преосв. Никанора можно mutatis mutandis, выразить теми словами, какими наш философствующий писатель Розанов описывает впечатление, выносимое из чтения произведений Достоевского: «Точно кто-то, взяв наши хулящие Бога языки и ничего не изменяя в них, сложил их так, как сочетал тысячи разнородных их звуков, что уже не хулу мы слышим в окончательном и общем созвучии, но хвалу Богу; и, ей удивляясь, ее дичась – к ней влечемся» 85 . Такая оценка трудов архиеп.

https://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovkovich/idej...

После военного переворота в Греции (21 апреля 1967) в мае 1967 года новое греческое правительство вынесло ряд постановлений, касающихся Церкви. Был распущен прежний состав Священного Синода, число его членов сокращено с 12 до 8, установлен максимальный возраст правящих архиереев - 80 лет. В связи с этим 89-летний архиеп. Хризостом II был отправлен на покой. 11 мая 1967 года новый Синод из 8 членов избрал Иеронима (Коцониса) архиепископом Афинским и всей Эллады (процедура избрания Синодом сокращенного состава и отсутствие заявления об отставке от Хризостома II вызвали многочисленные протесты и поставили под сомнение каноничность выборов), 12 мая состоялась хиротония Иеронима (Коцониса) во епископа, а 17 мая - интронизация. Архиеп. Иеронима обвиняли в том, что он являлся послушным орудием хунты и ничего не предпринял для спасения греческой монархии, хотя долгие годы был придворным духовником. В отличие от Хризостома II, протестовавшего против инициированного Константинопольским патриархом Афинагором диалога с Римом , архиеп. Иероним был активным поборником экуменизма . С 8 по 11 июня 1967 года он находился в Константинополе с официальным визитом, результатом которого стало заявление о единой церковной политике Элладской Церкви и Константинопольского Патриархата в отношениях с православными и инославными Церквами. В 1970 году архиеп. Иероним резко выступил против предоставления автокефалии Православной Церкви в Америке . За время возглавления Элладской Церкви архиеп. Иероним посетил также Кипрскую (1967), Румынскую (1968), Болгарскую (1969), Александрийскую (1971) и Сербскую (1972) Православные Церкви. Вскоре после вступления на архиепископскую кафедру архиеп. Иероним предложил проект реорганизации Элладской Церкви, в частности изменение границ и числа митрополий так, чтобы в каждой из них насчитывалось по 200 тыс. чел. паствы. В таком случае в Греции, включая Крит (8 епархий) и Додеканес (4 епархии), находящиеся в юрисдикции Константинопольского Патриархата, должно насчитываться ок. 40 митрополий вместо действовавшей 81.

https://drevo-info.ru/articles/13678812.html

При Сентинском Спассо-Преображенском монастыре, по предложению преосвященного Агафодора, была в 1899 г. открыта церковноприходская школа для обучения детей карачаевцев. О результатах плодотворной работы православной миссии в Ставропольской епархии за время архипастырского служения владыки Агафодора можно судить по тому, что количество вступивших в православие превысило шесть тысяч человек! Вся деятельность противосектантской и противостарообрядческой миссий в епархии по указанию владыки Агафодора сосредоточивалась на благовествовании Слова Божия православным людям для утверждения их в вере и христианском благочестии. Еще в 1893 г., привлекая городских священников к миссионерским делам, он позаботился о пополнении благочиннических и церковных библиотек книгами по истории сектантства и старообрядчества и их обличению. Владыка Агафодор обязал епархиальное духовенство вести в воскресные и праздничные дни после вечерни религиозно-нравственные внебогослужебные собеседования в храмах для поддержания среди паствы благочестия и для охранения ее от религиозных заблуждений. Духовенству также рекомендовалось приучать паству к общему церковному пению, как одному из средств изучения молитв и церковных песнопений и большего внимания присутствующих при богослужении. Эта мера была особенно необходима в тех приходах, где были сектанты, т. к. среди них было распространено общее пение. В своем пастырском послании к епархиальному духовенству в 1909 г. преосвященный Агафодор подчеркивал большое значение роли проповеди с церковного амвона и внебогослужебных собеседований в деле религиозно-нравственного воспитания паствы. Крупным новшеством, введенным преосвященным Агафодором, стали беседы с сектантами в коллективном собрании миссионеров. В 1904 г. в миссионерском собеседовании участвовали с одной стороны – епархиальный миссионер, три окружных миссионера, два приходских священника, а с другой стороны собеседниками были старообрядцы, духоборы, молокане и хлысты.

https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/istori...

Самуил (Миславский) , после того как она во второй половине XVIII века была принята в качестве основного руководства в Киевской академии; опубликована митр. Самуилом (Миславским) в 1782 году. Ориентированная на догматические сочинения лютеранских богословов XVII века, в первую очередь на Loci theologici Герхарда, догматическая система Феофана (Прокоповича) делится на две части - О Боге в Себе и О Боге во вне . В первой части излагается учение о Боге едином по существу и троичном в Лицах, во второй - о Боге Творце видимого и невидимого мира и о Промысле Божием, общем (по отношению ко всему творению) и частном (по отношению к падшему человеку). Такая структура деления догматики, несмотря на то что отдельные православные богословы (архиеп. Гедеон (Вишневский) , еп. Кирилл (Флоринский) , Христофор (Чарнуцкий) и др.) еще продолжали следовать методологии XVII веке, стала в русской догматической науке c кон. XVIII и до нач. XX века в целом общепринятой. Ближайшими по времени продолжателями архиеп. Феофана были архим. Иоакинф (Карпинский) , архиеп. Сильвестр (Лебединский) , архиеп. Георгий (Конисский) , еп. Феофилакт (Горский) (его курс догматического богословия служил учебным руководством в Московской духовной академии в последней четверти XVIII в.) и еп. Ириней (Фальковский) (в 1802 году опубл. сокращенный вариант догматической системы Феофана (Прокоповича) под названием Theologiae christianae compendium , служивший учебным руководством в нач. XIX в.). Во второй половине XVIII века языком научного богословия впервые становится русский. Первым опытом было сочинение митр. Платона (Левшина) Православное учение, или Сокращенная христианская богословия (1765); написано на основе уроков, преподанных наследнику престола, буд.

https://drevo-info.ru/articles/13678048.html

А здесь, сверх того, надо особенно приласкать все сословия и все разнородные управления: ибо, по новости Епархии, Епископ имеет нужду в особой благосклонности всех сословий и всех управлений. Содержание, которое прежде получал Епископ Кавказский, по скудости своей служило предметом соблазна для здешней публики. Теперь соблазн усилился, потому что полное прекращение содержания, считавшегося скудным, известно всем чиновникам казенной палаты и казначейства, а чрез них всему городу. 1000 рублей, высылавшаяся собственно Епископу, не выслана ни в 1858-м, ни в 1859-м году, а 1500 рублей, высылавшаяся на содержание Дома, выслана в 1858-м году, но в 1859-м уже не высылается. Сведение о том, что Кавказский Епископ поставлен в крайнее затруднение по содержанию, перешло при посредстве лиц гражданского ведомства чрез Кавказские горы, в Тифлис, сделалось там предметом разговора и соблазна. Кавказский наместник, Князь Барятинский, писал к г-ну синодальному Обер-прокурору, прося его исходатайствовать мне тысячу рублей, которую получали мои предместники в дополнение к своему жалованью. О сем я уведомлен формальным отношением. Мне очень жаль, что Князь Барятинский должен был писать о сем Графу Толстому, этому не следовало бы быть. Необходимо, чтоб здесь имели уважение к голосу Святейшего Синода. Степень этого уважения постоянно будет гармонировать с действиями, которые благоугодно будет обнаруживать. Неблаговолением к личности надо пожертвовать [в пользу] интересов Церкви. Едва миновавши моральное положение Кавказского Епископа, положение, при котором выражалось совершенное невнимание к нему и к Епархии, служит достаточным тому доказательством. Что ж касается собственно до меня, то я не могу довольно нарадоваться, что Господь извлек меня из шумной столицы, для которой я неспособен ни по душе, ни по телу.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=71595

Уяснив себе логические условия синтеза религиозных верований и научно-философских умозрений, он нимало не поколебался усвоить себе чисто философское понятие о конечной основе бытия: «можно полагать, – говорит он, – что где присутствует Абсолютное, а ему свойственно вездеприсутствие, там имеется и какое-либо ограниченное его проявление, в материальной ли, в утонченной ли духовной форме… В наших условиях ограниченного мышления, немыслимо для нас, чтобы и в начале вещей реальное нечто возникло из безусловного ничто, и в конце существования, чтобы реальное бытие преврати- лось в безусловное ничто… От вечности существовало Абсолютное положительное с теми или другими проявлениями своего бытия, и эти положительные проявления давали основание продолжению реального бытия». Позитивная философия и сверхчувственное бытие, т. III, СПб., 1888, стр. 88, 89, 106. Философское развитие этих онтологических соображений у В. Соловьева, Критика отвлеченных начал, 42–43…» 78 . Большой заслугой Несмелова является и то, что своим студентам он давал темы кандидатских сочинений, связанных с личностью и учением архиеп. Никанора. Некоторые из таких сочинений были упомянуты в начале данной статьи. Среди них стоит выделить выпускника КазДА 1900 года А.А. Воронцова, который на основе своей выпускной работы пишет исследование «Метафизика преосвященнейшего Никанора, Архиепископа Херсонского и Одесского» 79 (1900) объемом в 54 страницы. К 1900 году это был наиболее исчерпывающий и детальный анализ философии архиеп. Никанора. Высоко оценивая труд архиеп. Никанора, исследователь отмечает, что основной проблемой, которую решал архиеп. Никанор, является противоречие между изменчивостью видимого мира и требованием неподвижности его со стороны нашего ума 80 . В целом Воронцов настроен весьма критически.

https://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovkovich/idej...

Во время частых поездок по епархии он обязательно после осмотра храма навещал местную церковноприходскую школу, экзаменуя учеников в знании учебных предметов, вникал во все материальные нужды школы. Он считал, что дети и школа – вот тот путь, который мог вывести пастыря из исторически создавшегося в епархии ненормального положения его некоторой отчужденности от паствы. Одно из своих посланий к духовенству он закончил таким страстным призывом: «Внемлите же, боголюбивые отцы иереи, глас Архипастыря вашего... Раскройте широко двери школьные для всех детей школьного возраста, в особенности же для девочек, из которых в настоящее время девять десятых стоят еще за порогом школы. Во имя вашего апостольского служения и ради собственной пользы усугубьте вашу ревность о Господе, отдайте свой досуг школьному обучению детей, а паче же непрестанному наставлению их в Законе Божием». К просвещению паствы с помощью школ преосвященный Агафодор также широко привлекал монастыри. Так, в Иоанно-Марьинском женском монастыре Ставрополя была открыта второклассная церковноприходская школа, выпускавшая учительниц и пользовавшаяся большой популярностью в епархии. Одно лишь здание этой прекрасной, великолепно оборудованной школы обошлось более чем в 30 тысяч рублей. Любопытно, что за счет своих личных средств владыка Агафодор в 1897 году открыл церковно-приходскую школу при Ставропольской тюрьме, в которой в первый же год обучалось 27 человек. Благодаря заботе преосвященного Агафодора количество церковно-приходских школ в епархии более чем удвоилось, достигнув 475, а число учащихся почти утроилось! Большинство школ получило собственные хорошие здания, располагая всеми необходимыми принадлежностями, учебными пособиями и библиотеками для внеклассного чтения. В строительство новых школ было вложено около двух миллионов рублей! Из числа 707 законоучителей начальных школ только 76 были платными, остальные наставляла детей Закону Божию безвозмездно.

https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/istori...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010