001     002    003    004    005    006    007    008    009    010
– Светоний (70–121 по Р. Хр.), ритор и грамматик по ремеслу, бывший секретарем Адриана, оставил Жизнеописания двенадцати первых Императоров, начиная от Юлия Цезаря до Домицияна. Все, что относится к их происхождению, воспитанию, общественной и семейной жизни, их характер, нравы, привычки и даже наружность обрисовал он искусной и верной кистью. Из прочих историков Рима более других известны Юстин, живший во втором веке по Р. Хр. и оставивший сокращение подробной и полной Всеобщей Истории Трога Помпея, жившего при Августе. Эвтропий, написавший по приказанию Императора Валента, краткий очерк Римской истории, и наконец, Аммиан Марцеллин, любопытный по многим подробностям. 5. В Средних веках собственно-историческая деятельность существовала только в Византии. На Западе Европы велись одни хроники. В Византии еще в IV веке по Р. Хр. жил Евсевий (270–340). Под пером его История получила новое направление: вместо прежней исключительно патриотической точки зрения, он первый постиг общую идею Христианского человечества и развил ее в 10 книгах своей Церковной Истории, которая содержит события Христианской Церкви до 324 года. Из остальных Византийских историков примечательны: Прокопий, современник и друг Велисария (в VI ст.), был превосходным стилистом, отчасти подражал Геродоту и написал в 8 книгах историю войн с Варварами, драгоценную по сведениям о переселении народов. От него осталось еще несколько сочинений и, между прочим, книга анекдотов, содержащая много любопытных подробностей касательно Юстиниана. Агафий Схоластик известен, как продолжатель Прокопия. Император Константин Порфирородный написал, кроме других исторических сочинений, книгу «Об управлении Империею», важную для нашей Истории, и книгу «О церемониях Византийского Двора».

https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/chastnaja-...

АТТАЛИАТ МИХАИЛ расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома Православной энциклопедии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АТТАЛИАТ МИХАИЛ предыдущая статья следующая статья печать библиотека Т. 3 , С. 679 опубликовано: 26 февраля 2009г. АТТАЛИАТ МИХАИЛ - см. Михаил Атталиат , визант. историк. Рубрики: История. Исторические науки Ключевые слова: Историки византийские Атталиат Михаил - см. Михаил Атталиат, византийский историк См.также: АГАФИЙ СХОЛАСТИК (Миринейский) (между 530 и 536 - между 579 и 583), визант. историк и поэт АНТИОХ СТРАТИГИЙ (VII в.), мон. лавры Саввы Освященного ВИКТОР ТУННУНСКИЙ ок. 567), еп. г. Туннуна (Тоннена) в Проконсульской Африке, лат. хронист ГЕНЕСИЙ условное наименование автора «Истории царей» - произведения, сохранившегося в одной рукописи XI в. б-ки Лейпцигского ун-та Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям 1998 - 2020 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/76780.html

Восхваления императора, хотя и занимают существенное место в поэмах, все же не ослабляют динамичности сюжета. В религиозно-дидактическом жанре Георгий Писида создал поэму «Шестоднев», следующую в основном свт. Василию Великому, но в иной лит. форме, а также морализирующие поэмы, оплакивающие в достаточно искусной риторике суетность и неразумие человеческой жизни. Из всех лит. жанров, унаследованных от античности, наиболее консервативной оставалась историческая проза. Хотя оба выдающихся историка VI в. Прокопий Кесарийский и Агафий Схоластик , очевидно, были христианами, в их произведениях стилизация под античные образцы (гл. обр. Геродота и Фукидида) приводит к почти полному вытеснению христ. тематики и не оставляет места для христ. осмысления истории. Исключением, к-рое подтверждает правило, можно считать «Тайную историю» Прокопия Кесарийского, в к-рой церковные сюжеты занимают заметное место. В жанровом отношении, однако, это политический памфлет (греч. псогос, т. е. порицание), в к-ром реальные события искусно представлены так, чтобы нанести как можно больший ущерб репутации имп. Юстиниана и его супруги Феодоры. Задачу освещения тем, интересных для христ. аудитории, отчасти выполняли многочисленные церковные истории, но они не давали представления об историческом процессе в целом и его структуре, наполненной провиденциальным смыслом. Именно такую потребность удовлетворяли всемирные хроники, классические образцы к-рых появились в VI в. Прежде всего это хроника Иоанна Малалы , где впервые осуществлен синтез обобщающей всемирной истории, начинающейся с сотворения мира, и подробного рассказа о совр. автору эпохе. Малала отказывается от принципов античной историографии - описания ограниченного временного отрезка, единства стиля, трехчастного построения (narratio - descriptio - oratio (повествование - описание - речь)) и т. п. Композиция хроники предопределена концепцией осевого времени, имеющего начало и конец, в отличие от циклических представлений античности.

http://pravenc.ru/text/383977.html

Если тема — вифлеемские ясли, можно сказать, что они обширнее небес: небеса, по Библии, Бога не вмещают , а ясли вместили . Положим, христианин на свои деньги построил книгохранилище: спрашивается, как связать этот его поступок с догматами его веры? Медиация между понятием «книгохранилище» и понятием «Христос» осуществляется через лексему («слово»): поскольку христианин верует, что Христос есть Бог–Слово, для него естественно построить жилище для слов, для книг . Некогда языческие эпиграмматисты представляли как парадокс изображение наготы Афродиты у Праксителя; но, если смертным глазам недоступна нагота олимпийской богини, им тем более недоступна бестелесность христианских ангелов, изображение которых на иконе христианские эпиграмматисты превращают в такой же логически формализованный парадокс. Другое дело, что на сей раз парадокс совпадает по своему содержанию с совершенно серьезным тезисом византийского богословия иконы. «Сколь дерзостно даровать форму бестелесному, — пишет Нил Схоластик (VI в.), — однако и образ возводит к умному памятованию о вещах небесных» . «Будь милостив, обретши форму, о Архангел! — вторит ему его современник Агафий, — ведь твой лик недоступен зрению; но таковы дары смертных» . «О вера, на какие чудеса ты способна! — продолжает через четыре века Иоанн Геометр, — Как легко даешь ты форму естеству, непричастному форме!» . В такие построения автор и читатель могут вкладывать сколь угодно много или мало эмоциональной серьезности — от максимума до минимума. Рассудочность эпиграммы совершенно не оставляет места для прямых заключений о религиозных убеждениях или тем паче чувствах эпиграмматиста. Умственные игры подобного рода вокруг догматов христианской веры мы встречаем и в самых глубоких памятниках византийской «духовности»; с другой стороны, однако, Клавдиан, этот «недруг имени Христова», по свидетельству Августина , «поэт отменный, но язычник самый закоренелый», по свидетельству Орозия , мог сочинять вполне в тон своим христианским коллегам эпиграмматические формулировки парадоксов богосыновства и богочеловечества Христа.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=106387

Список статей по запросу «Агафии» расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома Православной энциклопедии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Агафии» найдены статьи: АГАФИЙ СХОЛАСТИК (Миринейский) (между 530 и 536 - между 579 и 583), визант. историк и поэт АГАФИЯ прмц. Никомидийская (пам. 28 дек.) - см. Никомидийские мученики, 20 тыс. АГАФИЯ 1918), мц. (пам. 29 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АГАФИЯ ок. 251), мц. Палермская (Катанская) (пам. 5 февр.) АГАФИЯ Крапивникова (1890 - 1937), прмц. Павлодарская (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АГАФИЯ ВСЕВОЛОДОВНА 1238), св. блгв. кнг. местночтимая (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) АГАФИЯ ЕЛЕЦКАЯ (ок.1689 – до 1770), мон. елецкого Знаменского жен. мон-ря на Каменной горе Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям 1998 - 2020 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Агафии.html

Цитаты Об одном умоляем мы святую и славную Деву Марию, чтобы по ходатайству ее удостоил Господь меня, своего последнего раба, воссоединить с Римской империей все, что от нее отторгнуто и довести до конца высочайший долг наш. (по поводу Африканского похода) Справедливо лишать земных благ того, кто неправильно поклоняется Богу. Язычников не должно быть на земле! Если какой-либо вопрос покажется сомнительным, пусть о нем доложат императору, дабы он разрешил таковой своей самодержавной властью, которой одной принадлежит право истолкования Закона. Бог подчинил императору самые законы, посылая его людям как одушевленный Закон. Первая обязанность подданных и лучшее для них средство благодарения императору – уплачивать с безусловным самоотвержением общественные подати полностью. Явление Богородицы св. царю Юстиниану. Мозаика, Сейднайский Богородице-Рождественский монастырь Оценки и почитание Император Юстиниан остался одной из самых крупных, известных и загадочных фигур всей византийской истории. В зависимости от точки зрения историков, его личность и деятельность описывалаются в очень разных красках. Наиболее подробно описывавший царствование Юстиниана, его современник историк Прокопий испытывал к императору стойкую неприязнь, которую выразил в своей «Тайной истории». Ряд других современных и более поздних историков и хронистов писали об императоре в более положительном, часто в хвалебном ключе. Среди них – церковный историк Евагрий Схоластик , историк Агафий Миринейский , Иоанн Малала , святой Феофан Сигрианский . За заслуги перед Церковью и за благочестие царь был причислен по смерти к лику святых вместе со своей супругой. Значительность его наследия сделало его имя незабвенным во многих сферах деятельности. Со временем царь Юстиниан стал не только чтимым святым, но и народным героем. К позднему средневековью среди славян возникла легенда о его славянском происхождение. В начале XVII века в славянской среде на Балканах появилось житие Юстиниана, якобы составленное учитлем Юстиниана Феофилом, отразившее почитание святого царя как собрата-славянина: он представлен под именем Управда, сыном Бегляницы, уроженцем селения Вердян близ города Средца (ныне София , Болгария ); говорится тут и об особом положении славян в империи при Юстиниане. Эти сведения до конца XIX века считались исторической действительностью, записанной современником Юстинана, и вошли в ряд исторических трудов, а также жития святых святителей Димитрия Ростовского и Филарета Черниговского . Лишь в 1887 году английский историк Джэймс Брайс показал новизну присхождения этого жития и его легендарность .

https://drevo-info.ru/articles/15638.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Поиск по ключевым словам Найдено по ключевому слову: «Источники исторические» АНОНИМ ВАЛЕЗИЯ фрагменты латинского исторического сочинения (опубл. в 1636 г.) ГАЛЛ АНОНИМ (кон. XI - нач. XII в.), автор древнейшей польск. хроники «Хроника и деяния князей или правителей польских» «АГАФАНГЕЛ» название, закрепившееся за сочинением Агафангела, секретаря арм. царя Трдата IV «ЗАКОНЫ ХИМЬЯРИТОВ» памятник восточнохрист. письменности на греч. языке, содержащий сведения о жизни христ. общин в Юж. Аравии ДИОНИСИЯ ТЕЛЛЬ-МАХРСКОГО ХРОНИКА [Хроника Псевдо-Дионисия Телль-Махрского; Хроника Зукнина], всемирная хроника на сир. языке, охватывающая события от Сотворения мира до 774 г. по Р. Х. АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ХРОНИКА греч. памятник, сохранившийся латин. перевод VI в. «АГАФАНГЕЛА ВИДЕНИЕ» (полное название – «Видение блаженного Иеронима Агафангела»), одно из многочисленных пророчеств о грядущем освобождении греков от тур. ига АГАФИЙ СХОЛАСТИК (Миринейский) (между 530 и 536 - между 579 и 583), визант. историк и поэт АННА КОМНИНА (1083-ок. 1153 или 1154 г.), дочь визант. имп. Алексея I Комнина, жена кесаря Никифора Вриенния (мл.) ВИЗАНТИЙСКИЕ АКТЫ документы правового характера, один из важнейших видов документальных исторических источников АМУСИН Иосиф Давидович (1910 - 1984), специалист по античности, востоковед-гебраист, основатель кумрановедения в России «MONUMENTA GERMANIAE HISTORICA» [лат. «Исторические памятники Германии»], издание материалов (в неск. сериях) по истории Германии в средние века (с V-VI по XV вв.) БОРИЛА ЦАРЯ СИНОДИК болг. редакция нач. XIII в. К-польского патриаршего Синодика в Неделю Православия 843 г. АМАРНСКИЕ ПИСЬМА глин. таблички, в кот. освещается период XIV в. до РХ, впервые упомянут Иерусалим АВРААМИЙ (Палицын Аверкий Иванович; ок. 1550–1626), келарь Троице-Сергиева монастыря, писатель

http://pravenc.ru/search/keywords.html?kw=614248

Поиск по ключевому слову «Источники исторические» АВРААМИЙ (Палицын Аверкий Иванович; ок. 1550–1626), келарь Троице-Сергиева монастыря, писатель «АГАФАНГЕЛ» название, закрепившееся за сочинением Агафангела, секретаря арм. царя Трдата IV «АГАФАНГЕЛА ВИДЕНИЕ» (полное название – «Видение блаженного Иеронима Агафангела»), одно из многочисленных пророчеств о грядущем освобождении греков от тур. ига АГАФИЙ СХОЛАСТИК (Миринейский) (между 530 и 536 - между 579 и 583), визант. историк и поэт АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ХРОНИКА греч. памятник, сохранившийся латин. перевод VI в. АМАРНСКИЕ ПИСЬМА глин. таблички, в кот. освещается период XIV в. до РХ, впервые упомянут Иерусалим АМУСИН Иосиф Давидович (1910 - 1984), специалист по античности, востоковед-гебраист, основатель кумрановедения в России АННА КОМНИНА (1083-ок. 1153 или 1154 г.), дочь визант. имп. Алексея I Комнина, жена кесаря Никифора Вриенния (мл.) АНОНИМ ВАЛЕЗИЯ фрагменты латинского исторического сочинения (опубл. в 1636 г.) БОРИЛА ЦАРЯ СИНОДИК болг. редакция нач. XIII в. К-польского патриаршего Синодика в Неделю Православия 843 г. ВИЗАНТИЙСКИЕ АКТЫ документы правового характера, один из важнейших видов документальных исторических источников ГАЛЛ АНОНИМ (кон. XI - нач. XII в.), автор древнейшей польск. хроники «Хроника и деяния князей или правителей польских» ДИОНИСИЯ ТЕЛЛЬ-МАХРСКОГО ХРОНИКА [Хроника Псевдо-Дионисия Телль-Махрского; Хроника Зукнина], всемирная хроника на сир. языке, охватывающая события от Сотворения мира до 774 г. по Р. Х. «ЗАКОНЫ ХИМЬЯРИТОВ» памятник восточнохрист. письменности на греч. языке, содержащий сведения о жизни христ. общин в Юж. Аравии «MONUMENTA GERMANIAE HISTORICA» [лат. «Исторические памятники Германии»], издание материалов (в неск. сериях) по истории Германии в средние века (с V-VI по XV вв.)

http://m.pravenc.ru/search/keywords.html?kw=614248

Молитвословия Тропарь, глас 3 в и, о и и от Кондак, глас 8 и о и по но ко да Источники, литература Прокопий Кесарийский , Войны Юстиниана. Прокопий Кесарийский, О постройках. Прокопий Кесарийский, Тайная история. см. перевод части произведений Прокопия на http://www.hrono.ru/libris/lib_p/prkp1pers00.html ; http://www.hrono.ru/libris/lib_p/prkp1goty00.html Евагрий Схоластик , Церковная история, СПб., 1853: см. перевод на Прп. Феофан Сигрианский , Хронография, в кн. Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта, М., 1884. см. полный текст на http://www.shard1.narod.ru/knigi/Theophanes.zip Агафий Миринейский , О царствовании Юстиниана, М., 1996. см. перевод на Иоанн Эфесский , Церковная история: см. частичный перевод на Joannis Malalae , Chronographia, [Rec. L. Dindorf], Bonnae, 1831: см. малую часть на Дьяконов, А., «Известия Иоанна Эфесского и сирийских хроник о славянах в VI-VII вв.», ВДИ, 1946, 1. Рыжов, Константин, Все монархи мира: т. 2 - Древняя Греция, Древний Рим, Византия, М.: Вече, 1999, 629-637. Allen, Pauline, The Justinianic Plague, Byzantion, 49, 1979, 5-20. Athanassiadi, Polymnia, and Response in Late JHS, 113, 1993, 1-29. Barker, John E., Justinian and the Later Roman Empire, Madison, Wisc., 1966. Browning, Robert, Justinian and Theodora, 2nd ed., London, 1987. Bundy, D. D, Baradaeus: The State of 91, 1978, 45-86. Bury, J. B., The Nika riot, JHS, 17, 1897, 92-119. Cameron, Alan, Heresies and Factions, Byzantion, 44, 1974, 92-120. Cameron, Alan, Circus Factions. Blues and Greens at Rome and Byzantium, Oxford, 1976. Cameron, Averil, Agathias, Oxford, 1970. Cameron, Averil, Procopius and the Sixth Century, Berkeley, 1985.

https://drevo-info.ru/articles/15638.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГАФИЙ СХОЛАСТИК предыдущая статья Т. 1 , С. 239 опубликовано: 1 апреля 2008г. АГАФИЙ СХОЛАСТИК [греч. (Миринейский), визант. историк и поэт (между 530 и 536, Мирина в М. Азии - между 579 и 583). Учился в Александрии и К-поле; после завершения юридического образования в столице стал адвокатом (отсюда прозвище). Лит. деятельность А. С. начал с поэтического изложения эротических мифов эпическим размером (Дафниака, 9 кн., из к-рых ни одна не сохранилась), а также составил сборник имевших хождение в его время эпиграмм, добавив к ним и свои Цикл новых эпиграмм, 7 кн.); более 100 эпиграмм А. С., в к-рых рядом с традиц. для античной эпиграммы сценами любви и застолья находятся сцены, взятые из Библии или НЗ, сохранились в «Палатинской антологии» . В их языке и стиле заметно влияние Нонна . Последним неоконченным сочинением А. С. стала «История» - О царствовании Юстиниана, 5 кн.), описывающая войны империи с готами, франками и персами в период 552-557 гг., примыкающая к историческому сочинению Прокопия Кесарийского и формально продолжающая традиции античной историографии. Внимание автора направлено прежде всего на военно-политические события, историко-этнографические описания различных племен и сообщения о природных катастрофах. Вместе с тем «История» А. С. содержит и важные сведения, относящиеся к событиям церковной жизни: разграбление христ. храмов в Италии герм. племенами (II 1) и жен. мон-рей во Фракии гуннами (V 13). Кроме того, А. С. упоминает о восстановлении после землетрясения в К-поле купола храма Св. Софии при имп. Юстиниане I (V 3-9) и описывает храмы в предместьях К-поля (Влахерны и др. V 14) и храм св. Стефана в Лазике (III 5). Заметный отпечаток на «Историю» наложили обстоятельства ее написания (А. С. от излагаемых им событий отделяли не менее 20 лет) и личность автора.

http://pravenc.ru/text/63212.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010