Жены рязанских князей были освобождены из плена (но князья и др. рязанцы оставались в тюрьме до смерти Всеволода Юрьевича). В 1211 году новый союз был скреплен браком сына Всеволода Юрьевича блгв. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича и дочери киевского князя блгв. кнг. Агафии Всеволодовны . В 1199 году Всеволод Юрьевич и его старший сын Константин предприняли поход на Дон против половцев , кочевники уклонились от битвы. Начиная с 1200 году владимирский князь стремился держать на новгородском столе кого-либо из своих сыновей: в 1200-1205 и 1208-1210 гг. это был блгв. кн. Святослав Всеволодович , в 1205-1208 - Константин . Однако в 1210 году новгородский стол сумел занять блгв. кн. Мстислав Мстиславич , представитель младшей ветви правителей Смоленска. На юге Руси Всеволод Юрьевич держал под контролем такое важное владение потомков кн. Юрия Долгорукого, как Переяславль Русский , в 1198 году на Переяславскую кафедру был поставлен по настоянию Всеволода Юрьевича еп. Павел , в 1200 году в Переяславле на княжении появился сын владимирского князя блгв. кн. Ярослав Всеволодович , который сменил умершего племянника Всеволода Юрьевича кн. Ярослава Мстиславича (+ 1198). В 1206 году в Переяславле правил др. сын князя Всеволода - Владимир . В 1208 году Всеволод Юрьевич выделил сыну Константину ряд городов Северо-Восточной Руси с центром в Ростове. В 1211 году он вызвал сына во Владимир и посвятил в свои планы, желая отдать ему по своем животе Владимирское княжество, а Ростовское передать Георгию . Однако Константин не приехал, т. к. отец был против его замыслов владеть одновременно и Ростовом и Владимиром. Всеволод Юрьевич при участии еп. Иоанна созвал во Владимире собрание широкого состава из всех своих городов и волостей и завещал вопреки родовому праву старейший стол во Владимире в обход Константина его младшему брату Георгию. |
МСТИСЛАВ (ФЕОДОР) ГЕОРГИЕВИЧ Том XLVII, С. 580-583 опубликовано: 15 февраля 2022г. МСТИСЛАВ (ФЕОДОР) ГЕОРГИЕВИЧ Содержание Мч. кн. Мстислав Георгиевич (?). Икона. Кон. XIX в. (собрание Ф. Р. Комарова) (1217/18, Суздаль - 7.02. 1238, Владимир-на-Клязьме), мч. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), кн. Владимирский. Третий сын Владимирского вел. кн. мч. Георгия (Юрия) Всеволодовича и вел. кнг. мц. Агафии Всеволодовны , младший брат князей мучеников Всеволода (Димитрия) Георгиевича и Владимира Георгиевича , старший брат кнж. мц. Феодоры ; племянник страстотерпцев князей Михаила Всеволодовича Черниговского и Василия (Василька) Константиновича Ростовского. Под 1217/18 г. в Лаврентьевской летописи отмечается рождение не названного по имени сына кн. Георгия Всеволодовича (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 441-442). Вероятно, речь в данном случае шла о М. Г., т. к. он был младшим из 3 сыновей вел. князя. Вел. кн. Юрий Всеволодович женит сыновей Владимира и Мстислава. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 298)9 марта 1230 г. в Успенский собор владимирского Княгинина в честь Успения Пресвятой Богородицы женского монастыря состоялся торжественный перенос мощей мч. Авраамия Болгарского . За версту от города тело мученика встречали вел. кн. Георгий Всеволодович, его жена вел. кнг. Агафия Всеволодовна «з детьми», сщмч. Митрофан, еп. Владимирский, «со всем клиросом и со игумены» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 453). Летописное описание этого события позднее было использовано при составлении Жития вел. кн. мч. Георгия Всеволодовича. Во Владимирском списке Жития (1695) упоминается, что вел. князь вместе с семьей, в т. ч. и М. Г., неоднократно посещал Княгинин монастырь, и, согласно житийной традиции, они «припадаше и многую милостыню творяше и трапезы убогим своими руками поставляше» (ГВСМЗ. В-5636/109. Л. 67 об.- 68 об.; Сиренов. 2003. С. 62). Летом 1230 г. вместе с родителями и родственниками М. Г. мог участвовать в приеме большой делегации духовенства из Юж. Руси, к-рую возглавлял Киевский митр. Кирилл I (II). |
В дек. 1871 г. архиеп. Антоний (Павлинский) направил на имя императора ходатайство о перестройке Успенского собора по примеру собора Рождество-Богородицкого мон-ря. Однако этот проект не был поддержан ни императором, ни Археологической комиссией. По инициативе архипастыря была значительно расширена теплая пристройка к Успенскому собору, рядом с храмом построен странноприимный дом, освященный 23 окт. 1871 г. Внутри Успенского собора при архиеп. Антонии в правой апсиде главного храма была уничтожена устроенная под особым сводом при вел. кн. Всеволоде Большое Гнездо белокаменная «сокровищехранительница». Вместо нее архиеп. Антоний сделал вклад - серебряную позолоченную дарохранительницу. В 1874 г. на средства П. А. Муравкиной была отреставрирована комара и гробница с мощами блгв. кнг. Агафии Всеволодовны и ее семейства, принявших мученическую смерть «в полатех» Успенского собора в 1238 г. В 1880-1884 гг. обновлено внутреннее убранство собора, в 1888-1891 гг. прошла реставрация архитектурных конструкций. Освящение обновленного храма состоялось 29 сент. 1891 г. Никон (Софийский), еп. Владимирский. Фотография. Нач. ХХ в. (РГИА) Никон (Софийский), еп. Владимирский. Фотография. Нач. ХХ в. (РГИА) Активно шли строительство храмов и реставрация памятников церковной старины во В. е. при архиеп. Сергии (Спасском) . 28 авг. 1894 г. был освящен после реставрации Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (построен в 1152). В дек. 1896 г. возобновлена после пожара крестовая ц. архиерейского дома. 2 сент. 1901 г. в пос. Гусевская хрустальная фабрика Меленковского у. (ныне г. Гусь-Хрустальный) был освящен храм во имя вмч. Георгия Победоносца, сооруженный на средства Ю. С. Нечаева-Мальцова по проекту акад. |
Жены рязанских князей были освобождены из плена (но князья и др. рязанцы оставались в тюрьме до смерти В. Ю.). В 1211 г. новый союз был скреплен браком сына В. Ю. блгв. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича и дочери киевского князя блгв. кнг. Агафии Всеволодовны . В 1199 г. В. Ю. и его старший сын Константин предприняли поход на Дон против половцев, кочевники уклонились от битвы. Начиная с 1200 г. владимирский князь стремился держать на новгородском столе к.-л. из своих сыновей: в 1200-1205 и 1208-1210 гг. это был блгв. кн. Святослав (Гавриил) Всеволодович , в 1205-1208 - Константин. Однако в 1210 г. новгородский стол сумел занять блгв. кн. Мстислав (Феодор) Мстиславич , представитель младшей ветви правителей Смоленска. На юге Руси В. Ю. держал под контролем такое важное владение потомков кн. Юрия Долгорукого, как Переяславль Русский, в 1198 г. на Переяславскую кафедру был поставлен по настоянию В. Ю. еп. Павел, в 1200 г. в Переяславле на княжении появился сын владимирского князя блгв. кн. Ярослав (Феодор) Всеволодович , к-рый сменил умершего племянника В. Ю. кн. Ярослава Мстиславича 1198). В 1206 г. в Переяславле правил др. сын В. Ю.- Владимир. В 1208 г. В. Ю. выделил Константину ряд городов Сев.-Вост. Руси с центром в Ростове. В 1211 г. он вызвал сына во Владимир и посвятил в свои планы, желая отдать ему «по своем животе» Владимирское княжество, а Ростовское передать Георгию. Однако Константин не приехал, т. к. отец был против его замыслов владеть одновременно и Ростовом и Владимиром. В. Ю. при участии еп. Иоанна созвал во Владимире собрание широкого состава из всех своих городов и волостей и завещал вопреки родовому праву старейший стол во Владимире в обход Константина его младшему брату Георгию. |
мон-ри. В грамоте царя Иоанна IV Васильевича Грозного клирикам владимирского Успенского собора, датированной А. В. Маштафаровым 1547 - нач. 50-х гг. XVI в., излагался порядок поминания почивающих во Владимире мощей святителей, вел. князей, княгинь и их детей. Один из ее утраченных списков был известен еще в сер. XIX в. Он хранился в Успенском соборе. Согласно грамоте, полагалось «правити по государеву указу средния понахиды против того как на Москве по удельных князех». Кроме того, был определен состав духовенства, к-рый должен был принимать участие в службе. В случае отсутствия архимандрита (очевидно, настоятеля владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря ) полагалось совершать службу «протопопу з братиею и протодьякону, и игуменом, и попом, и дьяконом, всем 84 человеком, больших и средних служить понахиды всем собором туто, где кто лежит» ( Виноградов. 1905. С. 52). Во 2-й трети XVII в. почитание М. В. развивалось вслед за канонизацией св. мч. Георгия Всеволодовича, к-рая состоялась по инициативе Московского патриарха Иосифа . 22 янв. 1645 г. в присутствии царя Михаила Феодоровича , его супруги царицы Евдокии Лукьяновны Стрешневой, царевича Алексея Михайловича и патриарха Иосифа, брат к-рого Сергий был настоятелем владимирского Успенского собора, состоялось перенесение мощей князя-мученика «из придела в соборную церковь Пресвятыя Богородицы», при этом мощи переложили в серебряную позолоченную раку ( Сиренов. 2003. С. 30). О гибели невесток вел. князя упоминалось в надгробных листах мц. Агафии Всеволодовны и сщмч. Митрофана (РГБ. Муз. 4288. Л. 615 об., 618 об.; Сиренов. 2003. С. 75, 81). Их текст, по мнению А. В. Сиренова, был составлен в Москве в окружении патриарха Иосифа, возможно книжниками Печатного двора, к церемонии перенесения мощей мч. Георгия Всеволодовича и во 2-й пол. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРИЯ МИХАЙЛОВНА предыдущая статья Т. 43 , С. 589-591 опубликовано: 16 марта 2021г. МАРИЯ МИХАЙЛОВНА 9.12.1271, ростовский Княгинин в честь Преображения Господня на Песках жен. мон-рь), кнг. ростовская (1227-1271), одна из младших дочерей Киевского, Новгородского и Черниговского св. блгв. вел. кн. мч. Михаила Всеволодовича , племянница Владимирской св. блгв. вел. кнг. мц. Агафии Всеволодовны , младшая сестра Черниговского и Брянского вел. кн. мч. Романа Михайловича Старого и кнж. Феодулии Михайловны (в монашестве прп. Евфросинии Суздальской), тетка брянского св. блгв. кн. Олега Романовича , жена ростовского и белозерского св. кн. мч. Василия Константиновича . М. М. вышла замуж за кн. Василия (Василька) Константиновича благодаря посредничеству Владимирского св. блгв. вел. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича , который договорился о свадьбе старшего племянника со своим шурином Черниговским вел. кн. Михаилом Всеволодовичем. Этот брак должен был укрепить военно-политический союз рус. князей и подтвердить привилегированные права князей Сев.-Вост. Руси на Новгородский стол в Сев.-Зап. Руси и Переяславскую землю, расположенную в юго-вост. части Ср. Поднепровья. На княжение в последнюю был отправлен младший брат кн. Василька Константиновича - ярославский кн. Всеволод (Иоанн) Константинович . Союз князей распался в 1230-1231 гг. Зимой 1226/27 г. венчание молодых состоялось в Благовещенском соборе Чернигова, а в субботу, 12 февр. 1227 г., они приехали в Ростов, где «бысть радость велиа» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 450; Присёлков. 1950. С. 310; Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 108). |
Митрополит, к-рый возглавил богослужение на Рождество Христово во владимирском Успенском соборе, был отпущен кн. Всеволодом Юрьевичем с дарами и почетом. В 1211 г. мир был скреплен браком княжеских детей, блгв. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича и «Всеволожны» (мц. Агафии Всеволодовны ). В результате достигнутых при посредстве М. договоренностей Рюрик Ростиславич, который ранее был насильно пострижен в монашество, а затем оставил иночество и занял Киевский стол, теперь был вынужден удалиться на княжение в Чернигов. Очевидно, в этом М. был также заинтересован, «поскольку главе Русской Церкви вряд ли могло понравиться, что на Киевском престоле княжит монах-расстрига» ( Феннел Дж. Кризис средневековой Руси. 1200-1304. М., 1989. С. 71). Так ненадолго была прекращена одна из наиболее крупных междоусобиц, но уже в 1212 г. смоленские князья снова заняли Киев. Весной 1210 г. М. возглавил хиротонию избранного в Новгороде на местную кафедру (вместо архиеп. Митрофана , изгнанного в янв. этого года блгв. кн. Мстиславом (Феодором) Мстиславичем Удатным и новгородцами) св. архиеп. Антония (в прошлом боярин Добрыня Ядрейкович). Поставление нового архиерея при живом, законно поставленном архиепископе, не лишенном кафедры по церковному суду, нарушало каноны, но М., по-видимому, вынужден был сообразовывать свои действия со сложившейся политической ситуацией. Поскольку Антоний еще до своего пострижения в нач. XIII в. дважды посетил К-поль (и оставил подробное его описание в «Книге паломник»), нельзя исключать того, что его знакомство с М. состоялось еще до поставления последнего на Киевскую митрополию. Матфей, митр. Киевский, поставляет архим. Симона во епископа Владимирского и Суздальского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. |
Поэтому более полезных уроков едва ли у кого-нибудь, кроме них, вы найдете. Эту истину сейчас можно доказать и самим делом. Так, выслушайте хотя бы один из таких уроков, и мы надеемся, что его одного достаточно будет для того, чтобы вы убедились в справедливости наших слов. Этот первый урок пусть даст вам святая мученица Агафия. Она жила во времена гонителя на христиан Декия, происходила из благородного рода, была богата и славилась своей красотой. Наместник Декия, язычник Кинтиан, человек безнравственный, услыхав о красоте и богатстве Агафии, вознамерился склонить ее ко греху и завладеть богатством. Последнее для Агафии было ничто, но честь дороже жизни и потому искушение ей предстояло страшное. Кинтиан был облечен к тому же неограниченной властью и мог делать, что хотел. Гибель Агафии казалась неизбежной. Что ей оставалось делать? Она сделала вот что. Узнав о намерениях Кинтиана, она затворилась в одной из своих комнат, воздела руки к Небу и воскликнула: «Господи, Ты знаешь сердце мое, веру мою и любовь к Тебе, перед Тобой открыта душа моя. Будь же мне вождем и помощником на врага! Не попусти скверному и злому человеку коснуться меня. Ускори и потщись победить диавола и слугу его Кинтиана, и пусть не скажет он: «Где Бог ее?» Прими, как жертву и приношение, слезы мои! Ты Бог Един еси и Тебе подобает слава во веки». Помолившись так, Агафия в сопровождении воинов пошла к Кинтиану. Дорогой она говорила себе: «Доселе, чтобы сохранить мое девство и победить страсти, я имела брань с диаволом и благодатью Христовой победила врага и попрала его; теперь на вторую иду брань, на которой и положу за Христа душу мою. Но знай, диавол, что ты не порадуешься обо мне, но постыдишься, ибо я надеюсь на Христа Бога моего и верую, что с высоты Он будет смотреть на подвиг мой со множеством святых Своих Ангелов и помогать мне, немощной, будет». |
Как велик должен быть учитель таких учеников, как верен был путь учеников такого учителя! «Потерпим еще, потерпим еще немного», – вспоминаются слова отца Серафима Мантурову незадолго до конца его. Когда я в мыслях стараюсь собрать в одну горсть это святое дивеевское ополчение, в моих ушах звучат чудные слова песни, сложенной Церковью в честь мучениц, слова, которые с таким правом могла петь и эта дивеевская рать, слова всесовершенной отдачи души Богу, таинственного ее обручения со Христом. «Тебе, Женише мой, люблю, и Тебе ищуще страдальчествую, и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему, стражду Тебе ради, яко да и царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу с Тобою» 27 . И они страдали за Него и теперь царствуют в Нем. Умерли за Него – и живы в Нем. Как любил отец Серафим свой Дивеев! Он даже выносил за него гонения. Все, что приносили посетители старцу в последние годы его жизни, – все то он отправлял в Дивеев. Игумену Саровскому это очень не нравилось, и он притеснял всячески дивеевских сестер. Случалось, что их даже обыскивали при выходе из Саровской ограды. «Дивеевские сироты» – так звал он свою обитель, и сколько любви умиленной, сколько жаления в этих словах! Никогда не бывая в Дивееве (он был там лишь два раза, молодым иеродиаконом, во время соборования Агафии Симеоновны), он знал там всякий колышек и в точности предвидел судьбу этой обители. «Будет время, – говорил он, – что по убогом Серафиме взыщут вас, бедных девушек, великие лица и будут спрашивать о всех словах моих». Он говорил, что счастлив тот, кто хоть сутки поживет в Дивееве, потому что ежедневно Царица Небесная посещает этот «Свой жребий». Старец оставил завет, что всякий, кто послужит Дивееву, «помяновен будет пред Богом», даже тот, кто, не имея, чем помочь, вздохнет о «сиротах дивеевских», – и тот не утратит своей награды. Когда было старцу 25 марта 1831 года преславное посещение Богоматери, он долго молил Владычицу о Дивееве, потому что заботу о Дивееве принял он на себя по непосредственному Ее указанию. |
Ближний наш при встрече с тяжелыми обстоятельствами не знает, как поступить, на что решиться, подадим ему добрый совет и тем предупредим неблагоразумный и, быть может, бесповоротный шаг, в котором он стал бы потом раскаиваться. Мы не можем быть наставниками и руководителями найдем и другие способы быть милосердыми. Нас оскорбил кто-нибудь: мы, конечно, имеем право искать законного удовлетворения за обиду, но лучше стерпим и простим и мы прекрасно исполним заповедь милосердия. III. Будем же, братия, подражать всемилостивому Спасителю нашему, да и нам Господь Иисус Христос окажет милосердие на Страшном суде. (Извлечено в сокращении из проповедей, приложенных к «Руководству для сел. пастырей» за декабрь). Пятый день Св. мученица Агафия (О верности Христу) мученица Агафия, ныне прославляемая, родом из Сицилии, дочь благородных и богатых родителей, была необыкновенной красоты. Во времена гонения от Декия, правитель острова, услышав о ее красоте и богатстве, хотел склонить ее к отречению от Христа и беззаконному супружеству; но ни ласки, ни мучения не помогли ему в этом. «Легче смягчить камень и растопить железо, чем убедить эту сказала об Агафии Афродисия, которой отдана была она для того, чтобы убедить ее исполнить желание правителя. «Да будет вам отвечала св. Агафия своим что все мои помышления основаны на камне и никто не может отлучить меня от любви Христовой; ваши же лестные слова подобны ветру; ваши мирские увеселения – как дождь, а ваши угрозы – как реки. Устремляется все это на храмину души моей, но поколебать не может, ибо она стоит на камне, иже есть Христос Сын Божий». После жестоких мучений, когда повели ее в темницу, мирно скончалась в 251 году. II. Св. Агафия служит чудным образцом непоколебимой верности Христу. Верным называем того, кто долг подданства и повиновения , признанную обязанность, данную клятву и даже простое данное слово или обещание исполняет без измены , без уклонения, без ослабления, без лицемерия, деятельно, точно, чистосердечно. Верным до смерти можно почитать того, кто, встречая обстоятельства, в которых верность нельзя сохранить иначе, как с пожертвованием удовольствий, выгод, почестей и самой жизни, решительно готов пожертвовать, и действительно жертвует, удовольствиями, выгодами, почестями, самой жизнью, чтобы сохранить верность. Этих понятий о верности, надеюсь, никто не будет оспаривать. |
|