001     002    003    004    005
14 апреля 1212 г. скончался отец его, вел. князь Всеволод Большое Гнездо. Недовольный старшим своим сыном, Константином, он завещал великокняжеский престол Георгию. «И воздвиже брови своя с гневом», — говорит летописец о Константине. Через некоторое время между братьями возникла война по другому поводу: новгородцы не поладили со своим князем, младшим их братом Ярославом, и удалили его. Георгий поддержал Ярослава, а Константин принял сторону новгородцев. Он одержал победу и вернул себе отцовский престол. Но к братьям отнесся с любовью: дал Георгию следующий по старшинству город — Суздаль, а Ярославу — Переяславль. Перед смертью (1218) он поручил своих детей Георгию, который и заботился о них всегда отечески. Недовольных князей Георгий умел умиротворить. Он удачно воевал с приволжскими болгарами(на Каме) и с мордвойи основал Нижний Новгород. В 1237 г. в Россию вторглись татарские полчища.Они разорили Рязань и сожгли Москву, а сын вел. князя Владимир был взят в плен. Вел. князь оставил во Владимире двух других сыновей своих, Мстислава и Всеволода, под руководством опытных воевод, а сам с войском и племянниками, сыновьями Константина, стал на реке Сити. Там пришла к нему страшная весть: татары взяли Владимир, убили всех троих его сыновей, а затем подожгли Успенский собор, в котором заперлось его семейство с епископом Митрофаном и многими жителями, и перебили всех. Вел. князь стал просить и себе мученической смерти. И молитва его была услышана. 4 февраля произошла жестокая сеча, и вел. князь, бившийся во главе своих войск, был убит, а войско его разбито наголову. Убит был и племянник его князь Всеволод Ярославский, а второй его племянник, князь Василько Ростовский (память его 4 марта), был взят в плен и погиб впоследствии. Епископ Кирилл Ростовский опознал обезглавленное тело вел. князя по одежде. Голову нашли впоследствии, приложили к телу и погребли в Ростовском соборе. Через два года приехал вел. князь Ярослав Всеволодович и с честью перенес мученические останки брата своего во Владимир. Во время этого торжества на глазах всех совершилось чудо: голова вел. князя приросла к телу. Погребли его в Успенском соборе рядом с семейством его: женой вел. княгиней Агафией Всеволодовной (сестрой князя мученика Михаила Черниговского; память его 20 сент.), дочерью, княжной Феодосией, и снохами Марией и Христиной. Сыновья его — Владимир, Всеволод и Мстислав — покоятся в ногах своего отца.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117390

кн. св. Ярослава (Феодора) Всеволодовича обрели тело М. В. и похоронили во владимирском Успенском соборе, рядом с Владимирской вел. кнг. мц. Агафией Всеволодовной . Их имена были записаны в синодик Успенского собора. Этот источник не сохранился, но его древнейшая часть была переписана в соборных синодиках других городов Сев.-Вост. Руси, а в кон. XV в.- в синодике новгородского Софийского собора. В нем читалось: «Бл(а)женному Митрофану, епископу Володимерскому и всему с(вя)щеничскому чину, и причту церковному, и благовернымъ княземъ и княгинямъ и всем православнымъ крестьяномъ во градехъ и по всемъ местомъ скончавшимся нужною смертию от безбожнаго Батыя, вечная памят(ь)» (РНБ. F. п. IV.1. Л. 34 об.- 35. В 10, список 2-й пол. XVI в.). М. также поминалась при возглашении «вечной памяти» «великому кн(я)зю Юрию Всеволодичю Володимерскому оубиеному от нахождения иноплеменникъ от безбожнаго Батыя и с кн(я)гинею и с детьми и съ внучаты» (РГБ. Ф. 344 (Собр. П. Н. Шибанова). 99. Л. 36-36 об. В 40, список 1642 г.; Конев С. В. Синодикология. Ч. 2: Ростовский соборный синодик // Ист. генеалогия. Екат.; Н.-Й., 1995. Вып. 6. С. 98). В кон. XV - нач. XVII в. поминание православных, погибших во время нашествия Батыя на Сев.-Вост. Русь (1238), было объединено с поминаниями убиенных во время др. ордынских походов: «Иже благочестия ради, и святых ради церквей пострадавших за православие противо безбожных и нечестивых агарянских царей нашествия Батыя, и Мамая, и Тактамыша, и инех нечестивых царей и их злочестиваго воинства» (РГБ. Рум. 385. Л. 6. В 20, список нач. XIX в.). Из Владимира традиция поминания членов семьи св. мч. Всеволода Георгиевича перешла в нижегородские Благовещенский и Печерский в честь Вознесения Господня муж.

http://pravenc.ru/text/2562132.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Т. 23 , С. 205-207 опубликовано: 12 февраля 2015г. Содержание ИОАНН после 1214), свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), еп. Ростовский, Суздальский и Владимирский. И. был духовником Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо, к-рый после кончины еп. Луки (10 нояб. 1188) послал И. в Киев, «хотящу его поставити служителя своей Церкви и пастуха всеи земли Ростовьскои, и Суждальскои, и Володимерьскои» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 408). Епископскую хиротонию И. в Киеве 23 янв. 1190 г. возглавил митр. Никифор II . Владимирский летописец отметил, что в Ростов «на свой стол» И. пришел 25 февр., когда вел. князь был там «в полюдьи», из Ростова епископ «вышел» в Суздаль 10 марта, во Владимир «вшел» 16 марта. Данная информация свидетельствует о том, что резиденция архиерея в это время находилась не в Ростове, а в великокняжеской столице - Владимире. В 1192 г. И. присутствовал во время обряда «постригов» и посажения на коня сына кн. Всеволода св. Георгия (Юрия) Всеволодовича , в 1194 г. этот же обряд «при блаженем епископе Иоане» был совершен по отношению к Ярославу (Феодору) Всеволодовичу . В 1200 г. И. благословил кн. Святослава Всеволодовича на княжение в Новгороде. В 1211 г. епископ венчал во владимирском Успенском соборе Георгия Всеволодовича с кнж. св. Агафией Всеволодовной , дочерью киевского кн. Всеволода Святославича Чермного. В авг. 1192 г. во Владимире была заложена ц. Рождества Пресв. Богородицы, освященная И. 27 окт. 1196 г. В авг. 1194 г. по благословению И. был отремонтирован сильно пострадавший от пожара владимирский Успенский собор, в сент.

http://pravenc.ru/text/468951.html

Володихин. Переименовать улицы, оскверненные памятью убийцы – часть большой общественной работы, которую надо проделать в ближайшее время. Иван Каляев – всего лишь одна личность в огромном сонме преступников, организовывавших покушения... Нельзя по инерции закрывать глаза на то, что в наших городах прославляется бесчеловечная идеология, призывающая убивать «ради светлого будущего». Надо избавиться от имен всех террористов во всех городах, селах и деревнях России. От Желябовых, от Каракозовых, от Гриневицких, Халтуриных, Засулич и прочих, имя же им легион. Между храмом и библиотекой. Мнение историка Беседа автора и ведущего программы - доктора исторических наук Д.М. Володихина с А.Л. Порожняковым, главой общественного движения Царский крест и экспертом Общества исторического просвещения Двуглавый орел о подтасовках фактов и вольных играх с источниками в сценарии фильма Матильца о последнем российском императоре Николае II. Нужны ли школьные музеи И кому они не нужны... Беседа автора и ведущего программы Между храмом и библиотекой. Мнение историка доктора исторических наук Дмитрия Михайловича Володихина с заслуженным учителем Российской Федерации Людмилой Всеволодовной Володихиной о закрытии школьных музеев в Москве. Смоленск - опаленный воин Рассказ о том, как Смоленск, на протяжении веков соприкасавшийся со многими мирами, отстоял силой оружия и силой веры свою русскую душу и остается по сию пору именно русским городом с замечательной высокой культурой. У микрофона автор и ведущий программы Между хамом и библиотекой. Мнение историка доктор исторических наук Дмитрий Михайлович Володихин. 330 лет высшему образованию в России Автор и ведущий программы Между храмом и библиотекой. Мнение историка доктор исторических наук Дмитрий Михайлович Володихин рассказывает о создании в России в XVII столетии собственных школ и первого учебного заведения высшего типа — Славяно-Греко-Латинской академии (1687 год).

http://radonezh.ru/authors/Volodihin

После этого она была представлена Кинтиану. Чтобы скорее привести в исполнение свое гнусное намерение и соблазнить Агафию на грех , он велел отвести ее в дом одной богатой женщины по имени Афродисия, имевшей, пять юных дочерей, и приказал ей употребить все средства к тому, чтобы склонить Агафию ко греху. Воля Кинтиана была исполнена, и Агафию привели к Афродисии. Здесь мать и дочери стали украшать ее многоценными одеждами, делали ей богатые подарки, предлагали изысканные яства, устраивали пиры, приглашали музыкантов, пели и плясали, устраивали перед ней всевозможные игры. Но Агафия ни на что не хотела смотреть и прельщавшим ее говорила: «Знайте, что ум мой и все помышления мои непоколебимы, как камень, и ничто меня не может отлучить от любви Христовой. И ваши льстивые слова для меня подобны ветру, мирские же удовольствия, как скоропреходящий дождь, угрозы же ваши, как реки; и хотя все, что вы говорили, доходило до слуха моего, оно ни в коем случае не поколеблет моей веры». После этого Афродисия пошла к Кинтиану и сказала: «Удобнее камень умягчить и железо превратить в олово, чем девицу эту склонить к исполнению твоего желания и отвратить от Христа. Чего только я и дочери мои не делали для нее! И ночью, и днем мы уговаривали ее ласками и умоляли, и угрожали ей. И драгоценные камни, и богатые украшения, и многоценные одежды, и другое предлагали ей, но она на все это смотрела так же, как на землю, попираемую ногами». Кинтиан после этого, видя, что все ухищрения его привести Агафью к исполнению его скверных желаний не привели ни к чему, сам уже решился говорить с ней. Но увы, опять все усилия его остались тщетны! Ни ласки, ни угрозы, ни страшные пытки, ни сама смерть не могли заставить Агафию исполнить волю Кинтиана, и она чистой и нескверной вошла к Небесному Жениху своему (Четьи Минеи, 5 февраля). Нам кажется, жены-христианки, что, подлинно, и один этот урок, данный вам святой Агафией, должен убедить вас в справедливости слов наших о том, что научиться, как вести борьбу против искушений, влекущих ко греху, вы ни у кого с такой пользой для себя не можете, как у святых угодниц Божиих. И действительно, вникнете, сколько один лишь урок указал вам сильных орудий для этой борьбы: и горячую молитву, и великодушие, и мужество, и терпение, и самораспятие, и пламенную мысль о ничтожестве всего земного и вечном мздовоздаянии!

https://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/pouchenija...

Сначала я встретилась с Татьяной Николаевной Шишловой, которая была эвакуирована вместе с Литфондом. И так по цепочке начала искать информацию. Мы с моим научным руководителем, Еленой Павловной Стальмак, ходили в архивы и изучали разные документы. Искать родственников тех людей не так легко, конечно, потому что однофамильцев очень много, и это всегда волнительный процесс — что тебе ответят люди, знают ли они что-то об эвакуации? Но у меня это любимое дело, и я посвящаю ему все свободное время. В ходе поиска мне удалось познакомиться с Ниной Семеновной Катерли, родители которой состояли в Литфонде. Она рассказала мне про врача Самуила Григорьевича Берлянда, который лечил ее от дистрофии после приезда в Ленинград. Самуил Григорьевич спасал детей и взрослых, на протяжении всего периода эвакуации никто не умер. В поезд он взял с собой часы на цепочке, и когда дети плакали, он открывал часы, откуда шла музыка — и все успокаивались. После карантина мы планируем встретиться с Миленой Всеволодовной Рождественской — младшей сестрой Натальи Рождественской, которая была эвакуирована с Литфондом. В эвакуации доктор подарил Наталье толстую американскую тетрадь для стихов. И это очень трогательно, потому что во многих письмах военных лет я встречала информацию, что люди писали по несколько раз на одной бумаге, поскольку ее не хватало. > Когда эвакуированные приезжали к станции, их встречали местные жители, подселяли в свои дома, делились едой, хотя голодали сами. В эвакуации люди продолжали работать — у них были свои колхозы «8 марта» и «1 мая», там работали подростки, ухаживали за участками и таким образом как-то выживали. Я читала воспоминание про блюдо — очень тяжело его назвать блюдом, конечно — оно называлось «заваруха». Когда есть было совсем нечего, люди брали воду, туда насыпали немного муки и капельку масла — все размешивали — получалось хоть какое-то пропитание. Педагоги, эвакуированные из Ленинграда, заботились о детях. Изначально никто не думал, что война будет такой страшной и долгой, многие не взяли с собой теплые вещи. Одной женщине — Софье Самойловне Островой, пришлось ехать прямо из эвакуации из Пермского края обратно в Ленинград. В блокадном городе она ходила по адресам, ей приходилось доказывать, что она не какая-то квартирная воровка. И она действительно сделала свое дело — забрала вещи, рассказала о детях их мамам, которые не смогли отправиться в эвакуацию со своими малышами.

https://www.pravmir.ru/pogibshaya-medsestra-vernul...

Я бы изобразил, как по белой дороге мелькает черная тень летучей мыши, садящейся на белые трубы домов… Но вряд ли бы я мог изобразить Ивана Ивановича, вышедшего в эту ночь с пилою в руке. Столько на лице у него было написано разных чувств! Тихо, тихо подкрался он и подлез под гусиный хлев. Собаки Ивана Никифоровича еще ничего не знали о ссоре между ними, и потому позволили ему, как старому приятелю, подойти к хлеву, который весь держался на четырех дубовых столбах; подлезши к ближнему столбу, приставил он к нему пилу и начал пилить. Шум, производимый пилою, заставлял его поминутно оглядываться; но мысль об обиде возвращала бодрость. Первый столб был подпилен; Иван Иванович принялся за другой. Глаза его горели и ничего не видали от страха. Вдруг Иван Иванович вскрикнул и обомлел: ему показался мертвец; но скоро он пришел в себя, увидевши, что это был гусь, просунувший к нему свою шею. Иван Иванович плюнул от негодования и начал продолжать работу. И второй столб подпилен: здание пошатнулось. Сердце у Ивана Ивановича начало так страшно биться, когда он принялся за третий, что он несколько раз прекращал работу; уже более половины его было подпилено, как вдруг шаткое здание сильно покачнулось… Иван Иванович едва успел отскочить, как оно рухнуло с треском. Схвативши пилу, в страшном испуге, прибежал он домой и бросился на кровать, не имея даже духа поглядеть в окно на следствия своего страшного дела. Ему казалось, что весь двор Ивана Никифоровича собрался: старая баба, Иван Никифорович, мальчик в бесконечном сюртуке, все с дрекольями, предводительствуемые Агафией Федосеевной, шли разорять и ломать его дом. Весь следующий день провел Иван Иванович как в лихорадке.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=69258

Теперь-то я прочел сотни книг о ГУЛАГе, занимался много Солженицыным, так что эту лексику вполне освоил. Итак, я познакомился с замечательной Ольгой Всеволодовной, к которой очень привязался. Она была открытой, приветливой, гостеприимной. Время от времени появлялся «классик», как она его называла, – и я стал общаться с Борисом Леонидовичем. А потом влюбился в Ирину. Во второе мое пребывание, с 59 по 60 год, мы с ней подали заявление в ЗАГС. Вскоре после этого я вдруг как-то странно заболел – думаю, меня незаметно кольнули. Примерно как Солженицына, когда ему вкололи что-то в ногу. Попал я в инфекционное отделение, а как выписался, меня сразу же и выслали. Ровно накануне свадьбы. Просто пришли, забрали, увезли во Внуково и посадили в самолет, летевший в Хельсинки. Откуда-то взялся билет. А через неделю Ирину и Ольгу арестовали, обвинили в спекуляции валютой или что-то в этом роде. Тот студент, который говорил, что «все сидели», имел в виду Ольгу Всеволодовну и ее мать. Так что, для Ивинской это был второй арест, а для Ирины первый. – Расскажите про Пастернака. – Я его часто видел, когда жил в Баковке, недалеко от Переделкино, он даже навещал меня. У жителей поселка я снимал веранду и комнату, но, конечно, не говорил, что я француз. Соврал, что литовец. Хозяева угощали меня картошкой и самогоном и бесконечно расспрашивали о Литве: «Ну, объясни нам, Жора, как там живут». А я в Литве был раз в жизни один день, но это не мешало мне бойко рассказывать. Борису Леонидовичу очень нравилось слушать эти байки. – А он тоже общался с вашими хозяевами? – Он со всеми общался, и все общались с ним. К нему часто люди на улице подходили за помощью и поддержкой. Знали, что он писатель, считали его кем-то вроде духовного отца, хотя и вряд ли читали. Он был очень щедрым, живым и веселым, легко смеялся. Я почти не помню его грустным. На фотографиях – да, случается, но мне кажется, что он позировал. Правда, в больнице я его не видел. Туда пускали только Ольгу Всеволодовну, и то когда его жены не было. Им нельзя было пересечься.

https://www.pravmir.ru/slavist-zhorzh-niva-o-frant...

Сортировать по Исключить новости Житие преподобного Серафима Саровского В этой статье мы преподобного Серафима Саровского — особо почитаемого святого Русской Православной Церкви. Житие преподобного Серафима Саровского Жил в Курске благочестивый купец Исидор Мошнин со своей женой Агафией. В ночь на 20 июля 1754 года у них родился сын, которого в святом крещении нарекли Прохором. Когда мальчику было всего три года, умер его […] 28 октября, 2005 В этой статье мы преподобного Серафима Саровского — особо почитаемого святого Русской Православной Церкви. Житие преподобного Серафима Саровского Жил в Курске благочестивый купец Исидор Мошнин со своей женой Агафией. В ночь на 20 июля 1754 года у них родился сын, которого в святом крещении нарекли Прохором. Когда мальчику было всего три года, умер его […] В этой статье мы преподобного Серафима Саровского — особо почитаемого святого Русской Православной Церкви. Житие преподобного Серафима Саровского Жил в Курске благочестивый купец Исидор Мошнин со своей женой Агафией. В ночь на 20 июля 1754 года у них родился сын, которого в святом крещении нарекли Прохором. Когда мальчику было всего три года, умер его отец и Агафия стала воспитывать младенца одна. Она сама продолжила и дело мужа: строительство в Курске Божиего храма. Мальчик подрастал, и скоро мать Прохора поняла, что сын ее — необыкновенный ребенок. Однажды семилетний Прохор забрался на недостроенную колокольню. Вдруг он оступился и упал на землю. Мать в ужасе бросилась к сыну, не ожидая увидеть его живым. Каковы же были изумление и радость Агафьи и сбежавшихся соседей, когда оказалось, что мальчик невредим! Так с раннего детства матери и близким было открыто, что Бог чудесным образом хранит Своего избранника. Но скоро Прохор тяжело заболел. У врачей не было надежды на выздоровление. И вот во время самых тяжких страданий мальчика Сама Божия Матерь в неизреченном сиянии явилась ему. Она ласково утешила маленького страдальца и сказала, что надо потерпеть еще совсем немного и он будет здоров.

https://www.pravmir.ru/zhitie-prepodobnogo-serafim...

Духовный авторитет этих стариц был настолько высок, что за советом к ним приезжал архимандрит Кирилл (Павлов) . На память о встрече он подарил сестрам свою фотографию. Служа в Летово, отец Иоанн Крестьянкин встречался с ялтуновскими подвижницами и многому учился у них. Будущий архимандрит Иннокентий (Просвирин), который также общался с сестрами Петриными, говорил, что их мудрость сравнима с мудростью подвижников-богословов. Вспоминая свои беседы с Анисией, Матроной и Агафией, он подчеркивал, что их слова и речь были настолько благодатны, что создавалось впечатление, будто Сам Дух Святой говорит через этих стариц. Встречался отец Иоанн и с другой подвижницей веры и благочестия – блаженной Пелагеей, жившей в селе Захарово. Настоятель Космодамианского храма протоиерей Иоанн Смирнов (впоследствии архиепископ Глеб) часто ездил к ней за духовным советом. По-видимому, он-то и познакомил с этой подвижницей батюшку Иоанна Крестьянкина . Блаженная Пелагея обладала даром прозорливости. Еще задолго до начала Великой Отечественной войны она предсказала ее начало. Предсказала и Победу, и восстановление храмов и монастырей. Причем о возрождении Церкви в России она говорила во время очередных гонений на нее, когда глава Советского государства Н. С. Хрущев обещал вскорости показать по телевизору последнего попа. Предсказания блаженной Пелагеи укрепляли народный дух и конечно же помогали отцу Иоанну Крестьянкину преодолевать испытания, выпавшие на его долю в то время. В годы служения батюшки в Летово комсомольские активисты решили угрозами заставить прихожан не ходить в Космодамианскую церковь . Во время служб они стали бросать в ее окна камни, которые вместе с осколками стекла пролетали над головами молящихся.

https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjankin/oni-s...

  001     002    003    004    005