Александр Преображенский принял монашеский постриг с именем Агафангел и вскоре был рукоположен во священный сан. В 1886 году иеромонах Агафангел был назначен инспектором Томской семинарии с возведением в сан игумена, а через два года определен на должность ректора Иркутской семинарии и возведен в сан архимандрита. Его церковно-административная деятельность с самого начала была энергичной и созидательной; во всех сложных ситуациях отец Агафангел проявлял исключительный такт, доброжелательность и ту мудрость, которая разрешает самые трудные коллизии. За короткое время совместных трудов он приобрел искренние симпатии членов учебных корпораций, уважение и любовь воспитанников учебных заведений. Архипастырское служение епископа Агафангела началось в 1889 году. И на этом поприще раскрылись его благодатные дарования, мудрость, доброе сердце, милосердие, непреклонная энергия и высокопросвещенная ревность, поставившие его на совершенно особое место среди российского епископата. 9 сентября состоялась хиротония архимандрита Агафангела во епископа Киренского, второго викария Иркутского. Одновременно он был назначен начальником Иркутской духовной миссии. Служение было сложным и трудным, так как духовному просвещению инородцев, за которое так активно принялся епископ Агафангел, усиленно сопротивлялись монгольские ламы, распространяя чудовищно невежественные слухи, которым население, однако, верило. Они отговаривали всех, желавших креститься, уверяли, что русское правительство назначило для бурят ламскую веру, сфабриковали жалобу на насильственное крещение бурятских ламаитов иркутским миссионером и эту клевету послали в Санкт-Петербург. Потребовалось время для выяснения действительного положения дел и успокоения общественности. Несмотря на чинимые препятствия, молодой епископ продолжал окормление своего викариатства, объезжал его, крестил сотни инородцев, оказывал необходимую денежную помощь новокрещеным и способствовал устроению молитвенных домов. |
архипастырская благодарность (1883, еп. Василий (Левитов), за труды в христианском просвещении и назидании своих пасомых поучениями и собеседованиями ) набедренник (3 июня 1888, еп. Авраамий (Летницкий), за деятельность по Больше-Бакланской школе грамоты) архипастырская благодарность через напечатание в епарх. ведомостях (20 декабря 1891, еп. Иустин (Полянский), за усердное отношение к обязанностям законоучителя Ашлыкского сельского училища) скуфья (1893) архипастырское благословение со внесением в формуляр (4 января 1894, еп. Агафангел (Преображенский), за усердное и ревностное отношение к делу церковно-народного образования и полезную деятельность по благоустроению церковно-прихоских школ и школ грамот ) архипастырская благодарность через напечатание в епарх. ведомостях (4 января 1895, еп. Агафангел (Преображенский), за примерное усердие по преподаванию Закона Божия в Ашлыкском министерском училище) камилавка (1897, Св. Синод) архипастырское благословение со внесением в формуляр (11 декабря 1897, еп. Антоний (Каржавин), за постоянное усердие и успешность в преподавании Закона Божия в Ашлыкской сельской школе) книга Библия (1898, Училищный Совет при Св. Синоде, за особое усердие и ревность в деле благоустройства церковно-приходских школ ) благодарность архипастыря с напечатанием в епарх. ведомостях (1898, еп. Антоний (Каржавин), за заботливое и усердное исполнение обязанностей по Больше-Баклановской церковно-приходской школе) архипастырская благодарность (1900, еп. Антоний (Каржавин), за труды и усердие в важном и святом деле обучения и воспитания детей в церковных школах ) наперсный крест (1901, Св. Синод, за заслуги по духовному ведомоству ) благословение архипастыря (1901, еп. Антоний (Каржавин), за усердие и любовь к школьному делу ) благодарность Тобольского епархиального училищного совета (10 декабря 1901, за усердное и ревностное отношение к церковно-школьному делу ) архипастырское благословение (8 января 1903, еп. Антоний (Каржавин), с усердием и пользою потрудившемуся в школьном деле ) орден св. Анны III степени (3 февраля 1905, Св. Синод, за 12-летнее прохождение должности благочинного ) орден св. Анны II степени (к 6 мая 1910 - дню рождения ЕИВ, Св. Синод) орден св. Владимира IV степени (к 6 мая 1914 - дню рождения ЕИВ, Св. Синод) палица (к 29 июня 1917) |
Даже митрополит Ярославский Агафангел (Преображенский) у которого были весьма непростые отношения с митрополитом Сергием, без промедления подал в отдел ярославского губисполкома заявление о регистрации его в качестве митрополита Ярославской епархии и епархиального совета при нем. Дальнейшая история этого заявления, однако, хорошо показывает, какие цели в преследовала власть в начавшейся кампании легализации православной Церкви. По поводу обращения митрополита Агафангела из ярославского Адмотдела был послан срочный запрос в центр о том, «допустима ли данная регистрация». более месяца, прежде чем был получен ответ из Центрального управления НКВД. Этот ответ подтверждал, что «справка о принятии к сведению списка членов т[ак] н[азываемого] Св. Синода при т[ак] н[азываемом] и.о. патриаршего синода ... действительно выдана». При этом подчеркивалось, что вопрос «согласован с ОГПУ». Смысл последующего разъяснения заключался в том, что торопиться с выдачей аналогичных справок о «регистрации» епархиальных «тихоновской ориентации» не следует, нужно ждать, когда «по этому вопросу, по согласовании его с ОГПУ, на места будут преподаны от НКВД исчерпывающие и распоряжения» 35 . Не торопились с ответом на обращения «тихоновских» и в других местах. Так, например, на заявлении временно управлявшего епархией епископа Аркадия (Ершова) с просьбой зарегистрировать его и при нем временный епархиальный совет была положена резолюция: «Временно оставить без ответа» 36 . Очевидно, там тоже ждали разъяснений из центра, как поступить. Только 31 октября 1927 г. из ОГПУ за подписями начальника Секретного отдела Т.Д. Дерибаса и Е.А. Тучкова в Админотдел ЦАУ НКВД было послано долгожданное «разъяснение»: «По затронутому Вами вопросу о возможности регистрации в НКВД органах епархиальных управлений (тихоновских) аналогично с так наз[ываемого] Сергиевского синода СО ОГПУ считает необходимым(120) |
В начале июля того же 1910 г. в Риге проходили торжественные мероприятия по поводу 200-летия с момента присоединения этого города к России. Протопресвитер Евгений Аквилонов , надо полагать, прибыл туда из Варшавы 70 . В Риге, Ревеле и Петровском военном лагере были установлены памятники императору Петру I. Праздничные мероприятии начались 3 июля, когда в город на яхте «Штандарт» прибыл император Николай II. Среди тех, кто встречал главу государства в кафедральном соборе был не только архиепископ Рижский и Митавский Агафангел (Преображенский), но и протопресвитер Евгений Аквилонов . 4 июля была совершена литургия, после которой на центральной площади состоялось открытие памятника Петру Великому. Далее прошел парад, который, надо полагать, был первым парадом, на котором отец Евгений вместе с императором присутствовал будучи уже главой ведомства военного и морского духовенства. 5 июля праздничные торжества с участием императора прошли в Петровском лагере. Протопресвитер прибыл сюда еще накануне вечером. После торжественной встречи с благочинным протоиреем Павлом Мудролюбовым, «о. протопресвитер зашел в лагерный барак, где помещались священники и, за стаканом чая, братски беседовал с подчиненным его духовенством» 71 . Перед отцом Евгением стояли многочисленные вопросы, доставшиеся ему по наследству, в том числе и весьма сложные. Для разрешения этих проблем протопресвитер провел 22 октября 1910 г. Братское собрание «для рассуждения о важнейших делах пастырского служения и нуждах духовенства». Это было первое и последнее собрание священников военно-морского духовного ведомства в период протопресвитерства Евгения Аквилонова . Отец Евгений открыл собрание своим пространным словом, в котором охарактеризовал современное время как тяжелое во всех отношениях и пророчески предрек: «Страшное время! Но гроза только еще приближается. |
Убедившись, что его догмы и каноны удовлетворяют духовным и национальным потребностям латышского народа, латыши шли в Православие тысячами. В кратчайший срок было образовано множество чисто латышских православных приходов. Против этого мощного стихийного национально-религиозного движения поднялись все те силы, для которых усиление позиций Православия в Латвии и пробуждение латышского национального самосознания были нежелательны. Эта печальная история окончилась оклеветанием и изгнанием из Риги епископа Иринарха и варварской расправой над перешедшими в Православие латышами. Но несмотря на учиненную немцами жестокую расправу, латыши не оставляли надежды перейти в русскую веру . Епископ Рижский Филарет (Гумилевский) (1805-1866), на Рижской кафедре в 1842-1848 гг. Репрессии и угрозы не устрашили преемника епископа Иринарха – епископа Филарета (Гумилевского) и новообращенных латышей. Встав на сторону национально-религиозного течения, епископ Филарет углубил и расширил достижения своего предшественника. Благодаря его ходатайствам было принято историческое решение Синода от 14.02.1846. О национальном открытии эстонско-латышских школ в Риге для подготовки священников и учителей из настоящих эстонцев и латышей, которые в совершенстве знают эстонский и латышский языки, обычаи и уклад жизни . Во вновь созданных школах учащиеся из латышских семей были обеспечены стипендиями. Интриги влиятельных кругов не утихали. На Рижскую кафедру вступил архиепископ Платон (Городецкий), несгибаемо продолжавший линию своих предшественников. Архиепископ Рижский и Митавский Агафангел (Преображенский) (1854-1928), на Рижской кафедре в 1897-1907 гг. В страшные 1905-1907 годы, когда все, выступившие за самостоятельность Латвии, подверглись репрессиям, враги национального движения ликовали. |
28 ноября 1917 года Патриарх издал указ о возведении в сан митрополита тех, кто сделал очень много и для созыва Собора, и для его успешной работы, и для восстановления патриаршества. Митрополитами стали Антоний (Храповицкий), Арсений (Стадницкий), Агафангел (Преображенский), Сергий (Страгородский). Все это фигуры очень значимые в нашей будущей церковной жизни. Определения и постановления Собора. В школьном учебнике истории была такая глава: «Триумфальное шествие советской власти». Большевики в целом ряде городов смогли захватить власть: перебить или распропагандировать небольшие гарнизоны, разогнать местные органы власти и дать своим назначенцам санкцию на грабежи и насилие над мирными обывателями. Но пока это было все. Никакой реальной власти в стране еще у большевиков не было. Наступило безвластие, которое для обывательского сознания воспринималось, как всероссийский погром нормальных людей чернью. В этих условиях Церкви было необходимо очень четко определить свою структуру и сделать ее работоспособной. Буквально один за другим обсуждаются и принимаются важнейшие и сложные определения. До сих пор поражает то, насколько обдуманно они принимались. 2 декабря принимается определение Собора «О правовом положении Православной Российской Церкви», где излагается позиция Церкви по отношению к государству при любом развитии событий. 7 декабря принимается определение «О Священном Синоде и Высшем Церковном Совете», согласно которому создаются органы высшей церковной власти, призванные вместе с Патриархом управлять церковной жизнью в период между Поместными Соборами. 8 декабря принимаются два очень важных определения: «О правах и обязанностях Патриарха»и «О круге дел, подлежащих ведению Высшего Церковного управления». Рассмотрим определение «О правовом положении Православной Российской Церкви», которое было обсуждено и принято на пленарном заседании Собора 2 декабря. В нем декларирована позиция Церкви по отношению к русской государственности, как бы она ни развивалась. Текст определения привожу ниже с небольшими сокращениями. |
Василий Константинович писал по этому поводу: « Правильны напевы древних, правильно пение и позднейших Местные напевы не уклонение , не искажение правильных печатных напевов; они такое же самостоятельное, местно-народное творчество, имеющее одинаковое право на существование, как и творчество древних... Как нередко в убогом деревенском храме, в глуши, у старца-дьячка слышать порой мелодию, которая отдает такой далью времени, такой девственной простотой, такой силой чувства, на которые не променяешь иной самой модной нотной мелодии нашего времени. Не попала такая мелодия в печатную книгу случайно, только потому, что ее никто не подслушал из тех людей, которые печатают книги». Но самой важной и существенной для Василия Константиновича в церковном была сторона религиозная. цель, – писал он, – самая главная в церковно-богослужебном пении. цель – первая и последняя цель всего совершающегося в храме. Народ стоит и, как эхо, вторит несущимся мелодиям или же мысленно, безмолвно следит за ними и как бы складывает их где-то в душе своей, собирая запас церковных песен. С годами накапливается этот запас, образуя в конце концов знающих по памяти все церковное пение. С раннего слышались эти мелодии, из года в год повторялись они, врезались в слух, в Из совокупности распевавшихся мелодий, вместе с чтением, со всем церковным распорядком, с внешней обстановкой годами и глубоко запечатлевается в сознании, в душе соответственный уклад представлений, чувств, настроений, но где все на своем месте, все в стройном порядке, где давно проложены как бы хорошо проторенные тропинки, ведущие душу к небу, к Богу». С проведением глубоких общественно-политических, но малопонятных крестьянам реформ, с началом войны 1914 года перед народом стало возникать все больше которые требовали объяснения, и прежде всего с точки зрения религиозной, нравственной. В 1915 году архиепископ Ярославский Агафангел (Преображенский) организовал при Ярославской кафедре проповеднический кружок, в который были приглашены наиболее авторитетные и пастыри-проповедники, семинарии, и среди других Константинович. На участниках лежала обязанность произносить за богослужениями в различных епархии. |
Почти все зарабатываемые средства, а также то, что ей удавалось собрать в храмах города Томска, она меняла на продукты и вещи и передавала их заключенным в Томскую тюрьму. При этом ей было не важно, каким людям она помогает, верующие они или нет, и по какой статье осуждены. Приходя в тюрьму, она спрашивала у администрации, кто из заключенных не получает продуктовых передач, – и тем передавала. После окончания Гражданской войны Сибирь стала местом заключения и ссылок для «врагов революции», количество тюрем и лагерей в окрестностях Томска постоянно увеличивалось. Переживая народное горе как свое личное, Татьяна стала ездить в соседние города, чтобы помочь как можно большему числу нуждающихся узников. Органы ОГПУ уже в начале 20-х годов установили за ней слежку. В 1923 году, когда Татьяна повезла передачи нуждающимся заключенным в тюрьму г. Иркутска, ее арестовали, предъявив обвинение в контрреволюционной деятельности. Видимо, не найдя «состава преступления», через 4 месяца ее отпустили. В 1925 году последовал новый арест – на этот раз отпустили через 7 дней. Несмотря на очевидную опасность своего положения, Татьяна и не думала прекратить помощь нуждающимся. К этому времени она познакомилась со многими выдающимися архиереями и священниками Русской Православной Церкви, томившимися в тюрьмах Сибири. Со многими из них она вела переписку, некоторых стала считать своими близкими людьми. Постепенно Татьяна привлекала к своему делу все больше и больше людей. Одни давали ей деньги на передачи, другие доставляли посылки с оказией. Круг ее знакомств в церковной среде стал чрезвычайно широким, что не давало покоя секретному отделу ОГПУ. Вскоре Татьяна вместе с несколькими томскими священниками была арестована как одна из «вдохновителей тихоновского движения в губернии». Материалы допросов от 6 мая 1925 года содержат часть имен, на которые Татьяна передавала деньги и вещи – епископ Варсонофий (Вихвелин), епископ Евфимий (Лапин), епископ Антоний (Быстров), епископ Иоанникий (Сперанский), епископ Агафангел (Преображенский), священники Попов и Копылов, Нарымская ссылка; епископ Виктор (Богоявленский), Иркутская тюрьма… Татьяна признала, что передавала посылки «заключенному духовенству, находящемуся в Томских домах заключения, и мирянам; вообще заключенным, не зная причин их заключения». |
КУРГАНСКОЕ ДУХОВНОЕ УЧИЛИЩЕ Статья из энциклопедии Древо : drevo-info.ru Курганское духовное училище С февраля 1895 года, когда Ишимское духовное училище отошло к новообразованной Омской епархии , в обширной по территории Тобольской епархии действовало только одно духовное училище - в Тобольске . Тобольская духовная семинария , куда поступали выпускники училищ для продолжения образования, стала малолюдной, так что была не в состоянии удовлетворять нужду епархиального ведомства в лицах с достаточным для замещения священно-церковно-служительских мест образованием. Необходимость заставляла рукополагать священников из лиц, не получивших даже училищного образования. В декабре 1895 года на общеепархиальном съезде депутатов духовенства епископ Тобольский Агафангел (Преображенский) предлагал открыть второе училище в городе Тюмени , однако разрешение этого вопроса было отложено до следующего общеепархиального съезда, намеченного на декабрь 1898 года. В 1897 году епископом Тобольским стал преосвященный Антоний (Каржавин) , который энергично повел дело устройства второго духовного училища в епархии. Приняв во внимание удобство путей сообщения с Тобольском , расстояние приходов от кафедрального города, плотность населения и количество приходов в уездах епархии и проч., он избрал местом для второго духовного училища город Курган . При посещении города летом 1898 года владыка Антоний наметил место для постройки училищного здания. 11 ноября этого же года Курганская городская Дума приняла решение уступить бесплатно просимый земельный участок. 17 декабря вопрос об открытии духовного училища в Кургане был решен положительно на заседании общеепархиального съезда депутатов духовенства. Училище было учреждено Указом Св. Синода от 27 марта 1901 года в составе двух классов (I и II). III и IV классы училища планировалось открывать постепенно через каждый учебный год. Первоначально классы и канцелярия училища размещались в верхнем этаже каменного дома купца Рылова на Дворянской улице, а общежитие было устроено в двух рядом стоящих домах Лыткина и Андреева, находящихся недалеко от училища. Приемные испытания начались 18 августа 1901 года, по их итогам в I класс поступило 28 человек, во II класс - 14 человек. 9 сентября состоялось торжественное открытие училища. |
Насколько мне известно, лица, предрекавшие бедственность для Церкви Христовой в 1927-м году, разумели бедствия именно подобные указанным. Но нас постигло в году испытание значительно, можно сказать – несравненно тягчайшее: накренился и повис над бездной весь церковный Небывалое искушение подкралось к чадам Церкви Божией . Новые сети раскинул князь мира сего – и уже уловил душ человеческих...» 21) Понимая, что никакие человеческие рассуждения здесь и неубедительны и что то, что стало предметом печали и переживаний, не могло стать предметом пререканий, Новоселов в утешение и наставление в последнем, двадцатом письме изложил содержание прекрасной книги профессора Киевской Духовной академии Никифора Ивановича Щеголева «Судьбы Церкви Божией на земле», в которой были даны многие ответы на вечные, но всегда животрепещущие для церковного человека вопросы. После опубликования в июле 1927 года декларации Сергия (Страгородского) среди церковных людей начались смущения и смятения; стало известно, что некоторые архиереи отошли от митрополита Сергия, в частности митрополит Иосиф (Петровых), епископ Гдовский Димитрий (Любимов), к ним присоединились митрополит Ярославский Агафангел (Преображенский) и архиепископ Угличский Серафим (Самойлович). С последним был хорошо знаком Михаил Вскоре и он присоединился к этому церковному и, как пользовавшийся безупречной нравственной стал одним из авторитетных его участников. В этот период он принял активное участие в обсуждении церковных вопросов среди духовенства и церковной интеллигенции. Бывая в Москве, Михаил Александрович ходил молиться в Воздвиженский храм на Воздвиженке. 22 марта 1929 года от храма он и был арестован, заключен сначала в тюрьму ОГПУ, а затем в Бутырскую. Во время допроса, который через два дня после ареста, ему была предъявлена отпечатанная на машинке книга «Письма к друзьям». |
|