6 мая 1925 года начальник секретного отделения ОГПУ допросил Татьяну Николаевну о том, помогала ли она сосланному духовенству и кому именно, а также через кого она пересылала посылки в другие города. Татьяна Николаевна ответила: – С 1920 года я оказывала материальную помощь ссыльному духовенству и вообще ссыльным, находящимся в Александровском централе, Иркутской тюрьме и Томской и в Нарымском крае. Средства мной собирались по церквям и городу, как в денежной форме, так и вещами и продуктами. Деньги и вещи посылались мной по почте и с попутчиками, то есть с оказией. С попутчиком отправляла в Нарымскую ссылку посылку весом около двух пудов на имя епископа Варсонофия (Вихвелина). Фамилию попутчика я не знаю. Перед Рождеством мною еще была послана посылка на то же имя, фамилию попутчика тоже не знаю. В Александровском централе я оказывала помощь священникам, в Иркутской тюрьме епископу Виктору (Богоявленскому), в Нарымской ссылке священникам Попову и Копылову, епископам Евфимию (Лапину), Антонию (Быстрову), Иоанникию (Сперанскому), Агафангелу (Преображенскому) и заключенному духовенству, находящемуся в Томских домах заключения, и мирянам; вообще заключенным, не зная причин их заключения. – Обращались ли вы к духовенству с просьбой оказать содействие по сбору средств на заключенных и ссыльных, – спросил следователь. – Да, обращалась, но получала с их стороны отказ, – ответила Татьяна, не желая впутывать в это дело никого из знакомого ей духовенства. – Кого вы знаете из лиц, производивших помимо вас сборы на заключенных и ссыльных? – Лиц, производивших помимо меня сборы, не знаю. На следующий день ОГПУ выписало ордер на ее арест, и она была заключена в Томское ОГПУ. |
1922 г. В этих трагических обстоятельствах 29 мая 1922 г. епископ Алексий вступил в управление Петроградской епархией, 30 мая он сообщил митр. Ярославскому священноисповеднику Агафангелу (Преображенскому), временно замещавшему находившегося под арестом Святейшего Патриарха Тихона, что встал во главе епархии и что полагает «для себя обязательным лояльное отношение к правительственной власти и подчинение ее законам» (цит. по: Казем-Бек. С. 92). Обновленцы по-прежнему настойчиво требовали от епископа Алексия признания организованного ими ВЦУ и снятия наложенного митр. Вениамином на Введенского отлучения. епископ Алексий, чтобы обеспечить, как он писал в одном из своих писем, «безопасность тех многочисленных несчастных, которые стоят у раскрытых могил», снял отлучение с Введенского, но решительно отказался от сотрудничества с обновленцами. Получив из Москвы от обновленческого руководства ультимативное требование: или немедленно признать власть ВЦУ, или покинуть Петроградскую епархию, епископ Алексий в связи с возникшей для него невозможностью продолжать управление епархией 24 июня 1922 г. сложил с себя эти обязанности. В окт. того же года епископ Алексий был арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности», осужден и выслан на 3 года в Казахстан. Ссылку он отбывал в г. Каркаралинске (ныне Карагандинской обл.), где регулярно служил в городском храме. В эти годы епископ Алексий продолжал переписку со своим духовником митр. Арсением; владыка Алексий переписывался также с митр. Сергием (Страгородским), это сблизило двух иерархов и подготовило их последующее тесное сотрудничество. В марте 1926 г. епископ Алексий вернулся в Ленинград, где продолжил борьбу с обновленчеством. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. |
Представитель мирян Украины от лица украинских мирян предлагал гр-ну Беллавину снять одежды, т. к. неподчинение постановлению Собора повторит все те кровавые эксцессы, которые связаны с именем патриарха Тихона. Гр-н Беллавин опять отказался снять одежды священника. Делегацией составляется акт об отказе гр-на Беллавина снять одежды священника. В 3 часа гр-н Беллавин подписывает составленный акт, который также подписывается и всеми присутствующими членами делегации» 66 . Документ этот, составленный сухим канцелярским языком, не может не внушить отвращения к тем, кто в течение получаса издевался над престарелым Святителем, только что доставленным из тюрьмы ГПУ. О том, какие нравственные страдания претерпевал в это время Святейший, мы можем только догадываться. 3. Состояние обновленческого раскола после «собора» 1923 г. 16 июня 1923 г., стремясь сохранить Апостольскую преемственность иерархии и канонически верный церковный центр, патриарх Тихон подал заявление в Верховный суд с просьбой об освобождении из-под стражи и 27 июня 1923 г. был освобождён. В своём заявлении патриарх высказал раскаяние «в проступках против государственного строя» и просил освободить его из-под стражи. «При этом я заявляю Верховному Суду, – писал патриарх в заявлении, – что я отныне Советской Власти не враг. Я окончательно и решительно отмежевываюсь как от зарубежной, так и внутренней монархическо-белогвардейской контрреволюции» 67 . Освобождение патриарха Тихона внесло полную сумятицу в ряды «обновленцев». Известно, что после состоявшегося в мае 1922 г. знаменитого свидания «обновленческих» лидеров с патриархом Тихоном и распоряжений последнего о временной передаче власти митрополиту Агафангелу (Преображенскому) и особенно после ареста и последующей изоляции патриарха, начался процесс массового отпадения епископата под юрисдикцию обновленческого ВЦУ. |
Патриарший дом неоднократно подвергался обыскам и становился местом заключения Святейшего Патриарха. Впервые обыск в патриарших покоях был произведен 24 ноября 1918 года комиссаром ВЧК С.Вайсбергом в связи с ложным обвинением Патриарха Тихона в причастности к делу главы английской миссии в Москве Б.Локкарта, сам же святитель тогда подвергся домашнему аресту. Осенью 1919 года домашний арест Святейшего Патриарха был продлен в связи с якобы подписанным им благословением побед армии адмирала Колчака. Посетители в дом допускались под усиленным надзором. Заседания и совещания Высшего Церковного Совета и Синода, проводившиеся дома у Патриарха, было разрешено устраивать только в специально отведенных помещениях. В условиях постоянной слежки, ограничения в богослужениях вне крестового храма патриаршего дома святителю Тихону пришлось прожить долгие месяцы, пока в сентябре 1921 года режим домашнего заключения не был ослаблен 6 мая 1922 года к Патриарху явился представитель Московского революционного трибунала с отрядом красноармейцев и с сообщением о новом домашнем аресте. На следующий день трибунал вынес постановление о при влечении к суду в качестве обвиняемых в противодействии Декрету ВЦИК об изъятии церковных ценностей Патриарха Тихона, его викария - архиепископа Никандра и П.В.Гурьева. 9 мая Святейший Патриарх был вызван на допрос, и у него взяли подписку о невыезде. 12 мая 1922 года в 11 часов вечера на Троицкое подворье явилась никем не уполномоченная, но санкционированная властями делегация священников-обновленцев во главе с Александром Введенским в сопровождении двух сотрудников ГПУ. Вызвав уже отдыхавшего Патриарха в Розовую гостиную, делегация потребовала от него оставить Патриарший престол. Святитель Тихон согласился временно, до грядущего Поместного Собора, передать власть митрополиту Ярославскому Агафангелу (Преображенскому). |
Практически весь оставшийся 1924 год владыка Гурий провел в заключении. Сохранилась выписка из протокола Президиума ВЦИК от 3 ноября 1924 года: «Слушали Ходатайство ГПУ о продлении срока содержания под стражей гр. Степанова Алексея Ивановича, обвиняется по 69 ст. У.К. Постановили: Продлить по 16 ноября с.г.» . Следующее Постановление от 17 ноября 1924 года пересматривало избранную меру пресечения: «Сотрудница 6-го отделения СООГПУ Якимова, на основании собранного по делу 25601 обвинительного материала против гр. Степанова Алексея Ивановича, епископа Гурия, проживавшего в Москве, беспартийного, обвиняемого в антисоветской агитации, путем проповедей, т.е. в предусмотренном по 69 статье У.К., и, принимая во внимание, что приписываемое названному обвиняемому преступление не угрожает суровым наказанием, что в деле не имеется тяжких улик против обвиняемого, что обвиняемый имеет постоянное место жительства и определенное занятие, почему нет оснований опасаться препятствованию с его стороны дальнейшему расследованию и уклонению от суда и следствия, а потому, руководствуясь 147 ст. УПК, постановила в отношении названного обвиняемого меру пресечения содержание под стражей заменить подпиской о невыезде из г. Москвы. Дело следствием продолжать . И следующая выписка из протокола заседания Коллегии ОГПУ от 17 марта 1925 года: «Подписку аннулировать, дело прекратить и сдать в архив» . По окончании срока ареста владыка вернулся к управлению Покровским монастырем. Арест 1925 года Патриарх Тихон скончался 7 апреля 1925 года. На похороны почившего первосвятителя собралось множество клириков и мирян. В день его погребения, 12 апреля 1925 г., в Донском монастыре состоялось совещание православных архиереев, здесь было вскрыто и оглашено «завещание» Святейшего, по которому Патриаршие права и обязанности временно (до законного выбора нового Патриарха) передавались местоблюстителю митрополиту Кириллу (Смирнову); в случае же невозможности для него вступить в должность — митрополиту Агафангелу (Преображенскому), и, наконец, митрополиту Петру (Полянскому), если и митрополит Агафангел не сможет принять на себя обязанности патриаршего местоблюстителя. |
Начало движения церковных обновленцев Приблизительное время чтения: 4 мин. 1917 года началось движение церковных был создан Всероссийский Союз демократического православного духовенства Боярским, Ими были предприняты попытки церковных реформ, этих попыток оказался трагическим. К началу XX века о необходимости реформ в Церкви заговорили многие священнослужители. Годы Первой русской революции стали для духовенства временем надежды на возрождение православия, что подразумевало, прежде всего, обретение независимости при решении внутрицерковных дел. Даже члены Синода вопреки позиции обер-прокурора в марте 1905 года единогласно высказались за проведение преобразований, для чего считали необходимым скорейший созыв Поместного Собора. Но в 1917 году многие растерялись. Большинство реформаторов хотело, чтобы именно государство помогло Церкви освободиться от сторонников старого понимания церковной жизни. Со своей стороны, «Союз демократического духовенства и мирян» провозглашал главной целью движения «быть в единении с народом в великой работе по созданию нового государственного строя, при котором наилучшим образом были бы разрешены все наболевшие религиозные, культурные, политические и социально-экономические вопросы». Но пришедшие к власти большевики решили использовать церковных либералов в своих целях — для разгрома Патриаршей Церкви, в чем и преуспели. При подготовке церковных ценностей власти, во избежание новой гражданской войны, теперь уже религиозной, руками обновленцев создали полностью подконтрольное режиму марионеточное церковное управление. Ночью 12 мая 1922 года священники Александр Введенский, Александр Боярский и Евгений Белков в сопровождении сотрудников ГПУ приехал в Троицкое подворье в Москве на Самотеке, где содержался под домашним арестом патриарх Тихон, и, обвинив его в опасной и необдуманной политике, приведшей к конфронтации Церкви с государством, потребовали, чтобы он на время ареста отказался от своих полномочий. И патриарх подписал резолюцию о временной передаче церковной власти митрополиту Ярославскому Агафангелу (Преображенскому). |
Татьяна Николаевна Гримблит. Москва. Тюрьма НКВД. 1937 год. Фото с сайта drevo-info.ru Вот, совсем не боялась «Я знала, надев крест…: опять пойду (помогать заключенным и сама в тюрьму — ред.). За Бога не только в тюрьму, хоть в могилу пойду с радостью», — писала подруге мученица Татиана Гримблит в 1937 г. За спиной стояли сотрудники НКВД. Ее должны были увезти и дали возможность предупредить мать через подругу. Она начала помогать тем, кто попал в тюрьмы за веру еще во время т.н. Красного террора в Гражданскую войну, а сама была расстреляна на Бутовском полигоне во время Большого террора 1937 г. Многие опасались принимать у себя дома «врагов народа». Известен случай, когда арестованного священника ОГПУ-шники по дороге в город провезли на подводе через два села, и никто не решился взять его на ночлег. А мученица Татьяна, наоборот, при встрече с отсидевшим по политической 58-й статье зеком могла уступить освободившемуся свою комнату. А уж о вещах и деньгах говорить нечего: шестнадцать лет одинокая женщина тратила практически всю свою зарплату воспитательницы детского приюта на продукты и вещи для заключенных. И политических, и уголовных. Из протокола допроса Татьяны Николаевны Гримблит после второго ареста 6 мая 1925 г.: «С 1920 года я оказывала материальную помощь ссыльному духовенству и вообще ссыльным, находящимся в Александровском централе, Иркутской тюрьме и Томской и в Нарымском крае. Средства мной собирались по церквям и городу, как в денежной форме, так и вещами и продуктами. Деньги и вещи посылались мной по почте и с попутчиками, то есть с оказией. С попутчиком отправляла в Нарымскую ссылку посылку весом около двух пудов на имя епископа Варсонофия (Вихвелина). Фамилию попутчика я не знаю. Перед Рождеством мною еще была послана посылка на то же имя, фамилию попутчика тоже не знаю. В Александровском централе я оказывала помощь священникам, в Иркутской тюрьме епископу Виктору (Богоявленскому), в Нарымской ссылке священникам Попову и Копылову, епископам Евфимию (Лапину), Антонию (Быстрову), Иоанникию (Сперанскому), Агафангелу (Преображенскому) и заключенному духовенству, находящемуся в Томских домах заключения, и мирянам; вообще заключенным, не зная причин их заключения». |
9 марта 1922 года епископ Фаддей был освобожден из Харьковской тюрьмы и на следующий день выехал в Москву. По прибытии в Москву он сразу пошел к Патриарху Тихону. Рассказав об обстоятельствах своего «дела» и о том, что его выслали из Украины и вряд ли допустят обратно, он просил Патриарха определить его на кафедру в один из волжских городов, поскольку сам он родился в Нижнем Новгороде. Находясь в Москве, Архиепископ Фаддей принимал деятельное участие в работе Священного Синода при Патриархии. Служил владыка большей частью на Валаамском подворье. Он часто проповедовал, причем к проповедям готовился с великим тщанием, стараясь, чтобы каждое слово было произнесено от сердца, основано на опыте, было растворено благодатью, внешне не имело лишнего, но было точно, образно и доходчиво. В марте месяце 1922 г. большевики приступили к изъятию церковных ценностей. Началось новое гонение на Православную Церковь . Патриарх Тихон переехал из Троицкого подворья в Донской монастырь, где вскоре он был арестован. Управление Православной Церковью Патриарх передал митрополиту Агафангелу (Преображенскому). Лишенный властями возможности переехать для управления Церковью в Москву, митрополит составил воззвание к российской пастве. Два экземпляра воззвания были переданы им через ехавшего в Москву священника Архиепископу Фаддею и протопресвитеру Димитрию Любимову. Архиепископ Фаддей был обвинен в том, что он способствовал печатанию воззвания. Владыка все обвинения категорически отверг. В сентябре 1922 года по «делу» Архиепископа было составлено обвинительное заключение: «...распространением нелегально изданных посланий митрополита Агафангела проявил враждебное отношение к советской власти и, принимая во внимание его административную высылку из пределов УССР за контрреволюционную деятельность... |
Параллельно в мае 1922 г. была осуществлена под надзором ГПУ важная операция по перехвату обновленцами части управленческого механизма церкви из рук подследственного патриарха. Патриарх вынужден был крайней затруднительности в Церковном возникшей от привлечения его к суду, временно передать 12.05 свои полномочия митрополиту Агафангелу Преображенскому, причем синодальные дела должны были передать от патриарха митрополиту представители обновленцев А. Введенский , В. Красницкий, Е. Белков и С. Калиновский (документ этот, известный ранее в различных вариантах копий, публикуется нами по автографу патриарха из заведенного на Лубянке следственного патриарха – П-127). В бывших патриарших покоях в Троицком подворье уже 19.05 обосновалось обновленческое Высшее церковное управление, вскоре разославшее по епархиям 56 своих уполномоченных. ГПУ не дало возможности митрополиту Агафангелу принять переданную ему патриархом высшую церковную власть, а вскоре обновленцы, собрав в мае 1922 г. при помощи чекистов свое учредительное собрание, провозгласили создание и избрали ее Центральный Комитет во главе с протоиереем В. Красницким. Факты эти хорошо известны историкам, но публикуемые дела фонда Политбюро, не давая здесь новых деталей, позволяют четко соотнести их с рассмотренными выше общими директивами Ленина и Троцкого. В частности, хорошо видно, как умело осуществляло ГПУ требование Троцкого поддерживать раскол и в самом стане обновленцев. В настоящем издании публикуются отчеты Е. А. Тучкова, где он хвастается своими успехами в достижении именно этой цели, кроме того, процитируем документ, показывающий четкое понимание главной задачи органов при организационном оформлении обновленчества: раскол церковных групп и создать среди них полную непримиримость в каноническом и догматическом отношениях, дабы новая церковь не представляла из себя сплоченную единую 44 . Одновременно с Москвой захват обновленцами церковной власти происходил и в Петрограде, где митрополиту Вениамину 05.04 с трудом удалось было добиться соглашения с властями о мирном изъятии церковных ценностей П-88). |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИЕРЕЙСКОЕ СОВЕЩАНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 12 АПРЕЛЯ 1925 Г. предыдущая статья Т. 3 , С. 576-577 опубликовано: 13 декабря 2008г. АРХИЕРЕЙСКОЕ СОВЕЩАНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 12 АПРЕЛЯ 1925 Г. Состоялось в Донской иконы Божией Матери московском мон-ре , в А. с. участвовали 60 правосл. епископов, съехавшихся на похороны Святейшего Патриарха Московского и всея России свт. Тихона . На А. с. было вскрыто и оглашено завещание Святейшего Патриарха, датированное 25 дек. 1924 г. (7 янв. 1925), по к-рому права и обязанности Патриарха передавались Местоблюстителю Патриаршего Престола митр. Казанскому сщмч. Кириллу (Смирнову) , в случае невозможности для него вступить в эту должность - митр. Ярославскому сщмч. Агафангелу (Преображенскому) и, наконец, митр. Крутицкому сщмч. Петру (Полянскому) , если и митр. Агафангел окажется лишенным возможности принять на себя обязанности Патриаршего Местоблюстителя. 76-е Апостольское правило воспрещает епископам назначать себе преемников, этот запрет распространяется и на Первосвятительскую кафедру Поместной Церкви, косвенным образом он касается и Местоблюстительства. Однако Русская Церковь уже в течение 8 лет пребывала в исключительно трудных условиях. Созвать Поместный Собор для избрания нового Патриарха было невозможно, правосл. Церковь существовала в стране на полулегальном положении, поскольку советская власть в качестве правосл. Церкви России признавала обновленческую группировку (см. Обновленчество ) с ее Синодом. Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. предусмотрел возможность самого тяжелого положения для Церкви, в к-ром не удастся созвать Собор для избрания Патриарха, и постановил, что в случае прекращения деятельности Свящ. Синода и Высшего Церковного Совета Святейший Патриарх сосредоточит в своих руках всю полноту власти, включая и право назначать преемника - Местоблюстителя Патриаршего Престола. Уже тогда Патриарх Тихон назначил кандидатов в Местоблюстители и доложил Собору о сделанном им назначении без оглашения имен на пленарном заседании. |
|