001     002    003    004    005    006    007    008    009    010
Люди, знавшие его лично и продолжавшие жить в условиях советской действительности, воспринимали события двадцатых годов и личность служившего в их городе исповедника вполне адекватно. Чтобы понять исповеднический подвиг архиепископа Онуфрия, его церковную позицию было изучено его судебно-следственное дело 1926 года, которое велось в Харькове и в котором освещался драматичный эпизод церковной истории ХХ столетия – попытка занятия поста Местоблюстителя митрополитом Ярославским Агафангелом (Преображенским); дело 1935 года, которое велось в Курске; и дело 1937–1938-х годов, которое велось сначала в концлагере на Дальнем Востоке, а затем в благовещенской тюрьме и по которому архиепископ Онуфрий был приговорен к расстрелу и расстрелян. Изучение житий новомучеников дает нам возможность соприкоснуться с историей страны на уровне конкретных фактов и локальных исторических процессов. Оно дает нам представление о переживаниях и внутреннем мире людей из различных социальных слоев, возможность получить знание о человеке эпохи умеренно отдаленной от нас, не столь далекой, как древняя Русь, когда многие реалии социальной и политической жизни страны не могут сейчас быть восприняты адекватно без специальных исследований, и в тоже время мы не являемся современниками этих событий и, следовательно, получаем добротный материал для сравнительного анализа и научных выводов – и в частности о том, в какую сторону и насколько продвинулось современное общество. Анализ житий новомучеников, и в частности священномученика Онуфрия (Гагалюка), дает нам в результате устойчивое представление об идеалах людей того времени, к чему они стремились и чего смогли достичь; о глубоких духовных переживаниях, связанных с церковными таинствами и богослужением.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenikakh/interv-...

св. Агафангелом (Преображенским) в присутствии вел. кн. св. Елисаветы Феодоровны. Историк А.И. Миловидов (Виленский храм-памятник в ознаменование 300-летия царствования дома Романовых и в память князя К.К. Острожского. - Вильна, 1913. С. 9-10, 13) отмечал, что «это в Вильне первый храм, построенный в ростово-суздальском стиле и вместе с тем первый по своему величию и красоте не только в Вильне, но, пожалуй, и во всем Северо-Западном крае». Стилистика храма близка к неорусскогому стилю, но архитектор использовал почти исключительно мотивы владимиро-суздальского зодчества, в отличие от большинства сооружений в этом стиле, ориентированных на «псковско-новгородскую» архитектуру, в том числе и двух церковных проектов Адамовича – старообрядческих храмов в Москве. Пятиглавый храм имеет план, близкий к крестообразному. Центральный высокий четверик завершен закомарами, над средокрестием возвышается мощный цилиндрический барабан с луковичной главой, угловые части имеют аналогичное завершение меньшего масштаба. Над притвором в высоту храма – восьмерик звона и цилиндрический барабан с луковицей, аналогичный боковым главам основного объема. С востока – трехчастная алтарная апсида под конхами, в плане - полукруглых очертаний. Фасады оформлены многочисленными и разнообразными арочными элементами, включая арочные окна и трифории, аркатурно-колончатые пояса, полуциркульные кокошники, а также пучками вытянутых колонок и орнаментами, в том числе бегунцом. Колонки и венчающие арки главного перспективного портала декорированы жгутами и орнаментами. Трехъярусный резной золоченый иконостас в неорусском стиле выполнен из дуба московским мастером А.С. Соколовым, не сохранившиеся росписи – В.И. Колупаевым. 3 апреля 1915 г. при храме было разрешено открыть самостоятельный приход.

https://sobory.ru/article/?object=07926

вы выйдите к народу и скажите ему, что со мной ничего не случится, и люди успокоятся и разойдутся, – посоветовал – Нет, вы сами идите и скажите, – ответил начальник. Архиепископ вышел к народу и попытался его успокоить, но люди закричали, чтобы начальник сам вышел к ним и дал слово, что архиепископ не будет задержан. Тот вышел и пообещал им это, но люди не уходили, требуя освобождения архиерея. Начальник отделения милиции отдал распоряжение задержать людей близких к архиепископу – и в первую очередь тех, кто входил к нему в кабинет. Милиционеры бросились в толпу, но люди сопротивлялись, окружая плотным кольцом того, кого милиционеры пытались схватить. С большим трудом удалось им арестовать человек. Арест произвел на людей удручающее и некоторые стали расходиться. был вызван конный наряд милиции, который разогнал оставшихся. Когда после допроса владыка пошел домой, на улице его ожидало всего несколько человек. 29 октября 1926 года архиепископ был вызван в Воронежское ОГПУ. Перед уходом из дома он нарочито подробно рассказал об этом вызове своему келейнику. В ОГПУ архиерею показали в которой говорилось, что он вызывается к Тучкову в Москву для совещания по церковным вопросам с митрополитами Сергием (Страгородским) и Агафангелом (Преображенским). Когда архиепископ вернулся, перед домом и в самой квартире его уже ожидало множество людей. Архиепископ сообщил, что предложили ему выехать в Москву. Кто-то из посоветовал послать к Тучкову в Москву делегатов, чтобы просить об отсрочке вызова архиепископа и вообще узнать – зачем его вызывают и в чем состоит его дело. А пока решили начальника местного ОГПУ об отсрочке поездки, чтобы могли за это время оформить отпуска для поездки в На следующий день владыку снова вызвали в ОГПУ, и на этот раз он сказал его сотрудникам: «Вы сами идете против народа, сами раздражаете его и волнуете; я с вами, чекистами, больше не буду, разговаривайте сами с народом и как хотите».

https://fond.ru/kalendar/90/petr/

Перестроены главный купол и колокольня, перед входом устроена небольшая каменная паперть без навеса. В главном приделе установлен новый иконостас в стиле эпохи Возрождения (Ренессанса); обновлен каменный пол и украшены живописью стены. В главном храме сделаны три арки: на западной стороне - во всю ширину его на высоте 1 сажень 2 аршина, а также устроены широкие хоры, окруженные деревянными перилами. В подвале помещен калорифер. В этом же году 12 ноября состоялось освящение Покровского обновленного храма, переименованного в Пророко-Ильинский, согласно первоначальному его наименованию. Само освящение происходило с большим размахом. Еще накануне вечером храм был освещен множеством электрических огней (более 2,5 тысяч лампочек, размещавшихся на колокольне, куполе и у входа в храм). Этим чудным освещением и внутренним благолепием попечитель храма Иван Иванович Игнатов и другие жертвователи создали всем участвовавшим в торжестве по случаю освящения придельного храма большую радость. Даже архипастырем Агафангелом (Преображенским) было отмечено, что Ильинский храм своей внутренней отделкой напоминает некоторые столичные. 3 марта 1910 года в храме прихожане прощались с протоиереем и настоятелем Дмитрием Андреевичем Космаковым, прослужившим в сане священника 60 лет, из которых 58 - в Ильинском приходе (с 23 августа 1891 года в сане протоиерея). Помимо пастырской деятельности, он активно участвовал на поприще просветительской деятельности. Более двух десятилетий занимал должность законоучителя Тюменского Уездного училища, а с 1881 года определился в приходскую школу деревни Букино, где преподавал Закон Божий в течение 29 лет. С 1885 по 1900 годы являлся благочинным церквей города. В 2 часа дня при большом скоплении молящихся тело почившего Д.А.

https://sobory.ru/article/?object=03057

Отлагать это решение и далее – до Собора, при полной неизвестности, когда он соберется ли когда-нибудь (так в тексте.– М. К.), было бы уже противно не только человеколюбию, но и справедливости, поскольку Постановление 6/19 апр[еля] г. есть основания считать подлежащими отмене. Между тем история последних лет представляет нам примеры, когда возглавители нашей Церкви (и Св[ятейший] Патриарх, и его законные временные преемники) силою неизбежной необходимости вынуждались принимать на свою ответственность такие решения и деяния, которые по правилам должны бы исходить от Собора, и церковное сознание смотрело и смотрит на такие решения и деяния, как на закономерные и обязательные для всех. Напр[имер], не дожидаясь Поместного собора, Св[ятейший] Патриарх с помощью прилучившихся в Москве архиереев осудил обновленческий раскол, установил правила приема от обновленчества, которые имеют силу действующего закона и в настоящее время. Прием приходящих из обновленчества архиереев совершался часто также резолюцией Св[ятейшего] Патриарха после сбора подписей прилучившихся архиереев в установленном количестве. Точно также нашли общее одобрение и меры, единолично принятые теперешним Заместителем против ВВЦС, против смуты, поднятой в г. м[итрополитом] Агафангелом (Преображенским. – М. К.) (вопрос о наложении на м[итрополита] Агафангела запрещения решался путем сбора письменных отзывов архиереев, прилучившихся в Москве)… На тех же основаниях и вследствие той же необходимости и дело о восстановлении а[рхиепископа] Владимира в правах архиерейства или, точнее, о признании Постановления от 6/19 апреля г. недействительным и подлежащим отмене может быть, не дожидаясь Собора, принято к рассмотрению и решению заместителем Патриаршего Местоблюстителя совместно с Временным Патриаршим Священным Синодом, что не исключает отобрания письменных отзывов архиереев, прилучившихся в Москве и вообще находящихся в пределах достижения и, наконец 11. Опасение, что восстановление а[рхиепископа] Владимира в сане, которого он лишен Совещанием епископов, может произвести соблазн в церковном обществе, уронить престиж Заместителя и Синода и усилить и без того значительную церковную смуту имеет, конечно, за себя известные основания.

http://sedmitza.ru/lib/text/4758300/

28 января 1926 г. под председательством вл. Виктора состоялось собрание приходов Омска, которое должно было определить свое отношение к Временному высшему церковному совету (ВВЦС), образованному Свердловским архиеп. Григорием (Яцковским) после кончины Патриарха св. Тихона и ареста Местоблюстителя Патриаршего Престола Крутицкого митр. сщмч. Петра (Полянского) и претендовавшему на высшую власть в Церкви. Собрание постановило: «Считать ВВЦС канонически незаконным. Ввиду прекращения каноническо-законнопреемственной власти в лице Митрополита Петра Крутитского просить Архиепископа Виктора управлять епархией самостоятельно, не подчиняясь ВВЦС, впредь до восстановления церковной власти в лице ли заместителей покойного Патриарха, указанных им при жизни, или в виде особого учреждения, канонически избранного и уполномоченного на управление церковными делами всей староканонической Церкви. Поминовение на богослужении Митрополита Петра прекратить. Настоящее постановление сообщить викарным епископам Омской епархии: Петропавловскому и Семипалатинскому, и всем благочинным епархии, дабы они поставили в церквях в известность все православные общины» . 5 апреля того же года состоялось 2-е собрание омского духовенства и мирян для обсуждения проблем высшего церковного управления. Был заслушан доклад о церковной жизни в Москве. Собравшиеся просили вл. Виктора и его викариев управлять Омской епархией самостоятельно, не присоединяясь ни к каким группировкам, и ожидать установления законной церковной власти. В начале лета в церкви Илии Пророка состоялось 3-е собрание духовенства и мирян Омска во главе с архиеп. Виктором, присутствовали более 50 делегатов от храмов города и близлежащих приходов. Собравшиеся обсуждали выпущенное 18 апреля 1926 г. митр. сщмч. Агафангелом (Преображенским) обращение к архипастырям, пастырям и верным чадам РПЦ, в котором он объявил, что вступает в права Патриаршего Местоблюстителя. Собрание постановило послать в столицу делегата от Омской епархии для ознакомления с состоянием церковных дел, а также вновь осудило ВВЦС и архиеп. Григория. В августе 1926 г. на 4-м собрании представителей от омского духовенства и мирян был заслушан доклад вернувшегося из Москвы благочинного Омских церквей прот. Василия Инфантьева . В следующем году духовенство и прихожане Омска во главе с архиеп. Виктором обратились к властям с ходатайством о регистрации Омского епархиального управления в подчинении у Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) .

https://drevo-info.ru/articles/16074.html

В первый раз владыка Варлаам был арестован 23 июня 1919 года в Гомеле, «по подозрению в контрреволюции», но уже 5 июля освобожден на основании прошения пяти тысяч верующих. После освобождения Владыка был назначен епископом Мстиславским, викарием Могилёвской епархии, в 1922 году он временно управлял Могилёвской епархией. С 16 сентября 1923 года он епископ Псковский и Порховский, одновременно с 17 июня 1924 г. управлял Гомельским викариатством. Второй арест произошел в конце 1924 года в Пскове. Владыка Варлаам был приговорён к двум годам тюремного заключения и отбывал срок в ярославском политизоляторе. В 1926 году он был освобожден без права проживания в Ленинградской и Псковской губерниях и остался жить в Ярославле. Ярославским митрополитом священноисповедником Агафангелом (Преображенским) епископ Варлаам был назначен на Любимское викариатство Ярославской епархии на смену арестованному епископу. 13 июля 1927 г. Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием владыка Варлаам был возведен в сан архиепископа и назначен на Пермскую кафедру. 24 ноября того же года он был уволен на покой. В конце декабря 1927 г. митрополит Сергий по представлению митрополита Агафангела вновь назначил владыку Варлаама временно управляющим Любимским викариатством. В июле 1927 года появилась Декларация Заместителя Местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия о лояльности к советской власти. Ее появление было связано с попыткой митрополита Сергия обеспечить Церкви легальный статус в новых исторических условиях — в условиях советского режима, который не собирался падать, а всеми признаками показывал, что будет стабильно существовать еще долгие годы. В конце 1927 года некоторые архиереи, не согласные с Декларацией, заявили о своем отделении от митрополита Сергия, высказав намерение править епархиями самостоятельно.

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashentsev/

В ноябре 1925 года были арестованы те епископы, священники и миряне, которые в той или иной степени оказывали помощь митрополиту Петру по управлению Церковью. Были арестованы архиепископы Прокопий (Титов) и Пахомий (Кедров), епископы Гурий (Степанов), Иоасаф (Удалов), Парфений (Брянских), Амвросий (Полянский), Дамаскин (Цедрик), Тихон (Шарапов), Герман (Ряшенцев), Николай (Добронравов). Среди мирян были арестованы бывший до революции обер-прокурором Святейшего Синода Александр Самарин и помощник обер-прокурора Петр Истомин. 9 декабря 1925 года Антирелигиозная комиссия на состоявшемся в этот день заседании постановила арестовать митрополита Петра и поддержать группу архиепископа Григория. Вечером того же дня митрополит Петр был арестован. 22 декабря 1925 года состоялось организационное собрание иерархов, которыми был создан ВВЦС, возглавляемый архиепископом Григорием (Яцковским). Совершив неудавшуюся попытку захватить высшую церковную власть, эта группа иерархов оформилась в самостоятельное течение, и со временем они не только обосабливаются еще более, но отваживаются даже на создание своей собственной лжеиерархии, насаждаемой ими по примеру обновленцев, параллельно православному епископату, находящемуся на вверенных ему кафедрах . Власти, однако, в своих усилиях по разрушению церковного управления не удовлетворились обновленческим и григорианским расколами и стали вести активную деятельность, чтобы добиться разрыва отношений между Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Нижегородским Сергием (Страгородским) и кандидатом на пост Местоблюстителя по завещанию Патриарха Тихона митрополитом Ярославским Агафангелом (Преображенским). Для достижения цели ОГПУ задержало митрополита Агафангела в Перми, где с ним неоднократно встречался Тучков, который предложил ему ввиду ареста митрополита Петра занять пост Местоблюстителя. 18 апреля 1926 года митрополит Агафангел выпустил послание, в котором объявил о своем вступлении на пост Местоблюстителя. 24 апреля 1926 года Антирелигиозная комиссия приняла решение: Проводимую ОГПУ линию по разложению тихоновской части церковников признать правильной и целесообразной.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenikakh/publika...

Был заслушан доклад о церковной жизни в Москве. Собравшиеся просили В. и его викариев управлять Омской епархией самостоятельно, не присоединяясь ни к каким группировкам, и ожидать установления законной церковной власти. В начале лета в ц. Илии Пророка состоялось 3-е собрание духовенства и мирян Омска во главе с В., присутствовали более 50 делегатов от храмов города и близлежащих приходов. Собравшиеся обсуждали выпущенное 18 апр. 1926 г. митр. сщмч. Агафангелом (Преображенским) обращение к архипастырям, пастырям и верным чадам РПЦ, в к-ром он объявил, что вступает в права Патриаршего Местоблюстителя. Собрание постановило послать в столицу делегата от Омской епархии для ознакомления с состоянием церковных дел, а также вновь осудило ВВЦС и архиеп. Григория. В авг. 1926 г. на 4-м собрании представителей от омского духовенства и мирян был заслушан доклад вернувшегося из Москвы благочинного градо-омских церквей прот. Василия Инфантьева. В следующем году духовенство и прихожане Омска во главе с В. обратились к властям с ходатайством о регистрации Омского епархиального управления в подчинении у Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) . Несмотря на противодействие властей, находившихся в тесном контакте с остатками обновленцев, жизнь правосл. Омска оживилась. В 1927 г. была восстановлена дореволюционная традиция проводить в храмах после богослужений религиозно-нравственные беседы (на каждую беседу нужно было запрашивать разрешение властей, конспект беседы утверждался представителем исполкома). За 3 года управления Омской епархией В. сумел сплотить вокруг канонической Церкви почти все духовенство и мирян. Архиерей погребен около алтаря Богородице-Братской ц., где располагалась кафедра и резиденция Омских архиереев.

http://pravenc.ru/text/158540.html

Сведения были, однако, настолько далеки от достоверности, что Тучков и сам не решился провести обвиняемых даже через Особое Совещание ОГПУ. А сведения были такие: «имеет личное знакомство с Тихоном и влияние на него, которое использовал в примирении Тихона с Красницким, стараясь его не допустить», «пользуется влиянием на тихоновцев», «очень часто бывает у Тихона», «лично известен Тихону», «предан Тихону» и т. д. Список с тридцатью именами был передан мимо всех судебных и внесудебных инстанций в бандотдел ОГПУ, ударная группа которого всех арестовала и тут же выслала – кого в Сибирь, кого в Туруханский край. Через месяц-другой родственники арестованных, ошеломленные столь стремительно проведенными арестами и высылкой, стали выяснять происшедшее и жаловаться. Причем, выяснилось, что в списки активных церковников попали люди неверующие. Прокуратура потребовала пересмотра. Но ОГПУ в это время как раз отстаивало безграничность своих прав, стояло на своем твердо и согласилось лишь на смягчение приговоров, разрешив высланным переехать из глухой тайги в ближайший уездный город того же Туруханского края. За арест и «дело» митрополита Петра, создание смуты, связанной с митрополитом Агафангелом (Преображенским), окончательное оформление раскольничьей группы архиепископа Григория (Яцковского) и опубликование «декларации» митрополита Сергия (Страгородского) Тучков в 1927 году был награжден грамотой и золотыми часами. В 1928 году он решил получить высшее образование и поступил на первый курс МГУ. После первого курса Тучков ушел из университета. С 1929 по 1931 год Тучков активно занимался составлением оперативных и следственных дел по всей России, результатом которых явились расстрелы многих священнослужителей и мирян. В 1931 году начальник секретно-политического отдела ОГПУ Агранов представил во ВЦИК ходатайство о награждении Тучкова за деятельность, связанную с уничтожением Церкви.

https://fond.ru/kalendar/954/petr/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010