Случается, правда, слышать, и особенно читать в газетах, о появлении в беспоповщине новых сект, о происходящем будто бы в ней движении и развитии (хотя далее Странничества едва ли можно идти в развитии беспоповских доктрин); но в этих газетных толках обыкновенно бывает большая доля неправды, – часто газетчики говорят о том, чего совсем и не было, что приняли за проявление раскола только вследствие совершенного непонимания дела, или приписывают необыкновенное значение совсем неважному явлению, 1 или, наконец, выдают за интересную и важную новинку в расколе то, что было известно и прежде. 2 Из всех беспоповских сект в настоящее время особенного внимания заслуживает Федосеевщина, недавно возвестившая о себе очень громко пресловутым собором 1883 г., вызвавшим значительные движения и споры в федосеевском обществе, о которых мы подробно говорили в Братском Слове. Теперь, по видимому, и здесь затихло волнение: дельцы федосеевские, распространители и покровители гнусного безбрачия и порождаемых им преступлений, разные Егоровы, Москвины, Барановы, Каревы и проч. Как будто притихло, по крайней мере стараются, чтобы на них не обращали внимание; но пропаганда федосеевского разврата, прикрываемого благовидным именем безбрачия, ведется по прежнему, равно как по прежнему ратуют против нее защитники брачной жизни, хотя и гонимые властвующими на Преображенском Кладбище безбрачниками. За проявлением этой борьбы мы также будем следить с должным вниманием. Что же касается разных сект, по своему характеру отличных от старообрядческого раскола, каковы наприм., молоканство, штундизм, сильно распространяющийся (особенно последняя) в некоторых местах, то по самой задаче нашего издания, специально посвященного изучению старообрядческого раскола, мы не можем уделять места на его страницах для статей об этих сектах, хотя и случается получать от некоторых заявления о том, чтобы в Братском Слове помещались статьи о молоканстве. |
Завтра отправляется корабль в Стокгольм и завтра же старец Корнилий, которому грозил донос, должен бежать из Петербурга. Он звал с собою Тихона. «Я теперь как на ножевом опять подумал В которую сторону свалюсь, в ту и пойду. Одна жизнь, одна смерть. Раз ошибешься, второй не поправишь». Но в то же время он чувствовал, что не имеет силы решить, и что две судьбы, как два конца мертвой петли, соединяясь, стягиваясь, давят и душат его. Он встал, взял с полки рукописную книгу – «Слово св. Ипполита о втором пришествии» и, чтобы отдохнуть от мыслей, начал рассматривать, при свете лампады, горевшей перед образом, заставные картинки. На одной из них, слева, сидел на престоле Антихрист, в зеленом, с красными отворотами и медными пуговицами, Преображенском мундире, в треуголке, со шпагою, похожий лицом на царя Петра Алексеевича, и указывал рукою вперед. Перед ним, вправо, Преображенской и семеновской гвардии отряд направлялся к скиту среди темного леса. Вверху на горах с тремя пещерами молились иноки. Солдаты, руководимые синими бесами, взбирались вверх по горному склону. Внизу подпись: «тогда пошлет в горы и вертепы, и пропасти земные полки свои бесовские, дабы искать укрывшихся от глаз его и тех привести на поклонение себе». На другой картинке солдаты расстреливали связанных старцев: «оружием от диявола падут». За дощатой перегородкой в соседнем чулане все еще вздыхала и плакала баба Алена, молясь Царю Небесному о царе Петре Алексеевиче. Тихон положил книгу, Опустился на колени перед образом. Но молиться не мог. Тоска напала на него, какой он еще никогда не испытывал. Пламя догоревшей лампады, последний раз вспыхнув, потухло. Наступила тьма. И что-то подползало, подкрадывалось в этой тьме, хватало его за горло темною, теплою, мягкою, словно косматою, лапою. |
Константин Яковлевич Здравомыслов Константин Яковлевич Здравомыслов (29.03.1863–1933) Археограф, биограф, историк. Биография Родился 17 марта 1863 года в семье священника Троицкого собора города Боровичи. Учился в Боровичском духовном училище с 1873 по 1877 год. В 1877 году поступил в Новгородскую духовную семинарию, которую окончил по первому разряду в 1883 году. В этом же году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1887 году (XLIV курс), получив степень кандидата богословия за сочинение «Евангелическая педагогика Шумана», которое он писал у протоиерея, экстраординарного профессора Соллертинского. После окончания академии Здравомыслов служил псаломщиком в выборгском Спасо-Преображенском соборе и делопроизводителем при Финляндском духовном правлении. С 1889 года он стал учиться в Петербургском археологическом институте, который окончил в 1891 году и 12 мая 1891 года был зачислен в действительные члены института. Одновременно, 5 июля 1889 года он подал прошение о зачислении в духовное ведомство, в канцелярию обер-прокурора Святейшего правительствующего синода, для занятий в Синодальном архиве; с 8 сентября того же года стал преподавать Закон Божий в Андреевской воскресной школе; 9 ноября был принят сверх штата «для занятий по назначению управляющего Синодальной канцелярией». На протяжении нескольких лет работал в Синодальном архиве «без содержания, получая вознаграждение по трудам и заслугам»; 1 января 1896 года стал архивариусом. В 1901—1902 годах неоднократно исполнял обязанности начальника архива, а 14 сентября 1903 года он стал начальником архива и библиотеки Синода. Во время работы составил описи журналов Синода и материалов Синодальной канцелярии за многие годы, собирал и описывал епархиальные архивы, сохранял сведения о времени возникновения архива, о составе, об условиях хранения документов, о суммах выделенных средств на содержание того или иного архива, о количестве служащих, о наличии справочной литературы и опубликованных документов. |
«Прав решил он теперь, и словно чья-то мертвая рука сжала Да, все – притвор, обман, диссимуляция, чертова политика, игра кошки с мышкою. Как прыгнет, да цапнет… Ничего нет, ничего не было. Все надежды, восторги, мечты о свободе, о власти – только сон, бред, безумие»… Синее пламя в последний раз вспыхнуло и потухло. Наступил мрак. Один только рдеющий под пеплом уголь выглядывал, точно подмигивал, смеясь, как лукаво прищуренный глаз. Царевичу стало страшно; почудилось, что Федоска не уходил, что он все еще тут, где-то в углу – притаился, пришипился и вот-вот закружит, зашуршит, зашелестит над ним черными крыльями, как нетопырь, и зашепчет ему на ухо: Тебе дам власть над всеми царствами и славу их, ибо она передана мне, и я, кому хочу, даю ее… – крикнул Огня! Огня скорее! Старик сердито закашлял и заворчал, слезая с теплой лежанки. «И чему спросил себя царевич в первый раз за все эти дни с полным Неужели?..» Афанасьич, шлепая босыми ногами, внес нагоревшую сальную свечку. Прямо в глаза Алексею ударил свет, после темноты, ослепительный, режущий. И в душе его как будто блеснул свет: вдруг увидел он то, чего не хотел, не смел видеть – от чего ему было так весело – надежду, что отец умрет. III – Помнишь, государь, как в селе Преображенском, в спальне твоей, перед святым Евангелием, спросил я тебя: будешь ли меня, отца своего духовного, почитать за ангела Божия и за апостола, и за судию дел своих, и веруешь ли, что и я, грешный, такую же имею власть священства, коей вязать и разрешать могу, какую даровал Христос апостолам? И ты отвечал: верую. Это говорил царевичу духовник его, протопоп собора Спаса-на-Верху в Кремле, отец Яков Игнатьев, приехавший в Петербург из Москвы, три недели спустя после свидания Алексея с Федосом. |
Вот почти все виновники душепагубного этого дела исчезли; только еще Алипий влается по Австрии. 31. О раскольнических самозванцах епископах Антонии и Софронии Но раскольники по всей России, услышавши, побежали в Австрию покупать себе священство, и кто привез больше денег, те выехали из Австрии епископами. Есть слухи и признаки, что и доселе в России тайно рыщут два лже-епископа, Антоний и Софроний, и пожирают души человеческие. Антоний, по-мирски Андрей Иларионов, бывши беспоповец поморской секты и экономом на Преображенском раскольническом кладбище, попал под суд и следствие, и, захватив большую сумму денег, бежал в Австрию; там купив епископский сан, теперь скрывается в России между раскольниками, священнодействует неосвященный сей епископ и хиротонисует или лучше сказать, торгует, пустым именем священства, без силы освящения. Другой епископ Софроний, по-мирски Стефан Трифонов, бывший мещанин, снимал и держал постоялый двор в Москве, а с тем вместе торговал беглыми попами. Вот свозив на продажу одного беглого попа, и увидев у него много денег, захотел ими воспользоваться. Напоивши попа допьяна, в реке Днепре утопил, а сам бежал с его деньгами в Австрию, и здесь купил себе епископский сан. А теперь ездит по России между раскольниками и торгует своим саном, потому что он и сам его купил. Но потопленный поп по счастью каким-то образом спасся от смерти и объявил правительству. И по справедливости, и по действию промысла Божия надлежит ожидать, что оба сии лже-епископа впадут в руки правосудия, и восприимут должное по делам своим. Вот таковы-то отродки митрополита Амвросия! Таковы раскольнические епископы! Таковых, видно, им подобает иметь, мало того, что не посвященных (потому что запрещенный митрополит не может посвятить, и преподать другому Духа Святого), но притом людей самых недостойных и порочных, не только не достойных священствовать, но даже и неистинных христиан. |
Четвертый центр производства настенных листов – вологодский (бывший Тотемский уезд). Произведения этого центра датируются концом XIX – началом XX в. Авторство многих из них принадлежит крестьянской семье Каликиных – Ивану Афанасьевичу и его детям Григорию и Софье, причем Софья делала отдельные рисунки, будучи еще совсем маленькой девочкой. Каликины творчески продолжали традиции древнерусской книжности и искусства. Е.И. Иткина высказывает предположение, что, вероятно, здесь господствовала устойчивая традиция. «Наблюдается схожесть почерков в текстовых частях, совпадают способ обрамления рисунков тонкой красной полоской, маленькие тщательно нарисованные фигурки персонажей и совершенно одинаковые по типу исполины, черти и нечистая сила в сюжетах с Вологодскую школу рисованных листов характеризует также приверженность к сюжетам из сборников к темам поучений и видений святых, которые часто использовались также в иллюстрациях к рукописным книгам» 35 . Пятым центром, где создавались рисованные лубочные листы, была Москва. Известно, что при Преображенском кладбище в 1820-х гг. находилось училище, где воспитанники переписывали книги. Были здесь и свои иконописные и меднолитейные мастерские. Вероятно, Преображенские иконописцы создавали и лицевые сборники, и настенные листы. Однако по отношению к известным нам картинкам, созданным в Москве, нельзя применить понятие единой школы – настолько разнообразна в художественном и стилевом отношении данная группа листов. Особый интерес вызывают листы, посвященные событиям конца XVII в. – расправе над соловецкими иноками, не принявшими никоновскую реформу, мученической смерти протопопа Аввакума и боярыни Феодосии Морозовой. Наконец, последний центр производства рисованного лубка – гуслицкий. В подмосковных Гуслицах сложился своеобразный очаг производства рисованного лубка. Местные мастера были хорошо знакомы с поморскими картинками, однако старались ни в чем не повторять выговские лубки. Произведения гусляков отличаются полной самостоятельностью в компоновке текста, декоративном обрамлении листов и прочем. Названия листов пишутся не вязью, а крупным полууставом яркой киноварью. |
«Мнение смирения — ужаснейший вид гордости. С трудом изгоняется гордость, когда человек и признает ее гордостью. Но как он изгонит ее, когда она кажется ему его смирением? Ложное смирение так ослепляет человека, что вынуждает его не только думать о себе, намекать другим, что он смирен, но открыто говорить это, громко проповедовать. Жестоко насмехается над нами ложь, когда, обманутые ею, мы признаем ее за Поэтому в ситуации выбора жизненного пути (например, при решении уволиться и перейти на низкооплачиваемую работу) очень важно внимательнейшим образом исследовать свое сердце — нет ли в нем подобных мотивов. Ведь страсть потому так и называется, что причиняет человеку страдания, заставляя его принимать решения, противные и его собственным интересам, и воле Божьей о нем. Такое ложное смирение может всю душу вымотать до полного ее изнеможения. Но как раз по этой-то измученности и можно определить, действует ли в человеке смирение, или же под него ловко замаскировалась гордость. Настоящее смирение, по слову святителя Игнатия, «…надеется на Бога — не на себя и не на человеков, и потому оно в поведении своем просто, прямо, твердо, величественно». Где нет в человеке этой прямоты и твердости, там нет и смирения. Зато есть чрезмерное упование на себя и, как следствие, — очень завышенные требования к собственной добродетели. Человек в ложном смирении как бы сливается с благочестивым образом, созданным его же воображением. А себя-реального все время подвергает самой беспощадной критике и в конце концов падает в изнеможении, не в силах дальше тащить этот невыносимый груз собственного Если нечто подобное вдруг обнаружится в духовной жизни человека, то пусть станут ему утешением эти удивительные слова преподобной Арсении (Себряковой), много лет руководившей женской монашеской общиной в Усть-Медведицком Спасо-Преображенском «Нужно еще поучиться, как себя любить. |
По его словам, надпись относится к довольно большому пласту народной магической культуры . В письменности домонгольской Руси его представляют также надписи на амулетах- змеевиках и берестяные грамоты с текстами заговоров. С точки зрения тех, кто писал и использовал эти тексты и предметы, как отмечает ученый, они не противопоставлялись христианской вере . Мы имеем дело с периферией официальной религии, где христианские элементы сочетались с магическими практиками, часто очень древними. Например, известен обряд принесения клятвы или присяги. Он назывался ходить ротЕ ( ротА – слово, однокоренное с реку, рок, – это и есть устная клятва). Это обряд языческого происхождения, но в христианскую эпоху мог совершаться в храме , - рассказывает лингвист Однако это, по его словам, противоречило церковным канонам. Поэтому духовенство боролось с подобными обычаями. Сохранились древнерусские поучения, запрещающие роты и клятвы , как и другие пережитки языческой поры, включая и гадания. До наших дней дошли Слова и Поучения , запрещающие такие обычаи , — добавляет исследователь. Скорее всего, граффити из Переславля укажет ученым на неизвестный религиозный обряд. Или же это послание потомкам — несколько лет назад в том же Преображенском соборе нашли граффити с именами убийц Андрея Боголюбского, завершившего возведение этого храма. Новое открытие, надеются исследователи, поможет узнать неизвестные подробности о жизни Руси домонгольского периода, ведь от него осталось мало свидетельств. Как сообщил Гиппиус, результаты расшифровки надписей скоро представят широкой публике. РИА - новости Другие публикации на портале: 2007-2022 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. |
В 1823 году последовало Высочайшее повеление со следующими предписаниями: а) метрических книг по Преображенскому богадельному дому не заводить, дабы сие не принято было за утверждение раскольнического общества, а завести под ведомством полиции списки всех живущих в доме, в которые вступающих в оный вновь вносить немедленно и в которых отмечать выбывавших; полиции же сии списки поверять и наблюдать неослабно, дабы не записанные в списки, также не имеющие о себе законных видов, отнюдь в сем доме не проживали, а если таковые окажутся, то непременно подвергать их суждению по законам; б) вступление кого-либо вновь в федосеевскую секту ни в каком случае, на основании законов, копии строго воспрещается кого-либо из православия обращать в раскол, дозволенным не почитать, а потому если откроются таковые соблазнители, то оных без всякого послабления продавать суду; в) поелику существование Преображенского дома допущено правительством в качестве богадельни, но учредители вместо полезного и богоугодного заведения сделали его гнездом раскола и убежищем беглых н опасных людей, то впредь местному начальству с точностью держаться первоначального устроения сего дома и поступать с ним, как с богадельнею, и не допускать, чтобы он присвоил себе какие-либо права, как заведение раскольнической секты; г) посему приема подкидышей обоего пола не возбранять, но воспитывать их в доме только до четырнадцатилетнего возраста, а затем попечитель дома обязан отпускать, или пристроить их вне оного; д) престарелых принимать также не возбранять, но притом возраст престарелости считать не менее пятидесяти лет; е) больных принимать до излечения, полиции же наблюдать, чтобы под названием больных не проживали в доме здоровые для других видов; ж) моленных и келий в Преображенском доме не умножать и з) попечителя дома правительству иметь в виду одного, который бы ответствовал военному генерал-губернатору и полиции за то, что в доме ничего нет противного общественному порядку и настоящим положениям 207 . |
А это значит, что придет ли охота какому-либо поморцу проповедовать своим единоверцам о необходимости брачной жизни и о мнимо законной возможности вступать в брак без благословения священника, по одному взаимному согласию между женихом и невестою, он может делать свое дело и даже венчать браки, не опасаясь за это проследования со стороны власти, лишь бы только совершал браки не, «торжественно». Явится ли в свою очередь у какого-либо истого последователя «премудрого Феодосия» желание сказать почитателям Ковылина слово в пользу девства и в отрицание брака, он в праве надеяться, что такая речь не лишит его права оставаться «призренцем богадельни, что при Преображенском кладбище» в Москве, и не послужит поводом к далекому и не легкому путешествию на интересный только для свободных туристов Кавказ, как это часто случалось в прошлое царствование, 11 хотя и ныне за распространение своего учения среди православных федосеевец может лишиться всех прав состояния и попасть в закавказский край. 12 Мало этого: если бы кому-либо вздумалось доказать подобному защитнику всеобщего безбрачия, что порядок семейной жизни, какой он проповедует, может вести и на самом деле ведет к дурным последствиям для общества и государства, современный вам федосеевец имеет право, в качестве угнетенной невинности, протестовать против такой инсинуации и свой протест в виде «отповеди» даже напечатать в разных периодических изданиях. 13 Наконец поповцы, не смотря на 7 «Наставления», предписывающий гражданскому начальству «иметь самое строгое наблюдение за недопущением на будущее время из-за границы раскольнических лжеепископов и лжепопов», вероятно, в силу особого указа от 2 октября 1858 года, 14 приобрели себе в наше время столько разных Антониев, Пафнутиев, Кононов и прочих, что без затруднения могут не только вступать в браки с благословения своих лжепастырей, но даже созывать «вселенские соборы» для совещаний о своих делах. |
|