001     002    003    004    005    006    007    008    009    010
И хотя правительство официально запрещало создание и умножение монофизитского епископата, но его двусмысленная, компромиссная политика не только не помешала иерархической организации монофизитства подпольными и нелегальными путями, но при прямом содействии Феодоры искусственно размножила монофизитские хиротонии и прямо создала и укрепила историческое существование монофизитских церквей вплоть до наших дней. Как мы уже говорили выше, приезд папы Агапия в Константинополь временно сорвал успехи монофизитствующей интриги. Огорченная Феодора решила теперь сделать «подбор» и в замещении патриарха I Рима, с тем чтобы гарантированно проводить свою промонофизитскую линию. Задача очень смелая, но при абсолютной монархической власти оказавшаяся не столь фантастической, хотя политическое обладание Римом все время захватывалось у Византии готами. В данный момент у Феодоры был свой кандидат на апокрисиарий Вигилий. Вигилий происходил из аристократической римской фамилии. Рукоположен был в диаконы папой Бонифацием II, по смерти которого стремился стать его преемником через протекцию готского правительства. Ho c переходом в Рима в руки Византийского двора Вигилий, естественно, перенес свои расчеты на протекцию Константинополя. В он приезжает туда апокрисиарием от Рима. Когда в в Константинополь прибыл папа Агапий, Вигилий уже снискал благоволение Феодоры. а Феодора сделала ставку на него, как на будущего папу, который согласится на смягченное толкование формул Халкидона с прибавкой повторных анафем на несториан в угоду массам Востока. Когда Агапий скончался в Константинополе Вигилий с его телом поспешил вернуться в Рим в расчете пройти теперь же на выборах в преемники Агапия. Но... был уже избран Сильверий, оказавший Велизарию прямую услугу при захвате Рима.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=69771

Ho c переходом в 536 г. Рима в руки Византийского двора Вигилий, естественно, перенес свои расчеты на протекцию Константинополя. B 533 г. он приезжает туда апокрисиарием от Рима. Когда в 536 г. в Константинополь прибыл папа Агапий, Вигилий уже снискал благоволение Феодоры. A Феодора сделала ставку на него, как на будущего папу, который согласится на смягченное толкование формул Халкидона с прибавкой повторных анафем на несториан в угоду массам Востока. Когда Агапий скончался в Константинополе (536 г.), Вигилий с его телом поспешил вернуться в Рим в расчете пройти теперь же на выборах в преемники Агапия. Но... опоздал, — был уже избран Сильверий, оказавший Велизарию прямую услугу при захвате Рима. Однако пришел приказ из Константинополя — обвинить Сильверия в политической измене, убрать его и заменить Вигилием. Тогда Велизарий и особенно жена его Антонина цинично провели искусственный клеветнический процесс против Сильверия, и он был удален в ссылку, a на его место поставлен Вигилий. Ценой этой неправды Вигилий стал папой. Но на нем повисли тяжелые обязательства пред Феодорой, a потом и пред Юстинианом. Дорогая расплата за карьеру стала завязкой не только личной драмы Вигилия, но и болезненной драмы всего V Вселенского собора. B эту драму внешне вплетается эпизод борьбы Юстиниана с монахами-оригенистами и оригенизмом. Более подробная речь об этом ниже. Сейчас только нужно подчеркнуть, что благодаря неточности учебников распространилось ошибочное мнение, будто Ориген и его учение анафематствованы V Вселенским собором, чего на самом деле не было. Дело оригенистов разбиралось, и осуждение Оригену вынесено местным Константинопольским собором, который предшествовал V Вселенскому собору в том же 553 г. Положение было так остро, что Юстиниан после этого вынужден был разгромить палестинских оригенистов военно-полицейскими мерами.

http://sedmitza.ru/lib/text/435233/

«Держит меня в Своей руке Господь» Изречения псково-печерских старцев Симеона (Желнина), Серафима (Розенберга), Михаила (Питкевича), Агапия (Агапова), Саввы (Остапенко) Часть 1: «Миром правит только Промысл Божий» Опыт жизни во Христе старцев Псково-Печерской обители, их поучения и наставления – золотой фонд русской духовности. Монастырь не закрывался даже в годы безбожных гонений, сохранив преемственную связь от подвижников былых времен к тем, кто подвизался здесь в наше время. Более того, в обители уже в преклонных летах жили старцы Валаамского монастыря, аскеты и отшельники, передав печерским насельникам и свой духовный опыт. Во 2-й части нашей подборки изречений псково-печерских старцев, которую мы сопроводили архивными фото, – наставления старцев Симеона (Желнина), Серафима (Розенберга), Михаила (Питкевича), Агапия (Агапова), Саввы (Остапенко), Александра (Васильева) и владыки Феодора (Текучева). Преподобный Симеон (Желнин; 1869–1960; память 5/18 января, 19 марта / 1 апреля и в Соборе Псково-Печерских святых) – схимник и аскет, смиренный и усердный молитвенник, которому Бог даровал прозорливость, дар врачевания духовных и телесных недугов: он рассказывал о болезнях людей, которых никогда не знал, и отвечал на письма, еще только идущие в обитель. Старец учил жить в любви друг к другу и прощению обид, снисходительности к другим и строгости к себе. «Думай: хочу того, чего Бог хочет…» – наставлял отец Симеон. Архимандрит Серафим (Розенберг; 1909–1994) подвизался в Псково-Печерской обители 62 года. Внешне строгий и необщительный, он вел напряженную внутреннюю жизнь, сокрытую от других. И братия монастыря особо полагалась именно на молитвы старца Серафима. «Все отдавали предпочтение его молитвам. Быть может, именно его молитвами монастырь и держался в прежние трудные годы», – вспоминал о старце один из насельников. Иеросхимонах Михаил (Питкевич; 1877–1962) пришел в Псково-Печерский монастырь уже в весьма преклонных годах, принеся сюда духовную традицию Валаамской обители, в которой подвизался долгие годы, ведя жизнь отшельника и аскета. При этом старец основной смысл христианской жизни видел в евангельской любви и потому нарушал затвор ради наставления и душепопечения приходивших к нему. Любви и терпеливому несению скорбей, внимательной духовной жизни он и учил.

https://pravoslavie.ru/118322.html

АГАПИЙ II АНТИОХИЙСКИЙ Статья из энциклопедии Древо : drevo-info.ru Агапий II (I) (+ 997 ), патриарх Антиохийский (978 - 996). По происхождению араб . Будучи в сане епископа Веррии (Халеба) , участвовал летом 976 года в подборе кандидатур для замещения Антиохийского престола после кончины в Тарсе патриарха Феодора (970-976). Агапий повез список кандидатов, куда было включено и его имя, в Константинополь на утверждение имп. Василию II (975-1025). В это время Антиохия вышла из-под власти императора, присоединившись к мятежу Варды Склира . Тайно вернувшись в Сирию, Агапий от имени василевса вошел в контакт с начальником гарнизона Антиохии магистром Убайдаллахом и убедил его перейти на сторону Василия II. За услуги, оказанные империи, 23 декабря 977 года Агапий был возведен в сан патриарха Антиохийского , 22 января 978 года был канонически утвержден Синодом. Впоследствии он сблизился с доместиком схол Востока Вардой Фокой , тайно поддержав его планы овладеть императорским престолом. После поражения мятежа Фоки (август 987 - весна 989) Агапий, пытаясь оправдаться перед Василием II, поднял восстание антиохийцев против наместника Варды Фоки, его сына Льва. Тем не менее причастность патриарха к мятежу была раскрыта, и в конце 989 года его вызвали в Константинополь. 7 лет он провел в столице под почетным арестом, продолжая руководить делами своего Патриархата. В сентябре 996 года, после настойчивых уговоров императора, Агапий согласился отречься от престола в обмен на пожизненную пенсию и сохранение его имени в диптихах. Скончался 19 сентября 997 года в переданном в его управление константинопольском монастыре Пикридион . Патриарх Агапий был не только мастером политических интриг, но и одаренным писателем. Сохранился текст его послания (декабрь 978) к Александрийскому патриарху Илии (963 - 1000), который оспаривал каноничность избрания Агапия на патриарший престол. Ответ Агапия - образец публицистики, полной внутреннего достоинства и такта, со стройной системой доказательств и экскурсами в области церковного права, истории, философии. Это произведение имело большой резонанс; православные арабские хронисты даже спустя столетия включали его текст в свои хроники.

https://drevo-info.ru/articles/13680531.html

Аввакума, Гавриила, Анны, Екатерины, Филиппа, схимницы Зинаиды, Иоанна, Леонтия, Марфы, Ульянии. (Л. 276) Р од Димитрия Михайловича Овцына , [глава] 695 Димитрия, Иустины, Василья , Иоанна, Василия , Михаила , иноки схимницы Венедихты, княгини Вассы, Евдокии. Р од Богоявленского монастыря постриженика старца Антониа Кушникова, [глава] 696 Инока Евфимия схимника, Ефрема, Григория, Александры. (Л. 276 об.) Р од Посольсково приказа переводчика Иоанна Завацкова, [глава] 697 Матфеа, Агрипины, Иоанна. Р од князя Петра Димитриевича Пожарсково , [глава] 698 Князя Михаила , княгини Марии, князя Димитриа , княгини Параскеви , княгини Феодоры , князя Петра, княгини Марфы, князя Феодора , князя Иоанна , княгини Пелагии , княгини Елены, Иоанна, Анны, Иоанна, Симеона, монахини Феодосии, Марии. (Л. 277) Р од Михаила Петровича Колупаева : прапращур и пращур, и прадед, и дед, и отец, и дядя, и братья, и дети, [глава] 699 Иоанна уб[иеннаго] , Михаила уб[иеннаго] , Лупа уб[иеннаго] , Никиты уб[иеннаго] , Мариамии схимницы, Мавры, Дарии, Иустины, Марии в полон заведенной, Петра , Евфросинии схимницы, Максима младенца утопшаго, Автонома младенца, Агрипины младенца, Симеона уб[иеннаго] , Дарии, Прокопиа младенца, Анны младенца, Феодора , Пелагии, Феодота младенца, Пимена младенца, Иакова младенца, Иустина младенца, Василиа уб[иеннаго] , Анны, Стефаниды младенца, Кирилла младенца. Петра, Елисеа, схимонахини Марфы. (Л. 277 об.) Р од Евсегниа Никитина сына Неелова , [глава] 700 Никиты , Параскеви схимницы, Евсегниа, Кирилла, Дарии, Бориса, Феодора, Анны, Пелагии младенца, Леонтиа младенца, Дарии, Ионы схимника 2-жды, Капетолины схимницы, Климента, Неонилы, Дионисиа, Димитриа, Параскеви, Анны, Феодосии девицы. Р од Романа Федоровича Боборыкина , [глава] 701 В 185 году дано вкладу 100 рублев.Василиа уб[иеннаго] , схимницы Феодоры, Феодора , Анны схимницы, Марии девицы, Тихона схимника, Марфу, Симеона, Петра , болярина Иоанна , болярина князя Агапия во иноцех Аврамиа , болярина князя Михаила во иноцех Мисаила , (Л. 278) окольничего Романа.

http://sedmitza.ru/lib/text/10047502/

Проживая на Валааме и в Александро-Свирском монастыре, старцы имели духовное общение и с Александро-Невскою лаврою и имели везде единомышленных братий и учеников. На Валааме их учениками были: старец игумен Варлаам, потом переселившийся в Оптину Пустынь и там скончавшийся, и духовник Валаамского монастыря Евфимий. Евфимий в свою очередь имел своими учениками Дамаскина игумена Валаамского, и Илариона, перенесшего предания старца Паисия в Николо-Бабаевский монастырь Костромской епархии. Знаменитый Валаамский игумен Дамаскин имел своими учениками Агафангела, архимандрита Александро-Свирского монастыря, Агапия, схимонаха Валаамского монастыря, старца слепца, и схимонаха Иоанна, молчальника Валаамского монастыря. Агафангел имел своим учеником Маврикия, игумена Валаамского монастыря. Переходим к центральной области. Здесь, прежде всего надо назвать ученика старца Клеопу, не того, о котором было сказано выше, а другого. Этот Клеопа жил долгое время со старцем Паисием сначала на Афоне, затем в Драгомирнском монастыре и, вероятно, в Секуле, и вышел в Россию еще до 1778 года, и был настоятелем Островской Введенской пустыни Владимирской епархии. Это был замечательный подвижник, хранитель умного делания. Он ввел в Островской пустыни общежительный устав Афонской горы, который потом был перенесен его учениками в другие монастыри центральной и северной России. Учениками старца Клеопы были: Игнатий, первоначально подвизавшийся в Санаксарском монастыре под руководством старца Феодора Ушакова, а потом во Флорищевой пустыни Владимирской епархии. С 1778 года после Клеопы он был строителем Островской пустыни, а потом Пешношской обители Московской епархии. В 1788 году он был назначен архимандритом Тихвина монастыря, Новгородской епархии, и по благословению митрополита Гавриила ввел там общежительный устав.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=72220

В 1955 году состоялась его канонизация. Святые мощи находятся в монастыре Черника, где в течение 32 лет со смирением нес монашеское послушание. Свидетелем румынской православной старины служит монастырь Тисмана, воздвигнутый во второй половине XIV века в горах Горжа. Строителем его был благочестивый архимандрит Никодим. В средние века монастырь являлся центром духовного здесь переводили церковные книги на румынский язык с греческого и церковнославянского языков. С 1958 года обитель эта стала женской. Успенский монастырь (около 100 монахов) основан господарем Александром Лепушняну в XVI веке. Знаменит он строгостью по примеру святого Феодора Студита. Женский монастырь во имя равноапостольных Константина и Елены основан господарем земель Румынии Константином Брын–ковяну в 1704 году. Сам Константин стал мучеником в Константинополе в 1714 году. За отказ принять магометанство турки резали на нем кожу. В 1992 году Румынской Церковью канонизирован. В монастыре около 130 монахинь. Известны и такие женские со многими насельницами монастыри Молдовы, как Сучевица (основан в XVI веке, богат интересными фресками), Агапия (построен в XVII веке, расположен также в гористой местности, окружен грозными крепостными стенами), Вэратек (основан в 1785 году) и др. В районе Плоешти действует монастырь основан в 1806 году, в 1859 году перестроен; во время Второй мировой войны подвергся разрушению, в 1952 году восстановлен. Привлекает внимание красотой своей архитектуры монастырь К уртя–де–Арджеш, основанный в первой четверти XVI века. Заботясь о сохранении и передаче грядущим поколениям культуры и искусства прошлого, Румынская Православная Церковь с усердием трудится над восстановлением и реставрацией исторических памятников церковного искусства. В отдельных монастырях и храмах стараниями иноков или прихожан организованы музеи, в которых собраны древние книги, документы и церковная утварь.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=72710

апреля Агапия, Василиса, Галина, Ирина, Калида (Калиса), Леонид, Михаил, Ника, Нунехия, Павел, Тимофей, Феодора, Хариесса, Хиония. 30 апреля Авделай, Агапит, Адриан, Азат, Акакий, Александр, Ананий, Аскитрея, Ефрем, Зосима, Макар, Моисей, Патапий, Роберт, Семён, Усфазан (Хусдазад), Фусик. Именины в мае 1 мая Авксентий (Аксён), Акиндин, Антон, Виктор, Ефим, Зенон, Иван, Зотик (Изот), Кесарь, Кузьма, Северьян, Феликс. Агафангел, Антонин, Георгий, Иван, Никифор, Пафнутий, Семён, Трифон, Феона, Христофор. Александр, Анастасий, Аргира, Афанасий, Ветран, Виола, Гавриил, Григорий, Закхей, Иосаф, Стахий, Фёдор, Феодора, Феотим, Хрисипп. Акутион, Александр, Аполлос, Денис, Диоскор, Дисидерий, Евтихий, Исаакий, Кондратий (Кодрат, Кротат), Максимиан, Моника, Прокл (Прокул), Сократ, Соссий, Фауст (Фавст), Фёдор, Филиппа (Филиппия), Яков, Януарий. Виталий, Всеволод, Гавриил, Климент, Лука, Нафанаил, Фёдор. Александра, Анатолий, Афанасий, Бенедикта, Валерия, Георгий (Георгий Победоносец), Гликерий, Лазарь, Протолеон. Алексей, Валентин, Евсевий, Елизавета, Иннокентий, Леонтий, Лонгин (Логин), Лука, Неон, Николай, Пасикрат, Савва, Станислав, Фома, Хрониктий. Ида, Македон, Марк, Ника, Сильвестр. Аникий (Иоанникий), Василий, Георгий, Глафира, Нестор, Степан (Стефан), Феофил, Юст. Георгий, Дасий, Евлогий, Иван, Семён, Степан (Стефан). Авксентий, Виталий, Дада, Евсевий, Ефрасий (Евфрасий), Зенон, Иакисхол, Квинтилиан (Кинтилиан), Керкира, Кирилл, Максим, Маммий, Марсалий, Мурин, Неон, Сатурнил (Саторнил, Саторний), Сосипатр, Фавстиан (Фавстин), Януарий (Ианнуарий), Ясон (Иасон). Антипатр, Арсений, Артемий (Артема), Василий, Диодор, Иван, Магн, Мемнон, Персид, Родопиан, Руф, Фавмасий, Федот, Феогний (Феогнид), Феостих, Филимон. Василий, Донат, Ефрем, Игнатий, Климент, Максим, Никита, Яков. Акакий, Ват (Вата), Герасим, Еремей (Иеремия), Ефим (Евфимий), Игнатий, Макар, Пафнутий, Тамара. Афанасий, Борис, Глеб, Давид, Еспер, Зоя, Кириак, Михаил, Роман, Торкват, Феодул. Мавра, Павел, Пётр, Тимофей, Феодосий.

https://www.pravmir.ru/pravoslavnyj-kalendar-imeni...

Молитвы Кондак мучениц Агапии, Ирины и Хионии глас 4 Крепко душу, Ирино, ополчила еси верою,/ яве лукаваго посрамивши,/ и ко Христу привела еси тьмы людей множества, блаженная,/ и, порфиру от кровей носящи,/ со Ангелы ныне веселишися. Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Тамбовской глас 4 Днесь светло красуется град Тамбов, / и святитель Христов Питирим радуется. / Сияет бо ныне чудесы икона Твоя, Владычице, / юже из первопрестольнаго града Москвы святитель принесе, / и дивное людем являет Твое заступление, / подающи исцеление всем, с верою к Тебе притекающим. / Темже умильно вопием Ти: / спасай нас иконою Твоею, / Дево Всепетая. Службы 16 апреля: Мучениц Агапии, Ирины и Хионии Статьи на Православие.Ru Церковь – Живоносный Источник Иеромонах Игнатий (Шестаков) Все мы – эти несчастные слепцы, заблудившиеся в этом мире, алчущие и жаждущие, страдающие, опьяненные, ослепленные грехами и ложными целями, мечемся, приходим в расстроенное состояние. Но Господь подает нам этот Живоносный Источник через Свою Церковь, через Божию Матерь. Мы исцеляемся и прозреваем. (MP3 файл. Продолжительность 3:58 мин. Размер 2.9 Mb) Празднование иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Троице-Сергиевой Лавре Праздник иконы Богородицы «Живоносный Источник» совершается в пятницу Светлой седмицы. По уставу в этот день совершается освящение воды с пасхальным крестным ходом. Святые девы-мученицы Агапия, Ирина и Хиония В 304 году император Диоклетиан издал эдикт, который запрещал хранение книг Священного Писания. Тогда девы, дабы сберечь веру, укрылись на высокой горе, где проводили жизнь в молитве. Святой мученик Леонид и мученицы Хариесса (Харисса), Виктория (Ника), Галина, Калиса (Каллида), Нунехия, Василисса, Феодора, Ирина и с ними пострадавшие Святой Леонид служил начальником женского духовного хора.

https://days.pravoslavie.ru/Days/20220416.html

(Л. 25 об.) Род чюдовского архимандрита Ферапонта Священноархимандрита Ферапонта. (Л. 25 об.) Род государева стряпчего Андрея Фролова Андроника, Евфимии. (Л. 26) Лета 7123 (1615) месяца февраля в 25 день Род боярина князя Бориса Михайловича Лыкова Князя Василия, княгиню Ксению, князя Георгия, княгиню Устину иноку, князя Ивана, князя Михаила, убиенна на рати, княгиню Евфимию, иноку Ефросинию схимницу, князя Петра младенца, княжну Агафью младенца, княжну Ирину младенца, княжну Ульянею, князя Ивана младенца, княжну Акилину младенца, Васъсу иноку, Варсунофью, Марфу, Дарию, князя Емельяна. (Л. 26 об.) Род болярина Глеба Ивановича Морозова Митрофана, иноки схимницы Анисии, княгини Дарьи, во иноцех Домникии. Евдокеи Князя Алексия, княгиню Евдокею, князя Феодора, Петра, Марфу, Алексия, князя Семена, Бориса (Л. 26 об.) Род Ивана Никифировича Извольскова Васьяна схимника, Никифора, Татьяны, Анны, Елисавети схимницы, Иоанна убиен, Афонасия убиен, Иоанна. (Л. 27) Р од Никиты Романовича Юрьева Георгия, инока Мисаила, Романа, иноку Анастасию, Данила, Василиа, Анастасию, Протасиа, Михаила, инока Нифонта, благоверную княгиню Татияну, благоверную иноку старицу Марфу. (Л. 27) Род Алексия Семеновича Шеина Иоанна, Марии, Симеона, Василия младенца, Парасковии младенца. (Л. 27) Болярина Феодора Долматов Карпов (Л. 27 об.) Р од Плещеевых Бориса, Иванна, Феодора, Михаила, Симеона, Иванна, Андрея, Тарха, Андрея, Василия, Андрея . (Л. 27 об.) Р од Федора Ивановича Игнатева Плещеева Ивана инок, Исаия убиен, иноку схимницу Марфу, Никиту, Марью, Андрея, Марью, иноку схимницу Евпраксею, Владимира убиен, Ульянею младенец, Гаврила младенец, Прокопия младенец, Микифора младенец, Акилину младенец, Татьяну, Феодосию, Онастасию, Акилину, Афонасия убиен, Евгинию. (Л. 28) Р од степеннова ключника Григориа Еуфимьева сына Щапилова Григория. (Л. 28) Род окольничего князя Семена Петровича Львова Князя Симеона, в полону умершаго, князя Агапия, во иноцех Авраамия схимника, князя Петра, князя Дмитрия, князя Дионисия, князя Никиты, князя Михаила, княгини Евлампии, княгини Соломании, князя Лупа.

http://sedmitza.ru/lib/text/9263644/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010