001     002    003    004    005    006    007    008    009    010
Память 18 Января Житие Святого Отца Нашего Афанасия, Архиепископа Александрийского Память 19 Января Житие Преподобного Отца Нашего Макария Египетского Житие Преподобного Отца Нашего Макария Александрийского Память Святой Мученицы Евфрасии Память Святого Арсения, Архиепископа Керкирского Память 20 Января Житие Преподобного Отца Нашего Евфимия Великого Память Святых Мучеников Васса, Евсевия, Евтихия И Василида Память Святых Мучеников Инны, Пинны И Риммы Память 21 Января Житие Преподобного Отца Нашего Максима Исповедника Страдание Святого Мученика Неофита Житие И Страдание Святой Мученицы Агнии Девы Память Святых Мучеников Валериана, Кандида, Евгения И Акилы Память 22 Января Житие Святого Апостола Тимофея Житие И Страдание Святого Преподобномученика Анастасия Персянина Память Святых Мучеников Мануила, Георгия, Петра, Леонтия, Сиония, Гавриила, Иоанна, Леонта, Парода И Прочих, Числом 377, С Ними Пострадавших Память 23 Января Житие И Страдание Святого Священномученика Климента, Епископа Анкирского, И Святого Мученика Агафангела И Прочих С Ними Житие Святого Павлина Милостивого, Епископа Ноланского Житие Преподобного Отца Нашего Геннадия Костромского Память Преподобного Мавсимы Сирина Память Преподобного Саламана Молчальника Воспоминание VI Вселенского Собора Память 24 Января Житие Преподобной Матери Нашей Ксении, В Мире Евсевии Память Святых Мучеников Вавилы Сицилийского И Учеников Его Тимофея И Агапия Память Преподобного Македония Пустынника Память 25 Января Житие Святого Отца Нашего Григория Богослова, Патриарха Константинопольского Память Святой Мученицы Фелицаты И Семи Сыновей Ее Память Преподобного Поплия Память Преподобного Мара Певца Память 26 Января Житие Преподобных Ксенофонта И Марии И Сыновей Их Иоанна И Аркадия Память Преподобного Симеона Ветхого Память Святых Мучеников Анании Пресвитера, Петра Темничного Ключаря И С Ним Семи Воинов Память Святого Иосифа Солунского Память 27 Сентября Перенесение Мощей Святого Отца Нашего Иоанна Златоустого Память 28 Января Житие Преподобного Отца Нашего Ефрема Сирина

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519721

Память 17 Января Житие Преподобного Отца Нашего Антония Великого Память 18 Января Житие Святого Отца Нашего Афанасия, Архиепископа Александрийского Память 19 Января Житие Преподобного Отца Нашего Макария Египетского Житие Преподобного Отца Нашего Макария Александрийского Память Святой Мученицы Евфрасии Память Святого Арсения, Архиепископа Керкирского Память 20 Января Житие Преподобного Отца Нашего Евфимия Великого Память Святых Мучеников Васса, Евсевия, Евтихия И Василида Память Святых Мучеников Инны, Пинны И Риммы Память 21 Января Житие Преподобного Отца Нашего Максима Исповедника Страдание Святого Мученика Неофита Житие И Страдание Святой Мученицы Агнии Девы Память Святых Мучеников Валериана, Кандида, Евгения И Акилы Память 22 Января Житие Святого Апостола Тимофея Житие И Страдание Святого Преподобномученика Анастасия Персянина Память Святых Мучеников Мануила, Георгия, Петра, Леонтия, Сиония, Гавриила, Иоанна, Леонта, Парода И Прочих, Числом 377, С Ними Пострадавших Память 23 Января Житие И Страдание Святого Священномученика Климента, Епископа Анкирского, И Святого Мученика Агафангела И Прочих С Ними Житие Святого Павлина Милостивого, Епископа Ноланского Житие Преподобного Отца Нашего Геннадия Костромского Память Преподобного Мавсимы Сирина Память Преподобного Саламана Молчальника Воспоминание VI Вселенского Собора Память 24 Января Житие Преподобной Матери Нашей Ксении, В Мире Евсевии Память Святых Мучеников Вавилы Сицилийского И Учеников Его Тимофея И Агапия Память Преподобного Македония Пустынника Память 25 Января Житие Святого Отца Нашего Григория Богослова, Патриарха Константинопольского Память Святой Мученицы Фелицаты И Семи Сыновей Ее Память Преподобного Поплия Память Преподобного Мара Певца Память 26 Января Житие Преподобных Ксенофонта И Марии И Сыновей Их Иоанна И Аркадия Память Преподобного Симеона Ветхого Память Святых Мучеников Анании Пресвитера, Петра Темничного Ключаря И С Ним Семи Воинов Память Святого Иосифа Солунского Память 27 Сентября Перенесение Мощей Святого Отца Нашего Иоанна Златоустого

https://pravbiblioteka.ru/book/zhitiya-svyatyih-ya...

Кстати, это явление – циклизация апокрифов – известна и более раннему периоду, когда вокруг одного какого-либо библейского персонажа (пророка Авраама, Адама и Евы и др.) в сборниках группировались несколько апокрифических сочинений, иногда разных по происхождению и времени. Часто в апокрифах сюжет определялся евангельским текстом, конкретной притчей или даже отдельным высказыванием. Так, «Сказание отца нашего Агапия (Хождение Агапия в рай)», известное в славянских рукописях, начиная с рубежа XII-XIII веков, является развернутым сюжетным ответом на слова Христа: «И иже не примет креста своего и вослед мене (не) грядет, несть мене достоин» ( ). Жизнь старца монаха Агапия после того, как он задался вопросом, зачем люди следуют «за Господом», раскрывается как метафора пути, причем пути реального, через преодоление совсем не вымышленных, а вполне конкретных препятствий. Путь Агапия приводит к раю, которого он сначала не узнает и который описан языком библейских описаний Небесного Иерусалима и путешествий благочестивых паломников по святым местам. Так житийный по жанровой характеристике текст становится одновременно и текстом паломнических описаний, текстом «хождений», жанра, хорошо известного древнерусской литературе по уже упоминавшемуся знаменитому «Хождению в Святую Землю» игумена Даниила. Соотнесение образов рая и Палестины, как она изображалась греческими и древнерусскими паломниками в «хождениях», происходило не только на уровне общих идей и мотивов, но и на лексическом и стилистическом уровне. Поэтому Святая Земля и рай в средневековой книжной традиции сближались: так раскрывается еще одна линия библейского символического образа рая. Апокрифы вносили дополнительные черты в эту аналогию. Путь старца Агапия – это не только реальное путешествие, пусть и в весьма схематическом географическом пространстве, но прежде всего путь духовный, и тот неоскудевающий чудесный хлеб, который Агапий получает в раю от пророка Ильи, есть реализованная метафора евангельского хлеба, евангельского учения.

https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/apokri...

И старец Агапий самоотверженно понес возложенный на него крест. Любовь к ближним, горевшая в нем, была столь же сильна и глубока, как любовь к Богу. Приняв на себя святое дело руководства частью монастырской братии, батюшка все силы свои полагал на удовлетворение их духовных потребностей: разрешал недоумения, наставлял, обличал и вразумлял. Неотступные слезные просьбы многих богомольцев заставили бывшего в то время настоятеля монастыря, игумена Гавриила, благословить старца Агапия открыть двери своей кельи и для лиц мирских, желающих получить от него духовный совет. И Господь, видя веру, искреннее послушание и любовь отца Агапия к ближним, помог верному рабу Своему в этом тяжелейшем труде. Он ущедрил его в известной степени Своим даром духовной прозорливости, который много облегчил старцу его подвиг христианской любви. Между тем, болезни все усиливались, и силы продолжали иссякать. «За одно благодарю Бога, что нет у меня никаких земных попечений. Помаленьку перемогаюсь – надо терпеть. Терпение болезней поставится вместо подвигов» (1, с. писал старец Агапий в 1903 году архимандриту А. За три дня до блаженного своего перехода в иной мир стал он чувствовать себя особенно тяжело, но все-таки не ложился и не делал упущений в совершении своего схимнического молитвенного правила. В 3-м часу ночи 7 апреля 1905 года, когда иноков стали будить к полунощнице, приснопамятный старец Агапий, по обычаю также проснулся, но сказал: «Нет, сегодня мне очень трудно, не могу встать» (1, с. и через полчаса тихо предал свой дух Господу. Было ему тогда 67 лет от роду. Погребение благодатного старца схимонаха Агапия состоялось в Лазареву субботу на братском кладбище. Он один из особопочитаемых валаамских Божиих угодников. Некоторые поучения старца Агапия «Пекитесь о спасении душ ваших, ради Бога не падайте духом, а укрепляйте себя молитвою с живою верою в то, что Господь печется о вашем спасении и на всякий ваш смиренный призыв, по Своему человеколюбию, всегда готов помогать вам». (11, с. 181)

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522194

«Очень большую пользу видел отец Агапий и в духовном совете с людьми опытными в духовном отношении: …какие были святые апостолы и каких были сподоблены неизреченных дарований, но и они сходились для общего духовного совета ». (12, с. 24) «Нам немощным никогда не должно крепко опираться на один свой разум, а всегда просить Бога о помощи и вседушно держаться отеческого писания». (11, с. 180) «Только нуждницы восхищают Царствие Божие, а для нерадивых и лукавых оно недоступно, и… наше падшее естество требует всегдашнего к добру принуждения, а особенно к такому добру, которое делается с истинным смирением, а потому Слово Божие надо проводить до чувства сердца и с помощью Божией благодати принуждать себя к точному исполнению всякого доброго дела». (12, с. 22–23) «В терпении вашем стяжите души ваши, то есть… те только приобретают спасение, которые претерпят до конца жизни в борьбе со страстями и сохранят непорочность совести». (12, с. 23) Некоторые случаи прозорливости старца Агапия Бывали случаи, что отец Агапий называл по имени являвшихся к нему для беседы, хотя никогда ранее не видел и не слышал о них ничего. Иногда о. Агапий прямо встречал приходивших к нему вопросом о том деле, по которому они являлись к нему. Некоторые случаи доказывают, что и будущее не всегда было от него сокрыто, и духовное зрение его простиралось далеко. Архимандрит А. удостоверяет, что однажды он видел отца Агапия во сне, причем последний ему что-то говорил, но отец А., проснувшись, забыл это и письменно просил отца Агапия рассказать ему, что он говорил ему во сне. Старец, как бы нехотя, («не могу сего отказать, по большому к вам духовному расположению» (1, с. 364–365)), но объяснил отцу архимандриту, что говорил ему о скорбях, кои случаются с людьми по Божиему попущению за грехи, для испытания и для предохранения. Старец иеросхимонах Антипа Второй (1836–1912) Отец Антипа, сын обер-офицера, происходил родом из Каменец-Подольска и в мире назывался Александр Елисеевич Половинкин. Он родился 7 июня 1836 года. Обучался в местной губернской гимназии.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522194

И хотя правительство официально запрещало создание и умножение монофизитского епископата, но его двусмысленная, компромиссная политика не только не помешала иерархической организации монофизитства подпольными и нелегальными путями, но при прямом содействии Феодоры искусственно размножила монофизитские хиротонии и прямо создала и укрепила историческое существование монофизитских церквей вплоть до наших дней. Как мы уже говорили выше, приезд папы Агапия в Константинополь временно сорвал успехи монофизитствующей интриги. Огорченная Феодора решила теперь сделать «подбор» и в замещении патриарха I Рима, с тем чтобы гарантированно проводить свою промонофизитскую линию. Задача очень смелая, но при абсолютной монархической власти оказавшаяся не столь фантастической, хотя политическое обладание Римом все время захватывалось у Византии готами. В данный момент у Феодоры был свой кандидат на апокрисиарий Вигилий. Вигилий происходил из аристократической римской фамилии. Рукоположен был в диаконы папой Бонифацием II, по смерти которого стремился стать его преемником через протекцию готского правительства. Ho c переходом в Рима в руки Византийского двора Вигилий, естественно, перенес свои расчеты на протекцию Константинополя. В он приезжает туда апокрисиарием от Рима. Когда в в Константинополь прибыл папа Агапий, Вигилий уже снискал благоволение Феодоры. а Феодора сделала ставку на него, как на будущего папу, который согласится на смягченное толкование формул Халкидона с прибавкой повторных анафем на несториан в угоду массам Востока. Когда Агапий скончался в Константинополе Вигилий с его телом поспешил вернуться в Рим в расчете пройти теперь же на выборах в преемники Агапия. Но... был уже избран Сильверий, оказавший Велизарию прямую услугу при захвате Рима.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=69771

Схема молитв Песненного последования и их отношение к современному Служебнику 90 ВЕЧЕРНЯ II) 8 молитв восьми предвечерних антифонов на паперти 1– я из семи молитв Московск. Служебника молитва 1-го антифона 2– я из семи молитв Московск. Служебника молитва 2-го антифона 3– я из семи молитв Московск. Служебника молитва 3-го антифона 4– я из семи молитв Московск. Служебника молитва 4-го антифона 5– я из восьми молитв Киевск. Служебника молитва 5-го антифона 5– я из семи молитв Московск. Служебника молитва 6-го антифона 6– я из семи молитв Московск. Служебника молитва 7-го антифона молитва входа Московск. Служебника молитва 8-го антифона вход с паперти в храм II) 3 молитвы трех малых антифонов на амвоне 2-я часть 1-й молитвы Пятидесятницы: : Молитвами Богородицы… (на каждый стих) 2-я часть 2-й молитвы Пятидесятницы: : Аллилуиа (на каждый стих), Слава., Единородный Сыне. 2-я часть 3-й молитвы Пятидесятницы: : Трисвятое (на каждый стих) вход в алтарь III) ектении оглашенных и верных в алтаре молитва оглашенных 1-я молитва верных 2-я молитва верных 7-я из семи молитв Моск. Служебн. 3-я молитва верных «отпустная» Молитва главопреклонная Служебника молитва главопреклонная IV) молитвы на литии 2 молитвы в сосудохранилище 3 молитвы в крещальне УТРЕНЯ I) 8 молитв восьми предутренних антифонов на паперти 1 . я из 12-ти молитв Московск. Служебника молитва 1-го антифона 2 . я из 12-ти молитв Московск. Служебника молитва 2-го антифона 3 . я из 12-ти молитв Московск. Служебника молитва 3-го антифона 4 . я из 12-ти молитв Московск. Служебника молитва 4-го антифона 5 . я из 12-ти молитв Московск. Служебника молитва 5-го антифона 6 . я из 12-ти молитв Московск. Служебника молитва 6-го антифона 7 . я из 12-ти молитв Московск. Служебника молитва 7-го антифона 8 . я из 12-ти молитв Московск. Служебника молитва 8-го антифона вход с паперти в храм II) 3 молитвы трех малых антифонов на амвоне 10– я из 12-ти молитв Моск. Служ. молитва (троп. на каждый стих):

https://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhe...

Но и этим не удовлетворились посланные воины, вместе с толпой равным образом провозгласив приверженность кафолической вере. 3. В это время в Медиоланской Церкви впервые стали воспевать антифоны, гимны и бдения. Это благочестивое воспевание до сего дня совершается не только в той же церкви, но и почти во всех западных областях. 14 .1. В то самое время открыли себя святителю святые мученики Протасий и Гервасий. Ибо они были похоронены в той базилике, где сейчас находятся мощи мучеников Набория и Феликса. Но святым мученикам Наборию и Феликсу воздавались частые почести, а мучеников Протасия и Гервасия как имена, так и могилы были неизвестны, так что по их гробницам ходили все, кто хотел подойти к ограде, которая защищала от повреждений могилы мучеников Набория и Феликса. 2. Но где тела святых мучеников подняли и положили на носилки, там, как рассказывают, были исцелены болезни многих людей. Например, слепец по имени Север, который до сих пор благоговейно служит в той самой базилике, называемой Амвросиева, в которую перенесли тела мучеников, как только прикоснулся к одежде мучеников, сразу прозрел. 3. Также и люди, одержимые нечистыми духами, излечившись, возвращались домой с великой благодарностью. И насколько благодаря этим благодеяниям мучеников возрастала вера кафолической Церкви, настолько же умалялось арианское зловерие. 15 .1. Наконец, с этого времени стало утихать преследование, разжигаемое яростью Юстины, целью которого было изгнать святителя из Церкви. Однако угнездившееся во дворце множество ариан вместе с Юстиной высмеивали столь великую благодать Божию, которую Господь Иисус удостоил даровать кафолической Церкви по заслугам мучеников Его. Они рассказывали, что достопочтенный муж Амвросий нанял за деньги людей, которые солгали бы, будто одержимы нечистыми духами, и сказали бы, что поэтому он, как и мученики, их терзает.

https://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Mediolanskij/z...

милях к западу от Саталы по дороге на Никополь, точнее определить ее расположение затруднительно. Их Житие фигурирует в греч., арм., груз. и лат. агиографических традициях; переработано Симеоном Метафрастом (PG. 116. Col. 467-506). Однако традиция почитания 5 мучеников Аравракских, по мнению Брайера и Уинфилда, сложилась под влиянием почитания сорока Севастийских мучеников , поэтому в источниках 5 мучеников Аравракских часто выступают как 5 мучеников Севастийских. К XII в. почитание мч. Евгения в Трапезунде и понтийских землях настолько укрепилось, что могло постепенно вытеснить почитание 5 мучеников Аравракских (которые продолжали оставаться почитаемыми среди трапезундских армян, а около Трапезунда в XIII в. еще существовал храм мч. Евстратия). Почитание 5 мучеников Аравракских было очень распространено с IX в. во всем византийском мире, в Сербии и Италии (особенно в Неаполе и Риме), и именно Евгения Аравракского, а не Трапезундского чтили и часто изображали на фресках в этих землях, даже несмотря на популяризацию культа Евгения в XIV в. Иосифом Лазаропулом и Константином Лукитом. Брайер и Уинфилд считают, что, возможно, Евгений Аравракский был постепенно заменен в агиографической традиции Евгением Трапезундским. В их Житиях имеется много совпадений: оба святых проповедовали христианскую веру в Сатале, не желали принести жертву богам на разожженном жертвеннике, пострадали при Лисии Сатальском и Агриколае Севастийском во времена гонений на христиан императоров Диоклетиана и Максимиана. Иконография Одно из ранних изображений святых представлено в сцене мученичества на миниатюре в минологии имп. Василия II . Мученики Евгений, Кандид, Валериан и Акила, предстоящие в молении Спасителю на престоле, изображены на рельефе крышки реликвария из Трапезунда (1420-1444, ц. Сан-Марко, Венеция).

https://drevo-info.ru/articles/8880.html

Несомненно, что Семь становятся ближайшими и непосредственными помощниками апостолов. Если ориентироваться на свидетельство Деяний, то мы видим, что здесь упоминается только служение Семи при столах, но вряд ли этим только ограничивались их функции. О двух из них, святом Стефане Первомученике и Филиппе, который получил впоследствии почетное наименование Евангелиста 72 ( – «благовестника»), точно известно, что они были сильными и яркими проповедниками. Возможно, подобными же дарованиями отличались и остальные. Таким образом, «административное служение» Семи не было отделено от проповеди и научения. Несомненно, что они помогали апостолам и при богослужении 73 , поэтому даже если их нельзя назвать диаконами в позднейшем смысле этого слова, прямая связь их с позднейшим диаконатом прослеживается, хотя некоторые историки древней Церкви склонны отрицать подобную связь 74 . Избрание Семи ясно свидетельствует об усилении влияния «эллинистов» в Иерусалимской Церкви. А это вызвало недовольство иерусалимских иудеев, что повлекло гонения на «эллинистов». Евсевий Кесарийский в «Церковной истории» замечает: «Поставлены были апостолами по молитве и с возложением рук на служение общине семеро испытанных мужей, в их числе и Стефан. Он первый после Господа сразу же по своем поставлении – словно для того и был избран – был побит камнями от убийц Господних. Первым из победоносных мучеников Христовых получил он венец – имя его имеет как раз это значение» 75 . Естественным образом возникает вопрос о причинах возмущения иудеев и, соответственно, о причинах первых гонений. Дееписатель на сей счет опять же лаконичен: некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном; но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил.

https://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidorov/stanovl...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010