Этот избранник пришел сюда в скит еще маленьким мальчиком. Его старец, отец Геласий, постиг великий дар различения. Он наблюдал за тем, как ведут себя юноши, и преподавал всем юным душам законы чистой жизни. Отец Дионисий никогда не оставлял служение литургии. Даже если он болел и не мог встать, он посылал за другим священником, и тот возмещал его черед. А если ему говорили, что такой-то заболел, то он, даже не расспрашивая, тяжело тот заболел или нет, послушно шел в крипту собора и начинал литургию. Отец Дионисий никогда ни на кого не сердился. Он никогда не оставлял сердечной молитвы. Его рукоделием была иконопись, и когда он работал, то в уме всегда повторял житие святого, образ которого пишет. Если это был мученик, то он переживал его мучения, а если был преподобный, то он разделял с ним его подвиги. Одним словом, он был готов взять на себя любое, даже самое тяжелое, служение и к дарам Духа устремлялся, как жаждущий елень. Отец Неофит и слепая монахиня Так как тебе часто приходится бывать в мне следует напомнить, чтобы ты был очень осторожен в разговорах, особенно с монахинями. Ведь им нужны очень хорошие и опытные наставники, которые научат их блюсти все пять чувств в чистоте. В Малом скиту Праведной Анны, где игумен Агапий написал свою книгу «Грешников Спасение», жил духовник. Сначала он жил в каливе Собора Святых Архангелов, освященной именем Агапия, а после был направлен священником в женский монастырь на острове Тинос. Все монахини в этом монастыре вели святую жизнь. Но была там слепая монахиня, которая однажды призналась на исповеди, что страдает от борения к нему. Когда отец Неофит это услышал, то испугавшись, сразу уехал из монастыря. Он вернулся к себе в скит и каливу. У него было очень тяжело на душе. Он не мог понять, как враг душ диавол мог воздвигнуть в незрячей женщине плотскую брань к своему духовнику. Однажды он позвал в гости соседей-духовников: отца Стефана, отца Киприана и отца Косьму. Позвал он к себе и опытнейшего духовника отца Игнатия, почтеннейшего из старцев. Он хотел обсудить с ними, почему эта слепая монахиня была искушаема нечистыми помыслами. Но сам он тогда болел и поэтому послал к старцам своего послушника, отца Игнатия, родом из Смирны, который с раннего детства стремился в монахи. |
В 1955 году состоялась его канонизация. Святые мощи находятся в монастыре Черника, где в течение 32 лет со смирением нес монашеское послушание. Свидетелем румынской православной старины служит монастырь Тисмана, воздвигнутый во второй половине XIV века в горах Горжа. Строителем его был благочестивый архимандрит Никодим. В средние века монастырь являлся центром духовного здесь переводили церковные книги на румынский язык с греческого и церковнославянского языков. С 1958 года обитель эта стала женской. Успенский монастырь (около 100 монахов) основан господарем Александром Лепушняну в XVI веке. Знаменит он строгостью по примеру святого Феодора Студита. Женский монастырь во имя равноапостольных Константина и Елены основан господарем земель Румынии Константином Брын–ковяну в 1704 году. Сам Константин стал мучеником в Константинополе в 1714 году. За отказ принять магометанство турки резали на нем кожу. В 1992 году Румынской Церковью канонизирован. В монастыре около 130 монахинь. Известны и такие женские со многими насельницами монастыри Молдовы, как Сучевица (основан в XVI веке, богат интересными фресками), Агапия (построен в XVII веке, расположен также в гористой местности, окружен грозными крепостными стенами), Вэратек (основан в 1785 году) и др. В районе Плоешти действует монастырь основан в 1806 году, в 1859 году перестроен; во время Второй мировой войны подвергся разрушению, в 1952 году восстановлен. Привлекает внимание красотой своей архитектуры монастырь К уртя–де–Арджеш, основанный в первой четверти XVI века. Заботясь о сохранении и передаче грядущим поколениям культуры и искусства прошлого, Румынская Православная Церковь с усердием трудится над восстановлением и реставрацией исторических памятников церковного искусства. В отдельных монастырях и храмах стараниями иноков или прихожан организованы музеи, в которых собраны древние книги, документы и церковная утварь. |
Духовную традицию преподобного Паисия Величковского продолжал епископ Рымникский и Новосеверинский Каллиник (1850 — 1868), подвизавшийся в посте, молитве, делах милосердия, правой и постоянной вере, подтвержденной Господом даром чудотворений. В 1955 году состоялась его канонизация. Святые мощи находятся в монастыре Черника, где св. Каллиник в течение 32 лет со смирением нес монашеское послушание. Свидетелем румынской православной старины служит монастырь Тисмана, воздвигнутый во второй половине XIV века в горах Горжа. Строителем его был благочестивый архимандрит Никодим. В средние века монастырь являлся центром духовного просвещения — здесь переводили церковные книги на румынский язык с греческого и церковнославянского языков. С 1958 года обитель эта стала женской. Успенский монастырь (около 100 монахов) основан господарем Александром Лепушняну в XVI веке. Знаменит он строгостью устава — по примеру святого Феодора Студита. Женский монастырь во имя равноапостольных Константина и Елены основан господарем земель Румынии Константином Брын-ковяну в 1704 году. Сам Константин стал мучеником в Константинополе в 1714 году. За отказ принять магометанство турки резали на нем кожу. В 1992 году Румынской Церковью канонизирован. В монастыре около 130 монахинь. Известны и такие женские со многими насельницами монастыри Молдовы, как Сучевица (основан в XVI веке, богат интересными фресками), Агапия (построен в XVII веке, расположен также в гористой местности, окружен грозными крепостными стенами), Вэратек (основан в 1785 году) и др. В районе Плоешти действует монастырь Гичиу - основан в 1806 году, в 1859 году перестроен; во время Второй мировой войны подвергся разрушению, в 1952 году восстановлен. Привлекает внимание красотой своей архитектуры монастырь Куртя-де-Арджеш, основанный в первой четверти XVI века. |
Паисия Величковского и последователя подвижнической школы Святой горы. Созданный архимандритом Никодимом во второй половине в горах Горжа монастырь Тисмана в средние века являлся центром духовного просвещения — здесь переводили церковные книги на румынский язык с греческого и церковнославянского. С эта обитель стала женской. Успенский монастырь (около 100 монахов) основан господарем Александром Лепушняну в Знаменит он строгостью устава — по примеру св. Феодора Студита. Женский монастырь во имя равноапостольных Константина и Елены основан господарем земель Румынии Константином Брынковяну, казненным турками в В монастыре около 130 монахинь. Известны и такие женские со многими насельницами монастыри Молдовы, как Сучевица (основан в богат интересными фресками), Агапия (построен в расположен также в гористой местности, окружен грозными крепостными стенами), Вэратек (основан в и др. В районе Плоешти действует монастырь Гичиу — основан в в перестроен, в восстановлен после Второй мировой войны. Привлекает внимание красотой своей архитектуры монастырь Куртя-де-Арджеш, основанный в первой четверти XVI в. 7.2.4. Духовное образование в Румынской Православной Церкви В настоящее время духовное просвещение в Румынской Церкви поставлено на высокий уровень. В Церкви существует 38 семинарий и 14 Богословских институтов, где обучаются более 10 тысяч студентов. Некоторые румынские церковные деятели даже считают, что открытие такого большого числа духовных учебных заведений было ошибкой. В как уже говорилось, был открыт Богословский факультет Бухарестского университета. Существует 9 особых медицинско-богословских институтов. Удивительно развитым является музейное дело в Церкви — существует 113 церковных и церковно-археологических музеев, в том числе 13 приходских. На телевидении и радио представлены около 40 православных передач, выпускается 39 периодических печатных изданий. Центральным изданием является журнал «Румынская Православная Церковь», а также «Православие» и «Богословские исследования». На высоком уровне поставлена издательская работа. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГАПИЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Т. 1 , С. 231-232 опубликовано: 27 марта 2008г. АГАПИЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находится в Сев.-Вост. Румынии (жудец Нямц), в Романской епархии Румынской Православной Церкви. Основан в Молдавском княжестве гетманом Гавриилом в 1642-1644 гг., во время правления господаря Василия Лупу . На территории мон-ря в 1644-1647 гг. возведен каменный триконховый одноглавый храм во имя святых архангелов Михаила и Гавриила (перестроен в 1823). В 1858-1861 гг. выдающийся румын. худож. Н. Григореску (1838-1907) расписал храм и создал для него картины в неоклассическом стиле. Самая древняя из сохранившихся икон мон-ря датируется 1-й пол. XVI в. Первоначально мон-рь был мужским. В связи с открытием в 1803 г. ДС в мон-ре Сокола (см. Сокольская семинария ) его монахини были переведены в А., а монахи последнего - в Секу . В 1804-1834 гг. настоятельницей А. была Екатерина (в схиме Елисавета), сестра митр. Молдавского Вениамина (Костаки) . А.- один из наиболее крупных жен. мон-рей Румынии. В мон-ре, возглавляемом одной настоятельницей, действуют 2 устава: особожительный и общежительный. Имеются богослужебные книги на румын. языке, написанные кириллицей. Священники мон-ря, как и всех церквей в окрестностях г. Нямц, служат в фелонях российского покроя, т. е. с высоким оплечьем. Действует ДС для монахинь. В монастырском музее имеется богатое собрание произведений средневек. молдав. церковного искусства. Ист.: Некулче И. О самэ де кувинте: Летописецул Цэрии Молдовей. Кишинэу, 1969. Лит.: Арсений (Стадницкий), еп. Исследования и монографии по истории Молдавской Церкви. СПб., 1904; Iorga N. Istoria bisericii a religioase a 1908-1909. 2 vol.; Stati V. Istoria Moldovei date. 1998; Nicolescu C. Icoane vechi 1971. В. Я. Гросул Рубрики: Ключевые слова: |
Вблизи монастыря Агапия находится еще один известный женский монастырь — Вэратек. Его населяют около 500 монахинь. В конце XVIII в будущая настоятельница монастыря Олимпиада, духовная дочь прп. Паисия Величковского, возвела деревянный храм Успения Божией Матери. Позднее был возведен каменный храм, монастырские кельи, каменный кладбищенский храм и окружающие обитель мощные стены. В окрестностях этих монастырей расположен скит Дурэу, где пребывают честные останки скончавшегося несколько лет назад высоко почитаемого в Румынии старца Клеопы. Монастырь Воронец Монастырь Воронец располагается на окраине г. Гура-Хуморулуй в жудеце Сучава. В 1488 г. было положено начало монастырю возведением храма св. вмч. Георгия. Во времена св. Даниила Отшельника, чья гробница находится в пронаосе храма, монастырь был славен подвижнической жизнью монахов-исихастов. В 1547 г. наружные стены храма были расписаны под наблюдением митрополита Григория (Рошка), который впоследствии был похоронен в притворе. Уникальные фрески сохранились до наших дней. В 1991 г. монастырь был возобновлен как женский. Монастырь Тисмана, один из древнейших в Валахии, был основан в гористой местности (жудец Горж) в 70-х годах XIV в. св. Никодимом Тисманским (прп. Никодим (Румынский), память 13 декабря в РПЦ). В монастыре хранится частица мощей святого. Число насельниц — около 80. Монастырь Трех Святителей в Яссах. Построен трудами господаря Василие Лупу в 1637–1639 гг. и освящен 6 мая 1639 г. митрополитом Молдавским Варлаамом. Возведен в традиционном молдавском стиле. Фасад храма украшен богатейшим резным декором. На протяжении почти двух с половиной веков здесь находились мощи св. Параскевы Новой (память 14 ноября). Монастырь Куртя-де-Арджеш Монастырь Козия расположен на правом берегу р. Олт в предгорьях Южных Карпат в 20 км от г. Рымнику-Вылча. Основан в конце XIV в. валашским господарем Мирча Старым. В 1386–1389 гг. возведен храм Св. Троицы — один из выдающихся памятников средневековой румынской архитектуры. Триконховый план церкви и система сводов служили образцом при строительстве храмов в Валашском княжестве до середины XVIII в. В пронаосе сохранились первоначальные росписи 1391 г. в палеологовском стиле. В настоящее время Козия — мужской монастырь. |
Иулиании к лицевым святцам рус. святых 1959-1962 гг. (частное собрание; под 21 дек. вместе с блж. Прокопием Вятским) и на рисунке 70-х гг. XX в., выполненном в качестве образца для иконописного кружка МДА (собрание иконописной школы МДАиС),- в княжеской шубе и шапке, вместе с блж. Прокопием Устюжским. Совр. иконы И. находятся в основном в храмах Тверской и Смоленской епархий. Существуют ее единоличные поясные и ростовые образы в княжеской шапке, закрытом венце или зубчатой короне, с крестом в руке (ок. 2008, В. и Н. Колтовые, тверской во имя вмц. Екатерины женский монастырь, частные собрания; 2009, Ю. А. Черепанов). В некоторых настенных композициях и на единичных иконах святая представлена вместе с блгв. кн. мч. Симеоном (напр., в ц. Успения Пресв. Богородицы в Путинках в Москве), на иконе из Екатерининского монастыря - вместе с прп. Евпраксией (ок. 2008, Колтовые). В числе св. жен И. написана на иконе московских мастеров П. Г. Бусолаева и А. Д. Токаревой-Хруновой (2006). Образ И. включен в совр. композиции «Собор Смоленских святых» (кафедральный Успенский собор Смоленска) и «Собор Тверских святых», напр. на иконах из кафедрального Воскресенского собора (2001) и из Троицкого собора в Твери (нач. 90-х гг. XX в.; И. во 2-м ряду 2-я слева, в белом плате без венца). Лит.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 139; Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints=Святые Руси / Ed. N. 2000. P. 45; она же (Иулиания (Соколова), мон.). Труд иконописца / Сост.: Н. Е. Алдошина. Серг. П., 20082. Ил. 87; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239. Э. П. И., Н. А. Майорова Рубрики: Ключевые слова: ВАСИЛИЙ [Василько] КОНСТАНТИНОВИЧ (1208–1238), мч. (пам. 4 марта, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых и в Соборе Тверских святых) ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ (1188-1238), вел. кн. владимирский., мч. (пам. 4 февр., 4 марта, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Тверских святых) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.) |
Никодим переводил сочинения русских церковных авторов, своих современников: архиеп. Владимирского Сергия (Спасского) , священников Константина Стратилатова , Григория Петрова и др. Ему принадлежит авторство ряда сочинений духовного характера. 30 июня 1939 г. митр. Никодим был избран патриархом РумПЦ. 29 нояб. 1939 г. митрополитом Молдавским стал Ириней (Михэлческу) , выпускник Богословского факультета Бухарестского ун-та, получивший докторскую степень по философии в Лейпцигском ун-те. С 1904 по 1939 г. он был профессором кафедры догматического богословия при Богословском факультете Бухарестского ун-та. Автор десятка богословских работ в области догматики, апологетики, истории религий, мн. переводов сочинений святоотеческой лит-ры, сотен статей, учебников для богословских фак-тов. Став митрополитом, он много сделал для журнала митрополии. В авг. 1947 г. удалился в женский монастырь Агапия, где скончался 5 апр. 1948 г. Предстоятельство митр. Юстиниана (Марины) было недолгим (избран 19 нояб., интронизирован 28 дек. 1947): 27 февр. 1948 г. он стал местоблюстителем Патриаршего престола, 24 мая избран 3-м патриархом РумПЦ (интронизирован 6 июня 1948). Новый митрополит был избран спустя 2 года: 26 февр. 1950 г. им стал архиеп. Марамурешский Севастиан (Русан). В условиях коммунистического режима в Румынии он проявлял заботу о монашеских семинариях при мон-рях Нямецком, Агапия и Вэратек. Стремясь оградить мон-ри от вмешательства в их жизнь светских властей, он распространил практику создания при мон-рях ремесленных мастерских. С 1952 г. провел реставрацию ряда церквей митрополии, пострадавших во время второй мировой войны. В проповедях неоднократно говорил о влиянии представителей власти на жизнь Церкви, стремился оградить иереев и паству от политики, что сделало его неблагонадежным в глазах нового режима, установившего за ним надзор органов безопасности. |
Кстати, это явление – циклизация апокрифов – известна и более раннему периоду, когда вокруг одного какого-либо библейского персонажа (пророка Авраама, Адама и Евы и др.) в сборниках группировались несколько апокрифических сочинений, иногда разных по происхождению и времени. Часто в апокрифах сюжет определялся евангельским текстом, конкретной притчей или даже отдельным высказыванием. Так, «Сказание отца нашего Агапия (Хождение Агапия в рай)», известное в славянских рукописях, начиная с рубежа XII-XIII веков, является развернутым сюжетным ответом на слова Христа: «И иже не примет креста своего и вослед мене (не) грядет, несть мене достоин» ( ). Жизнь старца монаха Агапия после того, как он задался вопросом, зачем люди следуют «за Господом», раскрывается как метафора пути, причем пути реального, через преодоление совсем не вымышленных, а вполне конкретных препятствий. Путь Агапия приводит к раю, которого он сначала не узнает и который описан языком библейских описаний Небесного Иерусалима и путешествий благочестивых паломников по святым местам. Так житийный по жанровой характеристике текст становится одновременно и текстом паломнических описаний, текстом «хождений», жанра, хорошо известного древнерусской литературе по уже упоминавшемуся знаменитому «Хождению в Святую Землю» игумена Даниила. Соотнесение образов рая и Палестины, как она изображалась греческими и древнерусскими паломниками в «хождениях», происходило не только на уровне общих идей и мотивов, но и на лексическом и стилистическом уровне. Поэтому Святая Земля и рай в средневековой книжной традиции сближались: так раскрывается еще одна линия библейского символического образа рая. Апокрифы вносили дополнительные черты в эту аналогию. Путь старца Агапия – это не только реальное путешествие, пусть и в весьма схематическом географическом пространстве, но прежде всего путь духовный, и тот неоскудевающий чудесный хлеб, который Агапий получает в раю от пророка Ильи, есть реализованная метафора евангельского хлеба, евангельского учения. |
И старец Агапий самоотверженно понес возложенный на него крест. Любовь к ближним, горевшая в нем, была столь же сильна и глубока, как любовь к Богу. Приняв на себя святое дело руководства частью монастырской братии, батюшка все силы свои полагал на удовлетворение их духовных потребностей: разрешал недоумения, наставлял, обличал и вразумлял. Неотступные слезные просьбы многих богомольцев заставили бывшего в то время настоятеля монастыря, игумена Гавриила, благословить старца Агапия открыть двери своей кельи и для лиц мирских, желающих получить от него духовный совет. И Господь, видя веру, искреннее послушание и любовь отца Агапия к ближним, помог верному рабу Своему в этом тяжелейшем труде. Он ущедрил его в известной степени Своим даром духовной прозорливости, который много облегчил старцу его подвиг христианской любви. Между тем, болезни все усиливались, и силы продолжали иссякать. «За одно благодарю Бога, что нет у меня никаких земных попечений. Помаленьку перемогаюсь – надо терпеть. Терпение болезней поставится вместо подвигов» (1, с. писал старец Агапий в 1903 году архимандриту А. За три дня до блаженного своего перехода в иной мир стал он чувствовать себя особенно тяжело, но все-таки не ложился и не делал упущений в совершении своего схимнического молитвенного правила. В 3-м часу ночи 7 апреля 1905 года, когда иноков стали будить к полунощнице, приснопамятный старец Агапий, по обычаю также проснулся, но сказал: «Нет, сегодня мне очень трудно, не могу встать» (1, с. и через полчаса тихо предал свой дух Господу. Было ему тогда 67 лет от роду. Погребение благодатного старца схимонаха Агапия состоялось в Лазареву субботу на братском кладбище. Он один из особопочитаемых валаамских Божиих угодников. Некоторые поучения старца Агапия «Пекитесь о спасении душ ваших, ради Бога не падайте духом, а укрепляйте себя молитвою с живою верою в то, что Господь печется о вашем спасении и на всякий ваш смиренный призыв, по Своему человеколюбию, всегда готов помогать вам». (11, с. 181) |
|