Августовской иконы Божией Матери Храмы в Каталоге написанная в память её явления в 1914 году русским солдатам перед Варшавско-Ивангородской операцией (15 сентября 26 октября 1914 г.), битвой под городом Августов Сувалкской губернии Российской империи (ныне на территории Восточной Польши). По рассказам солдат, в ночь с 7 на 8 сентября они увидели на небе Божию Матерь с младенцем Иисусом Христом на одной её руке, а другая рука указывала на запад. После этого разыгралось большое сражение под Августово, ознаменовавшееся большой победой. В этом сражении ни один из свидетелей явления не погиб. Сообщение об этом было опубликовано в церковной и светской печати и вызвало воодушевление в войсках. С 1915 года появляются первые иконописные изображения этого события. Августы Храмы в Каталоге Мученица Августа (Василисса) Римская, императрица. Приняла христианское учение от Екатерины Александрийской Авентина Бигоррского Храмы в Каталоге Аверкия Иерапольского Храмы в Каталоге Святой равноапостольный Аверкий, епископ Иерапольский, чудотворец, прославился во II веке во Фригии. Авраамия Болгарского Храмы в Каталоге Мученик Авраамий Болгарский, Владимирский чудотворец Авраамия Галичского Храмы в Каталоге Авраамий Галичский (также Галицкий, Чухломский, Городецкий) Авраамия Затворника Храмы в Каталоге Авраамий Затворник, инок Киево-Печерского монастыря, пресвитер. Почитается в лике преподобных Авраамия Смоленского Храмы в Каталоге Преподобный Авраамий Смоленский Авраамия, архимандрита Ростовского Храмы в Каталоге Преподобный Аврамий, архимандрит Ростовский, в миру Аверкий Автонома Храмы в Каталоге Священномученик Автоном, епископ Италийский Агапита Маркушевского Храмы в Каталоге Преподобномученик Агапит Маркушевский, основатель Маркушевского Николаевского монастыря, был сподвижником преподобного Лонгина Коряжемского. |
Заречье (Маркуша, Подмонастырское). Церковь Николая Чудотворца Великорецкого образа бывшего Агапитова Маркушевского Никольского монастыря. Карта и ближайшие объекты Показать только действующие Агапитов Маркушевский Николаевский мужской монастырь. Агапитова мужская пустынь. Описание Зверинского В.В.: «Николаевский-Маркушевский-Агапитов или Муркушевский, мужской, ныне Подмонастырская слобода Вологодской губернии Тотемского уезда, в 115 верстах к северо-востоку от Тотьмы, при впадении речки Маркушевки в речку Тарногу с левой стороны. Основан в 1576 году преподобным иноком Агапитом по чудному явлению ему во время болезни иконы святителя Николая, называемой Великорецкою. Преподобный был убит в 1584 году крестьянами, бросившими тело его в Уфтюгу; но потом братия монастыря разыскала его и положила здесь; память его чтится 21 мая, в день убиения. В церкви сохранилась копия с иконы святителя Николая Великорецкого, принесённой преподобным Агапитом. Упразднён в 1764 году». Агапитова пустыня основана в 1576 году в Кокшенгской четверти Важского уезда на левом берегу Маркуши при её впадении в реку Тарнога. Ныне - деревня Заречье Маркушевского поселения Тарногского района Вологодской области. В 1576 году инок Сольвычегодского Борисоглебского монастыря Агапит после исцеления от тяжелой болезни пришел на реку Маркуша, чтобы основать там обитель. С ним был список с явленной ему во время болезни и спасшей его Великорецкой иконы Николая Чудотворца, который и указал чудесным образом место будущего монастыря. Старец Агапит построил келью и часовню для иконы. В 1578 году Агапит и присоединившиеся к нему иноки срубили две церкви и перенесли Великорецкую икону святителя Николая Мирликийского из часовни в холодную однопрестольную Николаевскую церковь. Придел теплой Благовещенской церкви посвятили праведному Прокопию Устюжскому Христа ради юродивому. В этом же году от царя Иоанна Грозного получено разрешение на владение необжитыми землями вблизи пустыни и на строительство мельницы в 40 верстах западнее обители на реке Лохта в густонаселенном месте. Благосостояние пустыни быстро крепло. Местные жители завидовали хозяйской хватке строителя Агапита и боялись, что монастырь заберёт все их земли. 21 мая 1584 года, во время поездки на мельницу в Лохту, Агапит Маркушевский был убит крестьянами деревни Каликино и тело его сброшено в реку Уфтюга. Убийцы были найдены и казнены. Похоронили старца Агапита между церквями в его пустыни, поставили над могилой часовню. Преподобномученик Агапит Маркушевский - местночтимый святой, празднуется соборная память. |
Из этого описания видно, что преподобный Агапит несколько лет подвизался в Сольвычегодском Борисоглебском монастыре. Но откуда был родом, когда и где пострижен в монашество, и долго ли жил в Сольвычегодске, достоверно неизвестно, хотя и есть предание, что пострижен он был и полагал начало иноческих подвигов в Соловецком монастыре. Вероятно он был пострижеником святаго Филиппа, и вышел из Соловецкаго монастыря после 1568 года, при недостойном преемнике его Паисии. Находясь в Борисоглебском монастыре, преподобный Агапит, в 1576 году, в Марте месяце, сделался тяжко болен и не вставал с постели почти целый месяц. В 27 день болезни, когда она усилилась уже до того, что Агапит потерял надежду на выздоровление, вдруг явилась ему икона святителя Николая, и услышал он голос, приказывающий ему перенести ее в пустое место, на речки Маркушу и Тарнагу, и построить там церковь и обитель иноческую. Мне ли строить церковь и монастырь, когда я не могу встать с постели? – подумал было Агапит, и тотчас же почувствовал себя совершенно здоровым. Изумленный и обрадованный он пал на колени пред явившейся иконой, и обливаясь слезами, долго и пламенно молился и благодарил Бога и угодника Его святителя Николая за свое чудесное исцеление от болезни. Когда Агапит, или за приготовлением необходимаго для пути, или за чем-то другим несколько замедлил в монастыре, то снова услышал тот же голос, повелевающий перенести икону в назначенное ей место, и поспешил отправиться с ней в путь. Во время неблизкаго путешествия из Сольвычегодска до Маркуши, когда Агапиту, не имевшему там ни друзей ни знакомых, ни денег, ни имения на строение церкви, приходила на мысль трудность его предприятия, и начинал он сомневаться в успехе, два раза еще слышал тот же голос. |
Велика слава святых. Приходят новые поколения, меняется лицо земли, но неизменно на священный дозор у границ Отечества встают российские святые Всеволод и Довмонт. Май 21 Агапит Маркушевский, преподобномученик Преподобномученик Агапит Маркушевский несколько лет подвизался в Сольвычегодском Борисоглебском монастыре. Но откуда был родом, когда и где пострижен в монашество и долго ли жил в Сольвычегодске, достоверно неизвестно. В 1576 году, в марте месяце он сделался тяжко болен и не вставал с постели почти целый месяц. На 27-й день болезни, когда она усилилась уже до того, что Агапит потерял надежду на выздоровление, вдруг явилась ему икона святителя Николая и услышал он голос, приказывающий ему перенести ее в пустое место на речку Маркушу и Тарнагу (Тарнаху) и построить там церковь и обитель иноческую. «Мне ли строить церковь и монастырь, когда не могу встать с подумал Агапит и тотчас же почувствовал себя совершенно здоровым. Изумленный и обрадованный, он пал на колени перед явившейся иконой, долго и пламенно молился, обливаясь слезами, и благодарил Бога и святителя Николая за свое чудное исцеление от болезни. Когда Агапит несколько замедлил в монастыре, то снова услышал тот же голос, повелевающий перенести икону в назначенное ей место, и поспешил отправиться с ней в путь. Во время неблизкого путешествия из Сольвычегодска до Маркуши, когда Агапиту, не имевшему там ни друзей, ни знакомых, ни денег, ни имения на строение церкви, приходили помыслы сомнения, то слышал тот же голос. Невидимый спутник как бы хотел показать тем свое присутствие и близость к Агапиту, рассеять его сомнения, ободрить и уверить в своей помощи. И смиренный постник всецело предал себя водительству и Промыслу Божию. |
Все более и более разрастаются монастырские владения, и крестьяне, страшась своего порабощения, считают отшельников личными врагами и часто убивают их. Два преп. Адриана: Андрусовский (1549 г.) и Пошехонский (1550 г.) убиты с целью грабежа. Преп. Агапит Маркушевский(1578 г.) убит крестьянами и тело брошено в реку. Он перед этим ходил в Москву просить благословения у митрополита и земли у царя на мельницу. У этой мельницы и был убит. Далее Симон Воломский (1613 г.) мученически убит крестьянами. Такая же участь постигла Иова Ущельского (1628 г.). Преп. Нил Столбенский (1554 г.) спасся живым из подожженного вокруг него леса. Случайно спасся преп. Арсений Комельский, ученик которого был принят за него и убит. Преп. Диодор Юрьегорский (1624 г.) был изгнан и избит и, наконец, преп. Леонид Устьнедумский, также изгнанный, должен был перенести свою обитель с горы в болото. Преподобный Корнилий Комельский (+ 1537) Сын Феодора Крюкова, боярского рода из Ростова. Преп. Корнилий, пройдя тяжелые аскетические подвиги в Белозерской обители (носил вериги), путешествует в Ростов за младшим братом, чтобы посвятить его в иночество. После этого преподобный принимается странствовать. Он приходит в Новгородские пределы, где архиеп. Геннадий оказывает ему высокое уважение. От славы человеческой он бежит сначала в Тверскую Савватьеву пустынь, а оттуда в Комельский лес. Однажды ему пришлось быть в Москве, где митр. Симон рукоположил его во иереи. После этого в лесу отшельником живет он 19 лет, угрожаемый со всех сторон, со стороны злых людей и разбойников, и только в 60-летнем возрасте строит церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы и основывает обитель. Почти в каждом житии мы видим повторение того же самого: когда один из избранных Богом иноков, пройдя в монастыре внешнюю аскезу, созревает для безмолвия, благословляемый игуменом, или старцем, уходит он в лесные дебри, и, подобно пловцу, бросающемуся в безбрежное море, повергает себя в пучину опасностей и скорбей, связанных с одинокой жизнью в пустыне, что возможно только при полноте веры и всецелому преданию себя Промыслу Божию. |
Вот уж точно: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор. 2, 14). С этой нелогичной церковной точки зрения труд – лишь инструмент для отсечения праздности и лености. Поэтому мы и поставлены Богом в зависимость от труда – чтобы вконец не разлениться. Но христианство никогда не мыслило о труде в обезьяньих эволюционных категориях. Христианство никогда не говорило, что труд сам по себе «облагораживает». Облагораживает тот труд, который соединяется с молитвой, и только по причине соединения с этим высшим духовным трудом. Да, православный человек должен быть добросовестным и старательным работником, но вряд ли он должен быть трудоголиком. Я люблю православных. Да, я встречал всяких, но эти «всякие» встречались всю историю Церкви, начиная от первохристианской общины, и заканчивая нашими днями. Святитель Иоанн Златоуст был осужден неправедным собором православных епископов и умер в ссылке, святителя Епифания Кипрского прямо в алтаре хотел убить диакон, преподобного Адриана Пошехонского убили «по благословению» священника, от рук православных крестьян погиб преподобный Агапит Маркушевский, преподобного Симеона Нового Богослова чуть не выгнали из монастыря собственные монахи… А мелких пакостей и неприятностей, причинявшихся святым от своих же, и вообще исчислить невозможно. Нужно об этом вспоминать, когда тянет поностальгировать на тему «эх, были раньше православные». Несмотря на это я могу сказать, что почти всех людей, которых я почитаю и уважаю, я повстречал в церковной ограде. Крайне редко я могу встретить человека вне Церкви, чья бы нравственность вызывала во мне уважение. |
Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации «Сказание о явлении Великорецкого образа святителя Николая», преподобный Агапит и Николаевский Маркушевский монастырь Публикуется и анализируется ранее не введенный в научный оборот источник: «Сказание о явлении Великорецкого образа святителя Николы и чудеса от него». Сказание дает исследователям уникальные данные о монастырской колонизации и о почитании чудотворных икон на Севере. А. А. Романова, Р. П. Биланчук Основанный преподобным Агапитом Николаевский Маркушевский монастырь, часто именуемый в источниках XVI - начала XX в. Агапитовой пустынью, был одним из многих малых монастырей, возникших в Двинско-Важском регионе в период наиболее активной внутренней колонизации Русского Севера (XV-XVII вв.) На протяжении всего своего существования с 1576 по 1764 г. монастырь оставался достаточно скромной монашеской общиной разделившей судьбу большинства подобных ему обителей Северной Руси во время «учреждения штатов» и превращения их в приходские церкви. Как правило, о подобных обителях, духовное и хозяйственное влияние которых никогда не выходило за рамки небольшого региона, остается крайне скупая информация. Определенную проблему представляет получение сведений об основателях таких монастырей, традиция почитания которых (если таковая сформировалась) поддерживалась лишь устным преданием, опирающимся, в лучшем случае, на созданное местным книжником краткое Житие и описание чудеса, а в большинстве своем - на скудные «черновые» записи и (или) на предания, связанные с местом погребения местночтимого подвижника. Вместе с тем ведение в научный оборот новых источников по истории малых северных монастырей, равно как и привлечение к исследованию уже известных данных, способствует лучшему пониманию истории Русского Севера в Средневековье и Новое время. |
Среди местных жителей бытовало также предание о том, что, когда воздвигалась церковь, прп. Агапит рубил бревна, а храм строился сам собой. Получило развитие и записанное в «Истории вкратце...» предание о веригах, чудесным образом указавших место гибели старца. Случайная находка крестьянами из «Ваймежских деревень» или «Ваймежа» (части Шевденицкой волости Тотемского уезда, располагавшейся в долине реки Уфтюги) «каких-то цепей», вымытых рекой из берега, дало повод местным жителям считать, что этот предмет имеет прямое отношение к прп. Агапиту. «Для объяснения появления их [цепей],- отмечал в своих наблюдениях этнограф М. Б. Едемский,- создалась легенда о том, что эти цепи носил, как вериги, препод[обный] Агапит Маркушевский, которого убили в Заборье и вериги которого впоследствии уплыли оттуда по Уфтюге (верст за 20) и остановились в Ваймеже». В конце «Истории вкратце...» сообщается о постройке братией «молитвенного храма» (часовни) над гробницей «в воспоминание подвигов и чудес блаженного». В «Истории вкратце...» старец Агапит назван блаженным, преподобным, святым, хотя канонизации его не было. Основатель Маркушевского монастыря вошел в Собор Вологодских святых только в 1-й половине XIX в. при этом и ранее, и в позднейшее время он оставался местночтимым святым. Свидетельства о чудесах у его гробницы или служба ему не известны, не встречается его имя и в рукописных и в «Книге, глаголемой описание о российских святых». Нет сведений и о создании иконописного образа святого. В 1758 г. мощи прп. агапита были перенесены в Никольский собор, построенный на месте сгоревшего. В 1850 г. останки святого были помещены в новопостроенную каменную Благовещенскую церковь, на раке святого хранились его вериги, обретенные в Уфтюге; в местном ряду иконостаса храма находился Великорецкий образ свт. |
Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Aranum Маркушевский, прмч. Описания иконы Агапит Маркушевский, прмч. - житие Не много дошло до нас сведений об этом святом подвижнике и страдальце, и тем обязаны мы довольно редкому и странному случаю. В 1712 году, новопосвященный холмогорский епископ Варнава, отправившись из Москвы в свою епархию, от Вологды плыл в лодке по реке Сухоне, и когда достиг Березовой слободки, принужден был остановиться; так как это было уже около половины Октября и река начала замерзать и покрываться льдом. Чтобы дождаться зимняго саннаго пути, переехал он со всею своею свитою из слободки в Маркушевский Никольский монастырь, находившийся в 15 верстах от Сухоны, и пробыл в нем три недели. Разспрашивая о начале монастыря и достопамятных происшествиях в нем бывших, он узнал, что нет о том в монастыре никакого описания, и потому лицам способным из своей свиты приказал пересмотреть монастырский архив, и сколько возможно было на основании найденных грамот и разных записей монастырских, составить описание жизни основателя монастыря и чудес, происходивших от принесенной им иконы святителя [...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Образ преподобного Агапита Маркушевского в иконостасе церкви Агапита Маркушевского в Нюксенице Вологодской области. 12 мая 2012 года Файл 19523.jpg: Размер: 580x800, 0.46 MPix, 147 Kb. Дата: 2012-09-08, анонимно. Рейтинг изображения: 8 (120) , (0) . |
Искать Преподобномученик Агапит Маркушевский Преподобномученик Агапит Маркушевский , основатель Маркушевского Николаевского монастыря, был сподвижником преподобного Лонгина Коряжемского . Находясь в Сольвычегодской Борисоглебской обители, он во время болезни удостоился явления ему иконы Святителя Николая, от которой исцелился. Отправившись на место, указанное в видении, он построил там сначала часовню, а когда возникла обитель, в 1578 году соорудил две церкви – во имя святителя Николая и в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Местные жители хотели уничтожить обитель. Они убили преподобного Агапита 21 мая 1584 года и бросили его в реку. Иноки нашли тело и предали погребению между храмами, поставив на месте погребения часовню, а на гробницу положили вериги святого. Впоследствии мощи были перенесены и находились под спудом в монастырском храме. В 1712 году Холмогорский епископ Варнава благословил братию собирать сведения о жизни преподобного Агапита и о чудесах от Великорецкой иконы. По его благословению, в 1715 году написано житие преподобномученика Агапита. Иконописный подлинник Вологда. До 2004. Тотемские свв. (фрагмент). Икона. Вологда. До 2004 г. Новый сводный иконописный подлинник, подготовленный Иконописной школой при Московской Духовной академии http://www.mpda.ru/ |
|