Возвратившись к князю, он рассказал ему все, что видел у блаженного и что слышал от него; и все уразумели, что это истинный раб Божий, ищущий награды от одного Бога, а не от людей. Князь же, не осмеливаясь ослушаться святого, начал раздавать нищим щедрую милостыню. После многих богоугодных трудов и подвигов, впал в болезнь и сам безмездный врач, блаженный старец Агапит. Узнав об этом, вышеупомянутый врач армянин пришёл посетить его и начал спорить с ним о врачебном искусстве, спрашивая, каким средством лечится недуг Агапита. Блаженный ответил: «Тем, каким подаёт здравие Сам Господь, врач души и тела». Армянин счёл его совершенно не знающим врачевания и сказал сопровождавшим его: «Он ничего не знает в нашем искусстве». Потом, взял его за руку и сказал: «Говорю истину: на третий день он умрёт; если изменится слово мое, то я изменю, жизнь мою, и сам стану таким же монахом». Блаженный с горячностью сказал: «Так вот способ твоего врачевания: больше говорить о смерти, чем о помощи! Если ты искусен, дай мне жизнь; если не можешь этого, зачем унижаешь меня и осуждаешь на смерть в третий день? Меня же известил Господь, что через три месяца отойду я к Нему». Снова сказал ему армянин: «Вот, ты уже весь изменился; такие никогда не выживают дольше трех дней». Св. Агапит был действительно в крайнем изнеможении, так что без посторонней помощи не мог двинуться. Между тем к блаженному Агапиту, самому сильно болящему, принесли для исцеления некоего больного из Киева. Блаженный с Божьею помощью немедленно встал, как бы и вовсе не болел, взял обычную свою траву, которую вкушал, и показал армянину, говоря: «Вот трава, которою я врачую: смотри и разумей». |
Но Агапит, не желая земной славы, скрылся; тогда князь отдал игумену принесенное для угодника Божия золото. Но спустя немного времени, тот же Владимир снова послал одного из своих бояр со многими дарами к блаженному Агапиту. Посланный нашел святого Агапита в келлии и положил пред ним подарки князя. Блаженный сказал ему: никогда, ни от кого и ничего не брал я (за исцеление), потому что исцелял силою не своею, но Христовою; не требую этого и ныне. Боярин отвечал: Пославший меня знает, что ты ничего не требуешь; но умоляю тебя прими это, чтобы утешить сына твоего, которому чрез тебя Бог даровал здравие; дар же отдай, если тебе угодно, нищим. Старец отвечал ему: ты так говоришь, то приму с радостью. Скажи пославшему тебя, что и прочее, что у него чужое, и ничего не возьмет он с собою, когда будет расставаться с жизнью; поэтому пусть и остальное раздаст он нищим. Ибо Сам Господь, Который находится среди обездоленных, избавил его от смерти, я же сам по себе никакого успеха не имел бы; и прошу, чтобы он не ослушался этих наставлений моих, дабы не пострадать более сильно. С такими словами блаженный Агапит взял принесенное золото и вышел с ним из келлии, как бы для того, чтобы спрятать его; вынес и бросил, сам же бежал и скрылся. Спустя немного времени боярин вышел, увидел брошенные пред воротами дары, поднял и отдал игумену Иоанну. Возвратившись к князю, он рассказал ему всё что видел у блаженного и что слышал от него; и все уразумели, что истинный раб Божий, ищущий награды от одного Бога, а не от людей. Князь же, не осмеливаясь ослушаться святого, начал раздавать нищим щедрую милостыню. После многих богоугодных трудов и подвигов, впал в болезнь и сам безмездный врач, блаженный старец Агапит. |
Передай же пославшему тебя, что и все прочее, что он имеет чужое, и ничего не может он взять с собой, отходя из жизни, так пусть раздаст то нищим. Ибо Господь, Который Сам находится среди них, избавил его от смерти. Я же не сделал ничего. Прошу его не ослушаться меня в том, чтобы не пострадать больше . Сказав это, Агапит взял принесенное золото, как бы для того, чтоб спрятать, вынес его из келии, бросил, а сам побежал и скрылся. Боярин же, вышедший вскоре, увидел все дары брошенными пред вратами. Он подобрал их и отдал игумену Иоанну. Вернувшись к князю, он рассказал ему о блаженном все, что видел и слышал, и все поняли, что он истинный раб Божий, ожидающий награды только от Него одного, а не от людей. И князь, не осмеливаясь ослушаться святого, стал щедро раздавать имение свое нищим. После многих трудов и богоугодных подвигов разболелся сам безмездный врач этот, блаженный старец Агапит. Узнав это, вышеупомянутый врач-армянин пришел посетить его и завел с ним разговор о врачебном искусстве, спрашивая его, каким зелием лечится такой недуг. Отвечал блаженный: Тем, которым сам Господь, как врач души и тела, подаст здравие . Армянин понял, что он не сведущ во врачевании и сказал своим: Ничего не умеет этот человек в нашем искусстве . Потом, взяв его за руку, сказал: Истину говорю я: на третий день он умрет. Если же переменится мое слово, тогда я переменю свою жизнь и стану сам таким же монахом . Блаженный же с гневом сказал: Таков ли способ твоего лечения, что больше говоришь ты о смерти, чем о помощи. Если ты искусен - дай мне жизнь. Если же это не в твоей власти, что досаждаешь мне, приговаривая меня к смерти через три дня? Бог оповестил меня, что я отойду к нему по истечении трех месяцев . Армянин снова сказал: Ты уже весь изменился; такие, как ты, не живут никогда дольше третьего дня . Старец так изнемог, что уже сам собой не мог двигаться. |
Блаженный, подав этому умирающему монастырской пищи, сотворил его здоровым и избавил осужденного от смерти. После того иноверец вооружается против Агапита еще сильнее: он научает своих единоверцев уморить монаха ядом. Но блаженный пил без вреда, ни мало не страдая. Весть Господь благочестивыя от напасти избавляти 2, 9). Он сказал: «Аще что и смертное испиют, не вредит их; на недужныя руки возложат и здрави будут». После многих трудов и подвигов богоугодных разболелся сам безмездный врач, блаженный старец Агапит. Врач-армянин пришел тогда к нему, как бы для посещения, и стал спорить с ним о врачебной хитрости, спрашивая: «Каким зелием врачуется этот недуг?» Блаженный отвечал: «Тем, какое укажет Врач души и тела». Тогда армянин, считая преподобного за невежду во врачевании, сказал своим: «Он ничего не понимает в этом искусстве». Затем, взяв св. Агапита за руку, сказал: «Истинно говорю тебе, что в третий день ты умрешь. Если же изменится слово мое, то сам я изменю жизнь мою и буду таким же монахом, как ты». Блаженный отвечал: «В этом ли состоит твое искусство? Ты говоришь о смерти, а не о помощи твоей. Если ты искусен, то исцели меня; если же не можешь, то что укоряешь меня, предсказывая через три дня смерть; ибо Господь возвестил мне, что отойду к Нему только через три месяца». «Ты изменился уже весь и возразил и такие не могут прожить более 3-го дня». Между тем принесли блаженному Агапиту, столь больному самому, некоего болящего из города Киева для исцеления. Блаженный пречудной Божией помощью тотчас встал, как будто и не болел, и, взяв обычное свое зелие, употребляемое в пищу, показал армянину, говоря: «Вот зелие врачевания моего, виждь и разумей». |
Агапита Печерского Храмы в Каталоге Преподобный Агапит Печерский, врач ( лечец ) безмездный, родом из Киева, постриженик и ученик преподобного Антония Печерского Агапия мученика Храмы в Каталоге Агапий Римский – сын великомученика Евстафия, христианский мученик, пострадавший в Риме в гонение императора Адриана. Агафии Катанской Храмы в Каталоге Святая мученица Агафия была дочерью именитых и богатых родителей христиан из города Катании Агафона Печерского Храмы в Каталоге Православный святой, монах Печерского монастыря, преподобный. Агафопуса Критского Храмы в Каталоге Мученик Агафопус Критский, один из десяти Критских мучеников. Агнии Храмы в Каталоге Святая мученица Агния родилась в Риме в III веке от христианских родителей и была воспитана ими в правилах христианской веры. Агриппины мученицы Храмы в Каталоге Святая мученица Агриппина, родом римлянка, не пожелала вступать в брак, всецело посвятив свою жизнь Господу. Адриана и Наталии Храмы в Каталоге Адриан Никомидийский и его жена - Наталия Адриана Ондрусовского Храмы в Каталоге Преподобный Адриан Ондрусовский (в миру дворянин Андрей Завалишин) Адриана Пошехонского Храмы в Каталоге Адриан, игумен Пошехонский Азовской иконы Божией Матери Храмы в Каталоге Икона Божией Матери написана в память о русско-турецкой войне на Азовском море 1735 – 1739 годов. Пресвятая Богородица изображена на фоне двуглавого орла – герба Российской империи: святой великомученик Георгий Победоносец поражает змия, символизирующего Турцию. По сторонам от Богородицы расположены святые молитвенники за землю русскую, внизу – русское воинство. В нижней части изображены освобождённые города и русские крепости на Азовском море. Акафистной иконы Божией Матери Храмы в Каталоге Икона Божией Матери Акафистная находится в Хилендарском соборном иконостасе. |
Храмы в Каталоге Святые целители и бессребреники: Святой великомученик и целитель Пантелеимон (день памяти 27 июля/ 9 августа); Святые бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан Асийские (день памяти 1/ 14 ноября); Святые бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан Римские (день памяти 1 / 14 июля); Святые бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан Аравийские (день памяти: 17/30 октября); Святые бессребреники и чудотворцы Кир и Иоанн (дни памяти: Январь 31/13 февраля, Июнь 28/11 июля (Перенесение мощей)); Святитель Василий Острожский, митрополит Захолмско-Герцеговинский (день памяти: память 29 апреля / 12 мая); Священноисповедник Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Крымский и Симферопольский (день памяти: 29мая/11 июня); Святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский, чудотворец (день памяти: 19 июня/2 июля); Преподобный Давид Гареджийский (день памяти: 7 мая /20 мая); Агапит Печерский, врач безмездный, в Дальних пещерах почивающий (день памяти 1/14 июня) Всех Святых земли Белорусской Храмы в Каталоге Всех Святых земли Болгарской Храмы в Каталоге Собор всех Болгарских святых, празднование Болгарской Православной Церкви в честь святых Болгарской земли Празднуется во 2-ю неделю по Пятидесятнице Празднование в честь всех святых, просиявших в Болгарской земле, было установлено Болгарской Православной Церковью в 1954 году Всех Святых земли Владимирской Храмы в Каталоге Всех Святых, в земле Казанской просиявших Храмы в Каталоге Всех Святых, в земле Российской просиявших Храмы в Каталоге Всех Святых, в земле Ростово-Ярославской просиявших Храмы в Каталоге Всех Святых, в земле Рязанской просиявших Храмы в Каталоге Всех Святых, в земле Санкт-Петербургской просиявших Храмы в Каталоге Всех Святых, в земле Сибирской просиявших Храмы в Каталоге Всех Святых, чтимых Церковью 4 апреля Храмы в Каталоге Иосиф Песнописец, Георгий Пелопоннесский, Зосима Ворбозомский, Зосима Палестинский, Исидор Севильский и другие, почитаемые Православной Церковью 4 апреля. Совместное почитание сложилось в память дня чудесного избавления императора Александра II от смерти после покушения на него террориста Каракозова, произошедшего 4 апреля |
ИСАИЯ (XI-XII вв.), прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 15 мая, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих и в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) АВРААМИЙ ЗАТВОРНИК (не ранее 2-й трети XIII - нач. XIV в.), прп., Киево-Печерский (пам. 29 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АВРААМИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 21 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АГАПИТ, ВРАЧ БЕЗМЕЗДНЫЙ (XI в.), прп. (пам. 1 июня; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), монах Киево-Печерского монастыря АЛЕКСИЙ ЗАТВОРНИК Киево-Печерский, прп., в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 апр., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, в неделю 2-ю Великого поста – в Соборе святых, в Малой России просиявших) АММОН КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ (XIII в.), в Дальних пещерах почивающий, странник, прп. (пам. 4 окт., 28 авг..- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АНАТОЛИЙ ЗАТВОРНИК прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 3 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АНАТОЛИЙ ЗАТВОРНИК прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 3 июля, в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) |
Основатели Печерской обители прославились как при своей жизни, так и после смерти многими чудесами, особенно дарами помощи в скорбях, исцелений, изгнания злых духов. Скончался преподобный Антоний в возрасте 90 лет от рождения, в 1073 году. Его святые мощи положены были в пещере под монастырем, где преподобный провел в непрестанной молитве последние 16 лет своей жизни и они, как говорится в житии, «подобно мощам Моисея»... сокрыты от зрения людей. 127 В 1074 году скончался преподобный Феодосий. Через восемнадцать лет, 14 августа 1092 года, его нетленные мощи были перенесены в великую Успенскую церковь Печерского монастыря. Среди иноков Печерского монастыря было немало святых подвижников, достигших высокого духовного совершенства и благодатных дарований. Преподобный игумен Феодосий принимал в число братии людей самого разного звания и происхождения. Среди них были киевляне, выходцы из Полоцка, Чернигова и других русских городов, варяги, угры (венгры), армяне, крещенные половцы и даже сирийцы; были выходцы из княжеских родов, бывшие бояре и дружинники, купцы и крестьяне. Киево-Печерский Патерик содержит жития многих святых иноков обители, живших в Киевский период. Никола-Святоша (Святослав), князь Черниговский, употребивший все свои богатства на строительство церквей и милостыню бедным, сам пребывал в обители в непрестанном труде и молитве. Преподобный Прохор Лободник совершал особый подвиг постничества – не ел ничего, кроме хлеба, приготовленного им самим из травы лебеды. Когда в Киеве настал голод, Прохор стал кормить своим хлебом многих нуждающихся, причем вкус этих лепешек из лебеды оказался приятен и сладок. Преподобный Агапит известен как «безмездный» (т.е. не берущий платы) врач, который исцелял больных молитвой и отваром из овощей, составлявших его пищу. Преподобный Григорий Чудотворец , один из любимых учеников преподобного Феодосия, отличался великим смирением и кротостью, и приобрел особый дар молитвы, благодаря чему изгонял бесов и наказывал грабителей, покушавшихся похитить церковные сосуды. |
Гибнет Георгий (1015 г.), пытаясь телом своим прикрыть убиваемого князя; Ефрем (1053 г. Память 28 января (10 февраля) и 11 (24) июня) основывает монастырь на берегу р. Тверцы и доставляет туда нетленную главу брата. Моисей (1043 г., 26 июля, 8 августа), замечательный красавец, сохранивший чистоту после испытаний, подобных пережитому библейским Иосифом, изуродованный озлобленной полькой, кончает жизнь свою праведным иноком Киево-Печерской лавры. Великие создатели обители: началоположник ее преподобный Антоний г., 10 (23) июля), непрестанный исповедник братской любви, и преподобный Феодосии г., 3 (16) мая), «начальник общего жития монашеского в России,» подвижник, устроитель, строгий обличитель иудеев… Преподобный Нестор летописец 1114 г., 27 октября (9 ноября). Прочие святые угодники Печерские, преподобные: Исаакий 1090 г., 14 (27) февраля), бывший богатый купец, в иночестве выдержавший жестокую брань с бесами, первый русский Христа ради юродивый; Иоанн Многострадальный 1160 г., 18 (31) июля), закапывавший себя в землю, имевший дар различать в совершенной тьме; Пимен Многоболезненный г., 7 (20) августа), никогда не роптавший, перед самою смертью освобожденный от страданий; Никита, впадавший сначала в прелесть гордыни, обольщенный диаволом, исцеленный молитвою иноков, смирившийся и ставший впоследствии чтимым епископом Новгородским г., 31 января (13 февраля); Прохор Лебедник г., 10(23) февраля), питавшийся просфорой и хлебом из лебеды; Дамиан Пресвитер, г., 5(18) октября), великий целитель; Агапит г., 1 (14) июня), безмездный врач; Дионисий Щепа, блюститель пещер, коему в Светлый праздник на возглас «Христос Воскресе» ответствовали пойи-вавшие в пещерах угодники; Никола Святоша г., 14 (27) октября), правнук Ярослава Мудрого, первый инок из князей, великий подвижник, умиротворитель князей; святой инок князь Щор Олегович (5 (18) июня), убитый в 1147 году киевлянами; Тарк гробокопатель XII в., 29 декабря (11 января); Алипий г., 17 (30) августа), замечательный иконописец, «доброе извык хытрости иконней, иконы писать хитр бе зело,» отличавшийся смирением, незлобием сердца, терпением, исцелявший помазанием краски; Евстратий Постник (28 марта (10 апреля), замученный в 1096 году корсу неким жидом на кресте по образу Христа Спасителя… Спиридон и Никодим просфорники XII в., 31 октября (13 ноября), кротостью и послушанием стяжавшие дар чудотворе-ния; Арефа затворник, г., 24 октября (6 ноября), избавленный от греха любостяжания и многие, многие, просиявшие в великой лавре Киевской. |
(Уроки из его жизни: а) врачевание болезней есть дар Божий и б) в болезни должно прибегать с молитвой к Богу) ублажаемый преп. Агапит подвизался в Киевских пещерах, под руководством преп. Антония; иноческим подвигам своим преподобный присоединил подвиг безмездного служения страждущим от болезни. Заболевал ли кто из преподобный тотчас спешил оказать помощь и оставался у одра болящего до тех пор, пока больной не выздоравливал. Преподобный со всем усердием служил заболевавшему брату, сам поднимал его с постели, укладывал, переносил с одного места на другое, и все это сопровождалось молитвой об исцелении болящего. Средства, употребляемые преподобным к уврачеванию, были самые простые, и даже обыкновенные растения, употребляемые в пищу, давались больному, и по силе веры и молитвы преподобного оказывали действительную помощь в самых тяжких болезнях. Слава врачевания преп. Агапита далеко распространилась, и многие недужные приходили к нему и получали пользу. Тем же, которые упрашивали его придти для врачевания больных в город или окрестные места, он всегда отказывал, строго держась своего монашеского обета не выходить из монастыря и боясь, чтобы снисканием славы человеческой не повредить своему спасению; ибо он глубоко веровал, что сила исцелений заключается не столько во врачебном искусстве, сколько в благодатной помощи, низводимой смиренной молитвой. Так, когда Черниговский князь Владимир Всеволодович, находясь в тяжкой болезни и слыша об успехах врачевания преп. Агапита, послал просить его к себе, преподобный решительно отказался, но с посланным от князя боярином отправил растение от брашна своего, и больной скоро и совершенно выздоровел. Князь сам приехал в Печерский монастырь, чтобы отблагодарить своего избавителя, но преподобный скрылся и принесшим ему от князя дары, не приняв их, сказал: «я никогда ни от кого ничего не брал; ибо не мое искусство, но сила Христова исцеляет болящих». Этот безмездный врач и молитвенник скончался в глубокой старости около по Р.Х. в Антониевой пещере. |
|