Ими стали протоиерей Тульской Спасо-Преображенской церкви Мефодий Троицкий , священник Тульской Покровской церкви Александр Романов и священник села Хилкова Крапивенского уезда Афанасий Корсунский . Устав 1867 года просуществовал менее 20 лет, в 1884 году утверждён был новый, согласно которому выборное начало было отменено, значение епархиального преосвященного увеличено, состав правления уменьшен. После революционных событий 1917 года помещения духовных учебных заведений были конфискованы. Тульская духовная семинария была закрыта в начале 1918 года. Все ее здания и сооружения были переданы 17-й Тульской пехотной школе комсостава. Преподаватели бывшей семинарии оказались на улице. Судьба многих из них трагична. В 1995 году в Туле были открыты Пастырские курсы с двухгодичным сроком обучения. 7 марта 2000 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви Пастырские курсы были преобразованы в Тульское духовное училище с трёхгодичным обучением. Училище ютилось в тесном одноэтажном здании на территории Всехсвятского кафедрального собора. 14-16 сентября 2001 года состоялся визит в Тульскую епархию патриарха Московского и всея Руси Алексия , во время которого администрация области и города передала в дар Тульской епархии комплекс зданий Тульской семинарии. 6 октября 2001 года постановлением Священного Синода Тульское духовное училище преобразовано в духовную семинарию с пятилетним сроком обучения. Ректоры Галактион (Пономарев) (1801) 1802 - 1807 – нет ректора, функционирует семинарское правление: протоиерей Иоанн Покровский ; с 1804 г. вместе с ним – кафедральный протоиерей Василий Протопопов и соборный иерей, учитель богословия Уар Ненарокомов . Киприан (Никитин) (14 января 1807 - 1814) Моисей (Сахаров) (1820 - 1825) Павел (Моркович) (1825) Агапит (Вознесенский) (1826 - 1829) Стефан (Зелятров) (1829 - 1833) Варлаам (Успенский) (17 января 1833 - 10 марта 1834) Никон (Щеглов) (1834 - 1843) Анастасий (Лавров) (1843 - 1850) Никандр (Покровский) (1 мая 1850 - 1859) Андрей (Поспелов) (11 августа 1859 - 1868) Романов Александр Иванович (1868 - 1895) Филарет (Никольский) (1895 - 1898) Феодосий (Феодосиев) (1899 - 1903) Георгий (Ярошевский) (1903 - 1906) Артемий (Лебедев) (4 августа 1906 - 16 сентября 1906) Алексий (Симанский) (16 сентября 1906 - 1911) Корнилий (Соболев) (1 ноября 1911 - 1917) Павлушков Петр Иванович (30 сентября 1917 - 1918) Кирилл (Наконечный) (6 октября 2001 - 26 декабря 2002) Алексий (Кутепов) (26 декабря 2002 - 4 апреля 2019) Евфимий (Моисеев) (4 апреля 2019 - 29 декабря 2021) Алексий (Кутепов) (29 декабря 2021 - 24 марта 2022) и/о, митр. |
Владыка Мелетий был основателем Алтайской миссии, в которой при нем начал свои подвиги первый алтайский миссионер архимандрит Макарий Глухарев, ушедший на покой в 1843 г, и скончавшийся в Болховском Троицкого Оптина монастыре в 1847 г. Владыка же Мелетий совместно с Тобольским высокопреосвященным Афанасием исхлопотал образование Томской и Енисейской епархии, которая открыта в 1834 г., а также Камчатской епархии, открытой в 1740 году, на которой первым епископом состоялся знаменитый Иннокентий Вениаминов . Тогда же были образованы владыками дли просвещения якутов духовные миссии с двумя походными церквами – Благовещенскою и Николаевскою. Первый Томский епископ Агапит Вознесенский, святительствовавший с 12 августа 1834 г. по 10 июня 1841 г., принимал вместе с тобольским владыкою Афанасием деятельное участие по борьбе против раскольников всевозможных сект, населявших обе епархии. Святительские братские послания к раскольникам, распространенные во множестве, производили сильное впечатление на простонародье и не мало душ сберегли от ада. Владыки прилагали особые заботы к распространению единоверия и при них возникли в Сибири первые единоверческие церкви. Во дни названных архипастырей удостоилась Сибирь первого Высочайшего посещения: – Августейший Наследник Престола Цесаревич Александр Николаевич в 1837 г. обозревал Западную Сибирь до Ялуторовска и Кургана и, убедившись по докладу Тобольского владыки Афанасия, в эксплуатации евреями религиозной вражды между православными и раскольниками, отдал личное приказание о воспрещении евреям селиться в Сибири, что потом было подтверждено особым указом. По перемещении Иркутского епископа Мелетия в 1835 г. в Харьков был его преемник Иннокентий Александров с 22 июля 1835 г. дот 23 апреля 1838 г. К этому времени Камчатская область была для административных властей землею забвенною. |
Сведения об его процессе и о несправедливостях к нему подробно изложены в 35–37 том. «Рус. Старины» и в «Восточном Обозрении» за 1882 г., 31. После Иринея на Иркутскую кафедру вступил 18 июня 1831 г. архиепископ Мелетий Леонтович. В то же время в Тобольске после владыки Павла Морева (Павлова), занимавшего кафедру с 7 августа по 18 декабря 31 г., святительствовал архиепископ Афанасий Протопопов с 24 января 1832 г. по 21 сентября 1842 г. Иркутский Архипастырь Мелетий – миссионер по призванию и аскет в личной жизни известен своим знаменитым в свое время «ставленническим катехизисом» и не менее знаменитым пастырским воззванием к бурятским родоначальникам («Ир. Еп. Вед.» 1872 г.). Это послание представляет первое в истории церковного проповедничества убедительное обличение низменного ламаизма и потому много способствовало к сокращению успехов этого темного языческого иезуитизма. Пламенная борьба против беспредельного владычества лам чуть не стоила ему жизни: подосланный ламаитами убийца был схвачен в то самое время, когда ломился в келию высокопреосвященного. Владыка Мелетий был основателем Алтайской миссии, в которой при нем начал свои подвиги первый алтайский миссионер архимандрит Макарий Глухарев, ушедший на покой в 1843 г. и скончавшийся в Болховском Троицкого Оптина монастыре в 1847 г. Владыка же Мелетий совместно с Тобольским высокопреосвященным Афанасием исхлопотал образование Томской и Енисейской епархии, которая открыта в 1834 г. Первый Томский епископ Агапит Вознесенский, святительствовавший с 12 августа 1834 г. по 10 июня 1841 г., принимал вместе с тобольским владыкою Афанасием деятельное участие по борьбе против раскольников всевозможных сект, населявших обе епархии. |
Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В годовщину интронизации Блаженнейшего митрополита Киевского Онуфрия в Киево-Печерской лавре отслужили Литургию 17 августа отмечалась первая годовщина интронизации предстоятеля Украинской Православной Церкви августа, когда отмечалась первая годовщина интронизации предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, в Успенском соборе Успенской Киево-Печерской Лавры была совершена торжественная Божественная литургия. Богослужение возглавил Блаженнейший митрополит Онуфрий. Его Блаженству сослужили митрополиты Хустский и Виноградовский Марк, Донецкий и Мариупольский Иларион, Каменец-Подольский и Городокский Феодор, Вышгородский и Чернобыльский Павел, наместник Успенской Киево-Печерской Лавры; Луганский и Алчевский Митрофан, председатель ОВЦС Украинской Православной Церкви; Тернопольский и Кременецкий Сергий, Хмельницкий и Староконстантиновский Антоний, Черкасский и Каневский Софроний, Николаевский и Очаковский Питирим, Белоцерковский и Богуславский Августин, Винницкий и Барский Симеон, Криворожский и Никопольский Ефрем, Херсонский и Таврический Иоанн, Черниговский и Новгород-Северский Амвросий, Могилев-Подольский и Шаргородский Агапит, Харьковский и Богодуховский Онуфрий, Святогорский Арсений, наместник Свято-Успенской Святогорской Лавры; Горловский и Славянский Митрофан, Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр; архиепископы Белогородский Николай, Уманский и Звенигородский Пантелеимон, Запорожский и Мелитопольский Лука, Житомирский и Новоград-Волынский Никодим, Владимир-Волынский и Ковельский Владимир, Яготинский Серафим, Сумской и Ахтырский Евлогий, Кировоградский и Новомиргородский Иоасаф, Макаровский Иларий, Ровеньковский и Свердловский Пантелеимон, Городницкий Александр, Роменский и Буринский Иосиф, Днепродзержинский и Царичанский Владимир, Северодонецкий и Старобельский Никодим; епископы Угольский Антоний, Джанкойский и Раздольненский Алипий, Львовский и Галицкий Филарет, Боярский Феодосий, Кременчугский и Лубенский Николай, Обуховский Иона, Банченский Лонгин, Конотопский и Глуховский Роман, Ирпенский Климент, Бородянский Варсонофий, Фастовский Дамиан, Вознесенский и Первомайский Алексей, Александрийский и Светловодский Боголеп, Васильковский Николай, Хотинский Евсевий, Ивано-Франковский и Коломыйский Тихон, Золотоношский Иоанн и Шумский Нафанаил, а также многочисленное духовенство из разных регионов Украины. |
Вот что заявил бывший предстоятель УАПЦ «митрополит» Макарий (Малетич) по итогам «синода» журналистам сайта «Главком» : один человек, который дальше не сдается и руководит так, как ему нравится, и все. Я сказал (на собрании) свое мнение как бывший предстоятель, чтобы такого больше не было, потому что никто ни с кем не советовался (относительно назначений членов Синода. – Главком – продолжает Макарий критиковать патриарха Филарета. Митрополит даже не исключает обжалования принятых решений. много последствий есть. Есть архиереи, пусть обращаются, если желают, к Вселенскому патриарху. Это их Православный украинский блогер Александр Вознесенский прокомментировал прошедшее мероприятие : «По сути все предсказуемо. Филарет правит балом исходя из того, что УПЦ КП рулит и педалит. Макария это бесит, т.к. он в этой структуре почти никто. Макарий со своим замечательным характером сейчас еще с десяток интервью даст, а через 2–3 таких заседания начнет поднимать риторику о том, что так дальше сосуществовать невозможно. Хотя, может, и раньше. И тут же начнет писать пачки писем турецкому патриарху. Его проигнорят, Филарет ему скажет: на результат и знай свое после чего обида уже будет расти в геометрической прогрессии». Кадровые назначения Но с какими бы сложностями ни проходило заседание «синода», кадровые назначения были сделаны. Постоянными членами «синода» на некий «переходный период» стали бывшие предстоятели «церквей»: Филарет – от УПЦ КП, Макарий – от УАПЦ и Симеон как бывший представитель УПЦ МП. Что это за «период» и сколько он продлится, точно не ясно. Кроме них в «синод» вошли: «митрополит Львовский и Сокальский» Димитрий (Рудюк), «архиепископ Черниговский и Нежинский» Евстратий (Зоря), «митрополит Черкасский и Чигиринский» Иоанн (Яременко), «архиепископ Полтавский и Кременчугский» Феодор (Бубнюк), «архиепископ Ровенский и Острожский» Иларион (Процик), «архиепископ Черновицкий и Хотинский» Герман (Семанчук), «архиепископ Вышгородский» Агапит (Гуменюк), «епископ Днепропетровский и Криворожский» Симеон (Зинкевич) и «архиепископ Донецкий и Мариупольский» Сергий (Горобцов), которого не было на заседании. |
Святейший Патриарх Алексий и Митрополит Лавр посетили торжественный прием в Кремле, посвященный подписанию Акта о каноническом общении Фото: Патриархия.Ru В приеме приняли участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, постоянные члены Священного Синода: митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси Филарет, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, Калужский и Боровский Климент, Кишиневский и всея Молдовы Владимир, временные члены Синода: митрополит Рижский и всея Латвии Александр, епископы Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф, Ставропольский и Владикавказский Феофан, Саратовский и Вольский Лонгин, Якутский и Ленский Зосима, а также члены комиссий — архиепископ Корсунский Иннокентий и епископ Верейский Евгений. Со стороны Русской Зарубежной Церкви участвовали Первоиерарх РПЦЗ Митрополит Лавр, архиепископы Сиднейский и Австралийско-Новозеландский Иларион, Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл, епископы Домодедовский Евтихий, Женевский и Западно-Европейский Михаил, Штутгартский Агапит, Кливлендский Петр. Также в приеме приняли участие первый вице-премьер Дмитрий Медведев, глава Администрации Президента РФ Сергей Собянин, министр массовых коммуникаций и культуры РФ Александр Соколов, духовенство РПЦ и РПЦЗ. Приветствуя гостей, президент Путин отметил важность отношений и сотрудничества, сложившихся у Церкви и государства. Святейший Патриарх Алексий в своем слове отметил, что воссоединение Русской Церкви произошло во многом благодаря личному вкладу Президента, который в 2003 году встретился с Митрополитом Лавром и членами Архиерейского Синода РПЦЗ. Он поблагодарил В.В. Путина за прием, устроенный в Грановитой палате Московского Кремля. «Со стен Грановитой палаты на нас взирают наши предки, которые посвятили служению Отечеству свои жизни, – сказал, в частности, Святейший Патриарх Алексий. – Я желаю Вам, глубокоуважаемый Президент, многой помощи Божией в Вашем служении Отечеству и народу России на многая и благая лета». |
Агапит, епископ Томский и Енисейский (Вознесенский Семен Саввич) Родился в 1793 году в семье священника в Калужской губернии. В 1815 году, по окончании курса Калужской духовной семинарии, поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1819 году окончил академию со степенью кандидата богословия и был определен профессором Полтавской духовной семинарии. 14 сентября 1821 года пострижен в монашество и 9 октября рукоположен во иеромонаха. С 1 сентября 1823 года – инспектор Полтавской духовной семинарии. С 21 января 1826 года – ректор Тульской духовной семинарии. С 11 апреля 1826 года – архимандрит Белевского Спасо-Преображенского монастыря. С 27 февраля 1829 года – ректор Астраханской духовной семинарии и настоятель Астраханского Спасо-Преображенского монастыря. С 22 сентября 1831 года – ректор Тамбовской духовной семинарии. 29 апреля 1832 года переведен в Черниговскую духовную семинарию. 12 августа 1834 года хиротонисан во епископа Томского. 10 июня 1841 года уволен на покой в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь с правом управления им и назначен членом Московской синодальной конторы. 2 марта 1850 года переведен в Московский Новоспасский монастырь, а 30 июня 1852 года – в Донской монастырь. Скончался 1 января 1854 года. Строгий монах в личной жизни, он не способен был угождать людям и потворствовать слабостям. Митрополит Московский Филарет, рукополагавший его во епископа, уважал в нем человека благочестивой жизни и всегда оказывал ему поддержку, особенно в трудных обстоятельствах жизни, например когда в епархии невзлюбили строгого к себе и другим архипастыря и на него стали поступать жалобы в Святейший Синод. Под влиянием святителя Филарета, обер-прокурор Святейшего Синода граф Н. А. Протасов поручил епископу Камчатскому Иннокентию (Вениаминову) , при поездке его через Сибирь в свою епархию, собрать и доставить сведения о причине жалоб на Агапита. Преосвященный Иннокентий между прочим сообщал: «Агапит обращался со мною по-братски. Он есть ревнитель совершенной правды и законов, в особенности христианского. Он, несмотря ни на какие обстоятельства и отношения, от всех требует точного исполнения своих обязанностей. Он требовал от всех вступающих в брак знания заповедей и пр. Это почли и почитают притеснением». |
Освящение всего храма состоялось 5 августа 1835 года. На торжества специально прибыл епископ Томский Агапит (Вознесенский), 7 августа отслуживший литургию в верхнем храме Преображения Господня. На протяжении всего XIX века кузнецкий Спасо-Преображенский собор жил неторопливой, тихой жизнью, возмущаемой изредка природными катаклизмами, некоторыми внутренними конфликтами (вроде запрещения в священнослужении батюшки, замеченного в злоупотреблении спитрными напитками) да праздничными событиями. При этом он, помимо собственно богослужебной, всегда исполнял функцию и просветительскую - при храме имелась довольно крупная для небольшого Кузнецка библиотека, действовала церковноприходская школа. В соборе хранился богатейший архив с царской грамотой 1623 года - он погиб в пожаре, устроенном партизанами-роговцами во время Гражданской войны. Приход Спасо-Преображенского собора был обширным - по состоянию на середину 1880-х годов к нему относилась Успенская церковь на кладбище и Вознесенская церковь в тюремном замке, Иверская часовня, выстроенная в 1885 году рядом с собором на средства купца С.Г. Шукшина, и ещё шесть сельских часовен. Соответственно, и соборный причт по штату исчислялся семью единицами: настоятель, священник, диакон, два дьячка и два пономаря. Стоит отметить, что с самого освящения каменного собора в 1835 году установилась традиция совершения крестных ходов из села Ильинского, где пребывала чудотворная икона Ильи Пророка. Икона, - писал во второй половине XIX века в своей Летописи града Кузнецка кузнецкий купец И.С. Конюхов, - каждогодно приносится в город Кузнецк в девятую после Пасхи или в первую Петрова поста пятницу и обносится вокруг города... Икона оставалась в городе до второго по пятнице воскресенья провожали тем же порядком, как и встречали. |
С 1867 года наступила новая эпоха в жизни семинарий: с мая того года Высочайше утверждены были новые уставы и штаты духовно-учебных заведений. По получению указа Святтейшего Синода, преосвященным Тульским Никандром было отдано распоряжение о созвании на 31 августа 1867 года съезда духовенства для избрания из его среды членов семинарского Правления. Ими стали протоиерей Тульской Спасо-Преображенской церкви Мефодий Троицкий , священник Тульской Покровской церкви Александр Романов и священник села Хилкова Крапивенского уезда Афанасий Корсунский . Устав 1867 года просуществовал менее 20 лет, в 1884 году утверждён был новый, согласно которому выборное начало было отменено, значение епархиального преосвященного увеличено, состав правления уменьшен. После революционных событий 1917 года помещения духовных учебных заведений были конфискованы. Не имея ни правовой, ни финансовой базы, лишившись помещений, Тульская духовная семинария была закрыта в начале 1918 года. Все ее здания и сооружения были переданы 17-й Тульской пехотной школе комсостава. Преподаватели бывшей семинарии оказались на улице. Судьба многих из них трагична. 6 октября 2001 года постановлением Священного Синода Тульское духовное училище в духовную семинарию с пятилетним сроком обучения. Ректоры Галактион (Пономарев) (1801) Киприан (Никитин) (14 января 1807 - 1814) Моисей (Сахаров) (1820 - 1825) Павел (Моркович) (1825) Агапит (Вознесенский) (1826 - 1829) Стефан (Зелятров) (1829 - 1833) Варлаам (Успенский) (17 января 1833 - 10 марта 1834) Никон (Щеглов) (1834 - 1843) Анастасий (Лавров) (1843 - 1850) Никандр (Покровский) (1 мая 1850 - 1859) Андрей (Поспелов) (11 августа 1859 - 1868) Романов Александр Иванович (1868 - 1895) Филарет (Никольский) (1895 - 1898) Феодосий (Феодосьев) (1898 - ?) Алексий (Симанский) (16 сентября 1906 - 1911) Корнилий (Соболев) (? - 1917) Павлушков Петр Иванович (30 сентября 1917 - 1918) Кирилл (Наконечный) (6 октября 2001 - 26 декабря 2002) Алексий (Кутепов) (с 26 декабря 2002) Инспекторы Варлаам (Успенский) (1 сентября 1832 - 17 января 1833) Павлушков Петр Иванович (1907 - 30 сентября 1917) |
21 мая 2012 года был наречён, а 22 мая 2012 года Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром рукоположен во епископы в соборном храме Киевского Свято-Пантелеимоновского женского монастыря в Феофании. В хиротонии принимали участие: митрополиты Кишиневский и всея Молдовы Владимир, Черновицкий и Буковинский Онуфрий, Вышгородский и Чернобыльский Павел, Тернопольский и Кременецкий Сергий, Овручский и Коростенский Виссарион, Почаевский Владимир; архиепископы Хустский и Виноградовский Марк, Белоцерковский и Богуславский Митрофан, Бориспольский Антоний (Управляющий делами УПЦ), Каменец-Подольский и Городокский Феодор, Львовский и Галицкий Августин, Харьковский и Богодуховский Онуфрий, Яготинский Серафим, Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр, Городницкий Александр; епископы Северодонецкий и Старобельский Агапит, Хотинский Мелетий, Нежинский и Прилуцкий Ириней, Макаровский Иларий, Ивано-Франковский и Коломийский Пантелеимон, Васильковский Пантелеимон, Броварской Феодосий, Обуховский Иона . Награды Герой Украины (с вручением ордена Державы, за выдающиеся личные заслуги перед Украиной в реализации государственной политики социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, многолетнюю благотворительную деятельность, указом президента Украины В. А. Ющенко 1071/2008 от 24 ноября 2008) Орден Украины За заслуги 3-й степени (20 января 2006, за особо значимый вклад в социально-экономическое и духовное развитие региона, значительные трудовые достижения, ко Дню Соборности Украины) Победитель конкурса Человек года в украинском христианстве - 2009 (от Союза христианских писателей Украины) Использованные материалы Страница сайта http://ukrgeroes.narod.ru/ZharMV.html Черновицкая область. Свято-Вознесенский монастырь, фотосправочник Русские Церкви: сайт Украинской Православной церкви, |
|