001     002    003    004    005    006    007    008    009    010
Материальное положение семьи Зеленцовых тогда было Отец-священник, прослуживший тридцать восемь лет в селе Зимарово, собирался выходить за штат. С ним жила его супруга. На их иждивении находилась дочь, учившаяся на высших женских курсах в Москве, а также жена покойного сына с шестью сиротами, старшему из которых едва минуло десять лет. В этих условиях Василий Иванович становился единственным семьи, и 1 мая 1912 года он обратился в Учебный с просьбой перевести его на службу в Рязанскую епархию. «При этом прошу позволения высказать, – писал он, – что больше всего желал бы, в случае моего перевода, занять кафедру Писания (знакома мне настолько, что в 1912 году я часы отдаю публичной борьбе с мариупольскими сектантами: штундистами и адвентистами-субботниками), или церковной или гомилетики...» Просьба Василия Ивановича не была удовлетворена, но 15 1912 года епископ Екатеринославский Агапит (Вишневский) назначил его на должность окружного миссионера Екатеринославской епархии. 28 августа 1913 года Василий Иванович получил место преподавателя обличительного богословия, истории и раскола в Екатеринославской Духовной семинарии. Однако необходимость помогать племянникам-сиротам вынудила его просить Учебный комитет перевести его преподавателем в одно из учебных заведений Центральной России, и 24 декабря 1913 года он был назначен преподавателем в Казанскую Духовную семинарию. К этому времени епископ Агапит вполне оценил образованного, ревностного и энергичного миссионера и, не желая терять усердного труженика на ниве Христовой для своей епархии, предложил ему удовлетворительные условия службы, и 11 января 1914 года Василий Зеленцов был назначен Мариупольским окружным Екатеринославской епархии . Как миссионер, он принимал самое активное участие во время богослужений в качестве проповедника. Когда в епархии крестный ход с чудотворной иконой, время прохождения которого иногда растягивалось на несколько месяцев, Василий Иванович, как епархиальный миссионер, становился его и проповедовал, бывало, за каждым богослужением утром и вечером.

https://fond.ru/kalendar/91/vasiliy/

В нем участвовали 56 делегатов с правом решающего голоса. Почетным председателем был избран архиеп. Кавказский и Ставропольский Агафодор (Преображенский), председателем президиума Собора - архиеп. Донской и Новочеркасский Митрофан (Симашкевич), товарищами председателя - архиеп. Таврический и Симферопольский Димитрий (Абашидзе), протопр. Г. Шавельский и кн. Г. Трубецкой. В состав Собора вошли 11 архиереев (митр. Херсонский и Одесский Платон (Рождественский), архиепископы Кавказский и Ставропольский Агафодор (Преображенский), Донской и Новочеркасский Митрофан (Симашкевич), Таврический и Симферопольский Димитрий (Абашидзе), Екатеринославский и Мариупольский Агапит (Вишневский), епископы Владикавказский и Моздокский Макарий (Павлов), Челябинский и Троицкий Гавриил (Чепур), Кубанский вик. Ставропольской епархии Иоанн (Левицкий), Приазовский и Таганрогский вик. Екатеринославской епархии Арсений (Смоленец), Аксайский вик. Донской и Новочеркасской епархии Ермоген (Максимов), Александровский вик. Ставропольской епархии Михаил (Космодемянский)), протопр. Г. Шавельский, 11 протоиереев, 10 священников, 1 монах, 2 мирянина. По предложению руководителя редакционной комиссии П. В. Верховского Собор усвоил себе наименование «Юго-восточный русский церковный собор» вместо определенного Предсоборной комиссией «Южно-Русский Поместный Церковный Собор». В заседаниях первого дня принял участие ген. Деникин, а также генералы и офицеры его штаба. В ходе работы Собора был рассмотрен и утвержден проект «Положения о ВВЦУ ЮВР», принято решение о преобразовании бывш. Приазовского вик-ства Екатеринославской епархии в Ростовскую и Таганрогскую епархию, Кубанского вик-ства Ставропольской епархии и Сухумского вик-ства Черноморской епархии в самостоятельные епархии, ввиду того что соответствующие викарии давно управляли своими вик-ствами самостоятельно при участии епархиальных советов.

http://pravenc.ru/text/155428.html

Затем перед святой иконой, поставленной посредине церкви в устроенных носилках, был отслужен молебен отцом и всем городским духовенством с присоединением прошений из молебного чина отправляющимся в путешествие». После состоялся крестный ход на вокзал. В 1902 году архимандрит Амвросий, оставаясь ректором духовной семинарии, был назначен председателем Владимиро-Васильевского братства, в 1903 году – благочинным церквей мужского и женского духовных училищ и школы и председателем Волынского общества. 12 мая 1904 года он был назначен епископом Кременецким, вторым викарием Волынской епархии. Совершение хиротонии, состоявшейся 30 мая в городе Житомире, возглавил митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий); вместе с ним служили епископы Волынский и Житомирский Антоний Уманский Агапит (Вишневский), Люблинский Евлогий (Георгиевский) и Новомиргородский Димитрий (Сперовский). При вручении жезла начинающему архипастырское служение епископу Амвросию владыка Антоний в своем слове обозначил главные черты в его характере. «Воспитанник смиренной и семьи, – сказал он, – ты с детства возлюбил духовную жизнь, ты всегда отличался самой искренней горячностью, самой неуклонной последовательностью в исполнении своих решений. Не раз ты подвергал себя служебным и даже лишениям, когда думал, что от тебя этого требует монашеский и иерейский долг, и вообще более всего старался ты о том, чтобы не явиться теплохладным служителем Слова, чтобы не отступить от своей самоотверженной решимости служить Богу – сия решимость есть только вступление в апостольский подвиг, а самое исполнение еще впереди. Здесь потребно кроме духовной мудрости и участливой любви еще великое терпение, иногда особенно тяжело усвояемое для души, исполненной о Божественной правде . Может ли твое ревнивое о правде Божией сердце явить такое долготерпение? Может, если будешь трудиться над собой, как трудился раньше; может, потому что наряду с горячностью и правдивостью Господь наделил тебя еще одним добрым для уравновешивания первых, именно сострадательностью.

http://fond.ru/zhitiya-novomuchenikov/585/Amvrosiy...

Благодать Божия, снисходившая на Их венчанные главы в таинстве священного миропомазания (sic! — М.Б.), и непоколебимая вера и любовь к родной Церкви одушевляли Их и давали Им силы к несению Их тяжкого царственного креста». Под этими словами подписались члены Св. синода: митрополиты С.-Петербургский и Ладожский Владимир (Богоявленский), Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий), Московский и Коломенский Макарий (Парвицкий-Невский), архиепископы Финляндский и Выборгский Сергий (Страгородский), Волынский и Житомирский Антоний (Храповицкий), Владивостокский и Камчатский Евсевий (Никольский), Гродненский и Брестский Михаил (Ермаков), епископы Екатеринославский и Мариупольский Агапит (Вишневский), Омский и Павлодарский Владимир (Путята), Никон (Рождественский) — бывший Вологодский и Тотемский. С несколько иной стороны о царском миропомазании говорилось в учительных книгах РПЦ: например — в «Настольной книге для священно- церковно- служителей», изданной в 1913 г. В ней значилось: «Это миропомазание не есть особое таинство или повторение миропомазания, совершаемого над каждым православным христианином после крещения (подобно тому, как, например, хиротония во епископа не есть повторение предшествующей ей хиротонии во священника), а лишь особый вид или высшая степень таинства миропомазания (sic! — М.Б.), в которой, в виду особенного назначения православного государя в мире и Церкви, ему сообщаются особенные высшие благодатные дары царственной мудрости и силы. Совершаемое в нашей Церкви царское миропомазание бывает во время литургии, после причащения священнослужителей, пред открытыми царскими вратами». Почти дословно эти же слова воспроизведены и в фундаментальном энциклопедическом издании конца XIX в. Таким образом, в авторитетных изданиях, выходивших на рубеже XIX-XX вв., миропомазание императоров рассматривалось в качестве особой степени таинства миропомазания.

http://bogoslov.ru/article/412404

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В годовщину интронизации Блаженнейшего митрополита Киевского Онуфрия в Киево-Печерской лавре отслужили Литургию 17 августа отмечалась первая годовщина интронизации предстоятеля Украинской Православной Церкви августа, когда отмечалась первая годовщина интронизации предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, в Успенском соборе Успенской Киево-Печерской Лавры была совершена торжественная Божественная литургия. Богослужение возглавил Блаженнейший митрополит Онуфрий. Его Блаженству сослужили митрополиты Хустский и Виноградовский Марк, Донецкий и Мариупольский Иларион, Каменец-Подольский и Городокский Феодор, Вышгородский и Чернобыльский Павел, наместник Успенской Киево-Печерской Лавры; Луганский и Алчевский Митрофан, председатель ОВЦС Украинской Православной Церкви; Тернопольский и Кременецкий Сергий, Хмельницкий и Староконстантиновский Антоний, Черкасский и Каневский Софроний, Николаевский и Очаковский Питирим, Белоцерковский и Богуславский Августин, Винницкий и Барский Симеон, Криворожский и Никопольский Ефрем, Херсонский и Таврический Иоанн, Черниговский и Новгород-Северский Амвросий, Могилев-Подольский и Шаргородский Агапит, Харьковский и Богодуховский Онуфрий, Святогорский Арсений, наместник Свято-Успенской Святогорской Лавры; Горловский и Славянский Митрофан, Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр; архиепископы Белогородский Николай, Уманский и Звенигородский Пантелеимон, Запорожский и Мелитопольский Лука, Житомирский и Новоград-Волынский Никодим, Владимир-Волынский и Ковельский Владимир, Яготинский Серафим, Сумской и Ахтырский Евлогий, Кировоградский и Новомиргородский Иоасаф, Макаровский Иларий, Ровеньковский и Свердловский Пантелеимон, Городницкий Александр, Роменский и Буринский Иосиф, Днепродзержинский и Царичанский Владимир, Северодонецкий и Старобельский Никодим; епископы Угольский Антоний, Джанкойский и Раздольненский Алипий, Львовский и Галицкий Филарет, Боярский Феодосий, Кременчугский и Лубенский Николай, Обуховский Иона, Банченский Лонгин, Конотопский и Глуховский Роман, Ирпенский Климент, Бородянский Варсонофий, Фастовский Дамиан, Вознесенский и Первомайский Алексей, Александрийский и Светловодский Боголеп, Васильковский Николай, Хотинский Евсевий, Ивано-Франковский и Коломыйский Тихон, Золотоношский Иоанн и Шумский Нафанаил, а также многочисленное духовенство из разных регионов Украины.

http://sedmitza.ru/text/5807289.html

Запись трансляции Патриаршего богослужения в Свято-Троицком соборе Вознесенского Банченского монастыря 2 октября 2011 г. 21:15 2 октября 2011 года, в неделю 16-ю по Пятидесятнице, по Воздвижении, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил освящение Свято-Троицкого собора Вознесенского Банченского мужского монастыря и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. Его Святейшеству сослужили: митрополиты Кишиневский и всея Молдовы Владимир ; Волоколамский Иларион , председатель Отдела внешних церковных связей ; Черновицкий и Буковинский Онуфрий ; Тернопольский и Кременецкий Сергий ; Овручский и Коростенский Виссарион ; Вышгородский и Чернобыльский Павел , наместник Свято-Успенской Киево-Печерской лавры ; архиепископы Уральский и Гурьевский Антоний ; Хустский и Виноградовский Марк ; Каменец-Подольский и Городокский Феодор ; Львовский и Галицкий Августин ; Белоцерковский и Богуславский Митрофан , управляющий делами УПЦ; Почаевский Владимир , наместник Свято-Успенской Почаевской лавры ; Бориспольский Антоний , ректор Киевских духовных школ ; Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр ; Мукачевский и Ужгородский Феодор ; епископы Мефодий (Петровцы) ; Северодонецкий и Старобельский Агапит ; Хотинский Мелетий ; Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; Нежинский и Прилукский Ириней ; Ивано-Франковский и Коломыйский Пантелеимон ; Сумской и Ахтырский Евлогий ; наместник Вознесенской обители архимандрит Лонгин (Жар); члены делегации, сопровождающей Его Святейшество, в священном сане; сонм духовенства Украинской Православной Церкви и священнослужители из Румынии. Литургия совершалась на церковнославянском языке, отдельные возгласы возносились на румынском языке. Прямая трансляция богослужения осуществлялась украинским телеканалом «Глас» и телеканалами АР Крым, Черновицкой, Днепропетровской, Одесской, Херсонской и Хмельницкой областей. Литургию комментировали: на русском языке сотрудник Московской Патриархии, кандидат богословия Н.И. Державин, на украинском председатель Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ протоиерей Георгий Коваленко.

http://www.patriarchia.ru/db/text/1639549.html

Советские власти оказывали Липковскому большую поддержку, чтобы вызвать раскол и ослабить Православную Церковь на Украине. «Соборно-мирянское рукоположение» запрещенного в священнослужении женатого протоиерея Липковского в «митрополита Киевского» произошло уже при власти большевиков и при их поддержке в расчете на борьбу с канонической Церковью и дало народное название возглавленной им УАПЦ — «самосвяты». Вот они-то и являются первыми «героями» национального движения за автокефалию, к которым с таким снисхождением относится докладчик. Далее автор пишет: « В начале 1919 г. украинское правительство приняло «Закон об автокефалии Украинской Православной Церкви», запрещавший поминовение Патриарха Тихона и пророссийского митрополита Киевского Антония; одновременно был учрежден Синод, возглавляемый митрополитом Екатеринославским Агапитом ». На первый взгляд, имена и даты верны, но вот о чем автор умалчивает: под украинским правительством здесь понимается Украинская Директория Симона Петлюры, военные силы которой занимали Киев с декабря 1918 по февраль 1919 года. В декабре 1918 года петлюровцами был арестован и увезен из Киева митрополит Антоний (Храповицкий), канонично избранный на Киевскую кафедру епархиальным собранием Киева в мае 1918 года и утвержденный в июле 1918 года Всеукраинским Собором. 1 января 1919 года Директория приняла закон «О высшем управлении Украинской автокефальной православной соборной Церкви», а архиепископ Агапит (Вишневский), поставленный петлюровцами во главе их «Синода», был действительно вынужден издать указ о запрещении поминовения Патриарха Тихона и митрополита Антония, за что впоследствии был подвергнут церковному суду Собора епископов ВЦУ Юго-Восточной области (епархии под контролем армии Деникина) и запрещен в священнослужении, после чего покаялся и был возвращен к управлению своей епархией.

http://www.pravoslavie.ru/arhiv/116277.htm

АВВАКУМ (Боровков Григорий Антонович; 1892 - 1937), еп. Староуфимский, викарий Уфимской епархии АВВАКУМ (Старов Димитрий, Досифей в монашестве; 1877-1964), схиархим. АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АВГУСТИН (Петерсон Августин Адамович; 1873–1955), митр. Рижский и всея Латвии (с 1946 в юрисдикции РПЦЗ) АВГУСТИН (Пятницкий; 1884 - 1918), архим., последний настоятель Оранской муж. пуст. Владимирской иконы Пресв. Богородицы Нижегородской епархии АВЕРКИЙ (Кедров Поликарп Петрович; 1879-1937), архиеп. Волынский и Житомирский АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АВРААМИЙ (Дернов Анатолий Иванович; 1874-1939), архиеп. Глазовский АВРААМИЙ (Чурилин Адриан Алексеевич; 1875-1938), еп. Пензенский и Саранский АГАПИТ (Борзаковский Александр Корнилович; 1860-1938), архиеп. Новоторжский, вик. Калининской епархии АГАПИТ (Вишневский Антоний Иосифович; 1867-1925 или 1926), архиеп. Екатеринославский и Мариупольский АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) АГГЕЕВ Константин Маркович (1896-1921), прот. АГНИЯ (Благовещенская Анна Никитична; 1868-1938), последняя игум. Леушинского во имя Иоанна Предтечи мон-ря Новгородской губернии АГНИЯ (Стародубцева Александра Васильевна; 1884–1976), схимонахиня АГНИЯ (Чижикова Александра Петровна; 1901-1984), схим.

http://m.pravenc.ru/rubrics/121814.html

В ночь с 23 на 24 сентября 1905 года на монастырь группой неизвестных было совершено разбойное нападение, в результате которого погиб послушник Димирий Лихолетов. В 1909 году по распоряжению епархиального начальства ректором Александровской Семинарии архимандритом Иерофеем была проведена ревизия по всем частям монастырской жизни. О результатах ревизии владыка Агапит (Вишневский) писал следующее: Ревизия открыла много важных упущений, злоупотреблений и беззаконий, допущенных иеросхимнонахом Герасимом и его приближенными. Монастырь существует шесть лет, но почти вся его братия, пришедшая с Афона с иеросхимонахом Герасимом, не приуказана духовной властью, не утверждена в сущих санах и званиях. Это произошло по вине отца Герасима, так как не входило в его честолюбивые планы. Дело в том, что отец Герасим, состоя настоятелем Второ-Афонского монастыря, одновременно состоит настоятелем двух монастырей на Афоне. Он имел неограниченную власть над братией всех этих монастырей, которая проявлялась, например, в том, что он из Второ-Афонского монастыря не угодивших ему или провинившихся ссылал на старый Афон, а угодных и нужных вызывал с него. (…) Власть его основывалась не на его нравственном авторитете, а всецело на страхе пред его личным усмотрением, ничем не ограниченным. И стоило ему только выехать на старый Афон, как сейчас поднялись нестроения, разногласия и ссоры между братией. Организовалось несколько партий, цель которых была освободиться от капризного всевластия отца Герасима (…) Большинство братии мелочно самолюбивы и власти не покорны. Результатом ревизии монастыря было отстранение от настоятельства отца Герасима и введение строгих порядков в обители . Далее епископ Агапит указывает, что в период внутренних неурядиц в монастыре братия бродили по Пятигорску в пьяном виде. После иеросхимонаха Герасима должность настоятеля временно замещал иеросхимонах Варсонофий. При нем внутренняя жизнь монастыря, по мнению правящего Владикавказского епископа, стала заметно улучшаться - тунеядцы, прочие из монашествующей братии лица, видя в лице отца Варсонофия строгого исполнителя монастырских законов и порядков, поспешили оставить монастырь, хотя и уступили свои позиции не без борьбы, дошедшей в последнее время до покушения на убийство названного отца Варсонофия; но благодаря Богу последний отделался лишь незначительными поранениями, а преступники преданы судебным властям . 24 октября 1910 года определением Святейшего Синода настоятелем монастыря назначается викарий Владикавказской епархии епископ Пятигорский Арсений (Смоленец).

https://sobory.ru/article/?object=05784

Приходов 132, церквей 168 (соборных 6; монастырских 3; приходских 128; в том числе: одноклирных 119; двуклирных 9; при казенных заведениях 7; домовых 2; кладбищенских 17; приписных 15; часовен и молитвен 11). Служащего духовенства 364 (протоиереев 10; священников 160; диаконов 53; псаломщиков 141). Благочиннических округов 11. Монастырей 3 (мужской 1; женских 2) и в них монахов 13, монахинь 53, послушников 20, послушниц 246. Церковное просвещение: миссионерская духовная семинария 1 (воспитанников в ней 154), женское епархиальное училище 1 (воспитанниц в нем 117), духовное училище 1 (воспитанников в нем 102), двухклассных церковно-приходских школ 12 (воспитанников в них 107), школ грамоты 46 (учащихся в начальных школах 8799). Просветительные, благотворительные и хозяйственные учреждения: братств 5, попечительство о бедных духовного звания 1, больниц при монастырях 2. В епархии имелось 8 благочиннических библиотек и 93 при церквях, заключавших в себе до 10000 томов . май 2011 - 45 действующих храмов (42 приходских, 3 приписных), 17 строящихся храмов, 15 часовен; 3 монастыря; 1 духовное училище; 1 православная гимназия февраль 2012 - общее количество храмов, часовен и молитвенных помещений - 89; 36 храмов и часовен находятся в стадии строительства и восстановления. Количество священнослужителей - 89 (в т. ч. священников - 65, диаконов - 14, за штатом - 10). Духовенство по регионам: Северная Осетия - 58; Республика Дагестан - 26; Республика Ингушетия - 1; Чеченская Республика - 2 Архиереи Иосиф (Чепиговский) (30 ноября 1875 - 22 июля 1889) Петр (Лосев) (22 июля 1889 - 3 мая 1891) Иоанникий (Казанский) (3 мая 1891 - 23 августа 1892) Феодосий (Рождественский) (23 августа 1892 - 12 июня 1893) Владимир (Сеньковский) (12 июня 1893 - 12 августа 1904) Гедеон (Покровский) (12 августа 1904 - 16 сентября 1908) Агапит (Вишневский) (16 сентября 1908 - 4 октября 1911) Питирим (Окнов) (4 октября 1911 - 22 декабря 1913) Антонин (Грановский) (22 декабря 1913 - 16 января 1917) Макарий (Павлов) (28 января 1917 - кон.

https://drevo-info.ru/articles/version/98653.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010