Монашествующих отцов в Иерусалиме более ста, архимандритов семь; имена их: Парфений, Захария, Иоиль, Агапит, Фаддей, Фома, Григорий. Протосингелов четыре, иеромонахов пятнадцать, иеродиаконов шесть, священников из арабов шесть. Все прочие суть простые монахи. В патриархии председательствуют наместники и епитропы блаженнейшего патриарха, преосвященнейшие архиереи: Мисаил Петры Аравийской, Досифей Назаретский и Кирилл Лидский. Письмоводителем у них Анфим, под ним иеродиакон Никифор, драгоман монах Софроний; второй драгоман монах Парфений. Они занимаются текущими делами и хозяйственной частью. В определенные времена, или по возникшей надобности собирается синод, в который приглашаются и находящиеся здесь Архиереи: Филимон Газский, Самуил Неапольский, Мелетий Севастийский, Дионисий Филадельфийский и несколько синодальных архимандритов, в присутствии коих рассуждается о предстоящем деле. Казначей (камарагий) имеет у себя ключ от залы собрания и отпирает дверь, когда ему о том дадут знать; он ожидает прибытия синодальных членов и сам стоит вне собрания у дверей. Хранению его поручены все драгоценности и утвари патриархии, равно как в все то, что посылается извне блаженнейшим патриархом, или кем-либо другим в пользу общества нашего и монашествующих. Ему все вручается по описи, как хранителю, и от него, по описи же, все принимается и употребляется для нужд храма наместниками; казначей не может располагать сам собой ни одной полушкой. По сей причине он до вступления в должность приводится к присяге в присутствии синода. Наместникам подчинен и ризничий св. храма, Аврамий, с помощником его монахом Михаилом. Он хранит все приношения; впрочем, имеет большую власть, собирает доходы, издерживает что нужно, на украшение храма и содержание монашествующих. При нем есть письмоводитель, иеромонах Неофит, три священнослужителя, три иеродиакона, три панамаря, эконом и другие прислужники. Если случится какой-либо беспорядок со стороны римлян или армян, или наших монахов, то он доносит о том немедленно наместникам, которые принимают, против того надлежащие по обстоятельствам меры. |
Пролог Две смерти Поведал некоторый старец: два брата жили по соседству с ним. Один – иноземец, другой – местный житель. Иноземец жил немного нерадиво, местный же был великий подвижник. Настало время – и иноземец скончался в мире. Прозорливый старец, сосед их, увидел множество Ангелов, сопровождающих душу его. Когда он приблизился ко входу в рай, Ангелы спросили о судьбе его. И пришел свыше глас: «Ясно, что он был немного нерадив, но за странничество его отворите ему вход на небо». После этого скончался и местный, и пришли к нему все знакомые его. Старец, увидев, что Ангелы не пришли для сопровождения души его, удивился. Падши на лице свое пред Богом, он сказал: «Почему иноземец, живший нерадивее, сподобился такой славы, а этот, будучи подвижником, не удостоен ничем подобным?» И последовал старцу глас: «Здешний подвижник, умирая, видел плачущих родственников своих, и этим утешена была душа его, а странник, хотя был нерадив, но не видел никого из своих; находясь в таком состоянии, он плакал, и Бог утешил его». Отечник Мудрости и осторожности требует от нас Сам Бог. Архимандрит Агапит Рассуждение показывает человеку всякий путь благий и не попускает ему уклониться на путь злой. Оно первенствует над всеми добродетелями, ибо от него рождается любовь, от любви милостыня и всякое благотворение, потом незлобие, высокотворное смирение, мир и кротость. Рассуждение есть ум Святаго Духа, и когда вселится в ум человека, – управляет всеми его умными чувствами. Святой Андрей Юродивый Рассуждение есть светильник во тьме, возвращение заблудших на правый путь, просвещение слепотствующих. Рассудительный муж есть истребитель болезни и восстановитель здравия. Рассуждение в новоначальных есть истинное познание своего устроения душевного, в средних оно есть умное чувство, которое непогрешительно различает истинно доброе от естественного и от того, что противно доброму; в совершенных же рассуждение есть находящийся в них душевный разум, дарованный Божественным просвещением, который светильником своим может просвещать и то, что есть темного в душах других. |
Однако не всем старец говорил откровенно. Со многими он объяснялся многознаменательными притчами. При этом он имел обыкновение давать посетителю какую-либо вещь, незначительную саму по себе, но пророчески намекавшую ему на участь, ожидающую его. Черепок, щепка, гнилое яблоко, груша, кусок пирога, огурец, тряпка, просфора, огарок свечи, даже горсточка навоза, часто находившегося в его корзине,– все это имело у старца символическое значение... Посылает он раз келейника к уставщику Лавры иеромонаху Модесту и велит отнести ему грязные портянки. – Отдай ему, пускай стирает,– говорит блаженный келейнику. Через некоторое время тряпки возвращаются назад чистыми. – Эге... не так! – замечает старец.– Неси еще – пускай белее выстирает. И отослал их Модесту во второй раз... Что же означали эти грязные портянки? Они означали нечистые помыслы, которые смущали в то время уставщика, и посылались ему для мытья до тех пор, пока голова инока не освежилась притоком новых, более чистых по существу, мыслей... Иеродиакон Агапит (впоследствии игумен) был назначен записчиком Великой Лаврской церкви. Послушание это, очень хлопотливое и ответственное, было ему совсем не по духу, ибо приходилось вести постоянные разговоры со многими богомольцами, посещающими Лавру, удовлетворять их любопытство и вообще отвлекаться, что нарушало его богомысленное и сосредоточенное настроение духа. Когда напало на него однажды уныние по этому поводу, явился к нему посланный от Феофила и передал отцу Агапиту святую просфору с приказанием съесть, после чего уныние его пройдет. Он просфору съел – и уныние тотчас прошло. Пришла раз к старцу бедная вдова псаломщика. Плачет, жалуется на судьбу: родные-де отказались, помогать не хотят, а семья большая, просто хоть с голоду помирай. Старец посмотрел на нее внимательно, отер своей рукой катившиеся по лицу вдовы слезы и, пройдя в келью, вынес оттуда большущую миску щей. – На тебе. Изволь, утешайся. Только коли получила – смотри никому не давай. Они тебе не помогли – и ты им не давай... |
24. Гнев обезьяны и похвальбу льстеца считай равными. 25. Агапит: Одобряй тех, кто советует от души полезное, а не тех, кто всякий раз охотно старается льстить. Ибо первые по истине имеют в виду полезное, вторые же следят за мнением сильных и, словно тени, отбрасываемые телами, следуют за ними. 26. Дион Хризостом : Ибо из всех зол, если об этом говорить, самое большее, которое [только] можно найти, это лесть. Похвала губит самое прекрасное и справедливое, так что происходящее больше не кажется ни верным, ни истинным и, что всего страшнее, награды добродетели дают пороку; так что [льстецы] намного хуже поступают, чем те, кто подделывает деньги. Ибо те недоверие создают, эти же – поддельную добродетель. 27. Диоген : Лесть словно гробница, на которой только одно имя написано – дружба. 28. На вопрос о том, какие звери страшнее всего кусают, ответил: «Из диких – клеветник, из домашних – льстец». 29. Демосфен : Демосфен сказал, что льстец от ворона отличается тем, что первый поедает живых, а второй – мертвых. 30. Антисфен : Антисфен говорил, что лучше попасть к воронам, чем к льстецам, ибо те питаются мертвыми телами, эти же – живой душой. 31. Фаворин : Актеон погиб от собак, которых он кормил; так и льстецы: [они] поедают тех, кто их кормит. 32. Зенон : Обличай себя таким, каков ты есть, а не для самодовольства. Удаляй от слуха откровенность льстецов. 33. Пифагор : Радуйся бранящим тебя больше, чем льстящим тебе; гони от себя льстецов как тех, кто хуже врагов. 34. Сократ : Доброжелательство льстецов переменчиво и исчезает во время несчастий. 35. Филон : Отвращайся от лукавых слов льстецов, ибо они притупляют помышления души, [так что] не позволяют видеть истинного положения дел. Льстецы или хвалят то, что достойно порицания, или бранят часто то, что выше похвал. 36. Сотион (из книги «О гневе») : Дельфины во время прилива сопровождают пловцов, но к суше не подплывают. Так и льстецы: в спокойствии пребывают [рядом] с друзьями и в путешествии, [пока все гладко,] сопровождают их, когда же в суровые места приходят, покидают. |
Служение св. Василия в сане пресвитера связано и с еще одним ярким эпизодом – оказанием помощи страждущим в период обрушившегося на Каппадокию голода весной и летом 369 года 50 . Бедствиям этого времени посвящена восьмая «Беседа» св. Василия. Архимандрит Агапит, парафразируя её и привлекая другие источники, описывает бедствия так: «Зима была чрезвычайно холодная и без снегу, вследствие чего весь посеянный с осени хлеб вымерз. С наступления весны и в продолжение всего лета небо было безоблачно, ясно, зной палящего солнца до того силен, что земля растрескалась и луч солнечный свободно проникал в глубины расселин. Но при таком изнурительном для всего живущего зное солнечном в продолжение всей весны и лета земля не оросилась ни одною каплею дождя. Следствием всего этого было то, что все травы погорели, хлебные семена, посеянные весною, или не взошли, или при самом своем появлении засохли, и взор человеческий нигде не встречал зелени, которая бы засвидетельствовала о продолжающейся еще жизни растительного царства на земле. Обильные и неиссыхающие источники оскудели, потоки больших рек до того иссякли, что по ним могли переходить малые дети» 51 . Кроме того, как пишет св. Григорий Богослов , «ниоткуда не было помощи, ни средств к облегчению зла (букв.: «никакого лекарства [для исцеления] бедствия». Приморские страны без труда переносят подобные недостатки, потому что иным сами снабжают, а другое получают с моря. У нас же, жителей твердой земли, и избытки бесполезны, и недостатки невознаградимы, потому что некуда сбыть то, что у нас есть, и неоткуда привезти, чего нет. Всего же несноснее в подобных обстоятельствах бесчувственность и ненасытность имеющих у себя избытки. Они пользуются временем, извлекают прибыток в скудости, собирают жатву с бедствий». Это бедствие, обрушившееся на каппадокийцев, выявило лучшие черты личности св. Василия. Он прилагает все усилия, чтобы облегчить участь страждущих: увещевает богатых поделиться с бедными (часто бичуя обладающих большими средствами своим метким и ясным словом), собирает средства для покупки продовольствия, без всякого сожаления продавая и собственное имущество. |
«Сестры о Господе и матери и чада духовные! Понудим себя иметь ко всем любовь и благо- . 1 Из речи иером. Трифона при погребении старца Амвросия. (Опубл. позже в кн.: Агапит (Беловидов), схиархим. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. Ч. 2. M., 1900. С. XX - прим. ред.). расположение и доброжелательство всем любящим и нелюбящим нас, благосклонным и неблагосклонным, благоприветливым и неблагоприветливым. Не вотще сказано в слове Божием: Бог любы есть, и пребывали в любви, в Боге пребывает и Бог в нем. пребывает (1 Ин. 4, 16)» 1 . В этом слабом очерке мы старались изобразить нравственный образ оптинских старцев, в заключение приведем картину, изображающую их старческое служение. Хотя она изображает особенно о. Леонида, но может относиться и ко всем трем старцам, ибо также приходилось нам лично видеть часто и о. Амвросия. «Келия старца, от раннего утра до поздней ночи наполняемая приходившими к нему за духовною помощию, представляла картину достойную кисти художника. Старец в белой одежде, в короткой мантии, был виден из-за круга учеников своих, которые стояли пред ним на коленах, и лица их были одушевлены разными выражениями чувств. Иной приносил покаяние в таком грехе, о котором и не помыслил бы непроходивший послушания; другой со слезами и страхом при- См.: Поучения иеросхимонаха Амвросия в общих праздничных приветствиях… знавался в неумышленном оскорблении брата. На одном лице горел стыд, что не может одолеть помыслов, от которых желал бы идти на конец света; на другом выражалась хладнокровная улыбка неверия ко всему видимому: он пришел наряду с другими явиться только старцу и уйти неисцеленным, но и он, страшась проницательного его взгляда и обличительного слова, потуплял очи и смягчал голос, как бы желая смягчить своего судию ложным смирением/Здесь видно было истинное послушание, готовое лобызать ноги старца, там немощный, отринутый всем миром болезненный юноша не отходил от колен старца, как от доилицы ее питомец… Таким-то разнообразным обществом был окружен великий старец и вождь духовный. В этой чудной келий можно было видеть зрелища столь же поучительные, как и все события, напоминавшие лучшее время христианства. «Собрание смиренных, яко собрание серафимов», — сказал св. Исаак Сирии» 1 . |
1. Государь! Ты почтен саном высшим всякаго другаго; посему паче всех почитай Бога, который сподобил тебя сана. Он, по образу небеснаго Царствия, вручил тебе скипетр земнаго владычества, для того, чтобы ты, повинуясь законам правосудия и управляя подданными по законам, научил людей блюсти правду и обуздал неистовство дерзких ея нарушителей. 2. Многоокий ум Государя, всегда бодрствуя подобно кормчему, твердо держит кормило законнаго благоустроения и мощною рукою отводит ладию всемирной Империи от течений нестроения, чтобы не увлекли ее волны неправосудия. 3. Мы учимся Божественной и первой науке, когда стараемся познать самих себя. Ибо кто познал себя самаго, тот познает Бога; а кто познал Бога, тот уподобится Богу; а уподобится Богу тот, кто достоин Его; достоин же Его тот, кто не делает ничего неугоднаго Богу, но мыслит Божие, говорит, что мыслит, а делает, что говорит. 4. Никто не должен хвалиться происхождением от благородных предков: прах есть общий прародитель всех, – как тех, которых украшает порфира и виссон, так и тех, которых угнетает нищета и болезнь; как тех, кои носят царские венцы, так и тех, кои просят милостыни. И так станем не происхождением своим из праха гордиться, но приобретать уважение непорочностию нравов. 5. Ведай, Богосозданный образ благочестия, что чем больших ты даров от Бога сподобился, тем больший долг воздаяния лежит на тебе. Воздай убо должное благодарение Благодетелю: Он и долг приемлет, как дар (благодарственный), и за дар воздает новым даром; Он всегда и дары первый ниспосылает, и воздает их, как долг. Благодарности же требует Он от нас, состоящей не в словах красных, но в делах благочестивых. 6. Нет почтеннее того человека, который имеет власть и силу делать все, что хочет, а хочет и делает всегда человеколюбивое. Бог ныне даровал тебе сию силу, которой прежде недоставало твоему благому расположению к нам: и так, и желай и делай все, как угодно Тому, который даровал тебе ее. 7. Богатство земное непостоянно, как речныя струи; оно не надолго притекает к почитающим себя обладателями его, но тотчас утекает от них и переходит к другим. Одно сокровище добродетелей остается постоянно у приобретших его: ибо благое дело благодетельствует благодетелю. |
Когда мы однажды возвращались из Омска, у батюшки проявилась болезнь. В Тюмени ему сделали томограмму, обнаружили опухоль. Батюшка отказался от операции. Сказал: как есть, так и есть. Он и совета духовника послушался, и с отца Агапита пример брал (иеросхимонах Агапит терпеливо перенес рак без операции. – М.П. ) Сколько вокруг отца Авеля было врачей среди духовных чад! И каждый пытался применить на нем свою методику: если будешь так делать – я тебя вылечу. Батюшка от очередного лечения не отказывался. Какое-то время мы с ним даже кинезиотерапией занимались. И холодной водой обливались. И помогало. Но это мирской вариант – когда человек начинает бороться за эту жизнь, ради временного занимается здоровьем своего тела. Поэтому, как только появлялась возможность, батюшка очередное лечение заканчивал, чтобы было больше времени помогать другим. Он не жалел себя совершенно, даже когда его здоровье стало совсем плохим. Например, телефон у него никогда не выключался – в любое время он принимал звонки. И сколько бы человек ни позвонил: один, два, пять раз, если у него проблемы есть – батюшка всегда ответит. Может что-либо посоветовать, успокоить, в чем-то пожурить. И опять после этого к нему обращаются. Когда я пытался помочь ему по своей гордыне, предлагал подумать о себе, ограничить телефонные звонки, он эти укоры со смирением принимал, но отказать людям все же не мог. Он уже жил святой жизнью. Как что ему заметят – он сразу: «Прости меня». В последнее время он только этим и занимался – прощения у всех просил. «Любые искушения превращались в плюс» Сергей Горбунов, духовное чадо отца Авеля, г. Екатеринбург: – Батюшка очень любил детей. Причем участвовал в процессе их появления еще до зачатия – и вел всех далее. Как-то Господь сподобил нас быть вместе на Афоне. Батюшка едет и молится – на всех пальцах рук по одной роженице за раз. Обо всех одновременно молился. Нашу младшую дочь, Зинаиду, как оказалось уже после ее рождения, именно батюшка вымолил. Она родилась в 43 недели и 3 дня, ровно ждала дня, на который приходится память ее святой. У нас был выбор имен в святцах на этот день, а когда мы уже остановились на имени Зинаида и открыли об этом батюшке, он рассказал, как ходил ночами по монастырю и молился, прося нам у Бога божественную девочку. А Зинаида в переводе на русский язык и значит «божественная». |
Оказалось, что он был пострижен в монашество с именем Агапит, но кем и когда — осталось неизвестно (скорее всего, отцом Досифеем). Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило их к трем годам концлагерей. После тюрьмы и долгого изнуряющего этапа они с отцом Никоном прибыли в Кемперпункт , где батюшку определили сторожем на склад, а отца Агапита, как физически здорового, посылали в тяжелейшие командировки на лесоповал. Сохранилось письмо одного из соузников, где он вспоминает о том впечатлении, которое произвели на него эти встреченные на Севере оптинцы. Отец Досифей тем временем тоже был арестован и сослан в Тамбов. Отбыв срок, он поселился в Орле, куда к нему приехал освободившийся отец Агапит. Отец Досифей жил очень замкнуто, почти никого не принимал, кроме близких духовных чад, в числе которых был и отец Агапит. В 1929 году отец Досифей вновь был арестован и сослан в Сибирь, откуда вернулся в 1937 году. В 1930 году Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило отца Агапита к трехлетней высылке в Северный край, предъявив следующее обвинение: Участник контрреволюционной группировки среди местного и ссыльного духовенства в городе Архангельске . С каторги отец Агапит вернулся больным. В лагере у него появилась опухоль на языке. Ему несколько раз делали операцию, но метастазы распространялись, и он потерял способность говорить. Несмотря на полученный смертельный недуг, пребывание на Севере стало важной школой жизни для отца Агапита, способствовало его духовному укреплению и росту. В 1937 году отец Досифей был опять арестован и расстрелян. Отец Агапит остался совершенно один и тяжело заболел. Он договорился с жившей рядом старушкой, что, когда ему станет совсем плохо, он постучит в стенку. |
И вот уже Владлен и отец Агапит сиротливо стояли рядышком на краю шоссе, в ожидании попутной машины. Рюкзак теперь висел за плечами Владлена, сумка тоже стояла возле его ног. Отец Агапит одной рукой опирался на его плечо, а другой на сложенные вместе костыли. Вид у них обоих был плачевный и нелепый, а по ночному делу так и подозрительный. Машины, видимо, ходили здесь редко. Они стояли с полчаса, не меньше, прежде чем за деревьями послышался шум мотора и замелькал между стволами свет фар. Отец Агапит заблаговременно поднял руку. Рядом с ними остановился грузовик, пожилой солидный водитель приспустил стекло и высунулся из кабины: меня только одно место – садитесь вы, батюшка! нет, спасибо, мы ответил А до ближайшего населенного пункта далеко? десять. отец Агапит, ты пешком не подтолкнул его Владлен. мы вдвоем… как хотите! Водитель уговаривать их не стал и закрыл окно. Грузовик затарахтел и стал набирать скорость. чего не поехал-то, отец Агапит? Подождал бы меня там, впереди, а я уж десяток километров как-нибудь осилил бы и через пару часов нагнал тебя. не дело это – ответил особенно ночью, зимой… что, за книги свои беспокоишься? Так ты ж мог с собой их в кабину взять или в кузов закинуть! вдвоем так вдвоем… ёшкин корень, это тебе вскинулся вдруг А мне библиотеку твою переть да и тебя самого в придачу! В следующую машину чтоб садился и никаких! Отец Агапит поглядел на него с интересом, гадая, о ком заботится Владлен – о себе или о нем? Так и не разобравшись, он вздохнул и опять стал слушать дорогу. Но кругом стояла зимняя ночная тишина, и только ветер шумел в верхушках деревьев. Владлен вдруг сказал: Агапит, а ведь у нас костыли есть! Может, ты на костылях идти попробуешь? что ты, Владик? Это же, наверное, целая наука… какая там наука? Я ж научился. Ну-ка, давай попробуем! Подыми руки-то! Отец Агапит послушно поднял руки, и Владлен подсунул ему под мышки сначала один костыль, потом другой. Иеромонах сначала неуверенно пощупал концами костылей дорогу, а потом решился и сделал первые шаги. |
|