001     002    003    004    005    006    007    008    009    010
Федор в пустыне Наиболее значительное суждение о Достоевском принадлежит великому Оптинскому старцу иеросхимонаху Амвросию (Гренкову; 1812–1891). Оно было зафиксировано и впервые опубликовано духовным писателем Е.Н. Поселяниным (Погожевым), который, как и К.Н. Леонтьев, был духовным чадом старца Амвросия, неоднократно приезжал в Оптину пустынь, специально собирал материалы по старцу Амвросию. Сразу после кончины старца Амвросия октября 1891 г.) Е. Поселянин опубликовал в «Душеполезном чтении» очерк «Отец Амвросий: его советы и предсказания», в котором привел слова старца Амвросия о Достоевском после их келейной беседы наедине: «Отец Амвросий постиг сущность смирившейся души писателя и отозвался о нем: «Это – кающийся». Это слово старца Амвросия о Достоевском, видимо, было широко известным среди Оптинской братии. Независимо от Е. Поселянина его пересказывает проживавший на покое в Оптиной пустыни архимандрит Агапит (Беловидов; 1843–1921?) в составленном им наиболее полном жизнеописании старца Амвросия: «Любил также старец побеседовать и с мирскими благочестивыми, в особенности образованными, людьми, каковых бывало у него немало. Посещали старца и светские писатели, как, например, Достоевский и В.С. С[оловьев]. О первом из них старец с свойственною ему проницательностью отозвался: «Это – кающийся». Характерно, что оба автора – Е. Поселянин и отец Агапит отмечают точность этой характеристики: «Отец Амвросий постиг сущность смирившейся души писателя», «старец с свойственною ему проницательностью отозвался». Покаяние – начало и основа духовной жизни в христианстве. Акт покаяния является практическим выражением веры, ибо покаяние невозможно без объекта покаяния – Бога. Кающийся – значит сущностно верующий, правоверующий, православный. Глубина покаяния показывает степень облагодатствованности человека. В церковном смысле даже святость подвижника определяется мерою его покаяния. Слова старца Амвросия о Достоевском можно без преувеличения назвать онтологической оценкой («постиг сущность») и высшей духовной «похвалой», когда-либо изреченной о писателе. В периодически возникающей, начатой еще Леонтьевым полемике о православности Достоевского необходимо прежде всего вспомнить это суждение старца Амвросия Оптинского, которое является словом святого преподобного отца Русской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/100899.html

174 Хлебников Велемир (Виктор Владимирович, 1885–1922) – русский поэт, увлекался футуризмом, созданием «нового языка». 175 Шпенглер Освальд (1880–1936) – немецкий философ–идеалист, историк. Русский перевод его сочинения «Закат Европы» появился в 1923 году. 176 Франциск Ассизский (1181 или 1182–1226) – католический святой, проповедник «святой бедности», основатель ордена миноритов («меньших братьев»), впоследствии получившего наименование францисканского. 177 Каталепсия – двигательное расстройство («восковая гибкость»), когда человек застывает в принятой им или приданной ему позе. 178 Иеромонах Даниил (в миру Дмитрий Михайлович Болотов, 1837–1907). Родился в селе Бахметьеве Тульской губернии. Учился в Академии художеств. В 1876 году удостоен звания академика. Его сестра София Михайловна Астафьева (урожденная Болотова) была настоятельницей в Шамордине в 1884–1888 годах. Она познакомила брата с отцом Амвросием. Под влиянием святого старца Д. М. Болотов укрепился в желании оставить мир. В 1886 году он поступил в Оптину пустынь, не оставляя занятий живописью (расписывал храмы, писал портреты, в том числе – несколько портретов старца Амвросия). Основал иконописные мастерские в Оптиной и в Шамордине. 179 Отец Агапит (в миру – Андрей Иванович Беловидов, 1842–1922) поступил в Оптину пустынь в 1865 году. Пострижен в рясофор в 1868 году, в мантию – в 1872-м. В 1873 году был рукоположен во иеродиакона, в 1876–м – во иеромонаха. К отцу Агапиту, жившему в больнице, приходил за наставлениями отец Нектарий. 182 «На многие лета, господин» (греч.). Это многолетие хор поет во время совершения архиереем богослужения. 183 Для освобождения отца Нектария из тюрьмы в 1924 году Н. А. Павлови ч пришлось выдавать старца за своего дедушку. Она добилась того, чтобы расстрел заменили на высылку, и, как видим, отстояла имущество отца Нектария. 188 Сведенборг Эммануил (1688–1772) – шведский ученый и натуралист, теософ–мистик, «духовидец», автор ряда сочинений мистического характера. Основатель движения сведенборгиан.

https://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedchenkov/boz...

Если нам не воздают «должное», – изменяет ли это наше отношение к этим людям? Если да, то мы больше заботимся о том, что другие о нас подумают, а не о самих людях и не о собственных наших поступках. Мы заботимся о том, чтобы наши близкие стали лучше, – стали более добрыми, сильными, умными, ответственными и самостоятельными, – или чтобы они прежде всего поступали так, как нам нравится? Во втором случае мы не столько их любим, сколько хотим сделать их для себя удобными. Итак, кого же мы любим, – ближнего, как самого себя, или себя через ближнего? И если наши чувства к ближним и дальним мешают нам видеть, принимать и любить их такими, каковы они есть, найдем в себе силы перешагнуть через эти чувства, – и с ними исчезнет одно из препятствий для любви к Богу и к ближнему. Из книги «Чтобы с нами был Бог» Аудиофайлы «Библиотекой Предание» См. Архимандрит Агапит (Беловидов). Житие преподобного Амвросия старца Оптинского. Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2001. С. 319-395. Помогите Правмиру Любая сумма, даже самая незначительная для вас, очень важна нам сейчас. Помогите Правмиру Сейчас, когда закрыто огромное количество СМИ, Правмир продолжает свою работу. Мы работаем, чтобы поддерживать людей, и чтобы знали: ВЫ НЕ ОДНИ. 18 лет Правмир работает для вас и ТОЛЬКО благодаря вам. Все наши тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке. Поддержите Правмир сейчас, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей - чтобы Правмир продолжался. Мы остаемся. Оставайтесь с нами! Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме hh-topics-slider__arrow > 28 февраля, 2015 13 марта, 2015 3 марта, 2019 8 июля, 2017 4 ноября, 2014 28 июня, 2012 18 апреля, 2012 12 апреля, 2012 20 марта, 2012 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

https://www.pravmir.ru/vragi-cheloveku-domashnie-e...

Несмотря на окормление монахов и мирян, внутренняя жизнь Л. оставалась сокровенной. Не раз ближайшие ученики видели преподобного настолько погруженным в молитву, что он совсем забывал об окружающем. Обладая твердым и прямым характером, Л. никогда не гневался и не раздражался на иноков, напротив, сохранял спокойствие. В 1834 г. из Площанской в Оптину пуст. перешел прп. Макарий (Иванов), к-рый стал последователем старца, помогал в окормлении духовных чад и в написании писем. «Будучи главным указным монастырским духовником и скитоначальником, ничего не делал, не вопросив о. Леонида, и по смирению весь успех своих начинаний приписывал тайно и явно молитвам, советам и благословению своего отца и до самой блаженной кончины о. Леонида пребыл одним из усерднейших учеников его. Такое же смирение являл со своей стороны в отношении к о. Макарию и старец о. Леонид» (Там же. С. 116). Т. о. в Оптиной пуст. закладывалось духовное единодушие и преемство старческого руководства: «В последние пять лет своей жизни старец о. Леонид желавшим пользоваться его руководством большей частью благословлял обращаться вместе с тем и к о. Макарию и открывать ему все, что открывали самому о. Леониду. Со своей стороны и о. Макарий, когда узнавал от своих духовных детей что-нибудь касающееся до них важное, всегда спрашивал, объясняли ли об этом старцу Леониду, и если не объясняли, то отсылал к нему для объяснения. Таким образом, душа каждого из относившихся к ним была равно открыта пред обоими старцами, и оба они одинаково знали все обстоятельства своих духовных детей» ( Агапит (Беловидов). 1997. С. 42). Для духовного назидания Л. часто использовал пословицы и присказки: «Душу спасти - не лапоть сплести», «Источник молитвы у всякого есть, но отверзается он или постепенным углублением в себя, или мгновенно Божиим сверлом», «Если спрашиваешь меня, то и слушать, а если не слушать, так и не ходить ко мне», «Душа человеческая в душе своей таит много добра. Надобно только его отыскать», «Исповедовать на живую ниточку» (т. е. скоро), «У кого голосок да волосок, у того лишний бесок», «За что купил, за то и продавай», «Старого учить, что мертвого лечить» и др.

http://pravenc.ru/text/2463231.html

«Сестры о Господе и матери и чада духовные! Понудим себя иметь ко всем любовь и благо- . 1 Из речи иером. Трифона при погребении старца Амвросия. (Опубл. позже в кн.: Агапит (Беловидов), схиархим. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. Ч. 2. M., 1900. С. XX - прим. ред.). расположение и доброжелательство всем любящим и нелюбящим нас, благосклонным и неблагосклонным, благоприветливым и неблагоприветливым. Не вотще сказано в слове Божием: Бог любы есть, и пребывали в любви, в Боге пребывает и Бог в нем. пребывает (1 Ин. 4, 16)» 1 . В этом слабом очерке мы старались изобразить нравственный образ оптинских старцев, в заключение приведем картину, изображающую их старческое служение. Хотя она изображает особенно о. Леонида, но может относиться и ко всем трем старцам, ибо также приходилось нам лично видеть часто и о. Амвросия. «Келия старца, от раннего утра до поздней ночи наполняемая приходившими к нему за духовною помощию, представляла картину достойную кисти художника. Старец в белой одежде, в короткой мантии, был виден из-за круга учеников своих, которые стояли пред ним на коленах, и лица их были одушевлены разными выражениями чувств. Иной приносил покаяние в таком грехе, о котором и не помыслил бы непроходивший послушания; другой со слезами и страхом при- См.: Поучения иеросхимонаха Амвросия в общих праздничных приветствиях… знавался в неумышленном оскорблении брата. На одном лице горел стыд, что не может одолеть помыслов, от которых желал бы идти на конец света; на другом выражалась хладнокровная улыбка неверия ко всему видимому: он пришел наряду с другими явиться только старцу и уйти неисцеленным, но и он, страшась проницательного его взгляда и обличительного слова, потуплял очи и смягчал голос, как бы желая смягчить своего судию ложным смирением/Здесь видно было истинное послушание, готовое лобызать ноги старца, там немощный, отринутый всем миром болезненный юноша не отходил от колен старца, как от доилицы ее питомец… Таким-то разнообразным обществом был окружен великий старец и вождь духовный. В этой чудной келий можно было видеть зрелища столь же поучительные, как и все события, напоминавшие лучшее время христианства. «Собрание смиренных, яко собрание серафимов», — сказал св. Исаак Сирии» 1 .

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101238

Господи, открой мне волю Твою святую для меня и окружающих меня. Господи, во всех моих словах и помышлениях Сам руководи моими мыслями и чувствами. Господи, во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою. Господи, научи правильно, просто, разумно обращаться со всеми домашними и окружающими меня, старшими, равными и младшими, чтобы мне никого не огорчить, но всем содействовать ко благу. Господи, дай мне силу перенести утомления наступающего дня и все события в течение дня. Господи, руководи Сам Ты моею волею и научи меня молиться, надеяться, верить, любить, терпеть и прощать. Господи, не дай меня на произвол врагам моим, но ради имени Твоего святого Сам води и управляй мною. Господи, просвети мой ум и сердце мое для разумения Твоих вечных и неизменных законов, управляющих миром, чтобы я, грешный раб Твой, мог правильно служить Тебе и ближним моим. Господи, благодарю Тебя за все, что со мною будет, ибо твердо верую, что любящим Тебя все содействует ко благу. Господи, благослови все мои выхождения и вхождения, деяния дел, слова и помышления, удостой меня всегда радостно прославлять, воспевать и благословлять Тебя, ибо Ты благословен еси во веки веков. Аминь. Алфавитный указатель оптинских насельников, о которых повествуется в патерике 1. Авраамий, игумен 2. Агапит (Беловидов), схиархимандрит 3. Агапит (Таубе), монах 4. Аифал (Панаев), иеромонах 5. Александр (Лихарев), монах 6. Алексей Гуляев, послушник 7. Алексий (Виноградов), иеромонах 8. Алексий (Лебедев), монах 9. Алексий, монах 10. Амвросий (Гренков), иеросхимонах, преподобный старец Оптинский 11. Амвросий Балабановский (Иванов), схиархимандрит 12. Анатолий (Зерцалов), иеросхимонах, преподобный старец Оптинский 13. Анатолий (Потапов), иеросхимонах, преподобный старец Оптинский 14. Андрей (Петровский), монах 15. Андрей (Свешников), инок 16. Андрей (Сланский), инок 17. Андрей (Фесюк), иеромонах 18. Антоний (Путилов), схиигумен, преподобный старец Оптинский 19. Арсений (Леонов), монах 20. Астион (Голосов), монах

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=72216

Ин тропарь, глас 4: Подвижник, яко един еси от древних, совершенство стяжал еси во многих скорбех, благодатными дарами украшен быв пречудне, новых мученик воспитал еси Богу: заступай нас и ныне молитвами твоими, преподобне отче Гаврииле, старче наш. Кондак, глас 5: Претерпел еси скорби и наветы вражии благодушно, кротостью, любовью и смирением побеждати зло научал еси, теплой молитвой со слезами предстоял еси Господу, созерцая тайное и будущее, яко настоящее, преподобне отче Гаврииле, не остави чад твоих усердным и скорым к Богу ходатайством. Ин кондак, глас 2: Старчества явился еси доброе прозябение, блаженне, житие свое исполнил еси терпением, постом и молитвами, прозорливости и исцеления дары стяжал еси, и ученицем своим проложи путь в небесные селения: и ныне тамо молиши Христа Бога о всех зовущих ти: радуйся, преподобне отче Гаврииле, сосуде Святаго Духа, всей Казанской земли украшение. Источники изображений: 1 . Епископ Варнава (Беляев) , «Тернистым путем к небу. », составитель П. Г. Проценко, Москва, «Паломник», 1996 г. Частъ изображений издания 1996 г. повторена в издании 2003 г.: Архимандрит Симеон (Холмогоров), «Един от древних», Москва, «Паломник», 2003 г. 2 . Из собрания составителя. 3 . Из разных источников в интернете, большей частью с сайта: Фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви»: http://www.fond.ru/, с сайта Раифского монастыря: http://www.raifa.ru/history/gitie/, и др. 4 . Архимандрит Агапит (Беловидов), «Житие преподобного Амвросия старца оптинского», издание Свято-Введенской Оптиной пустыни, 2001 г. 5 . «Неизвестная Оптина», иеромонах Ераст (Вытропский), Санкт-Петербург, издательство «Знамение», 1998 г. 6 . Игумен Андроник (Трубачев), «Преподобный Амвросий оптинский », издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1993 г. 7 . «Преподобный Моисей», издание Свято-Введенской Оптиной пустыни, 2004 г. 8 . И. М. Концевич , «Оптина пустынь и ее время», репринтное издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры и издательского отдела Владимирской епархии, 1995 г.

https://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Sedmiezerskij/p...

В монашеской среде всегда были высокообразованные люди. Вспомним, например, святых Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Эти великие учителя Церкви получили лучшее по тем временам светское образование, они учились у лучших педагогов своего времени, знали философию, риторику, владели ораторским искусством. Монашество не только не подавило их таланты, но в полной мере сформировало их личности, помогло раскрыть их дарования. В более близкое к нам время тоже было немало интеллигентов, избравших монашескую стезю, примером тому могут служить святитель Игнатий (Брянчанинов), святитель Феофан (Затворник), философ Константин Леонтьев (в монашестве Климент), архимандрит Леонид (Кавелин), архимандрит Агапит (Беловидов), святитель Лука (Войно-Ясенецкий), Святейший Патриарх Алексий (Симанский). Мы видим, что интеллигенция всегда находила в монашестве путь служения обществу. Говоря об Оптиной пустыни, можно сказать, что она на протяжении длительного времени притягивала к себе людей науки и культуры, и жившие там умудренные жизненным и духовным опытом старцы всегда были открыты вопрошающим их. Поэтому там и сформировался своего рода центр диалога между старцами-монахами и интеллигенцией. Даже в советские годы Оптина была известна интеллигенции. Она была закрыта, но ее духовное влияние оставалось. В наше время многие люди, посвятившие себя творчеству, научной и педагогической деятельности, приезжают в монастыри для того, чтобы духовно укрепиться, утвердиться в добре и истине. Так довольно часто в Оптину приезжают Анна и Надежда Михалковы (дети Н. Михалкова), писатель Виктор Николаев, художник Павел Рыженко, ученый мирового уровня, действительный член Российской Академии медицинских наук, директор Московского НИИ пульмонологии Александр Григорьевич Чучалин. В других калужских монастырях бывают доктор медицинских наук, академик РАЕН Н. Берестень, доктор химических наук, доцент МГУ С. Ткаченко, доктор экономических наук, профессор РАН Н. Фигуровская; представители творческой интеллигенции актер Владимир Ильин, писатель и автор сценариев Валерий Залотуха, заместитель редактора журнала «Работница» И. Скляр. Интеллигент имеет большую умственную нагрузку, и где, как не в монастыре, он может получить духовную поддержку?

https://foma.ru/kaluga-monashestvo-i-intelligenczi...

Крыловская басня поучала и поучает. Многие мысли (выводы из рассказанного) у нас обратились в пословицы. Кто их не знает («А ларчик просто открывался…», «А Васька слушает да ест» и т.п.)? Народ чувствовал, что поучения Крылова духовны, что они хорошему учат. Архимандрит Агапит (Беловидов) в своем жизнеописании преподобного старца Амвросия Оптинского пишет, что в хибарке старца, в комнате его келейника преподобного Иосифа, лежала книга басен Крылова. Батюшка Амвросий часто среди дня, во время приема множества людей входил в комнату отца Иосифа и здесь наскоро обедал. При этом просил прочитать себе одну-две басни Крылова. Читали те, кто присутствовал здесь в это время, – посетитель или посетительница. «Батюшка любил басни Крылова, находя их вполне нравственными, и часто для преподавания своих мудрых советов прибегал к ним». Так, вспоминает отец Агапит, он велел одной посетительнице, монахине из Шамординского монастыря, «прочесть вслух басню под заглавием «Ручей». Биограф Крылова М.Е. Лобанов пишет: «Иван Андреевич по какой-то особенной причине преимущественно любил свою басню «Ручей». Правда, изобретение ее обличает глубокого мудреца, а исполнение, плавность стиха, чистота языка – великого художника, и кажется, она создана более сердцем, нежели умом». Это басня о ложном смирении. Ложное смирение ведет к осуждению и греху. Ручей, маленький и прозрачный, осуждал реку, в которую впадал, за то, что она «алчно поглотила» многие «жертвы»… Но вот разразился ливень, ручей разлился, закипел и наделал бед еще более, чем река. Вот конец басни: Как много ручейков текут так смирно, гладко И так журчат для сердца сладко Лишь только оттого, что мало в них воды! Видно, той монахине необходимо было прочесть именно это… В 1877 году преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) писал одной из своих духовных чад: «Вспомни молодого коня Крылова: не только других, но и себя-то не мог понимать.

https://pravoslavie.ru/108349.html

Теперь становится понятным, почему Иван Андреевич Крылов находится на вечном поминовении в знаменитом и всею православной Россией почитаемом монастыре – Введенской Оптиной пустыни! Богоносные Оптинские старцы часто наставляли приходивших к ним богомольцев метким и афористичным словом Крылова. Мог ли наш поэт мечтать о столь высоком (самом высоком из всех возможных) признании его творчества при жизни? Зная о его природной скромности, с уверенностью скажем – конечно не мог. Начиная от преподобного Амвросия и заканчивая нашими современниками – игуменом Феодором (Трутневым) и нынешними отцами, – Иван Андреевич Крылов неизменно востребован и любим в Оптиной пустыни. Архимандрит Агапит (Беловидов) в жизнеописании преподобного старца Амвросия Оптинского пишет, что в хибарке старца, в комнате его келейника, преподобного Иосифа, лежала книга басен Крылова. Часто среди дня, во время приема множества людей, батюшка Амвросий входил в комнату отца Иосифа, где наскоро обедал. При этом старец заставлял кого-нибудь из посетителей прочитать подходящую басню Крылова, содержание которой касалось обращенного к нему вопроса. Крылова отец Амвросий очень любил, его «Басни» всегда стояли на полке старца среди святоотеческих трудов и другой душеполезной литературы. Не только прихожан, но и своих келейников он частенько просил почитать Крылова, не переставая восхищаться живым слогом, точностью выражений, юмором и остротой мысли. Один раз батюшка Амвросий велел одной посетительнице, монахине из Шамординского монастыря, прочесть вслух басню с названием «Ручей». Это басня о ложном смирении, которое ведет к осуждению и греху. Ручей, маленький и прозрачный, осуждал реку, в которую впадал, за то, что она «алчно поглотила» многие «жертвы»… Но вот разразился ливень, ручей разлился, закипел и наделал бед еще более, чем река. Вот мораль басни: Как много ручейков текут так смирно, гладко И так журчат для сердца сладко Лишь только оттого, что мало в них воды! Видно, той монахине необходимо было прочесть именно это…

https://pravoslavie.ru/119342.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010