Нек-рые бывш. члены 1-го состава ВПЦР вошли в возникший в марте 1919 г. в Киеве церковно-религ. кружок. Его члены образовали приход и разработали устав, легализованный советским правительством Украины. 17 апр. 1919 г. кружок объявил себя новой ВПЦР, к-рая действовала на основе декрета СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» . Главой этого временного органа по организации автокефальной Церкви на Украине был избран зав. секцией сельскохозяйственной статистики при Киевском губисполкоме мирянин Михаил Мороз, зам. председателя - прот. Василий Липкивский. ВПЦР, ее президиум и ревизионная комиссия разместились при киевском соборе Св. Софии. В 1919-1921 гг. ВПЦР была главным центром приверженцев автокефалии правосл. Церкви на Украине. В результате деятельности Мороза и прот. В. Липкивского сторонникам автокефалии переданы большевиками и зарегистрированы как укр. приходы киевские храмы: Николаевский военный собор на Печерске, Софийский собор, Андреевская, Ильинская, Петропавловская церкви; служба в них совершалась на укр. языке. Из-за конфликта с епископатом ВПЦР до «1-го Всеукраинского Православного Церковного Собора УАПЦ» не могла найти никого, кто согласился бы поставить будущих епископов УАПЦ. Обращения к архиепископам Парфению (Левицкому) , Агапиту (Вишневскому) , Грузинскому Католикосу-Патриарху Леониду оказались безрезультатными; созванный 22-26 мая 1921 г. церковный собор Киевщины также не решил вопрос об институализации этой церкви. ВПЦР разослала уполномоченных на места для организации приходских собраний и избрания делегатов на «1-й Всеукраинский Православный Церковный Собор УАПЦ». Собор прошел 14-30 окт. 1921 г. в Киеве, в соборе Св. Софии, по регламенту и инструкциям, разработанным предсоборными совещаниями ВПЦР в авг.-сент. |
На днях один юноша из воспитанников Горыгорецкого Института, убежавший из шайки мятежников, по уважению его искреннего раскаяния Высочайше был прощен. По совету добрых людей, он решился принять православие, а вместе с этим ему дан совет удалиться из Могилевской губернии в одну из внутренних, чтобы быть вне опасности. Он поступает в полк. Так мало верят видимой тишине! 33 Вот моя покорнейшая просьба. Деньги, следующие к получению по хранящемуся у Вас билету (500 р.), назначены на устройство новой ризницы для здешнего кафедрального собора вдобавок к имеющимся при нем недостаточным средствам. Не будет ли в это время О. Геронтий 34 Ваш в Москве! Поручите ему получить деньги по билету и передать О. Архимандриту Агапиту, Настоятелю Новоспасского Монастыря 35 , за исключением того количества рублей, какое будет израсходовано по этому делу на извозчиков и проч. А если бы это совпало со временем моего пребывания в Москве, то и непосредственно мне мог бы передать, и эти деньги в то же время моего пребывания в Москве должны быть переданы за материалы для ризницы. Слышу из Москвы, что в стенах Лавры случилось грустное событие 36 . Но где в мире не случается подобных несчастий? Хотя случаи и дают правила, а все-таки и правила, и предосторожности по ним не предостерегут от случайностей, если Господь не покроет Своим охранением. Искренно желая Вашему Высокопреподобию всякого благопотребного блага от Всеблагого, с душевным почтением и братскою любовью честь имею быть Вашего Высокопреподобия покорнейший слуга Евсевий А. Могилевский. 7 октября 1863 г. 29 Ваше Высокопреподобие, Возлюбленный о Господе Брат! Усердно благодарю Вас за долговременное исполнение моего поручения 37 и довершение его чрез доставление порученного О. Архимандриту Агапиту. |
«Увлеченность родительством», осознание отцовства и материнства как ценности, как возможностей личной творческой самореализации не менее а то и более значимой, нежели профессиональный рост - привлекательное и контрастное явление на фоне кризиса семьи и непрекращающегося обсуждения проблемы низкой компетентности современных отцов и матерей. Интересно, что социологические исследования прослеживают связь между таким, например, самоопределением (идентичностью) супругов как «религиозность» и их установками, связанными с количеством детей в семье. Согласно авторитетному аналитику современного родительства, социологу Т.А.Гурко, в исследовании молодых семей с детьми-дошкольниками в Москве было установлено, что если оба супруга считают себя воцерковленными православными, то ими планируется в два раза чаще иметь троих детей, нежели в целом по выборке. При этом, нужно понимать, что в современной практике культуры родительства ребенок выступает как самостоятельная ценность. Его значимость превышает, подчас, статус взрослого - отца, матери, старшего поколения. По А. Вишневскому, современную семью можно назвать, детоцентристской - это явление новое, практически неизвестное с прежних эпох . Известный православный психолог В.Абраменкова отмечает, что в такой семье впервые в истории дети занимают центральное положение, превращаясь в стержень, вокруг которого организовывается семейная жизнь. И это - не особенность среды, создаваемой в родительских сообществах. Это - отражение настроений и изменений нашего времени, связанных с утратами традиций домашнего воспитания, построения иерархии семейных взаимоотношений. В родительских сообществах она попросту яснее просматривается. Излишняя сосредоточенность на собственной родительской роли, гипер-активное обучение материнским (чаще) и отцовским (реже) компетенциям, фокусирование интересов исключительно на мире детско-родительских отношений, может создавать риск отдаления друг от друга самих супругов. |
Теперь под углом зрения Феодоры и Юстиниана верховная власть империи обязана была идти на максимальные соглашения. По пословице «желание есть отец мысли», и в своем искреннем богословском мышлении Юстиниан сам стал на покатую плоскость – вплоть до своего предсмертного соблазна на крайнюю форму монофиситства. В течение двух десятилетий царская чета упорно и небезуспешно занималась вмешательством в местную борьбу церковных партий и проведением на кафедры патриархов угодных ей возглавителей из умеренно монофиситствующих богословов. И, хотя правительство официально запрещало создание и размножение монофиситского епископата, но его двусмысленная, компромиссная политика не только не помешала иерархической организации монофиситства подпольными и нелегальными путями, но, при прямом содействии Феодоры, искусственно размножила монофиситские хиротонии и прямо создала и укрепила историческое существование монофиситских церквей вплоть до наших дней. В 535 г. Феодора провела в патриархии КПля еп. Трапезундского Анфима, искреннего аскета, но столь же искреннего и монофисита умеренного толка, идеологом которого был Севир, очень умный богослов, нелегальный «патриарх Антиохийский». Он даже осмелился приехать в столицу по вызову Анфима. У Феодоры и Юстиниана опять оживились надежды на привлечение в лоно государственной церкви монофиситствующих низов. Но православные иерархи под водительством действительного Антиохийского патриарха Ефрема, обратились с призывом к римскому папе Агапиту – произвести необходимую «чистку» на верхах столичной церковной политики. Верные Риму в борьбе с ересями КПльские монахи-«акимиты» (орден «неусыпающих»), в союзе 67 КПльских монастырей и многих сиро- палестинских, подали папе коллективное ходатайство – выгнать монофистский штаб из столицы. |
Авва Феодор рассказывал нам, что в тридцати милях от Рима находится городок Ромилла. Там был епископом великий и добродетельный муж. Однажды несколько человек из Ромиллы пришли к блаженнейшему папе Римскому Агапиту и оклеветали пред папою своего епископа в том, что он ест из освященного сосуда. Папа, пораженный этим известием, посылает двух клириков, которые пешком привели в Рим связанного епископа и ввергли в темницу. Епископ провел три дня в темнице, и настал воскресный день. На рассвете воскресного дня папа видит во сне, что кто-то говорит ему: «В это воскресенье ни ты и никто из клириков или находящихся в городе епископов не будет совершать литургии, но да совершит ее епископ, которого ты держишь заключенным в темнице. Я желаю, чтобы он совершил сегодня литургию». Папа проснулся и недоумевал относительно видения. Такое обвинение возвели на него – и он будет совершать литургию!? Но, заснув, он в видении слышит тот же голос: «Я сказал тебе, что епископ, состоящий под стражею, да совершит литургию!» И в третий раз то же видение повторилось, и тот же голос слышал недоумевавший папа. Пробудившись, он посылает в темницу за епископом и стал его расспрашивать: «Чем ты занимаешься?» На все расспросы епископ повторял только одно: «Я грешник». Не добившись ничего более от епископа, папа сказал ему: «Сегодня ты будешь совершать литургию». Епископ стоял пред св. престолом, папа стоял близ него, и диаконы окружали престол. И стал епископ совершать св. возношение... Он уже оканчивал молитву св. приношения, но, прежде чем заключить ее, начал опять снова, а потом в третий и в четвертый раз начинал святое возношение, не оканчивая его... |
Однако, в то же время Феодора склонила императора согласиться на поставление в наследники скончавшемуся папе Агапиту показавшего готовность к компромиссу диакона Вигилия . Его возведение по императорской воле на папский престол состоялось 29 марта 537 года, несмотря на то что в 536 году в Риме уже был избран на первосвятительскую кафедру Сильверий . Считая Рим – своим городом, а себя – высшим авторитетом, Юстиниан легко признал главенство Римских пап над Константинопольскими патриархами, и также легко ставил пап по своему усмотрению. Беды 540 года и их последствия Около 540 года совершилось четыре важных события, принёсших беды империи и императору: полководец Велисарий воспринял от остготов титул императора Запада , Персия нарушила мир и вторглась в империю, случилось особенно большое вторжение гуннов , а в империи началась эпидемия невиданной прежде страшной болезни – чумы. Военачальник Велисарий, желавший добиться окончательного военного успеха в Италии, прервал переговоры с готами по разделу Италии между империей и остготским королевством. Вместо этого он принял их предложение, был провозглашен готами императором Западной Римской империи , и в мае 540 года вошёл с войсками в Равенну . Слухи о том что Велисарий мечтает сделаться самовластным императором казались подтвержденными и Юстиниан тут-же отозвал его в Константинополь. Велисарий повиновался, прибыв в столицу с новым готским королём Витигисом , и Юстиниан стал титуловаться также Готским. Однако, отбытие Велисария из Италии стоило империи возможности закрепить победу – готы набрались сил, избрали себе нового короля Тотилу . В 545 году Велисарий был возвращен в Италию, но к этому времени ресурсы империи были истощены, войска зачастую отказывались подчиняться. |
Затем в сопровождении множества народа его гроб перевезли на Немецкое кладбище «Введенские горы». Владыка Трифон был известным проповедником, горячо любимым московской паствой, духовным писателем, автором драмы «Пещное действо», книг о Шамординском и Бородинском монастырях, акафиста «Слава Богу за все!». Архиепископ Ювеналий (Половцев) апреля 1904) Архиепископ Виленский и Литовский Ювеналий (Половцев Иван Андреевич ) родился 21 октября 1826 года в городе Ораниенбауме Петербургской губернии. Он окончил Михайловскую артиллерийскую академию и состоял на военной службе. Однако в его нежной душе таились такие нравственно-религиозные задатки, которые совершенно не гармонировали с его блестящим светским положением. Религиозный с самых юных лет, он постоянно «ходил пред Богом» и мечтал о скромной келлии отшельника. Его стремлений к монашеству не могли поколебать даже насмешки товарищей-артиллеристов, которые иронизировали по поводу его религиозности, «предрекая» ему белый клобук. Но даже его мать (лютеранка по вероисповеданию, женщина умная и влиятельная в высшем петербургском обществе) должна была уступить желаниям своего сына (блестящего офицера), когда он после тяжелой болезни решительно заявил о своем намерении принять монашество. 15 марта 1847 года в возрасте 21 года Иван поступил послушником в Оптину пустынь. 29 апреля 1855 года он был пострижен в монашество с именем Ювеналий. Став учеником Оптинского старца Макария, под его руководством отец Ювеналий свыше десяти лет подвизался в смиренномудрии и послушании. Он был связан тесными узами с игуменом Исаакием Оптинским. Имел особое расположение к старцу Агапиту, который за пять-шесть лет до возведения его в епископы в Киево-Печерской Лавре увидел его (еще архимандритом) сияющим в архиерейском саккосе и омофоре. |
«Я наистарший в обители летами, больше 50 лет в обители прожил, и наименьший по добродетели». Еще помню Батюшка ходил на исповедь в монастырскую больницу к архимандриту Агапиту, и мы иногда его провожали. Он был слаб, уставал, и помню, ему однажды сказали: «Батюшка, вы бы палочку взяли, вам бы легче было ходить с палочкой». Батюшка ответил: «У меня нет еще на это благословения». Этим он показал, что даже на такую мелочь он спрашивал благословения духовного отца или аввы – отца архимандрита. В молодости, говорят, Батюшка был красив. У него были большие голубые глаза и очень большие белокурые волосы, был полный, женоподобен. Старец не благословлял ему ходить в баню, чтобы не смущать братию. Сам он о себе рассказывал сестре, что никогда не чувствовал влечения к женщине. Одна шамординская монахиня говорила мне, что ей очень нравился Батюшка иеродиаконом еще или иеромонахом. Нравилась и его служба, и, узнавая, когда его череда в монастыре, она старалась приходить именно в это время. Их общий старец был о. Анатолий (Зерцалов) . Он дразнил ее, подсмеивался над ней: «И что тебе нравится такой губошлеп». Сам он Батюшку очень любил и Батюшка его. Батюшка иногда старался увидеть через дверную скважину, что делает его старец (о. Анатолий). Старался доесть остающиеся от него на тарелке кушанья. Когда я об этом спросила Батюшку, желая проверить, Батюшка очень смеялся. Рассказывал, что другие монахи, имея в миру родственников и знакомых, получали посылки от них, сладости, а Батюшка никого не имел и получал сладости, «утешения» от Старца о. Анатолия (Зерцалова) . Придет, рассказывают, попросит чаю, а старец его смиряет иногда: «Как, ты уже все поел... |
3.214. Монаху Нилу. «Быша слезы моя мне хлеб день и нощь», говорит блаженный Давид (Пс. 41, 4). Ибо кто не напрасно и не о пустом проливает слезы, но по трудолюбивому и боголюбивому расположению предается плачу, тот, как хлебом, питается своими слезами, не только при веселых, добрых и радостных событиях, которые святой человек называет «днем», но и в бедственных и печальных обстоятельствах, которые тот же святой иносказательно называет «нощию». Блаженны плачущее ныне и возделывающее спасительный плач, чтобы премного возвеселиться в будущем. Сеющие слезами в настоящей жизни, как очевидно, в оный день пожнут снопы никогда не прекращающегося радования. А на иных, не хотящих покаяться в своих грехопадениях, Господь налагает скорби и телесные страдания, чтобы, по видя их мучения, и нерадивые, но более их чувствительные, прежде нежели подвергнутся горестям, занялись исправлением себя и не оставались долго с каким–либо своим недостатком. 3.216. Диакону Агапиту. Неоднократно слышал я, говорил ты, как и теперь говоришь тоже: что мне делать? Желаю плакать и проливать слезы о грехах моих, принуждаю себя к этому, но нет у меня слезы в глазах. Болезнуя только об этом, воздыхаю от сердца; если же вижу другого сладостно о Христе плачущим, борим бываю завистью к нему. На сие скажу тебе: вообще полезно вожделевать слез. И кто с сим желанием приступает к Богу, прося прощения и спасения, тот бывает услышан, по сказанному: «желание убогих услышал еси, Господи» (Пс. 9, 38) и владычественному, то есть царю–уму, как говорит Пророк, «желание сердца его дал еси ему» (Пс. 20,3). Ибо, как вожделевший жены «уже любодействова в сердце своем» (Матф. 5, 28), так и вожделевший чего–либо доброго, или худого, исполнил уже это в мысли своей. |
Навстречу этому вызову папы, пришла и политическая необходимость. Агапита побудил ехать к Юстиниану для мирного соглашения теснимый византийскими войсками готский король Теодат, в ту пору еще владевший Римом. Приезд папы временно сорвал успехи монофиситствующей интриги. Еретичествующий, но честный патр. Анфим, не вступая в общение с папой, сам покинул свое место, и папа Агапит сам посвятил на патриаршество строгого халкидонца Мину. Хотя папа и умер скоропостижно в КПле, но собор утвердил его решение в присутствии представителей папы: 6 итальянских епископов и 5 римских диаконов, в числе коих были и будущие папы: Вигилий и Пелагий. Огорченная Феодора решила теперь сделать «подбор» и в замещении патриарха 1-го Рима с тем, чтобы гарантированно проводить свою про-монофиситскую линию. Задача очень смелая, но при абсолютной монархической власти оказавшаяся не столь фантастической, хотя политическое обладание Римом все время захватывалось у Византии готами. В данный момент у Феодоры был свой кандидат на папство: апокрисиарий Вигилий. Вигилий происходил из аристократической римской фамилии. Рукоположен в диаконы папой Бонифацием IV, по смерти которого (532 г.) стремился стать его преемником через протекцию готского правительства. Но, с переходом в 536 г. Рима в руки Византийского Двора, Вигилий естественно перенес свои расчеты на протекцию КПля. В 533 г. он приезжает туда апокрисиарием от Рима. Когда в 536 г. в КПль прибыл папа Агапит, Вигилий уже снискал благоволение Феодоры. A Феодора поставила ставку на него: как на будущего папу, который согласится на смягченное толкование формул Халкидона с прибавкой повторных анафем на несториан в угоду массам Востока. Когда Агапит скончался в КПле (536 г.), Вигилий с его телом поспешил вернуться в Рим в расчете пройти теперь же на выборах в преемники Агапиту. |
|