Заречье (Маркуша, Подмонастырское). Церковь Николая Чудотворца Великорецкого образа бывшего Агапитова Маркушевского Никольского монастыря. Карта и ближайшие объекты Показать только действующие Агапитов Маркушевский Николаевский мужской монастырь. Агапитова мужская пустынь. Описание Зверинского В.В.: «Николаевский-Маркушевский-Агапитов или Муркушевский, мужской, ныне Подмонастырская слобода Вологодской губернии Тотемского уезда, в 115 верстах к северо-востоку от Тотьмы, при впадении речки Маркушевки в речку Тарногу с левой стороны. Основан в 1576 году преподобным иноком Агапитом по чудному явлению ему во время болезни иконы святителя Николая, называемой Великорецкою. Преподобный был убит в 1584 году крестьянами, бросившими тело его в Уфтюгу; но потом братия монастыря разыскала его и положила здесь; память его чтится 21 мая, в день убиения. В церкви сохранилась копия с иконы святителя Николая Великорецкого, принесённой преподобным Агапитом. Упразднён в 1764 году». Агапитова пустыня основана в 1576 году в Кокшенгской четверти Важского уезда на левом берегу Маркуши при её впадении в реку Тарнога. Ныне - деревня Заречье Маркушевского поселения Тарногского района Вологодской области. В 1576 году инок Сольвычегодского Борисоглебского монастыря Агапит после исцеления от тяжелой болезни пришел на реку Маркуша, чтобы основать там обитель. С ним был список с явленной ему во время болезни и спасшей его Великорецкой иконы Николая Чудотворца, который и указал чудесным образом место будущего монастыря. Старец Агапит построил келью и часовню для иконы. В 1578 году Агапит и присоединившиеся к нему иноки срубили две церкви и перенесли Великорецкую икону святителя Николая Мирликийского из часовни в холодную однопрестольную Николаевскую церковь. Придел теплой Благовещенской церкви посвятили праведному Прокопию Устюжскому Христа ради юродивому. В этом же году от царя Иоанна Грозного получено разрешение на владение необжитыми землями вблизи пустыни и на строительство мельницы в 40 верстах западнее обители на реке Лохта в густонаселенном месте. Благосостояние пустыни быстро крепло. Местные жители завидовали хозяйской хватке строителя Агапита и боялись, что монастырь заберёт все их земли. 21 мая 1584 года, во время поездки на мельницу в Лохту, Агапит Маркушевский был убит крестьянами деревни Каликино и тело его сброшено в реку Уфтюга. Убийцы были найдены и казнены. Похоронили старца Агапита между церквями в его пустыни, поставили над могилой часовню. Преподобномученик Агапит Маркушевский - местночтимый святой, празднуется соборная память. |
В 1764 году Агапитов Маркушевский Николаевский монастырь вместе с приписными пустынями упразднен. Маркушевский приходИз монастырских деревень образовался Маркушевский приход с Благовещенской церковью.Каменная одноэтажная с колокольней в одной связи церковь построена прихожанами в 1844 году на месте деревянной Благовещенской церкви. Престолы Благовещения Пресвятой Богородицы в теплом храме на южной стороне и престол праведных Прокопия и Иоанна Устюжских на северной стороне освящены в 1858 году. Престол святителя Николая Мирликийского в холодном храме освящен в 1874 году, мощи преподобномученика Агапита покоились под спудом у южной стены холодного храма каменной церкви. В этом же храме хранилась чудотворная явленная икона - копия с иконы святителя Николая Мирликийского «Великорецкая». Деревянная холодная Николаевская церковь разобрана в 1899 году. На правом берегу Тарноги стояли деревянные часовни в деревнях Андреевская, Баклановская и Нестериха. Две часовни находились на кладбище: древняя, построенная преподобным Агапитом, и вторая, построенная прихожанами в 1864 году над мощами игумена Кесария. При церкви проводились торговые ярмарки: Никольская зимняя и Прокопиевская летняя.С 1891 года служил священник Макарьин Александр Асинкритович 1866 года рождения, выпускник ВДС 1889 года. Обязанности псаломщика выполнял Александр Михайлович Куваев 1890 года рождения. Приходские деревни относились к Бережнослободской волости Тотемского уезда и располагались по берегам Тарноги. В 1916 году в приходе православных – 1631, в том числе из духовного сословия – 19, мещан – 2 и крестьян - 1610 человек. Часть бывших деревень Маркушевского монастыря после его упразднения составили Лондужский приход с Ильинской церковью. Перед революцией 1917 года в селе Лондужка стояла каменная церковь с колокольней в одной связи. Теплый храм каменной церкви построен в 1857 году, престолы освящены в 1862 году: слева - великомученика Георгия Победоносца, справа - иконы Божией Матери « Знамение». Холодный Ильинский храм построен в 1869 году, престол освящен в 1875 году. В деревне Черняково на левом берегу Лондушки имелась деревянная часовня. Деревни Лондужского прихода также относились к Бережнослободской волости Тотемского уезда и располагались по берегам Лондужки (Лондушки). |
В болотах под Белозерском в самом деле много железа. Но его там достаточно и сегодня, и болота с названием Гледен там нет. Гледен — это древнерусский город, располагавшийся на горе Гледен при слиянии рек Сухона и Юг на месте финно-угорского поселения. На месте этого города, на правом берегу Сухоны сейчас стоит Троице-Гледенский монастырь. А часть жителей переселилась на другой берег Сухоны, где был основан Устюг (теперь — Великий Устюг). Какой монастырь не относился к Вологодским землям: Павло-Обнорский Спасо-Каменный Важеозерский Спасо-Преображенский Николо-Маркушевский Свято-Троицкий Павло-Обнорский православный мужской монастырь расположен в селе Юношеском Грязовецкого района Вологодской области. Он относится к Вологодской епархии РПЦ. А вот Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь расположен в селе Интерпоселок Олонецкого района Республики Карелия, на озере Важа. Это уже не Вологодская область. Один из древнейших монастырей Русского Севера, Спасо-Каменный мужской монастырь расположен на небольшом острове Каменном в Кубенском озере в Усть-Кубинском районе Вологодской области. А вот Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь расположен в селе Интерпоселок Олонецкого района Республики Карелия, на озере Важа. Это уже не Вологодская область. Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь расположен не в Вологодской области, а в селе Интерпоселок Олонецкого района Республики Карелия, на озере Важа. Агапитов Маркушевский Николаевский монастырь располагался на территории Тотемского уезда Вологодской губернии. В свое время знаменитая крупная обитель Вологодчины до наших дней не дошла — упразднена вместе с приписными пустынями в 1764 году. Из монастырских деревень образовались Маркушевский и Лондужский приходы. В настоящее время Маркушевская и Лондужская церкви и часовни не существуют. А вот Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь расположен не в Вологодской области, а в селе Интерпоселок Олонецкого района Республики Карелия, на озере Важа. |
3 Одну из самых древних и больших обителей Русского Севера основал на Вологодчине ученик Сергия Радонежского Спасо-Прилуцкий монастырь. Фото Сергея Гармашова Местные жители стали принимать христианство еще в XII-XV веках. В это время на Вологодчине создаются православные обители — Троице-Гледенский, Михайло-Архангельский монастыри в Великом Устюге, Корнилиево-Комельский, Арсениево-Комельский, Павло-Обнорский — вокруг Вологды, Кириллов и Ферапонтов — в Белозерье, Дионисиев Глушицкий, Спасо-Каменный — в Кубеноозерье, Спасо-Суморин, Агапитов Маркушевский Николаевский — в Тотемских землях. В 1371 году в излучине реки Вологды ученик преподобного Сергия Радонежского святой Димитрий Прилуцкий основал Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь. Это событие оказало сильнейшее влияние на развитие всего региона на несколько веков. Другие ученики и последователи преподобного Сергия Радонежского — преподобный Кирилл Белозерский, преподобный Ферапонт Белозерский, святые Павел Обнорский, Сергей Нуромский, Афанасий и Феодосий Череповецкие, Сильвестр Обнорский — также основали на Вологодчине, по благословению учителя, свои обители. Преподобный Дионисий Глушицкий основал несколько монастырей, два из них — Сосновецкий и Покровский — возрождаются сейчас. 78 вологодских святых были связаны с Сергием Радонежским и вошли в собор Вологодских святых. 4 Иван Грозный мог перенести в Вологду столицу Опричник. Художник Сергей Ефошкин Он даже начал там грандиозное строительство — возведение каменного детинца (кремля). Этот проект чуть было не перетянул на себя основные и на тот момент не слишком великие ресурсы Московского государства. Вологодский кремль в новом по сути городе должен был быть в два раза больше московского. Главный храм — Успенский собор, позднее освященный в честь Софии Премудрости Божией, — был выстроен по велению царя. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГАПИТОВ МАРКУШЕВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИР ЛИКИЙСКИХ предыдущая статья Т. 1 , С. 231 опубликовано: 27 марта 2008г. АГАПИТОВ МАРКУШЕВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИР ЛИКИЙСКИХ находился в Тотемском у. Вологодской губ. Основан в 1576 г. прп. Агапитом Маркушевским . При впадении р. Маркуши в р. Тарнагу, в 100 верстах к северо-востоку от Тотьмы, преподобный выстроил келью и часовню, куда перенес чудотворную икону свт. Николая, явленную ему, по преданию, во время тяжелой болезни. Вскоре собралась братия, желавшая жить под руководством прп. Агапита. 20 июля 1578 г. на месте часовни была заложена холодная деревянная ц. во имя свт. Николая Чудотворца, затем теплая ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы с приделом св. прав. Прокопия Устюжского. В 1578 г. прп. Агапит получил от царя Иоанна IV Васильевича Грозного разрешение на владение землей и на строительство мельницы на р. Лохте, а от митр. Московского Антония благословение на освящение храмов. 7 сент. 1579 г. Никольская ц. была освящена и в нее перенесена чудотворная икона свт. Николая. Вскоре была освящена и теплая Благовещенская ц. После кончины прп. Агапита (1584) над местом его погребения в мон-ре, между Благовещенским и Никольским храмами, братией была возведена часовня. В 1752 г. оба храма сгорели, но вскоре были отстроены: Благовещенский - в 1754 г., Никольский (в камне) с приделом прав. Прокопия - в 1758 г. Мон-рю принадлежали приписные муж. пустыни в Тотемском у.: Дружинина Зосимо-Савватиевская, Печенгская Спасская, Бабозерская Николаевская (основана ок. 1605 маркушевским мон. Сергием), а также 3 часовни, 3 водяные мельницы, скотный двор. В 1744 г. мон-рь владел 290 крестьянами. В 1764 г. А. М. м. и приписанные к нему пустыни были упразднены, Никольский храм обители обращен в приходской. В 1850 г. на месте старой деревянной была построена каменная двухэтажная Благовещенская ц. В нижнем храме находилась надгробная рака прп. Агапита, в иконостасе верхнего храма - чудотворная икона свт. Николая. К 2000 г. монастырские постройки не сохранились. Ист.: История вкратце о преподобном Агапите и о создании обители сея // Вологод. ЕВ. 1878. 12. Примеч. С. 226-227. Лит.: Малевинский А. , свящ. Описание бывшего Николаевского Маркушевского монастыря // Вологод. ГВ. 1849. 44 - 47; Строев. Списки иерархов. С. 774 - 775; Суворов Н. Воспоминания о Маркушевском Николаевском монастыре, бывшем в Тотемском уезде Вологодской епархии // Вологод. ЕВ. 1878. 12 - 13. Приб.; Следников Н. В местах священных по воспоминаниям о преподобном Агапите Маркушевском // Вологод. ЕВ. 1905. 17. Приб. К. О. Козлов Рубрики: Ключевые слова: АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл. |
Серафимович. Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь (1638) Вологодская область Александровское. Александро-Куштский монастырь Баклановская, урочище. Печенгская Спасская мужская пустынь (1620) Богослово. Кохтышская Иоанно-Богословская мужская пустынь (1850) Борок, урочище. Дружинина Зосимо-Савватиевская мужская пустынь (1650) Бушуиха. Арсениево-Комельский Ризоположенский монастырь (1539) Варницы. Борисоглебский мужской монастырь Великий Устюг. Михаило-Архангельский монастырь (1212) Великий Устюг. Устюжский Покровский мужской монастырь (1398) Великий Устюг. Иоанно-Предтеченский монастырь (1262) Великий Устюг. Устюжский Спасо-Преображенский женский монастырь (1422) Великий Устюг. Яиковский Филипповский монастырь (1400) Возрождение. Семигородная Успенская пустынь (1401) Вологда. Горний Успенский женский монастырь (1590) Вологда. Свято-Духов мужской монастырь (1625) Воскресенское. Воскресенский мужской монастырь (1371) Горицы. Воскресенский Горицкий монастырь (1544) Горка. Зосимо-Савватиевская Соловецкая мужская пустынь (1618) Данилов Починок. Заозерская Введенская пустынь (1722) Дедов Остров. Дедова Троицкая пустынь (1674) Дмитриково. Александро-Коровина Троицкая мужская пустынь Дуниловский. Дуниловская Богородицкая мужская пустынь (1677) Заречье (Маркуша, Подмонастырское). Агапитов Маркушевский Никольский монастырь (1576) Зелёный Берег. Красноборская Троицкая Филиппа Ирапского пустынь (1517) Игошево, урочище. Игошевская Алексеевская пустынь (1620) Каменный, остров. Спасо-Каменный Преображенский монастырь (1260) Кириллов. Кирилло-Белозерский монастырь (1397) Корнильево. Корнильево-Комельский монастырь (1497) Леушино (акватория Рыбинского водохранилища). Иоанно-Предтеченский Леушинский женский монастырь (1875) Лопотово, урочище. Лопотов-Богородский Григориево-Пельшемский монастырь (1426) Лучниково. Владимирская Заоникиева пустынь (1588) Модно. Николаевский Моденский мужской монастырь Монастырская. Спасо-Николаевская Ефремова пустынь (1520) Морозовица. Троице-Гледенский монастырь (1100) |
ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ По просьбам религиозных организаций священнослужителям по Указу президента РФ будет предоставляться отсрочка от призыва на военную службу 15.01.2002 Президент России Владимир Путин подписал Указ О предоставлении священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу . Об этом 15 января сообщили в пресс-службе главы государства. В Указе говорится: В соответствии со статьей 24 федерального закона О воинской обязанности и военной службе и статьей 3 федерального закона О свободе совести и о религиозных объединениях постановляю: 1. Предоставить по просьбам религиозных организаций отсрочку от призыва на военную службу священнослужителям /до 300 человек/, получившим в установленном в конфессиях порядке духовный сан /звание/ и занимающим в религиозных организациях соответствующие должности, при условии, что религиозные организации не имеют возможности заменить их на этих должностях иными лицами, - на время исполнения обязанности священнослужителя. 2. Правительству Российской Федерации определить порядок предоставления отсрочки от призыва на военную службу священнослужителям в соответствии с настоящим Указом. 3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования . ИТАР-ТАСС / РАДОНЕЖ Прокуратура отказывается возбуждать уголовное дело в связи с распространением Интернет-сайтов порнографического содержания 15.01.2002 Некоммерческое партнерство в защиту семьи, детства, личности и охраны здоровья Родительский комитет в связи с обращениями родителей направило в Генеральную прокуратуру РФ материалы, свидетельствующие о противоправном характере деятельности должностных лиц редакции еженедельника для детей и юношества Молоток . Журнал рекламирует порнографические и эротические сайты Интернета, публикуя адреса этих сайтов и часть материалов. |
Коренное русское население Витебской губернии сохранило весьма мало воспоминаний из своего прошедшего. Без сомнения, и в самое первоначальное время, – когда только еще слагалось и благоустраивалось Полоцкое княжество, когда возникали его города и созидались в них первые христианские храмы, – а тем более потом, – когда необходимо было, борясь с врагами внутренними и внешними, отстаивать свою независимость, народность и чистоту религиозных убеждений, – Полочане и Витебляне имели своих местных героев и целые сонмы мучеников. Но имена этих доблестных и святых мужей большею частью забыты; преобладание и гнет польских начал жизни церковной и гражданской частью затмило, частью совсем истребило или извратило значение их. Память народная сохранила в неизменном благоговении и уважении чрез весь ряд веков только одно имя, – имя княжны-отшельницы, преподобной Евфросинии. В тяжкие для Полочан и Витеблян времена 2 , когда их вере и народности грозила великая опасность, приверженность местного русского населения к имени Преподобной служила решительным доказательством того, что в народе еще неокончательно подавлено его самосознание. Кто помнит и свято чтит память местной княжны, – русской по происхождению, по житию преподобной, православия ревнительницы, – тот этим самым заявлял и о своем родстве с остальным русским народом и о своей приверженности к православной церкви. Поэтому-то враги православия в свое время и усиливались доказать 3 , что преподобная Евфросиния, княжна Полоцкая, была, если не католичка, то, по крайней мере, униатка. Значит, по сознанию самих врагов православия, имя преподобной Евфросинии имело великое значение для местного русского населения. Между тем, по неизреченным судьбам Божиим, Полочане лишены были утешения – видеть у себя нетленные останки, столь благоговейно и высоко чтимой ими, княжны. |
Тропарь. Прокопию Устьянскому, прав.,. Прокопий Устьянский, Важский, Вологодский, Христа ради юродивый Божественною благодатию просветився, / и по смерти даруеши исцеления / притекающим к тебе, премудре Прокопие, / темже и мы ныне чтим честных мощей твоих явление, / веселящее вкупе души и телеса. / Тем вси вопием: / слава Давшему ти крепость, / слава Венчавшему тя, / слава Действующему тобою всем исцеления. Тропарь. Прокопию, Христа ради юродивому, Устюжскому чдтв., блж. Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый В терпении твоем от Бога мзду пророчества / приял еси, блаженне, / молитвами, бдением и пощением / тело свое изнурив, / душу же возвысив на Небесная, / Царя всех Христа Бога славы зрети сподобися / и неувядаемым венцем увязеся. / Емуже с лики святых предстоя, / за люди своя моление предлагая, / тепле пролия слез источник, / избавил еси град Великий Устюг и люди своя / от труса страшнаго, и огня, и напрасныя смерти. / Темже и мы, к честней раце твоей припадающе, вопием ти: / о Прокопие чудоносне, / ходатай нам буди ко Господу / во дни нашедших печалей, рабом твоим, / и молися, да спасет души наша. Тропарь. Симеону Богоприимцу, прав.,. Симеон Богоприимец Симеон старец днесь веселится, / восприят на руку свою Младенца Превечнаго Бога, / от уз плоти разрешитися прося / и вопия: / видеста очи мои спасение Твое мирови. Тропарь. Симеону Верхотурскому, прав.,. Симеон Верхотурский (Маркушевский) Мирскаго мятежа бегая, / все желание обратил еси к Богу, / да в видения восход обрящеши Горе, / отнюдуже не уклонився в лукавствия сердца, / но очистив душу и тело, / приял еси благодать точити цельбы верным и неверным, / притекающим к тебе, праведный Симеоне. / Темже, по данному ти дару, / испроси у Христа Бога исцеление нам, / болящим душевными страстьми, / и моли спасти души наша. Тропарь. Симону, Христа ради юродивому, Юрьевецкому чдтв., блж. Симон Юрьевецкий, Христа ради юродивый Яко воистинну гласа апостольскаго / послушатель был еси, блаженне Симоне, / Христа бо ради изволив имети буйство, / в немже соблюл еси твоя к Богу добродетели, посреде молв некрадомы, / терпением убо пачеестественным Христу подражав, / посрамил еси льстиваго всю гордыню, / тем и в лютых ранах, / якоже древний Лазарь, в недра Авраамля преселился еси, / идеже и ныне утешаяся, посещай град твой, / почитающий любовию святую память твою. |
Добавил: Андрей Агафонов Снято: 1 января 1900 8 января 2022 Архиповы Маргарита и Владимир 8 января 2022 Архиповы Маргарита и Владимир 8 января 2022 Архиповы Маргарита и Владимир 8 октября 2021 Flash rockin man 26 марта 2012 Лидия Басманова 17 мая 2011 iд Стефан 8 августа 2021 Евгений Спиваковский 14 апреля 2021 Altaets 14 апреля 2021 Altaets 12 февраля 2019 Flash rockin man 4 июля 2017 Ирина Зеленская 4 июля 2017 Ирина Зеленская 5 августа 2016 Андреева Ирина 12 февраля 2015 Илья BIM Бесхлебный 24 ноября 2012 Юрий Верещагин 24 ноября 2012 Юрий Верещагин 2 мая 2008 Чупринин Михаил 23 сентября 2007 Илья Смирнов 5 августа 2003 Вадим Животовский август 2001 Василий Шелёмин 8 августа 2021 Евгений Спиваковский 8 августа 2021 Евгений Спиваковский 8 августа 2021 Евгений Спиваковский 14 апреля 2021 Altaets 12 февраля 2019 Flash rockin man 7 мая 2018 Евгений Ермаков 7 мая 2018 Евгений Ермаков 4 июля 2017 Ирина Зеленская 4 июля 2017 Ирина Зеленская 4 июля 2017 Ирина Зеленская 5 августа 2016 Андреева Ирина 5 августа 2016 Андреева Ирина 5 августа 2016 Андреева Ирина 5 августа 2016 Андреева Ирина 24 ноября 2012 Юрий Верещагин 24 ноября 2012 Юрий Верещагин 24 ноября 2012 Юрий Верещагин 24 ноября 2012 Юрий Верещагин 24 ноября 2012 Юрий Верещагин 26 марта 2012 Лидия Басманова 28 июня 2011 Лидия Басманова 28 июня 2011 Лидия Басманова 13 марта 2011 Алексей Кротов 15 июля 2005 JuNe 21 мая 2005 Павел и Елена Каллиниковы 21 мая 2005 Павел и Елена Каллиниковы 21 мая 2005 Павел и Елена Каллиниковы август 2001 Василий Шелёмин 7 мая 2018 Евгений Ермаков 8 августа 2021 Евгений Спиваковский 23 сентября 2007 Илья Смирнов 23 сентября 2007 Илья Смирнов 5 августа 2003 Вадим Животовский 4 мая 2003 Павел 1 января 1900 ?? ?? ?? ?? ?? 16 октября 2018 Алексей Кротов Борисоглебский |
|