001     002    003    004    005    006    007    008    009    010
Много было на том Соборе у правоверных с еретиками рассуждений, прений и несогласий, так как зловерные никак не хотели согласиться с православным учением. Тогда святейший Анатолий, посоветовавшись с другими святыми отцами, сказал еретикам: «Напишите на свитке исповедание вашей веры, также и мы напишем своё исповедание, и оба свитка, запечатанные, положим в гроб на честныя мощи святой великомученицы Евфимии; будем поститься и соборне молиться Богу, чтобы Он чрез эту угодницу Свою открыл нам, какое исповедание правильное». После этих слов святейшего Анатолия, все одобрили его совет, и написали два свитка: правоверные свой, а зловерные свой, запечатали своими печатями, открыли гроб святой, положили оба свитка у неё на груди, закрыли опять гроб, приложили царскую печать, приставили стражу и три дня постились и молились. С наступлением четвертого дня пришёл царь и весь Собор к честному гробу святой и, когда, сняв царскую печать, открыли гроб, то увидели, что свиток правоверных святая великомученица держит в правой руке, а свиток зловерных лежит у неё в ногах. Удивительнее же всего было то, что она, протянув руку как живая, подала царю и патриарху свиток с правоверным исповеданием. Тогда все несказанно обрадовались, прославили Бога, воспели похвальные песни с благодарением святой великомученице и поклонились с теплою любовию её чудотворным мощам. И тотчас объявили православную веру, как утверждённую Богом и чудесно возвещённую святою великомученицей, а еретическое зловерие предали проклятию. Многие из еретиков, увидев такое чудо, обратились к православию, а кто оставался непреклонным, тех лишили сана и сослали в заточение. С этого времени иконописцы начали изображать на иконах святую великомученицу Евфимию со свитком в правой руке, в незабвенную память этого славного чуда во время IV Вселенского Собора. Как тогда, так и после святая мученица не переставала творить чудеса и источать из своих честных мощей благоухающую миром кровь... IV. Из книги «Жития Святых» св. Димитрия Ростовского, за июнь 1. Житие преподобного отца нашего Агапита Печерского, безмездного врача

https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/kratki...

Поликарп был постриженником Киево-Печерского Монастыря. Одно время он был поставлен на игуменство в Косьмо-Демьянский киевский монастырь. Затем, как явствует из «Послания» Симона Владимирского, возвратившись в Печерский монастырь, Поликарп стал искать епископства при поддержке вдовы великого князя Ростислава Рюриковича и ее брата, – Юрия Всеволодовича Суздальского. По-видимому, в своем письме духовному отцу он просил в этом его содействия, однако в ответ получил строгое наставление о смирении и поучение об истинном смысле монашеского жития. Это наставление послужило для Поликарпа добрым уроком. Последующее время своей жизни он посвятил аскетическим трудам и собранию сведений о житии и чудесах подвижников Печерской обители. Скончался Поликарп около 1234г. и был погребен в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерской Лавры. Авторству монаха Поликарпа принадлежит дошедшее до нас «Второе послание к архимандриту Печерскому Акиндину о святых и блаженных черноризцех печерских», включающее описание подвигов Никиты затворника, Епископа Новгородского, Лаврентия затворника, Агапита-безмездного врача, Моисея Угрина, Прохора лободника, Спиридона просвирника, Алипия иконописца, Иоанна многострадального. Восприняв письмо епископа Симона не как частный документ, но как духовное сочинение общецерковной значимости, Поликарп продолжил труд своего учителя, причем в своем послании к архимандриту Акиндину прямо указывал, что передает ему рассказы «о святой и блаженной братии нашей, чтобы и будущие после нас черноризцы узнали о Благодати Божией, бывшей в святом этом месте...» По своей начитанности, «книжной мудрости» и писательскому мастерству Поликарп значительно превосходит Симона. Он не только передает устные рассказы свидетелей жизни и подвигов печерских отцев, но и стремится согласовать эти сведения с летописными известиями, а подчас и противопоставить официальной точке зрения летописца версию, основанную на монастырском предании. Так Поликарп резко осуждает корыстолюбие великого князя Святополка Изяславича, обличает жестокость Мстислава Святополчича, беззаконные деяния Ростислава Всеволодовича. Причину народных бедствий Поликарп видит в Божьем наказании земли за злодеяния и «нестроения правителей». Монастыри и монашество

https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/ocherk...

После этого решил прп. Феодосий оградить монастырь оградой мысленной, то есть уставом, определяющим жизнь иночествующих не только в затворе, но и монастыре. Он начал искать подходящий для указанной цели монастырский устав. И в данном случае ему поспешествовали молитва и благословение преподобного отца нашего Антония; нашелся один честный инок Студийского монастыря, по имени Михаил, пришедший из Греции с митрополитом Георгием. К нему-то и обратился преподобный игумен об уставе отцов Студийских: как поются у них песнопения, что и когда читают, как держать поклоны, спрашивал о стоянии в церкви и седании на трапезе, о роде пищи и днях поста. Подробно узнав обо всем от Михаила, прп. Феодосий установил все это и в своем монастыре. А от Печерского монастыря Студийский устав переняли и все другие русские монастыри. Преподобный Антоний, проводя уединенную жизнь в другой пещере, славя Бога в молитвах и подвигах, преуспевая во всех добродетелях, телесных и душевных, восходил от силы в силу. И изливалась благодать Божия чудными дарами на преподобного исцелениями и пророчествами. Не только исцелял он духовно, но и телесно своими молитвами, смиренномудрием покрывая данную ему благодать. Преподобный Антоний подавал болящим вместо благословения зелие, которым питался, и они получали здравие. Подражателем сего чудного образа врачевания он оставил по себе преподобного Агапита Печерского, безмездного врача (память 1/14 июня). О даре же предвидения святого Антония, кроме других примеров, свидетельствуют еще следующие. Три князя Ярославича: Изяслав Киевский, Святослав Черниговский, Всеволод Переяславский, отправляясь на войну с половцами, пришли к преподобному Антонию, прося благословения. Он же, провидев гнев Божий, имеющий их постигнуть, сказал им: «За ваши грехи вы будете побеждены варварами и обращены в бегство. Многие из ваших воинов утонут в реке, другие будут взяты в плен, а остальные падут от меча». Что и сбылось после битвы на реке Альте, когда князья, едва сохранив жизнь, бежали: Изяслав и в Киев, в Чернигов. Половцы же рассеялись по юго-восточным окраинам Русской земли, пленяя и губя ее жителей.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=84196

На это градоначальник Рустик сказал: ты полагаешь взойти на небо и получить некоторую награду от Бога твоего? возразил но знаю достоверно и надеюсь на это без сомнения. Сказал Рустик: приступим к предстоящему нам делу: соберитесь вместе, и все вместе принесите жертву богам. На это Иустин возразил: рассуждающий здраво, не захочет лишиться благочестия и впасть в заблуждение и беззаконие. Градоначальник Рустик сказал: вы не будете повиноваться нашим повелениям, то понесёте муки без всякого помилования. Иустин отвечал: желаем претерпеть муки за Господа нашего Иисуса Христа и спастись, ибо эти муки исходатайствуют нам спасение и дерзновение на Страшном Суде Его, на который по повелению Божию предстанет весь мир. Так же говорили и все прочие святые мученики, присовокупляя: скорее намерение свое; мы идолам приносить жертву не будем. Выслушав это, градоначальник объявил приговор: желающие принести жертву богам и покориться царскому повелению да будут наказаны жезлами и отведены на смертную казнь через обезглавление, как повелевают римские законы. Так святые мученики, славящие Бога, были выведены на обычное место казней, приняли раны и, усеченные секирою, окончили страдание в спасительном исповедании. Потом некоторые из верных тайно взяли их честные тела и погребли на достойном месте, при содействии благодати Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава во веки веков, аминь. Житие преподобного отца нашего Агапита Печерского, безмездного врача Когда преподобный отец наш Антоний 1 ] был прославлен даром исцеления, пришел к нему в пещеру из Киева блаженный Агапит, желая получить душевное исцеление через пострижение в иноческий чин; удостоившись желаемого, он всем сердцем последовал ангелоподобному житию преподобного Антония, руководясь и его наставлениями.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519746

Некоторые из подвижников Печерских имели дар исцеления болезней. При преподобном Феодосии был черноризец пресвитер, по имени Дамиан. Он отличался необыкновенной кротостью и был такой постник, что кроме хлеба и воды не вкушал ничего до самой кончины своей. Если приносили дитя, страдающее каким-либо недугом, или приходили больные в монастырь, преподобный Феодосий поручал Дамиану сотворить молитву над больным. Дамиан совершал молитву, помазывал освященным елеем, и страждущие получали исцеление. Когда он сам разболелся и приближался к кончине, ангел явился ему в образе преподобного Феодосия, обещая Царство Небесное. После пришел Феодосий и сел подле него. Умирающий, взглянув на игумена, сказал: «Не забудь же, что ты обещал мне в эту ночь». Великий Феодосий отвечал ему: «Брат Дамиан, да будет тебе, что обещано мной». Он же, сомкнув очи, предал дух свой Господу. 76 При преподобном Антонии постригся безмездный врач Агапит, уроженец киевский. Он помогал великому отшельнику в заботах его о больных. Когда занемогал кто-либо из братии, Агапит, оставляя свою келью, переходил к больному брату, служил ему и давал вместо лекарства свою пищу – вареную траву. И больной по молитве его выздоравливал. Если же болезнь продолжалась, блаженный Агапит оставался неотступно при больном, молясь непрестанно, пока Господь подавал здравие по его молитве. Многие из города приходили к нему, и безмездный врач никому не отказывал в благодатной помощи. Сделался болен князь Владимир Мономах , княживший тогда в Чернигове. Не получая помощи от своих врачей, он послал звать к себе Агапита. «Если пойду к князю, – рассуждал блаженный Агапит, – то должен ходить и ко всем. Для человеческой славы не пойду за ворота монастырские, чтобы не преступить обета моего. Если выгонят меня отсюда, пойду в другую сторону и после опять возвращусь». Он не пошел к князю, но послал ему вареную траву, которую употреблял в пищу. Исцеленный князь пришел благодарить чудотворца, но Агапит скрылся. Найдя в келье золото, положенное князем, он выбросил его вон. Чудесное врачевание безмездного врача Печерского возбудило зависть в армянине, который славился тогда врачебным искусством. Но, убедившись многократными опытами, что во врачевании Агапита действует не искусство земное, а сила Небесная, армянин, вскоре по блаженной кончине Агапита 77 сам сделался иноком и в добрых подвигах кончил жизнь.

https://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj/rasskazy...

Кондак преподобного Агапита Печерского, врача безмездного, в Ближних пещерах глас 6 Врач сый изряден, чудне,/ являя несумненную твою веру,/ обличая же армениново неверие/ и приводя его к благочестию,/ себе, близ смерти бывшу,/ испросил еси от Бога продолжение живота/ и, сим чудом того уверив,/ привел еси Христови,/ Емуже в веселии предстоя,/ молися о нас, преподобне. Тропарь мученика Иустина Философа и иже с ним глас 4 Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего:/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша. Тропарь преподобного Дионисия, игумена Глушицкого глас 1 Божественною любовию от юности распалаемь,/ Дионисие преподобне,/ вся, яже в мире красная, возненавидев,/ Христа единаго возлюбил еси/ и сего ради во внутреннюю пустыню вселился еси,/ со зверьми живый, весь Христови./ Отонудуже и Всевидящее Око, твоя труды видев,/ даром чудес и по преставлении обогатил тя есть./ Темже вопием ти:/ моли непрестанно о всех нас,/ честную память твою присно/ в песнех почитающих. Кондак преподобного Дионисия, игумена Глушицкого глас 8 Все твое умное желание к Богу вперив,/ Тому невозвратно от души последовал еси, в пустыню вселився,/ и, тамо ангельски пожив, многим путь был еси ко спасению;/ сего ради и Христос тебе прослави и даром чудес обогати./ Темже вси вопием ти:/ радуйся, Дионисие преподобне, пустынный жителю. Кондак мученика Иустина Философа глас 2 Премудростию Божественных твоих словес, Иустине,/ Церковь Божия вся украсившися,/ жития твоего светлостию мир освещает,/ излияния же ради крове венец прием/ и со Ангелы предстоя Христу,// моли непрестанно о всех нас. Службы 1 июня: Мученика Иустина Философа, и другого мученика Иустина, и иных с ними.

https://days.pravoslavie.ru/Days/20220601.html

Опыт преподобного Агапита Печерского, или Что важнее физического здоровья? 14 июня – день памяти преподобного Агапита Печерского, врача безмездного, т. е. такого, который не берет платы за свою медицину. Это дает нам возможность поговорить с Божьей помощью о здоровье вообще… Преподобный Иустин (Попович) Челийский Всюду, где бывал отец Иустин, и на всех, кто приходил с ним посоветоваться, он производил глубокое впечатление человека, живущего только для Бога и ради защиты истинности Евангелия. Приняв за образцы пророков и отцов Церкви, он непреклонно утверждал, что в Православии все основано на Евангелии: вера, молитва, подвижничество, церковная служба, святые тайны и святые добродетели. Вся традиция Церкви есть не что иное, как живое Евангелие. «Уже время, уже пошел двенадцатый час…» Для Христова человека каждый день – это пропуск в Вечность. В любой отрезок времени он живет Вечностью и ради Вечности. Встреча одиннадцатая. Опыт духовной жизни преподобного Иустина (Поповича) Жизнеописание святого; миссионерское служение; творения и духовное наследие пастыря; значение для Сербской Церкви и народа; преподобный и Россия. Сайты приходов: Западно-Американская епархия: Храм прав. Иоанна Кронштадтского г. Сан-Диего Храм прав. Иоанна Кронштадтского г. Кастро Валлей Армавирская епархия: Храм Иоанна Кронштадтского хут. Новоселовка Арсеньевская епархия: Храм Иоанна Кронштадтского с. Рудная Пристань Архангельская епархия: Домовый храм в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского г. Архангельск Храм Иоанна Кронштадтского пос. Березник Астанайская епархия: Храм во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского пос. Жетыген Астраханская епархия: Храм святого праведного Иоанна Кронштадского с. Мумра Барнаульская епархия: Иоанно-Кронштадский женский монастырь с. Кислуха Храм Георгия Победоносца г. Новоалтайск Белгородская епархия: Храм Иоанна Кронштадтского г. Белгород Берлинско-Германская епархия: Храм св. прав.

https://days.pravoslavie.ru/Days/20220601.html

Искать 14 июня 2009 года 1. Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых. Глас 8-й 1 . Заговенье на Петров пост (Петров мясопуст). Мч. Иустина Философа. Прп. Дионисия, игумена Глушицкого. Прп. Агапита Печерского, врача безмездного. Совершается служба Недели всех святых (по Триоди Цветной). Службы рядовых святых переносятся (см. примечание 31 мая). На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 8-й – 6, и всех святых, глас 6-й – 4. «Слава» – всех святых, глас тот же: «Мученик божественный лик…», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небесный…». Вход. Прокимен дня. Паримии всех святых – 3. На литии стихира храма и стихиры всех святых, глас 1-й. «Слава» – всех святых, глас 5-й: «Нынешнему торжеству…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Храм и дверь еси…». На стиховне стихиры воскресные, глас 8-й. «Слава» – всех святых, глас 6-й: «Приидите, вернии…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творец и Избавитель мой…». По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь всех святых, глас 4-й: «Иже во всем мире мученик Твоих…» (единожды). Примечание. «От сея же Недели начинаем чести на утренях Недельных Седмь Посланий Соборных, и 14 Посланий Святаго апостола Павла; Откровение Иоанна Богослова. Чтем же их на бдениих Недельных, прежде иных чтений, до Великия Святыя Недели Пасхи. В 50-цу же всю Деяния святых апостол чтем в Неделях, якоже предписася. От сего же бдения начинаем чести Толкования Иоанна Златоустаго, Евангелие еже от Матфея, от 13 Слова первыя книги; оставшая же Богослова чтем во 12 днех по Христове Рождестве. В весь же месяц сей, и вторый, совершаем обе книги толковательныя, 1-ю и 2-ю, на чтениих утренних, до исхода месяца августа: кроме егда прилучится житие некоего святаго, тогда оставляем, и чтем житие святаго» (Типикон, гл. 50, «Неделя всех святых», 1-е и 2-е «зри»). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь всех святых, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века…».

https://www.pravmir.ru/pravoslavnyj-kalendar/bu1/j...

Напрасно указывают на брачные союзы наших князей с государями польскими, венгерскими и другими, державшимися латинского исповедания, как на свидетельство их единоверия . Митрополит Иоанн II ясно не одобрял таких союзов, говоря, что весьма неприлично правоверным князьям отдавать дочерей своих замуж в страны, где служат на опресноках, и что по закону православные должны сочетаться только с православными,— знак, что князья римской веры у нас не считались православными. Наконец, самым разительным опровержением мысли, будто Церковь Русская находилась тогда в единении с Римскою, служит обращение к православию Шимона Варяга. Он родился и был воспитан в римской вере, но потом, когда пришел в Киев, будучи наставлен здесь преподобным Феодосием Печерским и поражаясь чудесами его и преподобного Антония, оставил «буесть латынскую» и истинно уверовал в Господа Иисуса Христа со всею своею дружиною, простиравшеюся до 3000 человек, и с своими иереями . О празднике 9 мая, как и почему он установлен нашею Церковию в память перенесения мощей святого Николая Чудотворца, мы уже говорили. Не одни только последователи Римской Церкви пользовались веротерпимостию в нашем отечестве, но и армяне, и даже евреи, хотя вера тех и других не считалась истинною. В житии преподобного Агапита Печерского, врача безмездного, рассказывается, что в Киеве к концу XI или в начале XII в. был знаменитый врач, «родом и верою армянин», какого прежде не бывало; что этот врач, завидуя славе преподобного Агапита, врачевавшего чудесно, научил «иноверники своя» поднести иноку смертное зелье, которое, однако же, оказалось безвредным, и что впоследствии, когда армянин пришел к Агапиту и последний хотел угостить его своею скудною пищею, армянин сказал: «Мы, отче, сего месяца четыре дня постимся, и ныне у нас пост».

http://sedmitza.ru/lib/text/435825/

Чудесная помощь Киево-Печерских преподобных: наше время. Часть 2 Дорогие братья и сестры, хочу поведать вам о Божием чуде , происшедшем со мной, дабы прославить дела Божии и святых Его угодников преподобных Печерских. До 40 лет я жила мирской греховной жизнью, в церковь не ходила. Но Господь не хочет погубить Свое создание. Я заболела, под грудью образовалась большая опухоль, причем за одни сутки. Я испытывала боли и обратилась к врачу. Врач-онколог, осмотрев меня, сказал, что нужна срочная операция. О моей беде узнала моя двоюродная сестра, верующая, воцерковленная. Она рассказала мне о вере, о спасении, объяснила, что нужно исповедаться и причаститься, дала мне Молитвослов. В течение следующей недели я готовилась к Причастию и причастилась на большой православный праздник – день Святой Троицы 30 мая 1999 года. Было нелегко стоять на службе, да еще коленопреклонные молитвы… Едва хватило сил дождаться конца праздничной службы. Так было положено начало моему воцерковлению. Я ходила на службы, читала духовную литературу, которую мне давала сестра. Через две недели после причастия сестра предложила мне пойти в Киево-Печерскую Лавру, приложиться к мощам Преподобных, а особенно к мощам преподобного Агапита Печерского, безмездного врача. Это было 14 июня 1999 года. Придя в Ближние Пещеры, мы приложились к мощам святых угодников Божиих, но мощей преподобного Агапита Печерского там не оказалось. Нам объяснили, что сегодня празднуется день его памяти и мощи находятся в Трапезной церкви. Мы решили идти туда. Не дойдя до церкви, мы встретили шествие лаврских монахов, которые несли мощи Преподобного обратно в Пещеры, было много людей. Меня поразило то, как стая голубей сопровождала святого угодника, зависая в воздухе над его ракой.

http://pravoslavie.ru/89428.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010