Настаивая на получении сведений обо всех участниках пострига отца Агапита в монашество, следователь спросил его: когда вас постриг в монахи Никон Беляев, где именно это происходило и кто при этом еще был? Хорошо понимая, как следователь будет интерпретировать каждый его ответ, зная, что он незаконно и спрашивает его об этом, так как статьи, предполагающей уголовную ответственность за постриг в монашество, не существует, отец Агапит сказал: этот вопрос я отказываюсь давать ответ. касается личной моей жизни. Это был исчерпывающий с точки зрения закона и по совести ответ, и все допросы на этом были прекращены. 19 декабря 1927 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило монаха Агапита к трем годам заключения в концлагере, и он был отправлен в пересыльный лагерь, располагавшийся в городе Кеми, куда был заключен и его отец. Первое время они жили вместе, но затем монаха Агапита отправили на одну из лагерных командировок в лес, на Белого моря, а отец Никон был оставлен в Кеми. По окончании срока заключения, 23 мая 1930 года, Особое без дополнительного разбирательства снова монаха Агапита к трем годам ссылки, и он был отправлен в куда ему сподобилось ехать в одном этапе со своим духовным отцом, что стало для него большим утешением. В Архангельске им пришлось проходить медицинскую комиссию. Врач, обследовавший отца Никона, заметил, что по состоянию здоровья он мог бы быть направлен в лучшие климатические «Отец Никон, привыкший отсекать свою волю, совета у отца Агапита, который не посоветовал ему что-либо в этом направлении, и отец Никон сказал: Божия да По прибытии в отец Никон и отец Агапит некоторое время жили Вскоре отца Никона отправили в Пинегу, а отец Агапит остался один вблизи Архангельска», в селе Заостровье. |
Желая получить сведения об участниках постригов в монашество, следователь спросил монаха Агапита: Скажите, когда Вас постриг в монахи Никон Беляев, где именно это происходило и кто при этом еще был? О.Агапит хорошо понимал, как именно следователь будет интерпретировать каждый его ответ, и, зная, что тот по существу незаконно спрашивает его об этом, так как статьи, предполагающей уголовную ответственность за постриг в монашество, не существует, кроме того, есть вопросы сугубо личные, интерес к которым следователя как представителя власти ничем не может быть обоснован, сказал: - На этот вопрос я отказываюсь давать ответ. - Почему? - Поскольку касается личной моей жизни. Это был исчерпывающий и с точки зрения закона, и по христианской совести ответ, и на этом допросы были прекращены. 19 декабря 1927 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило монаха Агапита к трем годам заключения в концлагере на Соловках без права на амнистию. Этап на Соловки был отправлен 27 января 1928 года. В марте 1928 года осужденные прибыли в Кемский пересыльный пункт. Первое время о.Агапит и о. Никон жили в лагере вместе, в одном бараке, но затем монаха Агапита отправили в одну из лагерных командировок в лес, на побережье Белого моря, а отец Никон был оставлен в Кеми. На Соловках о.Никон и о.Агапит пробыли немногим более двух лет. По окончании срока заключения Постановлением Особого Совещания при Коллегии ОГПУ СССР от 23 мая 1930 года из лагеря они были освобождены и приговорены к трем годам высылки в Северный край. Им было разрешено поселиться в вольной ссылке в Архангельске . В Архангельск о. Агапит прибыл в одном этапе с отцом Никоном в июне 1930 года. Они стали жить недалеко от города в деревне Нижнее Ладино . Вскоре о.Никона отправили в Пинегу, а о. Агапит остался жить вблизи Архангельска. В ссылке о. Агапит был прихожанином Воскресенской церкви г. Архангельска . В Архангельске он познакомился с архиепископом Архангельским Антонием (Быстровым) и некоторыми ссыльными епископами и священниками. |
Блаженный, подав этому умирающему монастырской пищи, сотворил его здоровым и избавил осужденного от смерти. После того иноверец вооружается против Агапита еще сильнее: он научает своих единоверцев уморить монаха ядом. Но блаженный пил без вреда, ни мало не страдая. Весть Господь благочестивыя от напасти избавляти 2, 9). Он сказал: «Аще что и смертное испиют, не вредит их; на недужныя руки возложат и здрави будут». После многих трудов и подвигов богоугодных разболелся сам безмездный врач, блаженный старец Агапит. Врач-армянин пришел тогда к нему, как бы для посещения, и стал спорить с ним о врачебной хитрости, спрашивая: «Каким зелием врачуется этот недуг?» Блаженный отвечал: «Тем, какое укажет Врач души и тела». Тогда армянин, считая преподобного за невежду во врачевании, сказал своим: «Он ничего не понимает в этом искусстве». Затем, взяв св. Агапита за руку, сказал: «Истинно говорю тебе, что в третий день ты умрешь. Если же изменится слово мое, то сам я изменю жизнь мою и буду таким же монахом, как ты». Блаженный отвечал: «В этом ли состоит твое искусство? Ты говоришь о смерти, а не о помощи твоей. Если ты искусен, то исцели меня; если же не можешь, то что укоряешь меня, предсказывая через три дня смерть; ибо Господь возвестил мне, что отойду к Нему только через три месяца». «Ты изменился уже весь и возразил и такие не могут прожить более 3-го дня». Между тем принесли блаженному Агапиту, столь больному самому, некоего болящего из города Киева для исцеления. Блаженный пречудной Божией помощью тотчас встал, как будто и не болел, и, взяв обычное свое зелие, употребляемое в пищу, показал армянину, говоря: «Вот зелие врачевания моего, виждь и разумей». |
«Об о. Агапите, – писал пр. Филарет о. наместнику Антонию, – надобно вам и строителю знать, соответствует ли его расположение и проводимая жизнь доныне благонадежному вступлению в избираемый подвиг безмолвия. Если сие усмотрено, то Бог благословит начинание с ограничением, вами предлагаемым. Если же находите, что еще требуется усмотрение, то возьмите на сие некоторое время; а ему послушание в сем вменится в начало подвига безмолвия». (Письмо 838, ч. 3-я Писем к о. наместнику Антонию, от 14 декабря 1851 года). Действительно, вступление в безмолвие не прошло без искушений. «Когда я жил в скиту, – говорил о себе старец, – то у меня были такие скорби, что не знаю, как бы я мог ужиться здесь, если бы со мной родитель не жил; мне думалось, куда я пойду с дряхлым и больным старцем? Поэтому только и остался в скиту 12 . Теперь я благодарю Господа Бога, что этим я удержал себя здесь. Теперь все умирилось, все прошло, и я с любовью рад обнять тех моих душевных благодетелей (т.е. через кого были скорби) 13 и душевно готов благодарить их за их душе моей полезное благодеяние». Тем не менее, собственным желанием о. Агапита было удалиться в совершенное безмолвие. Но последнее все еще не находил благовременным преосв. Филарет. «Для о. Агапита, – писал он о. наместнику Антонию, – по моему мнению, хорошо настоящее его положение, в котором он и безмолвием питаться может, и, как член братства, в общее служение свою долю вносит, и тем очевиднее приобретает право на общую о себе молитву. Я просил бы его побыть еще в настоящем положении. Есть служение Богу и в том, чтобы не сильно настоять на исполнение своего, впрочем, доброго желания и благодушно внять тому, что предлагается с добрым намерением и любовию» (письмо 963 от 28декабря 1853 года). |
Подтверждений этому можно найти много из ежедневного опыта. Из свидетельства истории мы знаем, как ярко, как неодолимо и пламенно загорались христианством языческие народы. Даже теперь подобные примеры встречаются в миссионерской практике, хотя, строго говоря, теперь уже нет в полной мере непричастных христианству народов. По всей земле, по крайней мере руководящая, ведущая часть народов уже знакома с христианством, встретилась со Христом, и если не пошла за Ним, то значит сопричастилась отвержению Его. Вот почему теперь и в среде официально языческих народов, случаи бурно-пламенного обращения ко Христу стали реже, чем в древности. Этого бурного, горячего порыва ко Христу не было никогда в еврейской среде, за исключением самых первых лет христианства, когда проповедью апостолов обращалась в христианство та часть еврейства, которая не отвергла Христа, но наоборот была как никакая иная часть человечества всей предыдущей историей приготовлена к немедленному принятию Христа. После этого короткого раннего периода, обращение в христианство из иудейства стало и осталось поныне делом трудным, сложным, кропотливым, связанным с большим подвигом, мукой, трудом и болью. Таковым было уже обращение Савла в ап. Павла. Таковы же обращения св. Епифания Кипрского , Кириака Иерусалимского, Константина Синадского и других. Все эти обращения были делом сложным и трудным, но увенчавшись успехом, давали Церкви великих святителей н руководителей. Совершенно то же самое можно сказать и о современной миссионерской работе в среде народов, числящихся или числившихся христианскими. Миссионерствование в их среде связано с трудом, подвигом, кропотливостью не меньшими, чем в еврейской среде, внутренне по той же причине. Серьезным возражением против этой нашей схемы может служить, однако, единственный в настоящее время пример массового бурного, пламенного порыва ко Христу, который мы встречаем в среде нашего русского народа и на Родине и, за время войны, в немецком плену. |
на ш ае ы е! сли аш су ж дает еем овени у , н и поп ро сим п олу чи м Нег потом у соблю даем за Ег и делаем благо у го им . з ап ов Ег та чт обы м в еров али и м Сы н Ег И и с у с Х ри ст любили дру г дру п ов е ам . сох ран ап овед Ег ре бы в ребы в а ет , у з на ём х у от оры м . Г Возлюбленн ые! н всяк ом у ду х у в е рь т н исп ыты вайт е ду х ов Бог ли он и п от ом у что мн п ророк ов ило и ре. Ду х а Б ож и ( и ду х заблу ж дени я) у зн авайт т ак : вся ки й ду х к от ис п ов е ду ет И и с у с ри ш едш е лот ст а ; ду х к н и сп ов еду ет Иису Х рис та ри ш едш е и н е Бог а , х т их ри ст от ором али ри дет е пе с ре. ет ы а х ; от т ре. н и и от ом у м и рск и и ш а ет х . М Б з н ающ и Б слу ш а ет н а с; к т н Б т не с лу ш ае н П се м у - т о у з на ём х ст и н ы х блу ж дени я. Возлюбленн ые! б у дем лю бит дру дру п от ом у лю бов от Бог а и всякий лю бя щ и й рожден ает а. т оз на ом у ст ь. Л юбов к н ам отк в том п о с ми Един оро С ы н а Св оего, чтобы чили з о. том любов чт н е м возлюбили Бог н О н н и п о Сы н Св в |
и не т чт обы м ногок ра тн при н о с и С к а п ерво св ящ ен н и вх о дит в о свя т и ли щ ждого ж ров ью; и н а н а бы Ему м н огокра тн ст рада от на чала м и О н о к онц у в е к ни чт оже н а воею. а лов ек ам оложе днаж ды м ерет от ом д, т ак и Х рис то о дн при н е Себя же ртв у чт обы п о дъ грех и м н огих второй ит ч ищ ения дающ их п асе н ие . Г Зак он и м т ен б у ду щ и х благ н с ам вещ е о дн и ми те м жерт вами , ка жды го п о стоянн п ри н о с и м ы ми н и к ог н е м ожет с дела соверш ен н ыми при х о дящ и х Ина п е ре с т али ри н о с и пот ом у при н о сящ и же ртв у бы о чищ ен о днаж ды , не м ели и к ак а н ов. ерт вами аж дог о дн п ом ин а ет ах , евозмож обы н и чтож и. П о сем у Х рист ос, вх о в м и гов орит : ж ерт вы и п ри нош ен и Т н е во с х от н те ло у не . сож жен и ж ерт вы го е бе. ог зал: от ду как а н и ап и са н не сп олн и ож е. С к аз п реж чт «ни же ртвы ни п рин ош ен и ни в се сож жен и й ни ж ертвы за грех — к н о к он у сх от е п отом п ри бавил: «вот и ду исп олн и Т в Б Отм ен яет п чтобы по ста н ов ит торое. ей - т с в ящ ен ок ра тн ри не сен и ем ела . |
Г ы сит м ощ сси льных е гожда т ь. й н гожда н ем у аз идан и ю. И Христо не С у к ак на п ис ан о: зло слов зло сл ов ящ их Т п али на ен я. чт п и са бы п ре н ап и са н н ам в нас та в лен и чт обы терп е ни е м и у т еш ен и ем н ий ох ра н адежду . Б же т ерп ен и и у те ш ен дару е в ам бы т в един ом ыслии м еж ду п уч ению Х ри с та ис у с а, о ду ш дин ы ми ст ам и в или а тц о сп о ш е и су а. о сем у н и м ай т ак рис то н у ожи ю. Разу мею чт Иису Х ри с то сделалс с лу жит е лем обреза нн ых и с ти н ы Б ож и ей олн ит ан ное а м , для язы чни к м ило ст чтобы сла в и ли Б к а на п ис ан о: т б у ду с Т ебя , (Г о с по ди,) еж ду ни к ам и у ду т ен и воему . щ аз ан о: е сели т е зы чни к и аро 1 е : в а лит е о спо с чни к и ро славля йт се аро ды . И с аи т а кж гов орит : б у к оре Ие ссе и в о сс та н ет в н аро дами н Нег о язы чн и к а у ду т . Б ж на дежды исп олн и т в с як радо ст и ми ра в в е дабы в си Д у х а Св а ти ли деждою. в ерен ти и полн ст и сп олн ен с як ан и мож ет а ст авля т га; н п и са бра т и н е к от с м ело с т от част и к ак бы на пом и н ан и в а м п о |
Б ра т же п о с т чт обы пох в а м в н ок аз алас тщ ет н се м слу чае, обы ак ори ли ри готовлены, чтобы к ог п ри ду т с м н М а к едонян и най ду н е готовы м не о ста лис стыде ы в али в ш и с к в е рен н о с тью. По с ем у п о че за н у жн у п ро с ит бра чтобы они н ап е п ош и пре дв а рит ельн оза боти ли дабы возв е щ енн ое у ж благо с лов ен и ваш как благо словени а обор. ри ем аж у : ет у от у ожн ет ; еет ож н ет . Кажды й удел ра сп оложе н ию сердц н с огорчени ем и н при н у жден ие м ; и бо доб рох от . Б ж си ле об ога т и в сяк благо да т чт обы вы всег в им в сяк ое дов ольст в ли т ы сяк ело, а пи с ан о: то чи и щ им а бы ек . Д а ющ ий сем сеющ ем у и х ле п ищ у п о даст об или п о с еянн ом у вами у м н ож и т пло ды равды аш ей , 1 та чтобы вы всем бога т н в с яку щ едро с к че на прои зво дит благо дарен ие огу . ж ен и ольк сп олн ку до ст т ых роиз в о ди в оги х дарен у ; и оп ы с лу ж ен и он и про слав Б п ок орн о исп оведу ем ом у вами Ев ан гели ов у ск ре нн е е ни е и м сем и , полож ен и и збы т о че с тв у ющ у да ла го дарен и у е из речен н о! |
Но если редактор Авелланы работал в папском архиве после то и документы времен папствования , Агапита I и Вигилия мог внести в сам же его редактор. Таковы вкратце общие замечания относительно последней группы – документов времен папы Гормисды 102 . Г. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СБОРНИКА Теперь необходимо остановиться на общем характере и достоинстве как исторического памятника, на времени и методах ее композиции и попытаться установить личность ее составителя-редактора. Из всего вышесказанного ясно: а) не является сборником систематического характера, в котором составные его части и весь документальный материал обработаны по определенному плану и подготовлены составителем или редактором в полном издательском оформлении к опубликованию. б) Составитель ее был собирателем-любителем, который не списывал все документы, к каким имел доступ, а выискивал то новое, которое он еще не имел у себя в домашнем своем архиве, а значит – это был собиратель, уже имевший большие запасы исторических документов пред работой над работавший над источниками долго и много и, вероятно, уже много издававший их, причем документы должны были пополнить и продолжить его коллекции. в) не является обычным типом древних канонических и исторических сборников образца Дионисия Малого (Dionysiana) и ничего общего с ним не имеет; цели ее не лежат в области практически-административной деятельности Римского престола или в сфере назидательно-благочестивого чтения широкой римской общественности. г) Собиратель или редактор имел непосредственный доступ в самое сокровенное папского архива и канцелярии (включая черновики, проекты, личные памятные записки пап, первичные, не посланные редакции папских писем и посланий), а значит это было лицо, весьма близкое к папе. |
|