001     002    003    004    005    006    007    008    009    010
3 марта епископ Рыбинский Корнилий (Попов) объявил с церковного амвона о свержении «волей народа» царского правительства, как не удовлетворявшего своему назначению и допустившего страну до голода и беспорядков. И позже он подвергал прежнее правительство жёсткой критике, призывая паству подчиниться новой власти как «Богом данной» Молитвы о Царском доме 4 марта были прекращены и в московских монастырях: Чудовом, Богоявленском, Покровском, Симоновом, Новоспасском и Донском. Отмены были произведены по распоряжениям живущих в них викарных и заштатных церковных иерархов, управляющих этими монастырями . На архиерейских службах вместо молитв о царе возглашались прошения о «богохранимой Российской державе» Приветствия, молитвенные пожелания успехов и благополучия были высказаны Временному правительству в телеграммах, посланных 3-6 марта на имя князя Г.Е. Львова, М.В. Родзянко и В.Н. Львова от более десятка епархиальных архиереев: Енисейской, Вятской, Полоцкой, Саратовской, Могилёвской, Екатеринославской, Тверской, Смоленской, Симбирской, Таврической, Харьковской и Калужской епархий Владыки Саратовской и Екатеринославской епархий в те же дни, приветствуя членов нового кабинета министров, высказали положительные эмоции по поводу обновления государственного строя. Так, в приветственной телеграмме епископа Екатеринославского и Мариупольского Агапита (Вишневского), посланной на имя В.Н. Львова, говорилось, в частности: «Я и духовенство Екатеринославской епархии приветствуем Ваше Высокопревосходительство и в вашем лице новый обновлённый строй жизни нашей Родины, который, мы уверены, благодетельно отразится и на ведомстве Православного Исповедания» И несть числа прочим фактам поддержки революции Церковью. Не надо лукавить. Поддержите «Фому» «Фома» работает только благодаря пожертвованиям читателей и попечителей. Сегодня нам особенно нужна ваша помощь. Даже небольшое, но ежемесячное пожертвование поможет планировать нашу работу и дальше рассказывать людям о Христе, Евангелии и православии.

https://foma.ru/kak-russkaya-tserkov-vstretila-rus...

В 1904 году назначен председателем совета Владикавказского епархиального женского училища . В 1905 году овдовел, остался с шестью детьми. 9 июня 1906 года назначен смотрителем Владикавказского духовного училища , 15 ноября 1906 году назначен ректором Саратовской духовной семинарии . 21 августа 1909 года пострижен в монашество с именем Гермоген и 23 августа того же года возведен в сан архимандрита . 9 мая 1910 года был хиротонисан в сан епископа Аксайского , викария Донской епархии . В пору Гражданской войны 26 ноября 1917 года в одной из проповедей проклинал большевиков и их сторонников. После занятия Новочеркасска большевиками 12-27 февраля 1918 года находился под домашним арестом, верующие устроили побег и спрятали владыку, уберегли от расправы. Примкнул к «белому движению», в армии генерала П. Краснова . 22 апреля 1918 года назначен казачьим архипастырем в Всевеликом Войске Донском . Был участником Юго-Восточного Собора , проходившего в мае 1919 года в Ставрополе . По свидетельству протопресвитера Георгия Шавельского , архипастыри Донской епархии - митрополит Митрофан (Симашкевич) и владыка Гермоген - были намерены на Соборе не допустить организации высшей церковной власти, по их разумению, совсем не нужной . Сопротивлялись они и на предсоборном совещании, поднимая вопросы о каноничности и необходимости организации Временного Высшего Церковного Управления для территории занятой белыми войсками Деникина, которое, однако, было организовано на Соборе. Епископ Гермоген претендовал на занятие Ростовской кафедры . 26 ноября 1919 года епископ Гермоген был назначен на Екатеринославскую епархию вместо лишенного кафедры Агапита (Вишневского) . В марте 1920 года эмигрировал из России, сначала в Константинополь , затем на остров Лемнос . Архиерей Зарубежной Церкви С августа 1920 года - на Афоне . В 1921 году был в числе основателей Братства русской правды . В 1922 году примкнул к Русской Зарубежной Церкви и преподавал в русской православной общине в Греции. С июня 1922 года Временным высшим церковным управлением за границей назначен управляющим русскими православными общинами образовавшимися в Греции , Африке и на Кипре .

https://drevo-info.ru/articles/12476.html

Митрополит Антоний и епископ Никодим наводили справки, как бы им пробраться в Киев. Долго Киев переходил из рук в руки, теперь же пришла оттуда весть, что им вновь завладели и митрополит Антоний и епископ Никодим поспешили уехать. А я остался: Житомир все еще был во власти большевиков. Я часто служил в городском соборе. Помню, 8 сентября, в день Рождества Богородицы, я служил в старом соборе, а 14 сентября, в Воздвижение Животворящего в новом. Я произносил горячие проповеди перед огромной толпой молящихся, состоявшей сплошь из военных. Дело в том, что наблюдались уже признаки развала: офицеры с сестрами милосердия кутили на вокзалах, лилось вино, множество офицеров бездельничало, уклоняясь от отправки на фронт, замечалась расхлябанность дисциплины… И одновременно среди этой разрухи сколько было проявлено жертвенности, патриотического воодушевления некоторыми юными добровольцами, мальчиками–подростками, учениками средних школ! Бичом и фронта и тыла был в те дни сыпной тиф. Покойников едва успевали хоронить. Мне случалось служить панихиду на братской могиле. Трупов наложили полный ров, а тщательно не засыпали. Трупный запах ощущался очень сильно. Однажды на вокзале я увидал солдат, пленных большевиков. Я подошел и спросил их: «Что вы, «Да какие мы был ответ. И верно, стоило на них только бессознательное стадо; куда погонят, туда и пойдет. Часть пленных расстреливали, вливалась в белые войска и стреляла в красных. Тяжелое впечатление произвели на меня пленные большевики… Я был приглашен участвовать в заседаниях Высшего Церковного управления. В одном из заседаний судили архиепископа Екатеринославского Агапита (Вишневского). Он встречал Петлюру в Киеве. Архиепископ Агапит был инспектором Полтавской семинарии в то время, когда Петлюра в ней учился. Из семинарии Петлюру выгнали за какой–то неблаговидный поступок. Когда Петлюра въехал в Киев, архиепископ Агапит встретил его льстивой речью, приветствуя его как «героя» и «освободителя». «Мы с вами давно между прочим напомнил он. Петлюра промолчал. Потом архиепископ Агапит повел резко украинскую линию. За этот уклон теперь Высшее Церковное управление его и судило. Был поднят вопрос: оставить его на кафедре или уволить? Решили уволить на покой. На его место назначили донского викария епископа Аксайского Гермогена. Однако политические события развернулись так, что он не мог добраться до своей кафедры.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=74547

На литургии, в частности, присутствовали председатель Конституционного суда Российской Федерации В.Д. Зорькин, губернатор Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко, губернатор Ленинградской области В.П. Сердюков, председатель законодательного собрания Санкт-Петербурга В.А. Тюльпанов, генеральный консул Украины в Санкт-Петербурге Н.В. Прокопович, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда. В тот же день Святейший Патриарх Кирилл отбыл в Москву. С 1 по 2 октября 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Черновицкую епархию. 1 октября Предстоятель Русской Православной Церкви совершил всенощное бдение в Свято-Духовском кафедральном соборе города Черновцы. 2 октября в сослужении митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира, председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона, митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия, митрополита Тернопольского и Кременецкого Сергия, митрополита Овручского и Коростенского Виссариона, наместника Успенской Киево-Печерской лавры митрополита Вышгородского и Чернобыльского Павла, архиепископа Уральского и Гурьевского Антония, архиепископа Хустского и Виноградовского Марка, архиепископа Каменец-Подольского и Городокского Феодора, архиепископа Львовского и Галицкого Августина, управляющего делами Украинской Православной Церкви архиепископа Белоцерковского и Богуславского Митрофана, наместника Успенской Почаевской лавры архиепископа Почаевского Владимира, ректора Киевских духовных школ архиепископа Бориспольского Антония, архиепископа Переяслав-Хмельницкого и Вишневского Александра, архиепископа Мукачевского и Ужгородского Феодора, епископа Мефодия (Петровцы), епископа Северодонецкого и Старобельского Агапита, викария Черновицкой епархии епископа Хотинского Мелетия, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии епископа Солнечногорского Сергия, епископа Нежинского и Прилукского Иринея, епископа Ивано-Франковского и Коломыйского Пантелеимона, епископа Сумского и Ахтырского Евлогия Святейший Владыка возглавил освящение Троицкого собора и Божественную литургию в Вознесенском мужском монастыре в селе Банчены Герцаевского района Черновицкой области.

http://www.patriarchia.ru/db/text/1639858.html

Со временем на территории кафедрального собора под Екатерининским приделом был расположен некрополь, где нашли свое последнее упокоение церковные деятели и светские знаменитости того времени. Из Екатеринославских архипастырей свой последний приют здесь нашли знаменитый историк и публицист - епископ Феодосий (Макаревский), почивший в 1885 году и епископ Августин (Гуляницкий) 1892). Однако во время раскопок на Страстной Седмице в 1996 году были обнаружены мощи не двух, а трех архиереев. До сих пор остается неизвестным личность третьего епископа. Бытует предположение, что это епископ Серапион (Маевский) 1891). Хотя по архивным свидетельствам он был погребен в усыпальнице главного монастырского собора Самарского Свято-Николаевского Пустынного мужского монастыря. Но по логике вещей - это действительно прах Преосвященного Серапиона, так как время его служения на кафедре приходилось с 1885 по 1891, то есть в период между служениями двух погребенных в этом месте иерархов - его предшественника епископа Феодосия и последователя епископа Августина. Но вопрос остается открытым и требует дальнейшего исторического исследования. В истории собора есть еще один замечательный факт - возвращаясь из Севастополя в 1915 году, Екатеринослав с однодневным визитом (31 января) посетил последний император великой Российской империи царь-страстотерпец Николай II. Своим присутствием он почтил и Преображенский кафедральный собор. На личном автомобиле самодержец всероссийский проследовал на молебное пение в соборный храм, которому в 1903 году от его имени презентовали набор колоколов. Там император прослушал верноподданническое слово епископа Екатеринославского и Мариупольского Агапита (Вишневского). После богослужения и благословения Преосвященный Агапит преподнес государю от духовенства 25 тысяч рублей на нужды войны в распоряжение государыни императрицы Александры Федоровны.

https://sobory.ru/article/?object=05280

война затрудняла связь Патриархии с епархиальными архиереями в городах, занятых белыми армиями, поэтому епархии Сибири и юга России создавали местные временные Высшие церковные управления. В ноябре 1918 г. в Томске состоялось Сибирское церковное совещание при участии 13 архиереев, возглавлявших епархии Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока, а также 26 членов Всероссийского Собора из духовенства и мирян, оказавшихся на территории, занятой войсками адмирала Колчака. Почетным председателем избрали митрополита Казанского Иакова (Пятницкого), а председателем — архиепископа Симбирского Вениамина (Муратовского). На совещании было образовано временное церковное управление во главе с архиепископом Омским Сильвестром (Ольшанским). После разгрома войск Колчака одни священнослужители эмигрировали, другие, и среди них архиепископ Симбирский Вениамин (Муратовский), епископы Уфимский Андрей (князь Ухтомский), Златоустовский Николай (Ипатов), Тобольский Иринарх (Синеоков-Андреевский), остались на родине. о созыве Юго-Восточного Русского Церковного Собора обсуждался по инициативе протопресвитера Георгия Шавельского в религиозно-просветительском отделе Совета государственного объединения, созданного в Киеве в 1918 г. из бывших членов Государственной думы, Временного правительства, крупных политических и церковных деятелей. 27 апреля 1919 г. в покоях епископа Кубанского и Екатеринодарского Иоанна (Левицкого) состоялось совещание с участием митрополита Херсонского Платона (Рожденственского), архиепископа Таврического Димитрия (князя Абашидзе), архиепископа Екатеринославского Агапита (Вишневского), протопресвитера Георгия Шавельского, князя Е. Н. Трубецкого, графа В. В. Мусина-Пушкина и других известных священнослужителей, государственных и общественных деятелей, оказавшихся на территории, занятой войсками генерала Деникина, постановило учредить орган высшего церковного управления на территории действий Добровольческой Армии. С 3 мая в Екатеринодаре начались заседания Предсоборной комиссии.

https://lib.pravmir.ru/library/readbook/4120

В 1904 году назначен председателем совета Владикавказского епархиального женского училища. В 1905 году овдовел, остался с шестью детьми 9 июня 1906 года назначен смотрителем Владикавказского духовного училища, 15 ноября 1906 году назначен ректором Саратовской духовной семинарии . 21 августа 1909 года пострижен в монашество монашество с именем Гермоген и 23 августа того же года возведен в сан архимандрита . 9 мая 1910 года был хиротонисан в сан епископа Аксайского , викарием Донской епархии . В пору Гражданской войны в одной из проповедей (26 ноября 1917 года) проклинал большевиков и их сторонников. После занятия Новочеркасска большевиками 12-27 февраля 1918 года находился под домашним арестом, верующие устроили побег и спрятали владыку, уберегли от расправы. Примкнул к «белому движению», в армии генерала П. Краснова. С 22 апреля 1918 года назначен казачьим архипастырем в Всевеликом Войске Донском . Владыка Гермоген стал участником Юго-Восточного Собора проходившего в мае 1919 года в Ставрополе . По свидетельству протопресвитера Георгия Шавельского , архипастыри Донской епархии - митрополит Митрофан (Симашкевич) и владыка Гермоген - были намерены на Соборе не допустить организации высшей церковной власти, по их разумению, совсем не нужной . Сопротивлялись они и на предсоборном совещании, поднимая вопросы о каноничности и необходимости организации Временного Высшего Церковного Управления для территории занятой белыми войсками Деникина, которое, однако, было организовано на Соборе. Епископ Гермоген претендовал на занятие Ростовской кафедры . 26 ноября 1919 года епископ Гермоген был назначен на Екатеринославскую епархию вместо лишенного кафедры ((Агапит (Вишневский)=Агапита (Вишневского). В марте 1920 года эмигрировал из России сначала в Константинополь, затем на остров Лемнос с казаками. Архиерей Зарубежной Церкви После своей эмиграции с августа 1920 года - на Афоне. В 1921 году был в числе основателей Братства русской правды . В 1922 году примкнул к Русской Зарубежной Церкви и преподавал в русской православной общине в Греции. С июня 1922 года Временным высшим церковным управлением за границей назначен управляющим русскими православными общинами образовавшимися в Греции , Африке и на Кипре .

https://drevo-info.ru/articles/version/150385.html

Версия для печати / Состоялось наречение архимандрита Ионы (Черепанова) во епископа Обуховского, викария Киевской епархии / Новости / Патриархия.ru Состоялось наречение архимандрита Ионы (Черепанова) во епископа Обуховского, викария Киевской епархии 9 сентября 2011 г. 19:46 9 сентября 2011 года в зале заседаний Священного Синода УПЦ при резиденции Предстоятеля Украинской Православной Церкви в Киево-Печерской лавре состоялось наречение наместника Свято-Троицкого Ионинского мужского монастыря г. Киева архимандрита Ионы (Черепанова) во епископа Обуховского, викария Киевской епархии . Чин наречения возглавил Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир в сослужении митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия , архиепископов Переяслав-Хмельницкого и Вишневского Александра , Бориспольского Антония , епископов Северодонецкого и Старобельского Агапита , Нежинского и Прилукского Иринея , Яготинского Серафима , Дрогобычского Филарета . Чин наречения был совершен в соответствии с определением Священного Синода УПЦ от 26 августа 2011 года (журнал 62). При наречении архимандрит Иона обратился к Блаженнейшему владыке и сослужившим Его Блаженству архипастырям со ставленническим словом . Архиерейская хиротония архимандрита Ионы (Черепанова) состоится завтра, 10 сентября, за Божественной литургией в Трапезном храме Киево-Печерской лавры, сообщает официальный сайт УПЦ . Патриархия.ru

http://www.patriarchia.ru/db/print/1619221.html

При ВВЦУ ЮВР был создан Церковно-общественный комитет, к-рый в сент. 1919 г. возглавил Волынский и Житомирский архиеп. Евлогий (Георгиевский) . Комитет занимался проблемами церковно-общественной жизни, в частности большое внимание уделял борьбе с большевизмом, особенно с его разлагающим влиянием на армию, успокоению кубанского казачества. ВВЦУ ЮВР тесно сотрудничало с отделом пропаганды армии ген. Деникина Освагом (Осведомительно-агитационный отдел - информационное подразделение антибольшевистского движения на Юге России), к-рый распространял воззвания к войскам и населению, а члены ВВЦУ ЮВР объезжали войска и станицы, проповедуя идеи укрепления нравственности и борьбы с наступающими большевиками. В нач. декабря 1919 г. при ВВЦУ ЮВР был создан Комитет помощи беженцам духовного звания, к-рый до отъезда в янв. из Екатеринодара возглавлял еп. Сумской, вик. Харьковской епархии Митрофан (Абрамов), затем дела принял протопр. Г. Шавельский. ВВЦУ ЮВР в качестве следственной инстанции рассмотрело 4 дела по церковно-правовым нарушениям, допущенным архиереями. На место архиеп. Агапита (Вишневского), запрещенного за учиненный им на Украине раскол, был назначен еп. Аксайский, вик. Донской и Новочеркасской епархии Ермоген. Еп. Кубанского Иоанна (Левицкого) уволили на покой. ВВЦУ ЮВР объявило 25-27 сент. 1920 г. «днями траура и молитвенной памяти убитых и в смуте погибших», приурочив их к Воздвижению Честного и Животворящего Креста Господня. В Севастополь была привезена находившаяся в Сербии чудотворная Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» . 15 окт. 1920 г. на проходившем в Севастополе заседании ВВЦУ ЮВР архиеп. Евлогий (Георгиевский) был назначен управляющим рус. приходами в Зап. Европе с правами епархиального архиерея.

http://pravenc.ru/text/155428.html

По преданию, место буд. Успенского собора благословил св. прав. Иоанн Кронштадтский, обозначив его крестом на фотографиях. Успенский собор, строившийся со 2 мая, был освящен 28 нояб. 1904 г. еп. Владикавказским Гедеоном (Покровским) , архим. Никодимом (Кротковым) и др. Патриарх Иерусалимский Дамиан передал мон-рю икону Воскресения Христова, еп. Гедеон - образ прп. Серафима Саровского, братия афонских Хиландарского, Пантелеимоновского мон-рей и Андреевского скита - иконы «Сладкое целование», вмч. Пантелеимона, ап. Андрея Первозванного и др. Келейный корпус мон-ря. Фотография. 2003 г. Келейный корпус мон-ря. Фотография. 2003 г. 9-10 янв. 1906 г. Успенский храм и примыкавший к нему келейный корпус сгорели, сохранилось неск. икон из иконостаса. На средства имп. св. Николая II (500 р.), вел. кн. Димитрия Константиновича (100 р.) и др. пожертвования был построен и 15 авг. 1906 г. освящен новый Успенский собор с деревянным резным иконостасом. Среди его святынь были копия чудотворного образа Успения из Киево-Печерской лавры и Тихвинская икона XVI в., пожалованная обители в 1908 г. тихвинским архим. Иоанникием. После проведенной в мае 1909 г. ревизии деятельность иеросхим. Герасима, «разногласия и ссоры между братией», монашеский статус к-рых оставался неопределенным, вызвали нарекания нового Владикавказского еп. Агапита (Вишневского) . Назначенный настоятелем мон-ря иеросхим. Варсонофий вскоре был убит при невыясненных обстоятельствах. Еп. Пятигорский Арсений (Смоленец) , назначенный 24 окт. 1910 г. настоятелем В. м., ввел строгий общежительный устав, упразднил келейную трапезу, запретил собирать пожертвования за стенами мон-ря. Ежегодно из Пятигорска в мон-рь совершались 2 крестных хода: в день престольного праздника (14 авг.) и в день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия (11 мая), называвшийся «детским», т. к. в нем участвовали учащиеся приходских школ.

http://pravenc.ru/text/155582.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010