27 августа 1936 г. арестован. 20 октября 1936 г. по обвинению в «участии в контрреволюционной группе церковников» (ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР) приговорен к 5 г. ссылки в Казахстан . Ссылку отбывал на ст. Щербакты Цюрюпинского района Павлодарской области Казахстана. 18 ноября 1937 г. арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации». Проходил по групповому делу Дело архиепископа Агапита (Борзаковского) и др. Павлодар, 1937г. . Признал себя виновным. Из протокола допроса обвиняемого Борзаковского А.К. от 19 ноября 1937 года: Вопрос: Вы арестованы как член контрреволюционной сектантской организации. Дайте по существу показания. Ответ: Я впервые был арестован в июле месяце 1929 года как активный член контрреволюционно-сектантской организации. Вторично я был арестован тоже по ст. 58 п.10 и 11 УК к 5 годам ссылки. В настоящее время, будучи в ссылке, я признаю, что не прекратил бороться с советской властью. Я в практической своей работе среди верующих внедрял, что советская власть есть не только противник религии, но и эта власть ведёт к уничтожению человечества. В целях создания недовольства на советскую власть я среди верующих вел контрреволюционную пропаганду, распространял среди верующих вымышленную контрреволюционную провокацию по адресу вождей и руководителей советской власти, утверждал, что в скором будущем этой власти не будет. Других контрреволюционных высказываний с моей стороны не было. Вопрос: При каких обстоятельствах вы высказывали недовольство на советскую власть? Ответ: Проживая на частной квартире у верующей Торницыной Татьяны, где ежедневно собирались и другие верующие, я среди них вёл эту контрреволюционную пропаганду, в чём и признаю себя виновным. |
Г. отрицал свое участие в избиении активистов в 1918 г. и не признал себя виновным в антисоветской и антиколхозной деятельности. 23 марта 1930 г. осужден Особой тройкой при Полномочном представительстве ОГПУ в Нижегородском крае на 3 года ИТЛ и отправлен в Вишерский лагерь. Освобожден в 1932 г. С 1933 г. служил псаломщиком в церкви с. Скоробогатова Ковернинского р-на Горьковского края. 31 дек. 1934 г. арестован по обвинению в том, что, «будучи антисоветски настроенным, вел антисоветскую работу по развалу колхозов». 3 янв. 1935 г. направлен в УНКВД по Горьковскому краю, 15 янв. возвращен обратно для дополнительного следствия в распоряжение Ковернинского райотдела НКВД и вновь помещен в районную КПЗ. 21 янв. вторично отослан в Горький и помещен в городскую тюрьму. 17 марта особым совещанием при НКВД СССР приговорен к 5 годам ссылки в Казахскую АССР. В мае 1935 г. прибыл по этапу в с. Щербакты Восточно-Казахстанской обл. 20 нояб. 1937 г. арестован по делу архиеп. Агапита (Борзаковского) , обвинен в том, что состоял членом «церковно-сектантской контрреволюционной группы под руководством Борзаковского» и вел «контрреволюционную пропаганду». Виновным себя не признал, заявил, что как верующий общался со священнослужителями и участвовал в богослужениях, но ни в какой контрреволюционной группе не состоял. 25 нояб. 1937 г. Особой тройкой УНКВД по Восточно-Казахстанской обл. приговорен к расстрелу. Место захоронения неизвестно. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. (Из-за ошибок в следственном деле в подготовленных к канонизации материалах значилось, что Г. имел сан диакона.) Арх.: ЦА Нижегородской обл. Ф. 2209. Оп. 3. Ед. хр. 7879; Д. П-17617; П-8704; Архив ДКНБ Респ. Казахстан по г. Павлодару и Павлодарской обл. Д. 01657. В. В. Королёва, игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ Григорьевич Горбачёв (1892 - 1937), псаломщик, мч. (пам. 10 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) БОРИС Сергеевич Заварин (1910- 1938), мч. (пам. 25 янв., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), псаломщик |
Настаивая на получении сведений обо всех участниках пострига отца Агапита в монашество, следователь спросил его: когда вас постриг в монахи Никон Беляев, где именно это происходило и кто при этом еще был? Хорошо понимая, как следователь будет интерпретировать каждый его ответ, зная, что он незаконно и спрашивает его об этом, так как статьи, предполагающей уголовную ответственность за постриг в монашество, не существует, отец Агапит сказал: этот вопрос я отказываюсь давать ответ. касается личной моей жизни. Это был исчерпывающий с точки зрения закона и по совести ответ, и все допросы на этом были прекращены. 19 декабря 1927 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило монаха Агапита к трем годам заключения в концлагере, и он был отправлен в пересыльный лагерь, располагавшийся в городе Кеми, куда был заключен и его отец. Первое время они жили вместе, но затем монаха Агапита отправили на одну из лагерных командировок в лес, на Белого моря, а отец Никон был оставлен в Кеми. По окончании срока заключения, 23 мая 1930 года, Особое без дополнительного разбирательства снова монаха Агапита к трем годам ссылки, и он был отправлен в куда ему сподобилось ехать в одном этапе со своим духовным отцом, что стало для него большим утешением. В Архангельске им пришлось проходить медицинскую комиссию. Врач, обследовавший отца Никона, заметил, что по состоянию здоровья он мог бы быть направлен в лучшие климатические «Отец Никон, привыкший отсекать свою волю, совета у отца Агапита, который не посоветовал ему что-либо в этом направлении, и отец Никон сказал: Божия да По прибытии в отец Никон и отец Агапит некоторое время жили Вскоре отца Никона отправили в Пинегу, а отец Агапит остался один вблизи Архангельска», в селе Заостровье. |
Желая получить сведения об участниках постригов в монашество, следователь спросил монаха Агапита: Скажите, когда Вас постриг в монахи Никон Беляев, где именно это происходило и кто при этом еще был? О.Агапит хорошо понимал, как именно следователь будет интерпретировать каждый его ответ, и, зная, что тот по существу незаконно спрашивает его об этом, так как статьи, предполагающей уголовную ответственность за постриг в монашество, не существует, кроме того, есть вопросы сугубо личные, интерес к которым следователя как представителя власти ничем не может быть обоснован, сказал: - На этот вопрос я отказываюсь давать ответ. - Почему? - Поскольку касается личной моей жизни. Это был исчерпывающий и с точки зрения закона, и по христианской совести ответ, и на этом допросы были прекращены. 19 декабря 1927 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило монаха Агапита к трем годам заключения в концлагере на Соловках без права на амнистию. Этап на Соловки был отправлен 27 января 1928 года. В марте 1928 года осужденные прибыли в Кемский пересыльный пункт. Первое время о.Агапит и о. Никон жили в лагере вместе, в одном бараке, но затем монаха Агапита отправили в одну из лагерных командировок в лес, на побережье Белого моря, а отец Никон был оставлен в Кеми. На Соловках о.Никон и о.Агапит пробыли немногим более двух лет. По окончании срока заключения Постановлением Особого Совещания при Коллегии ОГПУ СССР от 23 мая 1930 года из лагеря они были освобождены и приговорены к трем годам высылки в Северный край. Им было разрешено поселиться в вольной ссылке в Архангельске . В Архангельск о. Агапит прибыл в одном этапе с отцом Никоном в июне 1930 года. Они стали жить недалеко от города в деревне Нижнее Ладино . Вскоре о.Никона отправили в Пинегу, а о. Агапит остался жить вблизи Архангельска. В ссылке о. Агапит был прихожанином Воскресенской церкви г. Архангельска . В Архангельске он познакомился с архиепископом Архангельским Антонием (Быстровым) и некоторыми ссыльными епископами и священниками. |
Блаженный, подав этому умирающему монастырской пищи, сотворил его здоровым и избавил осужденного от смерти. После того иноверец вооружается против Агапита еще сильнее: он научает своих единоверцев уморить монаха ядом. Но блаженный пил без вреда, ни мало не страдая. Весть Господь благочестивыя от напасти избавляти 2, 9). Он сказал: «Аще что и смертное испиют, не вредит их; на недужныя руки возложат и здрави будут». После многих трудов и подвигов богоугодных разболелся сам безмездный врач, блаженный старец Агапит. Врач-армянин пришел тогда к нему, как бы для посещения, и стал спорить с ним о врачебной хитрости, спрашивая: «Каким зелием врачуется этот недуг?» Блаженный отвечал: «Тем, какое укажет Врач души и тела». Тогда армянин, считая преподобного за невежду во врачевании, сказал своим: «Он ничего не понимает в этом искусстве». Затем, взяв св. Агапита за руку, сказал: «Истинно говорю тебе, что в третий день ты умрешь. Если же изменится слово мое, то сам я изменю жизнь мою и буду таким же монахом, как ты». Блаженный отвечал: «В этом ли состоит твое искусство? Ты говоришь о смерти, а не о помощи твоей. Если ты искусен, то исцели меня; если же не можешь, то что укоряешь меня, предсказывая через три дня смерть; ибо Господь возвестил мне, что отойду к Нему только через три месяца». «Ты изменился уже весь и возразил и такие не могут прожить более 3-го дня». Между тем принесли блаженному Агапиту, столь больному самому, некоего болящего из города Киева для исцеления. Блаженный пречудной Божией помощью тотчас встал, как будто и не болел, и, взяв обычное свое зелие, употребляемое в пищу, показал армянину, говоря: «Вот зелие врачевания моего, виждь и разумей». |
«Об о. Агапите, – писал пр. Филарет о. наместнику Антонию, – надобно вам и строителю знать, соответствует ли его расположение и проводимая жизнь доныне благонадежному вступлению в избираемый подвиг безмолвия. Если сие усмотрено, то Бог благословит начинание с ограничением, вами предлагаемым. Если же находите, что еще требуется усмотрение, то возьмите на сие некоторое время; а ему послушание в сем вменится в начало подвига безмолвия». (Письмо 838, ч. 3-я Писем к о. наместнику Антонию, от 14 декабря 1851 года). Действительно, вступление в безмолвие не прошло без искушений. «Когда я жил в скиту, – говорил о себе старец, – то у меня были такие скорби, что не знаю, как бы я мог ужиться здесь, если бы со мной родитель не жил; мне думалось, куда я пойду с дряхлым и больным старцем? Поэтому только и остался в скиту 12 . Теперь я благодарю Господа Бога, что этим я удержал себя здесь. Теперь все умирилось, все прошло, и я с любовью рад обнять тех моих душевных благодетелей (т.е. через кого были скорби) 13 и душевно готов благодарить их за их душе моей полезное благодеяние». Тем не менее, собственным желанием о. Агапита было удалиться в совершенное безмолвие. Но последнее все еще не находил благовременным преосв. Филарет. «Для о. Агапита, – писал он о. наместнику Антонию, – по моему мнению, хорошо настоящее его положение, в котором он и безмолвием питаться может, и, как член братства, в общее служение свою долю вносит, и тем очевиднее приобретает право на общую о себе молитву. Я просил бы его побыть еще в настоящем положении. Есть служение Богу и в том, чтобы не сильно настоять на исполнение своего, впрочем, доброго желания и благодушно внять тому, что предлагается с добрым намерением и любовию» (письмо 963 от 28декабря 1853 года). |
Но если редактор Авелланы работал в папском архиве после то и документы времен папствования , Агапита I и Вигилия мог внести в сам же его редактор. Таковы вкратце общие замечания относительно последней группы – документов времен папы Гормисды 102 . Г. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СБОРНИКА Теперь необходимо остановиться на общем характере и достоинстве как исторического памятника, на времени и методах ее композиции и попытаться установить личность ее составителя-редактора. Из всего вышесказанного ясно: а) не является сборником систематического характера, в котором составные его части и весь документальный материал обработаны по определенному плану и подготовлены составителем или редактором в полном издательском оформлении к опубликованию. б) Составитель ее был собирателем-любителем, который не списывал все документы, к каким имел доступ, а выискивал то новое, которое он еще не имел у себя в домашнем своем архиве, а значит – это был собиратель, уже имевший большие запасы исторических документов пред работой над работавший над источниками долго и много и, вероятно, уже много издававший их, причем документы должны были пополнить и продолжить его коллекции. в) не является обычным типом древних канонических и исторических сборников образца Дионисия Малого (Dionysiana) и ничего общего с ним не имеет; цели ее не лежат в области практически-административной деятельности Римского престола или в сфере назидательно-благочестивого чтения широкой римской общественности. г) Собиратель или редактор имел непосредственный доступ в самое сокровенное папского архива и канцелярии (включая черновики, проекты, личные памятные записки пап, первичные, не посланные редакции папских писем и посланий), а значит это было лицо, весьма близкое к папе. |
До прибытия в Москву он служил наемником в Польше, Чехии, Венгрии и Молдавском княжестве. Сочинения Пересветова указывают на его образованность и свободное владение несколькими языками, в том числе латынью. Скитаясь по странам Центральной и Восточной Европы, он имел случай сравнивать различные формы государственного устройства и наблюдать становление нового политического феномена, который описывается известным немецким историком в следующих выражениях: могущественный победитель аристократии, как бы из ничего восстал одновременно повсюду. Он образовал собою более прочный центр для государственного единства и стремился, создав новую тактику и новое устройство войска, утвердить свое влияние изнутри, увеличить могущество государства извне. Почти в одно и то же время в Англии, Франции, Португалии, Кастилии и Арагоне явились государи, которые с чрезвычайною энергиею и совершенно новою проницательностью воспользовались переменою обстоятельств – для того, чтобы возвысить монархическую власть, прекратить ее зависимость от аристократии и предохранить государственное единство от 123 . Наблюдая этот процесс, Пересветов пришел к убеждению, что панацея от всех бед – сильная монархия и внушающий трепет подданным государь. В свое время уже архиепископ Геннадий Новгородский говорил, что истинный и дальновидный государь – для непокоряющихся Церкви еретиков 124 . Пересветов же выстраивает, помещает свою концепцию монарха в совершенно ином контексте – секулярно-воинском. До Пересветова все политические теории на Руси так или иначе укладывались в дихотомию диакона Агапита (VI в.), писавшего императору Юстиниану, что государь подобен Богу, но по естеству своему он лишь прах и раб Божий, как и всякий 125 . Несмотря на разнородные западные влияния, эти теории сохраняли верность византийской теократической модели. |
Из других более новых сочинений западных у нас были церковный истории: Неандера, у которого дов. подробно излагается жизнь Антония 55 , Шаффа 56 , Ниля 57 , Куртца 58 , Газе и другой. В нашей новейшей русской литературе также есть несколько произведений, касающихся рассматриваемого предмета. Самое лучшее из исследований, рассматривающие между прочим и жизнь св. Антония, это без сомнения «история православного монашества на Востоке» проф. М. Д. А. Казанского. В этом сочинении после указания на зачатки иноческой жизни до Антония, автор начинает изложение жизни и деятельности этого подвижника, причем часто приводит значительные выдержки из его писем и речей, не касаясь однако вопроса, в каком смысле их нужно считать произведениями Антония. Можно упомянуть еще о соч. архим. Агапита «жизнь пр. отца нашего Антония Великого » изд. 1866 г. Здесь, правда, много рассказов об Антоние, которые приведены в некоторую связь, но это сочинение, имеющее в виду прежде всего цель назидательную, относится к известиям об Антонии без всякой критики, а в вопросе о сочинениях, носящих имя Антония, ограничивается простым утверждением их подлинности, изложением содержания некоторых писем 59 (ссылка поставлена произвольно, стр.12), или же просто перечислением их заглавий. Наконец нужно заметить, что в некоторых наших духовных журналах делались переводы некоторых «писем» и «духовных наставлений» Антония. Так в «Хританск. Чтении» с 1821 по 1837 г. переводились с латинск. языка «письма», «речи», «правила» и некоторые «духовные наставления» Антония. В «Душеполезном Чтении» за 1839 г. помещены были «наставления Антония, как смотреть на явления злых духов», «Беседы Антония с учеными язычниками» и некоторые другие выдержки из «Vita Antonii» и «Достопамятных сказаний». |
7-я группа документов (79–104) имеет явно неупорядоченный характер. Однако состав ее является хорошим показателем приемов работы составителя Группа эта начинается тремя письмами 80, 81) времен 68 , затем прерывается 12-ю документами времен Юстиниана I В. пап Агапита и Вигилия затем опять идут документы геласинского времени в числе 10 из них четыре посвящены пелагианству 96, 97, 98), один направлен против остатков языческих люперкалий в Риме, а пять относятся к и ее последствиям 99, 101, 102 и 103); наконец, последним в этой группе помещено письмо к епископам, духовенству и верующим Иллирии и Дардании, побуждающее их к сопротивлению по отношению к Константинополю. Для истории и взаимоотношений между Востоком и Западом в этот период существенное значение имеют следующие документы этой группы: – письмо епископам Дардании от с извещением о вступлении на кафедру и с предупреждением сторониться еретиков-греков, у которых, по словам папы, всегда было обилие ересей 69 . – письмо дарданских епископов к от в ответ на выдержанное в очень подобострастном тоне 70 . Лянген называет его рабским из всех писем, какие до сих пор получались в 71 . – письмо папы Анастасия II ошибочно в приписываемое – к Лаврентию, еп. Лихнидскому, с кратким изложением веры и известиями о переговорах с Константинополем 72 . – послание папы Геласия епископам Дардании от 1 февраля или 13 мая мы представлявшее собой попытку оправдания римской кафедры относительно правомочия ее осудить Акакия самолично без соборного постановления, в чем сомневались дарданцы 73 . Послание это для выяснения истинных целей Рима и приемов его борьбы имеет очень важное значение 74 . В имеется две редакции этого письма. Вторая, более краткая, помещена Гюнтером в I приложении, |
|