МАМАНТ расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома Православной энциклопедии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАМАНТ предыдущая статья следующая статья печать библиотека Т. 43 , С. 281 опубликовано: 29 января 2021г. МАМАНТ мч. Кесарии Каппадокийской (пам. 3 дек.) - см. в ст. Агапий, Селевк и Мамант . Рубрики: Святые Русской Православной Церкви Ключевые слова: Святые Русской Православной Церкви Мамант, мученик Кесарии Каппадокийской (пам. 3 дек.) - см. в ст. Агапий, Селевк и Мамант См.также: ААРОН первый ветхозаветный первосвященник АБРОСИМ ученик сщмч. Милия, св. (пам. 10 нояб.) - см. Милий, еп. Персидский АВВАКИР (VII в.), прп. (пам. в субботу сырную) АВВАКУМ 8-й из 12 малых пророков (пам. 2 дек. в Недели святых праотец и 1-ю Великого Поста) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям 1998 - 2020 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». |
АГАПИЙ, СЕЛЕВК, МАМАНТ расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома Православной энциклопедии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГАПИЙ, СЕЛЕВК, МАМАНТ предыдущая статья следующая статья печать библиотека Т. 1 , С. 223 опубликовано: 1 апреля 2008г. АГАПИЙ, СЕЛЕВК, МАМАНТ и 40 др., мученики в Софианах (пам. греч. 3 дек.); усечены мечом. В нек-рых синаксарях их память связывается с именами святых Индиса, Домны и Гликерии (см. Никомидийские мученики , 20 тыс.). В совр. греч. Минее 25) сохранился стишной ямбический синаксарь А. после 6-й песни канона утрени . Лит.: 7, 216. А. Ю. Виноградов Рубрики: Святые Греческих Православных Церквей (Константинопольская Православная Церковь, Кипрская Православная Церковь, Элладская Православная Церковь) Ключевые слова: Святые Греческих Православных Церквей Мученики Греческих Православных Церквей Агапий, Селевк, Мамант и 40 др., мученики в Софианах (пам. греч. 3 дек.) См.также: АВДА И АВДИЕС (IV в.), епископы, мученики Персидские (пам. греч. 14, 16 или 17 мая, 28 окт.) АВДА И САВА мученики Кесарие-Палестинские (пам. греч. 8 июля) АВЕРКИЙ мч. (пам. греч. 5 дек.) АВРААМ мч. (пам. греч. 31 окт.) - см. Стефан, Варнава и др. АВРИКИЙ мч. (пам. греч. 28 февр.) АГАПИЙ 304), мч. Каппадокийский (пам. греч. 22 нояб.) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям 1998 - 2020 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». |
Когда имп. Аврелиан приказал, чтобы дети с участвовали в совершении жертвоприношений, Мамант стал убеждать своих сверстников не поклоняться бездушным идолам, а чтить истинного Бога. Учитель отрока Аристон (в некоторых рукописях, напр., в РНБ Греч. 213, XII в.,- Аристодим, в слав. переводе - Аристомид), несмотря на свое красноречие, не смог переубедить детей. Когда очередь принести жертвы идолам дошла до Маманта, наместнику Кесарии Демокриту не удалось заставить юного христианина пойти в храм Сераписа. Но применить пытки правитель не решался, т. к. Мамант был сыном патрициев, а его приемная мать Аммия, скончавшись, оставила ему большое состояние. Демокрит отправил отрока к Аврелиану, находившемуся в то время в военном походе в г. Эги в Киликии. Согласно ряду версий анонимного Мученичества Метафрастовому Мученичеству , Мамант было тогда 15 лет. В старославянском переводе анонимного Мученичества указан другой возраст - 11 лет , в группе рукописей анонимного Мученичества, изданной Бергером, на момент последнего мучения в Кесарии Маманту было 12 лет . В энциклике говорится, что Мамант в 12 лет удалился на гору, а мученическую смерть принял в 17 лет . Император, увидев столь юного христианина, подумал, что его будет легко склонить к идолопоклонству, и попытался уговорами и щедрыми обещаниями прельстить Маманта. Однако Господь наделил святого мудростью, свойственной не отрокам, а зрелым мужам. Мамант обличил язычников и отверг предложенные ему дары и почести. Тогда Аврелиан решил устрашить юного Маманта мучениями и приказал без пощады бить его палками. Тот переносил побои с терпением и даже с радостью, будто не чувствовал никакой боли. Затем император велел опалить тело отрока свечами. Но огонь не прикоснулся к нему, напротив, языки пламени обожгли мучителей. В гневе Аврелиан приказал забить Маманта камнями (в др. версии - бить камнями по ). Однако и после этого мученик остался невредимым, а само страдание за Христа было, по словам Метафраста, так приятно ему, словно на него сыпались не камни, а благоухающие . Император, видя, что все его старания остались безуспешными, осудил мученика на смерть - его должны были утопить в море. Слуги Аврелиана привязали к шее отрока свинцовую гирю, но им явился Ангел Господень, и палачи в страхе разбежались. Ангел велел отроку идти на высокую гору рядом с Кесарией и оставаться там. |
vk fb tw ok @ g+ lj Иеросхимонах Михаил (Питкевич): «Две силы в нас действуют: добрая воля и сопротивление плоти. Хочу молиться, а плоть возражает: не могу, не хочу. Молитву нельзя оставлять, но и плоть не изнурять – все в меру. А без меры – и хорошее не будет на пользу». vk fb tw ok @ g+ lj Схиархимандрит Агапий (Агапов): «Ты живи проще – как малое дитя. Господь такой любвеобильный, что ты и представить себе не можешь. Хотя мы и грешные, все равно иди к Господу и проси прощения. Только не унывай – будь как ребенок. Господь все равно ждет нас, когда мы к Нему придем с покаянием». vk fb tw ok @ g+ lj Схиархимандрит Агапий (Агапов): «Ты меньше говори и положись на волю Божию, ведь так легче жить. Мы все равно сами ничего не можем сделать, помочь себе. И не обижайтесь ни на кого, а надейтесь на Господа. Он Сам управит: упования же надеющихся на Него – не посрамит». vk fb tw ok @ g+ lj Схиархимандрит Агапий (Агапов): «Не осуждай никого, смотри на свои грехи, сознавай, что грешнее всех. Тогда и Господь поспешит к тебе. Надо себя менять. Но не скорби до уныния». vk fb tw ok @ g+ lj Схиархимандрит Агапий (Агапов): «Ты хочешь все добродетели сразу взять. А ты возьми одно что-нибудь маленькое и этим спасешься – будешь у Бога». vk fb tw ok @ g+ lj Епископ Феодор (Текучев): «Вера в Промысл Божий о нас, вера в попечение Божие о нас должна наполнять наше сердце. Когда таким упованием загорается человек, когда он верит в такого своего Небесного Отца Промыслителя, тогда Господь делается для него камнем упования, якорем надежды и спасения – во всем, а не только в вопросах пищи, пития и одежды; тогда становится Он опорой во всех скорбях, источником уверенности в том, что Он поможет перенести их, подав для этого силы и крепость». |
Это будет последнее владычество, враждебное царству Божию – пред его открытием, – владычество, которого удел есть низложение и гибель от гнева вечного царя, сейчас же за тем грядущего»... Такой смысл рассматриваемого пророчества совершенно сообразен с Историей, чем наше толкование пророчества подтверждается и еще подробнее уясняется. – По распадении Александрова царства избранный народ, действительно, сейчас же подпал владычеству Сирийско–Египетскому, переходя постоянно от Селевкидов к Птоломеям и от последних снова к первым, судя по успехам и превосходству тех или других. Постоянные кровопролития, войны, убийства, казни – сопровождают непрерывно взаимную между ними борьбу и представляют истинно железный характер этого двойственного владычества, развившийся до крайности в Антиохе Епифане. Разделение между Египтом и Сириею всегда продолжалось. Селевкиды отличались большими воинскими успехами и жестокостью, – для доказательства довольно упомянуть двух Антиохов – Великого и Епифана. Птоломеи напротив были мягче, любили науки, и сравнительно с Селевкидами, особенно с Антиохом Епифаном, в котором со всею силою выразился железный характер, Египетские властелины были, действительно, точно рыхлая глина. Враждебные стороны неоднократно соединялись или смешивались «семенем человеческим», через супружества Антиоха Теоса с дочерью Филадельфа, Птоломея Епифана с дочерью Антиоха Велик., Александра с дочерью Птоломея Филометора, но оставались всегда во вражде, которая разгоралась даже и через самые эти супружества. Замечательно, что из этих двух сопернических династий, Сирийских Селевкидов и Птоломеев Египетских, именно десять царей после Александра до Антиоха Епифана преобладали над Иудеею, – как–то: Птоломей Лаг, Селевк Никатор, Птоломей Филаделф, Антиох Теос, Птоломей Евергет, Селевк Каллиник, Птоломей Филопатор, Антиох Велик., Птоломей Епифан, Селевк Филопатор, и следоват. |
Религиозная политика царей в эпоху эллинизма шла по двум направлениям: они либо распространяли какой-нибудь один культ, либо пытались унифицировать путем синкретизма, слияния религий. О деятельности миссионеров Ашоки на Западе мы почти ничего не знаем, по-видимому, она оказалась безрезультатной. Но в странах, соседних с Индией, буддизм, как мы уже видели, прочно утвердился. Селевк Никатор тоже был на свой лад миссионером. Он, вероятно, следовал старинному правилу: боги победителей должны стать и богами побежденных. Завет Александра молиться во всех храмах он отверг и планомерно осуществлял эллинизацию Востока. Вместе с ней шло наступление греческой религии на Азию. Селевк достаточно ясно сознавал, что у самих эллинов вера в Олимпийцев ослабела. Поэтому из круга богов он решил избрать главного, наименее поблекшего, чтобы сделать его покровителем короны и империи. Выбор царя пал на Аполлона, ибо не погас еще ореол таинственности, который издавна окружал святилище в Дельфах. В годы войн и неурядиц к Пифийскому оракулу все чаще стали обращаться опасавшиеся за свою участь люди. К тому же жрецы Аполлона всегда были сторонниками крепкой власти. Это сделало их союзниками Ахменидов и Македонии, что Селевк, естественно, должен был оценить. И еще одна причина определила выбор царя. К тому времени греки окончательно отождествили Аполлона с Гелиосом, богом Солнца, а среди подданных Селевка солнечный культ был самым древним и популярным. Весь Восток поклонялся дневному светилу: вавилонский Мардук, сирийский Шемеш, иранский Митра считались его олицетворениями. Народам, которые привыкли видеть в Солнце зримый лик божества, было легче принять Аполлона, чем кого-либо другого из Олимпийцев. Тем не менее, Селевк Никатор не желал идти на поводу у «варваров». По его мнению, Аполлон должен был остаться греческим богом. Поэтому он противился любым попыткам придать Аполлону восточную окраску. Храмы, которые строил царь, обычаи, которые он поощрял, статуи, которые он воздвигал, ничем не отличались от того, что было принято в Элладе. |
Александр немедленно овладел Вавилоном после того как был убит Дарий, в лице которого прекратило своё существование Персидское царство, стоявшее 231 год. В это же время латины были покорены римлянами. 3629 г. После смерти Дария Александр правил 5 лет; до этого он уже 7 лет был при власти. Александр пленил гирканов и мардов, а на обратном пути основал Паретоний в Аммоне. Он скорее с победами, чем с боями дошёл до самого Индийского океана, а затем, вернувшись в Вавилон, умер от яда в возрасте 32 лет, в 12-й год своего правления. После него империя была разделена между многими людьми: Египет получил Птолемей, сын Ларга; Македонию – Филипп, он же Арридей, брат Александра; Сирию, Вавилон и все царства Востока – Селевк Никанор; а Азией правил Антигон. Они отмечены у Даниила четырьмя рогами козла, который попирает барана. 3669 г. В Египте первым правил Птолемей, сын Ларга, 40 лет. В Риме известностью пользовался Аппий Клавдий Цек, который провёл Клавдиев водопровод и проложил Аппиеву дорогу. Птолемей, коварством обратив в свою власть Иерусалим и Иудею, увёл в Египет огромное множество пленных. Известностью пользовался первосвященник иудеев Ония, сын Иаддуя. В 13-й год Птолемея в Сирии, Вавилоне и в верхних землях начал править Селевк Никанор, от времени которого еврейская история Маккавеев отсчитывает начало греческого царства; от него же ведут отсчёт времени и жители Эдессы. Селевк основал города: Селевкию, Лаодикею, Антиохию, Апамею, Эдессу, Берою и Пеллу. Известностью пользовался религиознейший и благочестивейший первосвященник иудеев Симон, сын Онии. После него служение Храму перешло к его брату Елеазару, ибо сын Симона, Ония, был ещё ребёнком. Селевк переселяет евреев в основанные им города и даёт им гражданские права и муниципальное устройство наравне с греками. 3707 г. Птолемей Филадельф, 38 лет. Сострат Книдский построил в Александрии Фарос. Птолемей разрешил евреям, которые были в Египте, жить свободно и, переслав первосвященнику Елеазару множество подарков в Иерусалим и дарственные сосуды в Храм, просил у него 70 толковников для перевода Священного Писания на греческий язык. Известностью пользовался Арат. Первосвященство у иудеев перешло после Елеазара к его дяде Манассии. |
И старец Агапий самоотверженно понес возложенный на него крест. Любовь к ближним, горевшая в нем, была столь же сильна и глубока, как любовь к Богу. Приняв на себя святое дело руководства частью монастырской братии, батюшка все силы свои полагал на удовлетворение их духовных потребностей: разрешал недоумения, наставлял, обличал и вразумлял. Неотступные слезные просьбы многих богомольцев заставили бывшего в то время настоятеля монастыря, игумена Гавриила, благословить старца Агапия открыть двери своей кельи и для лиц мирских, желающих получить от него духовный совет. И Господь, видя веру, искреннее послушание и любовь отца Агапия к ближним, помог верному рабу Своему в этом тяжелейшем труде. Он ущедрил его в известной степени Своим даром духовной прозорливости, который много облегчил старцу его подвиг христианской любви. Между тем, болезни все усиливались, и силы продолжали иссякать. «За одно благодарю Бога, что нет у меня никаких земных попечений. Помаленьку перемогаюсь – надо терпеть. Терпение болезней поставится вместо подвигов» (1, с. писал старец Агапий в 1903 году архимандриту А. За три дня до блаженного своего перехода в иной мир стал он чувствовать себя особенно тяжело, но все-таки не ложился и не делал упущений в совершении своего схимнического молитвенного правила. В 3-м часу ночи 7 апреля 1905 года, когда иноков стали будить к полунощнице, приснопамятный старец Агапий, по обычаю также проснулся, но сказал: «Нет, сегодня мне очень трудно, не могу встать» (1, с. и через полчаса тихо предал свой дух Господу. Было ему тогда 67 лет от роду. Погребение благодатного старца схимонаха Агапия состоялось в Лазареву субботу на братском кладбище. Он один из особопочитаемых валаамских Божиих угодников. Некоторые поучения старца Агапия «Пекитесь о спасении душ ваших, ради Бога не падайте духом, а укрепляйте себя молитвою с живою верою в то, что Господь печется о вашем спасении и на всякий ваш смиренный призыв, по Своему человеколюбию, всегда готов помогать вам». (11, с. 181) |
«Очень большую пользу видел отец Агапий и в духовном совете с людьми опытными в духовном отношении: …какие были святые апостолы и каких были сподоблены неизреченных дарований, но и они сходились для общего духовного совета ». (12, с. 24) «Нам немощным никогда не должно крепко опираться на один свой разум, а всегда просить Бога о помощи и вседушно держаться отеческого писания». (11, с. 180) «Только нуждницы восхищают Царствие Божие, а для нерадивых и лукавых оно недоступно, и… наше падшее естество требует всегдашнего к добру принуждения, а особенно к такому добру, которое делается с истинным смирением, а потому Слово Божие надо проводить до чувства сердца и с помощью Божией благодати принуждать себя к точному исполнению всякого доброго дела». (12, с. 22–23) «В терпении вашем стяжите души ваши, то есть… те только приобретают спасение, которые претерпят до конца жизни в борьбе со страстями и сохранят непорочность совести». (12, с. 23) Некоторые случаи прозорливости старца Агапия Бывали случаи, что отец Агапий называл по имени являвшихся к нему для беседы, хотя никогда ранее не видел и не слышал о них ничего. Иногда о. Агапий прямо встречал приходивших к нему вопросом о том деле, по которому они являлись к нему. Некоторые случаи доказывают, что и будущее не всегда было от него сокрыто, и духовное зрение его простиралось далеко. Архимандрит А. удостоверяет, что однажды он видел отца Агапия во сне, причем последний ему что-то говорил, но отец А., проснувшись, забыл это и письменно просил отца Агапия рассказать ему, что он говорил ему во сне. Старец, как бы нехотя, («не могу сего отказать, по большому к вам духовному расположению» (1, с. 364–365)), но объяснил отцу архимандриту, что говорил ему о скорбях, кои случаются с людьми по Божиему попущению за грехи, для испытания и для предохранения. Старец иеросхимонах Антипа Второй (1836–1912) Отец Антипа, сын обер-офицера, происходил родом из Каменец-Подольска и в мире назывался Александр Елисеевич Половинкин. Он родился 7 июня 1836 года. Обучался в местной губернской гимназии. |
последовало множество изданий (см. ниже) Выбор. 1642–1643 Земледелие. 1643, 1647 содержит знания по земледелию и медицине Богородичная Книга. 1643 содержит подбор песнопений и тропарей Богородице из различных церковных книг Ножны. 1643 Псалтирь. 1643 содержит изъяснение псалмов, написанное святителем Феодоритом Киррским (простым языком) Выборки.1644, 1663 Летняя книга содержит подборку из житий святых лета, с 1 марта до 31 августа (простым языком) Троический Октоих содержит каноны Троице и Христу, иногда собственного сочинения, иногда из древних отцов. Посмертно изданы Воскресный путь. 1675 содержит 56 бесед на воскресные Евангелия, переведенные на простой язык – труды разных писателей Путеводитель христиан. 1685 раскрывает три великие добродетели (веру, надежду, любовь) 3. Агапий Ланд и его время Годы, в которые жил и писал Агапий Ланд, относятся к тяжелому периоду турецкого ига. Порабощенное эллинство разделялось на две группы: одни находились под турецким владычеством, другие – на управляемых Венецией островах (Крите и Семи Островах). Положение последних было лучше. Страшные времена религиозной нетерпимости и битв прошли. Греки жили мирно с венецианскими правителями, венецианцы сохраняли грекам множество свобод. В православных церквях служили без ограничений, в греческих школах появились образованные учителя, вместе с тем культурный дух Запада начал распространяться среди образованной публики и простого народа. Многие писатели оставили достойные упоминания духовные и светские труды. XVII век стал для Крита эпохой духовного подъема. Именно на первую половину этого века пришлась юность и время учебы Агапия Ланда. Попытка возрождения началась еще при Патриархе Кирилле Лукари (1620–1638). Тогда была основана патриаршья типография в Константинополе, но ее не удалось сохранить. По личному побуждению Патриарха началась работа над первым переводом Нового Завета на разговорный язык, которую он не успел закончить, погибнув в 1638 году мученической смертью . После смерти Лукари перевод Нового Завета попал под запрет. Та же участь была уготована и следующим патриархам: Парфению II (1653) и Парфению III (1657). |
|