001     002    003    004    005    006    007    008    009    010
С течением времени такие сухие тексты начинают казаться не очень подробными, не очень интересными, и их начинают украшать подробностями. По счастью, мученичество Агапии, Хионии и Ирины дошло до нас в своей первоначальной форме, поэтому мы можем проследить, как шла переработка этого текста. Добавлялись романные элементы: правитель должен оказываться в какой-нибудь комической ситуации, например, возжелав мученицу, залезть ночью случайно на кухню и перемазаться в саже от котлов, а потом храпящим заснуть на своем троне. В такой версии этот рассказ становился намного более популярным. Такие мученичества, в которых первоначальное зерно подверглось переработке, называются в исторической агиографии passions (эпическими мученичествами — фр.). Кроме того, про некоторых мучеников было действительно известно, что они совершали чудеса, но что римский протокол, кроме редких случаев, такие вещи не фиксировал. Например, о мученицах Агапии, Хионии и Ирине протокол свидетельствует, что одну из них правитель приказал отвести в публичный дом и выставить на поругание. «Но благодатью Святого Духа она сохранила и сберегла свою чистоту для Владыки всех Бога: никто не отважился подойти к ней и не попытался обойтись с ней дерзко, даже на словах». Ясно, что эта фраза не была записана в протокол и была позже добавлена христианами, но она соответствует тому, что происходило. Однако такие чудеса не очень похожи на те чудеса, которые мы знаем из мученичеств. Например, если в историческом мученичестве Агапии, Хионии и Ирины они просто умирают, брошенные в огонь, то в переработанной версии рассказывается, как святая уходит на гору, за ней посылают всадников, они бродят вокруг горы и никак не могут до нее добраться, наконец, случайно посланная стрела ее поражает, и она умирает с красивой молитвой на устах.

https://www.pravmir.ru/svideteli-xrista/

Сортировать по Исключить новости Мученичество святых Агапии, Ирины и Хионии, пострадавших в Фессалонике Опубликовано в альманахе и 26, 2000 18 июля, 2012 Опубликовано в альманахе и 26, 2000 Не так много живых свидетельств древнего христианства дошло до нас — и тем ценнее те крупицы, которые удалось собрать ученым среди множества поздних, а поэтому не во всех деталях достоверных памятников. К непосредственным свидетельствам относятся, несомненно, и так называемые мученические акты, то есть описания страданий и кончины исповедников веры Христовой, современные этим событиям. Часть их дошла до нас по-гречески, часть — на латыни[ 1 ]. Обычно собратья мучеников, члены христианской общины того же города, просто выкупали протоколы допросов и записи приговоров у римских чиновников, а затем распространяли их для укрепления верных, предварительно снабдив кратким комментарием. Один из таких памятников — Агапии, Ирины, Хионии и (BHG=BibliothecaHagiographicaGraeca / Ed. F . Halkin . Bruxelles, 1957. Vol. 1. 34), дошедшее до нас лишь в рукописи (Cod. Vat. gr. 1660, 916 г.)[ 2 ]. Его структура характерна для произведений подобного рода: оно состоит из введения, поясняющего происхождение и историю ареста мучеников (а в нашем случае еще и значение их имен — весьма вероятно, что мы имеем здесь дело с благочестивыми весьма древней христианской традицией), самих протоколов допросов вместе с текстами приговоров (3 слушания: одно о всех мучениках и два отдельно об Ирине) и, наконец, финальной клаузулы, где указано время кончины святых[ 3 ]. Все действие происходит в марте-апреле 304 г. Сама канва весьма скупа: три благочестивые женщины (не обязательно девы — у Евтихии, как мы видим, недавно умер муж) вместе с некоторыми своими собратьями были схвачены в горах около Фессалоники, где они пытались скрыться от преследований (видимо, вначале после первого эдикта Диоклетиана от 23 февраля 303 г., а затем, вторично, после четвертого (зима 304 г.), принуждавшего к принесению жертв под страхом смерти), и приведены на суд к римскому правителю. Кроме того, в их домах были произведены обыски и изъяты христианские книги, хранение которых было также строго запрещено. Отказавшись от вкушения идоложертвенной пищи, вначале перед местным полицейским чиновником, а затем и перед самим главой римской администрации в Салониках — Дулкитием, они были приговорены к сожжению.

https://www.pravmir.ru/muchenichestvo-svyatyih-aga...

Шестнадцатый день. Свв. муч. Агапия, Хиония и Ирина. (Как христианин должен относиться к сновидениям?) I. В житии ныне прославляемых св. муч. сестер Агапии, Хионии и Ирины есть следующий рассказ. Во время гонения, воздвигнутого Диоклитианом, когда все темницы римские были переполнены христианами, утешителем и наставником их был старец Хрисогон. Он неутомимо бодрствовал над теми, кому предстояло трудное испытание, приготовляя их к мученическому подвигу. – Не могло утаиться от гонителей такое влиятельное противодействие их стараниям истреблять христиан. Хрисогон был взят и предан смерти (пам. его 22 декабря). Обезглавленное его тело было брошено на берегу моря. Близ этого места жил христианский священник Зоил, и по соседству с ним проводили уединенную, благочестивую жизнь три сестры – девы: Агапия, Хиония и Ирина. Пресвитер Зоил, узнав, чье тело лежит непогребенным, взял его и схоронил у себя в доме. В 30-ый день по кончине мученик Хрисогон явился во сне пресвитеру и сказал ему: «да будет тебе известно, что в течение следующих девяти дней три живущия близ тебя девы будут взяты на мучение. Скажи рабе Божией Анастасии (узорешительнице, помогавшей св. мученикам), чтобы она позаботилась о них и приготовила их к предстоящему им испытанию и мученической кончине... И о себе самом будь спокоен; скоро ты примешь от Господа воздаяние за труды твои и упокоишься со святыми»... Подобное же сновидение имела и Анастасия. Она узнала, где живут три сестры христианки, поспешила к ним и провела с ними всю ночь в беседе и приготовлении их к предстоящему им подвигу. Недолго пришлось им оставаться в ожидании его... Молодыя девицы были взяты за исповедание веры Христовой и заключены в темницу. Скоро земная их участь была решена: люди произнесли им смертный приговор. Узнав, что они обречены на сожжение, христианки воскликнули: «благодарим Тебя, Господи И. Христе, что привел нас быть исповедницами имени Твоего». Агапию и Хионию бросили в огненную печь и они с молитвою предали Богу свои души. Анастасия узорешительница, посвятившая себя на служение христианским узникам и заботе о погребении останков мучеников, приняла тела Агапии и Хионии, оставшияся неповрежденными, и тайно похоронила их. Ирину же воин на следующий день пронзил стрелою. Умирая, она радостно воскликнула: «иду к блаженным сестрам моим»!

https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djachenko/poln...

Впрочем, даже из сравнительно вменяемого материала автор делает парадоксальный по своей наивности вывод, утверждая, что реальную жизнь агиографических легенд определяет «только их символический смысл». На самом деле, ее определяет совокупность большого количества различных факторов. Так, например, выживанию сюжета мученичества свв. Феодоты и Кириака помог не его символический смысл, а случайное знакомство с ним автора «Мученичества св. Анастасии Узорешительницы» (BHG 81); в параллельном случае мученичества свв. Агапии, Хионии и Ирины выживание первоначального текста мученичества (BHG 34) - также чистая случайность, ибо сохранился он только в одной-единственной рукописи. Не менее наивно представление автора о конкуренции агиографических документов как о конкуренции культов. Во-первых, вопреки Лурье, такая конкуренция развивается главным образом между различными текстами об одном святом и определяется в основном, как отлично показал Эрхард, литературными качествами этих текстов, а не разными культами. Во-вторых, даже в случае разных святых эта конкуренция может объясняться теми же литературными причинами: например, вышеупомянутое «Мученичество Анастасии Узорешительницы» вытеснило ряд других мученичеств не в силу вытеснения или поглощения культа соответствующих святых культом св. Анастасии, но в силу большей художественной притягательности версии, изложенной в ее мученичестве. Развиваемая в 2.8 мысль об агиографии как о рупоре Церкви не нова: особенно хорошо она разработана в отношении иконопочитательской агиографии. Однако уподобление агиографических памятников СМИ и малоосновательно (см. выше), и малорезультативно, так как первые функционируют совершенно не так, как вторые, и сталкиваемся мы с распространением и бытованием агиографических памятников обычно через много столетий после их создания, когда культовая актуальность и новизна давно не являлись их главным достоинством.

http://bogoslov.ru/article/902501

6 мая 1910 г. Четверг жен мироносиц. 3 мая, в понедельник вечером, Батюшка оставил меня у себя. Хотели пройтись по Скиту, но этому помешал дождь. Тогда после вечерних молитв мы ушли в дальнюю моленную и побеседовали. Между прочим, Батюшка сказал, что, когда он был послушником, всеми гонимым и презираемым, настроение его было более радостное и светлое, чем теперь… Говорил Батюшка, что происходит это от того, что тогда душа его питалась чтением Евангелия, Псалтири и святоотеческих книг, а теперь нет у Батюшки этой возможности. Теперь приходится Батюшке читать иные душ человеческих. Затем Батюшка говорил мне: — Не слушайте врага, внушающего вам, что впереди то время, когда вы по–настоящему займетесь чтением. Не слушайте обманывает. Для вас теперь–то и идет самое время. 13 мая 1910 г. Четверг. Между прочим, Батюшка сказал мне так: — Пока я жив, будемте жить вместе, а когда я умру, я передам вас Самому Господу для руководства… 9 мая я закончил читать преп. Марка Подвижника. 10 мая Батюшка спросил меня: — Когда вас постригали в рясофор? – 16 апреля. — Каких святых? — Святых мучениц Ирины, Хионии и Агапии. — Что значат эти Я посмотрел: любовь, мир, Ну продолжил это значит, что вы должны иметь, по слову Апостола, мир и святыню со всеми. Кроме сих добродетелей: мира и любви нельзя очиститься от страстей, то есть убелиться. А Хиония значит снежная. Вот и надо вам очистить свою душу, чтобы она была белоснежная, как сказано в псалме:«паче снега убелюся»(Пс. 50, 9). А дальше что сказано?«Слуху моему даси радость и веселие». Это есть предвкушение блаженства по мере очищения, а потом уж и»возрадуются кости смиренные».

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=79218

Теперь святая вновь могла посещать томившихся в темницах христиан, полученное наследство она употребляла на одежду, пищу и лекарства для больных. Святого Хрисогона отправили в Аквилею (город в верхней Италии) на суд к императору Диоклетиану, – Анастасия последовала за своим учителем. Тело святого Хрисогона после его мученической кончины, по Божественному откровению, было сокрыто пресвитером Зоилом. Через 30 дней после смерти святой Хрисогон явился Зоилу и предсказал о близкой кончине трех юных христианок, живших недалеко,– Агапии, Хионии и Ирины (1304; память 16 апреля). И повелел послать к ним святую Анастасию. Такое видение было и святой Анастасии. Она пошла к пресвитеру, помолилась у мощей святого Хрисогона, затем в духовной беседе укрепила мужество трех дев перед предстоящими им пытками. После кончины мучениц, сама похоронила их тела. Святая Анастасия стала странствовать, чтобы везде, где только можно, служить христианам, заключенным в темницах. Так она получила дар врачевания. Трудами и словами утешения святая Анастасия облегчала заключение многих людей, попечением о телах и душах страждущих разрешала их от уз отчаяния, страха и беспомощности, поэтому и названа Узорешительницей. В Македонии святая познакомилась с молодой вдовой-христианкой Феодотией, которая помогала ей в благочестивых трудах. Стало известно, что Анастасия – христианка, ее взяли под стражу и отвели к императору Диоклетиану. Расспросив Анастасию, Диоклетиан узнал, что она все свои средства истратила на помощь нуждающимся, а золотые, серебряные и медные статуэтки перелила на деньги и кормила многих голодных, одевала нагих, помогала немощным. Император приказал отвести святую к верховному жрецу Ульпиану, чтобы тот склонил ее к жертве языческим Богам или предал жестокой казни. Жрец предложил святой Анастасии сделать выбор между богатыми дарами и орудиями пытки, положенными с двух сторон около нее. Святая, не колеблясь, указала на орудия пытки: «Окруженная этими предметами, я стану прекраснее и угоднее вожделенному Жениху моему – Христу...» Прежде, чем подвергнуть святую Анастасию пыткам, Ульпиан решил осквернить ее. Но, как только прикоснулся к ней, ослеп, страшная боль сжала ему голову, и через некоторое время он скончался. Святая Анастасия оказалась на свободе и вместе с Феодотией продолжала служить узникам. Вскоре святая Феодотия и три ее сына были преданы мученической смерти анфипатом (начальником области) Никитием в их родном Городе Никее ок. 304; память 29 июля и 22 декабря).

https://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhe...

Она служила святым страстотерпцам Христовым не одним только имением своим. Наряду с этим она утешала их, своими благоразумными речами возбуждала их к мужественному терпению и к безбоязненной смерти за Христа. В то время царь Диоклитиан находился в Аквилее и направлял все свои заботы на то, чтобы ни одному христианину не удалось тайно уйти из его рук. Ему донесли из Рима, что темницы наполнены великим множеством христиан, что они, несмотря на разнообразные мучения, не отрицаются от своего Христа, и что во всем этом их подкрепляет христианский учитель Хрисогон, которому они покорны, во всем следуя его наставлениям. Царь приказал предать всех христиан мукам и смерти, а Хрисогона послать к нему. Он размышлял, что если одолеет его упорство, то легко осилит и прочих христиан. Когда Хрисогона вели к царю на испытание, издалека следовала за своим учителем и Анастасия. Увидев святого мужа, царь начал сперва беседовать с ним, с кротостью увещевая его отречься от Христа. — Прими, Хрисогон, мой добрый совет, — говорил беззаконный властитель, — присоединись к нашей вере, сделай угодное богам и выбери себе приятное вместо скорбного, полезное вместо неполезного. Знай, что не только ты избавишься от мук и получишь столь желанную свободу, но сверх того сделаешься начальником великого города Рима. Святой отвечал на это: — Я познал Единого Бога, и Он для меня дороже всякого света и вожделеннее всякой свободы. Он мне дороже всей жизни, полезнее всех сокровищ. В Него одного верую я сердцем, исповедую Его устами, чту Его душою и перед очами всех преклоняю Ему мои колена. Чтить же многих твоих богов, в которых живут бесы, я не буду; я мыслю о них так же, как и Сократ который говорит о них: «Нужно всячески удаляться от них, потому что они соблазняют людей и суть известные душегубцы». Дары же и честь, которые ты мне предлагаешь, я ценю не больше, чем сон и мрак. Не мог больше слышать царь таких свободных речей Хрисогона, и повелел воинам взять его и, заведя в пустынное место, отрубить ему голову. Тело святого было брошено на берегу моря недалеко от жилищ одного пресвитера Зоила, мужа святой жизни, и трех девиц — сестер телом и духом, Агапии, Хионии и Ирины Этот пресвитер по откровению от Бога узнал о теле святого Хрисогона, взял его вместе с усеченною головою, и, вложив в ковчег, скрыл у себя дома По истечении же тридцати дней явился ему в видении святой Хрисогон и сказал:

https://lib.pravmir.ru/library/readbook/517

III. Истинное почитание великих провозвестников слова Божия состоит, братия, в том, чтобы, по наставлению св. апостола Павла, взирающе на скончание жительства их, подражать вере их, последовать их богоугодному житию и их добродетелям; надобно усвоить себе их ревность о славе Божией, их кротость и смирение, их незлобие и терпение, их милосердие и сострадание к собратиям своим, их воздержание и самоотвержение. Молю же вы, братия, подобни мне бывайте, яко же аз Христу. Вот последнее отеческое желание и заповедь, которую завещал св. апостол Павел всем чадам своим о Господе. (Составлено по проповедям Димитрия, архиепископа Херсонского, т. II). Шестнадцатый день Свв. мученицы Агапия, Хиония и Ирина (Как христианин должен относиться к сновидениям?) житии ныне прославляемых св. мучениц сестер Агапии, Хионии и Ирины есть следующий рассказ. Во время гонения, воздвигнутого Диоклетианом, когда все темницы римские были переполнены христианами, утешителем и наставником их был старец Хрисогон. Он неутомимо бодрствовал над теми, кому предстояло трудное испытание, приготовляя их к мученическому Не могло утаиться от гонителей такое влиятельное противодействие их стараниям истреблять христиан. Хрисогон был взят и предан смерти (память его 22 декабря). Обезглавленное его тело было брошено на берегу моря. Близ этого места жил христианский священник Зоил, и по соседству с ним проводили уединенную, благочестивую жизнь три сестры-девы: Агапия, Хиония и Ирина. Пресвитер Зоил, узнав, что тело лежит непогребенным, взял его и схоронил у себя в доме. В 30-й день по кончине мученик Хрисогон явился во сне пресвитеру и сказал ему: «Да будет тебе известно, что в течение следующих девяти дней три живущие близ тебя девы будут взяты на мучение. Скажи рабе Божией Анастасии (узорешительнице, помогавшей св. мученикам), чтобы она позаботилась о них и приготовила их к предстоящему им испытанию и мученической кончине… И о себе самом будь спокоен: скоро ты примешь от Господа воздаяние за труды твои и упокоишься со святыми»…

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522219

– Встаньте, – сказал он, – положите по три поклона. После поклонов он сказал им слово, то, что пришло на сердце. «Прежде я говорил вам, – сказал он, – и теперь опять повторяю: смирение – все. Есть смирение – все есть, нет смирения – ничего нет. Вы получили рясофор. Это не есть какое-либо повышение, как, например, в миру, когда дают офицерский чин и прочее. Там получивший считает своим долгом гордиться своим повышением. А у нас не так. На монашеском знамени написаны слова: Кто хочет быть большим, да будет всем слуга. Смиряйтесь и смиряйтесь... Теперь вас более будет утешать благодать Божия, но и враг будет озлоблять...» 10 мая Батюшка спросил: – Когда вас постригали в рясофор? – 16 апреля. – Каких святых? – Святых мучениц Ирины, Хионии и Агапии. – Что значат эти имена? – Агапия – любовь, Ирина – мир, Хиония – снежная... – Ну вот это значит, что вы должны иметь, по слову Апостола, мир и святыню со всеми. Кроме сих добродетелей – мира и любви – нельзя очиститься от страстей, то есть убелиться. А Хиония значит снежная. Вот и надо вам очистить свою душу, чтобы она была белоснежная, как сказано в псалме: паче снега убелюся. А дальше что сказано: Слуху моему даси радость и веселие – это есть предвкушение блаженства по мере очищения, а потом уж и возрадуются кости смиренныя. Батюшка благословил отца Николая прочесть сороковую беседу преподобного Макария Египетского : «О том, что все добродетели и все худые дела связаны между собою и, подобно звеньям в цепи, зависят одни от других». Там есть такие слова: «Все добродетели между собою связаны, как звенья в духовной цепи, одна от другой зависят: молитва от любви, любовь от радости, радость от кротости, кротость от смирения, смирение от служения, служение от надежды, надежда от веры, вера от послушания, послушание от простоты... Главное же во всяком добром рачении и верх заслуг – прилежное пребывание в молитве. Ею, испрашивая у Бога, ежедневно можем приобретать и прочие добродетели». Как-то Батюшка неожиданно сказал о. Николаю: – Вас Господь привел сюда. Словно вы для Оптиной, а Оптина – для вас...

https://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Optinskij/zh...

АНАСТАСИЯ УЗОРЕШИТЕЛЬНИЦА Статья из энциклопедии Древо : drevo-info.ru Великомученица Анастасия Узорешительница. Византийская икона 15 века. Анастасия Узорешительница (греч. + 290 / 304 ), великомученица Память 22 декабря Родом римлянка, пострадала за Христа в гонение при Диоклетиане . Отец ее Претекстат был язычником, мать Фавста - тайной христианкой ). Учителем святой Анастасии в юности был благочестивый и образованный христианин Хрисогон . После смерти жены отец выдал святую Анастасию за язычника Помплия, но под предлогом вымышленной болезни она сохранила девство. Переодевшись нищенкой, в сопровождении только одной служанки она посещала темницы: кормила, лечила, а часто и выкупала узников, страдавших за веру во Христа. Когда служанка рассказала обо всем Помплию, он подверг жену истязаниям и запер ее дома. Тогда святая Анастасия стала тайно переписываться с Хрисогоном , который призывал святую вооружиться терпением, прилепиться всей мыслью ко Кресту Христову, приготовляя себя к служению Господу, и предсказал скорую гибель Помплия в море. Через некоторое время, отправляясь с посольством в Персию, Помплий действительно утонул. После смерти мужа святая Анастасия стала щедро раздавать свое имущество нищим и страждущим. Диоклетиану донесли, что христиане, которыми наполнены темницы Рима, стойко переносят мучения. Тогда он приказал в одну ночь умертвить всех их, а Хрисогона прислать к нему в Аквилею . Святая Анастасия издали следовала за своим учителем. Император лично допрашивал Хрисогона, но не сумев склонить его к отречению, велел отрубить ему голову и бросить в море. Тело и усеченная глава святого мученика были вынесены волнами на берег. Их по Божественному откровению нашел некий пресвитер Зоил и, положив в ковчег, скрыл у себя дома. Тогда святой Хрисогон явился Зоилу и открыл ему, что близится мученичество Агапии , Хионии и Ирины - юных христианок, живших неподалеку, и повелел направить к ним святую Анастасию. Самому Зоилу Хрисогон предсказал скорую мирную кончину. Также в видении Хрисогон указал святой Анастасии путь к Зоилу. Придя к пресвитеру, она помолилась у мощей святого Хрисогона, а затем духовно укрепила трех дев перед пытками. Когда мученицы предали души Господу, она сама похоронила их. Исполнив завещанное учителем, святая начала странствовать. Овладев к тому времени врачебным искусством, она повсюду ревностно служила узникам. По своему подвигу святая Анастасия стяжала себе имя Узорешительницы , так как своими многими трудами разрешала от тяжких уз долговременных страданий многих исповедников Имени Христова.

https://drevo-info.ru/articles/8368.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010