С течением времени такие сухие тексты начинают казаться не очень подробными, не очень интересными, и их начинают украшать подробностями. По счастью, мученичество Агапии, Хионии и Ирины дошло до нас в своей первоначальной форме, поэтому мы можем проследить, как шла переработка этого текста. Добавлялись романные элементы: правитель должен оказываться в какой-нибудь комической ситуации, например, возжелав мученицу, залезть ночью случайно на кухню и перемазаться в саже от котлов, а потом храпящим заснуть на своем троне. В такой версии этот рассказ становился намного более популярным. Такие мученичества, в которых первоначальное зерно подверглось переработке, называются в исторической агиографии passions (эпическими мученичествами — фр.). Кроме того, про некоторых мучеников было действительно известно, что они совершали чудеса, но что римский протокол, кроме редких случаев, такие вещи не фиксировал. Например, о мученицах Агапии, Хионии и Ирине протокол свидетельствует, что одну из них правитель приказал отвести в публичный дом и выставить на поругание. «Но благодатью Святого Духа она сохранила и сберегла свою чистоту для Владыки всех Бога: никто не отважился подойти к ней и не попытался обойтись с ней дерзко, даже на словах». Ясно, что эта фраза не была записана в протокол и была позже добавлена христианами, но она соответствует тому, что происходило. Однако такие чудеса не очень похожи на те чудеса, которые мы знаем из мученичеств. Например, если в историческом мученичестве Агапии, Хионии и Ирины они просто умирают, брошенные в огонь, то в переработанной версии рассказывается, как святая уходит на гору, за ней посылают всадников, они бродят вокруг горы и никак не могут до нее добраться, наконец, случайно посланная стрела ее поражает, и она умирает с красивой молитвой на устах. |
Сортировать по Исключить новости Мученичество святых Агапии, Ирины и Хионии, пострадавших в Фессалонике Опубликовано в альманахе и 26, 2000 18 июля, 2012 Опубликовано в альманахе и 26, 2000 Не так много живых свидетельств древнего христианства дошло до нас — и тем ценнее те крупицы, которые удалось собрать ученым среди множества поздних, а поэтому не во всех деталях достоверных памятников. К непосредственным свидетельствам относятся, несомненно, и так называемые мученические акты, то есть описания страданий и кончины исповедников веры Христовой, современные этим событиям. Часть их дошла до нас по-гречески, часть — на латыни[ 1 ]. Обычно собратья мучеников, члены христианской общины того же города, просто выкупали протоколы допросов и записи приговоров у римских чиновников, а затем распространяли их для укрепления верных, предварительно снабдив кратким комментарием. Один из таких памятников — Агапии, Ирины, Хионии и (BHG=BibliothecaHagiographicaGraeca / Ed. F . Halkin . Bruxelles, 1957. Vol. 1. 34), дошедшее до нас лишь в рукописи (Cod. Vat. gr. 1660, 916 г.)[ 2 ]. Его структура характерна для произведений подобного рода: оно состоит из введения, поясняющего происхождение и историю ареста мучеников (а в нашем случае еще и значение их имен — весьма вероятно, что мы имеем здесь дело с благочестивыми весьма древней христианской традицией), самих протоколов допросов вместе с текстами приговоров (3 слушания: одно о всех мучениках и два отдельно об Ирине) и, наконец, финальной клаузулы, где указано время кончины святых[ 3 ]. Все действие происходит в марте-апреле 304 г. Сама канва весьма скупа: три благочестивые женщины (не обязательно девы — у Евтихии, как мы видим, недавно умер муж) вместе с некоторыми своими собратьями были схвачены в горах около Фессалоники, где они пытались скрыться от преследований (видимо, вначале после первого эдикта Диоклетиана от 23 февраля 303 г., а затем, вторично, после четвертого (зима 304 г.), принуждавшего к принесению жертв под страхом смерти), и приведены на суд к римскому правителю. Кроме того, в их домах были произведены обыски и изъяты христианские книги, хранение которых было также строго запрещено. Отказавшись от вкушения идоложертвенной пищи, вначале перед местным полицейским чиновником, а затем и перед самим главой римской администрации в Салониках — Дулкитием, они были приговорены к сожжению. |
Так возникает жанр жития мученика. Многие из этих текстов достоверны, поскольку многие обстоятельства казни мученика были доподлинно известны общине. Однако со временем такие тексты кажутся слишком сухими, и их начинают украшать подробностями. Эту динамику можно рассмотреть на примере жития мучениц Агапии, Хионии и Ирины (нач. IV в.), которое дошло до нас в первоначальной, еще не подвергшейся литературной обработке форме. Постепенно можно видеть, как «сухой» первоисточник обрастал романными элементами: правитель должен оказываться в комической ситуации: например, возжелав мученицу, залезть ночью случайно на кухню и перемазаться в саже, а потом, храпящим, заснуть на своем троне. В подобной версии рассказ становился намного популярнее. Такие мученичества, в которых первоначальный текст подвергся переработке, называются в исторической агиографии Passions epiques (фр., эпические мученичества). В этом контексте интересен вопрос с чудесами. Про некоторых мучеников было доподлинно известно, что они совершали чудеса, но римский протокол, кроме редких случаев, такие вещи не фиксировал. О мученицах Агапии, Хионии и Ирине протокол свидетельствует, что одну из них правитель приказал отвести в публичный дом и выставить на поругание. Но, «по милости Божией, никто ее не коснулся». Ясно, что эта фраза добавлена христианами, но она, очевидно, отражает, что произошло. Но это чудо отличается от тех, которые мы знаем из другой редакции этого же жития. Например, если в историческом мученичестве Агапия, Хиония и Ирина умирают, брошенные в огонь, то в переработанной версии одна из святых уходит на гору, за ней посылают всадников, они бродят вокруг горы, но не могут до нее добраться, наконец, посланная наугад стрела ее поражает и мученица умирает с молитвой на устах. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИНГЕНИАН, САТУРНИН, ПАРФЕН, ДИОНИСИЙ, ПАНФЕР И АЛЕКСАНДР предыдущая статья Т. 22 , С. 507 опубликовано: 27 ноября 2014г. ИНГЕНИАН, САТУРНИН, ПАРФЕН, ДИОНИСИЙ, ПАНФЕР И АЛЕКСАНДР [лат. Ingenianus, Saturninus, Parthenus, Dionisius, Pantherus, Alexander], мученики (пам. 1 апр.). В италийской редакции Мартиролога блж. Иеронима Стридонского (1-я пол. V в.) под 1 апр. помещена заметка об этой группе мучеников, пострадавших в Фессалонике. По предположению И. Делеэ , Парфен и Панфер являются одним и тем же лицом (MartHieron. Comment. P. 169), а указание «в Фессалонике» относится к мученицам Агапии, Хионии и Ирине , к-рые упоминаются в этот же день и ошибочно именуются Ираклейскими. Память Александра и Дионисия (по др. чтению - Диона), пострадавших в Фессалонике, отмечена также под 13 и 14 марта. Запись под 13 марта в Мартирологе сохранилась в искаженном виде, имена мучеников в ней повторяются 2 раза. По поводу записи под 14 марта Делеэ отметил, что указание «в Фессалонике» скорее всего первоначально относилось не к Александру и Дионисию, а к мч. Фронтону и 3 мученикам, с ним пострадавшим. В записи под 14 марта имена Александра и Дионисия также повторяются 2 раза. Из-за серьезных искажений Делеэ отказался от попытки воссоздания первоначального вида записей, указав, что реконструкция, произведенная А. Кантеном, является неверной. Возможно, группа мучеников не была единой: память Александра и Дионисия первоначально могла отмечаться 13 или 14 марта, память Ингениана, Сатурнина, Парфена и Панфера в М. Армении или в Гераклее - 1 апр. Позднее в результате многократных ошибок переписчиков Мартиролога имена Александра и Дионисия были помещены под 1 апр. Однако из-за отсутствия к.-л. сведений о мучениках не представляется возможным сделать окончательные выводы. Из Мартиролога Иеронима память мучеников была перенесена в Мартиролог Узуарда (2-я пол. IX в.). Архиеп. Сергий (Спасский) в «Месяцеслове» привел имена Ингениана и Парфена в жен. форме в соответствии с разночтениями в рукописях Мартиролога Иеронима, однако, согласно реконструированной версии Кантена и Делеэ, имена мучеников следует читать как Ингениан и Парфен. Ист.: MartHieron. P. 32, 38; MartUsuard // PL. 123. Col. 896. Лит.: MartHieron. Comment. P. 141-144, 169-170; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 655. Э. П. Г. Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.) |
Сильвестра, папы Римского, 2 янв.; 57 на предпразднство Богоявления, мч. Феону и прп. Синклитикию, 4 или 5 янв.; 58 свт. Парфению Лампсакийскому, 7 февр.; 59 - 40 мученикам Севастийским, 9 марта (прослеживается влияние кондака прп. Романа Сладкопевца); 60 мч. Кодрату Коринфскому и иже с ним, 10 марта (1-й тропарь каждой песни канона посвящен Великому посту); 61 мученикам двум Александрам и двум Дионисиям, 15 или 24 марта (1-й тропарь каждой песни канона посвящен Великому посту); 62 мученицам Агапии, Ирине и Хионии, 16 апр.; 63 ап. Иакову Зеведееву, 30 апр. (1-й тропарь каждой песни посвящен Воскресению Христову); 64-65 свт. Афанасию Александрийскому, 2 мая (в первом каноне каждый 1-й тропарь посвящен Воскресению Христову; акростих 2-го, включая богородичны: ([Я,] Георгий, да воспою твою, отче, благодать)); 66 сщмч. Мокию, 11 мая; 67 мученикам Петру, Дионисию, Христине, Андрею и Павлу и прор. Захарии, 17 или 18 мая; 68 мч. Феодоту и 7 девам, 18 мая; 69 мч. Фалалею, 20 мая; 70 мч. Василиску, 22 мая; 71 прп. исп. Исаакию Далматскому, 30 мая; 72 сщмч. Евсевию Самосатскому, 22 июня; 73-74 сщмч. Феодору Киринейскому и прав. Марфе, матери прп. Симеона Столпника младшего, 4 или 5 июля; 75 мученикам Исавру, Перегрину и иже с ними, 6 или 7 июля; 76 сщмч. Еразму Формийскому, 7 июля; 77 мч. Прокопию Кесарийскому, 8 июля; 78 священномученикам Ермолаю, Ермиппу и Ермократу, пресвитерам Никомидийским, 26 июля; 79 мученикам Маккавеям, 1 авг. (прослеживается влияние гомилии свт. Григория Богослова - PG. 35. Col. 912-933); 80 на предпразднство Преображения и мч. Евсигнию, 5 авг. (1-й тропарь каждой песни посвящен предпразднству); 81 мч. Евплу, 11 или 12 авг. |
Льву, еп. Катанскому, 20 февр.; 172 свт. Порфирию, архиеп. Газскому, 26 февр.; 173 прп. Кассиану Римлянину, 29 февр.; 174 сщмч. Феодоту, еп. Киринейскому, 2 марта; 175 мч. Исихию, 2 марта; 176 прп. Герасиму Иорданскому, 4 марта; 177 Аморийским мученикам, 6 марта; 178 Херсонесским священномученикам Василию, Ефрему, Капитону и др., 7 марта; 179 мч. Кодрату, 10 марта; 180 прп. Венедикту, 14 марта; 181 мч. Агапию, 15 марта; 182 прп. Алексию, человеку Божию, 17 марта; 183 мч. Хрисанфу и мц. Дарии, 19 марта; 184 сщмч. Василию Анкирскому, 22 марта; 185 прмч. Никону, 23 марта; 186 на Собор арх. Гавриила, 26 марта; 187 прп. Илариону Новому, 28 марта; 188 прп. Стефану чудотворцу, 28 марта; 189 сщмч. Марку, еп. Арефуссийскому, 29 марта; 190 мученикам Ионе и Варахисию, 29 марта; 191 сщмч. Ипатию Гангрскому, 31 марта; 192 мученикам Клавдию, Диодору и др., 5 апр.; 193 мч. Каллиопию, 7 апр.; 194 апостолам Иродиону, Агаву и др., 8 апр.; 195 мч. Евпсихию, 9 апр.; 196 мученикам Терентию, Помпию и др., 10 апр.; 197 сщмч. Антипе, еп. Пергамскому, 11 апр.; 198 свт. Мартину, папе Римскому, 14 апр.; 199 мч. Крискенту, 15 апр.; 200 мученицам Агапии, Ирине и Хионии, 16 апр.; 201 сщмч. Симеону, еп. Персидскому, 17 апр.; 202 прп. Акакию, еп. Мелитинскому, 17 апр.; 203 прп. Феодору Трихине, 20 апр.; 204 мч. Феодору Пергийскому, 21 апр.; 205 сщмч. Ианнуарию, 21 апр.; 206 прп. Феодору Сикеоту, 22 апр.; 207 прп. Елисавете чудотворице, 24 апр.; 208 сщмч. Василию, еп. Амасийскому, 26 апр.; 209 ап. и сщмч. Симеону, сроднику Господню, 27 апр.; 210 мученикам Даде, Максиму и Квинтилиану, 28 апр.; 211 апостолам от 70 Иасону, Сосипатру и др., 28 апр.; 212 9 Кизическим мученикам, 29 апр.; 213 прп. |
зап. 27 февр.) в одних источниках указана Фессалоника, а в других - Рим. Ингениан, Сатурнин, Парфен, Дионисий, Панфер и Александр (пам. зап. 1 апр.) названы в италийской редакции Мартиролога блж. Иеронима (1-я пол. V в.) фессалоникийскими мучениками, но И. Делеэ считает, что указание «в Фессалонике» относится к мученицам Агапии, Хионии и Ирине, также отмеченным под этой датой. Сирийский Мартиролог 411 г. упоминает Фронтона и 3 др. христиан, принявших вместе с ним мученическую кончину в Фессалонике, по-видимому, в нач. IV в. В груз. календаре под 2 июля содержится память 36 егип. мучеников, пострадавших в Фессалонике в 305-311 гг. при Галерии. Из них по именам названы только Павел, Вил, Теон (Феон) и Герон (Ирон). В Житии этих мучеников упоминается пострадавший незадолго до них в Фессалонике старец Анфим ( (2 // 1993. 746. 15-27). Македония в ранневизантийский период (IV - сер. VI в.) Ротонда св. Георгия в Фессалонике. IV–V вв.. Ротонда св. Георгия в Фессалонике. IV–V вв.. На I Вселенском Соборе (325) присутствовали епископы Фессалоникийский и Стобыйский, но это не значит, что не существовало других епископий, напр., были известны Амфипольская, Филиппийская, Эдесская и Пелльская ( 1980. 39). При имп. Константине Великом существовала и кафедра в г. Аретуса на п-ове Халкидики (SynCP. Col. 565-567). Занимавший ее сщмч. Марк пострадал за Христа в правление имп. Юлиана Отступника (361-363). Значительно большее число македон. епископий было представлено на Сардикийском Соборе (343), известно об участии епископов Фессалоники, Филипп, Диоклетианополя (ныне Аргос-Орестико), Гераклеи Линкестидской, или Гераклеи Линкской близ оз. Микри-Преспа, Партикополя (ныне Сандански, Болгария), Диона, Берои, Паллены, или Пеллы, Лихнида ( Mansi. |
Я думаю: «Господи, кто же смог их пропустить в больницу? Уже поздно, ночь, больные спят…» Они-то спят-храпят, а у меня такие мучения!.. Неделю никто не видел, чтобы я улыбнулся. А монахини-то входят в палату и начинают бродить между койками. Я потом понял: у какой койки они останавливались, те больные вскоре поправились, а мимо каких прошли мимо, те умерли. Подходят к моей кровати, и тут начинается у них как бы консилиум, точно у докторов. Одна говорит: «Этого больного надо ослабить». Я услышал это и сразу начал молиться: «Ослаби, остави, прости мне согрешения моя вольныя и невольныя». Другая говорит: «Его надо отпустить». И только я мог спросить: «Кто же это мне такую радость принёс?» — она отвечает: «Ирина». И потихоньку поворотились к двери и ушли. И с этого момента стало мне легче, легче… А потом — раз! — и камень выскочил. — Так это святые женщины были? — Наверное. Я с тех пор всегда молюсь сёстрам — святым мученицам Ирине, Агапии и Хионии. У них такая благодать: от мочекаменной болезни людям помогать. У меня и бабушку звали Хионией. — Вы знаете, батюшка, я не пью уже более 30 лет и даже думать об этом забыл. Но вдруг каждую ночь мне стало сниться, будто я выпиваю. Бесовские штучки? — Бывает, что и бесы пакостят, бывает и другое… Отец Иоанн Кронштадтский уж какой был святой, а он жаловался на дурные сны: мол, видит венчание каких-то старых, беззубых… Такому-то праведнику — и то кошмары посылались! Почему Господь и учит, как пагубно верить снам! Сон пришёл и ушёл, а ты помолился, встал и работай. — Так ведь каждую ночь, батюшка! — Ну и ничего! А ты опять помолись. |
Феодора Сикеота; 23 св. великомуч. Георгия; 24 св. муч. Саввы; 25 св. еванг. Марка; 26 св. Василия; 27 св. Симеона; 28 св. ап. Иасона и дружины; 29 мучч. в Кизике и пр. Мемнона; 30 св. ап. Иакова Зеведеева (во всех минеях). Из славянских миней наиболее отличается особенностями минея софийской библиотеки 199, XII в., за месяц апрель, начинающаяся за утратою листов с 12 числа: 12 пр. Василию парийскому (мин. феоктистова, мин. иерус. и студийский пролог), 13 муч. Артемону (мин. феокт., мин. иерус., мстиславово евангелие), 14 свв. ап. Аристарху, Пуду и Трофиму (минеи студийск.), 15 муч. Крискенту (греч. печатн. минеи, мстислав. еванг.), 16 Агапии, Хионии и Ирине (все), 17 св. Симеону персидскому (мин. феокт., мин. иерус.), 18 свв. мучч. Ианову и Азе (мин. порфир.), 19 муч. Пафнутию (греч. печ. мин.), 20 св. Феодору Трихине (все), 21 пр. Тимофею (особенность — вместо 21 февр.), 22 пр. Феодору Сикеоту (все), 23 великомуч. Георгию (все), 24 св. Савве стратилату (все), 25 ап. и ев. Марку (все), 26 св. Василию амасийскому (все), 27 св. Симеону, еп. иерусалимскому (все), 28 св. ап. Иасону (все), 29 пр. Зосиме (особенность, есть только в минеях криптоферратских, но 27 апр.), 30 св. ап. Иакову (все). Хотя многое в сей минее объясняется из разных студийских памятников, но по самой разнородности ее состава можно думать, что это минея достудийского периода. II. Другие богослужебные книги в отношении к агиологии. Кондакари и стихари Известные нам славянские кондакари и стихирари особенного значения для агиологии не имеют ибо древнейшие из них относятся к XII-XIII векам и содержат кондаки и стихиры тем святым, коим уже есть службы в минеях XI-XII века. Достоин внимания греческий кондакарь синодальной библиотеки относимый Маттеем к XII в., а преосв. Саввою к XII- XIII в. 437). В нем позднейший по времени святой есть Мефодий, патриарх константинопольский 846 (14 июня), но 8 ноября на архистратига Михаила есть самогласен Кукузеля: архистратиже Божий, служителю Божественные славы, ангелов начальниче.... (у нас 6 сент. кондак). Без сомнения, это творение знаменитого певца Иоанна Кукузеля. Святогорец в письмах своих относит Иоанна Кукузеля к XII веку, а преосв. Филарет черниговский к ХИП в. |
6 мая 1910 г. Четверг жен мироносиц. 3 мая, в понедельник вечером, Батюшка оставил меня у себя. Хотели пройтись по Скиту, но этому помешал дождь. Тогда после вечерних молитв мы ушли в дальнюю моленную и побеседовали. Между прочим, Батюшка сказал, что, когда он был послушником, всеми гонимым и презираемым, настроение его было более радостное и светлое, чем теперь… Говорил Батюшка, что происходит это от того, что тогда душа его питалась чтением Евангелия, Псалтири и святоотеческих книг, а теперь нет у Батюшки этой возможности. Теперь приходится Батюшке читать иные душ человеческих. Затем Батюшка говорил мне: — Не слушайте врага, внушающего вам, что впереди то время, когда вы по–настоящему займетесь чтением. Не слушайте обманывает. Для вас теперь–то и идет самое время. 13 мая 1910 г. Четверг. Между прочим, Батюшка сказал мне так: — Пока я жив, будемте жить вместе, а когда я умру, я передам вас Самому Господу для руководства… 9 мая я закончил читать преп. Марка Подвижника. 10 мая Батюшка спросил меня: — Когда вас постригали в рясофор? – 16 апреля. — Каких святых? — Святых мучениц Ирины, Хионии и Агапии. — Что значат эти Я посмотрел: любовь, мир, Ну продолжил это значит, что вы должны иметь, по слову Апостола, мир и святыню со всеми. Кроме сих добродетелей: мира и любви нельзя очиститься от страстей, то есть убелиться. А Хиония значит снежная. Вот и надо вам очистить свою душу, чтобы она была белоснежная, как сказано в псалме:«паче снега убелюся»(Пс. 50, 9). А дальше что сказано?«Слуху моему даси радость и веселие». Это есть предвкушение блаженства по мере очищения, а потом уж и»возрадуются кости смиренные». |
|