001     002    003    004    005    006    007    008    009    010
КРАТИМАТАРИЙ расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома Православной энциклопедии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КРАТИМАТАРИЙ предыдущая статья следующая статья печать библиотека Т. 38 , С. 484 опубликовано: 25 ноября 2019г. КРАТИМАТАРИЙ [Греч. греч. певч. сборник, содержащий кратимы (2). Чаще всего К. включался в качестве раздела в певч. рукописи др. типа, напр. в Калофонический Стихирарь (др. название - Матиматарий ), Икиматарий (содержащий гл. обр. Акафист ) или сборник типа Аколуфии , называемый также Пападики или Анфология ; в XVI в. К. встречается и в качестве отдельной певч. рукописи. Лит.: 113-117. К. Трёльсгор Рубрики: Церковное пение Ключевые слова: Церковное пение византийское Кратима, византийский музыкальный термин Кратиматарий, греческий певческий сборник, содержащий кратимы См.также: КРАТИМА визант. муз. термин. АГАЛЛИАН МАНУИЛ византийский мелург 1-й пол. XIV в. АГАПИЙ ПАЛИЕРМ 1815), (Хиосский), греч. мелург АЛЛАГМА термин византийского музыкального творчества АМБЕЛОКИПИОТ (не позднее XIV в.), визант. свящ. и мелург АФОН крупнейшее в мире средоточие православного монашества Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям 1998 - 2020 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/2458987.html

ГАВАЛА МАНУИЛ расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома Православной энциклопедии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВАЛА МАНУИЛ предыдущая статья следующая статья печать библиотека Т. 10 , С. 185 опубликовано: 20 сентября 2010г. ГАВАЛА МАНУИЛ - см. Матфей , митр. Эфесский. Рубрики: Константинопольская Православная Церковь Ключевые слова: Митрополиты Константинопольской Православной Церкви Гавала Мануил - см. Матфей, митрополит Эфесский См.также: АВЕРКИЙ 1878), бывший митр. Врачанский Константинопольского Патриархата, переводчик духовной литературы с греческого и сербско-хорватского языков АВКСЕНТИЙ (1798–1865), митр. Велесский Константинопольского Патриархата АВКСЕНТИЙ III митр. Герцеговинский - см. Авксентий, митр. Велесский АГАЛЛИАН ФЕОДОР см. Феофан, митр. Мидийский Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям 1998 - 2020 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/161217.html

АВАСИОТ расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома Православной энциклопедии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВАСИОТ предыдущая статья следующая статья печать библиотека Т. 1 , С. 77 опубликовано: 22 октября 2007г. АВАСИОТ [Васиот; греч. Николай, визант. мелург нач. XIV в. Муз. кодекс афонского мон-ря вмч. Пантелеимона 938 (кон. XV - нач. XVI в.) на листе 125 содержит его имя - Николай. Свидетельства рукописей (напр., Матиматарий - Athen. Cpolit. Metoch. S. Sep. Gr. 727. Fol. 94v) о том, что св. Иоанн Кукузель (ок. 1270 - ок. 1340) «разукрасил» сочинение А.- самогласен 2-го плагального (6-го) гласа « - Стихира на «Господи воззвах» праздника Рождества Богородицы 8 сент.), определенно относят жизнь и творчество А. к нач. XIV в. Известна также его стихира, содержащая кратиму (мелодию, распеваемую на слоги «терирем» - Лит.: 19943. 76, 167. 3.) Г. Статис Рубрики: История музыки История музыки. Византийская и поствизантийская традиция История музыки. Византийская и поствизантийская традиция. Персоналии Церковное пение Ключевые слова: Мелурги византийские Авасиот Николай (нач. XIV в.), византийский мелург См.также: АГАЛЛИАН МАНУИЛ византийский мелург 1-й пол. XIV в. АГАФОН КОРОНИС визант. мелург 1-й пол. XIV в. АМБЕЛОКИПИОТ (не позднее XIV в.), визант. свящ. и мелург АНАНЕОТ (Анеот) Михаил (2-я пол.- кон. XIII в.), доместик, визант. мелург Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям 1998 - 2020 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://www.pravenc.ru/text/print/62554.html

в 1394 г. Местом его рождения был К-поль, а полученным при крещением именем - Мануил. Возможно, он был так назван в честь деда, поскольку известно о к-польском живописце Мануиле Евгенике, который в кон. XIV в. расписывал церковь в Грузии и имел сына по имени Георгий, в 1400 г. унаследовавшего от отца дом. Георгий Евгеник, отец М. Е., руководил школой, был диаконом и «сакеллиу» храма Св. Софии. Мать Мануила, Мария,- дочь врача по имени Лука. Младшим братом Мануила был Иоанн Евгеник. Ввиду составленного М. Е. описания Трапезунда высказывалось мнение о его происхождении из этого города; в частности, так полагали К. Крумбахер и Д. Никол ( Krumbacher. Geschichte. 1897. Bd. 2. S. 174; Nicol D. The Last Centuries of Byzantium, 1261-1453. Camb., 1993. P. 406). Также было высказано предположение о происхождении семьи Евгеников с о-ва Имброс; в пользу этой идеи приводилось принадлежащее М. Е. описание Имброса. Эти представления о провинциальном происхождении М. Е. были подвергнуты критике О. Лампсидисом и Н. Икономидисом ( // 1955. 20. 6-7; 1955. 268). Образование Мануил Евгеник начал у своего отца. Лишившись его на 13-м году жизни, Мануил продолжил образование под рук. Иоанна Хортазмена и Георгия Гемиста Плифона. Поскольку в рукописи gr. 16 сохранились 3 записанные лично М. Е. эпитафии Иосифу Вриеннию и в заглавии одной из них последний назван «учителем», не приходится сомневаться, что Мануил учился и у Вриенния. После завершения образования Мануил взял на себя руководство школой, к-рую ранее возглавлял его отец. Его учениками были Георгий Схоларий, Феодор Агаллиан (буд. митр. Мидийский Феофан) и младший брат Мануила Иоанн Евгеник. Тогда же он входит в круг приближенных имп.

http://pravenc.ru/text/2562254.html

Впосл. мон-рь пришел в упадок, существовал только собор Успения Пресв. Богородицы с огородами вокруг него, впоследствии и он был заброшен. В письме Эфесского митр. Даниила (1487) говорится, что в 1470 г. вдова эконома Мифимнской митрополии Папаксена купила у османских властей участок с расположенным на нем собором. Ок. 1472 г. она получила от К-польского патриарха Симеона право назначать иерея для служения в принадлежавшем ей храме. От вдовы Папаксена этот участок унаследовали дед прп. Игнатия Агаллиана, «великий иерей» Георгий, а затем отец святого - иерей Мануил Агаллиан. Его сын, в миру Иоанн, тоже стал иереем, но во время эпидемии его супруга и дети умерли, кроме старшего - мон. Мефодия. Иоанн принял монашество с именем Игнатий. В 1523 г. он начал восстановление М., в 1527 г. Мануил Агаллиан переписал участок с этим монастырем в собственность сына. В 1530 г. монастырь получил статус ставропигиального от К-польского патриарха Иеремии I и именовался ставропигиальным и патриаршим в сигиллиях К-польских патриархов 1540, 1546, 1585 гг. Это противоречит сведениям, известным из письма митр. Даниила Эфесского (1487), но, видимо, в какой-то момент М. утратил этот статус. В 1536 г. монастырь был расширен и отремонтирован, в 1537 г.- обнесен стенами. В «Завещании» прп. Игнатия Агаллиана (1530) сохранились имена первых насельниц: кафигумения Макария, Афанасия Родитисса, Дометиана Родитисса, Марфа, Евгения, Мария Политисса, др. Афанасия. При мон-ре были основаны школа ткачества и золотого шитья для девушек из Каллони, а также тайная жен. школа. В том же завещании прп. Игнатий утвердил киновиальный устав монастыря, возложил управление на игумена мон-ря Лимонос , а также ввел запрет на вход мужчин, за исключением престарелого иеромонаха для совершения службы.

http://pravenc.ru/text/2563352.html

На время отсутствия своего император Мануил вызвал своего племянника (сына лишенного трона брата его Андроника), которому и передал временное управление государством, а сам в начале 1399 г. отправился на Запад. Маршал Бусико, долженствовавший сопровождать императора, обезпечил город своим гарнизоном, а венецианцы и генуэзцы обещались содержать в водах Босфора 8 хорошо вооруженных галер. Императору Мануилу было ясно, что с турками он не сможет заключить прочного мира. Для Баязида, не обладавшего никакой культурой фанатика, не было ничего священного: едиственной его целью было уничтожить Византию. Император Мануил делал попытки создать добрые отношения с турецкими властями; в добром настроении, Баязид требовал, чтобы Мануил участвовал с ним в попойках, принимавших самый отвратительный характер (о чем горько жаловался император Мануил в одном письме к другу); но когда был в дурном настроении, легко мог убить Мануила. Однажды он отдал приказ казнить всех Палеологов, которых держал в руках, и только сын Хаиррадана-Паши, того самого, который в течение четырех лет осаждал Солунь, задержал исполнение приказа: гнев султана сменился на милость, и он разрешил императору Мануилу вернуться в Константинополь. Совершенно отчаявшись создать добрые отношения с Востоком, император Мануил и обратился к Западу с целью создания единого христианского фронта против турок. Разскажем несколько подробнее о путешествии императора Мануила в Западные страны. Эта страница в истории жизни сего достойного царя представляется более отрадной, чем прочия. Император Мануил прежде всего прибыл в Венецию, где ему была устроена торжественная встреча. Дож, на украшенной золотой скульптурой галере, в сопровождении иных галер, вышел на встречу императорской галере (обычно это делалось раз в год, в день празднования обновления «брачных уз» Венеции с Адриатическим морем).

https://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogodin/iz-pis...

Сама судьба помогла Византии. В то время как император Мануил находился во Франции, до него дошла весть, что непобедимый Баязид на голову разбит монголами, под водительством Тамерлана. В страшной битве под Ангарой сам Баязид попал в плен и погиб. Между сыновьями Баязида началась междоусобная страшная борьба за престол. Император Мануил поспешил в Константинополь. Он заключил союз с Тамерланом, обещав ему известный флот, которым монголы не обладали. Впоследствии, однако, направил он свою политику на сближение с Турцией. Мухаммед, старший сын Баязида, имел права на престол; в борьбе с братом своим Мусой он часто терпел поражения и тогда спасался в Константинополь, который теперь укрепился. Император. Мануил считал своим долгом быть честным и с неприятелем; кроме того, он не отождествлял Баязида с турецким народом. Имея частые сношения с турками, он встречал честных и порядочных людей, не разделявших варварство Баязида. Император Мануил оказал сыну своего заклятого врага всякое содействие и защиту. И когда Мухаммед занял турецкий престол, то в ответ да приветствие со стороны византийского посла, сказал, что считает императора Мануила своим отцем. Он заключил союз с Византией и дал ей большия концессии. Во время спокойного царствования Мухаммеда I (от 1413 г. до 1421 г.), император Мануил, уже насыщенный годами и утомившись от тяжкой и бурной жизни, которая ему выпала, ушел на покой. Как говорит греческий современный историк, «состаревшись, он пребывал в чтении священных книг» 33 . Бразды правления он отдал сыну Иоанну. Тот совершил страшную ошибку, чуть было не погубившую Константинополь. После смерти Мухаммеда I, законным наследником являлся Мурат II; совершенно опрометчиво (так же опрометчиво, как потом он устремился на заключение Флорентийской Унии) Иоанн решил поддерживать его соперника, брата Мустафу, который не имел никаких прав на престол.

https://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogodin/iz-pis...

Печальная катастрофа, постигшая раздельно идущее и поэтому раздельно попадающее под удары иконийских сельджуков крестоносное войско, и неудачная экспедиция последнего против Дамаска не относятся к предмету нашего изложения. Император Мануил мог рассматривать, как выигрыш, заключённый в 1149 г. в Солуни союз с германским императором против норманнов. Жалкие франкские князья в Сирии, покинутые Западом, были вынуждены серьёзно считаться с Мануилом, как только его перестали беспокоить норманны. Правда, с Балдуином III Иерусалимским у Мануила существовало сердечное согласие. Но он должен был ещё раз навести походом 1159 года страшную грозу на всё время дурно управляемое Антиохийское государство, где с 1153 г. правил грубый и беспутный Раймунд Шатильонский. Этот последний, а также и его армянские союзники были вновь приведены в ленную зависимость от греков. После смерти императрицы Ирины (Берты Зульцбахской) Мануил женился в 1161 г. на славившейся своей красотой принцессе Марии Антиохийской. С Нур-ад-дином, самым могущественным монархом Передней Азии, он заключил выгодный для палестинских христиан мир. И с преемником Балдуина III, королём Амальрихом Иерусалимским, Мануил находился в превосходных отношениях. В 1169 г. греческий флот в 200 судов поддержал неудачную экспедицию Амальриха против Дамиетты. Положение на севере стало менее опасным с тех пор, как дикие варварские орды были частью истреблены, частью укрощены. С мадьярами дело дошло до конфликта, так как они поддерживали стремления к эмансипации со стороны скорее, правда, фиктивных, чем действительных подданных империи в Сербии и Боснии. Греки отняли важный Зевгмин и, в общем, вели с честью войну 1152–1154 гг. В 1162 г. Мануил вмешался в непрестанные династические споры Арпадидов в пользу принцев, родственных ему по жене.

https://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Beneshevich/oc...

Третьих заставили выкупать самих себя и свою собственность. До сегодняшнего дня Кипр до конца не восстановился от разорения, учиненного французами и их армянскими союзниками... Этого преступления Империя оставить безнаказанным не могла. Мануил с огромной армией выступил в поход. Союзник Рейнальда, армянский князь Торос, был разбит и бежал в горы. Сам Рейнальд понял, что его единственный шанс на спасение - это полная покорность: он явился в имперский лагерь в рубище, босой, с веревкой на шее и головой, посыпанной пеплом. Несколько часов лежа в пыли перед походным имперским троном, он просил прощения. Наконец император «заметил» его и, после весьма неприятного разговора, простил. Условия были такими: цитадель должна предоставляться имперским войскам по первому требованию, франки направляли корпус в имперскую армию, и латинский патриарх должен быть заменен на греческого. Многие, в том числе и король Иерусалимский Балдуин IV, считали, что император должен как минимум лишить Рейнальда трона, но тот, очевидно, решил, что ему выгоднее иметь униженного и раздавленного Рейнальда в качестве своего вассала, чем срочно искать ему замену. К тому же Мануил любил делать красивые и великодушные жесты. Однако вскоре Рейнальд Шатильонский был все же наказан за свое злодейство: в 1160 г. он был захвачен мусульманами в плен. Это было громадным облегчением для всех, его возвращения не требовал никто, и он оставался в мусульманском плену долгих 16 лет. По завершении переговоров Мануил въехал в Антиохию: Рейнальд держал его стремя, король Иерусалимский, безоружный и с непокрытой головой, ехал за ним. Прибытие императора было отмечено грандиозными празднествами. Мануил лично принимал участие в турнирах, где был заслуженно признан сильнейшим рыцарем.

http://sedmitza.ru/lib/text/434805/

Делал все усилия, чтобы получить помощь от Венеции и папы Урбана VI, но помощь они не могли или не хотели дать. Наконец, не поддерживаемый гражданами, которых весьма винил митрополит Фессалоникский Исидор Глабас за их нелояльность к императору, он решил тайно оставить Фессалоники, которые затем были сданы городскими властями турецкому военнокомандованию. Очень скоро, впрочем, турецкия власти вернули его византийскому царю, тому же Мануилу, так что потеря города носила только временный характер 28 . Только в 1393 г. император Мануил стал общепризнанным византийским царем. Гражданская война прекратилась: это должно приписать доброму сердцу и уму императора Мануила, сумевшего привлечь к себе и обласкать своего племянника. 43 года было тогда императору Мануилу. Султан Баязид потребовал, чтобы Мануил сдал ему Константинополь и, получив отказ, осадил город. Мануил обратился к венгерскому королю и к французскому королю, которые откликнулись. Большое полчище крестоносцев двинулось в направлении Константинополя. Но у Никополя в 1396 г. турки нанесли страшное поражение христиан, от которого они уже не оправились. 10,000 пленных были перерезаны турками. Но и турки потеряли много в этом бою. Посланый французским королем Карлом VI отряд всадников в 2.000 человек под водительством маршала Бусико (Boucicaut) весьма помог Константинополю. Талантливый французский генерал повсеместно разбивал небольшия группы турецких войск и тем самым разбил оковы осады города. Как предполагает Mgr. Jugie, император Мануил по настоянию маршала Бусико решил воспользоваться временным затишьем, чтобы отправиться к Западным монархам и, особенно, к французскому королю, для того, чтобы убедить Запад сплотиться во-едино против общего страшного врага. Победа маршала Бусико не давала ему иллюзий: это были эфемерные успехи перед лицем огромных военных резервов турок 29 . Маршал тоже считал, что императору необходимо поднять весь христианский мир в виде Крестового Похода и настаивал, чтобы император лично отправился на Запад.

https://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogodin/iz-pis...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010