Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГАВВА ИСМАИЛЬТЯНИН предыдущая статья Т. 1 , С. 211 опубликовано: 13 ноября 2007г. АГАВВА ИСМАИЛЬТЯНИН [Авва; греч. , прп. сер. V в.; пам. 22 нояб.). Рассказ о нем сохранился в «Истории боголюбцев» блж. Феодорита Кирского . А., по национальности араб, был учеником известного сир. подвижника прп. Марозаса , а затем вместе со своим учителем перешел под начало прп. Евсевия на г. Корифу к востоку от Антиохии. Там он подвизался более 38 лет, в конце жизни став настоятелем мон-ря. Проводя почти все время в молитве и лишь изредка присаживаясь отдохнуть, преподобный никогда не ложился на постель и не пил воды, довольствовался скудной полужидкой пищей, носил тяжелые вериги и не надевал обуви, в холод прячась в тени, а в жару подставляя себя палящим лучам солнца. Ко времени написания «Истории боголюбцев» (ок. 444) А. был глубоким старцем. Ист.: Феодорит. История боголюбцев, IV 12; ЖСв. Нояб. С. 619. М. В. Б. Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АВРААМИЙ ЗАТВОРНИК (не ранее 2-й трети XIII - нач. XIV в.), прп., Киево-Печерский (пам. 29 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) |
АГАВВА . Возможно, вариант имени Агав. 5 декабря (22 ноября) – преподобный Агавва, исмаильтянин. АГАПИЙ, АГАПЕЙ, АГАП . Любовь, любимый (греч.), ср. ж. имя Любовь. 24 (11) января – преподобный Агапий. архимандрит. 6 февраля (24 января) – мученик Агапий. Сицилийский. 14 (1) марта – мученик Агапий и преподобный Агапий Ватопедский, Афонский. 28 (15) марта – мученик Агапий. 1 июня (19 мая) – преподобный Агапий. 4 августа (22 июля), 1 сентября, (19 августа), 3 сентября (21 августа), 3 октября (20 сентября), 16 (3) ноября и 5 декабря (22 ноября) – мученик Агапий. АГАПИОН . Вариант имени Агапий. 5 декабря (22 ноября) – мученик Агапион. АГАПИТ . Вариант имени Агапий. 3 марта (18 февраля) – святитель Агапит исповедник, епископ Синадский. 30 (17) апреля – святитель Агапит, папа Римский. 3 июня (21 мая) – преподобномученик Агапит Макрушонский (Рус.). 14 (1) июня – преподобный Агапит Печерский, врач безмездный (Рус.). 23 (10) августа – мученик Агапит, диакон. 11 октября (28 сентября) – преподобный Агапит Печерский, врач безмездный (Рус.). АГАФАНГЕЛ, АГАФАНГЕЛ, АГАФАГГЕЛ . Благовестный (греч.). 5 февраля (23 января) – мученик Агафенгел. 2 мая (19 апреля) – преподобный Агафенгел Есфигменский. 18 (5) ноября – мученик Агафенгел. АГАФОДОР . Благой дар (греч.). 15 (2) февраля – мученик Агафодор. 20 (7) марта – священномученик Агафодор, епископ Херсонесский. 26 (13) октября – мученик Агафодор. АГАФОН, АГАПОН, ГАПОН . Благой, добрый (греч.). 4 февраля (22 января) – праведный Агафон. 5 марта (20 февраля) – святитель Агафон, папа Римский и преподобный Агафон Печерский (Рус.). 15 (2) марта – преподобный Агафон Египетский. 8 апреля (26 марта) – мученик Агафон Царевич. 2 сентября (20 августа) – мученик Агафон (Агафос) Филиппопольский. 10 сентября (28 августа) – преподобный Агафон Печерский (Рус.). АГАФОНИК, АГАФОНИК . «Благопобедный» (греч.). 4 сентября (22 августа) – мученик Агафоник. АГАФОПОД . «Доброногий», с добрыми ногами (греч.). 18 (5) апреля – мученик Агафопод, диакон. |
XV в.), прп. (пам. 21 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АВРААМИЙ СМОЛЕНСКИЙ прп. (пам. 21 авг. и в Соборе Смоленских святых) АВРААМИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 21 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АГАВВА ИСМАИЛЬТЯНИН сер. V в.), прп. (пам. 22 нояб.) АГАПИТ прп. (пам. в субботу сырную), наставник прп. Евфросинии Александрийской (пам. 25 сент.) АГАПИТ, ВРАЧ БЕЗМЕЗДНЫЙ (XI в.), прп. (пам. 1 июня; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), монах Киево-Печерского монастыря АГАФОН прп. (пам. 20 февр., 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), чудотворец Киево-Печерский АГАФОН СКИТСКИЙ нач. V в.), прп. Египетский (пам. 2 марта, греч. 8 янв., копт. 11 сент., сир. 12 сент.) АГИОДУЛ (VI в.), настоятель лавры прп. Герасима на Иордане, прп. (пам. в субботу сырную) АДРИАН МОНЗЕНСКИЙ (Амос; ок. сер. XVI в.–1619), прп. (пам. 5 мая, 23 янв. – в Соборе Костромских Святых) АДРИАН СОЛОВЕЦКИЙ (ок. 1632), прп., пустынник (пам. в Соборе Новгородских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) АДРИАН УГЛИЧСКИЙ после 1504), прп. |
Сентябрь 24 Авраамий Палеостровский, прп. Август 21 Авраамий Печенгский, Вологодский, прп. Февраль 4 Авраамий Печерский, затворник Сентябрь 28 (Печер.(Б)) Октябрь 29 Сентябрь 28 Авраамий Печерский, Трудолюбивый Сентябрь 28 (Печер.(Б)) Август 21 Авраамий Смоленский, архимандрит Август 21 Аврамий Аврамий, мч. Октябрь 31 Аврамий Галичский, Чухломской, Городецкий, прп., игумен Июль 20 (ученик прп. Сергия Радонежского) Аврамий Затворник, Хиданский, прп., пресвитер Октябрь 29 Аврамий Ростовский, архимандрит Май 23 (Ростов.) Октябрь 29 Аврикий Аврикий, мч. Февраль 28 Автоном Автоном Италийский, сщмч., епископ Сентябрь 12 Авудим Авудим Тенедосский, мч. Июль 15 Авундий Авундий Интерамский (Италийский) Июль 30 Авундий Римский, мч. Август 13 Авций Авций см.: (Авций) Сицилийский, Римский, мч., царь Июль 6 Агав Агав, сщмч. Январь 4 (70 ап.) Апрель 8 Январь 4 Агавва Агавва Исмаильтянин, Сирийский, прп. Ноябрь 22 Агапий Агапий, мч. Декабрь 3 Агапий, мч. Ноябрь 22 Агапий, мч. Июль 22 Агапий, прп. Май 19 Агапий, мч. Март 1 Агапий, архимандрит Январь 11 Агапий Апамейский, Сирийский Январь 11 Агапий Ватопедский, прп. Март 1 Агапий Газский, Кесарийский (Палестинский), мч. Март 15 Агапий Едесский, мч. Август 21 Агапий Кесарийский (Палестинский), мч. Август 19 Агапий Римский, мч. Сентябрь 20 Агапий Севастийский, мч. Ноябрь 3 Агапий Сицилийский, прмч. Январь 24 Агапион Агапион, мч. Ноябрь 22 Агапит Агапит (Таубе), исповедник, инок Январь 26 (Новомуч.) Июль 5 Агапит I Римский, папа Апрель 17 Агапит Маркушевский, прмч. Май 21 Агапит Печерский Сентябрь 28 (Печер.(Б)) Июнь 1 (врач безмездный) Агапит Римский, сщмч., диакон Август 10 Агапит Синадский (Фригийский), исповедник, епископ Февраль 18 Агарнасе Агарнасе, мч. Февраль 22 Агафангел Агафангел, мч. Ноябрь 5 Агафангел (Преображенский), исп., митрополит, Ярославский Январь 26 (Новомуч.) Октябрь 3 Агафангел Есфигменский, прмч. |
Агавва Исмаильтянин, Сирийский, прп.: Н. 22 Агапий – любовь [греч.] – Ватопедский (Афонский), прп.: Афон. – Газский, Кесарийский (Палестинский), мч.: Мр. 15 – Едесский, мч.: Ав. 21 – Кесарийский (Палестинский), мч.: Ав. 19 – Римский, мч.: С. 20 – Севастийский, мч.: Н. 3 – Сицилийский, прмч.: Ян. 24 Агапит – возлюбленный [греч.] – Маркушевский, прмч.: Волог. – прп. Евфросинии Александрийской, прп.: всех прп. – Печерский, врач безмездный, в Ближних (Антониевых) пещерах: Ин. 1 Печер.; Печер., ближ. – Римский, диакон, сщмч.: Ав. 10 – I Римский, папа: Ап. 17 – Синадский (Фригийский), еп., исп.: Ф. 18 – (Таубе), инок, исп.: Ил. 5 Новомуч. – прп. Саввы Освященного, прп.: всех прп. Агафангел – добрый вестник [греч.] – Есфигменский, прмч.: Афон. – (Преображенский), Ярославский, митрополит, исп.: Окт. 3 Новомуч.; Ростов.; Эст. – Римлянин, мч.: Ян. 23 Агафодор – благой дар [греч.] – Сардийский, мч.: Окт. 13 – Херсонесский, еп., сщмч.: Мр. 7 Крым. Агафон – добрый [греч.] – Печерский, в Дальних (Феодосиевых) пещерах: Ф. 20 Печер.; Печер., дальн. – Римский, папа: Ф. 20 – Скитский (Египетский), пустынник: Мр. 2 Агафоник Никомидийский, Силиврийский, мч.: Ав. 22 – благопобедитель [греч.] Агафопод Солунский (Фессалоникийский), диакон, сщмч.: Ап. 5 – доброногий [греч.] Агафопус Критский, мч.: Д. 23 – доброногий [греч.] Аггей пророк, из 12-ти малых пророков: Д. 16 – торжественный, праздничный [евр.] Аглаий Севастийский, мч.: Мр. 9 – блестящий, блистающий [греч.] Агн Готфский, мч.: Мр. 26 – агнец [лат.] Адавкт – см. Давикт Адам – красный человек, земля (почва) [евр.] – Св. праотец; Св. отец – Синайский, прмч.: Ян. 14 Син. Адриан – из Адрии (италийского города) или на Адриатическом море живущий – Ванейский, Кесарийский (Палестинский), мч.: Ф. 3 – Волоколамский, прп.: Моск. – Коринфский, мч.: Ап. 17 – Монзенский, прп.: Костр. – Никомидийский, мч.: Ав. 26 – Ондрусовский, прмч.: Ав. 26 Карел.; Новг.; Петерб. – Пошехонский, Ярославский, игумен, прмч.: Мр. 5; Н. 19 Ростов. |
Вот ответ врача одной скитской врачебницы: «Некоторый человек, проходя через скит, вошел в находившуюся при этом ските врачебницу Увидев многих больных, лежавших в ней, он подошел к врачу и спросил: «Есть ли растения, исцеляющие от грехов?» – отвечал и я укажу их тебе. Возьми корень послушания, ветвь терпения, цвет чистоты и плод добрых дел, сотри все сие в сосуде смирения, просей сквозь сито здравомыслия, всыпь в котел упования, налей воздыханиями и прибавь несколько слезной воды; потом разведи огонь Божественной любви, покрой котел милостыней и обложи его дровами трудолюбия. Когда приготовленный состав совершенно разварится, тогда охлади его братолюбием и приими лжицею покаяния. По принятии этого врачевства с чистой верой, при помощи воздержания и поста, ты излечишься от всякой греховной болезни и будешь здоров как телом, так и душой» (Христ. Чт., 1815, с. 188). Великий ли грех – призывать Бога в свидетели? Напрасно призывать Бога в свидетели – великий грех, потому что имя Божие есть великое и страшное. В Священном Писании говорится: Не… употребляй имя Бога моего всуе, и Бог поругаем не бывает, и страшно (есть) еже впасти в руце Бога живаго (Притч. 30: 9; Гал. 6: 7; Евр. 10: 31). Вот подобный пример: «Один исмаильтянин, уверовавший в спасительное имя Иисуса Христа, дал себе клятвенный обет – никогда более не употреблять в пищу мясного; верности и неизменности своего обета он призвал Бога. Впоследствии, неизвестно по какому поводу, он дерзнул изменить священному обету своему. Призванный в свидетели Бог восхотел показать славу и величие святого имени Своего и явным знамением вразумить нарушителя обета: Он обратил в камень ту птицу, которую исмаильтянин держал в руках для пищи. Изумленный таким необыкновенным явлением варвар раскаялся в нарушении своего обета и, придя к преподобному Симеону Столпнику, просил святого мужа, чтобы он своими молитвами исходатайствовал у Бога прощение этого греха. Все люди, во множестве стекавшиеся к преподобному Симеону за благословением, видели это чудо, видел и повествует блаженный Феодорит (Воскр. Чтение, 1815, с. 432). |
Он называет мусульманского «пророка» предтечей антихриста, ведущим своих последователей в вечную погибель, и тем, «кто всегда творил беззакония и мыслил противное Богу» – описание вполне в традициях византийских полемистов. О том, что основой этого сочинения послужил реальный диалог, свидетельствует, помимо прочего, наличие слабостей и заминок в защите православным участником христианского учения. Так, отвечая на вопрос «как воплотился Бог?», православный несколько раз повторяет ту мысль, что человеку это не возможно знать, на что мусульманин резонно замечает: «Что ты ходишь вокруг да около? Ты не можешь научить меня своей вере и сам не знаешь, во что веришь». Вряд ли такое стал бы придумывать христианский автор, не имеющий опыта живого диалога с мусульманами и пишущий лишь литературное сочинение в форме диалога. В целом можно согласиться с оценкой Аргириу, что диалог Вриенния представляет «достойное произведение среди богатой и долгой византийской и поствизантийской литературной традиции, посвященной исламу» . Содержание сочинения 1. Мусульманский гость представляется: «Зовут меня Исмаил, родом и религией я исмаильтянин, а по достоинству – таласиман, из Лаодикии следую в Финикию, и желаю беседовать о предметах вашей христианской веры». Иосиф заверяет, что готов ответить на его вопросы. 2. Первый вопрос: с какой целью Христос пришел в мир? Ответ: «Для того, чтобы, начиная от Адама, всякого желающего человека возвести снова в то величайшее достоинство, в какое сам Бог от начала хотел его посвятить», то есть сделать человека нетленным, бессмертным и привести к обожению. 3. Возражение: Бог через пророков вещал человечеству, говоря с ними лицом к лицу, зачем же тогда Ему посылать в мир Своего Сына? Ответ: Не лично, а через ангелов Бог говорил пророкам, и не для всех это было, а лишь для живых, тогда как «Сын Божий пришёл ко всем, желающим веровать в Него, и к живым, и ко всем, кто был во аде». |
20 Ефрему Осий, сын Озазиев: полуплемени Манассиину Иоиль, сын Фадеев: 21 у полуколена Манассии в Галааде - Иддо, сын Захарии; у Вениамина - Иаасиил, сын Авенира; 21 полуплемени Манассиину сущему в земли Галаадстей Иаддай сын Завадиин: сыном Вениаминим Иасиил, сын Авениров: 22 у Дана - Азариил, сын Иерохама. Вот вожди колен Израилевых. 22 Дану Азариил, сын Иорамов. Сии быша началницы племеном Израилевым. 23 Давид не делал счисления тех, которые были от двадцати лет и ниже, потому что Господь сказал, что Он умножит Израиля, как звезды небесные. 23 Не хоте же Давид счести их от двадесятилетнаго и нижае: зане рече Господь умножити Израиля, яко звезды небесныя. 24 Иоав, сын Саруи, начал делать счисление, но не кончил. И был за это гнев Божий на Израиля, и не вошло то счисление в летопись царя Давида. 24 Иоав же сын Саруиев нача сочитати люди, и не соверши: сего ради бысть гнев Божий на Израиля: и не внесеся сочисление в книгу словес царя Давида. 25 Над сокровищами царскими был Азмавеф, сын Адиилов, а над запасами в поле, в городах, и в селах и в башнях - Ионафан, сын Уззии; 25 Над сокровищи же царскими бысть Асмоф сын Одиилев: и над сокровищи, иже на нивах и в селех, и в весех и в столпех, Ионафан сын Озиев: 26 над занимающимися полевыми работами, земледелием - Езрий, сын Хелува; 26 и над земледелатели землю делающими Ездрай сын Хелувов: 27 над виноградниками - Шимей из Рамы, а над запасами вина в виноградниках - Завдий из Шефама; 27 и над селы Семей Армафейский: и над сокровищами виноградными Замвдиа сын Сефамиев: 28 над маслинами и смоковницами в долине - Баал-Ханан Гедеритянин, а над запасами деревянного масла - Иоас; 28 над маслинами же и над черничием, иже бяху на полях, Валанан Гедоритянин: над сокровищи елеа Иоас: 29 над крупным скотом, пасущимся в Шароне - Шитрай Шаронянин, а над скотом в долинах - Шафат, сын Адлая; 29 над скоты же, иже пасяхуся в Сароне, Сатрай Саронитянин: и над волы, иже во юдолех, Софат сын Адаин: 30 над верблюдами - Овил Исмаильтянин; над ослицами - Иехдия Меронифянин; |
Святой Менигн, слыша этот рассказ от воинов, воспылал ревностною любовью ко Христу и вспомнил о небесном голосе, звавшем его на подвиг. Недолго раздумывая, он роздал заказчикам данные ему для мытья одежды, и объявил себя последователем Христовым. Он разорвал указ нечестивого царя Декия, повелевавший предавать мукам и смерти всех христиан, если они после убеждений не отрекутся от Христа. После сего Менигн был схвачен и представлен властям. Судья приговорил отрезать персты его, разодравшие царский указ. Когда отрубили ему пальцы, то из них вытекла не кровь, а молоко. После сего, мученика стали уговаривать принести жертву идолам, чтобы избежать ему дальнейших мук и смерти. Но святой мужественно исповедал Христа. Тогда мучитель приказал без милосердия бить его и мучить. Он был повержен на землю сильными ударами палачей, потом повешен на дереве и строган железом. Однако это не ослабило ревности исповедника Христова. Тогда его сняли с дерева и отсекли главу. В это время из уст святого вылетела к небу чистая горлица. Так, повинуясь небесному призыву, святой Менигн совершил свой подвиг за Христа, и душа его отлетела к небу, чтобы приять от Господа мученический венец. Христиане после кончины святого, тайно ночью, пришли на место его мучений и взяли тело его. А глава его, оставленная на месте, обретена была после одним христианином. Святой мученик явился в видении сему христианину, который после видения нашел главу святого, по указанию яркой звезды, сиявшей над ней. Память преподобного Агаввы Преподобный Агавва был родом измаильтянин. Оставив свое отечество, родителей и богатства, он последовал за одним иноком, от которого принял монашеский образ. Наставник святого Агаввы отправился вместе с ним к великому подвижнику Евсевию: у него святой Агавва научился пребывать долгое время в молитвенном бодрствовании. По смерти блаженного Евсевия, святой Агавва остался в его келлии и там прожил 38 лет. Он никогда не надевал обуви, на чреслах носил тяжелые вериги; пищею ему служило сочиво, разведенное в воде. В продолжение дня и ночи он большее время проводил стоя и на коленах и совершая служебный молитвословия Всевышнему. От сидения он совершенно отказался: его никто и никогда не видал сидящим. Как подвижник, он представлял пример мудролюбия и послушания. Скончав в таких подвигах свое житие, он с миром почил о 1 ]. |
14 Одиннадцатый, для одиннадцатого месяца, Ванея Пирафонянин, из сынов Ефремовых, и в его отделении двадцать четыре тысячи. 15 Двенадцатый, для двенадцатого месяца, Хелдай Нетофафянин, из потомков Гофониила, и в его отделении двадцать четыре тысячи. 16 А над коленами Израилевыми,- у Рувимлян главным начальником был Елиезер, сын Зихри; у Симеона - Сафатия, сын Маахи; 17 у Левия - Хашавия, сын Кемуила; у Аарона - Садок; 18 у Иуды - Елиав, из братьев Давида; у Иссахара - Омри, сын Михаила; 19 у Завулона - Ишмаия, сын Овадии; у Неффалима - Иеримоф, сын Азриила; 20 у сыновей Ефремовых - Осия, сын Азазии; у полуколена Манассиина - Иоиль, сын Федаии; 21 у полуколена Манассии в Галааде - Иддо, сын Захарии; у Вениамина - Иаасиил, сын Авенира; 22 у Дана - Азариил, сын Иерохама. Вот вожди колен Израилевых. 23 Давид не делал счисления тех, которые были от двадцати лет и ниже, потому что Господь сказал, что Он умножит Израиля, как звезды небесные. 24 Иоав, сын Саруи, начал делать счисление, но не кончил. И был за это гнев Божий на Израиля, и не вошло то счисление в летопись царя Давида. 25 Над сокровищами царскими был Азмавеф, сын Адиилов, а над запасами в поле, в городах, и в селах и в башнях - Ионафан, сын Уззии; 26 над занимающимися полевыми работами, земледелием - Езрий, сын Хелува; 27 над виноградниками - Шимей из Рамы, а над запасами вина в виноградниках - Завдий из Шефама; 28 над маслинами и смоковницами в долине - Баал-Ханан Гедеритянин, а над запасами деревянного масла - Иоас; 29 над крупным скотом, пасущимся в Шароне - Шитрай Шаронянин, а над скотом в долинах - Шафат, сын Адлая; 30 над верблюдами - Овил Исмаильтянин; над ослицами - Иехдия Меронифянин; 31 над мелким скотом - Иазиз Агаритянин. Все эти были начальниками над имением, которое было у царя Давида. 32 Ионафан, дядя Давидов, был советником, человек умный и писец; Иехиил, сын Хахмониев, был при сыновьях царя; 33 Ахитофел был советником царя; Хусий Архитянин - другом царя; 34 после же Ахитофела Иодай, сын Ванеи, и Авиафар, а Иоав был военачальником у царя. |
|