собора, то тут г. Грибовский совсем попал, что называется, впросак. Сам он по обыкновению источников не читал, а рассказывает дело по книге Гаске, который по своему бесцеремонному обращению с источниками и фактами очень напоминает нашего автора. Гаске читал акты 4-го собора очень плохо и потому вычитал то, чего в них нет. Маркиан присутствовал на 6-м заседании собора. На этом заседании не было никаких прений и быть не могло, потому что определение собора было составлено и принято епископами на 5-м заседании. Отсюда императору даже не было нужды брать на себя председательство, предоставлять слово ораторам и лишать их такового. Дело было гораздо проще. Узнав, что определение составлено, Маркиан явился на собор и держал речь. Члены собора отвечали на неё приветственными кликами. Затем первый нотарий собора предложил императору выслушать определение. После прочтения Маркиан спросил: «по согласию ли всех святейших епископов провозглашено прочитанное определение?» Все воскликнули; «все так веруем» и Император возблагодарил Спасителя всех и выразил надежду, что «будет дарован нам от Бога в самом скором времени всеобщий мир». Епископы отвечали опять приветствиями. После этого император заявил, что он считает своим долгом охранять определение, наказывать всякого, кто «под предлогом рассуждения о вере публично соберёт толпу и произведёт возмущение», и просил отцов устранить некоторые недостатки в жизни монашества и низших клириков. Эти последние предложения впоследствии были обсуждены собором и составили содержание 3, 4 и 13 его правил. В заключение Маркиан сказал, что он задерживает отцов собора ещё на три-четыре дня, чтобы «дать ход всему, чего они (отцы) хотели 52 . Таков был настоящий, а не сочинённый Гаске и Грибовским, ход 6-го заседания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/o...

Маркиан, опасаясь народного смятения, приказал отвести христиан в темницу. Там пресв. Антоний крестил воскресшего и дал ему имя Анастасий. Утром Маркиан велел поместить мучеников в котлы, наполненные смолой и серой, и, не желая видеть гибель сына, удалился, оставив наместника для приведения в исполнение имп. приказа. Дрова, к-рыми были доверху обложены котлы, сгорели, но святые остались невредимыми. Народ и Маркиан, которому донесли о происшедшем, были поражены случившимся. Святых отвели в темницу, куда пришла навестить К. его мать М. (в древнейших текстах - Маркионилла: Halkin. 1980. P. 293; ActaSS. 1643. Ian. T. 1. P. 586). Она уверовала во Христа и была крещена пресв. Антонием. Маркиан, узнав об этом, заключил и ее в темницу. Он повелел казнить 20 воинов и 7 братьев царского рода, а И., К., пресв. Антония, Анастасия и М. решил судить позже. В день суда святые сообщили, что готовы поклониться идолам. Когда шествие приблизилось к храму Зевса, И. обратился с молитвой к Богу, и здание рухнуло, задавив тысячу жрецов и множество язычников. Мучеников снова отвели в темницу; во время молитвы им явился в сиянии сонм святых, среди к-рых были 20 воинов, 7 братьев и В. со св. девами, возвестившая И. о предстоящем мученическом подвиге. Перед казнью Маркиан велел пытать узников. Сначала им обернули пальцы на руках и ногах папирусом, смоченным в масле, и зажгли его. Но папирус сгорел, не причинив мученикам вреда. Затем у И. и К. содрали кожу с головы, а Антонию и Анастасию выкололи глаза. Когда палачи начали пытать М., то ослепли. После этого святых бросили на съедение зверям, но те не тронули их. Тогда Маркиан приказал усечь их мечом вместе с осужденными на смерть преступниками. Это произошло прежде 10-х календ июля, т. е. 21 июня ( Halkin. 1980. P. 295), согласно лат. Мученичеству - в 5-е иды янв., т. е. 9 янв. (ActaSS. 1643. Ian. T. 1. P. 587). Сразу после казни началось землетрясение, разрушившее треть городских зданий, причем не уцелело ни одно место, где стоял к.-н. идол. Землетрясение сопровождалось молниями, громом и градом, от к-рого погибло немало язычников. Вскоре Маркиан заболел и умер в муках, съедаемый червями.

http://pravenc.ru/text/1237829.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРИНЕЙ И АВУНДИЙ [Абундий; лат. Irenaeus, Abundius] (III в.?), мученики (пам. 13 авг.; пам. зап. 26 авг.). По преданию, пострадали в Риме при имп. Деции (249-251) или имп. Валериане (253-260). Наиболее ранние сведения об И. и А. содержатся в Мученичестве Полихрония (BHL, N 4753, 3961), вероятно созданном в Риме на рубеже V и VI вв. Мученичество является сложным по структуре произведением, составленным из неск. первоначально не связанных между собой повествований о различных мучениках. И. Делеэ рассматривал Мученичество Полихрония как лит. произведение, автор к-рого пытался описать гонения имп. Валериана, однако не располагал достаточными историческими сведениями. Об И. и А. упоминается в повествовании о гибели Римского еп. (папы) Сикста II (257-258), диак. сщмч. Лаврентия и мч. Ипполита . Начальник стражи Ипполит был обращен в христианство диак. Лаврентием и, после того как диакон принял мученическую смерть, похоронил его тело. За это Ипполит был схвачен вместе со всеми домочадцами и впосл. казнен, его кормилица Конкордия умерла под пытками. Тело мц. Конкордии было тайно брошено в тоннель клоаки, поэтому христиане не могли похоронить мученицу. Через некоторое время воин Порфирий рассказал тайному христианину И., работнику канализации, о том, что на теле Конкордии остались драгоценности, которые он хотел получить. И. сообщил об этом пресв. Иустину. Ночью Порфирий и И. спустились в клоаку и обнаружили нетленное тело мученицы; воин, обыскав останки, не нашел драгоценностей и бежал из города. Призвав на помощь А., И. доставил тело Конкордии пресв. Иустину, который похоронил останки мученицы рядом с гробницей мч. Ипполита.

http://pravenc.ru/text/674039.html

Десятый день. Поучение 1-ое. Св. преподобный Маркиан. (Добродетель храмоздания). I. Преподобный Маркиан, прославляемый ныне, был пресвитером и экономом константинопольской церкви. Получив большое наследство после смерти своих родителей, он употребил его на пособие бедным и на обновление и строение храмов Божиих. Он устроил великолепный храм во имя св. мученицы Анастасии. Когда некто из друзей его удивлялся, почему он тратит такие большие суммы на этот храм, святой отвечал: «если бы ты выдавал свою дочь за знатного вельможу, то неужели не наградил бы ее богатым приданым? А я строю церковь невесте Христовой, пролившей за небесного Жениха свою кровь; как же мне жалеть богатства на украшения ея?» Св. Маркиан был так добр что не раз отдавал бедным свою последнюю одежду, оставаясь даже без рубашки. За святую жизнь Бог наградил его даром чудотворения: он молитвою изгонял демонов и исцелял больных. Пред своею смертию св Маркиан начал строить храм во имя св. Ирины, но не успел окончить построения его. Умирая он сказал: «Господи, в руки Твои предаю и душу свою, которую ты дал мне, и церковь (в честь св. Ирины), которую я по Твоей милости созидал». Преподобный скончался во второй половине пятого века, и был погребен в монастыре св. Иоанна Предтечи. Церковь же св. Ирины скоро была достроена усердием Верины, супруги царя Льва, вступившего на престол после царя Маркиана. (Ч.-М.). II. Преподобный Маркиан, которого Сам Бог прославил даром чудотворения за его любовь к созиданию и благоукрашению святых храмов Божиих , научает нас заботиться о святых храмах и содействовать их построению и украшению. В виду сего скажем о добродетели храмоздания. а) Что храмы для нас необходимы, это Бог показал нам в устроении скинии свидения в пустыне, по Его собственному повелению и плану, с самыми подробными наставлениями относительно материалов и их употребления, предписав порядок ее освящения и утвердив в ней на кивоте завета место Своего постоянного присутствия. И опыт показал израильтянам, что доколе скиния и кивот завета были с ними, дотоле с ними был и Бог, и они с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Возвратившись, они сообщили это патриарху. – Не удивляйтесь этому, – сказал патриарх, – Маркиан с юности научился добровольной нищете и смирению, всецело посвятив себя Единому Богу; он на деле исполняет Апостольское слово: имея пищу и одежду, довольствуется сим ( ). Слышавшие это восхвалили Бога, у Которого есть таковые служители Его. За такую добродетельную жизнь Бог дал ему дар чудотворений – изгонять бесов и исцелять больных. Однажды, когда совершался праздник в церкви святой Анастасии, и собралось множество народа, некоторая женщина, будучи беременна, поднялась, по причине тесноты внутри церкви, на церковную кровлю, но случайно упала оттуда на землю и умерла. Святой Маркиан, будучи не в силах видеть, что праздник омрачается рыданиями, поднял вверх свои руки и усердно помолился Богу. И женщина эта внезапно ожила и встала на ноги свои здоровою, жив оказался и носимый ею во чреве плод; народ же дивился этому преславному чуду. Однажды в Константинополе случился великий пожар, и когда огонь уже окружил церковь святой Анастасии, преподобный Маркиан взошел на кровлю храма и, подняв руки к небу, молился. Тотчас огонь обратился назад и удержал свой неукротимый пламень, и молитвами святого, как великими водами, он был совершенно погашен, нисколько не повредив церковного здания. Преподобный Маркиан создал церковь и другой мученице, святой Ирине , на том месте у моря, где был ветхий и уже разрушавшийся храм в честь ее, и обновил другие бывшие там же поблизости храмы святого Феодора и святого Исидора, снабдив их всем потребным. Достигнув глубокой старости, перед своей блаженной кончиной, он ходил ночью по улицам – и где находил лежащего мертвым, омывал его и одевал. При этом он говорил мертвецу: – Встань, брат, поцелуемся! Мертвец, встав по слову святого, целовал его в уста и снова опочивал.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАЛЕНТИН ок. 273), сщмч., еп. Интерамнский (пам. 30 июля, пам. зап. 14 февр.). Пострадал в Риме при имп. Аврелиане . В. жил в итал. обл. Умбрии. Согласно мученическим Актам V-VI вв. (по А. Аморе), обладал даром чудотворений и молитвой исцелял людей от разных болезней. Однажды он вылечил брата трибуна Фронтона, о чем тот рассказал философу Кратону, сын к-рого Херимон в течение 3 лет страдал такой же болезнью. Кратон был язычником, но попросил епископа приехать в Рим и исцелить Херимона. Святой рассказал Кратону о чудесных исцелениях, описанных в Свящ. Писании, и философ уверовал во Христа. В. молился всю ночь, и наутро Кратон нашел сына здоровым. После этого чуда вся семья философа и его ученики Прокул, Ефив и Аполлоний приняли Крещение. Примеру юношей последовали нек-рые их сверстники. Авундий, сын Плацида, префекта Рима, также принял Крещение и открыто исповедал Христа. Тогда Плацид велел схватить В. Его поместили в темницу, беспощадно били и затем отсекли голову. Прокул, Ефив и Аполлоний отнесли его тело в Интерамну (совр. Терни) и с честью погребли на 63-й миле Фламиниевой дороги. Они просветили верой во Христа мн. горожан. Однажды, когда они совершали над могилой мученика бдения, были схвачены язычниками и представлены на суд градоначальника Интерамны Леонтия, который, не сумев склонить их уговорами к отречению от Христа, приказал тайно обезглавить ночью. Авундий похоронил их рядом с гробницей В. Вскоре в Риме мученически пострадал Кратон со своей семьей (в зап. мартирологах их память отмечается на следующий день после памяти В.- 15 февр.). При Римском папе Захарии (741-752) в Интерамне над могилой В. была выстроена базилика в его честь (LP.

http://pravenc.ru/text/153919.html

Подойдя к ложу Маркиана, он нашел зелье и сурово спросил, что это и кто изготовил его. Выслушав ответ Маркиана, он приказал 2 своим воинам, чтобы те нашли врача, ударили его по голове и вылили зелье в рану. Сам же омочил перст в лампаде у иконы М., начертал крест на лбу Маркиана, вышел из церкви, сел на коня и вознесся на небо. Не дожидаясь утра, испуганный Маркиан позвал священника и все ему рассказал. Тот отправился в дом врача, где увидел множество народа и родственников, сокрушавшихся о его внезапной смертельной болезни. Лицо врача почернело, и он кричал, чтобы ему отсекли голову, потому что нет сил терпеть страшную боль. Услышав рассказ священника, врач потребовал отнести его в храм М. Увидев, что толпа несет врача, Маркиан выздоровел и побежал навстречу процессии. Маркиан и священник на руках внесли врача в храм, положили у алтаря и горячо молились о нем. Маркиан омыл икону архистратига и помазал голову лекаря, и он тотчас выздоровел. В Большом имп. дворце также было несколько церквей во имя М.; наиболее известная - ц. Неа-Экклесия (Новая церковь), построенная при имп. Василии I Македонянине (867-886). Арх. Михаил. Мозаика Палатинской капеллы в Палермо. Ок. 1143–1146 гг. Арх. Михаил. Мозаика Палатинской капеллы в Палермо. Ок. 1143–1146 гг. В Наколии (ныне Сейитгази, Турция) храм М., согласно нек-рым источникам, построил, как и в Гермиях, консул Студий (Suda. IV 438). Авторы Tabulae imperii Byzantini полагают, что в данном случае имеет место ошибка, и упоминание о постройке Студием храма М. относится только к Гермиям. В «Собрании чудес Михаила» диак. Панталеона упоминается о чуде М. в Наколии, связанном с нападением арабов (782?), и о храме в его честь.

http://pravenc.ru/text/2563460.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СЕРГИЙ МАЛОПИНЕЖСКИЙ Статья из энциклопедии Древо : drevo-info.ru Прп. Сергий Малопинежский. Икона Сергий Малопинежский ( 1493 - 1585 ), иеросхимонах , преподобный Память 16 ноября и в Соборе Вологодских святых В миру Симеон, родился в 1493 году. Его отец, Маркиан Стефанович Неклюд, происходил из новгородских бояр. Вместе с другими согражданами ушел из родных мест в сторону студеного моря , когда Иваном III окончательно был покорен под власть Москвы вольный Новгород. Там, на севере, Маркиан Стефанович женился на Аполлинарии, девушке из богатой и благородной семьи. Благочестивые супруги воспитали своего сына Симеона в страхе Божием, дали ему хорошее образование, привили любовь к книжному учению . Состарившись, Маркиан и Аполлинария по обоюдному согласию приняли монашеский постриг. Маркиан (в иночестве Матфей) был впоследствии игуменом Воскресенской обители в городе Кевроле. Аполлинария скончалась в схиме с именем Пелагия. Симеон в возрасте 30 лет был рукоположен во пресвитера к церквам Преображения Господня и великомученика Георгия в Малопинежской волости (ныне деревня Согра Верхнетотемского района Архангельской области). Пресвитер Симеон 62 года с любовью исполнял пастырское служение. С апостольской ревностью он трудился над обращением языческой чуди . Успеху проповеди много способствовали редкие личные достоинства пастыря. Как отмечает летопись, имел он душу милостивую и чистый помысл, сердце бодрое, смирение и крепость молчаливую, любовь воистину нелицемерную, был милостив к нищим до самоотвержения. В последний год своей жизни он принял схиму с именем Сергий. Скончался 16 ноября 1585 года в возрасте 92 лет. По завещанию преподобного, его похоронили около алтаря Преображенской церкви. Над могилой его была поставлена часовня. О многочисленных чудесах, которые совершались у могилы святого, повествует древнее рукописное сказание.

http://drevo-info.ru/articles/4382.html

Тогда преподобный Феодосий, видя их такую бедность, велел своим ученикам взять из мешка хлеб, взятый на дорогу, и предложить на трапезу. И когда они ели, преподобный Маркиан сказал своему гостю: «Не поскорби на нас, отче, что мы предлагаем такое голодное угощение, не посетуй, что и хлеба не подали на стол: мы так обедняли, что у нас вовсе нет пшеницы». Когда Маркиан сказал сие, чудный Феодосий взглянул на него и увидел у него в бороде пшеничное зерно, которое неведомо как попало туда; он взял его осторожно из бороды правою рукой и с радостной улыбкой показал его Маркиану, сказав: «А вот пшеница. Как же вы говорите, что у вас нет пшеницы?» – Тогда блаженный Маркиан с радостию взял из рук Феодосиевых это зерно и как бы некое дорогое плодоносное семечко велел отнести в монастырскую житницу, веруя, что по благословению святого Феодосия оно и без всяких трудов принесет плод несравненно больший, чем нива возделанная. Так и случилось. Когда преподобный Феодосий ушел, наутро ученики Маркиана пошли в житницу и не могли даже дверей отворить – так она была переполнена пшеницею. Тогда Маркиан послал к преподобному Феодосию учеников своих с известием о том, что случилось, и благодарил его за столь чудесное умножение пшеницы. А преподобный отвечал чрез посланных: «Это не я умножил пшеницу, а ты, отче: ведь из твоей брады было взято зерно пшеничное». Смотрите же, сколь добрая нива – благословение Божие, как Бог щедрою рукою доставляет потребную пищу угодникам Своим, которые прежде всего ищут Царствия Божия и правды его! А если и без возделывания земли сия нива – я разумею Божие благословение – может приносить столь обильный плод, то тем более принесет она обильный плод возделывающим землю, если только земледельцы прежде всего будут заботиться о том, чтобы угодить Богу жизнию благочестивою и добродетельною.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

За этим пассажем следует изложение Никео-Цареградского символа с присовокуплением Халкидонского ороса. А дальше в этом послании по теме, которая в течение полувека служила предметом пререканий и поводом для разделений, сказано следующее: «Мы… признаем, что… Господь наш Иисус Христос, как совершенный Бог и совершенный человек, имеет два естественные хотения и два естественные действия; потому что этому несомненно научает нас апостольское и евангельское предание, и наставления святых отцов, которых приемлет святая апостольская Церковь, и досточтимые соборы» . Богословскую аргументацию, к которой непременно прибегают греческие отцы и богословы, заменяет ссылка на предание и на авторитет отцов и соборов – подход, характерный для Западной Церкви на протяжении столетий. В сентябре послание Римского собора привезли в Константинополь посланцы папы и Римского патриархата: епископы Абунданций Патернский, Иоанн Регийский и Иоанн, занимавший кафедру в Порто. Вместе с ними в составе делегации находились римские клирики пресвитеры Феодор и Георгий и диакон Иоанн в качестве прямых представителей папы, так что они ставили свои подписи под соборными актами на первых местах. В Константинополь прибыли также четыре монаха из греческих монастырей Рима и пресвитер Феодор из Равенны. Император принял их с почестями и велел устроить гостей во дворце Плакиды. Патриарх Константинопольский Феодор не скрывал своего недоверия к посланцам Рима, что дало повод обвинять его в приверженности монофелитству. Чтобы устранить препятствия к достижению полного церковного единства, Константин распорядился отстранить святителя Феодора, на его место по указанию императора был избран пресвитер Георгий, который, однако, как это видно по его выступлениям на созванном в сентябре 680 года VI Вселенском Соборе, оказался более склонным к монофелитству, чем его предшественник. Предстоявшему Вселенскому Собору надлежало завершить выяснение богословского вопроса, волновавшего Церковь в течение нескольких десятилетий. скрыть способы оплаты

http://pravoslavie.ru/102432.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010