001   002     003    004    005    006    007    008    009    010
Вскоре по возвращении в свою резиденцию великий завоеватель скоропостижно умер. В 452 г. он блистательно праздновал свою женитьбу на бургундке Ильдико, а на другой день его нашли в постели уже мертвым. Быть может, он умер вследствие неумеренного пиршества; а быть может, и бургундка убила его спящего, чтобы отомстить за свой народ. Тело царя, положенное в три гроба: золотой, серебряный и железный, с массой сокровищ было в глубокую полночь опущено в могилу; и пленники, вырывшие и засыпавшие могилу, были убиты, чтобы никто не знал, где покоится прах Аттилы, и не мог его В ту ночь, когда умер Аттила, византийский император Маркиан видел во сне, что лук гуннского царя вероятно, не в первый раз видел Маркиан во сне Аттилу, потому что днем ему слишком много приходилось думать о страшном варваре. По смерти Аттилы основанное им громадное гуннское царство распалось на разнородные силы, составлявшие его. Начались войны между многочисленными сыновьями Аттилы и различными племенами, послушно следовавшими за его знаменами, и государство Аттилы разрушилось так же быстро, как оно и возникло. На месте, служившем постоянным жилищем гуннов, поселились бывшие их подданные гепиды, вступившие теперь в дружественный союз с Восточной империей. «По ночному говорит историк проносится иногда метеор, затмевающий блеском своим звезды, и быстро угасает, не оставляя по себе никаких следов; с изумлением смотрят на него люди и долго говорят о нем; так и могущество Аттилы мгновенно обратилось в ничто, и не осталось следа от него, но в преданиях и песнях долго еще звучало имя его, и слава его сохранилась в римских летописях и в немецком эпосе». Вторжение гуннов в Италию и Галлию как бы положило конец Западной Римской империи.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109905

14. Я знаю и еще одно повествование, показывающее его совершенство в вещах божественных. Пришла к нему из отечества сестра его со своим сыном, который был уже мужем зрелым и одним из первенствующих в городе Кире, и принесла ему в изобилии все необходимое для жизни. Сестру он не допустил увидеться с собой, племянника же принял, потому что то было время, определенное у него для встреч. Когда же они попросили его принять то, что было принесено, он спросил: «Мимо скольких монастырей вы прошли и какому из них сколько уделили?» На ответ же племянника, что они нигде ничего не дали, он сказал: «Отойдите с тем, что принесли. Мы ни в чем этом не нуждаемся, а если бы даже и нуждались, то не приняли бы, потому что вы захотели облагодетельствовать нас, движимые чувством естественного родства, а не ради служения Богу. Если бы вы уважали не одно только кровное родство, то не одним нам сделали приношение». И сказав это, он отослал племянника с сестрой, повелев, чтобы даже самая малая толика из их приношений не была принята. 15. Живя таким образом как бы вне пределов естества, Маркиан уже здесь переселился в жизнь небесную. Кто представит более яснейшее доказательство того, что он был достоин Бога, согласно Гласу Самого Бога? Ибо Господь сказал: «кто не оставит отца и матери, братьев и сестер, жены и детей, не достоин Меня» ( ). Если же не оставляющий их недостоин Господа, то очевидно, что Маркиан, все оставивший, и притом исполнивший эту заповедь с совершеннейшей точностью, был вполне достоин Бога. 16. Сверх того я удивляюсь его строгости в Божественных догматах. Он возгнушался безумия Ария, усилившегося в то время под покровительством царя.

https://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/istori...

Этот рескрипт Маркиан посылает с похода и заявляет не о том, что политические осложнения вынудили его предпринять экспедицию, но о том, что они удерживают его в походе. Все это показывает, что в самом конце августа государя уже не было в столице. Представляется даже правдоподобным, что государь выступил в поход задолго до конца августа, так что в начале сентября он надеелся блегополучно возвратиться из похода в столицу и потому не сделал лично заранее тех распоряжений, которые от его имени делает Пульхерия. Это предположение подтверждается несколько и с другой стороны. Легаты папы заявляют, что они не осмеливаются отправиться в Никею, если там лично не будет государя. Если бы Маркиан дал им решительный ответ (в смысле ли обещания – присутствовать непременно или в смысле предписания – отправляться на собор без рассуждений), они не осмелились бы не отправиться в Никею. Так как представителей Льва в. император мог принять лишь с почетом, эта неуверенность их объясняется тем, что они не застали императора в Константинополе; a прибыли они туда 260 вероятно в половине августа. Что же в параллель этому представляет Оно говорит о соборе с первого же слова как о халкидонском; Диоскор с египетскими епископами является не в Никею, a в Константинополь, не смотря на то, что их сопровождает кубикулярий, который должен бы, кажется, исполнить формальное предписание сакры, вызывавшей епископов прямо в Никею. В Константинополе оказывается довольно много епископов; под личным председательством Маркиана, но без легатов папы, образуется и затем собор прямо переходит в Халкидон. О Никее – ни одним словом! Что эту конференцию приходится помещать не между 22 сентября – 8 октября, a в самом начале срока, назначенного для собора, это само собой разумеется и для Ревилью; он замечает только, что, говоря о переходе из Константинополя прямо в Халкидон (n. 22), Диоскор изложение.

https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bolotov/iz-tser...

На основании византийских источников, историки считали до сих пор, что император Иоанн подвергся оскорбительным и тяжким услвиям заточения. Но O. Halecki 25 , которого поддерживают F. Dolger / A. M. Schneider 26 , утверждает, что император Иоанн задержан был обстоятельствами, как в силу своего долга, так и в силу необходимости продолжать переговоры с венецианскими властями относительно займа в 50.000 дукатов для помощи Константинополю. Приехавший для помощи отцу царевич Мануил также был принят в Ве неции с почетом. O. Halecki ссылается на обращение венецианского посла к императору Мануилу в 1393 г., в котором посол напоминает новому императору, с каким почетом в свое время были приняты в Венеции его отец и он сам, чего не могло бы быть, если бы действительно Иоанн V Палеолог подвергся в Венеции позорному заточению. Как бы то ни было, император Иоанн был в тягостных условиях и требовал активной помощи от своих сыновей. Но, как говорит H. Warton, «Андроник, будучи уверен в том, что пришло его время царствовать, в душе злорадствовал над пленом отца; Мануил же, собрав от своего правления в Солуни деньги, отправился в Венецию и выкупил отца от долга» 27 . Получив большой заем от Венецианских властей, император Иоанн вернулся с сыном в Константинополь. Это было в 1370–1 гг., а в 1373 г., император Иоанн объявил Мануила императором и со-правителем себе. Сенат и народ восторженно приветствовали Мануила. Должно было, однако, пройти еще долгих 20 лет, прежде чем действительно он утвердился на престоле. Мануил добросовестно начал свое служение Богу в царском сане, но Андроник поднял возстание и прибег к помощи султана Баязида, который как раз в это время осаждал Константинополь.

https://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogodin/iz-pis...

Прп. Иоанн Лествичник Целомудр, кто навсегда стяжал совершенную нечувствительность к различию тел. Прп. Иоанн Лествичник Никто из обучившихся хранению чистоты да не вменяет себе приобретение ее, ибо невозможное дело, чтобы кто-нибудь победил свою природу, а где природа побеждена, там познается пришествие того, Кто выше естества, ибо без всякого прекословия меньшее упраздняется большим. Прп. Иоанн Лествичник Некоторые ублажают скопцов по естеству, как избавленных от мучительства плоти, а я ублажаю повседневных скопцов, которые разумом, как ножом, обучились оскоплять себя. Прп. Иоанн Лествичник Представь Господу немощь своего естества, сознавая во всем свое бессилие, и неощутительным образом получишь дарование целомудрия. Прп. Иоанн Лествичник Бесы ни о чем другом столько не веселятся, как о злосмрадии блуда, и никакой страсти не любят так, как оскверняющую тело. Прп. Иоанн Лествичник Ничто так не потрясает целомудрия, как навык к дерзости, к свободному обращению, отвергшему уставы скромности. Прп. Иоанн Лествичник О чистоте. Телесное, избегающее пятна, позора и бесчестия, служит как бы вступлением к светлости душевной. Свт. Кирилл Александрийский Сердце чистое есть то, которое представило Богу память совершенно безвидную (чистую от впечатлений) и не имеющую образов и готово принять одни напечатления Божий, от которых оно обыкновенно делается светлым. Прп. Марк Подвижник Со всей осмотрительностью должны быть очищаемы сначала тайники нашего сердца. Ибо чего ветхозаветные желают достигнуть в чистоте тела, то мы должны иметь в тайниках совести, в которой пребывая, Господь – Советник и Подвигоположник – всегда смотрит на подвиг нашего течения и борьбы, чтобы тому, что боимся сделать открыто, мы не допустили возникнуть и внутри неосторожным помышлением, и что стыдимся обнаружить перед людьми, тем не должны оскверниться и тайным согласием. Прп. Иоанн Кассиан Никто не может достигнуть чистоты сердца и совершенства иначе, как истинным смирением, которое сначала должен человек оказывать братьям, также и Богу в сокровенности сердца, в полной уверенности, что без покровительства и помощи Его, оказываемой ему ежеминутно, он вовсе не может достигнуть совершенства.

https://azbyka.ru/otechnik/prochee/tsvetnik-duhovn...

Авва Евагрий Если любишь целомудрие, воздерживай чрево. Авва Евагрий Нельзя приобрести добродетели целомудрия, если прежде не будут положены основания смирения в сердце. Прп. Иоанн Кассиан Для совершенства целомудрия не может быть достаточно одной чистоты телесного воздержания, если не будет к ней присоединена и непорочность духа. Авва Херимон Целомудрие сохраняется не пособием строгости (воздержания), а любовью к нему и удовольствием от собственной чистоты. Авва Херимон Усердно молись Господу, чтобы даровал тебе дух совершенного целомудрия. Чтоб и в ночных мечтаниях убегать тебе козней лукавого. Прп. Ефрем Сирин Целомудрие состоит не только в том, чтобы воздерживаться от блуда и от плотских удовольствий, но чтобы свободным быть и от прочих страстей. Прп. Ефрем Сирин Истинно целомудрен, кто не только тело хранит от блуда, но и каждый член телесный, когда, например, глаз и язык соблюдают целомудрие, каждый в собственной его деятельности, и во внутреннем человеке душевные помышления не входят в сочетание с прочими мыслями. Прп. Ефрем Сирин Дела целомудрия зависят не от возраста, но от душевного расположения. Свт. Иоанн Златоуст Дивно целомудрие, но оно гораздо удивительнее, когда соединяется с наружной красотой. Свт. Иоанн Златоуст Если кто научится целомудрию, то жену свою будет считать милее всех, станет смотреть на нее с великой любовью и иметь с ней большое согласие, а с миром и согласием войдут в его дом все блага. Свт. Иоанн Златоуст Ничто так не украшает юного возраста, как венец целомудрия и то, чтобы вступить в брак чистому от всякого распутства. Свт. Иоанн Златоуст Чист тот, кто плотскую любовь отражает любовью Божественной и телесный огнь угасил огнем невещественным. Прп. Иоанн Лествичник Целомудр тот, кто и в самом сне не ощущает никакого движения или изменения в том устроении, в котором он пребывает.

https://azbyka.ru/otechnik/prochee/tsvetnik-duhovn...

Эти новые притоки и новые ручейки, вливавшиеся в величественную реку устной традиции, родились и рождались в условиях напряженной борьбы Церкви за свое существование, борьбы как в жизни, так и в мысли. Евангельская проповедь шла в глубоко враждебной среде, которая активно и ожесточенно противодействовала ей. Христианству на всех путях и перепутьях, в мыслях и в быту противодействовали две силы, крепко сложившиеся, давно уже отвердевшие и глубоко проникшие – каждая в сфере своего влияния – во все поры государственной, общественной, семейной и личной жизни. Этими двумя силами были иудаизм и язычество. Новая религия, быстро и властно выступившая из туманных далей неизвестности, не знала копромисса. Или – или. Рвались самые живые нервные узлы кровного родства, семейных привязанностей, личной дружбы, общественного положения, служебных обязанностей, всего быта. Это было мучительно больно. Одна повесть о таких переживаниях, написанная в дни перед казнью самой страдалицей женщиной, блаженной Перепетуей и сохраненная заботливо рукою христианина, думают, Тертуллиана , дошла до нас. Она, эта повесть, написана на чужом и мертвом языке, написана 17 веков тому назад, но и сегодня она волнует, рассказывая о страданиях и переживаниях молодой женщины, поставившей верность Христу выше дочернего и материнского долга. «Пришел ко мне отец, полный печали, упал на землю, простерся предо мною и стал говорить такими словами, которые могли бы поколебать всю тварь». Но они не поколебали Перепетуи, и она умерла мученически. Когда воин-христианин Маркиан шел на казнь, вслед за ним шла его жена – язычница. «Горе мне несчастной. Что не отвечаешь мне? Презираешь меня ты, господин. Посмотри на сына твоего сладчайшего, возвратись к нам, не презирай нас. Куда спешишь, куда стремишься, почему ненавидишь нас?» Одного слова со стороны Маркиана было бы достаточно, что бы вернуть улыбку любимой женщине, радость своему ребенку, мир и счастье своей семье – но этого слова не было сказано, и Маркиан умер под мечем.

https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sagarda/mesto...

37 . Свояк ( Зенона Маркиан 95 выступил против него 96 на том основании, что его жена Леонтия была рождена [императором] Львом, когда тот уже царствовал, а Ариадна, [жена] Зенона, [была рождена, когда Лев] ещё был частным человеком. В сокрушительной борьбе ( между Зеноном и Маркианом победителем [какое-то время] оставался Маркиан. При поддержке своих братьев Ромула и Прокопия он обратил в бегство и осадил во дворце сторонников Зенона. Но на следующий день 97 [Ромул и Прокопий] были захвачены в плен 98 во время [их] купания в [банях] Зевксиппа. [Зенон] приказал Акакию рукоположить Маркиана 99 пресвитером и выслал в крепость Папирию. Туда же через некоторое время [Зенон] выслал и [свою тёщу] Верину 100 . А Ромул и Прокопий смогли спастись, бежав на Запад 101 . Из второй книги. 1 . Зенон, боясь Илла 102 , прекратил преследовать епископов. А Календион 103 по требованию Зенона привёз в Антиохию 104 мощи Евстафия 105 из [города] Филиппы в Македонии, куда тот был сослан и где скончался. Жители [Антиохии] в восемнадцати милях от города с великим почётом приняли [мощи Евстафия]: их вышел [встречать] весь город, как говорится, от мала до велика ( [Антиохийцы], до того времени бывшие в расколе, благодаря [мощам Евстафия] объединились с [православной] церковью спустя сто лет после смерти Евстафия 106 . 2 . На Кипре под рожковым деревом были найдены мощи апостола Варнавы 107 , на груди которого лежало Евангелие от Матфея, переписанное собственноручно Варнавой. На основании [этого открытия] киприоты добились того, чтобы их метрополия стала автокефальной и перестала подчиняться Антиохии 108 . А [рукопись] Евангелия Зенон приказал доставить во дворец [и поместил] в церкви [святого] Стефана. 3 . Илл, в конце концов, поднял открытый мятеж против Зенона 109 . Прибыв в Тарс 110 , он освободил из крепости Папирий царицу Верину, которая там была заключена из-за [своей поддержки] Василиску 111 . Он убедил её увенчать царским венцом консула Леонтия 112 . После этого Верина была вновь заключена в крепость, [а Леонтий и Илл], прибыв в Антиохию, стали вести себя [там], как императоры.

https://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Chtec/tserkovnaj...

Компромисс двух богословствований был максимальный. Но из Кирилловой ткани, конечно, выброшена была ядовитая горошина – Преобладающая победа Льва была бесспорна. Текст звучал так: «Итак, следуя святым отцам, мы все согласно учим исповедовать Одного и Того же Сына, Господа нашего И. Христа; Того же Самого совершенным по божеству и Того же Самого совершенным по человечеству; Того же Самого воистину Богом и воистину Человеком, из разумной души и тела, Единосущным Отцу по божеству и Того же Самого Единосущным нам по человечеству, во всем нам подобным, кроме греха; Прежде веков рожденным от Отца по божеству, в последние же дни Того же Самого нас ради и нашего ради спасения – от Марии Девы Богородицы по человечеству; Единого и Того же Христа, Сына, Господа, Единородного – познаваемым в двух природах (или естествах) неслитно, непревращенно (или непреложно), неразделимо, неразлучимо. При этом различие природ не уничтожено через соединение, а сохранено свойство каждой природы, сходящейся в одно лицо и в одну ипостась. (Учим исповедовать). Не рассекаемым или различаемым на два лица, но Одним и Тем же, Сыном и Единородным, Богом Словом, Господом И. Христом: Как о Нем (изрекли) пророки и как наставил нас Сам Господь И. Христос и как предал нам символ отцов наших». Возражений не раздалось. Возражать быдо трудно, не обнаружив себя прямо мионофизитом. Благоразумные встретили формулу радостным возгласом: «Это вера отцов! Мы все так мудрствуем! Пусть митрополиты сейчас же подпишут ее и – конец!» Но сенаторы-председатели со счастливой уверенностью в достигнутом окончательном успехе объявили, что подписи откладываются до ближайшего торжественного заседания в присутствии императоров. Безотлагательно, 25 октября произошло парадное заседание для торжественного провозглашения наконец-то достигнутого вероопределения. Явилась императорская чета – Маркиан и Пульхерия. Как подобало Римскому императору, Маркиан произнес речь на официальном латинском языке; лишь затем она была прочитана переводчиком по-гречески. 365 епископов и их заместителей дали подписи. Число подписавших приблизительно на 150 человек меньше числа делегатов собравшихся. Очевидно, глухая оппозиция новому для многих незаметных провинциалов курсу соблазняла их бежать, под разными предлогами, от ответственности, а правительство не без чувства облегчения отправляло их на казенный счет по домам, расчищая тем атмосферу собора.

https://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashev/1500-le...

Возвращаясь к теме ложного свидетельства, отметим, что несмотря на то, что выше мы квалифицировали это как ложь перед людьми (в отличие от нарушения второй заповеди лжи перед Богом), тем не менее, как ложь пред Богом, так и ложь перед людьми оценивается как преступление против Господа, ибо Бог абсолютная субстанция, в которой пребывает не только закон, но и истина, субстанция, которая несет миру истину, пребывающую в Нем: «Закон Твой истина» ( ); «Основание слова Твоего истинно» ( ); «Я Господь, открывающий истину» (Исайя 45:19). Столь часто повторяющиеся слова «истинно, истинно говорю вам», которыми Господь предваряет Свои обращения к людям, не есть поэтическая находка авторов ветхозаветных или евангельских книг. Эти слова несут чрезвычайно важную смысловую нагрузку, постоянно напоминая и утверждая, что Бог носитель истины. Но смысл их не только и не столько в этом, сколько в более кардинальном утверждении, что Бог и истина одно и то же. Так, сказано: «Господь Бог есть истина» ( Иер.10:10 ). Псалмопевец называет Творца «Господи Боже истины» ( ). В этом плане примечательны слова Господа, приведенные пророком Захарией: «Так говорит Господь: обращусь Я к Сиону и буду жить в Иерусалиме, и будет называться город Иерусалим городом истины» ( ). В Евангелии, где действует уже Единая Троица (БогОтец, БогСын и БогСвятой Дух), говорится об Отце: «Пославший Меня есть истинен» (Иоанн 8:26); о Сыне: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Иоанн 14:6); о Святом Духе: «Дух есть истина» (1 Иоанн 5:6). На заданный Христу вопрос Понтия Пилата «что есть истина?», ответа не последовало, потому что «вопрос его был всуе. Живой Ответ стоял пред ним» 27 . Посему понятия «быть в вере», «быть в Боге», «быть во Христе» часто заменяются в Священном Писании понятием «быть в истине»: «Нашел из детей твоих, ходящих в истине» (2 Иоанн 1.4); «Он был человекоубийца и не устоял в истине» (Иоанн 8:44).

https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristianskie-kor...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010