Афинагором в Константинополе и папой Римским Павлом VI в Риме. Высшее руководство РПЦ рассматривало этот акт как действие возглавляемой патр. Афинагором Поместной Церкви, «не имеющее богословского значения для всей Полноты Святой Православной Церкви» . Особую заботу патриарх Афинагор проявлял о духовном просвещении клира и паствы, об авторитете правосл. науки: в период его Патриаршества были основаны Православный центр Вселенской Патриархии в Шамбези (Швейцария, 1966) и Институт патристических исследований в Фессалонике (1968), восстановлена патриаршая типография, основанная патриархом Кириллом Лукарисом . Была произведена реорганизация епархий Константинопольского Патриархата в Греции, Западной Европе и на Дальнем Востоке. Полуавтономная Критская Православная Церковь получила новый устав (1961), европейские епископии были возведены в ранг митрополий (1972). Из Фиатирской и Великобританской архиепископии выделились митрополии Французская, Австрийская и Германская (1964), затем Шведская и Бельгийская (1969). Австралийская и Новозеландская митрополия стала архиепископией (1959), в 1970 г. из нее была выделена самостоятельная митрополия Нов. Зеландии. В период патриаршества Афинагора I были канонизированы прп. Никодим Святогорец , равноап. мч. Косма Этолийский и свт. Нектарий Эгинский . Скончался 7 июля 1972 года в Стамбуле . Погребен в патриаршем монастыре Живоносного Источника Валукли близ Константинополя . Награды Деятельность патр. Афинагора отмечена различными церковными наградами. Почетные звания: степень почетного доктора юридического факультета Венского университета (1967) Литература // 1. 602-606; Castanos de Medicis S. Ier, l apport de l Orthodoxie l oecumenisme. Lausanne, 1968; Ohse B. Der Patriarch Athenagoras von Konstantinopel: Ein 1968; Логачев К. Святейший Афинагор I, Патриарх Константинопольский (некролог) // ЖМП. |
Австро–Венгерское правительство, нуждаясь в сербах как в живом пограничном заслоне, поощряло это переселение. Так, в 1690 году император Леопольд I предоставил православным сербам право иметь свою самостоятельную церковную власть, гарантировал свободное совершение богослужений по обряду Восточной Церкви, а со временем и возвращение на родину: как только Австрии удастся освободить ее от турок . Ровно через пять лет (1695) его же решением для православных сербов Австро–Венгрии, объединенных в Карловацкую Митрополию, были установлены одна архиепископия (Карловацкая) и семь епископий (Бачская, основана Вершецкая, Горнокарловацкая, Пакрацкая, Печуйская и Тимишоарская). В 1710 году Сербская Церковь признала автокефалию Церкви. Глава ее имел титул Митрополита и проживал в Сремских Карловцах. После венгерского (мадьярского) восстания (1848) против Австрии сербы, поддерживавшие Австрию, в мае 1848 года созвали свою Скупщину под председательством митрополита Иосифа (Райячич), на которой постановили добиваться политической свободы и требовать от австрийских императоров образования Сербского воеводства на территории с подавляющим большинством сербов. Митрополит Иосиф был провозглашен Патриархом 1861). Новый австрийский император Франц Иосиф I, находясь в трудном политическом положении, утвердил и воеводство, и патриаршество. Однако, как только венгерское восстание было подавлено, австрийская власть упразднила воеводство, а права Патриарха урезала до митрополита. Что касается венгерской части империи, то там продолжалось проведение настойчивой католической пропаганды. Карловацкая Митрополия имела 27 монастырей. Больше всего их было в Карловацкой архиепископии. Замечательнейшие из них: Крдшедол, расположенный близ Карловцев и бывший резиденцией Сербских Митрополитов. Он был основан еще в середине XV столетия. |
Ее русское население говорит нашим малороссийским языком. Долгое время Буковина находилась под властью русских государей, с 993 г. и до половины XII века входя в состав Червонной Руси, а с половины XII века и до 1340 г. принадлежала к Галицкому удельному княжеству. В 1340 г. она отошла к Польше, а в 1359 году она воссоединилась в Молдавию, вместе с которою в последствии и подчинилась Турции. В 1774 году, под шумом русских пушек, австрийская императрица Мария Тереазия отняла ее у Турции и присоединила к своим владениям. Православная вера распространилась в Буковине еще при Владимире Святом, которому Буковина была подчинена. Но до 1399 года православная церковь в Буковине не имела собственного епископа и находилась под управлением Охридского архиепископа (болгарского). В 1399 году молдавским князем Югою в г. Сочаве, столице молдавских господарей, была учреждена первая православная буковинская митрополия. В 1564 году-вместе с столицей молдавских государей из Сочавы в г. Яссы была перенесена и кафедра митрополита. Буковинскою церковью управлял, в зависимости от молдавского митрополита, епископ радовецкий, кафедра которого была учреждена в г. Радовце, близь Гадикфальве, станции железной дороги, ведущей из Черновец в Яссы. Когда Буковина была присоединена к Австрии, юрисдикции буковинского пли радовецкого епископа были подчинены также отошедшие к Австрии части бывших молдавских епископий-романской и хушской. Австрийское правительство объявило буковинского епископа самостоятельным правителем своей церковной области, независимым ни от ка кой высшей церковной власти. Но это продолжалось недолго. В 1783 году высочайшим повелением от 30 сентября-9 октября буковинкий или радовецкий епископ в догматических и чисто духовных дeлax-in dogmaticis et pare spirimualibus-был поставлен в зависимость от карловацкого митрополита. |
В Австрии проживает около 100 000 православных сербов; – Венская и Австрийская епархия Русской Православной Церкви Московского Патриархата (официальный сайт: http://orthodoxia.org/austria/ , e-mail: bishop.hilarion@orthodoxia.org ). Возглавляется епископом Иларионом (Алфеевым), имеет 5 приходов и объединяет православных верующих разных национальностей, проживающих на территории Австрии, в том числе русских, украинцев, белорусов, молдаван и грузин; – Германская и Центральноевропейская митрополия Румынской Православной Церкви (официальный сайт: http://www.rumkirche.at/ ). Возглавляется архиепископом Серафимом, имеет в Австрии викариатство из 5 приходов; – Австрийская митрополия и экзархат Италии, Швейцарии и Венгрии Константинопольского Патриархата. Возглавляется митрополитом Михаилом (Стайкосом). 7 храмов окормляют примерно 18 000 православных греков Австрии. Еще 2 венских храма находятся в юрисдикции Болгарской Православной Церкви, окормляя паству из около 7000 православных болгар. 5 приходов у Русской Православной Церкви за границей. Таким образом, сегодня в Австрии действуют 36 православных приходов, но нет ни одного православного монастыря. Общая численность православных составляет около 350 000 человек . В последние 40 лет в Австрии значительно снизилось количество католиков (с 89 % до 73,6 % в 2001 году) , лютеран (с 403 тыс. до 341 тыс. человек), реформатов (с 18 до 14 тыс. человек), тогда как число православных, напротив, растет, в основном благодаря переселенцам из православных стран, но не только. Часть прихожан Венской и Австрийской епархии составляют коренные австрийцы (большинство из них посещает приходы Русской Православной Церкви), богослужения совершаются на славянском и частично немецком языках. |
2. Епархии Додеканесского архипелага, который вошел в состав Греции уже после Второй мировой войны. Среди них митрополии островов: Родос, Кос, Лерос, Карпафос и Касос. 3. Критская архиепископия 4. Патмосская экзархия 5. Святая Гора Афон 6. Канонические подразделения в рассеянии: Финская Православная Церковь Эстонская Православная Апостольская Церковь Украинские приходы Константинопольского Патриархата: Украинская Православная Церковь Канады Украинская Православная Церковь Америки Украинская Православная Церковь США и рассеяния Американская Карпаторосская Православная Греко-Католическая Церковь Западноевропейский Экзархат приходов русской традиции Албанская Православная епархия Американская архиепископия Австралийская архиепископия Фиатирская и Великобританская архиепископия Французская митрополия Германская митрополия Австрийская митрополия Бельгийская митрополия Шведская и Всескандинавская митрополия Новозеландская митрополия Швейцарская митрополия Итальянская митрополия Торонтская и Всеканадская митрополия Буэнос-Айресская митрополия Панамская и Центрально-Американская митрополия Гонконгская митрополия Испанская и Португальская митрополия Корейская митрополия Предстоятели св. апостол Стахий 38-54 Онисим 54-68 Поликарп I 69-89 Плутарх 89-105 Седекион 105-114 Диоген 114-129 Елевферий 129-136 Феликс 136-141 Поликарп II 141-144 Афинодор 144-148 Евзоий 148-154 Лаврентий 154-166 Алипий 166-169 Пертинакс 169-187 Олимпиан 187-198 Марк I 198-211 Филадельф 211-217 Кириак I 217-230 свт. Кастин 230-237 Евгений I 237-242 Тит 242-272 Дометий 272-284 Руфин I 284-293 Пров 293-306 свт. Митрофан I 306-314 свт. Александр 314-337 свт. Павел I 337-339, 341-342, 346-351 Евсевий Никомидийский 339-341 Македоний I 342-346, 351-360 Евдоксий Антиохийский 360-370 Демофил 370-379 Евагрий 379 Максим 380 свт. Григорий I Богослов 379-381 свт. Нектарий 381-397 свт. Иоанн I Златоуст 398-404 свт. |
Австро-Венгерское правительство, нуждаясь в сербах как в живом пограничном заслоне, поощряло это переселение. Так, в 1690 году император Леопольд I предоставил православным сербам право иметь свою самостоятельную церковную власть, гарантировал свободное совершение богослужений по обряду Восточной Церкви, а со временем и возвращение на родину: как только Австрии удастся освободить ее от Ровно через пять лет (1695) его же решением для православных сербов Австро-Венгрии, объединенных в Карловацкую Митрополию, были установлены одна архиепископия (Карловацкая) и семь епископий (Бачская, Будимская - основана раньше, - Вершецкая, Горнокарловацкая, Пакрацкая, Печуйская и Тимишоарская). В 1710 году Сербская Церковь признала автокефалию Австро-Венгерской - Карловацкой - Церкви. Глава ее имел титул Митрополита и проживал в Сремских Карловцах. После венгерского (мадьярского) восстания (1848) против Австрии «карловцы» - сербы, поддерживавшие Австрию, в мае 1848 года созвали свою Скупщину под председательством митрополита Иосифа (Райячич), на которой постановили добиваться политической свободы и требовать от австрийских императоров образования Сербского воеводства на территории с подавляющим большинством сербов. Митрополит Иосиф был провозглашен Патриархом (1848 - 1861). Новый австрийский император Франц Иосиф I, находясь в трудном политическом положении, утвердил и воеводство, и патриаршество. Однако, как только венгерское восстание было подавлено, австрийская власть упразднила воеводство, а права Патриарха урезала до митрополита. Что касается венгерской части империи, то там продолжалось проведение настойчивой католической пропаганды. Карловацкая Митрополия имела 27 монастырей. Больше всего их было в Карловацкой архиепископии. Замечательнейшие из них: Крдшедол, расположенный близ Карловцев и бывший резиденцией Сербских Митрополитов. |
«Епископы Православной Церкви, находящиеся в настоящее время на епископских кафедрах в Боснии и Герцеговине, — говорилось в конкордате, — утверждаются и сохраняют свое положение... В случае вакантности одной из трех митрополичьих кафедр в Боснии и Герцеговине, его императорское и королевское апостолическое величество имеет назначить нового митрополита на вакантную кафедру... Если будет доказано, что кто-либо из трех упомянутых митрополитов нарушил свои обязанности, по отношению ли к гражданским, или по отношению к церковным властям, или по отношению к своим пасомым, то устранение его должно идти тем же путем, каким шло его назначение» . Все это свидетельствует о том, что католическая австрийская власть, желая ослабить Сербскую Церковь, не допускала ее объединения. Вся история православного населения в Австро-Венгрии есть история борьбы с пропагандой католицизма. Поборники Православия подвергались репрессиям со стороны правительства . «Опыт показывает, — свидетельствовал в начале XX столетия профессор Г. А. Воскресенский, — что повсюду... славянское православное население... весьма часто подвергается насилиям в делах веры и Церкви... Австрийское правительство старается всеми мерами и всеми возможными способами подавить национальный дух славянских племен, ему подвластных, причем даже выдумывает различные якобы «русофильские и москалефильские тенденции», которые опять-таки дают ему новый предлог угнетать славян» . Не без оснований говорили в эти годы проживавшие в Австро-Венгрии сербы: «Турецкое иго убивало тело, а австрийцы убивают душу» . 4. Черногорская митрополия Иначе сложилась церковная жизнь небольшого (ок. 40 тыс. человек), но храброго племени Черногории (части прежнего сербского государства — Диоклеи, или Зеты). |
Православные Боснии, до учреждения в Сербии самостоятельной архиепископии в 1219 году, обращались за разрешением своих нужд к рашскому епископу, а после 1219 г. – к дебрьскому (серб. дабарскому), хотя Босния политически и не обнимала двух указанных епархий, находившихся в пределах соб. Сербии. Кафедра дебрьского епископа-митрополита перенесена была уже в турецкое время в Сараево, отчего сараевские митрополиты и носят титул «дабробоснийские». Дабробоснийская митрополия находилась в ведении печской сербской патриархии до момента уничтожения последней в 1766 году, когда и включена была в состав митрополий константинопольского патриархата, оставаясь на таких правах до начала австрийской оккупации 1878 года. Австрийская оккупация изменила несколько фактическое положение дабробоснийской сараевской митрополии, но не отменила окончательно каноническую связь ее с константипонольской патриархией. (см. выше в начале статьи). После оккупации кафедру дабробоснийской митрополии последовательно занимали: митрополиты сербы – Савва Косанович (1880/1–85 гг.), проживающий теперь на пенсии в Черногории, Георгий Николаевич (1885/6 – 96 гг.) и нын. митр. Николай Мандич. Главнейшая литература на русском и других языках – преимущественно для истории церкви. Из общих систематических обзоров истории христианства и церкви в Боснии должны быть поименованы: Е. Е. Голубинский , Краткий очерк истории православных церквей болгарской, сербской и румынской (Москва, 1871); Архим. Никифор Дучич (по-сербски), Ucmopuja српске православне цркве од npbujex десетина VII в. до наших дана (Биоград, 1894), и др. менее критические обзоры сербской церковной истории как на русском, так и на сербском языках, (напр., Свет. Никетича, еп. Никанора Ружичича и пр.). Из других материалов и исследований монографического характера для церковной истории Боснии могут быть отмечены: А. Ф. Гильфердинг, Босния, Герцеговина и Старая Сербия (см. |
Тяжелое турецкое иго вынуждало многих сербов во главе с архипастырями уходить в пределы Австро-Венгрии. Австро-Венгерское правительство, нуждаясь в сербах как в живом пограничном заслоне, поощряло это переселение. В император Леопольд I предоставил православным сербам право иметь свою самостоятельную церковную власть, гарантировал свободное совершение богослужений по обряду Восточной Церкви, а со временем и возвращение на родину, как только Австрии удастся освободить ее от турок. В его же решением для православных сербов Австро-Венгрии, объединенных в Карловацкую Митрополию, были установлены одна архиепископия (Карловацкая) и семь епископий (Бачская, Будимская — основана Вершецкая, Горнокарловацкая, Пакрацкая, Печуйская и Тимишоарская). В Сербская Церковь признала автокефалию Австро-Венгерской — Карловацкой — Церкви. Глава ее имел титул Митрополита и проживал в Сремских Карловцах. После Венгерского (мадьярского) восстания (1848) против Австрии сербы, поддерживавшие Австрию, в мае созвали свою Скупщину под председательством митрополита Иосифа (Райячич), на которой постановили добиваться политической свободы и требовать от австрийских императоров образования Сербского воеводства на территории с подавляющим большинством сербов. Митрополит Иосиф был провозглашен Патриархом (1848–1861). Новый австрийский император Франц Иосиф I, находясь в трудном политическом положении, утвердил и воеводство, и патриаршество. Однако, как только венгерское восстание было подавлено, австрийская власть упразднила воеводство, а права Патриарха урезала до митрополита. В венгерской части империи продолжалось проведение настойчивой католической пропаганды. Карловацкая Митрополия имела 27 монастырей. Больше всего их было в Карловацкой архиепископии. В Сремских Карловцах действовала Православная Сербская Богословия, основанная в Митрополитом Стефаном. В Митрополии также имелись мужские и женские гимназии и школы. Сербские православные школы находились в большой зависимости от католиков. |
2. Митрополия-Патриархат в Австро-Венгрии турецкое иго вынуждало многих сербов во главе с архипастырями уходить в пределы Австро-Венгрии. Австро-Венгерское правительство, нуждаясь в сербах как в живом пограничном заслоне, поощряло это переселение. Так, в 1690 году император Леопольд I предоставил православным сербам право иметь свою самостоятельную церковную власть, гарантировал свободное совершение богослужений по обряду Восточной Церкви, а со временем и возвращение на родину: как только Австрии удастся освободить ее от турок #31#. Ровно через пять лет (1695) его же решением для православных сербов Австро-Венгрии, объединенных в Карловацкую Митрополию, были установлены одна архиепископия (Карловацкая) и семь епископий (Бачская, Будимская — основана раньше, — Вершецкая, Горнокарловацкая, Пакрацкая, Печуйская и Тимишоарская). 1710 году Сербская Церковь признала автокефалию Австро-Венгерской — Карловацкой — Церкви. Глава ее имел титул Митрополита и проживал в Сремских Карловцах. После венгерского (мадьярского) восстания (1848) против Австрии «карловцы» — сербы, поддерживавшие Австрию, в мае 1848 года созвали свою Скупщину под председательством митрополита Иосифа (Райячич), на которой постановили добиваться политической свободы и требовать от австрийских императоров образования Сербского воеводства на территории с подавляющим большинством сербов. Митрополит Иосиф был провозглашен Патриархом (1848 — 1861). Новый австрийский император Франц Иосиф I, находясь в трудном политическом положении, утвердил и воеводство, и патриаршество. Однако, как только венгерское восстание было подавлено, австрийская власть упразднила воеводство, а права Патриарха урезала до митрополита. Что касается венгерской части империи, то там продолжалось проведение настойчивой католической пропаганды. |
|