Вследствие этого и явилась снова давно существовавшая мысль об учреждении самостоятельной старообрядческой епископской кафедры и было приступлено к ее осуществлению. После неудачных попыток найти такого архиерея, который бы согласился перейти в старообрядчество, наконец, нашли такого человека. Это был Амвросий, Босносараевский митрополит, лишенный кафедры вследствие недоразумений с турецким правительством. После долгих переговоров поповцам удалось склонить Амвросия перейти из православия в старообрядчество и стать старообрядческим епископом. Принятие Амвросия совершилось в 1846 г. чрез проклятие мнимых ересей и перемазание, причем вместо св. мира, за неимением оного, было употреблено масло, и чиноприятие над ним совершал также беглый поп – иеромонах Иероним. Сделавшись старообрядческим епископом, Амвросий рукоположил в епископы белокриницкого дьяка Киприана Тимофеева, в монашестве названного Кириллом, с званием наместника Бело-Криницкой митрополии. Кирилл поставил епископов для российских поповцев, и таким образом австрийская лжеиерархия распространилась из Белой Криницы и в России, – в разных местах явились епископы, именующиеся австрийскими, и поставленные ими мнимые попы. По месту своего происхождения иерархия именуется «Бело-Криницкой», или «Австрийской». Учение поповцев, приемлющих австрийскую иерархию, – то же, что и поповцев вообще. Последователи этой секты составляют более 2/3 общего количества. Имея своим центром Москву с пресловутым Рогожским кладбищем и местечко Гуслицы (Богородского у. Московской губ.), австрийская секта раскинула свои заманчивые для темного простого народа сети преимущественно в Поволжском крае, на Дону и на Кавказе, а также в Черниговской епархии. Поповцы, управляемые уставщиками, или Часовенные Когда беглопоповство существовало без стеснения, Рогожское кладбище, Иргизские и Стародубские монастыри снабжали бегствующими иереями поповцев по всей России. |
ЛЕКСИНСКОЕ СТАРООБРЯДЧЕСКОЕ ОБЩЕЖИТЕЛЬСТВО расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома Православной энциклопедии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕКСИНСКОЕ СТАРООБРЯДЧЕСКОЕ ОБЩЕЖИТЕЛЬСТВО предыдущая статья следующая статья печать библиотека Т. 40 , С. 381 опубликовано: 10 апреля 2020г. ЛЕКСИНСКОЕ СТАРООБРЯДЧЕСКОЕ ОБЩЕЖИТЕЛЬСТВО - см. Выголексинское общежительство . Рубрики: Старообрядчество Ключевые слова: Старообрядчество Лексинское старообрядческое общежительство - см. Выголексинское общежительство См.также: ААРОНОВЩИНА (онуфриевщина), беспоповское старообрядческое согласие АВСТРИЙСКАЯ ИЕРАРХИЯ см. Белокриницкая иерархия «АЛФАВИТ РОССИЙСКИХ ЧУДОТВОРЦЕВ» - см. Иона (Керженский), старообрядческий писатель АНАСТАСИЙ (Кононов Антоний Федорович; 1894-1986), старообрядч. еп. Донской и Кавказский Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям 1998 - 2020 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». |
БАБУШКИНО СОГЛАСИЕ расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома Православной энциклопедии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАБУШКИНО СОГЛАСИЕ предыдущая статья следующая статья печать библиотека Т. 4 , С. 243 опубликовано: 28 марта 2009г. БАБУШКИНО СОГЛАСИЕ См. Спасово согласие и Самокрещенство . Рубрики: Старообрядчество Ключевые слова: Старообрядчество Бабушкино согласие - см. Спасово согласие и Самокрещенство См.также: ААРОНОВЩИНА (онуфриевщина), беспоповское старообрядческое согласие АВСТРИЙСКАЯ ИЕРАРХИЯ см. Белокриницкая иерархия «АЛФАВИТ РОССИЙСКИХ ЧУДОТВОРЦЕВ» - см. Иона (Керженский), старообрядческий писатель АНАСТАСИЙ (Кононов Антоний Федорович; 1894-1986), старообрядч. еп. Донской и Кавказский Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям 1998 - 2020 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». |
ВСЕРОССИЙСКИЕ СЪЕЗДЫ СТАРООБРЯДЦЕВ расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома Православной энциклопедии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВСЕРОССИЙСКИЕ СЪЕЗДЫ СТАРООБРЯДЦЕВ предыдущая статья следующая статья печать библиотека Т. 9 , С. 685 опубликовано: 16 июля 2010г. ВСЕРОССИЙСКИЕ СЪЕЗДЫ СТАРООБРЯДЦЕВ - см. Съезды старообрядческие . Рубрики: Старообрядчество История старообрядчества Ключевые слова: Старообрядчество Всероссийские съезды старообрядцев - см. Съезды старообрядческие См.также: ААРОНОВЩИНА (онуфриевщина), беспоповское старообрядческое согласие АВСТРИЙСКАЯ ИЕРАРХИЯ см. Белокриницкая иерархия «АЛФАВИТ РОССИЙСКИХ ЧУДОТВОРЦЕВ» - см. Иона (Керженский), старообрядческий писатель АНАСТАСИЙ (Кононов Антоний Федорович; 1894-1986), старообрядч. еп. Донской и Кавказский Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям 1998 - 2020 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». |
Дикость и нелепость этой грамоты, как и всех рассказов Аркадия об его поставлении в Японии, в каком-то вымышленном Беловодском царстве, а по другому документу «в царствующем граде Левеке Камбайского царства», так очевидны для человека с здравым смыслом и имеющего некоторые географические и исторические познания, что мы совсем не придавали значения появлению этого Аркадия, в котором следует признать или помешанного, или (и это вернее) проходимца и обманщика, – мы только когда-то мимоходом упомянули об нем в наших летописях 23 ). Сами раскольнические власти, принадлежащие к Австрийской иерархии, только на первый раз смутились известиями об основателе новой иерархии в расколе – Аркадии Беловодском, а потом, издав обличительную против него грамоту, повидимому, совершенно успокоились. Однакоже Аркадий не бездействует, и простота российских старообряцев так велика, что у него может явиться (да и есть уже) не малое число преданных последователей, которым он поставил несколько попов, а затем поставит со временем и епископа, или нескольких епископов. И вот начало новой иерархии, пред которою притом Австрийская должна оказаться совершенно несостоятельной, – иерархия, учрежденная не от ереси принятым беглым митрополитом, а архиепископом, получившим якобы поставление от «древлеправославного» патриарха (какого именно желательно было отыскать при учреждении Белокриницкой митрополии), имущего непресекаемое преемство от дониконовских древлеправославных архипастырей. Для этой иерархии не понадобятся хитросплетения, придуманные Швецовым и Перетрухиным для оправдания Австрийской, – ее правильность и законность очевидна будет для каждого старообрядца: нужно только увериться, или поверить, что Аркадий действительно поставлен в Японии «древлеправославным» патриархом. |
– Все эти правила повелевают приходящих к соборной Церкви новатиан миропомазывать и вновь рукополагать в сан, в нем же беша. А вы митрополита Амвросия помазали, а не рукоположили, – что же у вас после этого вышло? Кем остался у вас митрополит Амвросий? По вашему суду, конечно, не митрополитом, а простецом, от которого и произошла ваша злосчастная австрийская иерархия. Старообрядец смутился, но упорно продолжал защищаться. – В послании к Мартирию, – сказал он, – писано о мирских людях: мирстии человецы поставляются в сан. Мы же принимали митрополита Амвросия не как мирского человека, а как митрополита, в его сущем сане. – Не думаете ли вы, что в послании идет речь о таких мирских людях, которые в новатианской ереси не имели никаких санов? Всякий, заслуживающий и требующий миропомазания, состоит только мирским человеком, – это верно, как и митрополит Амвросий, после вашего помазания, не имеет права считаться от вас митрополитом. Но главное: вы неверно поняли послание. Вы прочитали: мирские человецы поставляются в сан, и остановились, не докончивши главного, что более всего вам следовало бы знать. В сан, – сказано, – в нем же беша, или пресвитери, или диакони, или ино что, – вот чего вы не дочитали, отчего и здравый смысл исказили. Теперь и ясно, что принятые по 95-му правилу Шестого Вселенского собора епископ, пресвитер или дьякон по миропомазании поставлялись в те степени священства, в которых они были в новатианстве. Как же у вас-то обошлось дело без поставления помазанного вами митрополита Амвросия? В это время один из пассажиров сделал замечание относительно существования миропомазания у раскольников. |
Самым важным и самым прискорбным для раскола событием в этой борьбе двух толков было то, что Кирилл, склонившись за деньги на сторону противуокружников, поставил им особого епископа на Московскую кафедру, некоего Антония, который в отличие от занимавшего тогда эту кафедру Антония, подписавшего Послание, назывался 2-м, также Муравлевским, по имени купца Муравлева, главного из московских противуокружников. С этого времени австрийская иерархия разделилась на двое: на противуокужническую и окружническую; обе считают одна другую еретическими, и борьба между окружниками и противуокружниками с этого времени сделалась ещё упорнее и непримиримее. Теперь епископы-окружники, даже не сочувствующие Посланию, по необходимости должны были защищать его, чтобы не дать преимущества епископам-противуокружникам. Впрочем, Антоний-окружник всегда готов был пожертвовать Посланием, к которому никогда не питал расположения, лишь бы восстановить мир в Австрийской иерархии; но все его попытки в этом роде были тщетны. Преемник Антония – Савватий недавно (1-го декабря 1884 г,) подтвердил прежние уничтожения Окружного Послания ради мира с противуокружниками; но мира ожидать невозможно. Противуокружники и окружники остаются и останутся в разделении. Окружники успели завладеть Рогожским кладбищем, где открыто теперь служат их попы: это им дало большое преимущество перед противуокружниками не только в Москве, но и в других местах России. 15 Многие спрашивают: какие иереи и по какому убеждению могли решиться переходить в раскол с проклятием православной церкви и с повторением таинства миропомазания? Что раскольники убедительных доказательств о мнимых ересях православной церкви и о правоте раскола православному священнику представить не могли, это понятно само собою, – да и представлять такие доказательства они совсем не старались, а посылали обыкновенно для разыскания священников людей простых, не сведущих в писании, умевших только обольщать обещаниями материальных выгод будущему своему пастырю. Отсюда само собою понятно, какой нравственности священники решались подвергаться чиноприятию, то есть проклятию св. церкви и перемазыванию. |
Чем отличаются лужковцы от других беглопоцовцев? Тем, что приняли некоторые, свойственные беспоповцам мнения, а именно: антихрист уже царствует и вскоре должна наступить кончина мира; не нужно принимать присяги, поступать в военную службу и приносить просфору за царя. Какой из поповщинских толков самый распространенный, опасный и вредный для православия? Толк приемлющих австрийское или белокриницкое священство. Последователи его составляют общего количества всех раскольников и находятся в большинстве епархий Европейской России, в Сибири и за границей. Толк этот имеет трехчинную иерархию и все таинства, хотя и не законные. Молитвенные здания его, по своему внутреннему устройству и богатству украшений, совершенно сходны с православными храмами; их священно-служители облачаются в такие-же священные одежды, как наши, стараются истово отправлять церковные службы и пользуются полною свободою не только при совершении богослужения, но и при переездах по России с целью утверждать своих единомышленников в вере и совращать православных в раскол. Когда, где и кем основан этого толк? Этот толк основан в 1846 г. в Австрии, в селении Белая Криница (отсюда и название толка). Главными деятелями по его учреждению были беглопоповские монахи: Павел Белокриницкий, Геронтий и Алимпий, которые сманили к себе заштатного босносараевского митрополита Амвросия и тайно увезли из Константинополя в Белую Криницу. Там он был принят в раскол таким же чином 14 , каким принимались беглые попы, совершал архиерейские служения для раскольников, посвятил нескольких из них в священники и диаконы, а двух – даже в архиереи. Последние тоже начали ставить священников и архиереев. Таким образом, австрийская иерархия распространилась сначала за-границей, а затем и у нас в России. В настоящее время архиереев и попов – «австрийцев» очень много. Главными центрами толка приемлющих австрийское священство служат Москва с ее Рогожским кладбищем и Белая Криница. Как разделяются последователи толка приемлющих австрийское священство? |
Из вывода, сделанного миссионером в конце своей речи, следовало, что австрийская иерархия не канонична, и, как таковая, безблагодатна, а стало быть, все, принимавшие ее, погибли, а продолжающие принимать, неизбежно погибнут, если не обратятся к православной церкви. Вывод показался старообрядцам обидным, так как миссионер заживо всех их записывал кандидатами в ад. Обидно становилось и оттого, что православные, восхищенные блестящей речью миссионера, стали бросать в их сторону полунасмешливые взгляды. Со стороны старообрядцев поднялись возражатели. Начался диспут. Обычно скромные старообрядцы на сей раз держали себя слишком развязно, высоко подняв головы, и даже вызывающе. Объяснялось это отчасти понятным желанием не унизить себя в глазах многочисленной отчасти же появлением Высочайшего Манифеста о веротерпимости, который многими из старообрядцев был понят в том смысле, что теперь с миссионером говори, что хочешь, и ругай его, как за это ничего не будет. Первому натиску возражателей миссионер дал удачный отпор и остановился, ожидая новых возражений. Желающих возражать поднялось еще больше. Диспут разгорался. За архиерея миссионеру не пришлось беспокоиться. Владыка сидел, молчаливо слушал споривших и, казалось, не обнаруживал никакого желания говорить. Публика слушала диспут с интересом. Из толпы раздавались то одобрительные, то отрицательные возгласы по адресу той или другой из споривших сторон. Порой подымался благодаря этому шум, так что приходилось призывать к тишине. Значительно уступая миссионеру в знании церковной истории и догматов веры, старообрядцы брали верх над ним остроумием и разными колкими выходками по адресу защитников православия. Особенно отличался в этом отношении известный среди старообрядцев Афанасий Митрич. Его колкие замечания почти каждый раз вызывали в толпе смех. Афанасий Митрич, видимо, был в ударе. По всей вероятности, стечение многочисленной публики и присутствие на собеседовании православного архиерея действовали на него возбуждающим образом. |
С другой стороны, соборные клятвы на старые обряды сняты не были, и сами единоверцы видели «неискренность церковной власти в деле единения старообрядцев с Церковью на условиях единоверия» . А старообрядцы, не принявшие единоверия, считали единоверцев отступниками и предателями тех убеждений, за которые гибли на кострах и в застенках их прадеды. В XIX веке единоверие получило развитие благодаря инициативе старообрядцев, с одной стороны, и заинтересованности некоторых иерархов Российской Церкви при поддержке правительства, с другой стороны. «К концу царствования Николая I в России насчитывалось 179 единоверческих приходов, записанными единоверцами назывались 200 тысяч человек» . К началу XX века число единоверческих приходов увеличилось. Существуют разные точки зрения на вопрос, сколько именно приходов единоверцев появилось за это время. Исследователи называют разные цифры: от 278 до 600 приходов. Изменение числа этих приходов в период с конца XIX до начала XX колебалось, то возрастая, то несколько уменьшаясь: «Рост числа единоверческих приходов можно объяснить миссионерской работой. Уменьшение числа приходов представляется возможным связать, с одной стороны, с уходом единоверцев в раскол, а с другой – с преобразованием единоверческих церквей в православные» . не менее, согласно некоторым источникам, «в 1917 году в России насчитывалось около 600 единоверческих приходов, девять мужских и девять женских монастырей, одна женская иноческая община (учреждена в Твери в 1905 году)» . можно говорить и о росте числа самих единоверцев как минимум вдвое. В 1840-е гг. в местечке Белая Криница в Австрии была основана неканоническая старообрядческая иерархия, получившая название Белокриницкая, или Австрийская, иерархия и ставшая очень популярной среди единоверцев. |
|