Список статей по запросу «Ииую» расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома Православной энциклопедии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Ииую» найдены статьи: АБАБКОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ И ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Нижегородской и Арзамасской епархии) АБАКАНСКАЯ И ХАКАССКАЯ ЕПАРХИЯ Русской Православной Церкви АБРЭХА И АЦБЭХА легендарные цари Эфиопии АВГУСТИН И ЕГО МАТЬ ФЕЛИЦИТА ок. 255), мученики (пам. зап. 15 нояб.) АВКТ, ТАВРИОН И ФЕССАЛОНИКИЯ мученики Амфипольские (пам. 7 нояб.) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АВРААМИЙ И КОПРИЙ ПЕЧЕНГСКИЕ преподобные (пам. 4 февр. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) АВРЕЛИЯ И НЕОМИЗИЯ (X в.?), святые (пам. зап. 25 сент.), почитаются в г. Ананьи (Центр. Италия) АВСАНИЙ, ФИЛИМОН и ЛУКИЯ мч. (пам. копт. 19 февр.) АВУНДИЙ, АБУНДАНЦИЙ, МАРКИАН И ИОАНН 303), мч. Римские (пам. зап. 16 сент.) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям 1998 - 2020 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». |
Бароний довольствуется тем, что, перефразируя текст Диона, говорит, что Марция была: christianorum Аббат Дарра (Darras) дает такое объяснение (в его «Истории церкви») симпатий Марции к христианам, с которым невозможно согласиться, так как оно не находит для себя опоры ни в одном древнем произвольным мнением. «Христиане, говорить Дарра – столь преследуемые в царствование Марка Аврелия, сделались, после известного чуда с громоносным легионом, предметом общественного уважения. И фаворитка Коммода, при её порочной жизни, не имела лучшего средства помирить с собою общественное мнение, как объявив себя покровительницею христиан. Шампаньи высказывал сомнение касательно принадлежности Марции к христианству, а де-Росси совсем отрицает чтоб эта фаворитка могла быть христианкою; но с другой стороны Ленорман, писатели готовы утверждать, что эта женщина бесчестных нравов была действительной христианкой. После этого замечания, Селенэ обращается к точнейшему расследованию, кто такая была ли считать ее в самом деле христианкою. Марция, – говорит автор, опираясь на авторитет Аврелия Виктора, – происходила из низшего сословия, умела обратить на себя внимание праздных людей своею грациею. Думаю, что к ней, Марции, относятся надписи, найденные в Ананьи, в которых выражается благодарность кроме Марции еще какому-то Еводию. Под именем этой Селенэ разумеет Марцию, о которой у нас Марка Аврелия – Еводия; они восстановили термы в городе граждане поставили им статую с надписью, восхваляющую заслугу этих благодетелей. К этому заключению автор приходит на основании следующих соображений. Еводий был отпущенником или Марка Аврелия с Люцием Вером, или Марка же Аврелия с сыном его Коммодом. Мы знаем во всяком случае отпущенника Еводия в царствование Септимия Севера. |
Он назван «триумфатором», изваяние которого не тронули века. Император сидит на бронзовом коне, и «в складках падает с плеча / Простая риза, не порфира. / И нет в руке его меча». В его облике сочетаются простота и величие, но от его «царственного лика» веет «грустью неземной». Марк Аврелий в восприятии поэта провидец, понимавший, что «погибнет Рим отцов», и мудрый государственный деятель, отдавший «все, что было в жизни», «последний вздох» своей родине, и философ, с грустью осознававший бренность бытия. Этот образ воссоздается и в статье: император с «печальным, кротким, почти христианским лицом», «добрый гений человечества». Сравнение, в котором время Марка Аврелия уподобляется современности, — В тяжелый век он жил, как мы, Он жил во дни борьбы мятежной, И надвигающейся тьмы, И грусти безнадежной , — возникает и в тексте статьи. «Настроение эпохи Марка Аврелия соответствует настроению конца нашего века, — пишет Мережковский. — То же внешнее благосостояние и внутренняя тревога, тот же скептицизм и жажда веры, та же грусть и утомление». «Аналогии», которые будто бы не заметил и не провел Э. Ренан между своим временем и эпохой императора, Мережковский проводит сам, изучая духовный опыт Марка Аврелия. Источником для его наблюдений стали записки императора, «живая книга», от чтения которой «испытываешь сладкое и глубокое ощущение». Его вызывают «собственные, никому не высказанные мысли», встретившиеся «в произведении человека далекой культуры, отделенного от нас веками», страх смерти, испытанный им с такой же силой, как и современниками: «Он преследует людей XIX века самых различных темпераментов, национальностей и направлений, одинаково Бодлера, как Леопарди, Байрона, как Толстого, Флобера, как Ибсена». |
Мы наперед говорим вам, что не избежите будущего суда Божия, если не отстанете от неправды, а мы воскликнем: что Богу угодно, то пусть и будет». В подкрепление своего прошения он прилагает (гл.69) указ императора Адриана о христианах к Минуцию Фундану, запрещающий осуждать их по одним доносам. Позднейшие переписчики присоединили к нему еще два указа: императора Антонина к обществу азийскому, и императора Марка Аврелия к сенату, в коем победа над Маркоманнами приписывается молитве христиан (гл. 70 и 71). Когда была написана и представлена эта апология – на этот вопрос ученые отвечают весьма несогласно между собою. Из надписания ей, в котором Марк Аврелий (Вериссим) еще не называется соправителем, ни кесарем, заключали. что она явилась вскоре после восшествия на престол императора Антонина Благочестивого, но до объявления Марка Аврелия кесарем, последовавшего в 139 году: таким образом время происхождения первой апологии относили к концу 138 или началу 139 г. Но такое заключение несогласно с следующими обстоятельствами: 1) Марк Аврелий, упоминаемый Иустином в числе царственных лиц, к коим обращается апология, в означенное время был молодым человеком 18-ти лет, еще не пользовавшимся известностью и правительственной властью; между тем в апологии дело представляется так, что не только благочестие в лице императора Антонина, но и мудрость в лице Марка Аврелия, прозванного философом, восседали на престоле правителей римской империи. Так, обращаясь к ним в самом начале апологии, Иустин говорит: вы называетесь благочестивыми и философами (гл. 2, снес. 3), – и переносит нас в то время, когда оба они славились повсюду, как благочестивые и философы. А Марк Аврелий был сделан соправителем Антонину в 147 году. |
Он был воспитателем в заговоре этого последнего против Плавциана, фаворита Северова, Каракалла вознаградил его заслуги; этот Еводий сделался очень богат, на что есть ясные свидетельства. Но именно этого-то отожествлять с тем лицом, которое вместе с Марциею, содействовало восстановлению терм Ананьи, так как в другой надписи, найденной в том же месте, благодетель города Ананьи прямо назван Еводием, отпущенником Марка Аврелия. – Марция, о которой говорит надпись в Ананье, была тоже отпущенницей, но только с еще более видною ролью. Она не была рабынею, а именно отпущенницею, потому что рабы имели менее случаев достигнуть богатства, чем отпущенники. Марция обогатилась своим ремеслом куртизанки, так как в те времена это ремесло давало возможность разбогатеть. А разбогатев Марция могла сделаться восстановительницей терм в Ананье. Нет ничего том, что город ставит ей статую. Город мог позволить себе оказать эту исключительную почесть, принимая во внимание её интимные отношения к императору. Из жизни Марции Селенэ отмечает следующие факты: Марция, будучи еще очень молодою, сделалась рабою императора Марка Аврелия, как это видно из того, что она воспиталась при дворе императора, а таким императором, без сомнения, должно считать именно Марка Аврелия, Коммода; в царствование же Коммода она уже была влиятельною фавориткою. Воспитателем Марции был евнух Гиацинт. Невозможно определить с точностию, в чем состояла его должность. Известно, что несмотря на эдикт Домициана, запрещавший всякого рода кастрацию, как при дворе, более важных домах все еще встречалось известное число евнухов; и в более позднее время, под влиянием вредных восточных идей, императоры только евнухов имели своими прислужниками. Легко понять, что Коммод очень скоро обратил внимание на красивую отпущенницу, бывшую при дворе. |
Такой осенний день в истории — век императора Марка Аврелия. По–видимому, всюду распространяются блага римской цивилизации — «pax Romana» , и вместе с нею внешнее счастье, просвещение и материальное довольство. Народы благодарны императору, все его любят, ничто не угрожает внутреннему процветанию государства. Люди не знают, на что жаловаться, а между тем чувствуют необъяснимые, с каждым днем возрастающие тревогу и утомление. Над этим культурным обществом, завершившим цикл развития и достигшим зрелости, веет предчувствием смерти. И мудрость великого Цезаря сияет над миром, обреченным на гибель, как позднее солнце осени, никого не утешая и не радуя. Настроение эпохи Марка Аврелия соответствует настроению конца нашего века. То же внешнее благосостояние и внутренняя тревога, тот же скептицизм и жажда веры, та же грусть и утомление. Ренану стоило только оглянуться на современное общество, чтобы заимствовать тысячи аналогий, посредством которых он умеет придавать рассказу о далеком прошлом столько жизни и художественной правды. Быть может, нет в истории ничего трогательнее, чем тяготение друг к другу, бескорыстная духовная связь, соединяющая мыслителей, разделенных веками. В самом деле, Ренан любит Марка Аврелия, как человек любит человека, родного ему по духу. Что же это за таинственное духовное сродство современного скептика с римским императором второго века?.. Вот с каким благоговением и нежностью говорит Ренан о культе, который воздавали Марку Аврелию после его смерти («numen Antoninum» ): «Никогда культ не был более законным, и в настоящее время мы его разделяем. О да, все мы готовы скорбеть о Марке Аврелии, как будто вчера еще он умер. Вместе с ним царствовала философия. Благодаря ему мир одно мгновение был управляем лучшим и величайшим человеком времени. Во всяком случае, важно, что опыт был сделан. Будет ли он повторен? Воцарится ли, в свою очередь, современная философия, как древняя? Найдет ли она своего Марка Аврелия, окруженного Фронтонами и Юниями Рустиками? Правление человеческими делами будет ли еще раз принадлежать мудрейшим? Впрочем, не все ли равно? Это царство не могло бы продлиться больше одного дня и, без сомнения, еще раз за ним последовало бы царство безумцев. Привыкнув с улыбкой созерцать вечную смену человеческих иллюзий, современная философия слишком хорошо постигла закон мимолетных увлечений толпы» . |
В «хронике» «церковной истории» III, 32.36.33, т. e. вовсе недатированная кончина св. Игнатия вставлена в датированную оправу, и вся совокупность фактов траянова гонения записана под Почему выбор пал на этот год? Быть может, Евсевий руководствовался «medio царствовал (IV, 3) «ровно двадцать лет без 6 (25 янв. 98 9 авг. 117). Это наблюдение, если оно не ошибочно, имеет значение и для другого вопроса еще более кончины св. Поликарпа. Против Ваддингтона упорно выдвигают авторитет «хроники» Евсевия, где факт записан под 2183 г. Авраама,=7 Марка Аврелия=167 по Р. Хр. Но эта запись тоже отзывается «золотою срединою». и главным к кончине св. Поликарпа; но под тем же годом значится и гонение в Галлии, которое в «церковной истории» приурочено к 17 году М. Аврелия (=7 марта 177 – 6 марта на римскую кафедру вступил Елевфер, к которому лионские исповедники писали послание (V, 4). Следовательно под 167 г. записан конгломерат фактов, из которых такая хронология может быть только приблизительной. В «церковной истории» Евсевий указывает два хронологических пункта: при Аниките римском св. Поликарп в Рим – quo, который, по тону Евсевия, очень недалек от при Елевфере Ириней, бывший в молодости учеником Поликарпа, был уже епископом лионским (V, Аникитой и Елевфером римской церковью восемь лет (V, 1, 1) правил Сотир: 167-й год, по «хронике», есть 4-й год Сотира. 1 Из сокращенных цитат, встречающихся ниже, нуждаются в особых пояснениях разве следующие три: Д. вс. с, I, 892, M., IV, 1457. Это значит: «Деяния вселенских соборов, изданные в русском переводе при казанской духовной академии, том I, стр. 892, – место, читаемое y Mansi в tom. |
В положительной части своего учения Татиан менее удачлив, чем в критике. Он осудил греческую философию, не успев ее понять, и стал на защиту христианства, не успев разобраться в Писании. Результатом было множество философских противоречий и догматических ошибок. Последние в конце концов увели его за пределы христианства и сделали на все времена «еретиком», основателем секты энкратистов. Современные католические историки любят с облегчением констатировать, что этот ненавистник античной культуры окончил свои дни вне лона церкви . В отличие от них весьма почитаемый католиками «учитель церкви» Иероним Стридонский говорил о сочинении Татиана Сгаесоз» как «о лучшем и полезнейшем из всех произведений» этого апологета (Бе 47). Такая оценка, конечно, не означает, что этот выдающийся филолог и знаток античности разделял мнения Татиана. Скорее в ней отразилась известная, так и неосуществленная мечта Иеронима искоренить в себе дух Цицерона и Сенеки и стать «чистым» христианским писателем. Но даже сам Татиан, казалось бы почти свободный (в отличие от Иеронима) от искушающего блеска греческой образованности, не смог избежать античных языческих влияний. Тем более не могли избежать их мыслители такой большой культуры, как Иероним и ему подобные. В смысле зависимости от античной образованности ближе, чем Татиан, к Иерониму стоит следующий Афинагор, ближе к философский антипод Теофил. И ТЕОФИЛ По преданию, Афинагор до обращения в христианство был афинским языческим философом, современником Марка Аврелия. Известно также, что в конце правления Марка Аврелия в Южной Галлии и Африке имели место массовые гонения на христиан. Эти два обстоятельства, по–видимому, наложили свою печать на мировоззрение Афинагора. |
Почему выбор пал на этот год? Быть может, Евсевий руководствовался правилом o золотой средине: «medio tutissimus ibis!». A Траян царствовал (IV, 3) «ровно двадцать лет без 6 (25 янв. 98 9 авг. 117). Это наблюдение, если оно не ошибочно, имеет значение и для другого вопроса еще более сложного: о годе кончины св. Поликарпа. Против Ваддингтона упорно выдвигают авторитет «хроники» Евсевия, где факт записан под 2183 г. Авраама,=7 Марка Аврелия=167 по Р. Хр. Но эта запись тоже отзывается «золотою срединою». Дата ближайшим и главным образом относится к кончине св. Поликарпа; но под тем же годом значится и гонение в Галлии, которое в «церковной истории» V, 1 приурочено к 17 году М. Аврелия (=7 марта-177 – 6 марта 178 г.), когда на римскую кафедру вступил Елевфер, к которому лионские исповедники писали послание (V,4). Следовательно под 167 г. записан конгломерат фактов, из которых слагается все гонение, a такая хронология может быть только приблизительной. В «церковной истории» Евсевий указывает два хронологических пункта: при Аниките римском св. Поликарп был еще жив, и приходил в Рим (IV, 14),–terminus a quo, который, по тону Евсевия, очень недалек от terminus ad quem; при Елевфере Ириней, бывший в молодости учеником Поликарпа, был уже епископом лионским (Т, 5, 8.9). Между Аникитой и Елевфером римской церковью восемь лет (V, 1, 1) правил Сотир: 167-й год, по «хронике», есть 4-й год Сотира. 1 Рассказы Диоскора о халкидонском соборе по-видимому не увидят конца. Revue если не прекратилось совсем, то приостановилось на 2 за 1883 г. В этом последнем выпуске нет ничего по церковной истории. К удовольствию интересующихся ею «житие Афу» издано все (без пропусков и до конца) в 1 1883 г., pp. 27–33. |
В начале XX века в Смирне происходили события, которые вполне можно расценивать и как исполнение пророчеств Книги Откровения для конкретной Церкви. Осенью 1922 года в городе произошло страшное столкновение турецкого и греческого населения, записанное в истории как «смирнская катастрофа». Кровопролитие началось 28 августа, усилилось 9 сентября и закончилось 17 сентября. За 10 дней было уничтожено практически всё православное население Смирны, по некоторым источникам, до 100000 человек. Эти события были описаны американскими и европейскими свидетелями, исполнявшими в Смирне дипломатические или военные миссии в 1922 году (Э.Хемингуэй. В порту Смирны. – М., 2009). Сегодня в Измире о христианской Церкви напоминают лишь немногочисленные археологические находки – есть все основания предполагать, что страшное пророчество Книги Откровения об этой Церкви исполнилось через 18 столетий. История археологических раскопок в Смирне Археологические работы в Смирне были начаты в 1932 году совместной турецко-немецкой экспедицией, прерваны на время 2-й мировой войны и продолжены только в 1997 году. Археологические раскопки в районе Смирны затруднены, так как на каждом новом этапе своего развития город перестраивался на основаниях прежних эллинистических и римских построек. Наиболее интересны руины гражданской агоры (в римский период – форум), которые находятся в квартале Намазгах (Namazgah) современного Измира. Эта агора была возведена во времена Марка Аврелия после землетрясения 178 года. Центральная площадь агоры имеет размеры 135x86 метров, с западной и восточной сторон агора была украшена колоннадами, ныне частично восстановленными. Одна из арок западного портика украшена вырезанным из камня портретом Фаустины, жены Марка Аврелия. Это каменное изображение было установлено главой местной администрации в благодарность за финансовую помощь городу после землетрясения. |
|