ГАРЛАНДИА расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома Православной энциклопедии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАРЛАНДИА предыдущая статья следующая статья печать библиотека Т. 10 , С. 426 опубликовано: 3 ноября 2010г. ГАРЛАНДИА Иоанн де, франц. муз. теоретик (XIII в.) - см. Иоанн де Гарландиа . Рубрики: Церковная музыка Ключевые слова: Теоретики музыки Гарландиа Иоанн де, французский музыкальный теоретик (XIII в.) - см. Иоанн де Гарландиа См.также: АВРЕЛИАН ИЗ РЕОМЕ (IX в.), мон.-бенедиктинец, муз. теоретик АГАФОКЛИС Панайотис (XIX в.), греч. муз. теоретик и преподаватель АДАМ ФУЛЬДСКИЙ (ок.1445 – 1505), нем. церк. композитор, теоретик, поэт и историк АЛЕКСАНДР МЕЗЕНЕЦ (Стремоухов; нач. XVII в.– после 1667), мон. звенигор. Саввино-Сторожевского мон-ря, муз. теоретик Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям 1998 - 2020 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». |
Список статей по запросу «Моно» расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома Православной энциклопедии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Моно» найдены статьи: АВРААМИЙ игум. мон-ря во имя Всемилостивого Спаса, прп. АВРААМИЙ (Алексий; 1640), мон., возобновитель Макариева Желтоводского мон-ря АВРААМИЙ не ранее 1702), мон., строитель Андреевского московского мон-ря АВРААМИЙ КОРЯЖЕМСКИЙ прп. - см. Авраамий, прп., игум. мон-ря во имя Всемилостивого Спаса АВРААМИЙ УГЛИЧСКИЙ 1611 ?) игум. Угличского Богоявленского муж. мон-ря в нач. XVII в. АВРЕЛИАН ИЗ РЕОМЕ (IX в.), мон.-бенедиктинец, муз. теоретик АГАВР визант. мон-рь в р-не Вифинского Олимпа АГАПИТ (Введенский Петр Иванович; 1799-1877), архим. Новоспасского московского мон-ря АГАФИЯ ЕЛЕЦКАЯ (ок.1689 – до 1770), мон. елецкого Знаменского жен. мон-ря на Каменной горе АГИАС Богоматери Живоносный Источник жен. мон-рь в митрополии Сироса, Тиноса, Андроса (Элладская Церковь) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям 1998 - 2020 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». |
Evang. II 51). Так как в основу своего сочинения А. положил Евангелие от Матфея, в последней книге он указывает на те места, к-рые встречаются только в Евангелиях от Марка, Луки и Иоанна. А. Р. Фокин А. о музыке Трактат А. «Шесть книг о музыке» (De musica libri sex, 387) - единственная написанная книга из запланированного А., но неосуществленного цикла трактатов о свободных искусствах ( artes liberales ) - содержит знаменитое определение музыки: «Musica est scientia bene modulandi» (Музыка - наука о хорошем соизмерении; последнее слово может также означать «пение», «размеренное чтение», «ритм», «мелодия» и др.) с подробным эстетико-философским разъяснением каждой его части (De mus. I 2-4). Это определение, происхождение к-рого прочно связано в науке с именем А., неоднократно цитировалось, интерпретировалось и видоизменялось на протяжении последующих полутора тысячелетий ( Кассиодор Марциан Капелла , трактат «Scolica Enchiriadis» (см. Анонимы ), Аврелиан из Реоме , школа Иоанна де Муриса , Франкино Гафури и мн. др.) и до сих пор считается едва ли не самым обобщенным и многозначным определением музыки. Главную часть трактата А. (первые 5 книг) занимает фундаментальная теория ритма (гл. обр. стихотворного), явившаяся кульминационной точкой развития античной метрики. Здесь А. отталкивается от учения лат. грамматиков: Викторина Мария, Элия Доната и др. (см.: Grammatici Latini / Ed. H. Keil. Lipsiae, 1857-1880. Vol. 1-8.), однако полностью перерабатывает его, связав традиц. правила метрики с числовыми закономерностями, что делает его ритмологию уникальной для античной эпохи. Метрика А. не получила сколько-нибудь значительного отклика в науке ср. веков и Возрождения; важнейшие исключения - «Opus majus» и «Opus tertius» Р. Бэкона (1214-1294), а также «Семь книг о музыке» Франсиско Салинаса (1513-1590), изобилующие ссылками на ритмологию А. Наиболее известная часть трактата «О музыке» - 6-я, содержащая знаменитое учение о восприятии. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВРЕЛИАН ИЗ РЕОМЕ предыдущая статья Т. 1 , С. 183 опубликовано: 23 октября 2007г. АВРЕЛИАН ИЗ РЕОМЕ [лат. Aurelianus Reomensis], мон.-бенедиктинец, муз. теоретик. Жил во Франции, в мон-ре св. Иоанна в Реоме, поэтому в лит-ре его иногда называли «Аврелиан из Мутье-Сен-Жан». О времени написания им трактата «Musica disciplina» - сер. IX в.- можно судить по предисловию, в к-ром А. из Р. посвящает свой труд внуку Карла Великого - аббату Бернарду (о последнем известно, что в 843 г. он был архикантором, а впосл.- архиепископом - Acta Sanctorum ordinis sancti Benedicti in saeculorum classes distributa / Ed. J. Mabillon, L. d Venezia, 1733-17402. T. 4. Pars 2. P. 251). Наибольшую ценность представляют гл. VIII-XX, содержащие первое в истории музыки учение о григорианских ладах («церковных тонах» - см. Григорианское пение , Modus ), сведения об их количестве и подразделении на автентические и плагальные . А. из Р. подробно характеризует каждый из 8 тонов, приводя примеры из богослужебного репертуара. Кроме того, здесь дана характеристика еще 4 «новонасажденных» (букв. «новообращенных» - neophyti) тонов, добавленных, по словам А. из Р., Карлом Великим для архаичных, не «вписавшихся» в заимствованную от греков ладовую систему, песнопений (Cap. 8, 16 / Ed. Gushee. P. 82, 110). Важную часть модальной теории А. из Р. составляет первое в истории учение о дифференциях (в оригинальной терминологии - varietates, divisiones), а также учение об интонационных формулах типа NOEANE (см. Мнемонические формулы ). В своем трактате А. из Р. отмечал влияние ритмической структуры текста на мелодию. Ранее часть трактата ошибочно (на основании нек-рых позднейших рукописей) приписывалась Алкуину . Уникальность трактата А. из Р. состоит в том, что этот труд (за исключением незначительных компиляций Боэция , Кассиодора , Исидора Севильского , на основе к-рых составлены гл. I-VII) является первым из дошедших до наст. времени муз.-теоретических руководств по антифонной псалмодии (см. Антифон ) и фиксирует певч. практику времени перехода от устной традиции к письменной. |
Др. сын Карла, Карломан, впосл. аббат Реома, в 869-870 гг. поднял мятеж против отца и был низложен. После этого светским аббатом обители стал Людовик Заика (кор. зап. франков в 877-879). Вероятно, в связи с угрозой со стороны норманнов мон-рь был перенесен на более защищенное место и получил название Мутье-Сен-Жан. В этот период в обители жил муз. теоретик Аврелиан из Реоме , сочинения к-рого свидетельствуют о тесных связях между мон-рем И. и аббатствами св. Германа в Осере и св. Бенигна в Дижоне. Связи с мон-рем Клюни укрепились после назначения аббата Клюни св. Майоля 994) настоятелем обители И. и ее присоединения к Клюнийской конгрегации (ок. 983). В 992 г. Майоль передал управление обителью ученику Вильгельму из Вольпиано, настоятелю аббатства св. Бенигна в Дижоне, к-рый был известен как деятельный реформатор мон-рей. Преемник Вильгельма Гельдрик 1009), др. ученик св. Майоля, был также аббатом мон-рей св. Германа в Осере и св. Петра во Флавиньи ( Bouchard C. B. Sword, Miter, and Cloister: Nobility and the Church at Burgundy, 980-1198. Ithaca (N. Y.), 1987. P. 427). Присоединение мон-ря Мутье-Сен-Жан к конгрегации Клюни способствовало распространению почитания И., а также расширению контактов с др. мон-рями Франции. Аббат Бернард II (1109-1133) привлек к перестройке обители мастеров из Клюни. В XII в. Мутье-Сен-Жан стал одним из наиболее крупных и богатых мон-рей Бургундии. Лит.: Roverius P. Reomaus sive historia monasterii S. Joannis Reomaensis. P., 1637; F. Zur Kritik der Vita S. Johannis Reomaensis: Eine kirchengeschichtliche Studie // SAWW. 1885. Bd. 109. N 4. S. 319-398; Krusch B. Zwei Heiligenleben des Jonas von Susa. I: Die Vita Johannis Reomaensis // MI?G. |
сошедший в пещь огненную к Седраху, Мисаху и Авденаго в земле Вавилонской и не допустивший их быть поврежденными огнем, Ты, владыко Иисусе Христе, свет непостижимый, отчее таинство, слава непостижимая, десница Бога вышнего, воплотившийся грехов наших ради и явившийся среди человеков в образе человека, спаси души, совращенные дьаволом, которые он погубил и низвел в преисподнюю ада, как поступает и Аврелиан, ученик В то время, как они так молились, клокотавшая смола превратилась в холодную воду, так что все предстоявшие дивились силе Божией. 7 . Аврелиан же, увлеченный свойственным ему безумием, не прославил Бога, но, думая, что это произошло под влиянием искусства волхвования, приказал извлечь их из котла. От них не было запаха смолы, и в котле оказалась не смола, а холодная вода. Аврелиан сказал им: воображаете, что вы сейчас заставили предстоящих поверить, что вам дана была помощь от Бога вашего и что не вы это сделали волшебством. Клянусь богами, я добьюсь того, что вы, истерзанные, будете истреблены огнем, если не подойдете [к алтарям] и не пожрете В ответ Павел сказал: не можем оставить Бога живого, сотворившего небо и землю, спасшего нас из тьмы, Который избавит нас и из твоих рук, тиран Аврелиан. Ты не убедишь нас поклониться поддельным камням и глухому и бездушному дереву. Итак, измышляй муки, какие хочешь, чтобы узнать силу Бога 8 . Аврелиан приказал принести два железных ложа и углей из общественной бани, сильно раскалить ложа и, намазав мучеников свиным салом, возложить на эти ложа. Когда они были брошены поверх огня, Аврелиан сказал: я хочу вкусить мяса, ибо я превзошел все ваше искусство, дабы вы познали, кто такой Аврелиан, а Христос ваш не возможет прийти и теперь и помочь Иулиания сказала: Христос с нами и помогает нам и не допустит огню коснуться нас. |
И брата твоего я прощу за его дерзость и дам ему более высокий Иулиания, возведя очи к небу и перекрестившись, засмеялась. Аврелиан сказал ей: ты, презрев мою великую милость, Иулиания сказала: презрела я твоей милости, но смеюсь и радуюсь потому, что мой небесный Жених, хотяший всякому человеку спастись 73 , восседает на Святом престоле своем, и я созерцаю красоту божества Его, которою Он побуждает меня к подвигам. А к тебе я отношусь, как к болтливому пустослову, потому что ты, будучи, по-видимому, царем, поклоняешься камням и Аврелиан в ярости сказал: ее и мучьте жестоко, дабы она поняла, что стоит перед царским Когда палачи начали мучить ее, Павел сказал ей: моя, не бойся мучений тирана и не трепещи его угроз; потерпим немного, чтобы упокоиться в Аврелиан сказал: мучьте ее, приговаривая ей: Не говори дерзостей и Услышав это, Иулиания рассмеялась и сказала ему: тиран и беззаконник, Господь Иисус Христос облегчает мои страдания, и я не чувствую Аврелиан сказал: ты и много пустословишь, как будто выдерживая муки, но при дальнейших мучениях не Иулиания сказала: не допускает меня быть побежденною тобой, ибо Он Сам мне помогает и теперь, и всегда, и до конца, чтобы ты узнал силу Бога моего и терпение нас, христиан. А тебя Бог мой накажет вечным огнем, ибо Он востребует у тебя загубленных тобою 6 . В ярости Аврелиан приказал принести котел, бросить в него смолу и развести снизу [столь сильный] огонь, что никто не мог приблизиться, затем велел ввергнуть в котел Павла и Иулианию. По ввержении святые возвели очи к небу и как бы едиными устами молились, говоря: Боже отцов наших, Авраама, Исаака и Иакова. |
И сказал ей Аврелиан: бесстыднейшая женщина, стыдись, как подобает Иулиания, улыбнувшись, сказала: Аврелиан, я принимаю твое наставление, выраженное в словах твоих ко мне: Будучи женщиной, стыдись. Я действительно стыжусь Христа, Сына Бога живого, сущего перед лицом моим, и не могу оставить Его и поклониться Аврелиан гневался, будучи осмеиваем ими, и приказал палачам подносить огонь ко всем частям тел их. Когда палачи, по приказу тирана, стали подносить огонь, вся толпа граждан, стоявших кругом и взиравших на святых мучеников, закричала: Аврелиан, неправедно судишь, неправедно мучишь. Они не хотят приносить жертвы, – изреки им Аврелиан, устыдившись народа и вместе с тем убоявшись, чтобы против него не подняли восстания, изрек им приговор, повелев отсечь им головы, а тела бросить псам, зверям и птицам небесным. 26 . Получив приговор в семнадцатый день месяца Августа, они вышли, радуясь и воспевая псалом: спас нас. Господи, от стужающих нам и ненавидящих нас 84 . Когда они пришли на место вне города, Павел попросил спекулятора усекнуть Иулианию ранее себя. Иулиания, перекрестив лицо свое, с радостью протянула шею, и спекулятор усекнул ее мечом. Павел, увидев, что сестра его скончалась во Христе, возвел очи свои к небу, возблагодарил Бога и, перекрестившись, протянул шею свою, и спекулятор усекнул мечом и его. 27 . Тела их лежали вне города, и христианам не дозволялось подобрать их; они охранялись воинами по приказу Аврелиана. И приходили волки, псы и птицы небесные и садились вокруг тел святых мучеников Христовых и стерегли их. Видя какие-либо другие [существа], напр., мух, поверх святых тел, они отгоняли их, отмахивали крыльями и не позволяли приблизиться к святым телам. |
20 . Все происшедшее было доложено Аврелиану, и он повелел побить их в яме камнями. И вот внезапно с небес раздался грохот грома, со множеством молний, узрены были двигавшиеся тучи, полные огня, которые надвинулись против Аврелиана и излили огонь на землю. И был к нему голос с небес: войди в бездну геенны огненной, уготованную тебе и отцу твоему дьяволу После этого Аврелиан приказал извлечь подвижников и мучеников Христовых из ямы и ввергнуть в темницу. И святые славили Бога за все чудеса, которые Он сотворил с ними. Спустя семь дней, Аврелиан, встав утром, воссел на судилище и приказал жрецам принести все имевшиеся у них серебряные и золотые идолы, украшенные драгоценными камнями. И поставили их перед Аврелианом, который под ноги их постлал царскую порфиру. И сказал Аврелиан: Павла и Когда те пришли, он поставил их перед судилищем и, угрожая им, сказал с гневом: и пожрите богам; не надейтесь избегнуть моих Но Павел с улыбкой сказал: мучитель, не оставляем Бога, сотворившего небо и землю, и идолам не Аврелиан сказал: казни, они кажутся тебе идолами, а не богами? разве не видишь ты, как они действуют? 22 . Павел сказал: ты услышать тайну Божию. Но, чтобы ты не прельстил многих из предстоящих этой правдоподобной речью и не погубил их, необходимо сказать. Сотворив в начале небо и землю и море и все, что в них, Бог после всего создал и человека по образу Своему и по подобию, т. е. по добродетели, незлобивого, непорочного, праведного и благочестивого, и поселил его в раю изобилия. Отец ваш дьявол был в то время архангелом и имя ему [было] Сатанаил, что в переводе значит Бога Ему было вверено Богом все, что находится на тверди небесной, и под властью его был чин ангелов. |
Ты не видишь Его, ибо недостоин лицезрения Его. Но советую тебе, Аврелиан, отрешись от своего безумия и приди ко Христу, ибо, если ты захочешь уверовать в Него, Он примет твое покаяние, ибо Он человеколюбив. благоутробен и прощает грехи человеческие; если же не уверуешь, то наказан будешь огнем 9 . Аврелиан в ярости приказал обезглавить палачей, предполагая, что они приняли деньги от христиан, чтобы пощадить их. Когда их уводили на казнь, Павел наставлял их, говоря: бойтесь, ибо вы не умрете во век, но соделаетесь сопричастниками святых и наследниками царства Услышав это, палачи, стоя, помолились, говоря: Иисусе Христе, Которого возвещают Павел и Иулиания, буди с нами и усоверши нас во исповедании Твоем, ибо мы умираем, не сотворив никакого После этих слов они были усечены мечем. Назывались они Кодрат и Акакий. 10 . Когда сии таким образом скончались, и другие палачи получили приказание жестоко палить мучеников огнем, Аврелиан велел посыпать соль на уголья, чтобы огонь сильнее разгорался. Иулиания сказала: мучитель и нечестивец, что ты себя мучишь? ибо я вижу, что ты мучишься и всячески наказуешься безумием, шипишь как змей и изливаешь яд на нас. Но ты ничего больше не достигнешь, ибо Бог укрепляет нас переносить твои злые измышления; ты будешь посрамлен, доведенный до отчаяния, и отступишь от Аврелиан приказал отвязать их, посадить в темницу, на шеи их надеть 25-литровые колодки, на ноги оковы, на руки – цепи, насыпать под ними железных колючек, чтобы на них терзались мученики, и не дозволять входить к ним никому из христиан, чтобы они не доставили им пищи. Палачи, взяв их, заключили в темницу согласно приказанию Аврелиана. Около полуночи, когда они молились, яркий свет воссиял в темнице, и ангел Господень, став перед лицом их, сказал им: и Иулиания, рабы Бога вышнего, встаньте и И, приблизившись, ангел коснулся колодок, наложенных на шеи их, и разломанные железа спали со всего тела праведных. И вот [явились] перед ними два убранных ложа и стол, полный всяких благ. И сказал им ангел: упокойтесь и примите пищу, которую послал вам Иисус Павел и Иулиания, возблагодарив Бога и помолившись, возлегли, взяли в руки хлеб, возвели очи к небу и, благословив Бога, стали вкушать пищу. Узники, увидев свет, вскочили и узнали, что произошло. Вошедши, они увидели святых ядущими и веселящимися и, сев с ними, тоже поели и благословили Бога, давшего такую милость сынам человеческим. Многие из них уверовали в Бога и сделались христианами. |
|