Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМАЛАР СИМФОЗИЙ предыдущая статья Т. 2 , С. 92 опубликовано: 24 июля 2008г. АМАЛАР СИМФОЗИЙ (Амаларий) [лат. Amalarus Symphosius] Мецкий (Мецский) (ок. 775 или 780, окрестности Меца, совр. Франция - ок. 850, предположительно Мец), литургист, автор первого в Зап. Европе аллегорического толкования богослужения. В 809-813 гг. архиепископ Трирский, затем находился на службе в придворной школе в Ахене . В 813 г. по поручению имп. Карла Великого А. С. совершил поездку в К-поль, воспоминанием о к-рой стали его «Морские вирши» (Versus marini). В составленной в 823 г. «Книге о церковной службе» (Liber officialis) А. С. впервые применил к богослужению метод аллегорического толкования, с тем чтобы во внешней обстановке богослужения (череда служб суточного круга, последовательность молитв, жесты литургические , утварь и облачение, храмовая архитектура, колокольный звон) выявить сокровенное и, по его мнению, истинное содержание литургического действа. В интерпретации А. С. центральный момент богослужения - совершение таинства евхаристии - превращался лишь в часть, хотя и важнейшую, повествовательно-драматического действия, воспроизводящего жизнь, Страсти, смерть и Воскресение Христовы. В 831 г. А. С. составил Антифонарий (не сохранился), в к-рый вошли рим. и галликанские варианты песнопений. Позднее написал «Книгу об Антифонарии» (Liber de ordine antiphonarii) и трактат о Градуале (не сохранился). В первом трактате, во многом сопоставимом с сочинениями Аврелиана из Реоме и Берно из Рейхенау , А. С. сравнивает певч. традиции Рима и Галлии (вероятно, Меца) и рассматривает состав, форму и чин пения, не касаясь нотации. В 835 г. А. С. становится архиепископом Лионским. Смещен в 838 г. синодом в Керси, в основном по инициативе диак. Флора Лионского , увидевшего в толкованиях А. С. мессы отступление от традиции. Соч.: Amalarii episcopi Opera limurgica omnia / Ed. J. M. Hanssens. del Vaticano, 1948-1950. 3 vol.; Versus marini // MGH. Poet. Vol. 1. P. 426-428. Лит.: Kolping A. Amalar von Metz und Florus von Lyon // ZKTh. 1951. Bd. 73. S. 424-464; Cabaniss A. Amalar of Metz. Amst., 1954; Haffner F. Symphosius Amalarius von Metz, Erzbischof von Trier, zur Geschichte der Sakramentarspendung // Festschrift A. Thomas. S. l., 1967. S. 135-140. Н . Ф . Усков Рубрики: Ключевые слова: |
Многообразный интерес представляет обширная коллекция посланий А. (всего 294) - крупнейшее каролингское собрание писем, сохранившееся при этом не полностью. Текст под заглавием «Musica», опубликованный М. Гербертом (Gerbert. Scriptores. P. 26-27) и долгое время служивший основой для рассуждений о значении А. в истории музыки, в действительности представляет собой цитату из трактата Аврелиана из Реоме «Musica disciplina» (Cap. 8: De octo tonis - О восьми тонах). На основании текстологических данных было также высказано предположение о существовании общего для обоих трактатов каролингского источника (Gushee). Поддерживаемая нек-рыми исследователями традиц. атрибуция А. неск. гимнов (напр., секвенции «Summi regis archangele Michahel» (лат.- Вышняго Царя архангел Михаил) и др.- Eitner, Sz v rffy), как и усвоение ему введения в богослужение галликанского обряда праздника Всех святых и пения «Credo» (Символа веры) на мессе, недостаточно аргументированы и требуют дальнейших исследований. Соч.: PL. Vol. 90. Col. 667-676; Vol. 100-101; Alcuini Carmina // MGH. Poet. T. 1. Pars 1. P. 160-351; Alcuini sive Albini epistolae // MGH. Ep. T. 4. P. 1-493, 614-616; T. 5. P. 643-645. Ист.: Vita Alcuini // MGH. SS. T. 15. Pars 1. P. 182-197. Лит.: Беркут Л. Карл Великий, франкская образованность и литература его времени. Варшава, 1912; Вязигин А. Идеал «Божьего царства» и монархия Карла Великого. СПб., 1912; Wilmart A. Le lectionnaire d Alcuin // Ephemerides Liturgicae. 1937. T. 51. P. 136-197; Фортунатов А. А. Алкуин как деятель Каролингского возрождения // Уч. зап. МГПИ. 1941. Т. 3; он же. Алкуин и его ученики // Там же. 1948. Т. 8; Scheibe Fr. -C. Alcuin und die Admonitio generalis // DA. 1958. |
Понятие о Г. как об элементе 8-ладовой системы на Западе, так же как и на Востоке, изначально относится не только к муз. теории, но и к литургической традиции. «Церковный тон (лад «у них», музыкантов-монахов IX-XVI вв.) - есть не просто имманентно музыкальное понятие (лад «у нас»), а часть церковного обихода, то же самое, что обряд, устав службы или иконописный извод» ( Лыжов. 2003. С. 19). Первые зап. трактаты, передающие сведения о 8 ладах ( Алкуина и др.), датируются VIII-IX вв., а последние, в к-рых эта теория описывается как действующая (прежде всего по отношению к церковной музыке), относятся к XVII-XVIII вв. Развитие теории церковных ладов на Западе происходило вплоть до конца эпохи Возрождения (включая раннее барокко), когда она стала перерождаться в теорию мажора и минора или в теорию тональности. Отказ от концепции октоиха, напр. у Глареана (расширение системы до 12 ладов), символизирует смену парадигмы, отход от церковного канона, развитие представлений о ладе и ладовой системе уже только в русле музыкально-теоретической системы. То, что не все теоретики перешли на систему Глареана, говорит о связи зап. муз. науки с церковной традицией. Влияние церковных ладов простирается на ряд муз. жанров, прежде всего на хоральные обработки (в т. ч. и для органа) вплоть до XVIII в., и вполне ощутимо еще в творчестве И. С. Баха и его современников. Подобно визант. ихимам, важную роль в зап. Г. играют интонационно-мелодические модели (формулы), к-рые в разных лат. источниках именовались по-разному: regula (букв.- принцип, норма, правило), tonus (тон) у Аврелиана из Реоме (сер. IX в.; изд.: Musica disciplina // Gerbert. Scriptores. |
Таким образом, положение христианства к тому времени было уже настолько прочно, что на принадлежность к христианскому обществу не указывается хотя бы в виде отягчающего вину обстоятельства. Христианство сделалось настолько обыденным явлением, что христиане являются даже в лейб–гвардии императора, и многие из них уже настолько чувствовали себя гражданами земного государства, что, забыв излишнюю скрупулезность, служили в войсках, где их было так много, что Диоклетиан пред гонением специально занялся очисткой своего войска от христианского элемента. Но тем не менее, так как закон, установленный Траяном, не был отменен, то в отдельных случаях христиане, помимо даже подобных столкновений с военной дисциплиной, могли навлекать на себя обвинение в принадлежности к христианскому обществу и могли быть осуждаемы. Таким образом, никак нельзя отрицать того, что христианские мученики могли быть и в промежуток между 261 и 303 годом, так что мир христианских церквей в то время в значительной степени был прочен, но все же это был мир относительный. Этот мир едва было не бьы прерван в конце царствования императора Аврелиана (270–275). Император Аврелиан принадлежал, по отзыву римских историков, к разряду лучших императоров. И действительно, это был характер в высокой степени благородный. Среди римлян времени упадка это был истинный Катон своего века. Известного рода преемство устанавливается между гонителями христианства. Император Декий весьма выгодно отзывается о сенаторе, уже выдавшемся в то время. Валериане, будущем императоре, а Валериан точно так же самым лестным образом аттестует этого Аврелиана. Аврелиан проходил различные посты в военной службе и здесь заявил себя как бравый офицер неустрашимой храбростью. |
12 . Один из палачей, именем Стратоник, стоявший у левого бока Иулиании и причинявший ей мучения, восхитился красотой ее и старался пощадить ее. Но блаженная и святая Иулиания, поняв его мысль, вытянула свою левую ногу и толкнула его, говоря: исполняй повеленное тебе тираном Аврелианом и не щади меня, чтобы [самому] не подвергнуться опасности; ибо я имею Царя моего Господа Иисуса Христа, вечного и невидимого Бога, пекущегося о душе моей и облегчающего мне телесные страдания, вследствие чего я не чувствую этих Услышав это, Стратоник тотчас бросил меч, который держал в руке, подбежал к судилищу Аврелиана и воскликнул: тиран и хвастун, как ты смеешь так [поступать] с христианами? что сделали рабы Божии, которых ты так жестоко и беспощадно мучишь за то лишь, что они чтут Христа, владыку Услышав это, Аврелиан онемел на один час и затем ответил ему: ты, Стратоник, стал участником их глупости и безумства! или красота ее прельстила тебя, и ты обманут ее Стратоник воззрел на небо, оглянул Павла и Иулианию, висевших на древе, и, перекрестившись, увидел, что лики их подобны ликам ангелов Божиих. Он подошел, ударил ногою алтарь и опрокинул его, говоря: я христианин, делай [со мною], что Аврелиан в гневе приказал отсечь ему голову. Получив приговор, [Стратоник] ушел и, придя на место, где ему предстояло скончаться, преклонил колена и помолился, говоря: Иисусе Христе, Которого исповедающие Павел и Иулиания остаются непобедимыми, охраняемые Твоим божеством и посрамляющие тиранию Аврелиана, прими и мою душу в царство небесное, хотя я и весьма короткое время исповедал имя Твое пред тираном Сказав это, он подставил голову и был усечен спекулятором. Христиане пришли и обрядили его. |
С своей стороны Империя уступила указанным варварам в их полное владение всю Траянову Дакию, вместо которой Аврелиан открыл провинцию с тем же именем в северной части Балканского полуострова 80 , и сверх того обязалась высылать ежегодно денежные суммы. В обеспечение ненарушимости договора предусмотрительный государь потребовал у Вестготов выдачи заложников преимущественно знатного происхождения. Из письма самого Аврелиана, помещенного у Флав. Вописка, мы узнаем, что заложники, как видно довольно в значительном числе, проживали в Перинее или, иначе, в Гераклее Фракийской. Среди других лиц здесь же содержалась дочь готского короля (virgo regalis) по имени Унила, выданная императором в замужество за римлянина Боноза 81 , впоследствии с претензией на императорское достоинство учинившего восстание против Проба 82 . Можно заключить, что Аврелиан вошел в дружбу и с Готами восточными; по крайней мере нам известно, что он склонил их. к пособничеству Римлянам в задуманной им войне с Персами 83 . Союзничество здесь оказалось крайне ненадежным. Остготы уже вступили в Малую Азию, как постигшая императора насильственная смерть отвлекла внимание сената от дел на востоке для других забот. Но варвары решили не выходить из римских владений с пустыми руками. Опять начались грабежи в азиатских областях: Каппадокии, Галатии и Киликии 84 . Преемнику Аврелиана Тациту и его брату Флориану стоило много труда, чтобы выпроводить изменников, чего добились сколько убеждениями, столько же и силою оружия 85 . С тех пор, действительно, наступает довольно длинный промежуток времени, когда римское население было совершено спокойно от тревог, которые доселе то и дело причиняли им Скифы, жившие за Петром и при Понте. |
сказал тут вы о царице Зиновии говорили, это к чему? это все о объяснил пришел ответ из Эрмитажа, надпись-то на ней самая простая. Никакого там Санабара. конечно, нет, просто это одна из монет Аврелиана. незначащихся в быстро и горячо сказал Родионов. не значится, я подтвердил Ее даже в каталоге монет Британского музея нет. Так что очень может быть – это уникум. никогда римские монеты не заходили так далеко на так же горячо сказал Родионов. подтвердил После этой находки Алма-Ата становится самым восточным ареалом распространения римских монет в Средней Азии. Я уже заказал снимок, чтоб послать его в Эрмитаж. все-таки находка Семена Лукича имеет научное спросил я. сказал Конечно, ни о каком римском городе говорить не приходится, но холмы копать надо. Надпись читается просто. Это динарий императора Аврелиана. Может быть, даже есть смысл произвести небольшую разведывательную раскопку. Директор говорит, что деньги на это есть. сказал да ведь знаете, какая это волокита: надо просить разрешения, выправлять открытый лист, а это очень долгое дело. это скоро сказал Родионов Я за пару часов этот лист вам доставлю. У меня начальник по этим делам – друг хороший, мы с ним вместе служили, он для меня, если попрошу, все сделает. Я про него сейчас рассказывал – это они мне Маруську приказывал расходовать. ну, так вам поручили ее, и… – сказал Корнилов. тут мне ее твердо ответил «На говорит комиссар я не надеюсь, потому что Митька еще сопляк, а она чаровница, цыганка. У нее гипноза много, еще отведет Митьке голову, а ты, говорит, человек крепкий, достойный, потомственных рабочих кровей, в партии социалистов-революционеров состоял, ты можешь». |
Эпитет этот присвояли себе владыки Римской империи, обладатели «вечного Рима», которые всегда тем с большею гордостью украшались титулом «непобедимого», чем больше услаждались славою первых цезарей 196 . Особенно со времени Коммода, этой обезьяны Геркулеса, название «invictus» сделалось куриальным титулом цезарей. На одной надписи Коммод называется: успокоитель мира, римский Геркулес, победитель и непобедимый (invictus) 197 . После него титул этот присвояла большая часть императоров. Между воззваниями императору, произносившимися народом и употреблявшимися в надписях, встречается также воззвание «invicte Imperator» 198 . Титул этот носят не только Филипп и Декий, но и Галиен и некоторые узурпаторы, которых называли «тридцатью тиранами». Для позднейших императоров – Клавдия, Аврелиана, Диоклетиана – казались иногда даже недостаточными куриальные титулы «pius, felix, invictus», и потому титул «непобедимый» или употребляется в высшей степени – «непобедимейший», или повторяется два раза. Так, надпись Максиминиана гласит: «Великому и непобедимому, храбрейшему всех предшественников, императору царю М. Аврелию, Валерию Максиминиану, благочестивому, счастливому, непобедимому 199 . От щегольства фальшивыми титулами не отказывались и христианские императоры. Константин и его преемники даже увеличили пышность императорских титулов и не отказывались от титула «благочестивый, счастливый и непобедимый» 200 . Ещё Аркадий и Гонорий назывались «непобедимейшими победителями и триумфаторами» (invictissimi victores et triamphatores) 201 . Уже этих немногих замечаний достаточно, чтобы видеть, что относить выражение календаря N. invicti к солнцу, а не к императору было бы неосновательно. Рассмотрение же самого календаря делает несомненным, что под означенным выражением следует разуметь dies natalis императора. |
VII, 30, 19–20), было сделано в административном порядке (extra ordinem, как это доказывается уже характером его приведения в исполнение), а именно в порядке дарования милости: только просьбы (supplicatoi) у самого кесаря могли привести к желаемой цели, потому что дело шло о необычайной милости, превышающей полномочия местного магистрата, – «презида провинции», ср.: Mommsen. Rom. Staatsrecht. Bd. 2, 2. Aufl. S. 936; Евсевий соответственно этому представляет себе решение Аврелиана как обязанное его благожелатель- ному расположению: «Таков был в то время относительно нас Аврелиан». Пока Зиновия была у власти, т. е. до 272 г., нельзя было ничего достигнуть, потому что основанного на праве требования о сдаче церковного дома не существовало. До Константина церковное имущество существовало только фактически, а не юридически, и единственно только об этом фактическом церковном имуществе и идет речь в восстановительных эдиктах Максимина от 312 г. (Евсев. IX, 10, 11: «Дома и земли, по праву принадлежащие христианам») и Константина от 313 г. ( Лактанций . О смерти гонителей, гл. 48: «Собственность их общества, т. е. экклезии, а не достояние отдельных лиц»), ср. эдикт Константина Великого от 324 г. (Евсев. Жизнь Константина. II, гл. 39): «все, что окажется прямо принадлежащим экклезиям». Только со времен Константина могла быть речь о церковном имуществе в юридическом смысле. Но римское право обладало для включения его в правовую систему только категорией юридической личности, притом прежде всего в форме корпорации (corpus, потому что понятие учреждения, обладающего правом на владение в нашем смысле, до тех пор оставалось ему незнакомым. По этой причине и церковное имущество сначала обозначается как состояние корпорации, общины (ср. |
XIII). Истинно не более того, что предполагается в ближайшей к Дидаскалии среде спокойное состояние, однако в предшествующем было уже много огненных испытаний мученичества. Получается впечатление, что последнее утрачивало в глазах обыкновенных людей свою первоначальную священную притягательность, и прежний пыл ревнительности значительно погасал, как и сам автор Дидаскалии не возбраняет и не осуждает попыток освобождения от актов гонительства путем бегства или даже подкупом. Не вероятнее ли все это во второй половине III века, напр., при Галлиене (260–268 г. г.)и до конца царствования Аврелиана (270–275 г. г.)? Опровержение сему проф. П. А. Прокошев видит в данных о предпасхальном посте нашей страстной недели. Для него Дидаскалия назначает шесть дней – с понедельника до третьего часа ночи, следующей за великой субботой (XXI, 150–151). Функ этот термин находит прочно установленным лишь у Дионисия Александрийского (247/s-265 г. г.), а русский ученый усматривает его раньше и ссылается сначала на Иринея (у Евсевия Ц. И. У, 24: 12): Заключительная часть фразы крайне загадочна и в интерпретации Руфина относится к продолжительности пощения в 40 дней 52 , исчисляемых из часов дневных и ночных. По всем соображениям, это мало вероятно, а скорее справедливо, что некоторые совершали непрерывный пост в 40 часов 53 , обнимавших страстную пятницу и субботу до начала собственно воскресной пасхи, усиливая древнейшую практику предпасхального поста только в эти два дня 54 . При обоих толкованиях эта дата вовсе не подтверждает шестидневности, и в пользу её привлекается лишь упоминание сравнению с двумя днями. Проф. П. А. Прокошев спрашивает в опровержение Функа: почему мыслить под не шесть дней? и склоняется к утвердительному ответу (стр. |
|