Мы прочитали: и все, что у него было, и Лот , – здесь обращает на себя внимание то, что имя Лота стоит после упоминания об имуществе Аврама. Имущество дяди смущало Лота, и дальше всех этих тряпок и скота Лот ничего не видел. И был Аврам очень богат скотом, и серебром, и золотом (Быт. 13, 2). По преданию, все то золото и серебро, которое фараон дал Авраму, Аврам не истратил ни на что, но отдал все это детям Хеттуры (Агари). Когда умерла Сарра, Авраам женился во второй раз (Быт. 25, 1). Он женился на Хеттуре, от которой вскоре родились дети. Но так как Авраам видел своим наследником только Исаака, еще при своей жизни он раздает остальным своим детям дары фараона и отсылает их в разные стороны (Быт. 25, 6). Он не хотел, чтобы его руки касались этого золота и серебра, которое, возможно, было посвящено ложным богам. Точно так же он поведет себя после битвы в Долине царей, когда царю Содомскому он скажет, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама (Быт. 14, 23). Авраам был очень принципиальный человек! Пророки и патриархи дистанцировались от всего египетского. Например, пророк Моисей никогда не молился в египетских городах, где было много идолов. Сказано: Моисей сказал ему: как скоро я выйду из города, простру руки мои к Господу [на небо]… (Исх. 9, 29). И был Аврам очень богат … (Быт. 13, 2) – в еврейском подлиннике это звучит: «очень тяжел». То есть настолько много всего было, что они не могли быстро идти, они двигались таким медленным караваном. Это были разные люди, Аврам и Лот, и уже до разделения они двигались в разном направлении. |
Среди погруженных во тьму язычества племен Бог избирает Себе людей, которые должны положить основание Его народу, или Церкви. Первым из них был Авраам, или Аврам, выходец из Ура Халдейского в Месопотамии. Аврам — лицо историческое. Время его жизни относится к середине XIX в. до Р. X. Призвание Авраама означало поворотный момент в истории богооткровенной религии. В отличие от нарушителей небесной воли, о которых говорит Пролог Библии, Авраам воплощает в себе готовность исполнить повеление Божие: порвать со своей средой и основать новую общину в земле, указанной Богом (Евр 11.8). 1. Призвание Авраама. Обетование Божие (Быт 12.1–9) 1 И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; 2 и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; 3 Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные. 4 И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана. 5 И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую. 6 И прошел Аврам по земле сей до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда жили Хананеи. 7 И явился Господь Авраму и сказал: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал он там жертвенник Господу, Который явился ему. 8 Оттуда двинулся он к горе, на восток от Вефиля; и поставил шатер свой так, что от него Вефиль был на запад, а Гай на восток; и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа. 9 И поднялся Аврам и продолжал идти к югу. Уход Аврама из родного племени язычников был связан с его обращением к вере в единого Бога. Благословение Божие Авраму перейдет на все народы земли. Смысл же этого обетования раскроется лишь постепенно. 2. Жизнь Авраама в Египте и Вефиле (Быт 12.10–20; 13) |
Далее следует рассказ о преступлении Хама, осмеявшего спящего нагим Ноя. Ной благословляет Сима и Иафета и проклинает Ханаана, сына Хама и родоначальника ханаанеян, определив им рабский удел (9. 20-27). После 6-го заголовка, «вот родословие Фарры» (11. 27-32), и списка членов его семьи следует цикл рассказов об Авраме, сыне Фарры, и Лоте , внуке Фарры (12-25). во исполнение повеления Господа Аврам вместе со своей женой Сарой, племянником Лотом, со всем имуществом и людьми отправляется в землю Ханаан, к-рую Бог обещает отдать его потомству (12. 1-9). Голод заставляет Аврама искать пристанища в Египте, где он выдает Сару за свою сестру, чтобы не быть убитым, когда фараон востребует ее в свой гарем. Целомудрие Сары чудесно защищено Богом, и Аврам с семьей возвращается в Ханаан (12. 10-20). После возвращения из Египта Аврам и Лот поселяются в разных частях Палестины; Аврам у дубравы Мамре , близ Хеврона, ставит жертвенник Господу (гл. 13). Во время нашествия вост. царей Аврам во главе вооруженных слуг совершает поход против царя Элама и его союзников и спасает Лота (14. 1-16). По возвращении он получает от Мелхиседека , священника Салима, благословение и дар хлеба и вина (14. 17-24). Аврам не имеет детей и уже готов назначить наследником своего слугу Елиезера , но Господь, заключая с Аврамом завет, обещает ему потомство, к-рое наследует «землю, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата» (гл. 15). Бездетная Сара отдает мужу в наложницы свою служанку Агарь , чтобы зачатое дитя считалось ребенком госпожи; у Агари рождается сын Измаил (гл. 16). Следует новое явление Господа Авраму, сопровождающееся требованием: «Ходи предо Мною и будь непорочен» (17. 1) и дарованием ему и его жене новых имен - Авраам и Сарра (17 гл.). |
Что прежде выразил Он словами: « Как песок земной » и « звезды », то же и теперь означает словом: « весьма ». А признательный и благочестивый раб, видя столь великое снисхождение к себе от Бога и такое попечение Его о своем служителе, изумляясь и помышляя о собственном немощном естестве, о благости Божией и бесконечной « Пал Аврам говорит на лице свое выражая таким образом свою признательность. Не только не возгордился и не вознесся мыслию от оказанного ему благоволения, но еще более смирил себя: « Пал на лицо свое ». Такова признательная душа: чем больше пользуется приближением к Богу, тем больше обнаруживает благоговения к нему: « Пал Аврам на лице свое ». И когда праведник, после того (данного ему) дерзновения, смотря на себя и на немощь человеческой природы, не дерзал даже восклонить главы, а, преклонившись долу, выражал тем свое глубокое смотри опять, какое неизреченное милосердие являет всеблагой Бог. « Бог продолжал говорить с ним и сказал: вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя » (ст. 3–6). возлюбленный, как и теперь (Бог) все ясно предрекает праведнику, и чтобы дать ему еще большее удостоверение, прилагает к имени его новую букву, и говорит: « Будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов ». Прежнее имя его (Аврам) выражало переселение (слово Аврам на еврейском языке значит: переселенец, как это изъясняют сведущие в том языке); и так как он должен был выйти из своей земли в ханаанскую, то родители и дали ему такое имя. |
12:1—2)! Не слышишь ли ты этот зов? А если слышишь — почему не хочешь очистить тела своего от скверны противоестественных стремлений, ум свой — от пустых мудрований и греховных помышлений века сего? Почему не хочешь обновить себя, восстановить на себе чистые одежды Крещения и ходить всегда в воле Божией? Помилуй мя, Боже, помилуй мя. земли Харран, изыди от греха, душе моя, гряди в землю, точащую присноживотное нетление, еже Авраам наследова. «И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные. И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана. И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую. И прошел Аврам по земле сей до места Сихема, до дубравы Море?. В этой земле тогда [жили] Хананеи. И явился Господь Авраму и сказал: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал он там жертвенник Господу, Который явился ему» (Быт. 12:1—7). Изыди от греха, душа моя, как Авраам вышел из земли Харран иди в землю, источающую нетление вечной жизни, которое Авраам наследовал. надлежало уйти Аврааму (тогда еще — Авраму)? родился в семье некоего Фары в Уре Халдейском, откуда позже эта семья переселяется на северо-запад, в Харран, «город жрецов и астрологов: в Харране находились древнейшие обсерватории и там жили поклонники лунного бога, который назывался Йерах (или Син), что означает «Луна». |
Кто знает, на сколько веков отложилось бы событие, если бы в далеком Междуречье на Божий призыв не ответил один-единственный человек – Авраам. ( 8 голосов, средняя: 5,00 из 5) Загрузка... 22 октября 2013 Поделиться: Запомнить меня Потомки Ноя, если уж до конца верить Библии — вообще все люди. Поправка на поправку - из Ура халдейского Фарра и Аврам ушли вместе в Харран, откуда уже после смерти Фарры Аврам продолжил путь в Палестину (Бытие 11,31) И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там. Что касается Мелхисидека, то версия о том, что Мелхисидек и Сим - это одно лицо появилась уже в послеапостольские времена, хотя и вполне правдоподобна, но всего лишь одна из версий. (Под им именем Мелхисидек разумеют: Ионафан, толковник иерусалимский, — Сима; Дамиан, один из мелхиседекиан, — Сына Божия (Epiph. Haer. LV), Иеракс Египтянин — Святого Духа (Haer. LXVII), Ориген и Дидим — Ангела (Hieron. Ер. ad Euang). Вероятно, говорит блаженный Феодорит (Quaese. LXIV. m Gen.), что он происходил от народов, живших в Палестине; ибо у них был и царем и священником. Сколь просто и естественно сие последнее мнение, настолько все прочие противоречат каждому слову сказания Моисеева.) Поправочка:отец Авраама,Фарра,был жив, когда Авраам ушёл в земли Ханаанские.Фарра был язычником и служил иным богам(И.Нав.24.2).После ухода Авраама он прожил 60лет и умер в возрасте 205лет.Откуда вера Авраама?Аврам застал последние 50лет Ноя(видевшего внука Адама),а сын Ноя,Сим(Мелхиседек),пережил Авраама.Общаясь со священником Бога Всевышнего(с Симом),Авраам узнал историю жизни и родословную прадедов от сотворения мира и передал потомкам своим.Вот это живое предание потом записал Моисей. |
И рече Аврам: «искушю боги отца своего»; и рече: «отче! что прельшаеши человеки, творя кумиры древяны? то(й) есть Бог, иже створи небо и землю». Приим Аврам огнь, зажьже идолы в храмине. Видев же Арон (Аран), брат Аврамов, ревнуя по идолех, хотев вымчати идолы, и сам сгоре ту Арон, и умре пред отцем; пред сим бо не бе умирал сын пред отцом, но отец пред сыном, от сего начаша умирати сынове пред отцем. Возлюби Бог Аврама, и рече Бог Авраму: «изыди из дому отца своего в земле, в ню же ти покажу, и створю тя в язык велик» и т. д. – согласно с библейским повествованием. Серух нача исперва кумири творити в роде своём во имя храбрых человек, дабы имя их не безпамятно было... Сей Серух роди Нахора, Нахор роди Фару. Нахор же поча такоже кумиры творити, яко же и отец: но к тому ещё диавол вельми подвижашеся прельстити род еврейский: Нахор яко боги чтяще я (кумиры) и покланяшеся им, и продаяше... и (все) покланяхутся кумиром, и диавол радовашеся; и паки вшед в прельщенныя человеки, нача их зело болма прельщати. Фара начат то же дело творити, яко виде у отца своего... Се же виден Аврам, и сего ради во много размышление вшед, глаголя в себе: «сии бози древо суть... темже мню воистину, яко прельщается отец мой Фара» (л. 78 об.–79). Затем в Палее следует апокриф «Откровение Авраама»; в нём Авраам, убеждая отца своего оставить идолопоклонство, обращается к нему с следующими словами: «Слыши, Фара, отче мой: да ти возвещу Бога сотворшаго вся, то(й) есть Бог истинен, и иже украси небеса, узлати солнце, усветова луну, изсуши землю посреди вод мног»...Затем Авраам рече: «искушу бог(и) отца своего, аще могут себе помощи». И приим Авраам огнь, и зажже храм, идеже стояху боги отца его. |
И когда праведник, после того (данного ему) дерзновения, смотря на себя и на немощь человеческой природы, не дерзал даже восклонить главы, а преклонившись долу, выражал тем свое глубокое благоговение, – смотри опять, какое неизреченное милосердие являет всеблагой Бог. «Рече ему Бог, глаголя: се Аз, и завет Мой с тобою, и будеши отец множества языков; и не наречется к тому имя твое Аврам, но будет имя твое Авраам, как отца многих языков положил тя. И возращу тя 342 ... и положу тя в народ, и царие из тебя изыдут» ( Быт.17:3–6 ). 3. Заметь, возлюбленный, как и теперь (Бог) все ясно предрекает праведнику, и чтобы дать ему еще большее удостоверение, прилагает к имени его новую букву и говорит: «Будеши отец множества языков, не наречется (ктому) имя твое Аврам, но Авраам, яко отца многим языков положих тя». Прежнее имя его (Аврам) выражало «переселение» (слово «Аврам» на еврейском языке значит «переселенец», как это изъясняют сведущие в том языке); и так как он должен был выйти из своей земли в Ханаанскую, то родители и дали ему такое имя. Может быть, кто-нибудь скажет: ведь родители его были неверные; откуда же у них могло быть такое предведение, что они в самом имени (его) выразили то, что имело быть спустя долгое время? И это есть дело промыслительной премудрости Божией, которая часто через неверных устрояет такие случаи. Подобное много раз случалось, как мы можем видеть, и с другими; вот и сейчас приходит нам на память наименование Ноя. И ему не просто и не случайно родители дали такое имя, а предзнаменовали в нем через пятьсот лет имеющий быть потоп. А что отец Ноя не потому дал такое имя своему сыну, что был добродетелен, послушай Писания, которое говорит ясно: «Ной един обретеся праведен, совершен в роде своем» ( Быт.6:9 ). Не умолчало бы Писание и не сказало бы, что Ной один был праведен, если бы и Ламех, отец его, был ревнителем добродетели этого праведника. |
Но дабы плоть совершенно духу покорилась, непременно надобно, чтобы дух сперва совершенно покорился Господу. Ибо плоть тогда отступила от духа, или лучше восстала против духа и овладела им; когда дух отступил от Господа, обратился к миру, и вдался в чувственность плоти. Подобно и противное может произойти. Плоть тогда покорится духу и отдастся в полное управление его, когда дух воспримет господство над собою, возвратится к Господу своему, и начнешь во всем повиноваться Ему. А когда дух и плоть придут в должное повиновение: тогда получат и принадлежащее им прославление. Ибо как своевольное, развратное житие, плоти тление, а духу вечную смерть и погибель приобретает, так покорная Господу Богу жизнь и плоти и духу доставляет вечное прославление. Сей божественный о человеческом роде промысл Его и ныне приведенные из священной Аврамовой истории слова весьма убедительно доказывают. Аврам, говорит Писание, бысть лет девятидесяти девяти: и явися Господь Авраму и рече ему: Аз есмь Бог твой, Творец, Владыка и Господь твой, благоугождай предо Мною, и буди непорочен, твори Волю Мою, и живи по оной свято. Аще же соблюдеши сие хотение Мое; то положу завет Мой между Мною и между тобою, и умножу тя зело в роде твоем, в потомках твоих. Аврам; живо почувствовав в сердце своем сие Божеское обетование, паде на лицы своем, поклонился Ему до земли, благодаря Его. А Бог, видя чувствительность сердца его, и благодарность духа его, тако рече ему, продолжая обетование Свое: и Аз, се завет Мой с тобою, как бы так сказал: что касается до Меня, то завет Мой с тобою тверд, и точно будеши отец множества языков. В достоверное же знамение того, что ты будешь отец множества языков, переменяю самое имя твое; не наречется ктому имя твое Аврам, но будет имя твое Авраам ( ). Аврам бо есть слово Еврейское и значит отец высокий, а Авраам значит высокий отец множества языков, как плотских, так и духовных, как по плоти происходящих, так и по духу последующих, верою подражающих. |
Ювенальные бесы и как их отгонять от своего дома Семейная жизнь ветхозаветных патриархов. Беседа 8-я Протоиерей Олег Стеняев Авраам охраняет жертвоприношение. Тиссо Джеймс Все обстоятельства говорили о том, что у Аврама и Сары не может быть ребенка, но у Авраама и Сарры ребенок родится! И перемена имени, которая происходит потом: если раньше он назывался Аврам, то потом Господь говорит: и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов (Быт. 17, 5). Подобно меняется и имя Сары, с «Сара» (ивр.: Сарай) на Сарру. И это – как перемена судьбы, как новое рождение. Изменись, родись духовно заново – и все изменится ... Но вот что для нас более важно: дать имя или поменять его может только тот, кто становится твоим абсолютным хозяином и владыкой. Подобно тому как в первый раз это и делают наши собственные плотские родители; а здесь это делает Сам Бог (подлинный Хозяин мира). При этом Бог пообещал еще Авраму и землю в собственность для проживания (ср. Быт. 15, 7). И далее: Он (т. е. Аврам – О. С .) сказал: Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею? (Быт. 15, 8). Изменись, родись духовно заново – и все изменится Преподобный Ефрем Сирин пишет: «Аврам видел, что земля Ханаанская имеет царей и войска, видел, что она наполнена жителями, и теперь слышит, что земля эта будет дана не ему, а его семени, и потому о том, что должно было совершиться не в его время, желает узнать, как это будет, и как семя его войдет в эту землю и получит ее в наследие себе. Цари ли, думает Аврам, истребят друг друга; или придут другие народы, истребят ее жителей и сделают землю для нас пустой; или мое семя сделается могущественным, придет, истребит жителей земли и получит ее в наследие; или земля поглотит жителей за дела их; или сами жители переселятся в другую страну от голода, или побуждаемые какой-либо молвой, или другим чем? Так Аврам, когда вопрошал Бога, не сомневался в верности обетования, но хотел только знать, каким из этих способов его семя получит землю в наследие. Но Бог знал, чего хотел Аврам, и вместе с желаемым открыл ему также то, о чем тот не просил (поведал ему и о грядущих судьбах его потомков до кончины мира – О.С .)» . |
|