Наиболее характерной чертой новых литургических книг стало упрощение Санкторала, который фактически воспроизводил месяцеслов времен папы Римского Григория VII (1073-1085). Целью реформ Пия V было, вероятно, не только восстановление рядовых служб, к-рые стали редко совершать из-за обилия праздничных дней, но и стремление придать богослужению более христоцентричный характер. От столь радикальных изменений вскоре отказались, что наряду с календарной реформой и необходимостью согласовать литургические тексты с новой Вульгатой привело к появлению пересмотренных изданий Бревиария (1602) и Миссала (1604). Также в ближайшие десятилетия после Собора были выпущены переводы Миссала на кит., араб., груз., арм. и церковнослав. языки. Созданная в 1588 г. Конгрегация священных обрядов взяла под свой контроль все последующие исправления и издания литургических книг. В первую очередь ей было поручено исправление Понтификала, Ритуала и Церемониала. Новый Понтификал был издан в 1595 г. на основе первопечатного Понтификала 1485 г. еп. Агостино Патрици Пикколомини (переизд.: Il Pontificalis liber di Agostiono Patrizi Piccolomini e G. Burcardo (1485)/Ed. M. Sodi. Vat., 2006), восходящего в свою очередь к Понтификалу Гийома Дюрана (Вильгельма Дуранда ; 1293-1295) (изд.: Andrieu M. Le Pontifical Romain au Moyen Âge. Vat., 1939. T. 3: Le pontifical de Guillaume Durand. (ST; 88)). Основой для нового Церемониала (1600) послужили предшествующие труды Пикколомини (1488) и П. Грасси ( Grassi P. De caeremoniis cardinalium et episcoporum in eorum dioecesibus. R., 1580). Новый Ритуал с 1584 г. готовился к изданию комиссией под рук. кард. Дж. А. Санторио и был опубликован в 1614 г. Активизация литургической жизни в протестант. общинах заставляла католиков искать новые формы литургических практик. Широкое распространение получило поклонение Св. Дарам вне мессы, к-рое должно было зримым образом подтверждать учение о Реальном присутствии. В 1527-1537 гг. в Милане благодаря деятельности капуцина Дж. Пьянтаниды да Фермо стали практиковать «Моление 40 часов» (Quarant " Ore) перед выставленными для поклонения Св. Дарами. По всей Европе появляются братства Св. Таинства. С сер. XVI в. особо торжественно начинают праздновать 1-е причастие подростков. Папа Пий V призывал к частому совершению т. н. Малой службы Пресв. Деве Марии (см. о ней в ст. Клермонский Собор ). Стала поощряться частая исповедь и особенно исповедь перед Причащением. С этой целью в 1576 г. кард. К. Борромео были введены в употребление конфессионалы (см. Исповедальня ). О литургической реформе см. также в статьях: Бревиарий , Евхаристия , Месса , Миссал , Римский обряд .

http://pravenc.ru/text/2057152.html

Лишь в тех случаях, когда кардиналы-пресвитеры и диаконы являлись в качестве представителей папы, напр. на соборах, им безусловно принадлежало преимущество пред всеми епископами. Равно и кардиналы епископы долго не имели при совершении богослужения папою преимущества пред сослужителями епископами, отличавшимися старшинством священства или имевшими сан митрополита и патриарха. Но с течением времени произошли значительные к возвышению кардиналов изменения в распорядок иерархических лиц при священнослужении. Уже с XI века встречаются примеры предоставления кардиналам преимущества пред епископами. Начиная со времени избирательного декрета п. Николая II, затем на Клермонском соборе (1095 г.) и особенно на Лионском (1245 г.) преимущество кардиналов даже из пресвитеров и диаконов пред епископами было решено и не подвергалось оспариванию. Об этом праве первостояния кардиналов писал Лев Х : «кардиналы св. римской церкви по своему сану и чести в церковной процессии идут вслед за папой впереди всех остальных». На соборе Лундунском 19 при п. Иннокентии IV определен был такой порядок иерархических лиц во время папского богослужения: «по правую сторону на возвышенных скамьях да сидят епископы кардиналы, по левую – пресвитеры кардиналы, за ними архиепископы, епископы».. По свидетельству римских уставов XIV-XV веков в это время еще сохранялся древний обычай стоять патриархам между кардиналами епископами; но со времени п. Евгения IV этого преимущества патриархи лишались и должны были вместе с остальными иерархами занимать места позади кардиналов-диаконов. При священнослужении папы кардиналы пользуются особыми преимуществами: так они принимают ближайшее участие в нем, – папа дает им руку для целования, между тем патриархи, митрополиты и епископы целуют только колено папы и т. под. Вследствие этих и многих других почетных привилегий для лиц, облеченных кардинальским саном многие епископы уже конца XIII века с большим усердием домогались сделаться кардиналами, хотя бы пресвитерами, и на такое разжалование из епископов в пресвитеры смотрели как на повышение и особенную честь для себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Но о содержании этой речи, сказанной под открытым небом, ибо огромное стечение народа не могло поместиться ни в одном городском здании, нельзя составить точного представления. Правда, речь эта передана тремя писателями Первого похода [ 5 ], которые сами присутствовали на соборе и были свидетелями всего происходившего, но содержание речи у всех передано по памяти, со значительными личными вставками и такими отличиями в изложении, которые способны внушить мысль, что все они передают не одну речь, а разные. Само собой разумеется, если бы речь Урбана II действительно имела официальное значение, то она должна была бы сохраниться в каком-нибудь акте, а не в случайном изложении писателей. Точно так же и по отношению к организации крестового похода роль Урбана II сводится к самым незначительным мероприятиям. Правда, он обещал принять под защиту церкви имущество тех, кто отправится в крестовый поход, возобновил распоряжение о прекращении внутренних войн, поручил епископу Адемару [ 6 ] произнести отпущение грехов для всех присутствовавших на соборе, но этим в сущности и ограничивалось участие папы в деле такой важности для всего европейского человечества, как организации крестового похода. Нужно было иметь мало политического такта и совсем не понимать готовящихся событий, чтобы оставаться до такой степени безучастным к организации и направлению похода, в котором за отсутствием церковного руководства должны были получить место настроения, несогласные с интересами церкви. Если таким образом папе Урбану и его Клермонской речи нельзя приписывать решительного значения в деле Первого крестового похода, то остается рассмотреть составные элементы, в которых составилась крестоносная армия, и в них поискать разгадки движения. В Первом крестовом походе прежде всего выступает на первый план народное движение, оно шло впереди и, по всей вероятности, вызвало движение высших классов. Во главе воодушевленных проповедников, неотразимо действовавших на простой народ, предание ставит Петра Пустынника, или Амьенского.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

Народ приобщался таким же образом, после служителей алтаря, как это можно видеть из некоторых правил (Chardon, 264 стр.). Существовал на Западе в некоторых местах еще своего рода обычай, который, быть может, постепенно привел к причащению там под одним видом, – это обычай причащать мирян в церкви посредством Тела, напоенного Кровию. Бургард основывает подобную практику на постановлении Турского собора. Но Турский собор говорил лишь о причащении больных. Уже третий Бракарский собор (675 г.) первым правилом своим запрещал священникам давать хлеб, напоенный вином. Но, несмотря на это запрещение, способ причащения указанным образом на Западе все более и более развивался, так что состоявшийся в 1095 году Клермонский собор должен был снова узаконить, чтобы каждый причащался от алтаря, раздельно приемля Тело и Кровь; приобщение же под видом хлеба, напоенного вином, дозволено было лишь в случаях крайней необходимости, например, в болезни (правило 28). Однако в последующее время, в XIII и XIV вв., на Западе не прекращался вышеобозначенный обычай причащения мирян, а вместе с тем пролагал себе путь новый обычай – причащать мирян под видом одного хлеба, несмотря на заявления и протест как ученых-теологов, так и целых народных масс. В XV в. Константский собор одобрил этот новый обычай, Базельский подтвердил и, наконец, Тридентский окончательно узаконил и закрепил, предоставив, впрочем, римскому епископу право делать исключения ввиду каких-либо уважительных обстоятельств (Догмат. Сильв., 537 стр. IV т.). Что произносили верующие, получая Тело и Кровь Обыкновенно, принимая Тело и Кровь, древние христиане говорили «Аминь». Намек на это мы находим уже у ап. Павла (Коринф. 14 гл. 16 ст.). В чинопоследовании литургии постановлений апостольских мы читаем: «Епископ пусть преподает приношение говоря: Тело Христово... Принимающий должен сказать аминь. Диакон же пусть держит чашу и, подавая ее, пусть говорит: Кровь Христова, чаша жизни. Пьющий также должен сказать – аминь» (1 вып. 13–135 стр.). О формуле «аминь» говорят многие отцы и учители Церкви. Бл. Августин , например, в своем сочинении против Фавста говорит следующее: «Кровь Иисуса Христа вызывает большой крик на земле, когда по получении ее отвечают аминь, так как это употребляется во всех нациях» (Chardon, 253 стр.). Преподающие причастие также произносили известную формулу

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

62 ЭКЛЕКТИЗМ (эклектика) (от греч. eklektikos — выбирающий), механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов и т. п.; в архитектуре и изобразительном искусстве сочетание разнородных стилевых элементов или произвольный выбор стилистического оформления для зданий или художественных изделий, имеющих качественно иные смысл и назначение (использование исторических стилей в архитектуре и художественной промышленности 19 в.). 63 МАСИЙОН (Massillon) Жан Батист (1663—1743), французский проповедник. В 1681 вступил в конгрегацию ораторианцев; епископ Клермонский (с 1717). Сохранилось ок. 100 “слов”, в т. ч. 10 наиболее замечательных — “великопостных”. 64 БРЕННЕР (Генрих Brenner) – шведский пленник в Москве; родился в 1669 году в Вест-Ботнии; в 1697 г. провожал знаменитого Фабрициуса в Персию, но на обратном пути был задержан в Москве, как шведский подданный, и содержался там до Ништадского мира. В это время составил он на латинском языке извлечение из армянской истории Моисея Хоренского (напечатано в Стокгольме, 1725) и сочинил описание походов Петра Великого. Умер в 1732 году в Стокгольме, где был библиотекарем. ГИЛЯРОВ-ПЛАТОНОВ Никита Петрович (23 мая (4 июня) 1824, г. Коломна Московской губ. — 13 (25) октября 1887, Петербург), русский публицист, философ, издатель. Сын священника П. М. Никитского. Фамилию Гиляров получил в Коломенском духовном училище (1831—38). В 1848 окончил Московскую Духовную академию (где как стипендиат митрополита Платона получил прибавление к фамилии — “Платонов”). После получения степени магистра (1850) читал в академии лекции по истории русской церкви, в которых проповедовал идеи веротерпимости и просвещенной церковности. В 1855 под давлением митрополита Филарета, усмотревшего в лекциях Гилярова-Платонова “сомнительные мысли”, был вынужден подать в отставку. В 1856 назначен цензором Московского цензурного комитета. С 1863 — управляющий Московской синодальной типографией. С 1867 Гиляров-Платонов издавал дешевую газету “Современные известия,” в которой критиковались злоупотребления администрации, полиции и духовенства.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3034...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИВО ШАРТРСКИЙ [Ив, Ивон; лат. Ivo Carnotensis, Carnutensis; франц. Ives, Yves de Chartres] (ок. 1040, близ Бове или в Шартре - 23.12.1115, Шартр), св. католич. Церкви (пам. 20 мая), еп. г. Шартр, средневек. канонист. Сведений о происхождении, детстве и юности И. Ш. сохранилось мало, информация о его деятельности также скудна и содержится в основном в его посланиях и сочинениях. Вероятно, происходил из знатной семьи. Учился в Париже, а также в мон-ре Бек у Ланфранка , где вместе с ним (до 1066) мог обучаться Ансельм , буд. архиеп. Кентерберийский. Впосл. И. Ш. получил место каноника в Неле (Пикардия); в 1078 г. стал приором мон-ря августинцев-каноников в Сен-Кантене. В 1090 г. избран епископом Шартрским. Из-за конфликта с предыдущим еп. Готфридом (Жоффруа), смещенным с кафедры за симонию, и Рихером, архиеп. Сансским, к-рый отказывался рукополагать нового епископа, И. Ш. был посвящен в сан папой Римским Урбаном II (1088-1099) в Капуе. Хотя франц. кор. Филипп I (1060-1108) оказал И. Ш. поддержку при избрании на кафедру, тот, став епископом, в 1092 г. выступил против развода короля и нового брака с Бертрадой де Монфор, гр. Анжуйской. По приказу короля епископа на неск. месяцев заточили в темницу. Конфликт разрешился только в 1104 г., когда король, отлученный от Церкви, был вынужден развестись с Бертрадой. В 1095 г. И. Ш. принял участие в Клермонском Соборе под председательством Урбана II. В 1096 г., разбирая спор о первенстве между архиепископами Реймса и Санса, И. Ш., к неудовольствию папы, высказал идею, что в нек-рых случаях папские указания не могут быть выше сложившейся традиции. После смерти кор. Филиппа I И. Ш. был в числе тех, кто короновали в Орлеане его сына Людовика VI (1108-1137), нарушив т. о. традицию королевских коронаций в Реймсе. Архиепископ Реймса призвал признать проведенную церемонию недействительной. В письме в Рим И. Ш. оправдывал принятую меру, исходя из того что коронация в принципе не может считаться недействительной, к тому же сам архиепископ Реймса тогда еще не был посвящен в должность, а г. Реймс находился под папским интердиктом (Ep. 189). На Пасху 1107 г. И. Ш. принимал в Шартре папу Пасхалия II , следовавшего на Собор в Труа, однако сам по состоянию здоровья не смог участвовать в Соборе. Последние годы жизни И. Ш. были омрачены конфликтом с капитулом, недовольным его реформаторской деятельностью (буллой папы Пасхалия II от 1114 г. спор был решен в пользу епископа).

http://pravenc.ru/text/Иво.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАПИТУЛ [лат. capitulum], 1) в Римско-католической Церкви и англикан. церквах коллегия священнослужителей (каноников) при кафедральном соборе (кафедральный К.) либо коллегиальной церкви (коллегиальный К.); 2) в католич. монашестве коллегиальный орган управления монашеским орденом или конгрегацией, состоящий из настоятеля и выборных делегатов; может собираться на уровне ордена (генеральный К.), его провинции (провинциальный К.) или мон-ря (монастырский К.); 3) особое здание или помещение, где собирается монастырский К. Кафедральные и коллегиальные К. ведут происхождение от существовавшего в древней Церкви пресвитерия - собрания священников и диаконов, к-рые помогали епископу в управлении епархией и участвовали в церковных службах, возглавляемых епископом. О пресвитерах и диаконах как о помощниках и советниках епископа упоминается уже в первые века по Р. Х. Представление о духовенстве, служащем в определенном городе, как об особой группе или коллегии нашло отражение в 15-м прав. I Вселенского Собора, запрещавшем епископам, пресвитерам и диаконам переходить из города в город. Имена клириков определенной церкви заносились в особый перечень (matricula, album, tabula; греч. κανν - отсюда их название «каноники»). Блж. Иероним Стридонский сравнивал «собрание пресвитеров» (coetum presbyterorum) при епископе с сенатом ( Hieron. In Is.//PL. 24. Col. 61). В галльском каноническом своде 2-й пол. V в. «Древние установления Церкви» (Statuta Ecclesiae antiqua) упоминается о запрете епископу рукополагать клириков без консультации с пресвитерами (absque consilio compresbyterorum suorum - Statuta Eccl. antiq. 22). Эта норма была подтверждена и расширена 7-м прав. II Туронского (Турского) Собора (567). В дальнейшем различие между городскими священниками, входившими в окружение епископа, и сельскими углублялось (отмечено, в частности, 15-м прав. Арвернского (Клермонского) Собора (535)). Правила II Туронского (567) и IV Толетского (Толедского) (633) Соборов предписывали пресвитерам, диаконам и проч. клирикам епископа жить с ним в одной резиденции. 12-е прав. Эмеритского (Меридского) Собора (666) позволяло епископу призвать сельского пресвитера или диакона для совершения богослужений в соборном храме. Дальнейшему обособлению клира кафедрального собора от остальных священнослужителей диоцеза способствовала практика общих трапез кафедральных клириков, о к-рой упоминается, напр., Григорием Турским и в грамоте франк. кор. Хильперика (580), а также в 7-м прав. III Толетского Собора (589).

http://pravenc.ru/text/1470337.html

Крестовые походы: причины, история и последствия Крестовые походы — ряд религиозных военных экспедиций, продолжавшихся с 1096 по 1272 год. 27 октября, 2012 Крестовые походы — ряд религиозных военных экспедиций, продолжавшихся с 1096 по 1272 год. Крестовые походы — ряд религиозных военных экспедиций, продолжавшихся с 1096 по 1272 год. Крестовые походы: причины Крестовые походы — ряд религиозных военных экспедиций, продолжавшихся с 1096 по 1272 год. Они проходили под лозунгом борьбы за освобождение Святой земли от мусульман. В 677 году Иерусалим оказался под властью арабов. Город был священным местом не только для христиан, но и для иудеев и мусульман. И, если сначала арабы не препятствовали тому, чтобы христианские паломники посещали Святой город, то с приходом к власти турков-сельджуков ситуация изменилась коренным образом. В 1071 году они закрыли доступ в Иерсуалим «неверным», то есть христианам. В то время Европа переживала глубокий кризис. Засуха и неурожай на протяжении нескольких лет привели к тому, что феодалы не могли платить рыцарям за их службу. Кроме того, в конце XI века в Европе остро стояла проблема перенаселения. Неудивительно, что появилось огромное количество рыцарей, объединившихся в настоящие банды. Эти банды занимались грабежом, обкладывали поборами деревни. Назрела необходимость направить их воинственную энергию в нужное русло. Тем более, Римско-католическая Церковь стремилась распространить свое влияние на восточное Средиземноморье. В 1095 году византийский император Алексей I Комнин обратился к странам Западной Европы с просьбой о помощи. Он опасался, что турки-сельджуки могут захватить Константинополь. В ноябре 1095 года на Клермонском соборе Папа Урбан II произнес свою знаменитую речь, призвав всех королей, сеньоров, рыцарей и простых людей отправиться в Святую землю, освободить ее от «ненавистных бусурман» и отвоевать Гроб Господень. Речь Папы Урбана II вызвала большое воодушевление. Тем более, что паломники, которые возвращались из Иерусалима, рассказывали о сказочно богатом Востоке.

http://pravmir.ru/krestovye-pohody/

Он основал многочисленные монастыри в Бельгии, включая Мон-Блондин (Mont-Blandin) и Мон-Бавон (Mont Bavon) в Генте, а также монастырь Элнон (Elnon), позже названный его именем, также как и женский монастырь в Нивелле (Nivelles). Некоторые неправильно утверждают, что он был избран епископом Маастрихта (Maastricht) и что после трех лет он ушел в отставку, чтобы возвратиться к работе миссионера, несмотря на то, что Римский папа Святой Мартин настойчиво просил его остаться. Он провел последние четыре года своей жизни, как игумен монастыря в Элноне, что около Турнэ 8 (Tournai), и умер там в возрасте почти 90 лет, после того, как продиктовал свое завещания, которое сохранилось. Его святые мощи пребывают в монастыре, где он умер. Почитание Аманда было широко распространено во Фландрии и Пикардии, оно достигло Англии после того, как такие церковные деятели, как Святой Дунстан, посетили его монастыри в Генте или Элноне. Его имя имеется в нескольких средневековых Английских календарях, ему посвящена часовня в восточном Хендреде (East Hendred). Sarum Breviary почтил Святителя Аманда и Святителя Вааста службой из девяти уроков. Святого Аманда изображают несущем в руках церковь . Святой Аманд, епископ Страсбургский (†355, память 26 октября) Святой Аманд, имя которого означает любезный, родился около 290 года. Он был первым епископом Страсбурга, на что указывают документы Сардического Синода (Sardica) 343/344 года и Кельнского синода 346 года, где был преодолен арианизм епископа Евфратия (Euphrates). Святитель Аманд скончался в Страсбурге приблизительно в 355 году. Его почитание в Страсбурге восходит к десятому столетию. Там же, в старой церкви Святого Петра (Alt St.Peter), почивают его святые мощи. Адрес церкви: Saint-Pierre le Vieux 8 Rue du 22 Novembre F- 67000 STRASBOURG (France). Святой Амарин, епископ Клермонский (†676, память 25 января) Мученик, товарищ св. При (Prix), или Приста (Priest), или Прежекта (Praejectus), епископа Клермонского. Долина Сент-Амариан (Saint Amarian) в Альзасе названа в его честь. Святой Аматор, епископ Отонский († III век, память 26 ноября)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В большей части канонов К. С. воспроизводятся те положения, которые были приняты предшествующими Соборами и составляли основу григорианской реформы: запрет симонии , запрет мирянам совершать инвеституру клириков, обязательный целибат для клириков, укрепление церковной дисциплины. Ключевая задача К. С. выражена в одном из первых канонов так: «Церковь должна быть чистой по вере и свободной от всякого рабского служения [мирским властям]». В основных рукописях содержатся следующие каноны: только пресвитеры могут стать деканами и архипресвитерами, только диаконы - архидиаконами; клирикам запрещено носить оружие; мирянина или клирика, имеющего сан ниже субдиакона, нельзя рукополагать во епископа; запрещается «redemptio altarium» (при личной привилегии получения доходов или десятины от церкви после смерти бенефициара все права должны быть возвращены епископу и не могут быть присвоены церковью или мон-рем, с которыми был связан получатель); клирикам запрещено требовать плату за совершение погребений; клирики не могут совмещать 2 титула от 2 разных церквей (если это произошло, следует сохранить тот, что был получен первым); клирики должны служить в тех церквах, где они имеют бенефиций; целибат является обязательным для всех пресвитеров, диаконов, субдиаконов и всех каноников; в домах клириков могут проживать только те женщины, кому это позволено священными канонами; незаконнорожденных детей следует допускать до церковных служений только в том случае, если они станут монахами или канониками; миряне не должны покупать церковные должности; миряне не имеют права совершать инвеституру клириков; пресвитеры и епископы не должны приносить оммаж мирянину; мирянам запрещено получать десятину и доходы с церковного имущества; строго осуждается разграбление мирянами имущества клириков; после смерти клирика его имущество переходит церкви, за исключением того имущества, что должно быть роздано на помин души; запрещено захватывать или заключать в тюрьму епископа; необходимо исповедоваться и нести покаяние должным образом; всем христианам запрещено вкушать мясо от Пепельной среды до Пасхи; в Великую субботу следует поститься до ночи; необходимо соблюдать посты 4 времен года (Quattuor tempora); при причащении Тело и Кровь Христовы подаются раздельно; придорожные кресты имеют те же привилегии, что и церкви, поэтому преступников, прибегающих к защите таких крестов, следует приводить на суд, не нанося им к.-л. увечий.

http://pravenc.ru/text/1841317.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010