001     002    003    004    005    006    007    008    009    010
Сети богословия Тема недели: Паломничество: смысл, история, современность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Мистика События 23 марта 2022 Статья Многие западные ученые и духовные искатели считают, что мистическая религия, познаваемая опытным путем, и духовность в первую очередь являются отличительными чертами Востока, примером чего служат индуизм, буддизм, даосизм и племенные религии, такие как индейский шаманизм. Автор статьи, социолог, основываясь на тридцатилетнем полевом исследовании, попытался показать, что такие мистические практики и духовные подходы существуют и в восточном христианстве среди мирян, а также в древних монастырях, подобных тем, которые встречаются на горе Афон в Северной Греции. В статье утверждается, что эти разрабатываемые тысячелетиями практики Христианского Востока могут способствовать развитию того, что некоторые мыслители называют «оком созерцания», а именно культивированию интуитивной, духовной составляющей человека, которая подавлялась на протяжении веков из-за господства рационализма и научного материализма. Часто утверждается, что отношения между христианством и иудаизмом в средневековье носили характер перманентного конфликта. Авторы настоящего сборника статей стремятся доказать поверхностность подобной точки зрения, отмечая масштабный характер взаимопроникновения идей из христианства в иудейскую общину и наоборот. В качестве наиболее ярких примеров приводятся Маймонид и мейстер Экхарт. Статья Предлагаем читателям вторую часть ранее опубликованного исследования трактата прп. Максима Исповедника. Автор продолжает анализ созерцательной практики умного делания, в которой постигается смысл пяти делений и пути их преодоления человеком. Благодаря данному преодолению, по мысли преподобного Максима, осуществляется мистическое восхождение ума к единению с Богом. Статья Впервые на русском языке публикуются два сочинения Иосифа Хаззайи, восточносирийского мистика и духовного писателя, жившего в VIII веке. Подобно преподобному Исааку Сирину мар Иосиф принадлежал к Церкви Востока и персидской монашеской традиции, возобновителем которой был Авраам Кашкарский 588).

http://bogoslov.ru/tag/Мистика

Сети богословия Тема недели: Паломничество: смысл, история, современность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Два мистических сочинения Иосифа Хаззайи Впервые на русском языке публикуются два сочинения Иосифа Хаззайи, восточносирийского мистика и духовного писателя, жившего в VIII веке. Подобно преподобному Исааку Сирину мар Иосиф принадлежал к Церкви Востока и персидской монашеской традиции, возобновителем которой был Авраам Кашкарский 588). Статья Мар Иосиф Хаззайа (710/712—787/795 гг.) — восточносирийский мистик идуховный писатель, практически не известный за пределами Месопотамии. Подвизался в общежительном монастыре, после чего длительное время жил в уединении в горах Карду (Араратские горы) на юго-востоке современной Турции и севере Ирака. В последствии по просьбе братии стал игуменом монастырей Мар Басима и Раббан Боктишо. Являясь довольно плодовитым духовным писателем, после своей кончины был известен как систематизатор сироязычного аскетического наследия и учитель умного делания, слова которого повторяли последующие поколения иноков. По мнению Р. Бёлэ, творения Иосифа Хаззайи и его современника Иоанна Дальятского можно считать «апогеем восточносирийской мистики» . В своих сочинениях мар Иосиф затрагивает темы умной молитвы, множества искушений и благодатных утешений на различных степенях иноческого жития; общения инока со своим ангелом-хранителем; тонкого различения помыслов, явлений прелести и божественной благодати; иерархии степеней созерцания чувственного и умопостигаемого миров, и, наконец, видение Господа Иисуса Христа в безвидном свете и созерцание Пресвятой Троицы. Одной из жемчужин восточносирийской аскетической письменности является его «Послание о трех степенях иноческого жития», которое уникально тем, что это единственное аскетическое сочинение (а не корпус бесед), где последовательно излагаются все этапы иноческого делания от начала (нахождения в миру, жития в общежительном монастыре) и до конца (уединенного жительства в келии, венца этого жительства — обожения человека и всецелого соединения с Пресвятой Троицей).

http://bogoslov.ru/article/4795548

Сети богословия Тема недели: Паломничество: смысл, история, современность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Калинин М. Конфессии: Православие Статья Впервые на русском языке публикуются два сочинения Иосифа Хаззайи, восточносирийского мистика и духовного писателя, жившего в VIII веке. Подобно преподобному Исааку Сирину мар Иосиф принадлежал к Церкви Востока и персидской монашеской традиции, возобновителем которой был Авраам Кашкарский 588). Другие публикации на портале: 2007-2022 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/person/538075

Статья 18 июня 2018 Читателям портала и всем интересующимся церковной историей предлагается к ознакомлению перевод одного из исторических документов, который раскрывает тонкости отношений между халкидонскими и нехалкидонскими церквями. События 28 марта 2018 30 марта, 18.00. Библиотека иностранной литературы «Библейский чай». Лекция Юлии Фурман, посвященная повествованию о творении мира и человека в первых трех главах книги Бытия и толкованию этого текста в восточносирийском христианстве. Статья Впервые на русском языке публикуются два сочинения Иосифа Хаззайи, восточносирийского мистика и духовного писателя, жившего в VIII веке. Подобно преподобному Исааку Сирину мар Иосиф принадлежал к Церкви Востока и персидской монашеской традиции, возобновителем которой был Авраам Кашкарский 588). Статья Диакон Сергий Пантелеев в данной статье знакомит читателя с двумя памятниками богословской мысли Армянской Церкви – «Исповеданием веры» католикоса Авраама и посланием епископа Абдишо. Автор надеется, что более полное знакомство с источниками,имеющими большоезначение для понимания богословия Армянской Церкви на раннем этапе армяно-византийских споров, поможет прояснить причины неприятия богословским сознанием названной Церкви Халкидонского Собора. Статья Статья посвящена исследованию философских концепций общей природы и частной природы, возникших на почве неоплатонизма и аристотелизма и оказавших существенное влияние на философскую мысль христианских авторов Византийской эпохи. Статья Портал Богослов.ру продолжает публикацию статей Рубена Мкртчяна, посвященных особенностям халкидонского богословия в контексте диалога с древними Церквами, не принявшими решений четвертого Вселенского собора. Статья В данной статье Гладышева Г.Н. вниманию читателей предлагается обзор основных событий жизни Эфиопской Православной Церкви в XX веке. Именно в этот период, впервые за шестнадцативековую историю Эфиопской Церкви, Патриарх был избран членами этой Церкви, а не поставлен извне. События

http://bogoslov.ru/topic/20263

Статья Вниманию читаталей портала предлагается перевод восьми глав трактата «Маленький сад роз» («Hortulus Rosarum»), авторство которого приписывается Фоме Кемпийскому. Перевод был осуществлен с англоязычного издания конца XIX века (London: T. Jones, Paternoster Row. 1840). В приведенном отрывке изложены аскетические рассуждения о том, как бороться с пороками, вести богоугодную жизнь и где искать истинную мудрость. Статья Впервые на русском языке публикуются два сочинения Иосифа Хаззайи, восточносирийского мистика и духовного писателя, жившего в VIII веке. Подобно преподобному Исааку Сирину мар Иосиф принадлежал к Церкви Востока и персидской монашеской традиции, возобновителем которой был Авраам Кашкарский 588). Статья Перевод Второго нравственного слова преподобного Симеона Нового Богослова предлагается вниманию наших читателей. Святой Симеон разъясняет некоторые фразы из Священного Писания, а также говорит об истории человечества и домостроительстве Божием: о грехопадении, потопе, об отвержении Израиля и призвании язычников, о новом Адаме и новом Рае. Статья Кандидат философских наук, доцент кафедры философии Брянского госуниверситета К.А. Матаков в данной публикации сопоставляет 6 стадий опьянения, которые мы находим в произведении Г.Х. Андерсена «Колокольный сторож Оле», и этапы духовного восхождения человека к Богу. Насколько широко применимы образы датского Статья Кандидат философских наук, доцент Брянского госуниверситета К.А. Матаков проводит сравнение понимания и видения духовного пути святого Иоанна Лествичника и английского писателя и баптистского проповедника Джона Буньяна. Статья Вниманию читателей предлагается доклад доцента Московской духовной академии игумена Дионисия (Шлёнова), посвященный богословскому осмыслению сырной недели как подготовительного периода к Великому посту. Статья В третьей части из цикла статей, посвященных Феоктисту Студиту, рассматривается литературный метод работы византийского монаха как агиографа. В основе данного исследования — житие святителя Афанасия, составленное Феоктистом.

http://bogoslov.ru/tag/Аскетика

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАБАЙ НИСИБИНСКИЙ предыдущая статья Т. 4 , С. 240 опубликовано: 28 марта 2009г. БАБАЙ НИСИБИНСКИЙ [Бабай Малый; сир. 630), сир. христ. монах и писатель кон. VI - 1-й трети VII в. Происходил из г. Нисибина. В юности предавался праздности. После того как Б. Н. однажды во сне явился подвижник мар Авраам и предсказал ему, что он «станет отцом» для мн. людей и целиком посвятит себя Богу, юноша ушел из отчего дома в обитель мар Авраама на горе Изла (см. Авраам Кашкарский ), к-рый и дал ему имя Бабай. По смерти мар Авраама в 588 г. Б. Н. оставил обитель и удалился в горную пещеру в обл. Адиабена вместе с анахоретом Ишозха и буд. несторианским католикосом Савришо. Б. Н. проводил все время в посте и молитве, исцелял больных и изгонял бесов. Впосл. он основал свой мон-рь на горе Изла и учредил в нем устав мар Авраама. Настоятелем мон-ря Б. Н. пробыл в течение 31 года до своей смерти, там же он и был похоронен. «Хроника Сеерта» (не ранее IX в.) упоминает об ожесточенной полемике между Б. Н. и Бабаем Великим , но не раскрывает предмета их разногласий. Б. Н. считают автором ряда проповедей и гимнов (мадрашей и мимр), из к-рых почти ничего не опубликовано. Сохранилась согдийская версия одной из его рифмованных гомилий. Ист.: Histoire nestorienne: (Chronique de Seert). Part. 2 / Publ. et trad. par A. Scher // PO. T. 13/4. P., 1919. P. 454-456. Лит.: Sims-Williams N. Babay of Nisibis // EIran. Vol. 3. P. 309. А. И. Колесников Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН БАР ЗОБИ (кон. XII - нач. XIII в.), иером. несторианского мон-ря Савришо в Бет-Кока (Адиабена), восточносир. грамматист и писатель АВДИШО БАР БРИХА 1318), митр. Нисибинский, восточносир. богослов, ученый и писатель, принадлежавший к несторианской Церкви Востока

http://pravenc.ru/text/77286.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВРААМ КАШКАРСКИЙ предыдущая статья Т. 1 , С. 160-161 опубликовано: 2 октября 2007г. АВРААМ КАШКАРСКИЙ [Великий; сир. Аврахам д-Кашкар] (ок. 503, Кашкар (Васит, Юж. Месопотамия) - 8.01.588), восточносир. несторианский аскет и богослов. Подвизался при католикосе Мар Абе , известен как реформатор восточносир. монашества. Учился в Нисибинской школе в период, когда ее возглавляли Авраам Бет Раббанский и Иоханнан. Затем совершил миссионерскую поездку в Хиру , где обратил в христианство нек-рых арабов, и паломничество на Синай. Став отшельником, обосновался в пещере на г. Изла в обл. Тур-Абдин, где позже им был основан «Великий монастырь». Ученики А. К. носили особое одеяние, отличавшее их от монофизитов, и выстригали тонзуру. Для них А. К. составил более строгий сравнительно с общежительными мон-рями устав, переработанный позднее его учеником и преемником Дадишо из Бет-Дарайе 604). Один из биографов А. К. называет 24 его учеников, каждый из к-рых впосл. основал собственную обитель. Возможно, учеников было больше, поскольку ко времени араб. завоевания (сер. VII в.) в Персии насчитывалось до 60 мон-рей, реформированных в соответствии с уставом А. К., на века определившим особый облик несторианского монашества. Известна приписываемая А. К. молитва в «Халдейском часослове». Несториане чтут память «отца монахов» А. К. в шестую пятницу после Богоявления. Соч.: Regulae monasticae saec. VI ab Abrahamo fundatore et Dadjesu rectore conventus Syrorum in Monte Izla conditae / Ed. J.-B. Chabot // Rendiconti della Reale Academia dei Lincei. Ser. 5. R., 1898. T. 7. P. 33-59, 77-102; Syriac and Arabic Documents Relative to Syrian Ascetism / Ed. A. Stockholm, 1960. P. 150-175; Budge E. A. W. The Book of Governors: The Historia Monastica of Thomas Bishop of A. D. 840. L., 1893. T. 1. P. CXXXIV sq. [англ. пер.]; Braun O. Akten persischer Anhang: Ostsyrisches Kempten, 1915. (BKV; 22). S. 318-331, 287f. [нем. пер.]. Лит.: Nau F. Histoires d Abraham de Kaskar et de Balai de Nisibe // ROC. 3 P., 1918-1919. T. 1 (21). P. 161-172; Райт. Очерк. С. 82-83; Baumstark. Geschichte. S. 130-131; Hermann Th. Bemerkungen zu den Regeln des Mar Abraham und Mar Dadischo vom Berge Izla ZNtW. 1923. Bd. 22. S. 286-299; Graf. Geschichte. Bd. 1. S. 28, Anm. 5; Van den Ploeg J. Oude-syrisch monniksleven. Leiden, 1942. А. В. Муравьев Рубрики: Ключевые слова: АВДИШО БАР БРИХА 1318), митр. Нисибинский, восточносир. богослов, ученый и писатель, принадлежавший к несторианской Церкви Востока

http://pravenc.ru/text/62882.html

Сообщество монахов в «Правилах» представлено как киновия, несмотря на то что фактически оно было организовано по принципу лавр. Устав Авраама предписывал монахам носить особое одеяние, отличавшее их от иноков др. монашеских общин, в т. ч. монофизитских, а также выстригать тонзуру. Иноки Великого мон-ря, подобно монахам палестинских лавр, жили в отдельных кельях на нек-ром расстоянии друг от друга. Опытные монахи иногда удалялись в пещеры для большего уединения. Новоначальные также жили отдельно в особых кельях в течение 3 лет, настоятель обязывался часто посещать их и давать наставления. Большое значение в уставе Великого мон-ря уделялось физическому труду, а также регулярному чтению Свящ. Писания с толкованиями Феодора Мопсуестийского и избранных памятников патристической лит-ры (сочинения Исаии Газского, Марка Подвижника, Евагрия Понтийского, Василия Великого, Григория Богослова и др.). Поскольку с самого основания Великого мон-ря существовала тесная связь этой монашеской общины с соседней Нисибинской академией, в которой главным учительным авторитетом являлся Феодор Мопсуестийский, двухприродная христология и экзегетический метод антиохийской школы стали неотъемлемой характеристикой восточносир. М. Авраам Кашкарский уделял большое внимание делу распространения М. и стимулировал основание новых мон-рей. Оставление мон-ря с целью основания новой обители (с благословения настоятеля) считалось допустимым. Житие Авраама говорит о том, что у него было 24 ученика, каждый из к-рых основал собственный мон-рь ( Nau F. Histoires d Abraham de Kaskar et de Babai de Nisibe // ROC. Ser. 3. 1918/1919. Vol. 1(21). P. 164-165). В сер. VII в. уже было ок. 60 обителей, которые придерживались реформированного устава, некогда предложенного Авраамом Кашкарским.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Сомнение ученых вызывает сообщение в его Житии о том, что он, будучи ловцом жемчуга из Египта, неожиданно решил удалиться в Месопотамию в сопровождении 70 монахов. Обитель, носящая его имя, в VII в. пришла в запустение. Возрождение мон-ря было заслугой мон. Авраама из соседнего сел. Мааррин (Маарре). Вслед за кратким периодом расцвета (неск. воспитанников Авраама стали основателями др. мон-рей) в нач. VIII в. монахи ушли из обители, но впосл. жизнь в мон-ре возродилась. Дальнейшая история мон-ря до XIX в. известна гл. обр. из колофонов рукописей, созданных в нем. Неск. ранее 1838 г. мон-рь перешел к Халдейской католической Церкви , но уже в 1842/43 г. он известен как западносирийский. В 1972 г. в обители проживал инок, с 1983 г. мон-рь считается недействующим. Монастырь Мар-Авраам («Великий монастырь») Расцвет монашества на И. можно с определенностью датировать 2-й пол. VI в., когда там основал обитель Авраам Кашкарский . Видимо, он избрал И. по причине близости горы к Нисибину, где находилась знаменитая церковная школа, в к-рой он учился. Авраам первоначально поселился в пещере, затем (до 571) основал «Великий монастырь». После кончины Авраама настоятелем был избран Дадишо из Бет-Арамае , и началось распространение устава Авраама Кашкарского и в целом восточносирийского иночества за пределами И. («цепная реакция» в терминологии А. Выыбуса). Преемником Дадишо 604) и последним из известных настоятелей монастыря стал Бабай Великий , с деятельностью к-рого связывают постепенный упадок мон-ря. Монастырь Мар-Малка (Мар-Малке), Мар-Сисин и Мар-Элише расположен между мон-рем Мар-Авген и г. Мидьят и назван по именам 3 основавших его подвижников Церкви Востока. Впоследствии (вероятно, в XII в.) монастырь оказался в юрисдикции Сирийской яковитской Церкви и с кон.

http://pravenc.ru/text/293880.html

Маркиану ( Lebon J. Le moine saint Marcien: critique des sources, de ses Leuven, 1968. P. 89-99. (SSL. EtDoc. N 36)). «Послание Николаю» Ad Nicolaum praecepta animae salutaria; CPG, N 6094). Часто встречается в греческих рукописях в составе корпуса М. П.; цитируется под именем М. П. свт. Фотием, однако отсутствует в древнем сир. переводе корпуса сочинений М. П. В тексте имеются стилистические и тематические отличия от других сочинений М. П. Де Дюран выдвинул гипотезу о позднем происхождении Послания ( Durand. Introd. 1999. P. 39). В Послании упоминается чудесный случай спасения автора и адресата в морском путешествии из св. мест в К-поль; автор говорит о себе как об отшельнике, живущем рядом с Анкирой (ныне Анкара, Турция) ( Marc. Erem. Ad Nic. 6. 30). Существует древнегруз. перевод Послания (см.: Габидзашвили. Переводные памятники. Т. 2. С. 209. 540). Сочинение входит в состав слав. «Добротолюбия» (М., 1793. Л. 35-42 об.). Влияние М. П. оказал влияние на позднейших аскетических писателей. Прп. Дорофей Газский кон. VI в.) дважды ссылается на «авву Марка» ( Doroth. Doctrinae 1. 10, 11; 8. 90, 13) и цитирует сочинения «О духовном законе» и «К думающим оправдаться делами» ( Marc. Erem. De lege spir. 14; Idem. De oper. just. 197). Эти же произведения М. П. обильно цитируются в сочинениях преподобных Анастасия Синаита , Иоанна Дамаскина , Феодора Студита , Исихия Синаита . Также отдельные сентенции из них помещались вкладчиками и переписчиками греч. рукописей НЗ в одном ряду с эпиграммами на евангелистов и мемориальными записями (напр., фрагмент De oper. just. 68 в ркп. Ath. Vatop. 900. F. 106v). Восточносир. автор Авраам Кашкарский 588) цитирует сочинения «О духовном законе» и «К думающим оправдаться делами» ( Marc.

http://pravenc.ru/text/2562270.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010