001     002    003    004    005    006    007    008    009    010
Отшельничество – совершенное уединение и удаление того или другого подвижника в пустыню, чтобы не иметь никакого общения с людьми. Такую жизнь проводили Павел Фивейский, Онуфрий Великий, Мария Египетская и другие, перенося в пустыне всякого рода лишения и бедствия. Затворничество – заключение в тесную келию, или пещеру ищущего нравственного усовершенствования и безвыходное его там пребывание. Так подвизался св. Авраам затворник и многие преподобные Печерской лавры. Столпничество – это обет непрестанного стояния на столпе. Так угождали Богу св. Симеон, Даниил и другие. Постничество – это жизнь в особенном воздержании от пищи и питья, по которому некоторые св. подвижники имели обыкновение вкушать пищу через два, пять, семь и даже более дней, и притом самую простую скудную пищу. Таковы: св. Иаков, св. Иоанн постники и некоторые из преподобных Печерской лавры. Молчальничество или безмолвие – обет молчания и как бы отречения от дара слова. Так подвизались Иоанн молчальник. Арсений, Пахомий Великий и многие другие. Юродство ради Христа. Это самый труднейший подвиг христианской жизни. Юродивые ради Христа это такие люди, которые при полных умственных способностях и при высоком нравственном совершенстве, чтобы скрыть свои достоинства от людей, притворялись лишенными разума, дурачками. Слыть за полоумного – это тяжелый подвиг, а подвергаться насмешкам и обидам со стороны людей добровольно – это высокое самоотвержение. Таковы были Симеон и Андрей юродивые, Сампсон, Иоанн. Все это разнообразные пути, на которые вступали избранники Божии для выражения одного и того же, именно – беспредельной любви своей к Богу и готовности пожертвовать ради Бога всем земным. Во времена живой веры и торжественного признания и господства начал иноческой жизни, одни из верующих без труда восходили на высоту иноческого состояния, другие же, хотя и не избирали этого состояния, понимали, однако и ценили его возвышенность и превосходство. Теперь же, к сожалению, многие враждебно относятся к иночеству. «Монахи, – говорят, – совершенно бесполезные люди, так как ведут праздную жизнь, нетерпимую в благоустроенном обществе. Правда ли это? Ведь такое обвинение с одной стороны может относиться к монашеской жизни в самой себе, а с другой к частным злоупотреблениям монашеского жития. Если бы порицания эти касались только злоупотреблений, конечно возможных в иноческой жизни, то на это не следовало бы обращать внимания, потому что св. церковь сама не терпит подобных злоупотреблений и не допускает праздности в монашеской жизни.

https://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/uroki-po-...

Список статей по запросу «Марией» расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома Православной энциклопедии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Марией» найдены статьи: АВИШСКИЙ ОРДЕН СВЯТОЙ МАРИИ духовно-рыцарский орден католической Церкви Португалии АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АЛЬФОНСО МАРИЯ ДЕ ЛИГУОРИ (1696-1787), итал. свящ., теолог, св. католич. Церкви (пам. зап. 1 и 2 авг.) БЕЛГОРОДСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТЫХ МАРФЫ И МАРИИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Белгородской и Старооскольской епархии ВАЛЕРИЯ, КИРИАКИЯ, МАРИЯ мученицы (пам. 7 июня, пам. греч. 6 июня) ВИКТОРИН МАРИЙ (между 281 и 291 - между 382 и 386), богослов, философ и ритор ВИЛЬНЮССКИЙ ВО ИМЯ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ МАРИИ МАГДАЛИНЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Виленской и Литовской епархии ГЕФСИМАНСКИЙ ВО ИМЯ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ МАРИИ МАГДАЛИНЫ МОНАСТЫРЬ жен., действующий, расположенный на рус. участке на склоне Елеонской горы, являющемся частью исторического Гефсиманского сада ДЕВА МАРИЯ см. Богородица ДОМНИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТЫХ ЦАРСТВЕННЫХ СТРАСТОТЕРПЦЕВ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ, ИМПЕРАТРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ, ЦЕСАРЕВИЧА АЛЕКСИЯ, ВЕЛИКИХ КНЯЖОН ОЛЬГИ, ТАТИАНЫ, МАРИИ И АНАСТАСИИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Костромской и Галичской епархии Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям 1998 - 2020 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

https://www.pravenc.ru/text/Марией.html

Список статей по запросу «Ииую» расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома Православной энциклопедии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Ииую» найдены статьи: АБАБКОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ И ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Нижегородской и Арзамасской епархии) АБАКАНСКАЯ И ХАКАССКАЯ ЕПАРХИЯ Русской Православной Церкви АБРЭХА И АЦБЭХА легендарные цари Эфиопии АВГУСТИН И ЕГО МАТЬ ФЕЛИЦИТА ок. 255), мученики (пам. зап. 15 нояб.) АВКТ, ТАВРИОН И ФЕССАЛОНИКИЯ мученики Амфипольские (пам. 7 нояб.) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АВРААМИЙ И КОПРИЙ ПЕЧЕНГСКИЕ преподобные (пам. 4 февр. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) АВРЕЛИЯ И НЕОМИЗИЯ (X в.?), святые (пам. зап. 25 сент.), почитаются в г. Ананьи (Центр. Италия) АВСАНИЙ, ФИЛИМОН и ЛУКИЯ мч. (пам. копт. 19 февр.) АВУНДИЙ, АБУНДАНЦИЙ, МАРКИАН И ИОАНН 303), мч. Римские (пам. зап. 16 сент.) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям 1998 - 2020 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Ииую.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Т. 1 , С. 135 опубликовано: 22 октября 2007г. АВИВ [греч. от евр. - колос], прп. Египетский (IV в.; пам. копт. 22 окт.). Сведения о нем содержатся в «Луге духовном» блж. Иоанна Мосха и в рукописи Vat. arab. 62. Происходил из богатой семьи, с юности имел стремление к аскетическим подвигам, однако был принуждаем отцом оставаться в миру. После смерти отца раздал принадлежавшую ему часть имущества бедным и удалился в пустыню, где построил келью. Едва закончив строительство кельи, А. заболел и, чувствуя приближение смерти, велел своему брату, к-рый пришел к нему, покинуть его и доставить радость домашним, отпраздновав вместе с ними День святых апостолов. На возражения брата А. обещал призвать его в свой смертный час. Вскоре святой умер на руках у брата. Ист.: Иоанн Мосх. Луг духовный. Гл. 202. Лит.: DHGE. T. 1. Col. 118. М. В. Грацианский Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/62742.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЗАЗАИЛ предыдущая статья Т. 1 , С. 329 опубликовано: 21 апреля 2008г. АЗАЗАИЛ [сир. мч. Римский ок. 304; пам. сир. 12 мая). Его житие содержится в сир. рукописи XV в. из Иерусалима. А. впервые упоминается в хронике Михаила Сирийца (XII в.). В XIII в. в сир. рукописях встречаются упоминания мон-ря и храма, носящих его имя; известно также сообщение о захвате образа этого святого курдами в ц. Кафарза (1416). Несмотря на достаточно широкое почитание А. на Востоке, достоверных сведений о нем нет. Возможно, что имя А. просто перевод греч. имени Панкратий (всесильный, всемогущий), т. к. обстоятельства его жития схожи со сказанием о мученичестве св. Панкратия Римского , фригийского отрока, память к-рого (тоже 12 мая) праздновалась в Риме с VI в. Согласно житию, А. был доставлен из Самосаты в Рим в возрасте ок. 15 лет по обвинению в исповедании христианства. Видя его юность и красоту, имп. Максимиан обещал спасти ему жизнь, если он почтит языческих богов, но А. вступил с ним в спор о вере и за свою твердость был обезглавлен. В Риме были сооружены мон-рь и храм, где покоились мощи А. Неизвестный редактор жития сообщает, что эти мощи чудесно уцелели в огне, когда Никейский еп. Абхай подверг их испытанию. Ист.: Histoire de saint / Texte syriaque avec introd. et trad. des actes grecs de St. Pancrace par fr. Macler. P., 1902; Behnsch O. Rerum saeculo quinto decimo in Mesopotamia gestarum librum. Vratislaviae, 1838. P. 8. Лит.: Nau F. Azazail // DHGE. T. 5. Col. 1340-1341; Baumstark. Geschichte. S. 96-97; Ortiz de Urbina. PS. P. 185-186. А. И. Макаров Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/63654.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХЕЛИД предыдущая статья Т. 3 , С. 497 опубликовано: 4 декабря 2008г. АРХЕЛИД [Археллит; сир. араб. копт. aryelliths , эфиоп. св. подвижник (пам. сир. 13 тишри I, копт. 14 тобе, эфиоп. 14 тера), герой широко распространенного на средневек. христ. Востоке житийного предания. По мнению А. Венсинка, предание возникло в К-поле, но никаких следов греч. прототипа не сохранилось. Древнейшая письменная фиксация предания об А. представлена сир. текстом, сохранившимся в рукописи IX в. С сир. был сделан араб. перевод. Отдельно, но позднее сир. появились копт. и эфиоп. версии. Копт. версия дошла в 2 вариантах - прозаическом и стихотворном. Стихотворная версия разработана как песенная драма: каждая реплика пелась на определенный мотив, а диалоги перемежались хорами. События предания происходят в кон. IV в.: А., единственный сын Галена, советника имп. Грациана , после смерти отца был отправлен матерью учиться в дальние страны. Во время плавания юноша увидел тело погибшего в кораблекрушении купца и, пораженный мыслью о бренности жизни, решил покинуть мир и подвизаться в егип. мон-ре Мар-Менас (св. Мины). Здесь он стал вести жизнь строгого затворника, дав обет никогда не видеть жен. лица. Мать долго разыскивала его и наконец, узнав от проезжих торговых людей о старце из мон-ря Мар-Менас по имени А., изгонявшем бесов и исцелявшем людей, приехала в Египет. Но А. отказался встречаться с матерью, передавая ей послания к воротам обители через послушника; когда же она стала настаивать на свидании, он позволил допустить ее, но просил Бога немедленно забрать его из юдоли скорби, дабы не нарушить обета, чему и сподобил его Господь. Тогда мать, допущенная к телу сына, также попросила немедленной кончины и удостоилась ее. Иноки погребли их с подобающими почестями. Лит.: Legends of Eastern Saints Chiefly from Syriac Sources / Ed. A. J. Wensink. Leiden, 1911. Vol. 1: The Story of Archelides; Drescher J. Three Coptic Legends: Hilaria, Archellites, the Seven Sleepers // Annales du service de l Cairo, 1947. Т. 4. Suppl. А. В. Муравьёв Рубрики: Ключевые слова: ЕЛИСАВЕТА имя 2 женщин в Свящ. Писании.В ВЗ Е.- дочь Аминадава из колена Иудина; В Новом Завете Е.- праведная жена свящ. Захарии и мать св. Иоанна Крестителя АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) ГЕОРГИЙ НОВЫЙ 13 июня 978), егип. мч. (пам. копт. 19 паоне (арабизированное - бауна); эфиоп. 19 сане (13 июня)) ЕПИМАХ НОВЫЙ ок. 250), Александрийский мч. (пам. 31 окт., 11 марта - перенесение мощей; пам. копт. 14 пашонса (араб. башнас, 9 мая), 3 хатора (араб. хатур, 30 окт.), пам. эфиоп. 14 генбота (9 мая))

http://pravenc.ru/text/76460.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАРСУМ АЛЬ-ЭРИАН предыдущая статья Т. 4 , С. 361 опубликовано: 13 апреля 2009г. БАРСУМ АЛЬ-ЭРИАН [араб. (XIII - ок. 1317), копт. св. (пам. копт. 5 нази, 28 авг.). Сведения о нем содержатся в копт. и эфиоп. синаксарях, при этом данные источников не всегда совпадают. Род. в христ. семье в Каире. После смерти родителей остался на попечении дяди, к-рый присвоил себе его наследство. Б. Э., решив вести уединенную жизнь, поселился в пещере, а затем затворился в небольшой крипте под ц. св. Меркурия в Каире (араб. Абу-Сайфайн). Здесь он провел ок. 20 лет (по данным эфиоп. синаксаря, 33 года). Слава о нем распространилась по всему Египту, и толпы народа, ищущие его молитв, собирались у ц. св. Меркурия. Затем Б. Э. изменил тип аскезы: он поднялся на крышу церкви, где оставался днем и ночью, мужественно перенося холод и зной. Во время гонений на христиан при султане ан-Насира Мухаммаде ибн Калауне (1301) Б. Э. был схвачен и провел в тюрьме ок. недели. Выйдя на свободу, он укрылся в мон-ре Шахран, к югу от Каира. Согласно сообщению Ибн аль-Сукаи, Б. Э. оставался в этом мон-ре 17 лет, живя в монастырском саду на куче пыли и пепла. Поскольку он почти не носил одежды, то получил прозвище Эриан (Нагой). Подвижник решительно отказывался сменить свой белый тюрбан на синий (носить к-рый мусульм. власти в Египте предписывали всем христианам), но, зная его популярность среди коптов, власти не осмеливались его трогать. Б. Э. был погребен возле врат монастырской церкви. Источники упоминают о его многочисленных чудесах. После кончины Б. Э. широко почитался у коптов, о нем, в частности, упоминает Макризи при описании мон-ря Шахран. Ист.: Le Synaxaire arabe jacobite copte): text arabe / Publ., trad. et annot. par R. Basset // PO. T. 17. Fasc. 3 (Baounah, abib, jour ). P. 777-781. Лит.: Crum W. E. Barsauma the Naked // Proc. of the Soc. of Biblical Archeology. 1907. N 29. P. 135-149, 187-206; Troupeau G. Compte rendu d Ibn al Suqai // Arabica. 1976. N 33. P. 330-331; Coquin R.-G. Barsum the Naked, Saint // CoptE. Vol. 2. P. 348-349. А. А. Войтенко, свящ. Олег Давыденков Рубрики: Ключевые слова: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/77618.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОИСЕЙ И САРА предыдущая статья Т. 46 , С. 337 опубликовано: 17 ноября 2021г. МОИСЕЙ И САРА [Араб. нач. III в.), мученики Александрийские (пам. копт. 26 месоре (19 авг.)). Информация о святых сохранилась в копто-араб. Синаксаре (XIII-XIV вв.), откуда она перешла и в эфиопский Синаксарь. Брат и сестра М. и С. жили в Александрии, были христианами. После смерти родителей М. решил посвятить свою жизнь служению Богу и стать монахом. Он пытался убедить сестру выйти замуж, однако она отказалась, имея намерение также удалиться в монастырь. После принятия общего решения о монашеском постриге М. и С., раздав имущество бедным, отправились каждый в свою обитель. Где находился монастырь, в котором подвизался М., не сообщается, а С. стала жить в жен. обители, находившейся у стен Александрии. В трудах и молитвах они провели 10 лет, прежде чем вновь увидели друг друга. При имп. Септимии Севере (193-211) началось гонение на христиан (с 202). В то время епископскую кафедру Александрии занимал св. Димитрий (189-10 окт. 231; пам. копт. 9/10 окт. и 8 марта). М., узнав о гонениях, воспылал благочестивым желанием пострадать за веру во Христа и написал сестре, приглашая ее присоединиться к нему. С., получив благословение игумении, отправилась на встречу с братом. Они вместе пришли в Александрию и заявили о своей вере. Брата и сестру приговорили к усечению мечом и обезглавили. О жестокости гонений в Александрии этого периода рассказывается в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского ( Euseb. Hist. eccl. IV). Однако в синаксарном сказании о М. и С. имеется явный анахронизм относительно их монашества, т. к. само монашество возникло в Египте только в нач. IV в. Это обстоятельство заставляет подвергать сомнению историческую достоверность сказания. Ист.: SynAlex. Vol. 5. P. 752-753; Le Synaxaire Mois de et de / I. Guidi. P., 1911. P. 396-398. (PO; T. 9. Fasc. 4). Лит.: Delehaye H. Les martyrs d // AnBoll. 1922. Vol. 40. P. 7-9; Sauget J.-M. e Sa // BiblSS. Vol. 9. Col. 657-658. Е. М. Беленькая Рубрики: Ключевые слова: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/2564006.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство A CAPPELLA alla cappella [итал. - как в церкви (часовне); для хора см. также Капелла] хоровое пение без инструментального сопровождения АБЛАМСКИЙ Даниил (кон. 20-х или нач. 30-х гг. XIX в.- после 1888), священник в селе Козлове Переяславского уезда Полтавской губернии АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АВТЕНТИЧЕСКИЙ ЛАД термин, применяемый в современном музыкознании к группе из 4 основных ладов в системе осмогласия христианских певческих культур Востока и Запада АВТОРСКИЕ РАСПЕВЫ музыкальные варианты церковных песнопений, созданные древнерус. распевщиками и обозначенные в певческих книгах именами мастеров АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/rubrics/123062.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВРЕЯ ПАРИЖСКАЯ предыдущая статья Т. 1 , С. 185 опубликовано: 23 октября 2007г. АВРЕЯ ПАРИЖСКАЯ 666, Париж), прп. (пам. зап. 4 или 5 окт.). О ней сообщают два источника VII в.: Житие св. Элигия (I 17-18) и Житие св. Колумбана Ионы из Боббио (II 10). Св. Элигий , еп. Нуайонский, пользовавшийся большим влиянием при дворе франк. кор. Дагоберта I и при его поддержке основавший неск. обителей и храмов в разных местах Франции, поставил А. П., дочь знатных и благочестивых родителей Маврина и Квирии, во главе основанного им в 633 г. первого жен. мон-ря в Париже. Строгая дисциплина обители привлекла туда ок. 300 насельниц, в т. ч. из высших слоев об-ва. Главный храм мон-ря - базилика св. ап. Павла - дал название парижскому кварталу Сен-Поль. Устав мон-ря, вероятно, сочетал элементы бенедиктинского и колумбанского. А. П. управляла мон-рем в 633-666 гг., однако сведений об этом периоде ее жизни нет. Согласно преданию, св. Элигий, уже умерший к тому времени, явился А. П. и предупредил о приближающейся кончине. Умерла она вместе со 160 сестрами своего мон-ря в разгар эпидемии чумы, охватившей Париж. А. П. похоронили у стен храма ап. Павла, позже тело перенесли в базилику св. Марциала, а затем - в храм ап. Павла. Прославление мощей состоялось 3/4 апр. 1402 г., когда их поместили в серебряную раку и выставили для поклонения в мон-ре св. Марциала. Во время Французской революции в 1792 г. мощи были осквернены; лишь часть их удалось спасти и перевезти в Нормандию. Ист.: ActaSS. Oct. T. 2. P. 472-493; MGH, Scr. Mer. T. 4. P. 634-741. Лит.: S journ P. Aure (1) // DHGE. T. 5. Col. 701-706. П. Б. Михайлов Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/63014.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010