001     002    003    004    005    006    007    008    009    010
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВРААМ предыдущая статья Т. 1 , С. 157 опубликовано: 2 октября 2007г. АВРААМ Авраам (Гармелиа), архиеп. Чиатурский Авраам (Гармелиа), архиеп. Чиатурский [груз. (Гармелиа Амиран Мамиевич; 15.11.1948, Сухуми), митр. Западноевропейский (с 17 окт. 2002 г.), митр. Западно-Европейский, ректор Тбилисских ДА и ДС (с 1994), председатель Иностранного отдела Грузинской Православной Церкви (с 1995). После окончания исторического фак-та Тбилисского гос. педагогического ин-та (1971) работал в средней школе, Грузинской гос. филармонии, Республиканском научно-исследовательском центре. В 1988 г. А. с отличием окончил Мцхетскую ДС. 3 янв.1988 г. пострижен в монашество и 3 апр. 1988 г. рукоположен во диакона еп. Цилканским Зосимой (Шиошвили). 29 мая 1988 г. Католикос-Патриарх Илия II рукоположил его во иеромонаха. А. был настоятелем Успенской ц. в с. Дманиси (6 июля - 21 сент. 1988) (см. Дманисский Сиони ), затем мон-ря Гелати (22 сент. 1988 - 3 мая 1989). После стажировки в Регенсбургском ин-те Вост. Церквей (см. Регенсбург ) (май 1989 - июль 1990) поставлен священником Сионского кафедрального собора в Тбилиси (1 сент. 1990 - 30 окт. 1991). 21 окт. 1991 г. возведен в сан архимандрита и вскоре переведен настоятелем Мцхетского Патриаршего собора Светицховели (30 окт. 1991 - 24 дек. 1992). Духовником А. долгое время являлся митр. Шио (Авалишвили) (? 1991). 25 дек. 1992 г. А. был хиротонисан во епископа Никорцминдского Католикосом-Патриархом Илией II. С 14 марта 1996 г. еп. Сагареджойский и Гурджаанский, с 25 дек. 1996 г. архиепископ. С 8 окт. 1998 г. архиеп. Чиатурский. Трудами А. в 1996 г. построен кафедральный собор в г. Они, восстановлен храм Никорцминда , возобновлены богослужения в 7 храмах Сагареджойско-Гурджаанской епархии и 13 - Чиатурской епархии . Имеет награды К-польского Патриархата, Русской, Румынской и Элладской Церквей. З. Д. Абашидзе Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/62864.html

Игнатия Рачинского сократить число членов кафедрального капитула до 7 прелатов и 15 каноников. В период существования герц-ства Варшавского, образованного франц. имп. Наполеоном I (1807), архиеп. И. Рачинский возобновил использование титула «примас Польши». После нового раздела польск. земель в соответствии с решениями Венского конгресса (1814-1815) часть архиеп-ства Г. (429 приходов) отошла Царству Польскому, присоединенному к Российской империи. На основании буллы папы Пия VII «Ex imposita nobis» (30 июня 1818) она вошла в состав Варшавского архиеп-ства и Влоцлавского (Куявского) еп-ства. Присоединенная к Пруссии часть архиеп-ства Г. делилась на 178 приходов, здесь располагалась и резиденция архиепископа. В 1817 г. обер-президент вел. герц-ства Познанского Й. фон Цербони ди Спозетти предложил включить прусскую часть архиеп-ства в состав Хелминьского еп-ства, но в результате протестов со стороны великопольск. шляхты прусский кор. Фридрих Вильгельм III 30 авг. 1820 г. постановил сохранить архиеп-ство. 16 июля 1821 г. буллой папы Пия VII «De salute animarum» установлены новые границы архиеп-ства, от к-рого было отделено Каменьское, но присоединено Крушвицкое архидиаконство. Той же буллой Познанское еп-ство возводилось в ранг архиеп-ства и объединялось личной унией с архиеп-ством Г. В архиеп-ствах, возглавлявшихся архиепископом Гнезненским и Познанским (с резиденцией в Познани), сохранялись раздельные консистории, капитулы, ДС, епископы-суффраганы; в случае архиепископской вакансии каждое архиеп-ство управлялось отдельным викарием. Булла «De salute animarum» уменьшила состав Гнезненского капитула до 7 членов, содержание к-рых поступало от прусского правительства. В 1845 г. в архиеп-стве насчитывалось 17 деканатов, 211 приходов, 2 коллегиальные церкви (в Г. и Крушвице), 214 пресвитеров, ДС.

http://pravenc.ru/text/165185.html

«Отдав 19-го февраля должную дань усопшим, 20-го Академия заявила своё благожелание живым лицам, трудами и вниманием которых она, когда-либо пользовалась и пользуется доселе. После литургии, которую совершал преосвященный Ректор в сослужении с указанными прежде лицами, отпет был благодарственный молебен, после которого возглашено было многолетие в следующем порядке: 1) Царствующему Дому; 2) Святейшему правительствующему Синоду и первенствующему члену его высокопреосв. Исидору, митроп. Новгор. И С.-Петербургскому; 3) бывшим начальникам и наставникам Академии, преосвященнейшим: Филарету митроп. Московскому и Коломенскому, Арсению митроп. Киевскому и Галицкому, архиепископу Евгению (Казанцеву), Иоанну (Доброзракову) архиеп. Донскому и Новочеркасскому, Афанасию (Соколову) архиеп. Казанскому и Свияжскому, Афанасию (Дроздову) архиеп. Астраханскому и Енотаевскому, Платону (Городецкому) архиеп. Рижскому и Митаевскому, Филофею (Успенскому) архиеп. Тверскому и Кашинскому, Евсевию (Орлинскому) архиеп. – экзарху Грузии, Евсевию (Ильинскому) архиеп. Могилевскому и Мстиславскому, Макарию (Булгакову) архиеп. Харьковскому и Ахтырскому; 4) Преосвященным епископам: Феофану (Говорову) Тамбовскому и Шацкому, Нектарию (Надеждину) Нижегородскому и Арзамасскому, Иоанникию (Руднёву) Саратовскому и Царицынскому; 5) Св. Синода членам протопресвитерам: Василию (Кучневичу) и Василию (Бажанову); 6) преосвященному Иоанну (Соколову) , епископу Выборгскому, Академии Ректору и богословских наук доктору; 7) всему Управлению духовно-учебному и главно-начальствующему в нём; 8) православного богословия докторам, в Академии нашей степень сию получившим и всем, особыми учеными трудами в Академии послужившим Церкви и духовному просвещению; 9) ныне в Академии начальствующим, учащим, служащим и учащимся; 10) всем в Академии прежде учившим, служившим и учившимся; 11) благочестивым ктиторам, попечителям и благотворителям академического храма и Академии.

https://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Rodosskij/zapis...

Таким образом, не удивительно, что, возможно, именно Снегирев указал Несмелову на трактат архиеп. Никанора. У Несмелова присутствуют непосредственные ссылки на труды архиеп. Никанора в работах «Наука о человеке» (Т. 1–2, 1889–1901), «Вера и знание с точки зрения гносеологии» (1913). В «Науке о человеке» Несмелов ссылается на архиеп. Никанора, например, по поводу вопроса о самосознании. Он пишет: «Следовательно, факты сознания и самознания, по своему положению в психической действительности, на самом деле принадлежат к совершенно различным порядкам. Одно есть первичный факт психической жизни, другое – продукт психического развития» 73 . Далее идет ссылка на «Позитивную философию…» архиеп. Никанора: «В учении о вторичности самосознания сходятся между собою мыслители самых различных направлений, как, напр., Тэн – Об уме и познании, т. 1, , стр. 207–221, и архиеп. Никанор – Позитивная философия , т. III, стр. 80, Милль – Обзор философии Гамильтона, гл. XII, и проф. Снегирев – Психология, стр. 289, 314» 74 . Еще раз Несмелов обращается к труду архиеп. Никанора в связи с разбором вопроса о бытии Бога у Канта: «На самом деле критическая философия позволяет нам говорить не о действительном существовании материи, а только о действительном существовании сверхчувственной силы, которая, хотя и представляется человеку под формою телесных вещей, однако представляется ему под этою формою только в силу объективации его же собственных впечатлений. Подробный и обстоятельный разбор кантовского агностицизма с этой точки зрения сделан в труде архиепископа Никанора, Позитивная философия и сверхчувственное бытие, т. III, стр. 423–448» 75 . Несмелов также указывает на близость критики Канта у архиеп.

https://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovkovich/idej...

На пост заместителя главы дикастерии он предложил кандидатуру архиеп. Ахтальского Варлаама (Эристави) , к-рый, как и католикос-патриарх, являлся членом Святейшего Синода РПЦ, хорошо владел рус. языком и был близко знаком с российским церковным управлением. Кроме президента и вице-президента в состав дикастерии должны были войти секретарь, переводчик и необходимое количество писцов (все люди духовного звания) по выбору местного духовенства. Создание дикастерии затянулось. В нояб. 1809 г. Святейший Синод пригласил католикоса-патриарха Антония II в Россию для обсуждения груз. церковных проблем на месте, поскольку решение вопросов посредством переписки затягивало процесс (Там же. С. 143). Антоний II принял приглашение, однако оттягивал поездку в С.-Петербург, объясняя это плохим состоянием здоровья; т. о., только через год после получения приглашения он выехал в Россию. Временное управление ГПЦ было поручено архиеп. Варлааму (Эристави), и ген. Тормасов вновь поставил вопрос о скорейшем учреждении дикастерии. Через месяц после отъезда из Грузии католикоса-патриарха, в дек. 1810 г., Тормасов писал архиеп. Варлааму о том, что обер-прокурор Синода, обращая внимание на то, что Синод не имеет влияния на грузинские церковные дела и не располагает точными сведениями о грузинском духовенстве, поручил ему проконсультироваться с архиеп. Варлаамом и представить «мнение о том, в каком виде и на каком основании устроить управление грузинским духовенством, так чтобы оно было в зависимости от Святейшего Синода» (Там же. С. 161). После этого архиеп. Варлааму было поручено составление проекта об устройстве ГПЦ и учреждении дикастерии, что означало фактическое упразднение автокефального статуса ГПЦ. Задача усложнялась отсутствием точных сведений о количестве церквей и священнослужителей ГПЦ, размерах доходов епархий, церквей и мон-рей, что, по определению архиеп.

http://pravenc.ru/text/168201.html

Ранее (в 1879 году) в двух номерах журнала «Православное Обозрение» выходит статья «Позднее слово о преждевременном деле», подписанная «М. П-ъ», то есть «Милославский Петр» 67 . Рецензия Милославского носит доброжелательный характер. Автор отмечает, что труд архиеп. Никанора «не представляет цельного, стройного систематического исследования, которое легко укладывалось бы в голове» 68 . Далее он пишет: «Дело в том, что почтенный автор изложил в своем труде не только результат своих философских изысканий, но и их оснований, а и самый процесс своей работы, часто в его мелочных, случайных подробностях» 69 . Несмотря на это, труд архиеп. Никанора «носит печать свободной, оригинальной и глубокой мысли» 70 . Милославский раскрывает успешность решения проблемы возможности познания «сверхчувственного» у архиеп. Никанора, который обосновывает эту возможность путем расширения понятия о чувственном (введя понятие о «внутреннем душевном чувстве»). Знать идеальное, высшее, абсолютное можно, по мысли архиеп. Никанора, так же «чувственно», как и материальное. Милославский показывает, что архиеп. Никанор логически подходит к тому, что истинное знание и истинное бытие – это бытие идеальное. И в плане онтологическом это подтверждается тем, что в мироздании существует либо бытие конкретное, либо бытие абсолютное, либо ничто (абсолютное небытие). И собственно бытие конкретное является бытием идеальных единиц-эйдосов, которые есть результат самоограничения абсолютного бытия абсолютным небытием. Все эти элементы учения архиеп. Никанора П.А. Милославский считает вполне связанными, а наибольшее возражение вызывает у него учение архиеп. Никанора о «сознательном и бессознательном космическом разуме». К этой части своего учения архиеп. Никанор подходит, рассуждая о том, что любое конкретное бытие есть бытие идеальное, один из видов которого представлен человеком как чувствующим и сознающим существом. Из этого следует вопрос: «…имеют ли чувства и смысл существа бессловесные, животные и растения, предметы неодушевленные и неорганизованные?» 71 . Отвечая, архиеп. Никанор говорит о существовании разума («смысла») даже и у «неодушевленных» вещей, полагая, что это – разум «неосознанный», в отличие от человеческого осознанного разума. Обще-эйдосный разум автор «Позитивной философии…» называет «космическим», выделяя в нем бессознательную и сознательную стороны.

https://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovkovich/idej...

13 сентября утром архиеп. Григорий еще раз был у «дедушки», как архиереи ласково называли Святейшего, и распрощался с ним, обещав выслать из Саратова доклад о богословской школе. 1 октября по почте Патриарху был выслан всесторонне подготовленный Проект учреждения Духовных школ, «Положение» о Православном Богословском Институте и «Положение» о Богословско-Пастырских Курсах, с планами учебных занятий в них, сметами расходов на содержание, с указанием учебных руководств и пособий для курсов, а также программы для ищущих священства. с указанием учебников для мест, где невозможно открыть курсы. Известив о высылке материалов о.Н.Ф.Колчицкого телеграммой-молнией, архиеп. Григорий продолжил готовить бумаги для Москвы – «Инструкцию» в развитие «Положения» о Богословском Институте, дабы утвердить ее вместе с «Положением» на сессии Синода. Прибыв в Москву днем 17 октября, архиеп. Григорий с великим прискорбием узнал, что 54-летний архиеп. Горьковский и Арзамассий Сергий, его ученик (выпускник Олонецкой ДС 1911 г. Алексей Гришин), постоянный член Св. Синода, правая рука Блаженнейшего, находившийся с ним в эвакуации в Ульяновске, неоднократно управлявший Московской епархией, скончался от крупозного воспаления мозга, проболев всего 8 дней, и уже похоронен 16 октября, а управделами Московской Патриархии протопресвитер Н.Ф.Колчицкий внезапно заболел. В связи с этими печальными событиями Св. Патриарх назначил архиеп. Григория временным исполняющим обязанности управделами Московской Патриахии (побыл с 17 окт. по 29 ноя. 1943 г.). 20 октября началась сессия Св. Синода, а 22 октября был заслушан доклад архиепископа Григория о богословских школах с «Положениями» о Богословском Институте, Богословско-пастырских курсах, планом учебных занятий и проч.

http://bogoslov.ru/article/2041545

П.А. Милославский, резюмируя эти идеи архиеп. Никанора, пишет о том, что тот подходит к дилемме: «Как скоро мы внесем в область психических явлений бессознательную деятельность организма (и следовательно, всех вещей), мы не можем выйти из древней альтернативы: или в каждом предмете, в каждом камне и каждой пылинке есть душа такая же, какая у человека, или и в человеке нет души так же, как в камне» 72 . Милославский убежден, что архиеп. Никанор не является сторонником материализма, но опасается, что, сделав первый выбор, философ придет к крайнему идеализму и к учению о всеобщей одушевленности. Рецензент предостерегает от смешения бессознательных законов деятельности организмов (вещей) с бессознательной деятельностью психики человека. Завершая рецензию, Милославский еще раз отмечает высокое апологетическое значение труда архиеп. Никанора для православного вероучения в контексте современности. Не менее интересным оказывается то, что, пожалуй, у самого известного представителя казанской духовно-академической школы В.И. Несмелова (1863–1937) можно обнаружить прямые ссылки на философский трактат архиеп. Никанора. Непосредственно они не могли соприкасаться. Несмелов закончил КазДА в 1887 году и, видимо, даже не застал лекций по метафизике Милославского. По кафедре метафизики Милославского заменял проф. В.А. Снегирев – замечательный психолог и логик, мыслитель, которого Несмелов и считал своим учителем. Пожалуй, именно Снегирев оказывается тем связующим звеном, которое позволяет провести линию от архиеп. Никанора к Несмелову. Снегирев окончил КазДА и был оставлен для преподавания в 1868 году, накануне прибытия архим. Никанора на ректорство в академию. Но несомненно и то, что молодой начинающий преподаватель не мог не оказаться под влиянием ректора-философа.

https://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovkovich/idej...

Никанора. «Идея» как «предчувствие» и «предзнание» истины – это у архиеп. Никанора регулятивный принцип и критерий всякого познания. Воронцов делает резкие замечания в отношении тех параллелей между математикой и метафизикой, которые проводит архиеп. Никанор. Архиерей-философ предлагает понимать в метафизическом ключе математическое положение, согласно которому любое явление есть произведение бесконечности на ноль 0). Воронцов это положение оценивает так: «…перенесение математики в метафизику привело преосв. Никанора к тому, что его система представляет из себя совокупность абстрактных понятий, за которыми он сам же отрицает всякую реальность; а построить свою систему путем «идеального созерцания» ему не удалось по той простой причине, что самое созерцание это есть простое недоразумение» 84 . Конечно же, это крайне категоричное и одностороннее суждение рецензента, основанное на понимании математического знания как знания отвлеченного. Но необходимо понимать, что архиеп. Никанор онтологизирует математическое знание и тем самым предчувствует дальнейшие пути русской философии. В целом же Воронцов, при негативной оценке отдельных аспектов философии архиеп. Никанора, положительно характеризует ее как попытку синтеза науки и богословия. Он пишет: «Такое впечатление, выносимое от метафизики преосв. Никанора можно mutatis mutandis, выразить теми словами, какими наш философствующий писатель Розанов описывает впечатление, выносимое из чтения произведений Достоевского: «Точно кто-то, взяв наши хулящие Бога языки и ничего не изменяя в них, сложил их так, как сочетал тысячи разнородных их звуков, что уже не хулу мы слышим в окончательном и общем созвучии, но хвалу Богу; и, ей удивляясь, ее дичась – к ней влечемся» 85 . Такая оценка трудов архиеп.

https://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovkovich/idej...

После военного переворота в Греции (21 апреля 1967) в мае 1967 года новое греческое правительство вынесло ряд постановлений, касающихся Церкви. Был распущен прежний состав Священного Синода, число его членов сокращено с 12 до 8, установлен максимальный возраст правящих архиереев - 80 лет. В связи с этим 89-летний архиеп. Хризостом II был отправлен на покой. 11 мая 1967 года новый Синод из 8 членов избрал Иеронима (Коцониса) архиепископом Афинским и всей Эллады (процедура избрания Синодом сокращенного состава и отсутствие заявления об отставке от Хризостома II вызвали многочисленные протесты и поставили под сомнение каноничность выборов), 12 мая состоялась хиротония Иеронима (Коцониса) во епископа, а 17 мая - интронизация. Архиеп. Иеронима обвиняли в том, что он являлся послушным орудием хунты и ничего не предпринял для спасения греческой монархии, хотя долгие годы был придворным духовником. В отличие от Хризостома II, протестовавшего против инициированного Константинопольским патриархом Афинагором диалога с Римом , архиеп. Иероним был активным поборником экуменизма . С 8 по 11 июня 1967 года он находился в Константинополе с официальным визитом, результатом которого стало заявление о единой церковной политике Элладской Церкви и Константинопольского Патриархата в отношениях с православными и инославными Церквами. В 1970 году архиеп. Иероним резко выступил против предоставления автокефалии Православной Церкви в Америке . За время возглавления Элладской Церкви архиеп. Иероним посетил также Кипрскую (1967), Румынскую (1968), Болгарскую (1969), Александрийскую (1971) и Сербскую (1972) Православные Церкви. Вскоре после вступления на архиепископскую кафедру архиеп. Иероним предложил проект реорганизации Элладской Церкви, в частности изменение границ и числа митрополий так, чтобы в каждой из них насчитывалось по 200 тыс. чел. паствы. В таком случае в Греции, включая Крит (8 епархий) и Додеканес (4 епархии), находящиеся в юрисдикции Константинопольского Патриархата, должно насчитываться ок. 40 митрополий вместо действовавшей 81.

https://drevo-info.ru/articles/13678812.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010