Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Авраамиев Новозаозерский монастырь. Фотография 1999 г. в с. Умиление Галичского р-на Костромской обл., первый мон-рь в Галичской земле. Основан прп. Авраамием Галичским (Чухломским, Городецким) на сев.-вост. берегу Галичского оз., на месте явления святому чудотворной иконы Божией Матери «Умиление». Предположительно мон-рь был устроен между 1360 и 1363 гг., т. к. житие прп. Авраамия свидетельствует, что в создании обители ему помогал галичский кн. Димитрий (в житии он ошибочно именуется Феодоровичем). А. Н. м.- первая из 4 обителей, основанных прп. Авраамием в Галичском княжестве. Поскольку для жителей Галича мон-рь находился за озером, то получил название Заозерский Новый (Новоезерский). В XIV-XVII вв. А. Н. м. являлся одним из главных духовных центров края, иноки к-рого распространяли и утверждали христианство среди местного языческого населения (чуди). Во 2-й пол. XVII в. здесь была возведена каменная ц. Успения Божией Матери с приделом во имя прп. Авраамия Галичского, а в 80-90-х гг. XVII в.- небольшая каменная ц. во имя апостолов Петра и Павла. Сведений о земельных владениях А. Н. м. не сохранилось. Известно лишь, что в нач. XVII в. в кремле Галича у обители имелся свой двор. Уцелев в период монастырской реформы 1764 г., в 1773 г. мон-рь все же был закрыт «за бедностью» (в 1768 за ним числилось лишь 6 крестьян) и обращен в приходскую церковь. Основной святыней обители, а затем и приходской церкви почиталась явленная прп. Авраамию чудотворная икона Божией Матери «Умиление». До нач. XX в. близ бывш. обители на берегу Галичского оз. сохранялась деревянная часовня, поставленная на месте подвигов прп. Авраамия. Успенский и Петропавловский храмы мон-ря были закрыты в 30-х гг. XX в., в них размещались детский дом, госпиталь, дом отдыха, школа. В 1977 г. Успенская ц. выгорела во время пожара. К 2000 г. оба храма не восстановлены. Местонахождение чудотворной иконы Божией Матери «Умиление» неизвестно.

http://pravenc.ru/text/71855.html

Принятый после испытания в обитель, Никита возложил на себя тяжкие вериги и затворился на столпе. Однажды родственники Никиты пришли к нему за благословением. Приняв железные вериги, истёртые частыми коленопреклонениями и получившие блеск, за серебряные, они убили подвижника 40 . 4) Смоленский Ризположенский монастырь, в котором игуменом был преподобный Авраамий смоленский. Во дни юности Авраамий юродствовал, ходя по улицам города, как нищий, в худой одежде. Поселившись в монастыре, он ревностно стал изучать божественные книги и прославился своей учительностью. Множество людей всякого звания стекалось к Авраамию за поучением и советом; многие избирали его в духовные отцы. Духовенство, завидуя славе преподобного, обвинило его в том, будто он читает еретические книги, будто его святость прикрывает тёмные дела, и епископ Игнатий перевёл Авраамия в другой монастырь и запретил ему священнослужение. Но когда город постигла страшная засуха, епископ призвал Авраамия, попросил у него прощения и молитв о дожде. «Я – грешник, недостойный милости Божией, – отвечал преподобный, – но исполню повеление твое». Не успел Авраамий дойти до обители, как обильный дождь оросил землю. Игнатий, основав Ризположенский монастырь, поручил настоятельство в нём Авраамию. Преподобный жил до 1220 г., пользуясь глубоким уважением современников. Из древних женских монастырей полоцкий-Спасский был местом подвигов преп. Евфросинии полоцкой. Евфросиния, в мире Предислава, происходила из княжеского рода. Двенадцати лет она почувствовала влечение к монашеской жизни и тайно постриглась в одном женском монастыре. Утвердившись в подвижнической жизни, она основала обитель во имя Всемилостивого Спаса в одном загородном месте, принадлежавшем епископской кафедре. Устроив монастырь и дав ему подробный устав, Евфросиния отправилась в Иерусалим, где и скончалась 41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Затем Авраамий удалился в Соловки и умер в месте своего невольного пострижения, оставив описание событий Смутного времени с 1584 по 1619 г. Описание это, всего вероятнее, начато Авраамием в 1601 году, а окончено в Соловках незадолго до смерти автора. Оно носит заглавие «История в память предыдущим родам и пр.». Лучшие и полные списки (всех 79 глав) в библиотеках: Спасо-Ярославского монастыря, 796 л. 227–405), пис. в 1660 г., и 202 389 л.) Толгского монастыря у Ярославля. У Строева была рукопись хронографа, при которой 390 л., полов. XVII в.) на первых 240 листах экземпляр сочинения Палицына, а далее замечательный вариант событий 1584–1613 гг. с оговоркой: «Той же первой истории последнее вторым сказанием, иже в первой сокращено зде же преполнено, и где в первой полно, зде же скращено писано, иного творения». Сергий Кедров, автор исследования «Авраамий Палицын» («Чтения в общ. ист. и др. росс.», 1880), напечат. и в отдельн. оттиск., 1–192 стр. (текст) и 193–202 приложения, напечатал в них: 1) Вкладную грамоту Авраамия в лавру: села и книг в 100 рублей 1611 г. 19 февр. (стр. 193–4) и (193–202) и 2) «Утешительное послание к архимандриту Дионисию», открытое в рукоп. сборн. 627 библ. Казанск. дух. акад., л. 173. В своем разборе трудов Авраамия как писателя Платонов на стр. 171 книги своей «Древнерусские сказания и повести о Смутном времени» заметил, что Кедров не совсем справедливо заключает, что на следует смотреть как на оправдательный документ личного поведения автора или на автобиографию, а никак не на историю измышленных деяний, написанную по тщеславию». Строев и Горский в «Сказании» видели сборник записок, составленных в разное время; первые главы приблизительно относятся к 1615 г., а конец, состоящий из пяти разных частей, – к 1620 г. Платонов высказал предположение, что «Повесть» 1606 г. – тоже труд Авраамия, в «Сказании» только переработанный им. Энциклопедический словарь, т. I, 266–9 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (АВРААМИЙ) КОЖЕЕЗЕРСКИЙ ( 1634), прп. (пам. местн. 27 июня, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых). Сведения о святом содержатся в «Сказании о зачале места святые обители Кожеозерского монастыря и о житии блаженных создателей и предивных строителей пустыни сея священноинока Нифонта и инока Серапиона» (В. О. Ключевский датировал «Сказание» 1613) и в житии прп. Никодима Кожеезерского (пространная редакция составлена в 1649-1677 кожеезерским иеромонахом; сказание и житие известны по списку: РНБ. Сол. 552/182, 1741 г.). Желая иноческой жизни, А. К. пришел в мон-рь к прп. Серапиону Кожеезерскому (мон-рь, видимо, был основан ок. 1559). Прп. Серапион постриг А. К. в монашество с именем Авраамий. Вместе они ходили в Москву по делам обители. Св. Патриарх Иов назначил прп. Серапиона строителем мон-ря, Авраамия рукоположил во иеромонаха и благословил освятить первый построенный в обители храм в честь Богоявления Господня. В 1608 г. митр. Новгородский Исидор поставил Авраамия во игумена обители, т. к. прп. Серапион последние 3 года жизни провел в строгом затворе 27 июня 1611). По просьбе Авраамия мон-рю была пожалована р. Кожа от озера до впадения в р. Онегу, что значительно облегчило существование мон-ря, в к-ром братия нередко голодала. Авраамий сам часто бывал на полевых работах, духовное укрепление он получал от бесед с прп. Никодимом Кожеезерским, жившим недалеко от мон-ря на р. Хозьюге. Перед кончиной Авраамий принял, по преданию, схиму с именем Антоний, погребен рядом с прп. Серапионом. Время местной канонизации А. К. неизвестно, но «Описание о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.) свидетельствует о почитании прп. Серапиона и А. К. как «новых чудотворцев». Возможно, их местная канонизация совершилась в 1648-1652 гг. при Новгородском митр. (впосл. Патриарх) Никоне , к-рый в 1634-1646 гг. жил в Кожеезерском мон-ре и 3 года был его игуменом. А. К. упоминается под 27 июня в Кайдаловских святцах (кон. XVII в.(?) или 1868 г.)

http://pravenc.ru/text/116050.html

Протоиереев: Василия (Полякова), Александра (Суровцева), Прокопия (Попова), Василия (Углицкого), Димитрия (Люцернова), Алексия (Беляева), Алексия (Чижова), Николая (Панцырева), иереев: Николая (Павлова), Владимира (Малевинского), Александра (Малевинского), Димитрия (Баркова), Алфея (Турова), Викторина (Кулакова), Дия (Турова), Григория (Коржавина), Владимира (Попова), Николая (Доброумова), Николая (Шутова), Аркадия (Дмитриевского), Александра (Жаворонкова), Александра (Юшкова), Димитрия (Кулакова), Александра (Пахолкова), Владимира (Шейбухова), диак. Стефана (Богословского), иерея Алфея (Патокова), иерея Николая (Павлова). Л. Об. Раб. Бож[иих]: Николая (Озеркова), Иамвлиха (Попова), Николая (Правдина), Разумника (Попова), Николая (Кедровского), Митрофана (Преображенского), Александра (Славина), Матфея (Попова), Николая (Юлина), Иоанна ([Еводова?]), [Коприя?] (Воронцова), Петра (Прокошева). Борису Ильинскому – сыну Никифора Александровича. Внучка Никифора Александровича – дочь сына Леонида. Алевтина Ильинская – жена Леонида Ильинского. Возможно прот. Николай Александрович Рукин (1860-24.07.1931). Окончил Вологодскую духовную семинарию (1881), Казанскую духовную академию (1885). С 05.09.1885 учитель Иркутского духовного училище, с 19.11.1885 учитель Никольского духовного училища, с 04.11.1888 помощник смотрителя того же училища. С 07.04.1891 священник Покровской Козленской церкви г. Вологды. С 12.05.1892 сверхштатный, с 09.1894 штатный член Вологодской духовной консистории. С 1903 г. уволен за штат с причислением к Зосимо-Савватиевской церкви г. Вологды. С 1903 г. преподаватель Вологодского духовного училища. См. Клировая ведомость Зосимо-Савватиевской церкви г. Вологды за 1914 г. // ГАВО. Ф. 1063. Оп. 15. Д. 99. Л. 6 об. – 7 об.; Подстаницкий. С. 62. Шалаурова Анна Михайловна – теща брата Н.А. Ильинского, Василия Никифоровича Ильинского.

http://bogoslov.ru/article/6192457

С 1728 г. при обители размещалась Смоленская ДС, ректоры к-рой являлись настоятелями мон-ря. До сер. XVIII в. все сооружения мон-ря, в т. ч. и Ризоположенская ц., были деревянными. В 1755 г. (по др. данным, в 1765) был выстроен двухэтажный каменный собор (верхняя церковь - Преображенская, нижняя - во имя святых Авраамия и Меркурия чудотворцев); в 1773 г. возведена Введенская ц. В 70-80-х гг. XVIII в. в обители были построены семинарские корпуса, дом настоятеля, библиотечные и учительские кельи, вокруг построек сооружена ограда с башнями. В XIX в. по просьбе горожан к А. с. м. была приписана Благовещенская ц., построенная в 1840 г. на Молоховских крепостных воротах. В кон. XIX в. в обители располагался епархиальный свечной завод. По штатам 1764 г. А. с. м. был отнесен к числу второклассных. Во время Отечественной войны 1812 г. обитель была превращена французами в военный лазарет. Занятия в семинарии возобновились уже в сент. 1813 г. С сер. XIX в. в мон-ре ежегодно 6 и 21 авг. совершались крестные ходы в с. Богородицкое, к месту подвигов прп. Авраамия. В 1918 г. А. с. м. был закрыт, братия репрессирована. В 1918-1920 гг. в мон-ре размещался концлагерь. В кон. 1920 г. территория обители была передана в распоряжение Белорусского военного округа, и в 1929 г. началось разрушение монастырских построек и строительство жилых домов для военнослужащих. В годы Великой Отечественной войны были разрушены Введенская ц., Св. врата, ограда. В 60-70-х гг. XX в. сохранившиеся настоятельский и др. корпуса были переданы МВД, на месте монастырского кладбища построены гаражи. В 1972-1974 гг. был отреставрирован Преображенский собор, и с кон.

http://pravenc.ru/text/62896.html

В Казанской ц. в 1928-1997 гг. располагалось хранилище документов ГА Владимирской обл. Бывш. монастырские кельи стали собственностью жилищно-арендного кооперативного товарищества. По инициативе товарищества было уничтожено монастырское кладбище, на территории к-рого появилась спортивная площадка. В 1928 г. была снесена часть ограды, в 1932 г.- колокольня. Возрождение В. К. м. в 1993-2004 гг. Мч. Авраамий Болгарский. Икона. Кон. XIX в. (Успенский собор мон-ря) Мч. Авраамий Болгарский. Икона. Кон. XIX в. (Успенский собор мон-ря) 22 марта 1993 г. Успенский собор В. К. м. был передан Церкви. Определением Свящ. Синода 11 июня 1993 г. В. К. м. был возрожден, настоятельницей утверждена мон. александровского в честь Успения Божией Матери жен. мон-ря Антония (Шаховцева), возведенная в 1995 г. в сан игумении. В 1997-1999 гг. в Успенском соборе был установлен новый резной 2-ярусный иконостас, в местном ряду находится икона Успения Божией Матери (XVII в., вклад Патриарха Иосифа), переданная мон-рю на хранение Владимиро-Суздальским музеем. Воссозданы поврежденные и уничтоженные росписи нижнего яруса собора. В соборе пребывает Боголюбская икона Божией Матери , перенесенная весной 1992 г. из ГВСМЗ. В 1993 г. крестным ходом из кафедрального Успенского собора во В. К. м. был перенесен ковчежец с частицей мощей мч. Авраамия Болгарского. Из собора в мон-рь поступила вышитая золотом икона мч. Авраамия Болгарского кон. XIX в. работы монастырских мастериц, по преданию принадлежавшая игум. Олимпиаде. По благословению Владимирского еп. Евлогия (Смирнова) насельницы В. К. м. составили тропарь и кондак благоверным княгиням, чьи останки почивают в обители. Казанский храм был возвращен мон-рю в окт.

http://pravenc.ru/text/владимирском ...

Совпадение дня явления чуда от М. и. с празднованием в Мирожском мон-ре памяти 1-го игумена обители Авраамия, поставленного, вероятно, Новгородским владыкой Нифонтом 1156), указывает на связь чудотворного образа с деятельностью Авраамия. Т. о., появление в обители образа Божией Матери, прославившегося чудесным истечением слез, следует связывать с именем основателя и строителя Спасо-Преображенского собора (1137-1140) архиеп. Нифонта и относить к начальному периоду истории мон-ря, т. е. к сер. XII в. По мнению Т. В. Кругловой и В. Д. Сарабьянова, этим образом могло быть сохранившееся фресковое изображение молящейся Божией Матери Параклесис (Просительницы, Молебницы), исполненное ок. 1140 г. при росписи храма ( Круглова, Сарабьянов. 2002). Впрочем, остается вероятность того, что чудо 1192 г. было связано с иной иконой, близкой по иконографии к позднейшей М. и. и представлявшей собой образ Божией Матери «Оранта» с Младенцем на лоне. Фресковый образ Божией Матери Параклесис расположен слева от алтарной арки собора Мирожского мон-ря и вместе с изображением Христа Елеимона (Милостивого), находящимся напротив, фланкирует алтарь, составляя элемент декорации алтарной преграды ( Сарабьянов В. Д. Новгородская алтарная преграда домонгольского периода // Иконостас: Происхождение - развитие - символика / Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 2000. С. 324). Эта парная композиция представляет собой одно из самых устойчивых диалогических изображений Христа и Божией Матери, которое с древнейших времен часто встречается в качестве традиционного обрамления алтаря и входит в состав изобразительной программы алтарной преграды ( Бутырский М. Н. Богоматерь Параклесис у алтарной преграды: Происхождение и литург. содержание образа // Там же. С. 207-222).

http://pravenc.ru/text/2563324.html

Поводом для посещения послужила техническая новинка, предложенная вниманию царя А. и И. Т. Посошковым ,- изготовленный ими «денежный стан» (вероятно, усовершенствованное приспособление для штампования монет). Петр I приказал А. челобитную «переписать, а честь не давать». По делу о подаче челобитной 7 янв. 1697 г. началось следствие в Преображенском приказе, к-рое вел лично Ф. Ю. Ромодановский. А. дважды поднимали на дыбу и «на втором подъеме» били кнутом. По делу было привлечено большое число свидетелей: все собеседники А., И. Т. Посошков и его брат Роман, боярин М. Б. Милославский. По окончании следствия А. отправили в Голутвин мон-рь (см. Старо-Голутвин коломенский мон-рь ), его собеседников наказали кнутом и сослали на службу в г. Азов. Челобитная А. сохранилась в беловом автографе. Из заточения А. (после 5 нояб. 1701) сумел отправить царю еще одну челобитную с просьбой об очной ставке с обвинителем. По этому челобитью, также попавшему в Преображенский приказ, было возбуждено дело. А. лишили книг, бумаги и чернил и запретили свидания с ним. Дальнейшая его судьба неизвестна. Лит.: Сушицкий Ф. Ф. Из литературы эпохи Петра I // Филол. зап. 1914. Вып. 1. С. 112-140; Вып. 2. С. 265-280; Кафенгауз Б. Б. И. Т. Посошков. М., 19512. C. 174-182; Бакланова Н. А. «Тетради» старца Авраамия // ИА. 1951. Т. 6. С. 131-155; Голикова Н. Б. Политические процессы при Петре I: По материалам Преображенского приказа. М., 1957. С. 77-87; Волков М. Я. Монах Авраамий и его «Послание Петру I» // Россия в период реформ Петра I. М., I973. С. 311-336; Малышев В. И. О списках «Послания» старца Авраамия Петру I // РЛ. 1975.

http://pravenc.ru/text/62910.html

1288 - см.: Щапов Я. Н. Государство и Церковь Древней Руси XI-XIII вв. М., 1989. С. 54, 95), когда соборной церковью стал уже существовавший прежде храм. О широком распространении храмов во имя И. Б. на Руси свидетельствует также часто встречающийся топоним «Богослов», указывающий на посвящение церковного престола в населенном пункте. В древнейший период на Руси И. Б. естественно воспринимался как борец против пережитков язычества. Согласно Житию прп. Авраамия Ростовского, когда святой отчаялся победить язычество в городе и покинул Ростов, И. Б. явился ему на пути и вручил посох, с помощью к-рого святой сокрушил стоявшего в Чудском конце идола Велеса. Позднее чудотворный посох лежал на гробнице прп. Авраамия в ростовском Богоявленском мон-ре (см. Авраамиев ростовский в честь Богоявления монастырь ) до 1553 г., когда царь Иоанн IV Васильевич забрал его в Москву перед походом на Казань. Сцена явления И. Б. прп. Авраамию и вручения апостолом ему посоха отразилась в иконографии XVII -XVIII вв. (см. ст. Авраамий Ростовский ). На Руси И. Б. издавна (возможно, уже с XII в.) почитался (наряду с ап. и евангелистом Лукой) как иконописец и покровитель иконописания (см.: Тарасов О. Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в императорской России. М., 1995. С. 196-197). Источником таких сведений о нем является легендарная повесть, греч. оригинал к-рой неизвестен, о том, как И. Б. обучил искусству иконописания отрока, пасшего гусей (с XV в. он может по этому признаку отождествляться с мч. Трифоном), к-рый сразу превзошел в живописном мастерстве придворного художника. Повесть, по всей видимости, еще в XII в. (списки известны с XIV в., напр.

http://m.pravenc.ru/text/Иоанн ...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010