В Житии прп. Феодосия Печерского 1074) кон. XI - нач. XII в. говорится о посмертном чуде исцеления одного священника «от клироса святыя и великыя церкве София», т. е. киевского Софийского собора (Успенский сборник XII-XIII вв. М., 1971. С. 132). В 1136 г. К. появляется одновременно с епископией в Смоленске. В Уставной грамоте св. блгв. кн. Ростислава (Михаила) Мстиславича говорится: «Се уставляю епископью о немь же епископу быти живу и клиросом своим» (ДРКУ. С. 141). Согласно Житию прп. Авраамия Смоленского, еп. Смоленский свт. Игнатий ранее 1219) «призва единого от своего честнаго крилоса перваго от старейших протопопу именем Георгии» и поручил ему привести к нему Авраамия (Жития прп. Авраамия Смоленского и службы ему / Ред.: С. П. Розанов. СПб., 1912. С. 17, 78). К. собора Св. Софии в Новгороде впервые упоминается в 1060 г., когда еп. Лука, умерший по дороге из Киева в Новгород, был погребен в соборе Св. Софии «своим клиросом» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 120; Т. 42. С. 66). Тот же К., очевидно, имеется в виду под словом «софьяне» в статье 1194 г. в связи с выборами нового владыки после смерти архиеп. Гавриила (Григория) (Там же. С. 40; ср.: Там же. С. 232). В Новгороде, где в сер. XII в. сложилась практика местного избрания кандидатов на архиерейство, «софьяне» принимали в этом активное участие наряду с др. полноправными горожанами. Впервые упоминаются клирошане в Боголюбове и во Владимире-Залесском в связи с гибелью св. блгв. кн. Андрея Юрьевича Боголюбского в 1174 г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 369, 370; Т. 2. Стб. 592-593). В 1230-1231 гг. впервые в летописи указан К. ростовского Успенского собора (в связи со встречами в Ростове св. еп. Кирилла II - ПСРЛ. Т. 1. Стб. 453, 457; см. также под 1238 г. об отпевании в Ростове св. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича: Там же. Стб. 465). «Зборы вся» в Галиче упоминаются в 1187 г.; вероятнее всего, речь идет о соборных орг-циях духовенства (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 656). В Успенском соборе Владимира-Волынского существование К. отмечается летописью не ранее 40-х гг. XIII в. (Там же. Стб. 740).

http://pravenc.ru/text/1841443.html

Р од Лопатин, [глава] 64 Князя Василиа , княгини Марфы, князя Феодора , княгини иноки Анисии, княгини иноки Марфы, княжны Анастасии, князя Иоанна, княгини Агрипины. (Л. 82) Р од болярина князя Григория Григорьевича Ромодановского и жены его болярины вдовы княгини Анастасии Ивановны Князя Григория, княжны девицы Марфы, князя Иоанна, иноки Ираиды, князя Авраамия, князя Бориса. Болярыни княгини Феодоры. Болярины княгини Анастасии. Р од Куракин, [глава] 65 Княгини Марии, князя Михаила , княгини Евдокии, князя Димитриа во иноцехъ схимника Дионисиа , князя Иоанна , князя Петра , княгини Анастасии, княгини Дарии, Ионы, княжны Феклы, князя Иоанна, князя Харлампиа, князя Андрея во иноцех Андреяна , княжны Ксении, князя Симеона , княгини иноки Анисии, князя Василиа младенца, князя Андреа, князя Симеона, княгиню Елену, (Л. 82 об.) князя Григория , княгиню Евдокию, княгиню Марию, князя Иоанна, княгиню Феодосию, князя Иоанна, княгиню Марию, Василиа, Параскевию, княгиню Евфимию, иноку схимницу княгиню Фотинию, князя Михаила, князя Иоанна . Род Афанасия Ивановича Зубовых , [глава] 66 Иоанна, Игнатиа , схимницы Анны, Фотинии, Улиании, Василиа, Евникии, Гликерии девицы, схимника Андреяна, схимника Филарета, Иоанна уб[иеннаго], схимника Никона уб[иеннаго], Козмы уб[иеннаго], (Л. 83) Петра, Михаила уб(иеннаго), Михаила, Марии младенца, Феодулии, схимницы Каптелины, Иоанна младенца, Стефана, Феклы младенца, Василиа уб[иеннаго], Марии, Прохора, Захарии, схимника Авраамиа, Евдокии, Феодосии, Иоанна, Илии , Димитриа, Василиа , Феклы младенца, Ксении младенца, Марии младенца, Улиании младенца, Льва уб[иеннаго], схимницы Варсонофии, схимницы Акилины, схимницы Феодулии, Христины, Иакова младенца, схимника Трифона, Феодосии девицы, Дарии, Анны младенца, Марфы младенца, Марии младенца, Агафии младенца, Никиты , схимницы Феодоры, Иоанна младенца, схимницы Ираиды, Анны, Домники, Иоанна, Иоанна младенца, Петра младенца, Сергиа младенца, схимника Макариа, Гавриила младенца, Фирса, Улиты. Схимонаха Авраамия.(Л. 83 об.) Даниила , Василия , Димитрия , Илии, Бориса , Марка уб[иеннаго], Герасима, Димитрия, Иоанна, Димитрия, Татияны, Феодора, убиеннаго Веденихта, Герасима, Афанасия, Стефана 2-жды, Димитрия 2-жды, Илии, схимонаха Иакова, Ирины, Наталии, Екатерины, Евдокеи, Алексея, Матрены, Параскевы, Марии, Анны .

http://sedmitza.ru/lib/text/10047502/

Феодору, то к прот. Аввакуму. Первый, т.е. Феодор, сам вызывался разрешить вопросы, предложенные им отцам собора 1666 г. и Авраамий, действительно интересующийся всем таинственным, увидел здесь самый удобный случай уяснить себе некоторые недоуменные вопросы. Но, думаем мы, едва ли он, фанатический раскольник, мог удовлетвориться ответом д. Феодора; притом же последний не отрицал, что другим о том, что писано в может быть открыто его. Для раскольнической пытливости открывался, след., дальнейший путь. А Авраамия весьма сильно интересовал еще вопрос о том, кто же сам Никон. Воззрение на патриарха у него колебалось между двумя такими положениями: Никон – грядый возмутити всю (т.е. последний антихрист), иди только и предуготоваяй путь (т. е, предтеча антихриста) (VII, 375 стр.) (хотя Авраамию, видимо, хотелось доказать первое положение). В недоумении над такой дилеммой, не имя возможности разрешить ее удовлетворительно, Авраамий и обращается к своему духовному отцу и ближайшему учителю, его о Никоне и возвещая ему о сем, яко слично на нем Никоне быти сему т. е. доказывал, что Никон может быть признаваем последним антихристом. Так как вопрос о патр. Никоне для раскольников был самый трудный и запутанный, то для уяснения его – Авраамий обращается к авторитетнейшему из расколоучителей Аввакуму. Да и по мысли Авраамия, кото знает и кому кто по совести бывает, тот того и (VII, 389); следовательно; по разным недоуменным вопросам Авраамий считал себя в праве обращаться к тому, к кому хотел и к кому находил более удобным и возможным. Время и место написания дьяк. Феодором ответа на вопрос православного инока, по возможности, определяется следующими указаниями самого произведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

Симон Азарьин в книге о новоявленных чудесах пр. Сергия представляет и архимандрита Дионисия и Авраамия Палицына всячески содействующими соединению Пожарского и Трубецкого – земцев и казаков и казаки принимают участие в битве при обещании монастырской казны со стороны Троицких властей 652 . В исторической литературе по этому вопросу существуют два противоположных мнения – Забелина и Кедрова. Забелив в своем труде – и Пожарский, прямые и кривые в смутное – сказав о битве с Хоткевичем, как она представляется в Новом летописце, говорит: повествует старец Передав изложенное Палицыным, Забелин говорит, что Палицын ставит свою личность в весьма почетное положение. Летописи таких деяний Авраамия не помнят... Так описывает себя сам старец Аврамий, умаляя для красоты своего портрета заслуги Пожарского и Минина, увеличивая для той же красоты заслуги казаков, заставляя верить себе легковерных историков, которые его беззастенчивый панегирик предпочитают правдивым сказаниям правдивых летописцев 653 . Кедров в упомянутом нами исследовании об Авраамии Палицыне разбирает подробно достоверность сказания его по данному вопросу и делает такой вывод: всего сказанного несомненно, что честь и слава победы над Хоткевичем должна быть приписана казакам, которых возбудил на бой живым словом воинской речи Троицкий келарь – старец Авраамий Палицын. Подвиг Палицина был тем славнее, чем сильнее была рознь в 654 . Кедров считает показания Нового летописца недостоверным: ход событий необходимо представлять так, как представляет Палицын, а не так, как повествует о нем Новый летописец. Приводя суждения Забелина и Кедрова, как имеющиеся в исторической литературе о деятельности Троицкой обители в смутное время, мы не разделяем то или иное мнение о Палицыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из числа многих памятников, подтверждающих это, укажем на лицевое евангелие XII в., принадлежащее русскому Пантелеймонову монастырю на Афоне 204 , и строгоновский лицевой подлинник XVII в. 205 . Более верным признаком служит стиль росписи: стройные фигуры изображенных здесь святых, тонкие черты лиц, тщательность и чистота отделки, а также головные уборы цариц, идущих в рай, напоминают лучшую московскую иконопись XV-XVI вв. Следует обратить внимание также на найденное здесь изображение св. Авраамия. Если это Авраамий болгарин 206 , замученный в Орде и перенесенный во Владимирский Княгинин монастырь, то ясно, что стенопись собора произведена отнюдь не в XII в., так как перенесение мощей св. Авраамия последовало в XIII в. Склоняясь, таким образом, к предположению о принадлежности наших стенописей Андрею Рублеву, мы признаем за ними большую археологическую важность, – это наиболее крупный памятник древней стенной росписи во Владимиро-Суздальской области. В верхних частях собора на стенах открыты изображения праздников: преображения (С), сошествия св. Духа на апостолов, крещение Спасителя (Ю), напоминающего хорошие образцы академической живописи, введение Богоматери во храм и сретения (3). Затем, если оставить в стороне орнамент левого нефа (в первом от западной стены своде между двумя арками), отличающийся своеобразным тоном и преобладанием цветов голубого, красного и белого), (тогда как в остальных фресках господствуют цвета желтый и бледно-синий) и несомненно относящийся к позднейшему времени, то все главнейшие живописи будут примыкать к западной части храма: расположены они по западной стене, аркам, сводам и столбам главного и правого нефа. Почти все они составляют отдельные части одной и той же картины страшного суда, разбросанной по разным местам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Л. 50. Андрониевского архимандрита Симеона – на архиепископию Смоленскую и Дорогобужскую 1681 г. Апреля 9. Л. 65. Кирилло-Белоезерского архимандрит Никиты – на Звенигородскую епископию 1681 г. Ноября 6. Отселе обещания начинаются со слов: несколько дальше, чем предыдущие. Л. 77. Флорищевского иеромонаха Илариона – на архиепископию Суздальскую и Юрьевскую 1681 г. Ноября 11. Л. 91. Борисоглебского монастыря архимандрита Сергия – на архиепископию Тверскую и Кашинскую 1682 г. Февр. 5. Л. 105. Покровско-Авраамиевского Городецкого монастыря игумена Леонтия – на Тамбовскую епископию 1682 г. Марта 6. Л. 117. Хутынского монастыря архимандрита Геласия – на архиепископию Устюжскую и Тотемскую 1682 г. Марта 12. 131 . Церкви Св. Славных и всехвальных 12-ти Апостолов, что у Святейшего Патриарха на сенях, иеромонаха Афанасия – на Архиепископию Холмогорскую и Важскую 1682 г. Марта 18. Л. 144. троицы игумена Митрофана (святого) на Воронежскую епископию 1682 г. Апреля 2 928 . Л. 154. Андрониевского архимандрита Авраамия на Белоградскую и Обоянскую Митрополию 1684 г. Июля 13. Л. 168. Новоспасского архимандрита Гавриила – на архиепископию Вологодскую и Белоезерскую 1684 г. Сентября 7. Л. 182. Волоколамского архимандрита Александра на архиепископию Устюжскую и Тотемскую 1685 г. Февраля 8. Л. 199. Чудовского архимандрита Адриана – на Митрополию Казанскую и Свияжскую 1686 г. Марта 21. Л. 215. Иеромонаха Павла – на митрополию Нижегородскую и Алатырскую 1686 г. Марта 7. Л. 230. Обители Спаса Нерукотворного Образа архимандрита Авраамия – на Митрополию Рязанскую и Муромскую 1687 г. Января 9. Л. 246. Чудовского архимандрита Евфимия на митрополию Сарскую и Подонскую 1688 г. Августа 12. Л. 261. Спасского в Ярославле монастыря архимандрита Илариона – на митрополию Псковскую и Изборскую 1691 г. Февраля 1 929 . Л. 271. Чудовского архимандрита Иоасафа на митрополию Ростовскую и Ярославскую 1691 г. Июля 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Скупые сведения о жизни И. в Троице-Сергиевом монастыре после окончания осады сохранились в Житии прп. Дионисия (Зобниновского), к-рое было составлено Симоном (Азарьиным), согласно О. А. Белобровой, в 1648-1654 гг. Агиограф, не называя И. по имени, отмечает, что в первое время настоятельства св. Дионисия, по сложившейся традиции, утром, до начала богослужения, в келью к настоятелю приходил пономарь (И.), к-рый приносил огонь в фонаре и просил у архимандрита благословение. Прп. Дионисий благословлял пономаря и приказывал ему благовестить в колокол. В то время когда И. звонил, прп. Дионисий успевал сделать 300 поклонов. Придя в церковь, прп. Дионисий читал 50-й псалом и дожидался прихода монахов. После того как братия собралась, пономарь начинал «к полунощнице в доску бить», св. Дионисий благословлял священника начинать богослужение. И. был погребен в Троице-Сергиевом монастыре. Почитание Местное почитание И. началось во 2-й трети XVII в. в связи с распространением списков «Сказания...» Авраамия (Палицына). И. отмечен в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в.: «Преп. Илиарх, чином пономар, иж свидетелствуется в Осадной книге» (РГБ. Ф. 173/I. МДА. 201. Л. 333). По наблюдениям архим. Леонида (Кавелина) и Н. П. Барсукова , в кон. XIX в. в Троице-Сергиевой лавре И. почитался местно. Канонизация И. совершилась включением его имени в Собор Радонежских святых, празднование к-рому установлено было 10 июля 1981 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена . Ист.: [Симон (Азарьин)]. Службы и жития преподобных Сергия и Никона Радонежских. М., 1646; Сказание Авраамия Палицына / Подгот. текста и коммент.: О. А. Державина, Е. В. Колосова. М.; Л., 1955. С. 97, 98, 142-143, 170-171, 184-185, 202 [по списку РГБ. Рум. 299, 20-е гг. XVII в.]; Сказание Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиева мон-ря / Подгот. текста: Е. И. Ванеева, пер. и коммент.: Г. М. Прохоров // БЛДР. 2006. Т. 14. С. 264-265, 310-313, 334-337 [по списку БАН. Арханг. 413, 40-е гг. XVII в.]; Житие архимандрита Троице-Сергиева мон-ря Дионисия / Подгот. текста, пер. и коммент.: О. А. Белоброва // Там же. С. 370-371.

http://pravenc.ru/text/673963.html

Повесть прославляет Скопина-Шуйского как национального героя, защитника родины от врагов-супостатов. В 1620 г. к «Повести о преставлении...» была присоединена «Повесть о рождении воеводы М. В. Скопина-Шуйского», написанная в традиционной агиографической манере. По-своему осмысляются исторические события тех лет в народном сознании, о чем свидетельствуют записи исторических песен, сделанные в 1619 г. для англичанина Ричарда Джемса. Это песни «О собаке-воре Гришке-расстрижке», «О Маринке – злой еретице», о Ксении Годуновой. В песнях обличаются интервенты и их пособники «бояре кособрюхие», возвеличиваются народные герои – богатырь Илья, Скопин-Шуйский, стоящие на страже интересов родной земли. «Сказание» Авраамия Палицына. Выдающимся историческим произведением, ярко отразившим события эпохи, является «Сказание» келаря Троице-Сергиева монастыря Авраамия Палицына, написанное в 1609 – 1620 гг. Умный, хитрый и довольно беспринципный делец Авраамий Палицын находился в близких отношениях с Василием Шуйским, тайно сносился с Сигизмундом III, добиваясь у польского короля льгот для монастыря. Создавая «Сказание», он стремился реабилитировать себя и старался подчеркнуть свои заслуги в борьбе с иноземными захватчиками и избрании на престол царя Михаила Федоровича Романова. «Сказание» состоит из ряда самостоятельных произведений: I. Небольшой исторический очерк, обозревающий события от смерти Грозного до воцарения Шуйского. Причины «смуты» Палицын видит в незаконном похищении царского престола Годуновым и в его политике (гл. 1 – 6). II. Подробное описание 16-месячной осады Троице-Сергиева монастыря войсками Сапеги и Лисовского. Эта центральная часть «Сказания» создана Авраамием путем обработки записок участников обороны монастырской крепости (гл. 7 – 52). III. Повествование о последних месяцах правления Шуйского, разорении Москвы поляками, ее освобождении, избрании на престол Михаила Романова и заключении перемирия с Польшей (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Феодосия Киево-Печерского, хотя еще двадцатью годами ранее были обретены и перенесены в Успенский собор Лавры его святые мощи. Во 2-й половине XII в. были обретены также мощи святых епископов Ростовских Леонтия и Исаии и установлено их местное почитание. Св. Леонтий вскоре был причислен и к лику общерусских святых. В конце XII в. были также обретены мощи святых князей Игоря Киевского и Всеволода Псковского, после чего началось их местное почитание. В начале XIII в. были обретены мощи преп. Авраамия Ростовского, которого тоже стали чтить местно во Владимиро-Суздальской земле. Из Волжской Болгарии во Владимир перенесли мощи умученного мусульманами болгарского купца-христианина Авраамия. Вскоре и его во Владимире стали чтить как местного святого. Естественно, что первым русским святым составлялись отдельные службы. Так, уже отмечалось, что служба святым князьям Борису и Глебу была написана, как гласит предание, митрополитом Иоанном I, который участвовал в перенесении мощей святых страстотерпцев. Кроме дней памяти русских святых, на Руси были установлены и иные праздники, неизвестные доселе в Константинопольской Церкви. Так, 9 (22) мая был установлен праздник Николы «Вешнего» – то есть память перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари, что в Италии. По сути, это было похищение мощей великого святого, в чем, однако, на Руси в отличие от Византии усматривали особый Промысл Божий: тем самым святыня была спасена от поругания, так как вскоре Миры были захвачены мусульманами. Греки, естественно, были обижены этими событиями. На Руси же, где особенно почитали и прославляли Мирликийского чудотворца, было решено установить ему еще один праздник, заимствованный из западной традиции, невзирая на негативную реакцию греков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

святитель Антоний (Смирницкий) (29.10.1773–20.12.1846) святитель Антоний (Смирницкий) Архиепископ, много потрудившийся на благо Воронежской епархии. Способствовал канонизации святителей Тихона Задонского и Митрофана Воронежского. В миру Смирницкий Авраамий Гаврилович, родился в селе Повстино Пирятинского уезда Полтавской губернии в день преподобного Авраамия Ростовского (в крещении получил его святое имя) и был старшим сыном в многодетной семье протоиерея. Его отец по окончании Киевской духовной академии вначале учительствовал на дому, а по принятии сана пятьдесят лет верой и правдой служил Церкви, став примером для своего старшего сына. В детстве Авраамий учился грамоте по Часослову и Псалтири, читал и пел на клиросе, помогая отцу как псаломщик, тогда же проявилось его усердие к молитве и богослужению. Однажды чудом Господь сохранил отроку жизнь, когда тот по дороге в храм упал в прорубь. В 1783 году Авраамий поступил в Киевское духовное училище, где за смиренный и тихий характер получил фамилию Смирницкий. Хорошо подготовленный дома, он учился примерно, поэтому после окончания училища поступил в Киевскую духовную академию. По окончании с отличием, одним из лучших студентов богословского курса академии, в августе 1796 года Авраамий поступил послушником в Киево-Печерскую Лавру, «желая учиться у тех учителей, которые почивают в пещерах». Авраамий ежедневно молился за ранней литургией в Лавре, избегал студенческих увеселений. Предполагающийся брак Авраамия не был благословлен митрополитом Киевским и Галицким Самуилом (Миславским; «Смирницкому другие пути назначены». 21 февраля 1797 года митрополитом Киевским и Галицким Иерофеем (Малицким; он был пострижен в монашество с наречением имени в честь преподобного Антония Печерского, 12 апреля 1797 года тем же Преосвященным рукоположен в сан иеродиакона.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Smirni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010