Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АВРААМИЙ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ Статья из энциклопедии Древо : drevo-info.ru Икона преподобных Авраамия и Корнилия Палеостровских, 2013 год, Петрозаводск, икона находится на подворье монастыря Авраамий Палеостровский, Олонецкий ( XV в.), ученик прп. Корнилия Палеостровского , преподобный Память 21 августа , в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых Об Авраамии известно из «Сказания о жизни преподобнаго Корнилия Палеостровского » . Авраамий пришел к прп. Корнилию, когда тот уже поселился в каменной пещере на острове Палье («Вспальев») Онежского озера. Общежительный Палеостровский монастырь был устроен прп. Корнилием не позднее 1415-1421 гг. . Вместе с др. учениками Авраамий строил храмы в честь Рождества Пресв. Богородицы, прор. Илии и свт. Николая, кельи для братии. Поскольку прп. Корнилий часть времени проводил в затворе, он уже при жизни должен был назначить себе преемника, которым стал прп. Авраамий. После кончины прп. Корнилия (ок. 1420) Авраамий похоронил его в пещере на месте подвигов, а впоследствии обрел его святые мощи и положил под спудом в соборном храме в честь Рождества Пресв. Богородицы. Преподобный Авраамий скончался в середине XV века. Его мощи покоились под спудом в соборном храме, рядом с прп. Корнилием. Время местной канонизации неизвестно. В 1613 г. Палеостровский монастырь подвергся разорению от польско-литовских интервентов, впоследствии, в 1687 - 1689 гг., монастырь был разорен разбойниками из раскольников, и часть архива пропала. Местное почитание обоих начальников монастыря засвидетельствовано на протяжении всего XIX в. Архиеп. Сергий (Спасский) указывал общую память преподобных Корнилия и Авраамия Палеостровских на 21 августа и ставил их обоих в раздел местночтимых святых . Архим. Никодим (Кононов) в 1910 г. отмечал, что память прп. Авраамия «доныне благоговейно чтится служением панихид», но не привел никаких свидетельств об официальной отмене прежнего почитания (С. 43). Местная канонизация прп. Авраамия была подтверждена включением его имени в 1974 г. в Собор Карельских святых , в 1981 г.- в Собор Новгородских святых .

http://drevo-info.ru/articles/25342.html

Двадцать девятый день. Поучение 4-ое. Преподобный Авраамий ростовский. (О необходимости и благотворности подвижничества). I. Преподобный Авраамий ростовский (XII в.), воспоминаемый ныне церковью, был родом из Костромской области и до крещения назывался Ивериком. Родители его были богатые язычники. До 18 летняго возраста Иверик лежал в расслаблении. Однажды некоторые из новгородских христиан по делам были в доме отца его и беседовали о вере во Христа, исцелявшего больных и воскрешавшего мертвых; Иверик слышал эту беседу и решился уверовать в Иисуса Христа, если получит исцеление; с этого времени он стал понемногу оправляться и выздоровел. Оставив родительский дом, он отправился к пределам Новгорода; на пути встретились ему другие верующие, которые наставили его в истинах христианства. Первоначально Иверик поступил в монастырь на острове Валааме и принял имя Авраамия. Остальное время жизни Авраамий провел в основанном им монастыре близ Ростова и деятельно распространял христианство между язычниками Ростовской области. Он сокрушил идола Велеса в Ростове и живших здесь идолопоклонников обратил в христианство; на месте же, где стоял идол, Авраамий впоследствии основал церковь Богоявления Господня и монастырь того же имени, существующий и доныне. Язычники не раз собирались сжечь монастырь Авраамия, но кротость и вместе твердость духа преподобного каждый раз обезоруживали их. Проповедуя слово Божие, Авраамий старался по преимуществу действовать на более юных, как на более восприимчивых; он учил детей грамоте, крестил их и наставлял в вере. Жизнь Авраамия служила для остальных иноков образцом трудолюбия; преподобный участвовал во всех трудах братии, работал в хлебне, рубил дрова, мыл власяницы и исполнял всякие другие работы. За свои труды Авраамий первый в России был почтен саном архимандрита. Преподобный Авраамий скончался в глубокой старости и был погребен в основанной им Богоявленской обители, где его мощи почивают и ныне. II. Препод. Авраамий своим примером научает нас той истине, что подвижничество весьма необходимо и благотворно для развития и возрастания христиан в жизни духовной, жизни христианской.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Прп. Сергий Радонежский, благословляющий жестом правой руки и держащий развернутый свиток в левой, запечатлен в окружении сцен из русской истории конца XV — начала XVII в., раскрывающих через прижизненные деяния и посмертные чудеса святого его непрестанное заступничество за Русское государство. Среди 26 сюжетов — «Приезд Софии Палеолог на моление в Троице-Сергиев монастырь» («Явление прп. Сергия Софии Палеолог»), «Осада города Опочки», «Явление прп. Сергия на месте строительства города Свияжска и присоединение горных черемисов», «Взятие Казани» («Прп. Сергий кропит св. водой стены Казани»), «Осада Троице-Сергиева монастыря и Москвы поляками». Нижняя надставка, написанная к 300-летней годовщине Куликовской победы, разделена на два регистра. В верхнем, широком регистре показаны: слева — сбор ратников со всей Руси в Москве (сцена, как и в среднике иконы, выделяется документальным изображением памятников); в центре — Куликовское сражение и поединок Пересвета с Челубеем; справа — ставка хана Мамая и шествие татар к Куликову полю. В нижнем, узком регистре помещены сюжеты: возвращение русских ратников домой, погребение погибших, бегство и гибель Мамая в Кафе. На этой иконе, как и в некоторых других житийных циклах с изображением учеников и современников Сергия — преподобных Димитрия Прилуцкого, Авраамия Галичского, Чухломского, Саввы Сторожевского, свт. Стефана Пермского, воплотилась идея значимости святого как учителя и наставника. На иконе «Прп. Авраамий Галичский, с житием» (вторая половина поновлена в XIX в., СИХМ) из старообрядческой Покровской церкви Серпухова подробно представлено начало иноческого пути святого, где образ прп. Сергия присутствует в трех клеймах: «Прп. Авраамий просит прп. Сергия Радонежского о постриге», «Прп. Сергий совершает постриг прп. Авраамия», «Прп.

http://bogoslov.ru/article/6175055

Предметом же собеседования, по мнению сего преосвященного, следовало избирать, кроме объяснения очередных евангелий, с надлежащим приложением, темы, близкие к духовным и бытовым потребностям народа, например, посещение народом костела, обучение детей грамоте и молитвам на польском языке, пьянство, семейные разделы без основательных причин, знахарство и т.п. Особенно слабо было поставлено, по замечанию пр. Авраамия, проповедничество в соборах уездных городов Гродненской губернии, куда народ собирался в большом количестве и где, по его мнению, следовало бы завести очередное, понедельное собеседование с народом в воскресные и праздничные дни. Правда, большинство священников епархии, в оправдание своей не заботливости относительно ведения катехизических поучений, обыкновенно ссылалось на то, что народ редко посещает церковь и что, следовательно, эти поучения невозможно было вести систематически и последовательно, однако, едва ли можно сомневаться в том, что своею настойчивостью в проповеди священники могли бы достигнуть благих результатов в отношении исправления народа от многих пороков и недостатков. В этом случае добрым примером для духовенства мог бы послужить, по указанию пр. Авраамия, священник Чижевского прихода, прихожане которого до 1880 года, приходя в церковь , имели обыкновение разговаривать и придерживаться старинного и безобразного обычая, «полоскать зубы» в первые дни великого поста. Но священник сказал целый ряд живых и сильных поучений, употребил напряженные усилия к искоренению этих недостатков, и плодом такой энергической и настойчивой деятельности священника было то, что с 1880 года народ благоговейно стал вести себя в церкви и прекратил посещение кабака во время великого поста, а некоторые из прихожан и совершенно прекратили употребление спиртных напитков.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Эта пустынь восстановлена была из своего запустения знаменитым московским митрополитом Платоном, который назначил в нее настоятелем ученика Пешношского архимандрита Макария Авраамия (м. Платон был и сам великим почитателем старца Паисия. В библиотеке Нямецкого монастыря имеется книга бесед преп. Макария Великого , присланная м. Платоном старцу Паисию с такою надписью: «Преподобному отцу архимандриту Паисию, Нямецкой обители духовному руководителю и наставнику, сию душеполезную подобным подвигом прославленного мужа книгу, во благословение со испрошением богоугодных о себе молитв посылает смиренный Платон, митрополит Московский. 1791 г. июля 3 дня в Москве»). Это назначение ввело Оптину пустынь в круг духовного влияния старца Паисия, так как Авраамий, ученик Макария, ревностного почитателя старца Паисия и хранителя его предания, перенес эти предания и в Оптину пустынь. Он ввел здесь общежительный устав и возвысил духовную жизнь. Впрочем, еще и до Авраамия Оптина пустынь не чужда была влияния старца Паисия. В ней еще в 1800 году поселился ученик старца Паисия монах Феофан. Он был родом из Владимирской губернии, в молодости состоял на службе в черноморском казачьем войске, оставил по болезни военную службу, проживал некоторое время в Софрониевой пустыни у архимандрита Феодосия, откуда перешел в Молдавию к старцу Паисию, и три года жил там, проходя поварское послушание. По кончине старца он вернулся в Россию и поступил в Оптину пустынь. Он отличался крайнею нестяжательностью и великою кротостью, был строгим постником и великим молитвенником. Ревность к постническому подвигу побудила его однажды провести всю Святую Четыредесятницу совсем без пищи. Он открыл об этом одному из близких по духу братий.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Его Высокопреосвященство остановился на подробном рассмотрении двух ярких периодов развития миссии русских монастырей через призму иноческого служения и подвига двух угодников Божиих, просиявших на древней Смоленской земле, — преподобного Авраамия Смоленского и преподобного Герасима Болдинского. Преподобный Авраамий подвизался в конце XII — начале XIII века, в период наивысшего расцвета Смоленского княжества, когда оно было одним из культурных центров Руси. Учительство и просвещение паствы в вере стало главным призванием преподобного Авраамия, который на этом поприще не только снискал благодарность современников, но и претерпел жестокие гонения. Духовное наследие одного из первых православных святых доныне бережно сохраняется и изучается на Смоленщине: наряду с церковным почитанием преподобного регулярно проводятся научные конференции, посвященные его памяти. Вторым «исполином духа», о котором рассказал митрополит Исидор, был преподобный Герасим Болдинский (первая половина XVI в.), выдающийся подвижник и основатель четырех монастырей. Главной из этих обителей стал Свято-Троицкий Болдин монастырь, который в минувшем году отметил 490-летие основания и 30-летие возрождения. Преподобный Герасим, духовный наследник преподобного Сергия Радонежского, первый распространитель почитания Игумена земли Русской, а также ученик и соратник святого Даниила Переславского, является ярким выразителем русского идеала святости. Благодаря таким личностям, подчеркнул владыка Исидор, идеал Святой Руси смог сохраниться в недрах народного сознания и в наступивший позднее период церковных реформ, гонений на монашество, внедрения секулярной культуры. «Духовная сущность и миссия русского иночества, которую Святая Русь стяжала подвигами сонма святых угодников Божиих, до сего дня остается главной духовной силой Православия», — этим утверждением архиерей завершил свое выступление.

http://sedmitza.ru/text/10130271.html

– Сверх того внутри самых пещер есть несколько подземных храмов, а именно: в ближней пещере: 9) Антония Печерского; в этой церкви почивают мощи: игумена Антония, Прохора Лебедчика, Иоанна Постника , Иулиании Княжны Олшанской, мучеников Василия и Феодора и Поликарпа архимандрита. 10) Варлаама Печерского, где и мощи его почивают. 11) Введения Богородицы; тут мощи: Ефрема, Епископа Переяславского и Тита пресвитера; а за алтарем находятся главы мироточивые разных святых, числом 30. – В затворах ближней пещеры почивают мощи: Дамиана целебника, Никодима просфорника, Лаврентия, Афанасия, Алексия, Елладия и Онисима затворников, Еразма, Луки Иконома, Нектария, Агапита врача, Феофила, и Иоанна в одной раке, Кукши священномученика, Саввы Чудотворца, Сергия послушливого, Меркурия Епископа Смоленского, Пимена многоболезненного, Нестора летописца, Евстратия преподобномученика, Иеремии прозорливого, Моисея Угрина, Иоанна многострадального, Марка гробокопателя (при гробнице сего святого находится медный крест с изображением Спасителя и святых, с Греческою надписью, XI века), Николы Святоши, Кн. Черниговского, Григория Чудотворца , Матвея Прозорливого, Алипия иконописца, Спиридона Просфорника и Анатолия; в трапезе: Исаии Чудотворца, Авраамия трудолюбивого, Нифонта Епископа Новгородского, Сильвестра, Григория иконописца, Пимена постника и Онуфрия молчаливого; по выходе из трапезы: Сисоя, Феофила, Арефы, Авраамия и Исаакия затворников, Онисифора исповедника, Симона Епископа Суздальского, Никона Игумена Печерского, Феофана постника, Макария иконописца, Анастасия диакона, 11-ти каменоздателей Печерской церкви, Илии Муромца, мученика Иоанна младенца и Никона сухого. – В дальней пещере церкви: 12) Благовещения Богородицы, (современная устройству самих пещер) где мощи: Евфросинии Княжны Полоцкой, Кассиана затворника, Арсения трудолюбивого; а при выходя из церкви: Евфимия Схимника, Вениамина, Тита воина, Ахила диакона и Меркурия постника.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АВРААМИЙ (ДЕРНОВ) Статья из энциклопедии Древо : drevo-info.ru Авраамий (Дернов), архиеп. Фото с сайта Izhiza.Ru Очень уж симпатичен и дорог для меня этот кроткий и истинно-верующий человек, в нем как-то все слилось: и твердость духа, и кротость, почти робость житейская таких пастырей мало у нас было, а сейчас, в дни повсеместного оскудения и морального упадка – почти и совсем не видно (август 1924). Высоко ценил епископа Авраамия и епископ Виктор (Островидов) . Они были знакомы еще со времени обучения в Казанской духовной академии и поддерживали друг с другом хорошие отношения. Будучи в ссылке, владыка Виктор писал своим духовным чадам в Вятку: Я думаю, что посещаете службу владыки Авраамия. Так и делайте, держитесь за него крепче и во всем его слушайтесь и советуйтесь с ним, если какая нужда будет. С еретиками-отступниками от Вселенской Церкви не молитесь . Очень хорошо сделала, что на день именин посетила владыку Авраамия: лучшего ничего и придумать нельзя было. Господь да не оставит тебя за это святое дело. Владыка Авраамий – великий человек по своему смирению перед Богом. Наверное, его тоже сошлют куда-либо далеко. Помоги ему Господи! 6 марта 1925 года еп. Авраамий снова был арестован. Поводом для его задержания послужила его активная помощь ссыльным вятским епископам и священникам, в частности епископам Павлу (Борисовскому) и Виктору (Островидову) . В январе 1928 года, вернувшись из ссылки, поселился в Глазове . Когда в 1927-1928 годах в епархии произошло разделение, порожденное отказом епископа Виктора (Островидова) принимать декларацию митрополита Сергия (Страгородского) , владыка Авраамий (Дернов) занял нейтральную позицию. Епископ Авраамий в двух своих письмах выразил свое отношение к происходящему. Он писал о своем желании уйти в безвестное странничество, чтобы молиться без зазрения совести во всяком храме без различия . А в другом письме он писал: я предан не лично тому или иному иерарху, а тому пути Христову, на котором он стоит . Многие поверили владыке Авраамию и вернулись в Церковь.

http://drevo-info.ru/articles/13678891.h...

Нет никаких сведений и о сколь бы то ни было заметных последствиях этой смуты. С какими-либо претензиями Руси на ограничение прав вселенского патриархата она не была связана, на что указывает та очевидная естественность, с какой выразил свой канонически обоснованный протест русский по происхождению Нифонт 272 . Отношение к иудеям и латинянам, равно как и к армянам, то было беспроблемным и дружественным, то осложнялось взглядом на них как на 273 . И те и другие во многих древнерусских городах располагали прочными собственными общинами, включавшими купцов и ремесленников. Скандальных конфликтов на религиозной почве в раннее время не было, и церковным соборам не приходилось заниматься проблемами, связанными с этими группами населения 274 . Однако после Великой схизмы 1054 г. опровержение латинян постепенно занимает прочное место в полемической и канонической литературе, что вовсе не исключало ни добрых взаимоотношений в повседневной жизни, ни литературных заимствований на международном уровне. В заключение надо упомянуть еще об одном авторе, которого затруднительно причислить к какому-либо из упомянутых направлений. Речь идет об Авраамии Смоленском (начало XIII в.), проповеди которого о предстоящем конце света и Страшном суде с его адскими муками были заподозрены в ереси. Одни превозносили его как великого пророка, другие же обвиняли в чтении отреченных книг книгы с целью развращения юношества 275 . Дело дошло до разбирательства в присутствии епископа, которое в конце концов завершилось оправданием Авраамия, впоследствии канонизированного. В Житии Авраамия, написанном его учеником Ефремом, который использовал наряду с Иоанном Златоустом эсхатологические идеи Ефрема Сирина 276 , нет подробного изложения Авраамиева учения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он, пришед на место сие, застал тут несколько монашествующих, а строение, кроме соборной церкви, все деревянное, и то обветшалое и т.д. (Из Истории Российской Иерархии). Иеромонах о. Авраамий, до своего назначения бывший огородником, ввел в обители примерный внутренний порядок, чем снискал себе уважение и почтение всего окрестного населения. По мере увеличившихся от того средств, занялся и материальным устройством обители при помощи пожертвований боголюбивых граждан. Авраамий был вместе и учредитель, и зодчий. В 1801 г. за отличные услуги обители к общей пользе Авраамий произведен в игумена Лихвинского Покровского Доброго монастыря с управлением и в Оптиной. Но вскоре немощь, а также и опасение, чтобы не нарушилось заведенное им в Оптиной благоустройство, заставили о. Авраамия отказаться от нового достинства. Преосвященный удовлетворил его просьбу, и он по прежнему был оставлен начальствовать только в одной Оптиной Пустыни, но в игуменском сане. 1797 г. памятен для всех русских обителей милостивым вниманием к ним императора Павла Петровича. По указу от 18 декабря Оптина Пустынь в числе прочих получила по 300 рублей в год на вечные времена . Сверх того пожалована Пустыни мукомольная мельница и пруд. По ходатайству преосвященного Феофилакта, епископа Калужского, благочестивый монарх (теперь уже Александр Павлович) согласился на прошение отца Авраамия. С 1764 г. в Оптиной не разрешалось содержать более семи человек, но эта священная обитель привлекала много богомольцев. По указу Святейшего Синода, Пустыни разрешено прибавить еще двадцать три человека. Епископы Евлампий и Евгений оказывали особенное благоволение к Оптиной пустыни. Преосвященный Евлампий даже желал провести в обители остаток своих дней, специально для него была построена особая келья.

http://sobory.ru/article/?object=00780

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010