Священномученик Кирилл, епископ Гортинский , что на Крите. В правление Декия сей Кирилл, будучи восьмидесятичетырехлетним старцем, подъял мучения за Христа. Вверженный в огонь, он был спасен Промыслом Божиим. Тогда судья изрек такой приговор: «Кирилла, исшедшего из огня, праведный суд не может терпеть среди живых, посему повелеваю убить его мечом». С радостью преклонил святой старец голову под меч и был усечен, чтобы вечно жить в Царстве Христовом. 3. Преподобномученики Патермуфий и Коприй . Оба были египтянами. Претерпели мучения от царя Юлиана Отступника. Патермуфию в то время было 75 лет, а Коприю 45. Царю удалось отвратить Коприя от Христовой веры и расположить его сердце к идолам. Соблазнившийся Коприй воскликнул: «Я Юлианов, а не Христов». Но когда старец Патермуфий укорил его и напомнил о вечных муках, Коприй встрепенулся и возгласил перед царем: «Христов я, а не Юлианов». Оба они были усечены мечом. Вместе с ними пострадал и Александр, один из царских воинов, который, взирая на их мужество, и сам стал христианином. Благочестно пострадали они за Христа и отошли ко Христу в 361 году. 4. Преподобные Патермуфий и Коприй . Хотя сии подвижники носили те же имена, что и вышеупомянутые преподобномученики, однако это разные лица. Сей Патермуфий был поначалу атаманом разбойников, однако после видения свыше обратился в правую веру и принял монашество. Дело было так. Патермуфий залез на крышу дома одной богоугодной женщины, чтобы, разобрав кровлю, залезть в дом и обокрасть его. Но напал на него сон, и во сне увидел он некоего светозарного Мужа, Который запретил ему впредь совершать злые дела и призвал к покаянию. Патермуфий не только крестился, но и стал монахом. И Патермуфий, и Коприй были великими чудотворцами. По благодати Божией врачевали они людей от всякой немощи и болезни, обращали грешников на путь истины и прорицали грядущие события. Некий грешник, лежа на смертном одре, попросил Патермуфия продлить ему жизнь на покаяние. Совершив молитву, святой ответил ему, что Бог прилагает к его жизни еще три года. |
6. Авва Кроний [ 6 ] поведал: Авва Исидор Пелусийский рассказывал нам следующее: во время пребывания моего на Синайской горе, был там брат очень подвижной жизни, при том весьма красивый собою. В церковь приходил он в ветхой короткой келейной мантии, которая была вся в заплатах. Видя его в таком одеянии посреди множества братий, однажды я сказал ему: брат! ты видишь, что все братия присутствуют в церкви в приличном одеянии, подобно Ангелам: почему же ты приходишь всегда в такой одежде? Он отвечал: авва! прости меня: у меня нет другой одежды. Я пригласил его в мою келлию, дал ему левитон и все, в чем он нуждался. С этого времени он одевался подобно прочим братиям, и был вид его, как вид Ангела. Встретилась отцам нужда послать к императору десять братий по некоторому делу. В число отправляемых отцы включили и этого брата. Услышав об этом, он пал пред отцами и сказал им: простите меня ради Господа! я раб одного из тамошних вельмож: если он узнает меня, то снимет с меня монашество и принудить снова вступить в услужение к себе. Отцы, поверив сказанному, оставили его. В последствии же сделалось известным от некоторого посетителя, коротко знавшего этого брата, что в мирской жизни он имел сан епарха, но сказал так о себе, чтоб остаться в неизвестности и чтоб не произвести молвы между человеками. - С такою тщательностию избегали отцы славы мира сего и удобств временной жизни [ 7 ]. Авва Коприй 1. Поведал авва Пимен о авве Коприи : он достиг такого преуспеяния, что будучи болен и лежа неподвижно на постели, воссылал благодарение Богу за болезнь и постоянно отсекал свою волю. Приходившим к нему братиям он советовал переносить скорби с благодарением Бога, и говорил: блажен, кто переносит скорби с благодарением [ 1 ]. 2. Однажды скитские братия собрались для рассуждения о Мелхиседеке; пригласить же авву Коприя в собрание свое позабыли. Спустя несколько времени они позвали его и предложили ему вопрос о Мелхиседеке. Коприй трижды положил руку на уста, говоря при каждом разе: горе тебе, Коприй! горе тебе, Коприй! горе тебе, Коприй! ты оставил делание, заповеданное тебе Богом, и исследываешь то, чего Он не требует от тебя. Братия, услышав это, разошлись по келлиям. |
Только с воцарением императора Василия I Македонянина (867–893) был освобожден из темницы преподобный Николай и по желанию царя поставлен снова в игумены Студийского монастыря, хотя и отговаривался своею старостию от этого настоятельства. Теперь, хотя и не надолго, успокоился наконец много пострадавший, пользуясь великим уважением, с которым стали относиться к нему все, в особенности после того, как Бог прославил его даром целений и предведения будущего, как бы в указание того, что преподобный Николай был одним из тех верующих, про кого сказал Христос: «верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» ( Ин.15:12 ). Мирно скончался преподобный Николай на 75-ми» году от рояидения, 4-го февраля 868 года. 19 Ркп. житие препод. Кирилла с чудесами, писанное в 1620 году, у Царского 162, 682, в Импер. библ. 731, 733. Извлечение в прологе 4-го февраля. – Так как житие написано довольно поздно после кончины препод. Кирилла: то неудивительно, что в нем встречается несколько неточных показаний. 20 Надпись жития: «февраля 4-го житие препод. отца нашего Кирилла-игумена Белаго, Новоезерскаго чудотворца». В ист. акт. 2, 401. Белой Никита Васильевич воевода осадный. По летописи Белый Василий дьяк. Карамз. 7, пр. 152. 187. 21 Так показано в ркп. житии. В летописи, присоединенной в конце жития, сказано, что Кирилл пришел к Корнилию в 1481 году. Но тогда Корнилий еще не жил в Комельском лесу. В житии сказано: «пришед отрок ко вратам монастыря видит иноков монастыря (Комельского); хощу, рече, видети игумена». По житию Корнилия это не могло быть раньше 1501 г., когда Корнилий облечен саном священства и стал начальником обители, жив с 1497 года отшельником в Комельском лесу. 22 В ркп. житии показано 15 лет: но это – неточность, обличаемая житием Корнилия и годом кончины Кирилла. 23 Жития февраль, стр. 51: «в подвиге трудного странничества провел он до двадцати лет». Слишком много. Если Кирилл прожил у Корнилия с 1501 г. не менее 10 лет: то после того до 1517 г. остается для странствования не более 7 лет. – В числе растений, которыми питался пр. Корнилий в пустыне, поставляется «вахта» – трава северного климата, menyanthes. |
Сделавшись главным Аввою, пр. Феодор послал в Александрию к св. Афанасию двух братий, Феофила и Коприя, с извещением об этом и с прошением благословения и утверждения. Возвращаясь оттуда, они привели с собою Аммона, юношу лет семнадцати, который, как только обратился к вере, так пожелал вступить и в иночество, прослушав одну беседу св. Афанасия об этом образе жизни. Впоследствии, этот Аммон был епископом и по желанно Архиепископа Феофила описал деяния пр. Феодора Освященного, какие сам видел своими глазами и о каких слышал от других очевидцев. На первом месте он ставит, как был изумлен стройным порядком, который царствовал в собрании, куда он был введен в первый раз, несмотря на многочисленность братий; затем рассказывает о разных случаях, когда Бог открывал пр. Феодору сердечные сокровенности братий, в их назидание и исправление, и о многих исцелениях, какие совершал он для прибегавших к его помощи в его ли обители, или в то время, когда он посещал другие монастыри. Рассказывает также, как пр. Феодор, взяв с собой 40 братий из монастыря Пабо, где он имел постоянное пребывание, отправился на один остров Нила-нарезывать ветви для делания рогож. Там он пробыл нисколько дней и во все время неопустительно как было исполняемо общее молитвенное правило, так ведено им самим вечернее собеседование, как бы они были в монастыре. В один вечер, когда вел он свою беседу, подползли в его ногам две небольшие ехидны. Чтоб не прерывать беседы и не развлекать внимания братий сторонними предметами, он выгнул ступню дугою и, пропустив туда ехидн, продержал их там, пока кончил беседу, и тогда уже пустив их, велел побить. Рассказывает еще, что к Пасхе собиралась обыкновенно не одна тысяча братий праздновать вместе сей великий день. В одно время собралось их тысячи две. В среду на Пасхе пр. Феодор, после обычной беседы, сидел с ними и разрешал недоумения, какие кто имел о разных местах Писаная. Наговорившись в сытость, он встал и, распуская собрание, сказал: „для меня великое утешение вести с вами беседы по вашим вопросам. Из этого заключаю я, что вы непраздно проводите время, а даете пищу уму своему, вникая в словеса Бож. Писания.» Затем, прибавив еще несколько слов, заметил: „блюдите себя и паче всего бегайте тайноядения. Вещь эта кажется небольшою; но она велика потому, что дает вход в сердце бесу-губителю, который после малого сего, не замедлит научить и большему чему.» Не успел он кончить слов этих, как один брат подошел к нему и исповедал такой именно грех свой. Но пр. Авва поспешил прикрыть своею мантиею лице его, чтобы не всем явен он был и, видя его раскаяние, отпустил с внушением-блюстися прочее. |
Сам Констанций, сколько ни был озлоблен, отказал арианам в просьбе. Урок испытующим тайны Однажды иноки, обитавшие в ските, собрались, чтобы решить вопрос: кто был Мельхиседек 345 ? Всякий сказал, что думал. Когда же дошла очередь до аввы Коприя, он, трижды ударив себя по устам, произнёс: «Горе тебе, Коприй! Горе тебе, Коприй! Горе тебе, Коприй! Что оставляешь дела, которые повелел человеку творить Бог, и испытуешь то, чего Он от тебя не требует». Услышав это, братия с поспешностью разошлась по своим кельям. Военачальствующий пустынник Преподобный Афанасий, пустынножитель Афонской горы 346 , столь прославился благочестием, добрыми делами и даром чудотворения, что в лавру его не только стекались отовсюду молодые иноки, но даже архиереи, оставляя пастырство 347 , а вельможи свой сан, приходили к нему учиться равноангельской жизни. В числе последних был грузинский князь, по имени Торникий, который, проведя несколько лет в греческой службе с отличной славой, наконец восхотел с другими тремя грузинскими же князьями: Иоанном, Евфимием и Георгием, провести остаток жизни в обители преподобного Афанасия и от рук его принял монашеский образ. Вскоре персияне, ободрённые смертью греческого императора Романа II, напали на соседние области и, опустошая оные, грозили всему государству. Вдовствующая императрица Зоя, рассуждая, кому лучше в столь опасных обстоятельствах препоручить войска для отвращения персидских набегов, наконец решилась призвать Торникия. Но удалившийся от всех сует мира пустынножитель отказался. Тогда преподобный Афанасий при старейших и более уважаемых иноках с отеческой властью сказал ему: «Мы все – дети одного отечества, и потому все должны защищать оное. Неизменная обязанность пустынножителей – противопоставлять нападениям врагов свои молитвы к сокрушающему брани Богу; но если предержащая власть почитает необходимым употребить руку нашу и грудь, да повинуемся беспрекословно и облечёмся в оружие. Возлюбленный о Христе брат! Кто думает и поступает иначе, тот раздражает Бога. И ты, при всех подвигах твоего иночества, подвергнешься этот же страшной участи, если не послушаешь царя, его же устами вещает Сам Господь. Ты будешь отвечать за кровь избиенных, как соотечественник, который мог, но не хотел спасти их; будешь отвечать за разорение храмов Божьих. Гряди убо с миром и, защищая отечество, защити Святую Церковь . Не бойся через это утратить сладостные для нас часы богомыслия: Моисей предводительствовал воинством и беседовал с Богом. В любви к ближнему заключается и любовь к Богу. Дерзну сказать, что любовь к ближнему приятнее Богу, нежели крепкое тщание о спасении своей только души: ибо никтоже из нас себе живёт, и никтоже себе умирает» ( Рим.14:7 ). |
30. Авва Феодор имел утешение с братиею. И когда они ели, братия брали чаши молча, и не говорили: прости! Авва Феодор сказал: монахи потеряли свое благородство, чтоб говорить: прости! 31. Говорили о сем авве Феодоре: бывши в Скиту диаконом, он не хотел принять диаконского служения, и скрывался в разных местах. Старцы опять привели его, говоря: не оставляй своего диаконского служения. Авва Феодор отвечает им: дозвольте мне, и я помолюсь Богу, если откроет Он мне стать на место стать на место моего служения. Молясь Богу, он говорил: если есть воля Твоя, чтобы стал я на место мое, то открой мне. И явился ему огненный столп от земли до неба, и был глас: если можешь быть как столп сей, то поди - служи. Услышав это, Феодор рассудил никогда не принимать на себя диаконства. Когда пришел он в церковь, братия принесли пред ним раскаяние, говоря: если ты не хочешь служить, по крайней мере держи чашу. Но он и сего не принял, говоря: если вы меня не оставите, то я уйду от места сего. После сего они оставили его. 32. Иоанн Колов сказал: врата к Богу есть смирение; и отцы наши многими скорбями, радуясь, взошли в град Божий. 33. Еще сказал: смиренномудрие и страх Божий - выше всех добродетелей. 34. Авва Иоанн Фивейский сказал: монах прежде всего должен сохранять смиренномудрие, ибо оно - первая заповедь Спасителя, говорящего: блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное (Матф. 5, 3). 35. Брат спросил авву Исаака: как человек достигает смиренномудрия? Старец отвечает ему: чрез страх Божий. Брат говорит ему: а через какое дело человек доходит до страха Божия? Старец отвечает: по-моему чрез то, чтобы каждый унижал себя при всяком деле, и чтобы предавался телесному труду, сколько у него есть силы, до самого исхода своего отсюда и суда Божия, - и успокоится. 36. Некогда рассуждали отцы Скита о Мелхиседеке, и забыли позвать авву Коприя. После же позвали его и спрашивали о Мелхиседеке. Коприй, ударивши по устам своим трижды, сказал: горе тебе, Коприй! ты оставил то, что Бог заповедал тебе делать, а испытываешь то, чего Он не требует от тебя. И братия, услышавши это, разбежались по своим кельям. |
Два неких инока впали в тяжкий грех . Через некоторое время они раскаялись и сказали: «Какую пользу мы получили, оставив ангельский образ и впав в скверное житие? Не ждет ли нас за это мука вечная? Пойдем опять в пустыню, покаемся. Господь примет наше покаяние». Рассудив так, они пошли в монастырь, открыли свой грех духовному отцу, и он в качестве епитимии повелел им год пребывать в затворе, питаясь хлебом и водой. Прошел год, и было открыто старцам монастыря, что прощены иноки Богом. Отворив их келии, отцы вывели их. Что же оказалось? Один монах был весьма худ и бледен, вышел весь в печали, другой же был весел, цветущ лицом и торжествовал. Отцы удивились такой противоположности и спросили скорбящего брата: «Как ты пребывал в своей келье?» Инок отвечал: «Я помышлял о содеянном мною зле и представлял себе адскую муку, в которую я должен был идти». Затем спросили радовавшегося инока: «Ты о чем размышлял в своей келии?» Сей сказал: «Я прославлял Бога, исторгшего меня из скверного жития и снова приведшего в ангельский образ, и, хваля Бога, веселился». Тогда старцы сказали: «Покаяние обоих было приятно Богу, ибо Он обоих простил». В данном случае важно сказать: покаяние нельзя отождествлять с унынием. Видение своих грехов и сокрушение пред Богом не есть безнадежие. Напротив, покаяние – это обретение надежды, приобщение к любви и милости Небесного Отца, прикосновение к Его всеочищающей деснице. Покаяние – это духовное, внутреннее соприкосновение с той Евангельской истиной, что на небесах радость бывает об одном грешнике кающемся ( Лк. 15:5–7 ). Бывает, человек одержим какой-то страстью, и все говорят ему, что он – величайший грешник, грязь, а не человек. На самом деле, его душа драгоценна, дорога Богу. Потому его и соблазняет невидимый враг, что душа имеет величайшую ценность. Порой и сам человек думает, что он безнадежно погиб, что исповедь не поможет ему, что очищение его грехов не возможно. А вот в древнем церковно-историческом произведении «Лавсаике» приводится повествование аввы Коприя: «Соседняя сторона была бесплодна, и владевшие ею поселяне, посеяв хлеб, собирали его разве что вдвое против посеянного. |
В той же день повесть о явлении чудотворной иконы Пресвятой Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, иже в Казане, списано смиренным Гермогеном, Митрополитом Казанским и Астраханским, лета 7102, л. 239–264 об. Нач. «Бысть же сице в лето 7087-е при державе благочестивого Царя, благоверного Государя нашего и Великого Князя Ивана Васильевича.» Чудеса от (чудотворной) иконы Казанской Божией Матери (16-ть чуд. ), л. 247. Чудо дивное, душеполезное, бывшее во граде Устюге от иконы Благовещения Пресв. Богородицы, л. 265–274. Нач. «Во граде Устюге бысть некий муж, уродивый Христа ради, именем Евтропий.» В той же день житие и подвизи и отчасти чудеса святого великого Прокопия праведного, уродивого Христа ради, Устюжского чудотворца, и о создании церкви святого Прокопия на месте, юже [sic] на камени седел, л. 275–288 об. Нач. «По неколицех летех, по преставлении блаженного Прокопия, христоименитии гражане пресловутого града Устюга.» Чудеса св. Прокопия Устюжского (10-ть чуд. ), л. 275 об. На л. 290 об. упоминается: а) о Свв. мучч. 45-ти, иже в Никополи. б) о положении ризы Господа нашего I. Христа, еже есть хитон, в царствующем граде Москве. в) о явлении иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы Коневской. г) о Преп. Антонине Печерском, иже в Киеве. д) о Моисее Угрине того же Печерского монастыря. е) и Патерик Печерский Преподобных Антония и Феодосия Печерских и иже с ними. В 9-й день. Житие и жизнь св. Феодора, возсявшего в постницах в великой лавре святого Саввы, по семь же бывшего Архиепископа во граде Едете, и достопомнимая исправивша дела списана от Василия Епископа Амасийского, л. 291–461 об. Нач. «Муж некий немного лет пред сими имый от Едеса сый, имя ему Симеон». Того же дня и Ноября в 10-й день мучение св. Ореста, л. 462–467 об. Нач. «Царствующу Диоклитиану, бысть гонение велико на христианы; пусти бо на все покоренное ему царство Князя». В той же день житие свв. муч. Патермуфия, Коприя и Александра, л. 468–487 об. Нач. «Иулиан царь верова во Христа и ходя в заповеди Его, послежде пременися злобою диаволею». |
Тот же смысл придает этой греческой фразе и словарь Лампа [PGL. Р. 566]. Тогда следует предположить, что автор «Истории монахов» употребляет термин «монастырь» в своем втором значении, т. е. в значении монастыря. На наличие в Оксиринхе монастырей, возможно, близких к киновии, косвенно указывает материал папирусов. Например, монастырь аввы Андрея назван в папирусах то «монастырем» (напр., μοναστηρ(ου) ’ Αββ’Ανδρου (Р.Оху, XVI, 2051 1 ), то «киновией» (напр., το κοινοβου ββ’Ανδρου (Р.Оху, I, 148 1 ) [Barison, 1938. Ρ. 75–83, ср. Фихман, 1976b. С. 26]. Однако, имея в виду значительное количество монахов, нельзя исключать того, что отдельные иноки могли подвизаться в своих домах, превратив их в монастыри. Еще одно интересное указание автора «Истории монахов» состоит в том, что монахи заняли бывшие языческие храмы и общественные здания, сделав их монастырями. Точнее, об этом упоминает латинская версия 351 . В греческой речь идет о том, что город наполняют храмы и «капитолии» монахов 352 . Однако вполне вероятно, что упомянутые в греческой версии храмы и «капитолии» могли соответствовать латинским aedes publicae et templa superstitionis. К общественным зданиям Оксиринха в римское время принадлежали термы, гимнасий, театр, архивы [Festugière, 1971. Р. 38, ср. Фихман, 1976b. С. 20]. Возможно, что что-либо из этих зданий, наряду с какими-то бывшими языческими храмами, отошло под монастыри. Таким образом, вырисовывается следующая картина. Городское монашество Оксиринха имело разные формы: вполне возможно, существовало отшельничество или полуотшельничество (в городских башнях или же в домах города), существовали также монастыри (некоторые из них, возможно, были близки к киновиям). Исходя из данных «ономастики» папирусов, можно предположить, что в Оксиринхе IV в. существовали «малые общины» или «малые монастыри» – упоминаются, помимо уже указанного монастыря аввы Андрея, монастыри аввы Иуста, Маркелла, Афу (?), Сармата, Коприя, Юлианы, Ора, Памуна и т. д. 353 Имя в названии монастыря могло быть связано с именем его основателя, сначала, как на то указывают многочисленные примеры из исследуемых нами текстов, подвизавшегося с «малой общиной» или «малым монастырем». |
Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Коприй Египетский, прмч. Описания иконы Коприй Египетский, прмч. - житие Преподобномученики Патермуфий, Коприй и мученик Александр пострадали при императоре Юлиане Отступнике (361-363). Патермуфий и его ученик Коприй были египетскими отшельниками. Когда император-отступник узнал о святых, то велел привести их к себе и начал совращать в язычество, говоря лукаво, будто и он раньше служил Христу, но понял, что спасение могут дать только языческие боги. Коприй прельстился обещаниями царя и изменил Христу, но молитвами и слезными увещаниями своего старца познал свое падение, раскаялся и вновь исповедал себя христианином. Царь разгневался и приказал жестоко мучить Коприя. Святой Патермуфий укреплял мужество и терпение брата. Один из воинов, по имени Александр, видя ужасные страдания Коприя, уверовал во Христа и был приговорен к сожжению. Святые Патермуфий и Коприй были усечены мечом. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Афон. XV.] Прпп. Патермуфий и Коприй. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Файл 7551.jpg: Размер: 500x1200, 0.6 MPix, 105 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (170) , (0) . |
| |