Переплёт кожаный. 84. Проповеди на всякую неделю. Трудами и тщанием почтеннейшего господина Севастиана Енрика, проповедника в Травтмансдорфе (1670). Полуустав XVIII века, в лист, на 390 листах., Перевод с латинского. Переплёт кожаный. 85. Труды христолюбивого архиепископа Лаврентия, зовомого Горки, Вятского и Великопермского, иже бысть соученик и брат во вторых преосвященного архиепископа Феофана Прокоповича . От жизни сей временной прейде на вечную 1735; лет от рождения своего имяше 55. Мелкая скоропись южно-русского письма XVIII века, в 4-ку, на 300 листах. Всего 40 поучений на малороссийском наречии. – Переплёт кожаный. 86. Слова панегирические, то есть похвальные, на разные праздники. Полуустав XVIII века, в лист, на 107 листах. Числом 9. С печатными заставками. – Переплёт кожаный. 87. Поучения второго периода, 7 проповедей архимандрита Авраамия на разные случаи. Полуустав конца XVIII века, в лист, на 64 листах. Переплёт кожаный. 88. Поучения третьего периода, числом 5. Скоропись XVIII века, в лист, на 58 листах. Переплёт кожаный. 89. Поучения четвёртого периода. Скоропись и полуустав XVIII века, в лист, на 134 листах. Числом 17. Переплёт кожаный. 90. Проповеди архимандрита Авраамия. Скоропись конца XVIII века, в лист, на 46 листах. Всех поучений числом 10; некоторые – автограф. – Переплёт бумажный. 91. Поучительные слова Авраамия на разные случаи. Полуустав и скоропись XVIII века, в лист, на 365 листах. Числом 54; последнее произнесено в 1780 году. Все говорены в Яковлевском монастыре. Переплёт бумажный. 92. Проповеди учеников Владимирской семинарии (ректором которой состоял Авраамий в 1762–1773 годах). Здесь имеется в числе других проповедь Феофилакта Лопатинского, произнесённая в Москве, в соборной Успенской церкви, 1 января 1722 года. 93. Проповеди учеников Владимирской семинарии. Разными почерками скоропись XVIII века; в 4-ку, на 131 листе. Переплёт бумажный. 94. Проповеди учеников Владимирской семинарии. Исправлены Авраамием. Разными почерками скоропись XVIII века, в 4-ку, на 459 листах.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/o...

III. Будем, братия, благодарны Господу и за Его благодеяние и за посылаемые Им скорби, воспитывающие нас для Царствия Божия. Аминь. (Составлено по указанным источникам). Поучение 3-е. Преп. Авраамий Ростовский (О необходимости и благотворности подвижничества) Авраамий Ростовский воспоминаемый ныне Церковью, был родом из Костромской области и до крещения назывался Ивериком. Родители его были богатые язычники. До 18-летного возраста Иверик лежал в расслаблении. Однажды некоторые из новгородских христиан по делам были в доме отца его и беседовали о вере во Христа, исцелявшего больных и воскрешавшего мертвых; Иверик слышал эту беседу и решился уверовать во Иисуса Христа, если получит исцеление; времени он стал понемногу оправляться и выздоровел. Оставив родительский дом, он отправился к пределам Новгорода; на пути встретились ему другие верующие, которые наставили его в истинах христианства. Первоначально Иверик поступил в монастырь на острове Валааме и принял имя Авраамия. Остальное время жизни Авраамий провел в основанном им монастыре близ Ростова и деятельно распространял христианство между язычниками Ростовской области. Язычники не раз собирались сжечь монастырь Авраамия, но кротость и вместе твердость духа преподобного каждый раз обезоруживали их. Жизнь Авраамия служила для иноков его обители образцом трудолюбия; преподобный участвовал во всех трудах братии, работал в хлебне, рубил дрова, мыл власяницы и исполнял всякие другие работы. За свои труды Авраамий первый в России был почтен саном архимандрита. Преп. Авраамий скончался в глубокой старости и был погребен в основанной им Богоявленской обители, где его мощи почивают и ныне. II. Преп. Авраамий своим примером научает нас той истине, что подвижничество весьма необходимо и благотворно для развития и возрастания христиан в жизни духовной, жизни христианской. Подвижничество в наше время не только не пользуется уважением и сочувствием, но и признается весьма многими несовременным, не имеющим никакой цены, даже противоестественным, насилующим природу человеческую. А между тем подвижничество составляет существенную, необходимейшую стихию в жизни христианской.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Преставися в лето 6900 и всех лет жития его 78 лет. В той же день память преподобныя Ефросении Суздалскыя (47); сентября 27 – память преподобного Савватия начальника Соловец (51); сентября 28 – мученика князя Вячеслава Чешского (52), сентября 29 – память преподобного Авраамия архимандрита Богоявленского Ростовского чудотворца (53 об.); сентября 30 – преставление преподобного Григория игумена Делшемского чудотворца, составльшаго монастырь в славу Пречистыя Богородица честного Ея Собора в лето 6945. Преставися Григорей в лето 6957 (54 об.); служба ему (55–56); октября 1 – преподобного Саввы иже над Вешерою рекою жившаго (56 об.); октября 7 – память преподобного Сергиа Обнорского иже на Норме нового чудотворца (63 об.); служба ему (64 об.–65 об.); октября 19 – память преподобного Иоанна Рыльского (76), служба ему (76 об.–77 об.); октября 21 – принесение мощей преподобного Иллариона Меглинского чудотворца (78 об.); октября 23 – принесение мощей преподобного Иакова Боро(ви)ц, нового чудотворца (80 об.); служба ему (81–82 об.); октября 27 – память благоверного и Христолюбивого князя Андрея Смоленского и Переславского (87); октября 28 – память Арсениа архиепископа Сербс иже перевел греческую грамоту на русскую и утверди (87 об.); служба ему (90); октября 29 – преставление преподобного Авраамия архимандрита Богоявленского Ростовского (90 об.); служба ему (19–92 об.); ноября 5 – память Ионы архиепископа Новгородс чудотворца. В той же день погребен бысть благоверный князь Андрей Иванович Углецкой. Преставися на дамять святаго священномученика Акепсимы в тюрьме в неделю в лето 6042. Положено тело его честное у святых мученик Бориса и Глеба в преименитом граде Москве (97 об.); ноября 6 – память предодобного Варлаама игумена Хутынского нового чудотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М., 1894. Т. 2. С. 44-47; Баниге В. С. , Милорадович А. Н. Памятник Казанской победы в Ростове (Богоявленский собор Авраамиева монастыря XVI века) // КСИА. Л., 1974. Вып. 139. С. 118-126; Баталов А. Л. Богоявленский собор ростовского Авраамиева монастыря и многопридельные храмы Северо-Восточной Руси второй половины XVI в. // История и культура Ростовской земли: Тез. докл. науч. конф. Ростов, 1991. С. 21-23; он же. Идея многопрестольности в московском каменном зодчестве середины - второй половины XVI в. // Русское искусство позднего средневековья: Образ и смысл: Сб. М., 1993. С. 103-141; Мельник А. Г. К вопросу о первоначальном облике Богоявленского собора ростовского Авраамиева монастыря // История и культура Ростовской земли. Ростов, 1992. С. 174-198; он же. Первоначальный интерьер Богоявленского собора ростовского Авраамиева монастыря // Сообщ. Ростовского музея. Ростов, 1992. Вып. 2. С. 71-79; Виденеева А. Е. К послереволюционной истории ростовского Успенского собора // Там же. Ростов, 1993. Вып. 3. С. 69 (прим.); Пуцко В. Г. Крест прп. Авраамия Ростовского // История и культура Ростовской земли, 1994. Ростов, 1995. С. 96-104; Вахрина А. П. Шитые надгробные покровы Авраамия Ростовского // Сообщ. Ростовского музея. Ростов, 1995. Вып. 8. С. 113-128; Третьякова А. Крест Авраамия Ростовского // Пластические искусства: Исслед. молодых: Сб. М., 1997. С. 153-163. А. Л. Баталов Рубрики: Ключевые слова: ЕЛЕАЗАРОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЕЙ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА, ИОАННА ЗЛАТОУСТА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Спасо-Елеазаровский Трехсвятительский Великопустынский) (Псковской и Великолукской епархии), в дер. Елизарово Псковского р-на и обл. Первоначально мужской, с 2000 г.- женский АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Саранской и Мордовской епархии), близ с. Кимляй, в Ковылкинском р-не Мордовии, первоначально жен.

http://pravenc.ru/text/62894.html

Св. Авраамий Смоленский не принадлежал к числу особенно известных и чтимых угодников древней Руси. Однако почитание его не ограничивалось пределами родного города. Он был канонизован на одном из Макариевских соборов (вероятно. 1549 г.) и царь Иван Васильевич запрашивал Стоглавый собор «о Псковском чудотворце Ефросине да о Смоленском чудотворце Аврамие – как им праздновати». Соборное постановление гласило: «Праздновати им, как и прочим святым преподобным отцем, пети на вечерне: Блажен муж и прочая служба по божественному уставу все сполна». 1 Древние иконы его довольно многочисленны в пределах Смоленской епархии, но вне Смоленска С. Розанов мог указать лишь на одно его изображение на большой иконе св. Софии, Премудрости Божией, находившейся (в 1912 г.) в Церковно-Археологическом Музее Петербургской Духовной Академии. 2 Зато рукописи различных редакций его жития были распространены повсеместно в древней Руси, Новейший издатель насчитывает не менее 36 списков его. Св. Димитрий Ростовский поместил его, в прекрасной литературной переделке, в своих Четьих-Минеях (под 21 августа), среди весьма немногих, избранных им, житий русских святых. Современный исследователь древне-русской жизни дорожит этим житием не менее благочестивого читателя. Древнейшая редакция, принадлежащая перу ученика его, св. Ефрема (местно чтимого в Смоленске), относится к числу весьма редких памятников! русской домонгольской агиографии. 3 После жития св. Феодосия Печерского , оно является, в сущности, единственной настоящей биографией русского инока домонгольской поры Оригинальность его содержания, необычайность событии, в нем рассказанных, связь их со многими еще загадочными для нас вопросами древне-русского просвещения, делают житие св. Авраамия одним из драгоценнейших памятников древней русской культуры. В настоящем очерке мы ставим своей задачей определить по житию место св. Авраамия в истории русской святости, т. е. установить, путем выделения общих и литературно-обязательных черт, особенности его личного образа и личного пути. 4

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Блаженый Игнатий сего послуша, скоро посла по всем игуменом и к всем попом, заповедая и запрещая всем от всякого речениа зла престати, яже на блаженаго Авраамия» (Житие прп. Авраамия Смоленского. 1912. С. 11-12). В Житии прп. Авраамия Л. называется «блаженым» и указывается, что он был епископом после Игнатия, «истинною рещи, яко поборник и пастух Христовы Церкве словесных овець», однако вынужден был оставить кафедру: «...сьй бо беаше Бога ради оставил епискупью свою и за многое обидение святых церквеи, иже обидят и властели, отъимающе чюжая бес правды и обидящих вдовица и сироты» (Там же. С. 11). Пример Л., согласно Б. Н. Флоре , наряду с др. примерами показывает, что «в XIII в. русская церковная иерархия стремится пересмотреть традиционные отношения со светской властью, расценивая обычную практику светских патронов по отношению к церковному имуществу как «грабеж и насилие»» ( Флоря Б. Н. Исследования по истории Церкви: Древнерус. и слав. Средневековье. М., 2007. С. 90). Известна найденная в 1978 г. под Новгородом на Городище печать Л., имеющая на одной стороне поясное изображение Богоматери «Знамение», а на другой - надпись: «Лазо[р]ь епис[к]упъ См[оли]ньск...» ( Янин, Гайдуков. 1998. С. 36-37, 120). В послании еп. Владимиро-Суздальского св. Симона 1226) киево-печерскому иером. Поликарпу , вошедшем в состав Киево-Печерского патерика , говорится: «Пишет же ми княгини Ростиславляя Верхуслава, хотя ти поставити епископом или Новугороду на Онтониево место, или Смоленску на Лазарево место, или Юрьеву на Алексеево место» (Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик / Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 21; ср.: Патерик Киевского Печерского монастыря / Ред.: Д. И. Абрамович.

http://pravenc.ru/text/2462529.html

Евфимия. Иону. Мисаила. Варлама. Васяна. Дионисия. Феодорита. Матфея. Сергия. Касияна. Макария. Иосафа. Феодосия. Тихона. Алексея. Феогнаста. Филофея. Кирила. Галасию. игумена Стефана. Вавила. Феодосия. Варсонофия. (1200) Филофия. Авраамия. Амфилохия. Иосифа. Симона. Матфея. Германа. Нифонта. Симеона. Иова. Исака. Боголепа. Евфимия. Геронтия. Феодосия. Дионисия. архиепископа Пимина 1203 . Иоакима. Германа. Герасима. Пимина. Иова 1204 . Феодорита. Дементия. Васиана. Сергия. Иосафа. Венедикта. Дионисия. Геронтия. Сергия. Досифея. Иова. Селивестра. Иакова. Авраамия. Корнилия. Сергия. Васиана. Иосафа. Сергия. Иону. Нифонта. Кирила. Афанасия. Дионисия. Илию. Аврама. Иринарха. Лаврентия. Вениамина. Иакова. Леонида. Феодорита. Кирила. Ефросина. Варсонофия. Тихона. Григория. Арсения. Никиту. Никодима. Тихона. игумена Кирила 1205 . Киприана. Исаию. Евстафия. Калистрата. Гурия. Артемия. Серапиона. Ельферия. Кирила. Макария. Феодосия. Феодора. Романа. Иону Шереметев 1206 . Симеона. Галасию. Гурия. Иону. Нектария. Сергия. Дамиана. Иону. Памфилия. Филиппа. Варлама. Иосафа. Мисаила. Афанасия. Касиана. Авраамия. Корнилия. Иринарха. Паисею. Мисаила. Давида. Иова. (1300) Козму. Зосиму. Иону. Антония. Матфея. Иону. Деомида. Венедикта. Конона. Иону. Харитона. Никона. Германа. Лаврентия. Симона. Алексея Ферапонта. Варлама. Сергия. Симеона. Селивестра. Нектария. Митрофана. Григория. Никандра. Конана. Севастиана. Порфирия. Васяна. марка. Ананию. Саву. Тихона. Андреана. Елисея. Иова. Гурия. Иоакима. Трифона. Иова. Андреана. Иону. Никона. Варлама. Арсения. Касиана. Мокия. Анфима. Тихона. Константина. Зосиму. Пимина. Антония. Павла. Порфирия. Дионисия. Леонида. Ефросина. Варлама. Тихона. Зиновия. Арсения. Касиана. князя инока Дионисия. Михаила. Феоктиста. Васяна. Иону. Иова. Васяна. матфея. Полиекта. Паисею. Гурия. Иону. Корнилию. Иоакима. Филиппа. Дионисия. Иосафа Хабаров 1207 . Трифона. Иова. Елисея. Макария. Фому. Аггея. Иоанна. Илию. Никандра. Никодима. Серапиона. Герасима.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

В 1900 году в Фиваиду прибыл в качестве поклонника иеромонах Тихоновой пустыни, Калужской губернии, отец Досифей на неопределенное время. Отцом Авраамием произведена пристройка снаружи восточной алтарной стены церкви преподобных Афонских, и, когда пристройка была окончена и покрыта, выломали старую алтарную стену. Алтарь сделался довольно просторный и величественный, весьма удобный для соборных служений. Временно проживающий в Фиваиде иеромонах Досифей, желая оказать материальную помощь новостроящейся пустыни Фиваида, на средства известных ему благодетелей выстроил между Троицким корпусом и гостиной новый трехэтажный корпус со следующими подразделениями: в нижнем и среднем этажах отвели помещение для братий, а в верхнем иеромонах Досифей устроил параклис во имя преподобного Тихона Калужского и для себя келью. Работы по строительству корпуса производились под наблюдением отца Досифея и отца Авраамия. Вследствие необходимости заготовления потребного количества извести, отцом Авраамием на средства обители были устроены для этого пять больших цистерн – четыре наверху и одна на берегу моря, у пристани. В 1900 году отец Авраамий от управления Фиваидой отказался из-за болезни и отошел от всех дел пустыни. Преемники отца Авраамия 9 октября 1900 года на место отца Авраамия, по благословению отца игумена и старцев, прибыл из монастыря схимонах отец Никифор. Но, пробыв в пустыни всего лишь восемь месяцев, он уехал обратно в монастырь, а на его место 17 мая 1901 года был избран заведовать пустынью Фиваидой иеромонах отец Досифей. В том году 10 июня трехэтажный корпус и церковь преподобного Тихона Калужского Чудотворца были освящены епископом Досифеем. Под наблюдением иеромонаха Досифея была проложена новая дорога от морской пристани к скиту и складам и прочная каменная стена с целью остановить обрушение почвы. На берегу у арсана сделана бухта и крепкая каменная стена от моря на несколько саженей в протяжении к западу для защиты устроенной цистерны. В этом же 1901 году построена двухэтажная просфорня со следующим распределением помещений: вверху помещены пекарня и две кельи для просфорников, а внизу – две кладовые для муки и дров.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоанн, который тайно приносил хлеб подвижнику. Вскоре после его прибытия на Галичское озеро совершилось чудесное обретение им иконы Божией Матери «Умиление». Согласно житию, когда Преподобный находился на берегу озера у подножия горы, он услышал глас с вершины: «Авраамие! Взойди на гору, там стоит икона Матери Господней». Он посмотрел на гору и заметил чудный сияющий свет, с молитвой и благоговением пошел на него и увидел стоявший на дереве образ Божией Матери «Умиление». Через некоторое время слух об отшельнике и чудесно явившейся иконе дошел до Галичского князя Димитрия Федоровича, который пригласил Авраамия посетить Галич. После этого князь прислал в его монастырь мастеров и помог возвести церковь Успения Пресвятой Богородицы. Рядом с храмом выросли иноческие келии, и таким образом возник Новозаозерский Авраамиев монастырь. Сюда пришли иноки из других обителей, в том числе и Сергиевой. Миряне принимали здесь постриг. Вокруг проживали чудские племена, многие из которых, будучи крещены, держались языческих обычаев и занимались волхвованием. Прп. Авраамий явился для Чудского края просветителем и добрым пастырем. Покровский монастырь «на Городке» над Чухломским озером сделался одним из важнейших центров духовной жизни Костромского края. Как повествует житие, еще при жизни Авраамия число братии обители достигло 100 человек. Личность основателя монастыря и благоустроенность его обители привлекали и других подвижников благочестия: сюда приходил его собеседник прп. Александр Вочский, вблизи Покровской обители поселился ученик прп. Сергия – прп. Павел Обнорский, который потом ушел в вологодские пределы, где основал Павло-Обнорский Троицкий монастырь. Тогда же Авраамия посещал и новый галичский князь Юрий Дмитриевич, сын св. благоверного великого Московского князя Димитрия Иоанновича Донского. До глубокой старости прп. Авраамий не оставлял богослужения и не ослаблял молитвенного правила. За год до своей кончины он поручил игуменство ученику Иннокентию, а сам удалился для безмолвия и молитвы. Преподобный мирно отошел ко Господу 20 июля 1375 г., в день памяти пророка Божия Илии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Одним из первых пришел сюда, еще во время устроения обители, инок Авраамий, подвизавшийся ранее в Сергиевом монастыре находящемся на великих Луках и отстоящем от Тихвинской обители около пятисот поприщ. Он, как рассказывал сам, был долгое время болен и уже стал готовиться к смерти. Тогда наставник его Мартирий, муж богоугодный, слыша многое о чудотворной Тихвинской иконе Пречистой Богородицы, о обильных исцелениях, подаваемых чрез нее недужным, посоветовал Авраамию дать Пречистой обет пойти на Тихвинку и помолиться там пред Ее чудотворной иконой. Больной тотчас же дал такое обещание, и мгновенно получил исцеление от своей тяжкой болезни; возвратившись, таким образом, от врат смерти, он тут же и встал с одра болезни совершенно здоровым, радуясь и славя Бога. Возрадовался и наставник его Мартирий, видя скорое исцеление своего ученика и изумляясь дивному чуду Богоматери. При этом он советовал Авраамию не отлагать своего намерения и немедленно идти на Тихвинку, чтобы исполнить данный Пречистой обет свой. Авраамий немедленно отправился в путь и, достигнув Тихвинской обители, благоговейно исполнил обещанное. С радостными слезами он припал к честной иконе Богородицы, лобызал ее устами и воздавал ей поклонение от всего сердца. Вознеся благодарение Пречистой, он поведал всем присутствовавшим проявленную над ним милость Царицы Небесной. В это время архиепископ новгородский Пимен находился на р. Тихвинке, наблюдая за работами по устроению обители; слух о чудесном исцелении Авраамия дошел и до него. Святитель исполнился радости и прославил Господа и рождшую Его Пречистую Деву Марию. Авраамия он не пожелал отпустить обратно к наставнику его Мартирию, но вручил ему ключи церковные, чтобы он, в благодарность за неизреченную милость к нему Божией Матери, первый приходил в храм ее и последний уходил, отворяя его пред началом служб и затворяя по окончании их. Между тем старец Мартирий, отпустив Авраамия, начал скорбеть, что он и сам не пошел вместе с ним для поклонения образу Пречистой, и, наконец, решил пойти на Тихвинку, как только возвратится его ученик.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010