4-го числа Прфп. Исидора Пилусиота Пилусиотом называется от того, что был настоятелем близ города Пилусия (или Пелузия, в северном Египте, на пограничьи Азийском). Родился в Александрии от благородных и богатых родителей, почему и имел средства получить блистательное образование в светских науках; но еще в молодых летах оставил шумную городскую жизнь и около 398 года принял монашество в монастыре Горы близ Пилусия. Здесь глубокое уединение, строгие подвиги и поучение в слове Божием просветили его ум и возвысили душу его; а желание послушать Златоустого побудило отправиться в Константинополь и привело быть очевидцем несправедливого суда над сим святителем (в 403 году, в июне). То, что видел и слышал Исидор у Златоуста, равно и писания его остались для Исидора и на последующую жизнь предметом внимательного изучения и удивления, так что ясность ума Златоустова, простота и ревность И. Златоуста соделались собственностию Исидора и отпечатлелись на всех его действиях. По возвращении в Пилусиотскую обитель, он продолжал свою подвижническую жизнь, не стыдясь и обличать лицемеров и обидчиков: епископа своего обличил за то, что назначал цену местам, а гражданских властеначальников за пристрастие. Посему и страдал много за свою ревность, но утешался словом Апостольским: вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него ( Фил.1:29 ). Как ревнитель благочестия, он принимал участие в защите истины против ереси Нестория. Скончался около 440 года, оставив нам более двух тысяч сочинений, в виде Писем, из коих большая часть заключает в себе объяснение разных мест св. Писания. † Прфп. Кирилла Новоезерского Вы – друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» ( Ин.15:14 ), сказал Сын Божий. – Какое высокое преимущество для человека быть другом Сына Божия! Что же нужно, чтобы получить это преимущество? Надобно исполнить заповеди Сына Божия. После того удивительно только то, что люди так мало дорожат заповедями Сына Божия. Как счастливы, как высоки умом те, которые с юности до гроба, как блаженный Кирилл Новоезерский 19 , творят волю Сына Божия!

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Вот, например, святой Макарий и гроздь винограда, что ему принесли. Гроздь эту не решился съесть ни сам старец, ни другие монахи – его ученики. Образ близкий, понятный ребенку: вот, например, у него конфета, и надо бы поделиться, но не хочется; вот бабушка на даче собрала ему первую горсточку ароматной малины, и в голове возникает мысль, что нужно бы угостить маму с папой, но ягоды так и манят. А тут – старец, который не решился съесть даже одну виноградинку, томится жаждой, но радость находит не в лакомстве, а в заботе о ближних. Или рассказ «Монах, который спал со львами» – свидетельство того, что доброта и бесстрашие ходят рука об руку, а человек, близкий Богу, укрыт от многих опасностей. Один мудрый священник говорил своей маленькой дочке, когда она боялась входит в темную комнату: «Если Бог с нами, то кто против нас?» Эти слова апостола Павла девочка запомнила накрепко и часто их повторяла. А теперь говорит своим детям, когда они боятся. И вот – живое подтверждение, старец, ночевавший в логове львов, не воин, не герой, не волшебник. Божий человек. А вот еще одно подтверждение – святой преподобный Конон и разбойники, застывшие с мечами посреди пустыни, наказанные за то, что покусились на жизнь подвижника. И тут же – о прощении и покаянии. Можно начать важный разговор с малышом о том, что покаялись-то разбойники, скорее, не из страха перед чудом – они поразились доброте старца. Немало в книге рассказов о смирении тех, кто по-настоящему велик перед Богом: повара Евфросина, гостившего в райском саду; монаха Агафона, беспрекословно таскавшего на спине прокаженного, под видом которого скрывался ангел; монаха-столпника, отдавшего ворчливому попрошайке последний хлеб. Важная тема, на самом деле: мне, маме троих, ежедневно приходится разбирать споры и ссоры: кто первый и кому достанется самое лучшее. Такие примеры нужны даже в практическом смысле, особенно когда родительских доводов и уговоров не хватает. Есть в книге истории, производящие особенное впечатление на детей – например, о мытаре, чье единственное доброе дело – брошенная нищему в гневе буханка хлеба. Пришло время, и буханка эта перевесила многие злые дела человека. Другая история – монаха Коприя, ученика святого Феодосия, который запряг в тележку медведя – она тоже о смирении, о том, что настоящие подвижники не видели, не осознавали своей святости.

http://pravoslavie.ru/140562.html

Достойно проходил Николай служение свое и созрел для великой борьбы, которая предстояла ему в жизни. Мир церкви Христовой был нарушен тогда иконоборною ересью. Царь Лев Армянин ожесточенно преследовал тогда защитников иконопочитания (813–820), и св. Николай вместе с св. Феодором Студитом были заточены в Мезопу, близ озера Аполлониадского, отсюда же переведены в восточные страны – в укрепление Вониту. Но и из заточения находили они возможность вести сношения с православными и распространять благочестие. Узнав об этом, царь приказал подвергнуть их жестоким истязаниям и морить голодом. Они были изранены до костей и нагими оставлены на всю ночь на стуже. Среди страданий они только благодарили и славили Бога; через три года после того, за новые писания их в защиту св. икон, они снова были подвергнуты мучениям, переведены израненные в Смирнские пределы, также в темницу, где и оставались около 20-ти месяцев. При Михаиле II – Бальбе, также иконоборце, но не преследовавшем народ за иконопочитание, все заключенные в темницах были освобождены, но так как в Константинополе не позволялось держать икон, то святые Феодор и Николай поселились в Акрите, мысе в Вифинии, где св. Феодор и скончался в 826 году, 11-го ноября. Когда при воцарении Феофила снова началось гонение на святые иконы, то преподобный Николай, оставив свое убежище, скитался с места на место до смерти гонителя и уже во время царствования благочестивой жены его Феодоры, успокоившей Церковь восстановлением иконопочитания на 7-м Вселенском Соборе, возвратился в Студийскую обитель. Здесь был он поставлен игуменом, но года через три отказался от игуменства, желая предаться полному безмолвию. Со временем, при возникших при дворе и в городе смутах, против которых действовал безуспешно сам патриарх Игнатий, преподобный Николай, бывший тогда по настоятельной просьбе братии вторично игуменом, оставил обитель и снова скитался по разным убежищам, пока не был схвачен но повелению царя и заключен на два года в темницу Студийского монастыря при игумене Савве.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Мученики Ипатий и Андрей из Лидии были два друга с детства. Ипатий сделался иноком, а впоследствии епископом Ефесским, Андрей пресвитером. За иконопочитание, при Льве Исаврянине, влачили их по городу и, наконец, заклали (ок. 730 г.). 22 . Сщмч. Фоки, еп. Синопийского; прор. Ионы, прп. Ионы, отца Феофанова, творца канонов, и Феодора Начертанного; мч. Фоки, свт. Петра мытаря; памят. прпп. отец, почивающих в Киеве, в Антониевой пещере. 23 . Зачатие св. слав. прор. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; мчч.: Андрея, Иоанна, Петра и Антонина (чад Иоанновых); мц. Ираиды, прпп.: Ксанфиппы и Поликсении. 24 . Первомуч. и равноапост. Феклы; прпп.: Коприя и Пикандра пустынножителя, Псков. чудотв. Св. первомуч. Фекла осенила крестом «множество дров и хврастия, собраннаго под нею на сожжение ея», и огонь не дерзнул прикоснуться к ее телу. Вот какую силу имеет крест Христов! 25 . Прп. Евфросинии, прп. Сергия игумена, Радонеж. чудотв.; прп. Евфросинии Суздальской в мире Феодулии; мч. Пафнутия и иже с ним (546 мчч.). 26 . Преставление св. ап. и ев. Иоанна Богослова. Св. ап. Иоанн Богослов явил нам один из бесчисленных примеров силы креста: он, по сказанию Прохора, ученика его, знамением креста некогда исцелил лежащего при пути больного человека. 27 . Мч. Калистрата и дружины его (49 мчч.); прп. Савватия, Соловец. чудотв.; мц. Епихарии, прп. Игнатия; свв. апп.: Марка, Аристарха и Зины. Прп. Савватий († 1435 г.), когда получил извещение от Бога о скорой своей кончине, то поспешил с Соловецкого острова на твердую землю, чтобы найти священника и приобщиться св. Тайн, а раскольники-безпоповцы не считают нужным приобщаться ни при жизни, ни пред смертию. 28 . Прп. Харитона исповедн.; прор. Варуха, мчч.: Александра, Алфея, Зосимы, Марка пастыря, Никона, Неона, Илиодора и пр.; убиение св. Вячеслава, кн. Чешского. 29 . Прп. Кириака отшельника, прп. Феофана милостивого; мчч.: Дады, Гаведлая и сестры его Каздои. Преподобный Феофан милостивый был мирянин и женатый, гражданин Газский. Он до того был нищелюбив, что сам обнищал и умер от водяной болезни, но из мощей его истекло целебное миро.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Посетив однажды одного из своих учеников, он застал его очень больным. Кроме того, совесть его была неспокойна, так что он страшился смерти. — Вижу, — сказал ему Патермуфий, — что ты не приготовился к последнему переходу и что твоя совесть упрекает тебя за нерадивое служение Богу. Вот почему ты так страшишься этого великого пути. — Умоляю тебя, — ответил больной, — помолиться Богу, чтобы Он дал мне еще немного времени исправиться от моих недостатков. — Как, — ответил Патермуфий, — ты просишь временного покаяния, находясь на конце жизненного пути, а на что употреблял ты время, которое было доселе? Кто тебе мешал тогда исцеляться от язв твоей души? А ты не только этого не делал, но прибавлял к прежним новые грехи. Больной все продолжал заклинать учителя, чтобы он испросил у Бога отсрочку. Наконец Патермуфий сказал ему, что, если он имеет намерение исправиться, Бог на некоторое время продлит его жизнь. Став на молитву, он, окончив ее, прибавил: «Бог дарует тебе еще три года жизни с условием, что ты ими воспользуешься для покаяния и исправления». Затем он взял его за руку, поднял его с постели, и тот почувствовал себя настолько здоровым, что последовал за ним в пустыню. По прошествии трех лет Патермуфий отвел его на то самое место, где он его взял. Но он настолько изменился, что его можно было принять за Ангела. Когда собралась братия, преподобный, поставив его посередине, повел беседу, длившуюся всю ночь, о различных духовных предметах и особенно о совершенном исправлении своего ученика. Этот последний начал засыпать и вскоре успокоился мертвым сном. Тогда совершили церковное поминовение, и Патермуфий, схоронив его, вернулся в свое уединение. Коприй рассказывал обо всех этих происшествиях Руфину и его спутникам. Он передавал ему также о нескольких других чудесах. Но во время рассказа один из странников, не придавая этим рассказам веры, задремал и внезапно увидал во сне книгу, написанную золотыми буквами, в руках Коприя и около него величественного старца, который сказал ему строгим голосом: «Почему не слушаешь ты со вниманием, что он говорит, и почему допускаешь ты себя до дремоты недоверием к его словам?»

http://azbyka.ru/fiction/pustynya-ocherk...

75]. Марку Подвижнику Ангел преподавал Святые Тайны Христовы, о чем свидетельствует другой " дивный муж " - святой Макарий Александрийский [с. 50].А о мученике Аполлонии замечено: " О чем бы он ни помолился - скоро бывал услышан: так почтил его Спаситель " [с. 123]. Подобное читаем и об авве Аполлосе: " Услышал глас Божий, говоривший к нему: Аполлос! Аполлос!.. Все, чего ты ни попросишь у Бога - получишь " [с. 97]. " Все просимое тотчас было ему даруемо Богом " [с. 99].Привлекает внимание свидетельство о чудесах аввы Коприя. Вот что произошло в монастыре аввы при посещении его епископом Палладием со спутниками. Когда святой авва по настойчивой просьбе святителя рассказывал о жизни своей и своих предшественников, в монастырь пришел один поселянин с корзиной, полной песка. Подойдя близко к беседовавшим, он терпеливо ожидал своего часа. Недоумевающие посетители спросили авву: " Чего хочет этот поселянин с песком? " На это авва ответил: по соседству земля была бесплодной. Владевшие ею земледельцы, оглашенные и крещенные иноками, обратились к последним с просьбой помолиться об урожае. Авва им сказал: " Если вы имеете веру в Бога, то и этот пустынный песок будет приносить вам плод " . Поселяне немедленно набрали песку и принесли для благословения. После молитвы святого они посеяли песок вместе с зернами - и земля принесла самый обильный плод в Египте. " Таким образом, -заключил авва, - привыкнув это делать, они ежегодно приходят к нам с прежней просьбой " [с. 109, 110]... В этом повествовании обращает на себя внимание не только чудо само по себе, но и то, что поселяне приходили за благословением ежегодно перед посевными работами, а не считали достаточным полученное однажды. Из контекста рассказа следует, что и святой авва считал такое поведение поселян правильным.Множество других чудес было совершено силой Божией через святых его угодников. Святитель Палладий заявляет, что перечислить их невозможно [с. 97], потому он выделяет некоторые - " только сии " [c. 50] (Ср.: с. 37, 47, 96...)Читая свидетельства " Лавсаика " о многих чудесах, невольно думаешь о том, что все это было давным-давно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1432...

203. Еще рассказывал авва Кассиан. Один монах удалился в пустыню и жил в пещере. Родные его по плоти дали ему знать, что отец его тяжко болен и скоро умрет, и говорили ему: «Приходи за наследством, оставшимся после отца». Монах отвечал им: «Я еще прежде его умер для мира, а мертвый не наследник живого». 204. Авва Кроний говорил. Рассказывал нам авва Иосиф Пелусийский: «Когда жил он на Синае, был там один брат, добрый подвижник и благолепный по наружности. Он ходил в церковь на службу, прикрываясь только малым мафорием , и то ветхим, который весь был в заплатах. Однажды, увидев, что он идет в таком виде к Богослужению, я говорю ему: «Брат, не видишь ли, что прочие братия стоят в церкви во время служения, как Ангелы? Почему же ты всегда приходишь сюда в такой одежде?» Брат отвечал: «Прости меня, авва! У меня нет другой одежды». Я взял его в свою келью и дал ему левитон и все, в чем он нуждался. После этого он одевался уже как прочие братия и казался Ангелом. Однажды отцам нужно было послать десять братий к императору за каким-то делом. Вместе с другими они избрали и этого брата. Услышав об этом, он пал перед отцами и сказал: «Ради Господа, простите мне: я раб одного из тамошних сильных людей. Если он узнает меня, то принудит оставить монашество и опять возьмет в услужение к себе». Отцы поверили ему и оставили его. Но после от одного человека, которому хорошо был известен этот брат, отцы узнали, что он в мире был правителем Претории, но скрыл это, чтобы не быть узнанным и не терпеть беспокойства от людей. Так отцы старались убегать славы и удовольствий этого мира! 205. По словам аввы Пимена, авва Коприй достиг такого совершенства, что хотя был болен и лежал в постели, но благодарил Бога, отвергнув собственную волю. 206. Собрались однажды скитские братия рассуждать о Мелхиседеке и позабыли позвать авву Коприя. Спустя несколько времени позвали его и спрашивали о Мелхиседеке. Коприй трижды ударил себя по устам и каждый раз приговаривал: «Горе тебе, Коприй! Горе тебе, Коприй! Горе тебе, Коприй! Ты оставил то, что Бог заповедал тебе делать, а испытуешь то, чего Он не требует от тебя». Братия, услышав это, разбежались по своим кельям.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Лев пас его, приводил и отводил его в монастырь и из монастыря. Однажды, когда утомленный зноем лев заснул, мимо проезжали сарацины-купцы, увели осла и скрылись. Проснувшись, лев, рыча от горя, стал искать осла, но, конечно, безуспешно. Слуга преподобного, увидев льва, возвращавшегося в одиночестве, сказал преподобному, что лев растерзал осла. Старец в наказание заставил животное доставлять воду на всю братию, и лев смиренно повиновался. Однажды, когда он, навьюченный водой, возвращался в монастырь, то увидел тех самых купцов-сарацин и с ними привязанного к верблюдам украденного осла. Сарацины, заметив льва, в ужасе разбежались, а лев с ослом невредимыми возвратились в обитель. Преподобный, увидев странное зрелище, тихо улыбнулся и сказал одному из своих учеников: “За что мы напрасно наказывали льва? Отпусти его, пусть идет, куда хочет.” Лев ушел в знакомые ему дебри, но раз в неделю обязательно приходил к старцу, чтобы поласкаться к нему. Но как всему на свете бывает конец, так наступила кончина и для преподобного, и он умер. Когда лев в это время пришел в монастырь, то стал искать своего благодетеля и, не найдя его, громко начал рычать. Чтобы утешить зверя, братия привели его к могиле преподобного, и он на ней, жалобно прорычав, кончил свою жизнь. Так, заключает сказание, Бог прославляет Его славящих и по образу, и по подобию Его живущих. (Прот. В. Гурьев . Пролог. С. 523). 859. Лев, повинуясь слову старца, вышел из пещеры См. также: Зверь . Некий старец был отшельником на Иордане. В знойное время вошел он в одну из пещер, а в ней оказался лев, и начал лев скрежетать зубами и рычать. И говорит ему старец: “Что оскорбляешься? Места достаточно и мне, и тебе. Если же не хочешь, встань и выйди.” Лев, не стерпя, вышел. (Древний патерик. 1874. С. 412. 16). 860. Язычники, приносившие жертву идолам, услыхав слова аввы Коприя, уверовали в Спасителя См. также: Слово праведника . “Однажды, – повествует авва Коприй, – когда я проходил через одно капище, несколько язычников приносили жертву своим идолам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

– Как хорошо, что ты пришел ко мне. Расскажи об этом, а я постараюсь дать тебе добрый совет. Они разговаривали довольно долго, и анахорет получил большую пользу. – Поистине, – воскликнул он, – это и есть настоящий путь. Благодарю Бога, что Он удостоил меня встречи с таким великим святым! Он вернулся к себе в пустыню, довольный. Сказал старец: «Если слово Писания вошло в сердце брата, сидящего в келье, и он обратился к этому слову, еще не достигнув великой меры и не побужденный к этому Богом, бесы истолкуют ему это слово, как хотят, чтобы ввергнуть его в ересь или в превозношение. Брат попросил авву Сосипатра: – Дай мне заповедь, авва, и я буду исполнять ее. – Не пускай женщину в келью и не читай апокрифы. Авва Антоний, всмотревшись в глубину судов Божиих, стал спрашивать у Господа: – Боже, почему некоторые умирают, не успев начать настоящую жизнь, а некоторые доживают до глубокой старости? И почему одни бедствуют, а другие обогащаются? И почему неправедные обогащаются, а праведные бедствуют? И глас ответил: – Антоний, внимай себе. А это суды Божии – и тебе не полезно знать их. Однажды старцы пришли к авве Антонию. И среди них был авва Иосиф. Старец, желая испытать их, привел изречение из Писания и стал спрашивать, начав с самых молодых, что означают эти слова. Каждый объяснял слова Писания так, как он их понимал, и каждому старец ответил: – Неправильно. Наконец, он спросил авву Иосифа: – А ты как понимаешь это? – Не знаю, – ответил тот. – Поистине, – воскликнул Антоний, – авва Иосиф обрел истинное понимание, потому что сказал, что не знает! Авва Даниил рассказывал, что авва Арсений никогда ни с кем не обсуждал вопросы толкования Писания, хотя был в состоянии говорить на эту тему, если бы только захотел. Если ему приходилось отвечать на письмо, то он довольно долго обдумывал ответ. А когда он приходил в церковь на службу, становился за колонной, чтобы никто не видел его, и самому ни на кого не смотреть. Как-то скитские отцы собрались вместе и стали говорить о Мелхиседеке, но забыли позвать авву Коприя, но через некоторое время привели его и спросили, что он думает об этом деле. Тот трижды ударил себя ладонью по устам и сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Один Манихей вовлек преп. Коприя в огонь для доказательства истинности веры; преп. Коприй полчаса стоял в огне и не сгорела даже одежда его; а еретик тотчас обжегся и убежал. Котел не варил зелие сворованное Один идолопоклонник похитил из огорода преп. Корпия зелья, и три часа варил его в котле, сжегши много дров; но вода даже не закипела в котле, это побудило вора пойти к препод. Корпию и покаяться. Преп. Феодор, епископ едесский Причина тупоумия Преп. Феодор обнаружил при обучении слабость памяти; но это было по Божию смотрению, чтобы не от людей дана была ему премудрость, но от Бога. Чудесное раскрытие ума Однажды, по побуждению свыше, отрок Феодор вбежал в алтарь, скрылся под престолом и там уснул; во сне явился ему отрок-сверстник, сияющий как солнце, который питал его медом и, давая ему пастырский жезл, благословил его. С той минуты Феодор оказал поразительные успехи во всех науках. Победа на стороне побежденного Царь и еврей склоняли Михаила-инока к магометанству, говоря, что два победят одного. Юноша отвечал: «вас не два, но три, и от одного будете побеждены силою Христовою». Царь сказал: «с тобою беседуют я и еврей, – как же ты двоих тремя называешь? Кто у нас третий?» – «Между вами стоит невидимо учитель ваш, диавол», сказал Михаил. Яд не вредит Михаилу предложили смертоносный яд; но он, перекрестившись, выпил его без вреда. Голубь белый при посвящении Во время хиротонисания преп. Феодора голубь белый ниспустился на голову его. Вера сильнее смертного греха Один богатый муж Адер бросил все богатство, жену, трех сыновей, пошел в монастырь св. Саввы и там в богоугодной жизни умер. Потом он явился в видении столпнику Феодосию (близ Едессы подвизавшемуся) и сказал ему, что когда в одном женском монастыре умрет игуменья, – чтобы он вместо нее жену его поставил начальницею; потом явился и жене, сказав, что он двух сыновей старших берет с собою, а меньшего пусть она выкормит, потому что он должен быть патриархом иерусалимским. Между тем сыновья умерли, а меньший сын тоже был при смерти. Мать схватила его и побежала к столпнику; на полпути младенец умер. По случаю или, лучше, по Божьему усмотрению, встретилась ей блудница, которую она слезно стала умолять, чтобы она помолилась Богу и воскресила ее дитя. Та сказала о своем недостоинстве; но, видя неотступное моление матери, взяла дитя, стала бить себя в грудь и, обливаясь слезами, сказала: «Господи! я недостойна даже на небо воззреть ради грехов моих, ни воспомянуть устами Твое пресвятое имя; однако не ради меня грешной, а ради этой несчастной матери воскреси невинного младенца», – и младенец ожил. «Я же, говорит столпник, со столпа, по Божию откровению, увидел свет пресветлый, с неба сшедший, который осиял грешницу молящуюся и умершее отроча и матерь плачущую». Неприкосновение к злату лучше употребления его на богоугодные дела

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010