Вып. 3 (XVII в.). Ч. 1: А — З. СПб., 1993. С. Н. М.Авраамий (Палицын Аверкий Иванович) // Православная энциклопедия. Т. I: А — Алексий Студит. М., 2000. С. (в миру Аверкий Иванович, сын Палицын) // Святая Русь. Большая Энциклопедия Русского Народа. В трёх томах / Гл. ред., состав. О. А. Платонов. Т. 1: А — И. М., 2009. С. 28-30. об осаде Троицкого Сергиева монастыря от поляков и литвы; и о бывших потом в России мятежах, сочиненное онаго же Троицкого монастыря келарем Авраамием Палицыным. Изд. 2. М., 1822; Сказание Авраамия Палицына / Подгот. текста и коммент. О. А. Державиной и Е. В. Колосовой. Под. ред. Л. В. Черепнина. М.; Л., 1955 («История в память предыдущим родом, да незбвенна будут благодеяния Божия, иже показа нам Мати Слова Божия, от всей твари благословенная приснодевая Мария, и како соверши обещание свое к преподобному Сергию, еже рече, яко неотступна буду от обители твоея»). С. Палицын как писатель // Русский архив. Год двадцать четвертый. 8. М., 1886. С. С. сказания и повести о смутном времени XVII века как исторический источник. СПб., 1888. С. В. Б. В. Д. М. время» в изображении литературных памятников 1612—1630 гг. // История русской литературы: В 10 т. Т. II. Ч. 2: Литература 1590-х — 1690-х гг. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1948. С. М. о Смутном времени // История древнерусской литературы: Аналитическое пособие. М.: Языки славянских культур, 2008. С. 164-178 (раздел в память предидущим Авраамия Палицына»). изданию: Сказание об осаде Троицкого Сергиева монастыря от поляков и литвы. М., 1822. С. 58-212. Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиева монастыря // БЛДР.

http://pravmir.ru/kak-prepodobnyiy-sergi...

При помощи Божией, преп. Авраамий мало-помалу привел ко Христу и крестил всех остальных язычников города Ростова и почил в глубокой старости. Мощи преп. Авраамия обретены и прославлены чудесами 29 октября 1210 года. Они почивают открыто в главном храме Богоявленского Авраамиева монастыря, в великолепной серебряной раке, устроенной в 1862 году. Здесь же хранится медный шестиконечный крест от жезла, врученного Авраамию св. Иоанном Богословом, для сокрушения идола. Самый жезл взят Грозным царем в 1553 году. (Святыни и древности Ростова Великого, изд. 3-е, стр. 64–67). Хотя в рукописных житиях время жизни преп. Авраамия полагается в конце Х века, но по сличению местных обстоятельств видно, что он жил позднее. Город Владимир на Клязьме, где был преп. Авраамий на суде кн. Владимира, построен Владимиром Мономахом . Сан архимандрита, которым почтен был Авррамий, становится известным с XII в., а из того, что до св. Игнатия архимандрита Богоявленского, а с 1261 г. епископа, насчитывается по синодику только 7 настоятелей, преемников преп. Авраамия, видно, что преп. Авраамий скончался в самом начале XII в. С другой стороны, когда св. Исаия прибыл (в 1077 г.) в Ростов, он нашел там (кроме Чудского конца) не утвержденных в св. вере, но не язычников. Таким образом подвиги преподобного против Ростовского язычества начались с 1073 г., а подвижническая жизнь в обители продолжалась долее 30 лет. По «Иконописному Подлиннику»: «подобием стар, власы поджелтыя, брада аки Сергиева, риза преподобническая, испод дич. Нецыи пишут: в руке трость, иже даде ему Иоанн Богослов, а ризы архимандрическия и шапка на главе архимандрическая» (Филимонов, стр. 181, 182). Житие преподобного Авраамия дошло до нас в трех редакциях, которые и описаны Высокопреосвященным Макарием («Ист.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Макарий успокоил его, объехал вместе с ним знакомых соседних помещиков, и они снабдили Авраамия необходимыми для первоначального обзаведения обители предметами. Обрадованный и утешений, Авраамий вернулся в Оптину и бодро принялся за труды настоятельства. Историю возобновленной Оптиной Пустыни можно разделить на четыре тридцатилетних периода. Со вступлением в настоятельство о. Авраамия начался первый из этих периодов, закончившийся к началу 30-х годов XIX столетия. Второй период совпадает со временем настоятельства о архимандрита Моисея и старчества о. Льва и о. Макария; третий период совпадает со временем настоятельства о. архимандрита Исаакия и старчества о. Амвросия, и четвертый обнимает собою время после 1894 года. Память о. Авраамия как восстановителя и опытного руководителя в духовной жизни, восприявшего от своего духовного отца, архимандрита Макария, заветы старца Паисия Величковского глубоко чтится в Оптиной Пустыни Следующим выдающимся событием в истории Оптиной Пустыни было устроение при ней скита во имя Усекновения главы св. Иоанна Крестителя. Начало Оптинскому скиту было положено в 1821 году. В то время уже была образована самостоятельная Калужская Епархия, и ее первым епархиальным архиереем был бывший ректрр Московской Духовной Академии епископ Филарет (Амфитеатров) , впоследствии знаменитый митрополит Киевский. Епископ Филарет, по замечанию оптинского летописца, был очень монахолюбив и очень заботился о процветании монашеской жизни в Оптиной Пустыни. Для большего преуспеяния в ней монашеского подвижничества он задумал основать при обители скит, где иноки, ищущие более уединенной, строгой и молитвенной жизни, находили бы удовлетворение этой своей потребности. Задуманное епископом Филаретом дело было огромной трудности: для успешной постановки оно требовало людей не только высокой и строгой монашеской жизни, но и понимающих науку православного подвижничества, способных быть руководителями иноков на пути духовного их усовершествования и знакомых с порядками скитского жительства.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

На месте же его казни забил источник чистой воды, от которой также начали совершаться исцеления. Видно, что и после смерти святой мученик молитвенно предстательствует за своих соплеменников, как обратившихся ко Христу, так и заблудших: местное предание говорит, что первым человеком, получившим исцеление от этого источника, была мусульманка. Святой Авраамий – один из тринадцати домонгольских святых Русской Церкви, канонизированных задолго до собора 1547 года, 238 что говорит о том, сколь важным был его подвиг. С XVI века святой Авраамий Болгарский почитается покровителем казанской православной паствы – после завоевания Казанского царства Иоанном Грозным недалеко от места страданий мученика Авраамия был поставлен храм, где покоилась часть его святых мощей (кисть правой руки). На самом же месте мученической кончины святого Авраамия, над целебным источником, был сооружен колодец, а рядом с ним – памятник-часовня в виде четырехгранного столба, на каждой стороне которого помещена была икона. В 1919 году мощи святого мученика подверглись освидетельствованию. В 1923 году Успенский монастырь был закрыт, мощи передали в музей. В 1950-х годах они были списаны из музейного хранения и по настоящее время не обретены. 239 Ныне в возобновленном Успенском монастыре хранится уцелевшая частица честных мощей мученика. После литургии ее выносят из алтаря, давая возможность богомольцам приложиться к ней. Богоборческая власть не пощадила памяти святого, и в Болгарах (бывший Болгар Великий) часовня у колодца на месте смерти мученика была разрушена, а сам колодец осквернен. Милостью Божией осенью 1993 года эта часовня была отстроена заново и освящена; вместе с ней был освящен и колодец, очищенный от мусора, а на дне его было обнаружено два ключа чистой воды. Примечательно, что в самом городе Болгары, находящемся в полутора километрах от источника, вода отсутствует даже на глубине сорока метров. Память мученика Авраамия свято почитается до настоящего времени не только православными, но и последователями ислама. Удивительный факт: вплоть до настоящего времени паломники-мусульмане, посещающие город Болгары, приезжающие отовсюду и даже из далекой Турции, считают своим долгом посетить источник мученика Авраамия, пострадавшего за веру православную от рук магометан.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

В 1789 г. из кирпича разобранной Казанской ц. сложили вост. стену, в 1799-1809 гг. др. стены также были заменены на кирпичные, к 1894 г. ограда имела 7 башен. 1917-1992 гг. В февр. 1919 г. в связи с передачей части зданий В. К. м. под детский приют гос. комиссия произвела вскрытие мощей мч. Авраамия Болгарского, в июне 1923 г. рака с мощами была передана в губ. музей г. Владимира. С осени 1918 г. во В. К. м. проводились неоднократные обыски и изъятия имущества. В ходе кампании по изъятию церковных ценностей из обители была конфискована церковная утварь весом более 8 пудов 15 фунтов. Ковчег с частицей мощей мч. Авраамия Болгарского в Успенском соборе мон-ря. Фотография. 2004 г. Ковчег с частицей мощей мч. Авраамия Болгарского в Успенском соборе мон-ря. Фотография. 2004 г. В 1923 г. В. К. м. был закрыт, сестры выселены, игум. Олимпиада (Медведева) неск. раз подвергалась арестам и ссылкам, поддерживала связь с находившимся в заключении и ссылках Ковровским еп. священноисп. Афанасием (Сахаровым) . В переданном Владимирскому музею монастырском Успенском соборе был устроен склад, с 1931 г.- зернохранилище. После осмотра в 1924 г. собора П. Д. Барановским началась реконструкция здания, в 50-60-х гг. храм был восстановлен в формах XVI в., реставрационные работы проводились под рук. А. В. и И. А. Столетовых; в 1967-1983 гг. группа реставраторов под рук. А. И. Некрасова раскрыла росписи XVII в. В 1945 г. в храме разместилась Владимирская реставрационная мастерская, с 1958 г. Успенский собор принадлежал ГВСМЗ, в 1985 г. в соборе открылась экспозиция музея. В Казанской ц. в 1928-1997 гг. располагалось хранилище документов ГА Владимирской обл.

http://pravenc.ru/text/154985.html

А. еще не пришел в мир, он только «хочет быть», его приход предварят Енох и Илия, к-рые обличат А., и «на стогнах» Иерусалима он их поразит. Время этих событий, когда «вельми потрясется правоверие», уже исполнилось при Никоне, ок. 1666 г. А. несомненно явится в царском человеческом образе. Несмотря на то что вся пустозерская братия ожидала близкого прихода А., она надеялась, что возможно его отдалить усердными молитвами ко Господу. Тема А. была продолжена в сочинениях духовного сына Аввакума инока Авраамия , к-рый после Собора 1666-1667 гг. фактически стал руководителем московской старообрядческой общины и с авг. 1667 г. занялся разысканием и собиранием сочинений в защиту «старой веры», одним из созданных им сборников является «Христоопасный щит веры против еретического ополчения» (1667-1669), содержащий сочинения Авраамия на эсхатологические темы. По мысли Авраамия, «несть ныне время переправляти веру», поскольку близок конец мира, «сатана своим сосудом Никоном веру погубил», «антихристово царство» набирает силу и скоро явится сам его властитель. Основываясь на широко известных в слав. письменности «Ответах Афанасия Александрийского на вопросы Антиоха князя», где сказано, что А. «быти в Скифополе», Авраамий считает, что события последней брани развернутся в России. Сообщение псевдоэпиграфического соч. «Слово Иоанна Златоуста на видение Даниила» (сер. IX в.) о том, что в последние времена исмаильтяне должны захватить «город на семи холмах» (т. е. Рим или К-поль), Авраамий относит к Москве - третьему Риму. Авраамий был уверен, что А. скоро явится лично в России - может быть, это будет и Никон - и здесь будет его царство. Авраамий назвал точную дату кончины мира - 1691 г., зримое явление А. произойдет за 3,5 года до этого (ср.: Откр 13. 5). По утверждению Авраамия, Никон «зело подобится» А., что подтверждается строительством «Иерусалима в северной стране» (см.

http://pravenc.ru/text/115828.html

/ Сост. В. И. Вахрина. М., 1991; Вахрина А. Л. Об иконе «Сергий Радонежский и ростовские чудотворцы» из собрания Ростовского музея // История и культура Ростовской земли, 1995: Сб. Ростов, 1996. С. 63-71; она же. Шитые надгробные покровы Авраамия Ростовского // Сообщ. Ростовского музея. Ярославль, 1995. Вып. 8. С. 113-127; она же. Иконы с датами, подписями, надписями из собрания Ростовского музея // Там же. Ростов, 1998. Вып. 9. С. 89-110; Третьякова А. Л. Крест Авраамия Ростовского // Пластические искусства: Исследования молодых: Сб. науч. работ аспирантов НИИ РАХ. М., 1997. С. 153-164; она же. Среднерусская агиографическая традиция в искусстве XVI-XVIII вв.: Иконография Авраамия Ростовского: АКД. М., 1998; Пуцко В. Г. О ростовской иконописи XIII-XVI вв. // Сообщ. Ростовского музея. Ростов, 1998. Вып. 9. С. 75-83. А. Л. Третьякова Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; 6.11.1193?,) прп.

http://pravenc.ru/text/62956.html

Бессмысленность и злонамеренность никоновских реформ в глазах Авраамия не подлежали никакому сомнению. Обращаясь к царю, этот юродивый довольно логично повторял за Аввакумом, что если старая вера была плохой, то в этом случае и прежние цари были отступниками от веры, а если они были вполне православны, то тогда нынешний царь стал гонителем истинного христианства: ты ныне, царю, мнишься правую веру обрести, паче отец своих, то уже отцы твои, — благоверные цари и князи, — злочестива быша и православныя веры отступиша. Аще ли они государи наши, православнии быша и правую веру держаша, и в том благочестии и души своя в руце Христу Богу предаша, то ты ныне царю, нечестивый еретик и новый отступник православныя веры и восточныя соборныя церкви, и новый же в Руси мучитель и гонитель святых В другом сочинении он высказывает еще более мрачное и резкое мнение: отступления уже не будет, везде бо бысть последнее [время] Русии, тако от часа сего на горшая происходит. Будет Русия обладаема цареми нечистивыми, — тии суть розы антихриста. И во время се ни царя, ни князя, ни святителя православного Год собора, зловещий и несчастный 1666 год, предсказанный, по мнению Авраамия, Иоанна Богослова, писаниями Иоанна Златоуста, Кирилла Иерусалимского и других отцов церкви как год последнего отступления от православия, стал, таким образом, в его глазах последним годом свободной от Антихриста христианской истории человечества, годом конца последнего христианского царства Третьего Рима — Москвы. Москва из Третьего Рима превращалась в его глазах в царство уже победившего в других странах Антихриста. Никто до Авраамия, даже среди отличавшихся своими мрачными предсказаниями старообрядцев. еще не утверждал, что Россия погибла, что царь стал нечестивым отступником и что ни в России, ни вообще больше нигде в мире нет царя, ни князя, ни святителя На ближайшее будущее Авраамий предвидел природные бедствия и социальные катастрофы.

http://sedmitza.ru/lib/text/439547/

Трифона. Варлама. Корнилия. Елисея. Симона. Афанасия архиепископ 1137 . Максима. Маркела 1138 . Калистрата. Варлама. Иону. Феодосия. Савастиана. Иону. Иора. Парфения. Тихона. Тимона. Тихона. Феодосия. Симеона. Васяна. Иону. Иосафа. епископа Матфея 1139 . Герасима. Герасима. Антония. Васиана. Леонтия. Вениамина. Пимина. Силуана. Логгина. Иосафа. Иова. Корнилия. Филофея. Иону. Петра. Иова. Евстратия Иова 1140 . Спиридона. Маркела. Киприана. Иора. Ефросина. Геласия. Кирила. Никодима. Евстратия. Нила. Симеона. Тарасия. (Иова.) Исаию. Мартиниана. Андреана. Гавриила. [Евстратия.] Иона. Стефана. Никона. Козму. Иова. Геронтия. Васяна. Аврамия. Марка. Иосафа. Евфимия. Иону. Мисаила. Варлама. Васяна. Дионисия. Феодорита. Матфея. Сергия. Касияна. Макария. Иосафа. Феодосия. Тихона. Алексея. Феогнаста. Филофея. Кирила. Галасию. игумена Стефана. Вавила. Феодосия. Варсонофия. (1200) Филофия. Авраамия. Амфилохия. Иосифа. Симона. Матфея. Германа. Нифонта. Симеона. Иова. Исака. Боголепа. Евфимия. Геронтия. Феодосия. Дионисия. архиепископа Пимина 1141 . Иоакима. Германа. Герасима. Пимина. Иова 1142 . Феодорита. Дементия. Васиана. Сергия. Иосафа. Венедикта. Дионисия. Геронтия. Сергия. Досифея. Иова. Селивестра. Иакова. Авраамия. Корнилия. Сергия. Васиана. Иосафа. Сергия. Иону. Нифонта. Кирила. Афанасия. Дионисия. Илию. Аврама. Иринарха. Лаврентия. Вениамина. Иакова. Леонида. Феодорита. Кирила. Ефросина. Варсонофия. Тихона. Григория. Арсения. Никиту. Никодима. Тихона. игумена Кирила 1143 . Киприана. Исаию. Евстафия. Калистрата. Гурия. Артемия. Серапиона. Ельферия. Кирила. Макария. Феодосия. Феодора. Романа. Иону Шереметев 1144 . Симеона. Галасию. Гурия. Иону. Нектария. Сергия. Дамиана. Иону. Памфилия. Филиппа. Варлама. Иосафа. Мисаила. Афанасия. Касиана. Авраамия. Корнилия. Иринарха. Паисею. Мисаила. Давида. Иова. (1300) Козму. Зосиму. Иону. Антония. Матфея. Иону. Деомида. Венедикта. Конона. Иону. Харитона. Никона. Германа. Лаврентия. Симона. Алексея Ферапонта.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

В связи с большими затратами на строительство в обители И. приходилось вступать в имущественные споры с Рязанским митрополитом. В 1692 г. архимандрит просил у митр. Авраамия часть денег, к-рые завещали для раздачи церквам и мон-рям Рязанской епархии на заупокойные по себе богослужения Рязанские митрополиты Иосиф 21 сент. 1681) и Павел (Моравский; 5 сент. 1686). Митр. Иосиф завещал на эти цели 1 тыс. р., митр. Павел - 200 р., но все средства были взяты митр. Авраамием в архиерейскую казну. И. просил митр. Авраамия о выдаче Солотчинскому монастырю части этих денег или о прощении 50 р., взятых И. в долг у казначея Рязанского архиерейского дома на каменное строительство в мон-ре. Решение митр. Авраамия по этому вопросу неизвестно. В 1693 г. И. ходатайствовал о передаче обители к.-л. вещей Сибирского митр. Павла 4 янв. 1692), поскольку Солотчинский мон-рь не получал вклада за заупокойные богослужения по митр. Павлу и его родственникам, совершавшиеся в обители в продолжение года. В ответ митр. Авраамий прислал в монастырь «рудожелтую камку». И. переписывался со мн. знатными лицами: с царевной Софией Алексеевной , с князьями Черкасскими, Голицыными. Письма И. в основном содержат просьбы о средствах на строительство и на украшение монастырских храмов. И. подавал прошения царям Иоанну и Петру о выдаче новых жалованных грамот Солотчинскому мон-рю взамен данной в 1556 г. царем Иоанном IV Васильевичем , «совершенно ветхой и исписавшейся при прежних царях», и взамен утраченной грамоты царя Михаила Феодоровича. С 1691 г. в Солотчинском мон-ре велась вкладная книга, в к-рую были записаны пожертвования в обитель, начиная с вел. Рязанских князей и княгинь (см.: Цепков.

http://pravenc.ru/text/293479.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010