Возможно, со стороны патриархии, отказавшей Андрею Боголюбскому в создании Владимирской митрополии, это было предложением компромисса. Уже в XIII в. мы не встречаем примеров столь решительного вмешательства со стороны князей в сугубо церковные дела. Так, показательна позиция смоленского князя Мстислава Романовича на совместном собрании суда над прп. Авраамием Обвинения, о которых рассказывает в Житии Авраамия его ученик и сподвижник Ефрем, выглядят нелепыми и противоречивыми. Сам набор и странная последовательность обвинений создает впечатление серьезно организованной компании, когда одни называют его еретиком, другие винят в опасном мудрствовании, третьи обличают как лжепророка, а четвертые простодушно возмущаются, что к нему ушли их духовные чада. Обвинения же в блуде, рассчитанные на простой народ, заставляют вспомнить историю Ильи–Иоанна Новгородского. Тем не менее усилия врагов владыки привели к тому, что против преподобного ополчился весь город. Заточение среди жаждущих расправы было самым гуманным требованием. Для суда над Авраамием на епископском дворе собрались «игоуменомъ же и попомъ, и черньцемъ, княземъ и боляромъ, диакони и вси Ефрем говорит, что мирским участникам снема («князю бо и властелемъ») по молитве Авраамия «оумягъчи Богъ сердце». Очевидно, что серьезное влияние на их позицию оказали слова Луки Прусина, который, судя по тому, что он служил в княжеском храме архангела Михаила, был княжескими духовником. Он выступил на суде с пламенной речью в защиту преподобного. Имело, видимо, значение и благородное происхождение самого и то, что у него было 12 старших сестер (это дает возможность предполагать его родство с боярами и «вельможами» из окружения князя). Князь и вельможи делают вполне определенное заявление: обвинители Авраамия «все лжоуть».

http://sedmitza.ru/lib/text/9929649/

Между тем, силы отца Авраамия заметно ослабевали, и в августе 1815 года он вновь обратился к Владыке с прошением об увольнении от настоятельской должности с тем, чтобы жить в сей же Пустыни в уединенной келье на монастырском содержании, с назначением на нужнейшия, в следствие болезни, потребности за девятнадцатилетнюю службу по 100 рублей в год. Однако, преосвященный Евгений убедил старца отложить еще на несколько времени удаление на покой. 7 февраля 1816 года епископ Евгений переведен был во Псков, а на его место назначен епископ Антоний из Воронежа. Но дни старца Авраамия были уже на исходе. В конце 1816 года он заболел смертельно и, почувствовав время исхода, пред кончиной созвал за несколько дней всю братию и в трогательных выражениях простился с своею паствою, завещав ей мир между собою, согласие и единодушие, и преподав всем благословение. Он скончался 14 января 1817 года, сподобившись напутствия Святых Христовых Таин. Погребен на бывшей паперти Введенского собора (место его погребения, по устроении в 1837 году придела во имя святителя Николая Чудотворца, вошло в храм). Своими трудами отец Авраамий приготовил тот расцвет Оптиной пустыни, который начался со вступлением на Калужскую кафедру епископа Филарета (Амфитеатрова), ставшего новым устроителем обители и скита и успевшего довести их до цветущего состояния. Восстановление в 1993-1996 году Казанского собора, богатое памятными событиями и требовавшее особенной помощи Божией, сопровождалось частыми молитвами братии к приснопоминаемому игумену Авраамию. В дни памяти отца Авраамия, в ответственные моменты восстановительных работ, служились панихиды и литии по отцу строителю, при котором были совершены в свое время почти все основные постройки в монастыре.

http://bogoslov.ru/article/288408

Волхвы кланяются и уходят, улетает и взявший венец ангел (472—474). В еще большее удивление и восхищение пришел Авраамий Суздальский , также находившийся в составе русского посольства на Флорентийском соборе, от театрализованных представлений «Благовещения» и «Вознесения» с применением хитроумной техники, устроенных во флорентийских храмах, по предположениям современных ученых, знаменитым Ф. Брунеллески. Авраамий подробнейшим образом описал эти действа, так что его записи (единственное дошедшее до нас описание очевидца), еще в прошлом столетии переведенные на немецкий, а затем и на итальянский язык, до сих пор служат главным источником для изучения этого интересного явления художественной культуры кватроченто. Столетие спустя после Авраамия механизм организации подобного представления «Благовещения» в церкви Сан Феличе ин Пьяцца описал с чисто технической стороны Дж. Вазари в «Жизнеописании Филиппо Брунеллеско» . Авраамий же дал достаточно подробное (насколько он мог как зритель понять это) описание и механизма спектакля, и его хода, и своего непосредственного восприятия . Для нас описание Авраамия Суздальского интересно тем, что в нем, пожалуй, впервые в русской культуре нашла отражение одна из первых прямых встреч древнерусского эстетического сознания с авангардными формами художественно–технического мышления раннего Возрождения. Забегая вперед, отмечу, что никакой непроходимой пропасти между ними не обнаружилось. В силу уникальности описаний Авраамия и их особого места в истории русской эстетики имеет смысл остановиться хотя бы на одном из них подробнее. В церковь Авраамий прибыл задолго до начала представления и успел хорошо изучить техническую сторону необычного для русского человека действа. С нее он и начинает свое описание . Над дверьми храма, внутри, под самой крышей расположен помост: к нему ведет лестница, скрытая занавесом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=184...

Далее следуют запаси духовных властей, скончавшихся между 1690–1725 годами, в следующем порядке: Преосвященных митрополитов православных: Евфимия (Новогородского (+ 1697), Варлаама (Киевского (+ 1690). Маркелла (Казанского (+1698), Сильвестра (Смоленского), Игнатия (Сибирского (+ 1701), Павла (Нижегородского (+ 1697), Илариона (Суздальского ( 1707), Меводия (Фессалонитского), Ерема (Суздальского (1712), Димитрия (Ростовского (+ 1709), Авраама (Рязанского ( 1708), Мисаила (+ 1684), Феодосия (+ 1671), Авраама (1692) (Белоградские), Сильвестра (+ 1704). Симеова (+ 1690), (Смоленские), Иова, Иосифа, Сампсона, Илариона, Иоасафа. Преосвященных архиепископов православных: Гавриила (Коломенский), Афанасия (Холмогорский) (+ 1702), Симона (Вологодский (+ 1685), Каллиста (Тверской ( 1712), Рафаила (+ 1711) Холмогорской), Арсения (Воронежской (+ 1712), Антония, Иосифа. Преосвященных епископов православных: Питирима (Тамбовский (+ 1691), Феодосия, Сергия (Устрожские). Далее следуют частные помянники двух архипастырей Сарских и Подонских, как благотворителей сей обители преосвященнного епископа Феодосия, из рода князей Вадбольских и преосвященного митрополита Иллариона. Оба эти помянника начинаются одинаково: Божиею во благочестии скончавшагося и во правоверии святые восточные церкви, православно-живущия в веце сем, рода преосвященнейшего....... епископа Сарского и Подонского, их же имена (следуют имена): священно-архимандритов: схимонаха Гурия, схимонаха Иова (Белевские), Илариона, Корнилия, Климента (Добринские). Моисея (Лютиковский), Серафима (Мценский), Иоасафа (Троицкого), схимонаха Иова (Белевский), схимонаха Авраамия (Добринский), Лаврентия (Донской). Игуменов: Иринарха Дамиана (Дарагаманские). Германа (Мценский), Германа, схимонаха Пафнутия, схимонаха Варлаама (Болховский). Никона (Настасовской). Никандра уб., Иосифа (Юхновские), Авраама уб. (с Угры Спасского монастыря), Игнатия (Мценской), Феодосия (Новосильской), Михаила (Мстиславский). Иеросхимонахов: Тихона, Феодосия (Дорогоманские), Афанасия (Сухиницкой). Иеромонаховь: Герасима (патриаршаго дому), Авраамия (Георгиевского монастыря). Вавилы, Феодосия (уставощик и казначей Крутицкие), Зосима (уставщик Казанской), Киприана (Петровского монастыря), Иоасафа (келарь Чудовской). Священно-схимонахов: Авраамия (Сухиницкой), Дионисия (Мещевский), Ермогена, Иова (Таруские). Иеродиаконов: Ионы, Филарета (Архидиакон и ризничий патриаршие), Иоасафа (разничий Чудовской), Аминадава (Глуховской строитель), Иоасафа, Серафима....... Макариевой пустыни братий святые обители сея: схи-иеромонахов: Боголепа. Иеромонахов: Заровавеля, Герасима, Иосифа. Священно-монахов: Иова, Авраамия. Схи-иеродиаконов: Серафима. Схимонахов: Пимена, Тихона, Феодосия, Павлина, Иринарха 2-х, Герасима, Моисея, Монахов: Никифора 2-x.. Иова, Сергия, Корнилия, Герасима, Ионы ... всего 57 имен.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Преемник Феодора Иларион, прибывший из Константинополя, также после напрасных усилий покорить упорных вере оставил кафедру и возвратился в отечество . С некоторою вероятностию можно допустить, что в это же время явился в Ростове с проповедию святой Авраамий Ростовский. В житии его, которое встречается в разных списках, ясно говорится, что он действовал в Ростове во дни ростовского князя Бориса, когда в Ростове были еще какие-то низшие князи, как бывало и в других городах при начале Русского государства ; действовал при первом Ростовском епископе Феодоре и преемнике его Иларионе и имел сношение с самим равноапостольным князем Владимиром; говорится также, что, когда Авраамий поселился близ Ростова, там еще целый конец Чудский поклонялся каменному идолу Велеса, и что преподобный с помощию явившегося ему Иоанна Богослова сокрушил этого идола, и хотя много потерпел от неверных, но своими молитвами, наставлениями, терпением и благоразумием мало-помалу привлек всех их ко Христу от мала до велика . Правда, в настоящем житии Авраамия встречаются значительные несообразности, которые и расположили некоторых относить время подвигов его то к 1-й, то даже ко 2-й половине XII в. : представляется, например, будто во дни Авраамия Ростов был уже Владимирскою областию, будто Авраамий, оклеветанный пред великим князем Владимиром, имел с ним сношение во Владимире на Клязьме; будто, когда Авраамий оправдался, святой князь устроил монастырь его своим монастырем, сделав его высшим всех обителей ростовских, даровал ему многие имения, и будто Авраамий за труды свои удостоился получить имя архимандрита, которое становится известным в нашей Церкви не прежде XII в. Но нетрудно понять, как могли вкрасться в житие Авраамия все такие несообразности.

http://sedmitza.ru/lib/text/435789/

596 Пример преп. Коприя (f ок. 530) из обители преп. Феодосия. Иноки обители нашли его за монастырской оградой на отсюда имя Коприй, где родила и оставила его мать. Приюты для подкидышей назывались 597 Например, подвижник газской киновии Еваге второй половины начала VII в. преп. Виталий, проявивший свое служение миру в столице Египта Александрии. Также пример Авраамия Затворника, спасшего свою племянницу Марию из пучины разврата. В Константинополе при Юстиниане строились особые приюты для «кающихся грешниц», называвшиеся дом покаяния. В этих домах покаяния видят монастырское учреждение. 598 Кроме указанных благотворительных форм монашеского служения миру, надо иметь в виду и другие, тесно сближавшие монастырь с христианским миром, например участие монахов в распространении христианства. Besse. Op. cit. P. 431 sq. См.: Казанский П. соч. Т. И. С. 288–289. 600 Эти больница и богадельня, подробно изображенные со стороны организации в уставе, данном монастырю императором, не раз описывались в нашей литературе. См.: Безобразов для внутренней истории Византии: Неизданные монастырские уставы//Журнал Министерства народного просвещения. 1887. Кн. XI (Т. 254). С. 66–74; Соколов И. Состояние Византийского монашества… С. 528–630; Дмитриевский А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. ч. I Предисловия. С. подлинный текст С. 682– 699; Свящ. Добронравов за больными… С. 82–86. 601 PG. Т. 34. ; рус. пер.: С. 40–43. Любопытно отметить, что этот рассказ повторяется и в византийской письменности в доказательство того, что оба пути одинаково спасительны: и путь безмолвия, и путь деятельной любви (статья Мюнхенской рукописи X в. с именем Анастасия Синаита («О различных видах спасения души и покаяния»). См.: Суворов истории нравственного учения… С. 59–60; ср. 34). Два монашеских направления уживались мирно, не мешая друг другу; мы их встречаем нередко в одних и тех же памятниках аскетической письменности. Например, блаж. Феодорит с сочувствием передает речь Аммиана к Евсевию, призывающую затворника к служению ближнему, а в другой раз оправдывает созерцательную любовь к Богу в ущерб служению братьям-христианам. См.: История боголюбцев. Гл. 4, 21. PG. Т. 82. ; рус. пер.: С. 65–66, 183–184.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

И в том, и в другом житии можно найти несколько разногласий с показаниями Иакова Черноризца и первоначальной летописи. Со стороны формы бросается в глаза сходство с греческими образцами; та же искусственность в построении приступов, то же стремление вести биографию за все время жизни святого, хотя бы для этого недоставало исторического материала, та же риторическая напыщенность, то же обилие общих фраз и сравнений, способных, по мысли автора, восполнить собой скудность фактического содержания. Особенно страдает такими недостатками житие Бориса и Глеба, потому что относительно их автор не мог так много узнать, как о Феодосии Печерском , который жил почти на глазах у него и своей деятельностью выдавался в ряду своих современников. После Нестора по его стопам в XIII в пошел преподобный Ефрем, ученик святого Авраамия Смоленского, прославившегося юродством и учительством в XII-XIII в. Принадлежащее Ефрему житие святого Авраамия 229 носит на себе явные следы подражания Несторовым житиям: с них он списывает приступ; подобно им в изложении старается вести полную биографию святого Авраамия за всё время его жизни, впадает часто в общие фразы, не идущие к делу, отступления и риторическое прикрасы. По стопам же Иакова Черноризца пошли в XIII в. неизвестный по имени составитель сказаний о святом Леонтии Ростовском, Симон, епископ Владимирский, и Поликарп, инок печерский. Сказание о святом Леонтии 230 не есть полное житие, а рассказ о месте рождения святого Леонтия, о двух его предшественниках по кафедре и о чуде, которым он склонил ростовцев к христианству; в качестве приложения присоединено к этому известие об открытии мощей святого Леонтия, об установлении празднования его памяти, о совершившихся вскоре двух чудесах и похвальное слово святому.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

В этот приезд я вошел в контакт с администрацией завода. Меня поместили в том помещении заводского дома, где останавливается инженерная «элита». Chef de personnel принял меня любезно и обещал свое содействие, если бы понадобилось поддержать религиозную жизнь среди русских. Постепенно приход окреп. Молодой настоятель, живой, горячий, но приятный в обращении, сумел сплотить прихожан вокруг себя. Организовалась прекрасная школа, которую поручили опытной учительнице–фребеличке. К сожалению, через несколько лет я огорчил приход, отняв от него о.Авраамия… Я послал его в Африку с миссионерской целью, считая ее соответствующей его монашескому пути. Однако там никакой миссионерской работы нет, а прихожан мало. Сколько раз я слышал укоризну от южинцев: «Зачем вы взяли от нас о.Авраамия!» На место о.Авраамия я назначил о.Алексея Медведкова (из Эстонии). Старый протоиерей, хороший, благочестивый батюшка, но столь придавленный нуждой, забитый, запутанный в семейных своих делах, что он духовно опустился. С ним приехала в Южин работать по контракту целая группа рабочих — весьма деморализованная компания, которая его терроризировала и не выпускала из своего окружения. О.Медведков прослужил года три–четыре Преемником его я назначил протоиерея Иоанна Попова (из Лилля), священника из казаков. Эстонская группа заявила мне протест: «Какого–то казака нам прислали!» Я им ответил: «Прислал протоиерея». О.Попов оказался между двух группировок: казаками и эстонцами. В прошлом году ему пришлось пережить ужасное потрясение. При очередной проверке церковных сумм о.Попов обнаружил недочет в 2000 франков. Староста умолил его об этом не разглашать, обещая растрату покрыть. О.Попов молчал, удостоверившись, что староста понемногу растрату покрывает. Однако Церковный совет про беду прослышал и привлек старосту к ответу.

http://azbyka.ru/fiction/put-moej-zhizni...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ Статья из энциклопедии Древо : drevo-info.ru Прп. Авраамий Галичский с иконой Божией Матери Умиление Прп. Авраамий Галичский. Икона XVII в. (ЦАК МДА) В 1608-1631 годах над находящимися под спудом в монастыре мощами прп. Авраамия был возведен каменный Покровский собор, в Ильинском приделе которого находилась гробница преподобного (св. Авраамий скончался в Ильин день). В 1857 г. придел разобрали, и в 1857-1867 гг. над мощами преподобного был построен собор в честь иконы Божией Матери «Умиление». В 1896 г. над мощами освятили серебряную раку. В XVI-XIX вв. преподобный Авраамий являлся одним из наиболее почитаемых святых Костромской земли, в это время в крае существовало несколько десятков храмов с престолами в его честь. Первые три из четырех монастырей, основанных прп. Аврамием Городецким в XVIII в., были упразднены и обращены в приходские церкви (в 1773 и два - в 1764), однако Авраамиев Городецкий монастырь по уважению к покоящимся в нем мощам преподобного закрыт не был. Рака преподобного Авраамия была изъята в 1922 г., но мощи в советское время никогда не вскрывались. Иконография Иконография преподобного Авраамия Галичского сложилась к нач. XVII в. В Сводном иконописном подлиннике XVIII в. облик святого описан так: «Сед, власы просты, брада аки Кирилла Белозерскаго , ризы преподобническия и схима, в руках образ Пресвятыя Богородицы с превечным младенцем Иисусом Христом» ; в др. руководстве сказано: «Сед, брада космачками, как у Предтеча, власы с ушей, ризы преподобническия» . На иконе второй пол. XVII в. (ЦАК МДА) он изображен в рост, с благословляющей десницей и Галичской (Умиление) иконой Божией Матери в левой руке.

http://drevo-info.ru/articles/25107.html

Преподобный же никакоже сего восхоте слышати, ниже чести некия взыскати, или имети; но абие отиде в незнаемые страны, и по благословению Божию прииде в Чудский конец, близ града Ростова, и ту обита при эзере нарицаемом Неро, малу колыбицу себе поткнув (т. е. поставил малую хижину), неподалече каменнаго идола Велеса, и нача обитати во оной. Того идола преподобный молитвами своими, и данною ему (в видении) тростию от святаго Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, сокруши, и в ничто обрати: и на оном месте храм святаго Богоявления постави. И Ростовских жителей, от тьмы идолобесия, приведи святым крещением всех ко Христу при первом Ростовском епископе Феодоре, а вторым Ростовским епископом Иларионом, с совета великане князя Владимира, и сына его Бориса, произведен во архимандрита. Обитель составив, и братию о Христе Иисусе добре утвердив, диавола посрами, и Богу преискренне угоди, доспев глубокой старости, преставися ко Господу, его же всем сердцем возлюби. В лето 6518 (от рождества же Христова 1010 года), месяца Октовриа в 29 день и погребен на правой стране же мощи его обретены нетленны во дни великаго князя Ярослава Владимировича, брата снятых Бориса и Глеба, убиенных от брат его и их, Святополка, в лето от рождества Христова 1054-е, в земли лежали оные святые мощи 44 Житие преподобного Авраамия Ростовского показывает, что в X веке Валаамский монастырь, привлекая к себе благочестивых людей, сам имел влияние на уничтожение в России язычества, содействовал к обращению идолопоклонников в православную Христову веру и развивал иночество в обществе христиан. При том устройстве, какое имел Валаам по описанию жизни св. Авраамия, легко догадаться, что деятельность Валаама в лице св. Авраамия не была единственным случаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010