Сообщается о преподобном Патермуфии еще, что он много раз переходил реку Нил по верху воды. А однажды, когда несколько человек из братии собрались в одной келлии и, при запертых дверях беседовали о спасении души, святой стал посреди их, как некогда Христос Господь посреди Апостолов. Так был велик в деле чудотворений преподобный Патермуфий, исполненный благодати Божией. Он преставился ко Господу, проведя много лет в угождении Богу Память преподобного Коприя Святой Коприй, самовидец святого Патермуфия и повествователь о чудесах его, был саном пресвитер и также имел от Бога благодать чудотворения. Он жил в тех же египетских странах, исцеляя различные болезни в людях и изгоняя злых духов. Когда однажды он рассказывал собравшимся к нему братьям на пользу душ их, о жизни преподобного Патермуфия и о других святых, то один брат, не доверяя его рассказам, не слушал его и задремал. Но вот во время сна своего он увидел в руках святого Коприя книгу, написанную золотыми письменами, из которой он и рассказывал нечто братии. Около него стоял светозарный муж, почтенного вида, украшенный сединами. Этот муж, грозно взглянув на дремавшего, сказал: — Почему ты не веришь тому, что говорится, и, не слушая, дремлешь! Брат, воспрянув в ужасе от сна, тотчас сказал другим о том, что видел, и с тех пор стал с верою и вниманием слушать все беседы святого Коприя. Однажды у преподобного находились странствующие иноки, пришедшие к нему послушать его бесед на спасение души. В это время к дверям келлии подошел один поселянин с сосудом, наполненным песком, и стал дожидаться, когда старец окончит свою беседу. Братия же, увидев человека и песок, спросили старца: — Для чего принесен этот песок? Старец ответил: — Не следовало бы мне, о чада, говорить вам об этом, чтобы не показаться тщеславящимся делами Божиими и чтобы не потерять воздаяния за труды свои. Но так как я вижу, что вы предприняли долгое и трудное путешествие к нам, то не скрою от вас того, а для вашей пользы поведаю вам дела Божии, какие Бог благоизволил совершить через нас грешных. Земля того селения, которое находится поблизости от нас, была весьма неплодородна, и от хлеба, какой сеяли на нивах, едва-едва получалось обратно посеянное. Какой-то червь поедал прозябения и подгрызал колосья, прежде чем они созревали. Жители того селения все были идолопоклонниками, но с помощью Божией благодати, мы всех их обратили в святую веру и окрестили. Ставши христианами, они явились к нам и стали умолять нас, чтобы мы помолились за них Христу Богу, дабы Он послал их земле плодородие. Мы им сказали: |
Однажды Патермуфий зашел к болящему брату и застал его мертвым; облобызав тело его, он спросил мертвого: «что лучше для тебя, – отшедши, жить со Христом, или еще с нами в теле пребывать?» Инок воскрес сел и стал говорить: «для чего ты меня возвратил? Для меня лучше, отшедши, жить со Христом, а во плоти жить не хочу». «Спи же с миром и о мне молись», отвечал старец. Тот лег и уснул на веки. Надобно заблаговременно каяться Придя к одному больному иноку и видя, что он, умирает, Патермуфий сказал ему: «почему не готов ты к смерти? Думаю, что совесть, обличительница твоя, с тобою туда идти хочет». «Прошу тебя, отче, сказал инок, помолись за меня Богу, чтоб Он дал мне еще времени для покаяния». Старец отвечал: «теперь ли ищешь времени для покаяния? а прошедшее время где? И что делал ты во все дни иночества твоего? Разве ты не мог прежних язв уврачевать? Напротив, ты новейшие еще прилагал». Инок болящий усилил свою просьбу к старцу. «Пожалуй, если не станешь прилагать злые дела к злым, помолюсь; ибо благ Господь, человеколюбив и долготерпелив, и подаст тебе несколько времени для очищения грехов твоих.» Став на колени, помолился и потом сказал; «вот три года Господь дает тебе в сей жизни, только покайся,» – и, взяв за руку его, поднял здоровым. Чрез три года покаявшийся явился в собрание иноков, беседовал с ними о плодах покаяния, – потом, как бы вздремнув, предал душу свою в руки Божии без болезни и без страха, – уснул как бы сладким сном. Преп. Коприй пресвитер Вера в писания отцов полезна Преп. Коприй часто рассказывал братии о чудесах из жизни св. Петермуфия, но один инок не верил тому. Воздремавши, он увидел в руках Коприя книгу, написанную золотыми буквами, и близ него увидел светлого старца, который, грозно воззрев на дремавшего, сказал: «почему ты не веришь сказываемому и не внимая дремлешь?» После сего инок слушал с верою и вниманием. Вера оплодотворяет землю Близ монастыря было идолопоклонническое село, Обращенное потом в христианство; но земля около его была бесплодна. Люди стали молить преп. Коприя, чтобы он молитвами к Иисусу Христу испросил плодородие земле. Святой сказал: «мы помолимся, только бы была вера с вашей стороны»; поселяне набрали около келлии песку, который, по благословению Коприя смешивали с зернами хлеба; от того был великий урожай. Впоследствии поселяне часто брали у святого благословенный песок. Еретика жжет огонь |
Скачать epub pdf Память преподобного Коприя Память 24 сентября Святой Коприй родился на гноище 5995 близ стен обители преподобного Феодосия Великого, начальника общежития. Мать его бежала от преследования агарян со многими другими, чтобы искать себе защиты у стен обители преподобного. Когда агаряне удалились, монахи вышли из монастыря и нашли на гноище новорожденного младенца. По приказанию своего игумена, великого Феодосия, они взяли младенца и нарекли ему имя Коприй. Ребенок питался козьим молоком. Для сего иноки нарочно выбрали из стада особую козу. Всякий раз, как младенец просил пищи, коза сия сама отделялась от стада овец, среди коих она паслась, сходила с горы и, накормив младенца, опять возвращалась в стадо. Так делала она до тех пор, пока младенец не стал принимать твердой пищи. Когда юный Коприй достиг совершеннолетия, его особенно полюбил преподобный Феодосий Великий. За свою благочестивую жизнь он вскоре соделался жилищем Святого Духа; даже дикие звери слушались его. Так однажды он увидел в монастырском саду медведя, пожиравшего огородные овощи; святой взял зверя и вывел вон из сада, запретив ему более входить туда. В другой раз он поднимался на гору вместе с ослом, чтобы привезти в обитель дров. В то время, как он начал собирать дрова, медведь укусил осла в бедро. Тогда святой Коприй возложил на медведя дрова и сказал ему: – Ты теперь должен работать до тех пор, пока осел выздоровеет. Медведь послушался его и носил дрова и воду, пока осел выздоровел; тогда только преподобный простил зверя. Некоторое время святой Коприй служил в монастырской поварне; однажды кушанье в котле стало кипеть и выходить через край. Не найдя вблизи ложки, преподобный начал снимать пену обнаженною рукою, затем рукою же помешал кушанье в котле и тем прекратил кипение, а сам остался совершенно невредим. Преподобный достиг 90-летнего возраста и сиял среди иноков как солнце. Он удостоился получить священный сан и был украшен всякими добродетелями; часто, удаляясь в уединенное место, он усердно молился Богу. Преподобный Феодосий Великий, уже в то время скончавшийся, являлся иногда ему и, став рядом, пел молитвы вместе с ним. Явившись ему в последний раз, он сказал ему: – Вот, Коприй, настала пора оставить тебе временную жизнь; приди к нам в уготованное для тебя место упокоения. Вскоре после сего видения дивный угодник, поболев малое время и простившись с подвижниками, преставился ко Господу 5996 . Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное |
В «Истории монахов» есть еще несколько интересных эпизодов: речь в них идет не об обращении в христианство язычников, а, скорее, об укреплении веры у самих христиан. Происходило это в форме полемики, «агона», и случалось, как правило, в присутствии смущаемых еретиками мирян. Условно эту функцию монахов по отношению к миру, наряду с обычным миссионерством по отношению к язычникам, мы условно назовем «внутренней миссией». Наиболее наглядно такая миссия проявляется в одном из эпизодов рассказа про авву Коприя (сар. 10 ). Оказавшись в городе 523 , авва сталкивается там с манихеем 524 который активно проповедует свое учение. Коприй вступает с ним в полемику, но манихей оказывается чрезвычайно изворотливым. Тогда Коприй предлагает ему испытание: вместе с ним войти в огонь, разведенный на городской площади. Манихей «пропускает» авву вперед себя. Коприй выходит из пламени невредимым. Манихей начинает упираться, и толпа вталкивает его в огонь силой, а затем, полуобгоревшего, со свистом изгоняет из города, Коприя же почетно провожают в городскую церковь . Помимо прочего, этот эпизод содержит ценные указания о распространении манихейства в Египте в IV в. 525 . Еще одно возможное указание на «внутреннюю миссию» мы находим в греческой версии рассказа об авве Евагрии: авва часто ходит в Александрию и «затворяет уста языческим философам» 526 . Если вспомнить при этом, что преп. Антоний предпринимает второе путешествие в Александрию с тем, чтобы там обличить арианскую ересь, то подобная функция монаха может быть зафиксирована вполне отчетливо. Возможно, эта роль монаха имеет ряд параллелей с представлением о нем как о «гаранте» веры, что мы видели в случае с преп. Антонием. Здесь следует упомянуть очень любопытный рассказ о преп. Макарии Египетском , воскресившим покойника, чтобы посрамить еретика. Он, как нам представляется, наглядно выявляет все ту же функцию монаха – «гаранта» веры и имеет ряд сюжетных параллелей с рассказом о Коприи. В «Лавсаике» мы находим лишь упоминание об этом чудесном событии: по пустыне прошел слух, что преп. |
Синод: «я и сам убеждаясь совестью и внушением Божественной благодати, признаю мощи сии святыми и что мощи прав. Прокопия Усьянского огласить, за святые не только можно, но и должно». При мощах и до сих пор совершаются чудесные исцеления. (Сказания о Вологодских свв. Верюжск. стр. 547–559). Нижнеломовская Казанская икона Богоматери явилась в 1643 году близ Нижнего Ломова в 26 верстах от г. Пензы. Карповская Казанская икона Богоматери в 1725 г. перенесена из Карповской пустыни в Курский Знаменский монастырь. Казанская икона Богоматери, находящаяся в Каташинском Николаевском монастыре, Черниговской губернии, явилась до 1622 года. Каплуновская Казанская икона Богоматери явилась в 1689 году в Каплуновке, в 20 вер. от Ахтырки. Казанская икона Богоматери в Тобольске явилась в 1661 году. Казанская икона Богоматери, находящаяся в Ярославском женском монастыре, явилась в 1588 году. (Месяц. Вост. А. Сергия. Т. 2 стр. 180). 9-е число Св. священномуч. Панкратия, еп. Тавроменийского. Св. священномуч. Кирилла, еп. Гортинского. Свв. преподрбномуч. Патермуфия и Коприя и св. муч. Александра воина египтян. Препп. Патермуфия и Коприя. Св. Феодора, еп. Едесского и иных с ним. Явление чудотворного образа Пресв. Богородицы на Колоче. (Мучч. Андрея и Прова. Освящение храма Богоматери на источнике. Кипрские иконы Божией Матери). Священномуч. Панкратия, епископа Тавроменийского Св. Панкратий родился в Антиохии и был современником земной жизни Господа нашего Иииуса Христа. Отец его слышал много о чудесах Спасителя и отправился в Иерусалим, чтобы видеть Христа. Он был свидетелем многих чудес, познакомился с некоторыми из апостолов. Панкратий стал известен апостолу Петру. Возвратившись в Антиохию, отец свят. Панкратия, после вознесения Господа, крестился со всем своим домом. По смерти родителей, Панкратий бросил наследство, ушел в Понтийские горы и поселился в пещере, проводя время в посте и молитве. Здесь его нашел апостол Петр и, посоветовавшись с апостолом Павлом, поставил его епископом в Сицилийский город Тавромению. Панкратий отправился в путь и дорогою убедил корабельщиков принять христианство . По прибытии на место служения, он также сделался виновником многих обращений, так как его приезд в город сопровождался чудесами. Рассказывают, что идолы и храм, в котором они заключались, пали и разбились сами собою, когда корабль, везший Панкратия, подошел к гавани и святой вышел на берег. Во время нападения на город врагов, Панкратий отправился им на встречу с клиром, неся в руках крест. Вид епископа так устрашил и поразил врагов, что они стали поражать друг друга, а оставшиеся в живых приняли христианство. Вообще, благодаря усилиям св. Панкратия, христианство распространилось в окрестной стране. Епископ являлся образцом христианской любви, но это не спасло его от злобы язычников; однажды они напали на Панкратия и убили его. Мощи его хранятся в Риме в Загородной церкви муч. Панкратия. (Четьи-Минеи). Священномуч. Кирилла, епископа Гортинского |
По молитве св. Прокопия юродивого, заступлением Пресвятой Богородицы, спасен Устюг от каменной тучи, и, в то же время, от Ее иконы истекло многоцелебное миро, в конце XIII века. Чет. Минея в Житии св. Прокопия. 9 Св. священномуч. Панкратия, еп. Тавроменийского. Христов самовидец, ученик ап. Петра, поставленный им во епископа Тавроменийского. Убиен неверными. Чет. Минея. (Act. SS. apr. I. р. 237–243.) Март. Р. 3 апр. Вторично воспоминается 9 февр. Есть служба. Св. священномуч. Kupu лл a , еп. Гортинского. Пострадал в царствование Декия от Лукия, имея от роду 84 года, святительствовав 50 лет. Чет. Минея из Вел. Четии. (Act. SS. iul. II. р. 682). Мес. В. Март. Р. Свв. преподобномучеников Патермуфия и Коприя, и св. муч. Александра воина. Египтяне. Коприй сначала отвергся Христа, но обличенный Патермуфием, своим наставником, раскаялся, и с ним обезглавлен по приказанию Иулиана. Александр, один из воинов, обращенный к Иисусу Христу сими преподобными отцами, скончался в разжженной печи. Чет. Минея от Вел. Четий сокращенно. (Act SS. iulii II. р. 698). Мес. В. Март. Р. Препп. Патермуфия и Коприя, египетских подвижников. Патермуфий, до поступления в иночество, был старейшиной разбойников. Очистив свою душу покаянием, удостоился дара чудотворений. Любимым его занятием было служить больным и печься о погребении умерших. Преп. Коприй был самовидец подвигов преп. Патермуфия, сказитель чудес его, и сам чудотворец. Жил в 4 веке. В 394 г. преп. Коприю было около 90 лет, а наставника его уже не было в живых. Чет. Минея от Руфина пресвитера (гл. 9). (Она пишет о сих препп., чтобы показать различие между ними и преподобномучениками, соименными им). Св. Феодора, еп. Едесского, и иных с ним угодников Божиих. Из иноков обители св. Саввы, рукоположен во епископа в царствование Михаила и Феодоры. Будучи в Вавилоне по делам своей церкви, исцелил и обратил к Иисусу Христу Персидского царя Мавию, преемника Адрамелехова, который впследствии, под именем Иоанна, соделался мучеником с тремя своими отроками христианами. Св. Феодор скончался в Иерусалиме. В его время подвизались два брата: преп. Феодосий, столпник Едесский, и преп. Иоанн, пустынник в странах Вавилонских. |
128. Особенно полезное напоминание в наше время... 129. Разумеются те, кто держат волосы в диком беспорядке, чтобы внешним видом производить впечатление чего-то необычайного... 130. Факт весьма знаменательный: в одной обители нашлось несколько человек, знающих латинский, греческий и египетский языки!.. 131. Сего святого подвижника надлежит отличать от Аммона Нитрийского, о котором говорится в 30 главе, и от Аммона Тавеннского, отца 3000 монахов, о котором говорится в 3-й главе. 132. Разумеется крокодил. Крокодилы походят издали на длинную глыбу черной земли, - говорит Норов. 133. См. прим. к гл. 24-й. 134. Путешественники с кротостью приняли укор в недостатке веры, но едва ли был прав и укоривший. Как некогда, во времена гонений, Церковь неодобрительно смотрела на тех, кто сами вызывались на мучения, так не следует добровольно, без всякой нужды подвергаться очевидной опасности в надежде на помощь свыше... 135. Память преподобных Патермуфия и Коприя - 9 июля. Их следует отличать от соименных им святых мучеников, также подвижников пустыни египетской, пострадавших при Юлиане. О святом Коприи упоминают Созомен, кн. VI, гл. 28, и Никифор, кн. XI, гл. 34. Никифор говорит: " Коприй получил благодатный дар изгонять демонов и разнообразных исцелений " . В VI веке известен был еще Коприй, подвижник палестинской обители святого Феодосия Киновиарха, скончавшийся около 530 года. Память - 24 октября. 136. " На восточном берегу (Нила) продолжающиеся к югу (от Гермополя) горы аравийские испещрены пещерами. Это - древнейшие каменоломни и гробницы. И здесь-то были фиваидские уединения, прославленные чудными делами христианских подвижников. Они начинались от нынешней Миниэты и тянулись далеко на юг " ... Прим. к главе 141 " Луга Духовного " в переводе преосв. Филарета. С. 274. Палладий, проведший четыре года близ Гермополя и Антиноэ, говорит, что здесь было до 20000 иноков - великих подвижников. Палладий " Лавсаик " , гл. 81. О знаменитейших из них и идет рассказ преподобного Коприя. 137. Ограбление могил - порок, распространенный в древности. Ср. 77 и 78 гл. " Луга Духовного " в новом переводе. Сильное обличение его смотри, например, в творениях св. Григория Богослова. Т. V. Стихотворения. |
Скачать epub pdf Житие и страдание преподобных отцов Патермуфия и Коприя и с ними Александра мирянина Память 9 июля Император Юлиан 4504 , сначала веровавший во Христа, а потом уклонившийся по действию диавола снова в язычество и ставший сыном сатаны, отправился на войну с персами. По пути в Персию он пролил много крови святых и, будучи в Антиохии, схватил двух антиохийских пресвитеров, Евгения и Макария, которые, после продолжительной пытки, были им сосланы в Мавританию, в заточение. В то время в египетских пустынях жили два преподобных мужа, Патермуфий и Коприй; они пребывали в полном единомыслии и вместе служили Богу. Патермуфий был старше годами и более опытен в подвигах иноческих и крепок добродетелью, Коприй же, младший первого по годам, был еще не вполне утвержден в иноческой жизни, имел в Патермуфии своего наставника и отца духовного. Прежде чем они были подвергнуты мучениям, Коприй рассказал Патермуфию следующее, бывшее ему ночью во сне, видение. – Видел я, – говорил он, – отверзающиеся небеса и некоторого светлого мужа, который, с жезлом в руке, шел ко мне. Потом я увидел, что навстречу ему идет с другой стороны кто-то черный, который зажигает огонь и распространяет вокруг себя дым. Этот черный простер руку и взял меня; очутившись в дыму, я находился в крайне бедственном состоянии и со всех сторон мне грозили опасности, а тот светозарный муж далеко ушел от меня. В это время с неба раздался голос: «плод этого человека будет разорван, но потом снова будет употреблен на доброе дело». После этого видения я, в смущении, проснулся. – Не хорош этот сон! – сказал Патермуфий. – Боюсь, как бы ты не отступил от Бога живого. Вот, преступный император Юлиан отрекся от Христа и воздвиг гонение на Церковь Божию. Думаю, что и мы будем подвергнуты мучениям. Смотри же, чадо, не отрекайся от Христа из боязни пред мучениями, будучи обольщен обещаниями наград. Бойся Бога, помни Его заповеди, и будь мужествен. После этого видения прошло немного времени, и император Юлиан с большим войском прибыл в Египет. Услышав, что в египетских пустынях живет много пустынников, он послал туда воинов, чтобы они захватили всех, кого найдут. Тогда были взяты вышеупомянутые отцы, Патермуфий и Коприй, и приведены на допрос к мучителю. И спросил Юлиан преподобного Патермуфия: |
Мощи преподобного Кирилла обретены были нетленными при основании нового храма, отроившегося по обету спасенного от бед боярина Иорозова. По определению собора, они свидетельствованы были Вологодским архиепископом Маркеллом; а в 1652 году августа 22-го дня перенесены были в раке в новый храм», где и ныне почивают, источая чудеса 31 . «По успении твоем, блаженный, и твоя рака – учитель нам: истекающими из нее чудесами, возбуждая к трудам и подвигам, говорит нам: любите Господа, чтобы обрести благодать вечную; не ставьте ничего выше Его, дабы тогда, как приидет Он, найти покой с избранными. О! да сподобимся мы того твоими молитвами» 32 . † Память препод. Аврамия и Коприя Печенгских По ркп. описанию святых Вологодских, «преподобные отцы Аврамий и Коирий, иже у Спаса на Печенге, быша в лето 7000 (1492)». Спасская пустынь на речке Печенге, закрытая в 1764 году, находилась в 20 верстах от Вологды, в Грязовецком уезде. В 1492 году блаженные ревнители пустынной жизни в первый раз поселились в здешнем, тогда глухом, лесном месте. Много надобно было им вытерпеть разных нужд и скорбей: но они твердо подвизались для Господа до гроба. Мощи их почивают под спудом в Спасской церкви, ныне приходской 33 . Препод. Николая исповедника, игумена Студийского Богаты были VΙΙΙ и начало IX-ro столетия исповедниками и мучениками, охранявшими чистоту христианского учения и неустрашимо возвышавшими голос в опровержение одно за другим возникавших заблуждений. Между прочими свирепствовала ересь иконоборства и производила сильное смятение на Востоке. Казни и пытки за иконопочитание почти не прекращались, но православные не отступали ни перед какими мучениями и громогласно заявляли свое почитание Господа и Святых Его в их изображениях. Одним из претерпевших за иконопочитание жестокие истязания и изгнание был преподобный Николай, игумен Студийского монастыря. Он родился в 793 году в Крите, в гор. Кидонии. Достигнув 10-летнего возраста, был отдан родителями в Студийскую обитель, в Константинополь, где находился в иночестве дядя его Феофан. Предотавленный дядею игумену монастыря Феодору, мальчик был помещен игуменом в училище, находившееся при монастыре. Когда же он пришел в возраст, то был пострижен в иночество и принял сан священства. |
В Июне: 2-го – св.м. Иоанна Сочавского, «от великой Минеи Четьи и от Пролога. Списанное Григорием монахом, игуменом обители Пантократовы, иже бе пресвитер церкве Молдовлахийския», во втором месяцеслове: «в Прологу л. 2, в Чете л. 41» (по новому счету – лл. 31–34), рассказ Святителя во всем согласен с житием в ВЧМ; 9-го – св. преп. Кирилла Белоезерского, «от великия Минеи Четьи сокращенно и от Пролога», в самом житии Святитель говорит: «Жития и чудес Преподобного обретается история пространно написанная в обители его и в великой Минеи-Четьи блаженного Макария митрополита, яже есть в соборной богородичной на Москве церкве», в ВЧМ, июнь, л. 127–156, обширное житие. Святитель передал его свободно и сокращенно; 12-го – преп. Петра Афонского, «от великия Минеи Четии» (ВЧМ, июнь, л. 177–186), Святитель передал только первую половину жития, до чудес (л. 183 об. а). В Июле: 1-го – житие свв. бессребреников Косьмы и Дамиана, «от великия Минеи-Четьи», источник (ВЧМ, июль, л. 5 об. б) передан несколько сокращенно; 3-го – св.м. Иакинфа, «от великия Минеи-Четьи, она же указана и во втором месяцеслове (см. июль, лл. 24–26); 5-го – преп. Афанасия Афонского , «от великия Минеи Четьи сокращение», в первом месяцеслове: «у Межигоре великое его житие на целую книгу», во втором: «в Прологу 4 листа, в Чете 27 листов», кроме того в самом житии Святитель говорит: «Пишется пространно в особой книге жития его»; повествование Святителя вполне согласно с житием, которое в ВЧМ (июль, л. 35а-61 об.), но переданы только наиболее важные, «изряднейшие деяния» ; 9-го – преп. Патермуфия и Коприя, «от великия Минеи Четьи сокращенно», та же Четья-Минея указана и во втором месяцеслове; Святитель, выпустив некоторые отделы (см. лл. 85 об. –86 об. и 87а), остальное передает почти буквально по источнику; в примечании к житию, из тех же ВЧМ, Святитель помещает вопросы Коприя, опустив лишь один – о 72-м псалме; 10-го – свв. 45 мучеников в Никополе Армейском пострадавших, «от великия Минеи-Четьи сокращенно», тот же источник и во втором месяцеслове (ВЧМ, июль, лл. |
| |