Историки прежнего времени доверчиво пользовались данными жития, излагая историю распространения христианства в нашем крае, а так же историю русского монашества. Но памятник в разных своих редакциях представляет внутренние несообразности и противоречит другим историческим данным о христианстве в Ростове того времени и о монашестве на русском севере. Несообразности объясняли, противоречия примиряли. Было высказано много догадок. По самому житию преп. Авраамий современник свв. Владимира и Бориса и первых ростовских епископов Феодора и Иллариона. Но кажется, только один преосв. Макарий относил деятельность Авраамия к этой ранней эпохе, признавая произвольно годом его смерти 1045. Другие ученые отодвигали жизнь Авраамия Рост. к концу XI стол. Или даже к концу XII. Изучение литературной истории памятника начинается с преосв. Макария, который указал три его редакции. Проф. Ключевский и Голубинский подвергли их критическому изучению. Г. Кадлубовский продолжает их работу притом с новой стороны. Его выводы следующие. Житие преп. Авраамия Ростовского носит черты литературного заимствования из слова Ефрема Сирина о преп. Авраамии Затворнике, память которого совпадает с памятью ростовского святого – 29 октября. Слово Ефрема было распространено в древности на Руси и оставило заметный литературный след на других житиях (преп. Нила Столбенского). Влияние его на житие Авраамия Ростовского объясняется кроме тождества имен и совпадения памятей, еще и скудостью известий о жизни русского святого при известности восточного подвижника. Произведение Ефрема Сирина только главный источник русского жития, но не единственный. На нем заметно отразилось также апокрифическое житие Иоанна Богослова, приписанное Прохору, и народная легенда о борьбе подвижника с бесом, встречающаяся в житии Иоанна Новгородского. В слове Ефрема описание деятельности Авраамия Затворника отличается неопределенностью исторической и географической. Но то же самое можно сказать и о некоторых списках жития русского подвижника, которые не называют имен князей и епископов. Такие списки (проложенный и изданный в Памятниках Старинной Русской Литературы – I вып.), по мнению г. Кадлубовского, и представляют основу сказания в более чистом виде: взяв сюжет из греческого источника, русская легенда не успела еще ввести имена исторических лиц. Это первая версия первой краткой редакции.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

дек. 1928 г. подал соответствующее прошение митр. Сергию (ГА Кировской обл. Ф. 237. Оп. 77. Д. 35. Л. 192). Однако к этому времени церковная ситуация в Глазовском у. изменилась: в кон. 1928 - нач. 1929 г. 3 благочиннических округа, принеся покаяние в подчинении еп. Виктору, присоединились к митр. Сергию. Котельнический еп. Никифор (Ефимов), временно управлявший в нач. 1929 г. Вятской епархией, обратился 14 февр. к митр. Сергию с рапортом, в к-ром просил разрешить еп. Авраамию управлять выходящими из раскола приходами Глазовского у. с временным предоставлением статуса правящего архиерея (Там же. Д. 17. Л. 36). В нач. марта 1929 г. из Патриархии был получен указ, датированный 22 февр., к-рым Авраамию, еп. Уржумскому, поручалось «временно окормлять присоединившиеся приходы Глазовского уезда с непосредственным сношением с Патриархией» (Там же. Д. 1. Л. 64; Д. 81. Л. 19). Под управлением еп. Авраамия оказалось ок. 30 храмов в Глазове и в неск. селах Глазовского у. (ранее, 3 мая 1927, все др. церкви Глазовского у., сохранившие верность митр. Сергию, его указом были переданы Ижевской епархии). С вступлением еп. Авраамия в управление приходами Глазова и Глазовского у. церковная жизнь там стабилизировалась; еп. Никифор писал, что в Глазове все духовенство принесло покаяние и перешло в ведение митр. Сергия (Письмо еп. Никифора «О церковном бунте, поднятом бывшим Глазовским епископом Виктором и по его имени названном «викторианством» и «викторовщиной»» - Там же. Д. 92. Л. 1-51). Приходы, возвращавшиеся из раскола, подавали в Патриархию прошения о воссоединении через еп. Авраамия. Имя еп. Авраамия возносилось за богослужениями во всех храмах Вятской епархии (это было одним из средств борьбы с последователями епископов Виктора (Островидова) и Нектария (Трезвинского) ). После возвращения значительного числа храмов Вятской епархии в юрисдикцию митр.

http://pravenc.ru/text/165077.html

сост. свящ. Сергий Широков Мученики Авраамий (Аврамий) Болгарский, мч. (+1229) Известно, что по своему происхождению Авраамий был волжским булгаром, а по роду деятельности – богатым купцом. После принятия св. Крещения Авраамий взял на себя аскетический подвиг, носил железные вериги и, не оставляя своей профессии, занимался торговлей, доходы от которой тратил на нужды бедных. Авраамий использовал свои торговые поездки для проповеди Слова Божия. В 1229 г. Авраамий прибыл на торги в главный город волжских булгар, Болгар Великий. Своими христианскими проповедями он привлек к себе внимание. Узнав, что он не русский и не находится под защитой Суздальского князя, его арестовали, долго уговаривали отступиться от христианской веры и обратиться в мусульманство. Тогда св. мученик «проклял Магомета и веру болгарскую». Видя непреклонность Авраамия, его повесили вниз головой, а затем обезглавили. Это произошло в 1229 г. Русские купцы, бывшие свидетелями убийства, погребли Авраамия в Болгарах. На месте казни св. мученика забил источник чистой воды, который обладал целебными свойствами. Предание гласит, что первым, кто получил исцеление от употребления воды из этого источника, был мусульманин. Поэтому память св. мч. Авраамия почитается не только среди православных, но и среди мусульман. И сегодня паломники-мусульмане не только из России, но и из Турции приезжают в Болгары, чтобы посетить источник мч. Авраамия. При гробе Святого после его кончины совершалось много чудесных исцелений. Узнав об этом, св. блгв. князь Георгий Владимирский пожелал перенести мощи мч. Авраамия в своей город, о чем начал вести переговоры с властями Волжской Болгарии. Через год, в 1230 г., он с честью перенес мощи Мученика во Владимир, где их торжественно встретили члены княжеской семьи, епископ, духовенство и народ. Они были помещены во Княгинином, или Владимирском Успенском, девичьем монастыре. Здесь святые мощи мч. Авраамия прославились многими чудотворениями. Не случайно он особо почитается во Владимире и в Казани.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Духанина А. В. Проложная редакция Жития Авраамия Ростовского в составе печатного Пролога Проложные редакции занимают особое место в рукописной традиции агиографических сочинений. Как показывают наблюдения, они могут быть интересны в разных аспектах, включая новые языковые и исторические данные, а также предоставляя новый материал для изучения истории почитания святых и истории древнерусской книжности и культуры. Однако такие редакции, как правило, вторичны по отношению к созданным ранее пространным и в связи с этим реже привлекают внимание исследователей. В итоге при достаточно хорошей разработанности текстологии пространных редакций многих агиографических текстов их проложные редакции оказываются изученными гораздо слабее. Это наблюдение можно отнести, в частности, и к Житию прп. Авраамия Ростовского, основателя ростовского Богоявленского монастыря, память которого празднуется 29 октября (по старому стилю) . Рукописная традиция Жития Авраамия Ростовского исследуется с XIX в. Митрополит Макарий (Булгаков) выделил 3 его редакции: первую («кратчайшую»), вторую («более обширную») и третью которые были рассмотрены В. О. Ключевским. Последний согласился с такой последовательностью и выделил, в свою очередь, в рамках первой редакции две группы списков, характеризующиеся наличием или отсутствием имен ростовских епископов и князей, причем первоначальным, по его мнению, был вариант текста без Впоследствии мнение о вставном характере имен ростовских епископов и князей поддержали и другие Последовательность первых двух редакций пересмотрел Е. Е. Голубинский. Он пришел к выводу, что первая редакция, наоборот, была проложным сокращением второй, и предположил, что имена ростовских епископов и князей в некоторых списках этого сокращенного текста появились под влиянием первоначального распространенного текста с Однако мнение Голубинского о соотношении редакций Жития поддержки не в этом вопросе в науке закрепилось традиционное представление, восходящее к митрополиту

http://sedmitza.ru/lib/text/8968692/

И все это дает право заключать, насколько прочные нравственные связи устанавливались между иноками и мирянами благодаря духовничеству. Духовничество было средством огромного пастырского влияния иноков в мирской среде. Это доказывается житиями Авраамия Смоленского и Иосифа Волоколамского. Житие Авраамия даже будет не ясно, если не принять во внимание его духовничество. Преп. Авраамий не игумен монастыря, а рядовой инок – иеромонах, был выдающийся начетчик, обладавший редким даром учительности. Это обстоятельство привлекает к нему народ и увлечение учительным иноком выражается в том, что все стараются выбрать его себе в духовники. Так случилось, что на исповедь к Авраамию ходит «весь город»: бояре и рабы, женщины и дети. Неудовольствие против Авраамия и интрига против него идет со стороны смоленских игуменов и попов именно за духовных детей. Здесь действовало не только оскорбленное самолюбие, но и материальные интересы 20 . Преп. Иосиф Волоколамский, также прославившийся своею учительностью, был духовным отцом аристократии – князей и бояр, которые положительно увлекались представительным и книжным игуменом. К нему стремились на исповедь и женщины. Но так как монастырь Иосифа был не входен женщинам, то исповедь происходила письменно или чрез домовых священников. Послания духовным детям – «вельможам» памятник учительности преп. Иосифа, как духовного отца 21 . Учитель его Пафнутий Боровский тоже славился как духовник. Житие отмечает две черты подвижника с этой стороны: духовническую опытность и строгость. «Прихождаху же ко блаженному не точию иноци но и сущии от mipa, исповедающеся на духовне, занеже зело благоразсуден и добре мoriй разумети сокровенную премудрость, во священных правилах, еже комуждо надобно запрещение давати и . Насколько был строг преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Р од Чюдова монастыря черного попа Ионы из больницы Священноигумена Моисея схимника, священноигумена Ионы схимника, священноигумена Феодосия, Ионы схимника, священноиерея Василия уб(иеннаго), священноиерея Прохора, Ульянею уб(иенную), Ксении, Марии, Саввы, Варвары, Неонилы. Р од Вознесенского монастыря старицы Елены Евфимия схимника, Варсунофии схимници, Евфимии схимници, Маремьяны схимницы, Парасковии схимницы, Иоакима, Фео (Л. 307) фаны схимницы, Александры схимницы. Род Чюдова монастыря старца Дионисия Першина Священносхимника Феодосия, Рафаила схимника, Германа схимника, Марии уб(иенную), Феодоры, Мавры, Марфы, Василия младенца, Ивана младенца, Андрея, Михаила, Татияны, Анисьи схимницы, Феклы схимницы, Василия, Матфея, священноиерея Афонасия, священнодиякона Георгия, Киприяна, Иякова, Козмы, Акилины, Данила. Род деревни Путилкова крестьянина Ивана Новикова Василия, Марфы схимницы, Родиона, Тихона, Настасьи, Соломаниды, Никиты, Евдокеи, Павла, Мавры, Марьи. (Л. 307 об.) Род Василия да Григория Яковлевичей Уньковских Якова, Елены схимницы, Емельяна, Павла, Софьи схимницы, Михаила, Марии, Ульяна, Марфы схимницы, Ксении, Михаила, Федора, Евпраксеи схимницы, Ильи схимника, Федосьи, Федоры схимницы, священноиерея Макария схимника, Преосвященного митрополита Варлаама, Авраамия, Пимина схимника, Иякова, Федора, князя Никиты. Род Ивана Унковского Иоанна. (Л. 308) Род Бориса Петровича Айгустова Бориса, Петра, Татьяны, Феофилакта, Евдокеи, Феодора, преосвященного митрополита Ионы, священноархимандрита Ионы схимника, Евфимия схимника, Ферапонта схимника, Петра уб(иеннаго), Татьяны уб(иенной), Акилины, Стефана, Григория, Дорофеи схимницы, Матрены, Авраамия, Владимера уб(иеннаго), Ивана уб(иеннаго), Устинии, Еремея, Козмы, Афонасия, Анны, Лаврентия уб(иеннаго), Силы, Василия, Ксении, Евфимии, Карпа младенца, Ивана младенца, Антониды младенца, Мавры младенца, Феодосии девицы, Евфимии младенца, Евдокеи младенца, Евфимии младенца, Ирины младенца, Федора младенца, Андрея младенца, Ирины младенца, Максима младенца, Агрипены младенца, Настасии младенца, Анны младенца, Феофилакта, Евдокеи, Нефодия, Ивана уб(иеннаго), Симеона, Ивана, Евдокима, Татьяны, Матрены, Анны девицы, Пелагеи младенца, Алексея младенца, Никиты, Ивана 2-жды, Марии, Марфы схимницы, Стефана, (Л. 308 об.) Ерофея, Евфимии, Корнилия схимника, Мирона, Пелагеи, Анны младенца, Филиппа младенца, Бориса, Авраамия.

http://sedmitza.ru/lib/text/9263644/

М., 1892. 1. С. 21. Ныне этот образ святителя Николая находится с восточной стороны южного столпа в Троицком соборе Лавры. 43 Сказание Авраамия Палицына. С. 152; Житие и чудеса преподобного Сергия, игумена Радонежского… С. 139–140. 44 Сказание Авраамия Палицына. С. 156. В конце декабря 1608 года в лагере у Троице-Сергиева монастыря была Марина Мнишек, направлявшаяся из Ярославля в Тушинский лагерь (Дневник Марины Мнишек / Перевод В. Н. Козлякова. СПб., 1995. С. 128). 45 Сказание Авраамия Палицына. С. 156. Текст Отписки царю осадных воевод князя Григория Долгорукого и Алексея Голохвастова см.: Памятники Смутного времени. Тушинский вор: личность, окружение, время. Документы и материалы. М., 2001. С. 384–385. 46 Акты исторические, собранные и изданные Археографическою Комиссиею. Т. 2: 1589–1613. СПб., 1841. С. 250–251. 213. 48 См. о ней: Архимандрит Макарий. Монахиня Ольга (Годунова) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. М., 2002. 3(9). С. 92–97. 50 Хроники Смутного времени. С. 449. Известно также письмо Соломониды Ржевской, прислуживавшей монахине Ольге во время осады (Хроники Смутного времени. С. 451; Дробленкова Н. Ф. Ржевская Соломонида // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3: (XVII в.). Ч. 3: П-С. СПб., 1998. С. 303–304). Б. Н. Флоря отмечает: настоящее время известны тексты 20 грамот, посланных из Троице-Сергиева монастыря в период его – Флоря Б. Н. Два письма начала XVII в. из Троице-Сергиева монастыря // История русского языка. Исследования и тексты. М., 1982. С. 321. 51 Святитель Филарет, митрополит Московский. Слова и речи. Т. 1: 1803–1824. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2009. С. 28. 54 Сказание Авраамия Палицына. С. 177. В Тушинском лагере в начале января была получена информация, из столичного города Москвы вышел какой-то отряд, возможно, на помощь – Дневник Марины Мнишек.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Наконец и сам игумен исполнился завистию к Авраамию, запретил ему учить и даже удалил из монастыря. Тогда праведник перешел в город и поселился в бедном и малолюдном монастыре святого Креста. Здесь еще более начали стекаться к Авраамию; монастырская церковь всегда была полна богомольцев, жаждавших слышать его поучения; многие приносили ему пожертвования, которые он употреблял на украшение монастыря и церкви и разделял братии и нищим. Зависть и здесь не оставила преподобного в покое: на Авраамия восстало почти все городское духовенство, огорчаясь тем, что он привлекал к себе так много духовных чад. Мало-помалу начали распускать слухи, будто он еретик, читает голубиные книги, живет нечисто, прикрываясь внешнею святостию, и наконец произвели такое волнение в народе, что все жители города обратились к своему епископу Игнатию и просили подвергнуть суду Авраамия. Епископ послал за ним своих слуг, и, в то время как слуги с бесчестием влекли праведника по улицам города, один благочестивый инок по имени Лука Прусин, совершавший девятый час молитвы в монастыре святого архангела Михаила, слышал с неба глас, что Авраамий страждет невинно. На суде епископа, совершавшемся в присутствии самого князя действительно оказалось, что все обвинения, какие взводились на Авраамия, были клеветою. Но, чтобы успокоить мятущийся народ, Игнатий повелел Авраамию удалиться в Богородицкий монастырь, где он был пострижен, и запретил ему священнослужение. Чрез несколько дней один смоленский священник по имени Лазарь, бывший впоследствии преемником Игнатия на епископской кафедре, пришел к этому иерарху и сказал, что город будет строго наказан за несправедливое гонение на человека Божия. Страшная засуха, наступившая в стране Смоленской, оправдала это предсказание.

http://sedmitza.ru/lib/text/435834/

Сказание Авраамия Палицына. 30-е гг. XVIII в. (РГБ. Рум. Л. 1) Сказание Авраамия Палицына. 30-е гг. XVIII в. (РГБ. Рум. Л. 1) А.- автор наиболее значительного сочинения о Смутном времени в России - «История в память предьидущим родом» (более известно как «Сказание Авраамия Палицына»),- излагающего события 1584-1618 гг. Первые 6 глав «Истории», описывающие события от смерти Иоанна Грозного до времени царствования Василия Шуйского , рядом исследователей приписываются перу прп. Дионисия (Зобниновского) и, возможно, только отредактированы А. Основная часть «Истории» посвящена описанию героической обороны Троице-Сергиева мон-ря в 1608-1610 гг., 3-й частью является «Сказание о разорении и освобождении Москвы», последние главы посвящены событиям, связанным с избранием Михаила Романова и вторым приходом под Москву королевича Владислава. Осуждая мятежи, защищая идею стабильности гос-ва и особо отмечая роль простых людей, А. создал по сути офиц. концепцию истории Смутного времени. «Сказание Авраамия Палицына» является не только ценнейшим историческим источником, но и ярко отражает новые черты рус. лит-ры нач. XVII в.: будучи эпическим произведением, оно содержит драматические и лирические элементы, яркие реалистические описания; автор часто использует манеру ритмического сказа, включая в повествование рифмованную речь. Помимо «Сказания» А. приписывают др. произведения: письмо некоего архим. Авраамия Яну Петру Сапеге (Платонов. Очерки), предисловие к копийной книге Троице-Сергиева мон-ря 1614-1615 гг. и «Утешительное письмо преподобному Дионисию» (1619 г., СПбФ ИРИ. Колл. 28. Оп. 1. 7. Л. 117-131). Изд.: РИБ. СПб., 1909. Стб. 473-524, 957-1272; Сказание Авраамия Палицына / Подгот. текста и коммент. О. А. Державиной и Е. В. Колосовой. М.; Л., 1955; ПЛДР. Кон. XVI - нач. XVII века. Л., 1987. С. 162-281, 569-578. Лит.: Кедров С. И. Авраамий Палицын. М., 1880; Корольков Н. Ф. Старец Авраамий Палицын и его деятельность в Смутное время на Руси. СПб., 1902; Платонов С. Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII вв. СПб., 1899. С. 328-329; он же. Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII в. как исторический источник. СПб., 1915. С. 214-229, 274, 285, 441, 454; Солодкин Я. Г. Авраамий // СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 36-44 [библиогр.]; Тюменцев И. О. Очерки по истории обороны Троице-Сергиевой лавры в 1608-1610 гг. Волгоград, 1995. С. 38-48.

http://pravenc.ru/text/62922.html

1 авг. 1991 г., в день памяти прп. Авраамия, еп. Костромской Александр совершил первую Божественную литургию в мон-ре после 60-летнего перерыва. При наместнике обители игум. (с 3 мая 1994 архим.) Никандре (Анпилогове) в апр. 1992 г. был восстановлен надвратный теплый храм во имя свт. Николая Чудотворца, 22 мая 1992 г. в обители начались регулярные богослужения. Ко дню памяти прп. Авраамия 1 авг. 1992 г. на звонницу был поднят колокол, а 1 авг. 1993 г. еп. Александром освящен теплый Покровский собор. В мае 1993 г. найден и расчищен чудотворный колодец, вырытый прп. Авраамием под горой близ озера, и над ним поставлена новая часовня. В окт. 1993 г. на восстановленную колокольню был укреплен крест, а в апр. 1994 г. освящены и подняты колокола. 6 июня 1995 г. архиеп. Александр совершил освящение холодного храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» с приделом во имя прор. Илии. В 1997 г. в память о Дж. Лермонте и его потомках в обители была возведена деревянная часовня. Основными святынями обители являются мощи прп. Авраамия, находящиеся под спудом, вскрытия их в советское время не было; крест от его вериг, выставленный в Покровском соборе. Покров от раки преподобного до 1993 г. находился в Успенском храме г. Чухломы, в 1993 г. помещен в А. Г. м. над новой ракой. Чудотворная икона Божией Матери «Умиление» после закрытия обители исчезла. В наст. время особо почитается точная копия с иконы «Умиление», обретенная при восстановлении мон-ря, а также поясной образ прп. Авраамия с иконой «Умиление» в руках. Среди святынь А. Г. м.- частицы мощей свт. Иннокентия (Вениаминова) Иркутского, свт. Гурия Казанского, свт. Никиты Новгородского. Священноархимандритом мон-ря является архиеп.

http://pravenc.ru/text/62892.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010